Важная информация
  • Анализ ZX Spectrum, как игровой платформы

    Автор: Алексей Тутов (roko)



    Любая аппаратная платформа, будь то ПК или игровая приставка, по своему уникальна. Зачастую множество игр создается кросс-платформенно. Причем, однозначно утверждать для какой платформы игра самая лучшая невозможно - все зависит от мастерства разработчиков. Таким образом, и на более мощном железе запросто можно увидеть много некачественных портов одинаковой игры. Или же наоборот, на самом раритетном и древнем железе можно встретить всеми забытые игровые самородки.

    Большая часть программного наследия кропотливо собирается и сохраняется усилием большинства энтузиастов по всему миру. За это всем им (в том числе и создателям zx-pk.ru) огромнейшее и человеческое СПАСИБО! Создаются описания к уже давно забытым программам и играм. Один из таких примеров крупнейший и регулярно пополняющийся многими геймерами каталог GameFAQs.com. Не вдаваясь полностью в технические подробности, на основе GameFAQs я сделаю анализ и попробую определить, в чем же наш любимый ZX Spectrum является САМЫМ-САМЫМ.

    На текущий момент общее количество ссылок на игры - 3008, но некоторые из них, а точнее 26, имеют дубли. Например, игра Flunky для европейского региона имеет название Mad Flunky. Такое именование более присуще рынку игровых консолей, а не ПК. Так что общее число ZX-игр, описанных на GameFAQs, равно 2980.

    Теперь интересно сравнить сколько из этих игр существует и на других платформах, то есть мультиплатформенны. Всего с пунктом "Also on" найдена 921 игра. Вот списочек игр которые присутствуют более чем на 10 платформах одновременно:

    Altered Beast
    Bubble Bobble
    Double Dragon
    Golden Axe
    Lemmings
    Pac Mania
    Paperboy
    Prince of Persia
    Space Harrier

    Из таких игр особенно любопытны серии с отметкой "Franchise". Всего их найдено аж 173, и большинство из них имеют свои продолжения на самых разных платформах. Вот небольшой списочек таких франшиз: Impossible Mission, Superman the Game, Gauntlet, Predator, Lode Runner, Final Fight, Ghosts-n-Goblins, Operation Wolf и многие другие.

    Еще интересно узнать динамику количества выхода игр по годам:

    1981 - 5
    1982 - 82
    1983 - 352
    1984 - 455
    1985 - 321
    1986 - 309
    1987 - 328
    1988 - 258
    1989 - 224
    1990 - 184
    1991 - 162
    1992 - 101
    1993 - 49
    1994 - 31
    1995 - 23
    1996 - 20

    Как видим, самый пик игровой индустрии пришелся на 1984 год, а пик популярности Cпекки, как игровой платформы, у разработчиков игр продержался в течении аж 10 лет, и после 1992 года пошел на спад. Хотя благодаря некоторым энтузиастам и до сих пор продолжают выходить игры, хоть и в ограниченном количестве

    Для меня, как и для многих, ZX-игры игры ассоциируются с такой классикой как Jet Set Willy, Exolon и подобными. Большинство из них относятся к жанру аркадных платформеров. Вот 20 самых популярных платформеров по оценкам пользователей GameFAQs:

    BCS Quest for Tires
    Vampires Empire
    Ruff and Reddy in the Space Adventure
    Magicland Dizzy
    Back to School
    Exolon
    Garfield Big Fat Hairy Deal
    Switchblade
    Trantor the Last Stormtrooper
    Mad Nurse
    Turrican
    Bionic Commando
    Rex
    Bubble Bobble
    The New Zealand Story
    Jet Set Willy
    Teenage Mutant Hero Turtles
    Abu Simbel Profanation
    Rick Dangerous 2
    Rainbow Islands

    Но ведь одними платформерами, пусть даже их несколько сотен, нельзя охарактеризовать все игровые возможности ZX Spectrum'а, как игровой платформы. Тут желателен анализ сразу всех игровых жанров. Вот полный перечень жанров до второго уровня вложения с количеством вышедших игр:

