Важная информация
  • Отечественный игрострой на ZX

    Автор: Роман Валеев (baralgin1003)

    Суровые 90-е года ХХ века… У каждого из нас свои ассоциации и воспоминания тех былых лет. Но так как тематика журнала не позволяет разгуляться полету фантазии слишком широко, сегодня мы поговорим о геймдеве. Да не простом геймдеве, а постсоветском. Да, да, в то время, как в Европе и Америке гремели Wolfenstein 3D и первый Quake, NFS показала всему миру свои квадратные машинки с железобетонными кустами, а Diablo уже вырвался на волю, в России тоже играли, но в другие игры. Так как обладателями РС в основном были суровые взрослые дядьки, а PlayStation стоила довольно дорого, люди играли в то, на что хватало зарплаты. Выбор был невелик: либо это Dendy, либо SEGA, либо компьютеры эконом класса. На приставках, если честно, я припоминаю лишь несколько игр от российских программистов (ПДД, Поле чудес, Пятнашки и какого-то работника на складе). Это не значит, что у нас игр писать не умели, просто это делали на других платформах. Сегодня я вас познакомлю с отечественными игроделами на моей любимой платформе ZX-Spectrum. На этой платформе было действительно очень много российских игрушек, среди которых были и стратегии, и квесты, и аркады.

    Первой игрой в обзоре я хочу представить мою любимую игрушку «Звездное наследие» от команды “STEP”.



    Это квест с элементами РПГ, который увидел свет в 1995 году. История развивается вокруг секретного агента Земли, корабль которого потерпел крушение на неизвестной планете, находящейся во власти артангов – жабоподобных существ. Все события происходят во вселенной, не безызвестной игры Elite. Сразу после выхода игра стала хитом. Это произошло благодаря продуманному сюжету (главная проблема 8-битных игр), нелинейности прохождения, смены времени суток. Если игрок был ранен, то герой мог умереть от потери крови через некоторое время. Так же он умирает от истощения или усталости.



    В 2001 году появился неофициальный порт на Game Boy Color, а в 2005 игра была портирована на РС без серьезных изменений сюжета. Вскоре были анонсированы еще 2 части игры, но в 2006 проект был заморожен из-за коммерческого провала римейка первой части.

    Вячеслав и Алексей Медноноговы – акулы игростроения на ZX-Spectrum. Ими были портированы игры «X-COM» под названием «НЛО: Враг неизвестен», ее вторая часть «X-COM: Terror from the Deep» под названием «НЛО: Дьяволы бездны», а так же хит тех времен «Warcraft», только под названием «Черный ворон». Помимо этих игр, из-под их пера вышли игры «Приключения Буратино», и «Дурак».

    НЛО: Враг неизвестен



    Выдержка из начала игры:

    "23 октября истребитель ВВС Пакистана на высоте 7000м атаковало нечто. Лётчик погиб, произошло столкновение, горящие обломки посыпались на землю. При их изучении было твёрдо установлено, что они имеют внеземное происхождение. Два дня спустя звено перехватчиков Норвежских ВВС пыталось преследовать подобный летающий аппарат над Шпицбергеном, но потерпело неудачу. Пилот единственного вернувшегося истребителя сообщил, что он испытал нечеловеческий ужас. Аппарат исчез. Стало ясно, что мы подверглись нашествию НЛО - кораблей из космоса...

    Земля начала готовиться к войне. По решению ООН был создан специальный центр уфологов - организация по борьбе с НЛО. В течение месяца NАSА, используя полученные данные, создала РЛС, способную распознавать НЛО. В Петербурге, в подземных ангарах Технического Университета была срочно построена гигантская лаборатория для исследования вне земных технологий и форм жизни. Кроме того, Россия предоставила опытный образец своего нового истребителя "Стерегущий" - самого быстрого и мощного в мире. После специального обучения, вы, человек без нервов, стали его пилотом и, по сути, единственным защитником Земли..."



    Главным отличием от оригинала было наличие боев в реальном времени, в то время как в оригинале была пошаговая система. Сама игра распространялась на двух дискетах. Музыкальный трек был только на заставке, в самой игре он отсутствовал.

    НЛО 2: Дьяволы бездны



    Продолжение первой части. В игру были добавлены элементы симулятора, а так же возвращена пошаговая система боя.

    Черный ворон, 1997



    Геймплей и идеи позаимствованы из Warcraft. Игра повествует о борьбе людей с кунгами – рогатыми человекообразными существами. Игра состоит из 32 уровней, где предстоит сыграть по 16 уровней за каждую сторону. По задумке автора, игра могла дополняться новыми уровнями, но из-за плохой документации было мало желающих создавать дополнения. После выхода игры, автор приступил к написанию второй части игры, но в 2000 году проект был отменен.

    Pussy, 2000



    Забавная игра. За основу игровой механики была взята игра Magical Puzzle Popils, сюжетная линия из фильма «Титаник», а имена главных героев – настоящие имена актеров из «Титаника». Но что самое интересное, что игра была продана за пределы России и успешно продавалась по €3.50.

    DIZZY




    Ох, уж этот Диззи. Символ Cпектрума! Как Марио у Nintendo или Соник у SEGA. Вообще-то персонаж был придуман совсем не в России и основная серия содержит 9 частей, российские энтузиасты сумели написать еще 15 (ПЯТНАДЦАТЬ, мать вашу!!!) частей, это без учета незаконченных или закрытых проектов!

    Battle City





    Эта популярная игра на NES породила целую серию портов. Были как хорошие, так и не удачные реализации. Кто то пытался сделать адаптацию NESовских уровней под меньший размер поля, кто то придумывал свои уровни, новые фишки. Во многих портах был редактор уровней.

    Prince of Persia, 1994, 1996



    Невероятно, но и эта чудо-игра была портирована нашими умельцами. Изначально в 1994 был выполнен порт на «продвинутый» ATM Turbo, а в 1996 на стандартный Spectrum.

    Sextris, 1995



    Теперь в тетрис играть стало в разы интереснее. А все из-за того, что по прохождению уровня вам открывается фотография красивой барышни. Игра разработана группой Silicon Brains при участии Entire Group в июле-сентябре 1995 года.

    Sex Xonix, 1996



    Еще один представитель игры с эротическими элементами, только уже, в раннее популярном, жанре ксониксов* – у злых шаров необходимо оттяпать львиную долю игрового поля, не попадаясь им на пути, а заодно раздеть очередную барышню.

    *Популярный раннее жанр аркадных игр, так называемые ксониксы – нужно пересечь игровое поле и подмять под себя большую часть игрового пространства. Подобные игры были на Самсунгах 2000х годов. Цель данной игры – увернуться от злых шаров и отхапать себе все поле, тем самым раздеть очередную барышню. Разработана Tankard Soft, Минск, в 1996 году.

    Ice Climber, 1995



    Да, да! Эту старую игрушку (уже на тот момент старую) тоже наши умельцы портировали на народную платформу Spectrum. От оригинала она отличалась наличием 25 уровней, вместо 32, зато у нее была финальная заставка и внутриигровая музыка.

    Mortal Kombat, 1996




    А что? Портировать, так портировать. Разработана группой AWS в 1996 году. Вообще, на Spectrum, так же как и на NES, очень мало хороших файтингов. Связано это с особенностями 8-битных платформ и небольшой мощностью этих машин. Ну не могут они отрабатывать быстрые игры. К слову сказать, это единственный успешный порт знаменитого файтинга на Спекки. Из игр с других платформ тут использовалось очень мало. Вся графика была перерисована с нуля, а музыка написана специально для этого проекта. Реализованы режимы Карьера (один игрок) и Соперничество (для двух игроков).

    Last Battle, 1995




    Пошаговая стратегия. Разработана группой Hackers Squad. Для машин с 48 Кб ОЗУ игра доставляла некоторые неудобства, которые проявлялись в постоянной подгрузке игровых данных с диска, на машинах с 128 Кб ОЗУ такой проблемы не было – все грузилось сразу в память. Это первая игра, которая распространялась с вирусом. Сегодня о пользе/вреде этого вируса судить сложно, так как он всего лишь копировал себя в загрузочную область диска, да и перепрыгнуть на другую дискету он не мог, так как в Спекки не было операционной системы в привычном нам виде – вся ОС хранилась в ПЗУ (в микросхеме на материнской плате) и вирус, если даже засядет в памяти, вычищался с помощью кнопки RESET. Ее в любом случае придется нажать, чтоб сменить дискету. Еще один интересным фактом было то, что титульный экран был взят из игры Buggy Ranger, которая вышла пятью годами раннее. Тем не менее, к игре был дописан мод, который позволял играть по модему, а так же трейнер, позволявший менять параметры юнитов в игре.