    Action->Arcade - 12
    Action->Beat-'Em-Up - 39
    Action->Fighting - 20
    Action->General - 523
    Action->Platformer - 211
    Action->Shooter - 243
    Action->Adventure - 17
    Adventure->3D - 6
    Adventure->General - 167
    Adventure->Point-and-Click - 2
    Adventure->Text - 1063
    Miscellaneous->Board/Card Game - 84
    Miscellaneous->Compilation - 17
    Miscellaneous->Edutainment - 11
    Miscellaneous->Gambling - 19
    Miscellaneous->General - 18
    Miscellaneous->Trivia/Game Show - 21
    Puzzle->Action - 8
    Puzzle->General - 69
    Puzzle->Matching - 1
    Puzzle->Stacking - 2
    Racing->Arcade - 50
    Racing->General - 2
    Racing->Simulation - 12
    Role-Playing->Action RPG - 2
    Role-Playing->General - 10
    Role-Playing->Western-Style - 2
    Simulation->Flight - 34
    Simulation->General - 14
    Simulation->Marine - 4
    Simulation->Space - 5
    Simulation->Vehicle - 10
    Simulation->Virtual - 1
    Sports->General - 32
    Sports->Individual - 78
    Sports->Team - 78
    Strategy->General - 70
    Strategy->Management - 1
    Strategy->Real-Time - 3
    Strategy->Turn-Based - 30

    Первое, что сразу бросается в глаза - это, конечно же, количество игр раздела Text Adventure. Кажется невероятным, но их число аж 1063. Это почти 1/3 вообще всех игр, которые вообще есть для Спекки. Первая игра для ZX Spectrum этого жанра вышла 1981 году и называлась "Adventure a Planet of Death". Последняя игра "Hedda Strikes Again" датированна 2003 годом. К тому же, только 86 из этих текстовых приключенческих игрушек замечено и на других платформах - значит большинство эксклюзивны. Всего отмечено 13 игр, которые можно встретить и на обычном ПК: Acheton, Countdown to Doom, Gnome Ranger, The Guild of Thieves, Jinxter, Myth, Philosophers Quest, The Pawn, Kingdom of Hamil, Kobyashi Naru, Mindshadow, Return to Doom, Scapeghost. Есть даже одна переизданная под iOS - Wizard Quest, что говорит о популярности текстовых адвентюрок даже сегодня Любопытно, но по количеству текстовых адвентюрок среди всех платформ вообще, спекки АБСОЛЮТНЫЙ лидер. Вот как, например, обстоят дела с количеством текстовых адвентюрок на других главных платформах-конкурентов:

    Commodore 64 - 184
    PC - 173
    BBC Micro - 133
    Amstrad CPC - 110
    Apple II - 106




    Чем же занятны "Текстовые Адвентюры" и как они смогли набрать такое количество игр? Из самого их названия видно, что главный элемент этих игр - чистый текст, а не так привычная теперь всем графика. На ум сразу же приходит девиз лидера в этой области компании Inforcom: "Лучший творец графики — это ваше воображение, а оно всегда с вами!" Никакая графика никогда не сравнится с воображением. Именно из-за этого даже самый лучший фильм, созданный по любому книжному произведению, никогда не сможет сравниться со своим бумажным вариантом. Хороший автор текстом может передать не только общую визуальную картинку произведения, но и многое такое, чего не отобразишь, но воспринимаешь как единую целостную картину: мысли главных героев, их чувства и т.п. Отличное произведение заставит тебя забыть обо всем, погрузив тебя в иную реальность, глубокую и образную. При этом ты надолго запомнишь сопереживания главного героя, так как будто пережил их сам.




    Следующий этап развития обычной литературы - это Интерактивная Литература. Interactive fiction, она же IF, позволила уйти от обычной линейности книг, привнеся возможность выбора сюжетной линии. Это создает ощущение полного управления персонажами. Появился элемент некой случайности и азарт, вносящий некую схожесть с реальной жизнью. Отличным примером для ознакомления с такой литературой я бы посоветовал начать с прочтения книг-игр, например, "Тайна капитана Шелтона" Дмитрия Браславского. С приходом компьютеров, появилась возможность переноса IF в компьютерный вариант. А микрокомпьютеры сделали их доступными для большинства. Отпала необходимость в ручную листать страницы, кидать кубики, генерировать характеристики персонажей. Появилась возможность усложнения степени взаимодействия между различными объектами, введение учета времени, скриптов взаимодействий персонажей и т.п.