    Поток качественных игр во второй половине 90х годов позволил старичку Спекки прожить еще пару-тройку лет на постсоветском пространстве, но годы берут свое. Морально устаревший, он открыл двери в большой мир многим людям, которые начинали программировать именно на нем. Были, конечно же, и другие проекты. В своем обзоре я постарался показать популярные игры, в которые действительно играли. Были и более поздние игры, но основная масса была написана для различных конкурсов или в порыве энтузиазма. Много времени прошло и ZX Spectrum остался платформой для ностальгии, а вся основная масса игроков перешла на более мощные платформы.

    Комментарии 19 Комментарии
    1. Аватар для CityAceE
      CityAceE -
      Цитата Сообщение от SoftLight Посмотреть сообщение
      читал этот текст в15 году ( http://nerohelp.info/6812-zx-spectrum-rus-games.html Статья хоть и авторская, но явно не может в кокурсе, так как нарушено условие конкурса об эксклюзивности публикации на этом форуме.
      Всё верно. К моему великому сожалению, статья дисквалифицируется и снимается с конкурса, так как нарушает его правила.
    1. Аватар для denpopov
      denpopov -
      Эх, печаль( хотел автора похвалить, статья вызвала прямо ностальгию..
    1. Аватар для scl^mc
      scl^mc -
      чорд, я такие статьи несколько лет назад пачками писал для газеты... ну и ладно, в следующий раз расторопнее буду.
    1. Аватар для CityAceE
      CityAceE -
      Вот ещё одно место нашёл, где эта статья была уже опубликована.
    1. Аватар для ZX_NOVOSIB
      ZX_NOVOSIB -
      Да и вообще сама статья странная. Где Буратино? Танкодром? Дурак? Тубе микс? Королевство зерна? Космическая торговля? 48 утюгов? Винни-Пух? Зеркало? Где наши текстовые квесты? Где новинки последних лет? Где наконец тетрис?
    1. Аватар для baralgin1003
      baralgin1003 -
      С тем сайтом вышел конфуз.. Разместили ее без разрешения, без указания автора и источника и тем более в измененном виде. А вообще да, статья легкая, ознакомительная. Писалась для ретроигрового журнала. На призы особо и не рассчитывал_ просто хотелось чтоб еще где то была. Аудитория у того журнала шибко небольшая. А с тем сайтом в процессе общения...
    1. Аватар для denpopov
      denpopov -
      Цитата Сообщение от ZX_NOVOSIB Посмотреть сообщение
      Да и вообще сама статья странная. Где Буратино? Танкодром? Дурак? Тубе микс? Королевство зерна? Космическая торговля? 48 утюгов? Винни-Пух? Зеркало? Где наши текстовые квесты? Где новинки последних лет? Где наконец тетрис?
      А где твоя статья?
    1. Аватар для ZX_NOVOSIB
      ZX_NOVOSIB -
      Цитата Сообщение от denpopov Посмотреть сообщение
      А где твоя статья?
      Хороший вопрос. Самое интересное, Дэн, что этот же вопрос я сам себе задаю! Отвечу чуть позже, в двух словах не объяснить.
    1. Аватар для krotan
      krotan -
      Если статью дополнить упущенными играми и разбавить интервью с игроделами - видится уже прекрасная книга
      Исправьте пожалуйста стилистическую ошибку:
      Вячеслав и Алексей Медноноговы... Помимо этих игр, из-под его пера...
    1. Аватар для AndyD
      AndyD -
      Статья интересная ,но вот с 2000х годов и до 2015-16 для большинства бывших спектрумистов о спектруме нет такой статьи (я так думаю) как будто спек загнулся,а столько интересного произошло,столько всего сделано,вот тема для интересной статьи.
    1. Аватар для ZXFanat
      ZXFanat -
      Все-таки следует, как говориться "не указать", но предложить автору подтвердить свое авторство. То что статья была когда-то и где-то опубликована, то это еще не показывает, что это не его статья. На этом форуме она была раньше опубликована? Видимо нет. Мое предложение, принять статью во внимание, но рассматривать вне конкурса.
    1. Аватар для baralgin1003
      baralgin1003 -
      Цитата Сообщение от ZXFanat Посмотреть сообщение
      Все-таки следует, как говориться "не указать", но предложить автору подтвердить свое авторство. То что статья была когда-то и где-то опубликована, то это еще не показывает, что это не его статья. На этом форуме она была раньше опубликована? Видимо нет. Мое предложение, принять статью во внимание, но рассматривать вне конкурса.
      как я могу подтвердить авторство? вообще история статьи такова. когда то, лет 5 назад хотел сделать выпуск элмага на андроид о ретрокомпьютерной культуре, легкий, обзорный. Сначала накидал прототип оболочки, потом накидал 5-6 статеек. но пока допиливал это все дело, нашлось 100500 причин заняться другими делами. в итоге все это дело ушло в долгий ящик. потом узнал о готовящемся выпуске журнала dfmag, ну и сливал туда статейки по одной в номер. в журнале есть и имяфамилия и ник(вроде есть). там и можно сравнить. а так... ясное дело, что я слишком молодой для того, чтоб чем то удивить здешних гуру, тем более в те времена когда я пользовался спеком, у меня не было интернетов и архив дискет достался от старшего поколения пользователей, описал по возможности те игры, которые сам запускал. о литературе я вообще молчу. погрузиться глубоко в железо и ассемблер я не мог по той причине, что в 2003-2005 годах уже не было литературы в продаже и всю информацию черпал из журналов радио 90х годов. а в более позднее время уже было как то не до изучения архаичной железяки, так и остался на уровне юзера. вот как то так.