    Создавалось много различных игровых движков которые соревновались между собой в понимании обычных речевых фраз введенных игроком. Естественно, что большая часть всех существующих текстовых адвентюр или квестов написаны на языке Шекспира. Так что изучающим английский язык такие игры просто настоятельно рекомендованы к изучению! Всем начинающим адвентурщикам можно порекомендовать к прочтению книгу Луговой В.В. "Adventure. Игровые приключенческие программы".

    Для тех, кто не испугается и все-таки решится сыграть вот список 10 самых популярных (по мнению игроков GameFAQs) текстовых адвентюр:

    The Crown
    Valley of the Kings
    Adventure Quest
    Myth
    Destiny
    Realm of Darkness
    One of Our Wombats Is Missing
    Mutant
    Matchmaker
    The Lost Ruby




    Кроме того, для русскоязычных желающих поиграть в схожие игры можно посоветовать следующие популярные движки URQ (Universal RipSoft Quest), QSP (Quest Soft Player), RTADS, RInform и INSTEAD.

    Все остальные игровые жанры описывать, я думаю, нет особого смысла. Большинство из них относятся к классу экшн, хотя есть головоломки, копии настольных игр, спортивные и даже стратегии.

    Еще интересно глянуть на выставляемые пользователями рейтинги игр. На GameFAQs они представлены 5 бальной системой с дробными частями. Конечно, любые рейтинги - вещь довольно относительные, но какую-то общую картину о популярных и хороших играх они дают. На момент написания данной статьи всего игр имеющих данную оценку было 579. Следовательно, каждая пятая выложенная игра была кем-то оценена. Это свидетельствует об их популярности.

    Интересной особенностью для некоторых старых игр можно отметить режим поочередной игры нескольких игроков за одним ПК. В те времена это не было диковинкой, так как в стандартную комплектацию обычного Cпекки порты для джойстиков не включены. Это появилось позже: у ZX Spectrum 128 добавили один порт, а ZX Spectrum +2/+3 выпускался уже с двумя портами (ну и у разных ZX-клонов). Чтобы подключить к обычному ZX Spectrum'у джойстик, требовались, как минимум, Kempston Joystick Interface, ZX Interface 2 или нечто вроде дискового интерфейса DISCiPLE или Opus Discovery с портами для джойстиков. Причем, Kempston Interface, являющийся стандартом, позволял подключать одновременно только один джойстик. Так что, большинство игр разрабатывалось преимущественно для клавиатуры, и только во втором случае - для джойстика, и совсем уже редко - для двух. Хотя пользователей тех времен не пугало обходиться вообще всего лишь одной клавиатурой, умудряясь при этом на ней играть одновременно даже вдвоем

    И последнее. Интерес к эмуляции ZX Spectrum'а не угасает на протяжении многих лет. Достаточно взглянуть на внушительный список устройств, под которые портированы его эмуляторы. Тут тебе и всяческие карманные гаджеты, вроде телефонов (Java, Simbian, iOS, Android), PDA (Palm OS, Windows Mobile), портативок PSP, Nindendo DS, GBA, Dingoo A320, GP2X... Есть эмули для самых разных операционок: DOS, Windows, Linux, AmigaOS. Есть даже браузерные варианты игр, не требующие эмуляторов. Ну, а апофеозом тут конечно же является порты на современных игровых консолях. Казалось бы, зачем современному обладателю той же PlayStation запускать на ней столь древнюю платформу, когда на этих консолях и так достаточно отличных и современных игр? Ответ тут кроется не только в ностальгии. Просто игры, создававшиеся в те времена, делались с душой, иногда даже одиночками-энтузиастами, а не целыми компаниями. Эти игры бросали вызов игроку своей сложностью. В них ты мог рассчитывать только на себя, свой ум и/или реакцию (особенно если учитывать, что в те времена не было всяческих YouTube'ов, кишащих готовыми прохождениями и летсплеем). Они подчеркивали статус избранности тех единиц, которые смогут пройти такую игру. Современные же игры учитывают мнением всяческих отделов маркетинговых продаж и прочей ерунды, которые в угоду большинства идут наоборот к облегчению и упрощению игр. Весь геймплей современных игр часто сводится чуть ли нажатию всего одной клавиши мыши, не требует от игрока большой реакции или включения мозгов. Так что для истинных "хардкорных" геймеров ZX-игротека - это настоящая сокровищница.

    В общем, об ZX-играх можно говорить бесконечно долго. На этом свой анализ хочу закончить, так как сравнивать и изучать все это можно много и очень долго. Выводы для себя может сделать каждый. Достаточно только запустить под эмулятором любую игру, которой скорее всего исполнилось уже третий десяток лет, но которая по-прежнему продолжает удивлять, радовать и доставлять удовольствие!

    Комментарии 10 Комментарии
    1. Аватар для denpopov
      denpopov -
      ну прямо алонекодер-стиль)
    1. Аватар для ZXFanat
      ZXFanat -
      Статье - уверенное Хорошо!
    1. Аватар для kostya261
      kostya261 -
      Мне понравилось.
    1. Аватар для Lethargeek
      Lethargeek -
      подбор слов какой-то самоуверенный "вообще всех игр, которые вообще есть для Спекки", когда речь о неполной базе gamefaqs.com
      только текстовых на WoSe over 2000, а нормальных over 10000 (и пусть даже часть из них позорные поделки на басике, всё равно)
    1. Аватар для megozavr
      megozavr -
      Спасибо за статью! Приятно осозновать, что не для одного меня Speccy , это замечательная платформа текстовых приключенческих игр. Отрадно, что автор не забыл упомянуть и современные движки текстовых квестов - знаем, играем
      ps. Подскажите текстовый квест с 4 скрина в самом начале.
    1. Аватар для goodboy
      goodboy -
      очень странная статья. сухая подборка статистики.
      позже классикой жанра считались примерно вот-такие игры



      Цитата Сообщение от megozavr Посмотреть сообщение
      Подскажите текстовый квест с 4 скрина в самом начале.
      http://www.worldofspectrum.org/infos...cgi?id=0005944
    1. Аватар для sergio78
      sergio78 -
      текстовые адвентюры-это фигня а не игры. Их клепать очень просто, поэтому их и наделали без 3 мешков вагон. Особенно когда редактор выкладывают. К сожалению написание действительно качественных динамических игр, это очень серьёзный труд, зачастую даже не одного человека , а нескольких, так как нужен помимо хорошего программиста, ещё и хороший художник и очень хороший музыкант, если имеем дело с 128 Ay музыкой. Поэтому можно констатировать, что как игровая платформа спектрум давно мертв. Вот и весь итог данного анализа.
    1. Аватар для krotan
      krotan -
      Все остальные игровые жанры описывать, я думаю, нет особого смысла. Большинство из них относятся к классу экшн, хотя есть головоломки, копии настольных игр, спортивные и даже стратегии.
      Есть смысл...
      Много прекрасных игр на спеке в этих жанрах. Конечно, кому что нравится, но так уж безапелляционно хоронить все эти игры и все эти жанры нельзя...
    1. Аватар для dizzykei
      dizzykei -
      Надо было по WOS'у хотя бы делать выборку, на геймфакс далеко не полная база. И это не анализ, а статистические выдержки.

      Интерактивная литература - это не книги-игры. Вернее, не только они. Интерактивная литература - название жанра для всех текстовых игр, туда входят и текстовые квесты (адвенчура и мерзкая адвентюра тут не прижились), игровые адаптации книг-игр, интерактивные рассказы, визуальные романы (причём, как классические, так и реализованные на RPG Maker, где многие по графике и названию движка решают, что играют в RPG). Ещё они делятся на парсерные (игрок вводит команды сам, сложность высокая, нужно знать много слов и синонимом и понять, что из этого знает игра) и менюшные (игрок выбирает действия из предложенных вариантов) и их комбинации. На маке была популярна такая жесть как на скрине выше. А под книгами-играми зачастую понимают бумажные/электронные версии книг, но не игры, хотя и ими тоже не брезгуют.
    1. Аватар для Бука
      Бука -
      Поправка к статье - вышедшая в 1981м Adventure A: Planet of Death
      была естественно не под спек, появившийся лишь в 82м.

      Она была под его папу, Sinclair ZX81, с 16k RAMPACK.



      Жаль не смог найти время и написать статью. Может быть на следующий конкурс...

      - - - Добавлено - - -

      http://www.zx81stuff.org.uk/zx81/tape/PlanetOfDeath