      - - - Добавлено - - -

      Цитата Сообщение от SoftLight Посмотреть сообщение
      Я вообще не догоняю - этой ошибки нет, например тут.
      Аналогично тут: 'Много времени прошли и ZX Spectrum...', но мы же не грамматику проверяем...
      Выходит, для конкурса взят какой-то более старый, не отредактированный вариант?
      нет... скорее всего ту версию редакторы поправили. пишу вслепую и быстро, поэтому очепятки такого рода бывают. читаю так же, в основном вникаю в смысл, а не в грамматику.

      - - - Добавлено - - -

      Цитата Сообщение от SoftLight Посмотреть сообщение
      Я вообще не догоняю - этой ошибки нет, например тут.
      Аналогично тут: 'Много времени прошли и ZX Spectrum...', но мы же не грамматику проверяем...
      Выходит, для конкурса взят какой-то более старый, не отредактированный вариант?
      нет... скорее всего ту версию редакторы поправили. пишу вслепую и быстро, поэтому очепятки такого рода бывают. читаю так же, в основном вникаю в смысл, а не в грамматику.
    1. Аватар для krotan
      krotan -
      Вкратце по авторскому праву на статью.
      В соответствии с законом, автору достаточно просто заявить, что статья написана им, никаких других доказательств не требуется, если больше никто на авторство не претендует.
      Вот, если ещё кто-то заявит, что статья написана им, только тогда придётся доказывать, предъявлять ранние версии статьи, черновики, показания свидетелей и прочее.
      Оспорить авторство можно только в том случае, если есть ещё человек, утверждающий, что он автор, в противном случае доказательства не требуются.
    1. Аватар для ZXFanat
      ZXFanat -
      Не стоит обижаться на мое мнение. Это всего лишь комментарий к статье. Не критика. Потому и предложил рассматривать вне конкурса. Если есть где-то, пусть там и будет. Итоги еще не подведены.
    1. Аватар для baralgin1003
      baralgin1003 -
      Цитата Сообщение от ZXFanat Посмотреть сообщение
      Не стоит обижаться на мое мнение. Это всего лишь комментарий к статье. Не критика. Потому и предложил рассматривать вне конкурса. Если есть где-то, пусть там и будет. Итоги еще не подведены.
      да какие обиды) я в полной мере согласен, что статья силы особой не имеет)
    1. Аватар для krotan
      krotan -
      Цитата Сообщение от baralgin1003 Посмотреть сообщение
      да какие обиды) я в полной мере согласен, что статья силы особой не имеет)
      Да, ну бросьте! Статья отличная. Просто обратите внимание на дельные советы, может быть вы ещё улучшите её? Думаю, тут все этого очень ждут... Ведь других ориентиров по отечественному игростроению просто нет?
    1. Аватар для Denkixot
      Denkixot -
      Мне, как человеку не имевшему Spectrum, но изучающему ретромашины, статья понравилась. Спасибо автору за работу!
    1. Аватар для JS Madcap
      JS Madcap -
      А мне понравилось. Старичье вечно ворчит, не парься афтор, пиши есчо! С удовольствием почитаю.