Важная информация
  • Мечтая о недоступном

    Автор: Константин Кузнецов (dizzykei)



    Не всем играм суждено пройти путь от идеи до встречи с игроками. Одни сходят с дистанции на ранних этапах разработки, иные дотягивают до прототипов. И те и другие объединяет факт не выпуска. Для людей, изучающих игровую историю, подобные экземпляры представляют особый интерес. Игроархивариусы разыскивают любую информацию, касающуюся отменённых игр, как то упоминания в прессе, скриншоты, видео. Пытаются связаться с разработчиками, просматривают интервью с ними и так далее. Порой, затраченные усилия окупаются с лихвой и общественность получает возможность сыграть в то, что могло бы никогда не увидеть свет.

    Падение чёрного селезня



    В начале девяностых годов прошлого века британская компания «Хай-тек софтвер» (Hi-Tec Software, не следует путать её с американской «Хай-тек экспрешнс» (Hi-Tech Expressions) была известна по многочисленным недорогим играм для бытовых компьютеров, основанных на мультипликационных персонажах студии «Ханна-Барбера». Таких как: «Скуби и Скреппи Ду» (Scooby & Scrappy Doo), «Космическое приключение Раффа и Редди» (Ruff and Reddy in the Space Adventure), «Большой побег медведя Йоги» (Yogi's Great Escape). В июне 1991-го фирма заключила контракт с «Уорнер бразерс» (Warner Bros.) о производстве нескольких платформеров с героями «Весёлых мелодий» (Looney Tunes). Среди анонсированных были «Хитрый койот и дорожный бегун» (Road Runner and Wile E. Coyote), «Багз Банни — Частный детектив» (Bugs Bunny — Private Eye) и «Даффи Дак: Огромная шалость с краской» (Daffy Duck starring in Great Paint Caper). Первый вышел в том же году на Amstrad CPC, Commodore 64 и ZX Spectrum.



    В январе 1992-го компания сообщила о начале выпуска так называемой премьер-серии (The Premier Series). В то время максимальная цена на игровое программное обеспечение варьировалась в пределах 10—25 фунтов стерлингов. «Хай-тек софтвер» планировала применить новый подход — продавать свои игры за 5,99£, при этом повысив их качество с уровня бюджетных до способных потягаться за полную стоимость с конкурентами. В серию должны были войти уже упомянутые Багз Банни, Даффи Дак и «Джетсоны» (The Jetsons). Последняя вышла в марте 1992-го по цене 6,99£. Для сравнения: «Дорожный бегун» продавался за 3,99£. Немногим позже «Хай-тек софтвер» прекратила своё существование, заодно отменив выпуск оставшихся игр премьер-серии.

    За исключением пары случаев, ни Багз, ни Даффи, практически не освещались игровой прессой. В «Crash!» №87 была новость о контракте с «Уорнер бразерс», в «Your Sinclair» №69 анонс трёх игр по лицензии, в «Crash!» №95 объявление о начале выпуске премьер-серии. По нескольким коротким предложениям было сложно судить о том, что из себя представляют не вышедшие платформеры. Ситуация изменилась с публикацией превью спектрумовской версии «Great Paint Caper» в «Crash!» №97. И последовавшей за ним полностраничной рекламы в №98 (апрель 1992-го). Из которой можно было узнать, что игра планируется к выходу на шести платформах: Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, C64, PC и ZX Spectrum. Дата релиза при этом указана не была.



    В августе 1992-го в «Zzap! 64» №87 неожиданно появился обзор комодоровской версии игры. На двух страницах авторы пылко признались Даффи Даку в любви. Поставили игре высокие оценки, похвалили графику, уровни и игровой процесс. И отметили, что музыка отличается от той, которую мы привыкли слышать в мультфильмах серии «Весёлые мелодии». Любопытно, что и в превью и в обзоре, авторы и словом не обмолвились о сюжете, поскольку были ошарашены разнообразием локаций и возможностью общаться с персонажами. Из-за этого упущения мы по сей день не знаем, что стало причиной начала приключений чёрного селезня.

    В этом выпуске журнала выход игры подавался как свершившийся факт. Даже была указана её стоимость: 3,99£ за кассету и 5,99£ за дискету. В честь этого не случившегося события был проведён конкурс-викторина с розыгрышем тридцати игр от «Хай-тек софтвер». Призы получили одиннадцать счастливчиков. Один — полный комплект, остальные — по игре на выбор.

    В ноябре 1992-го в №89 номере было опубликовано сообщение от Дэвида Палмера, директора «Хай-тек софтвер», в котором говорилось, что компания испытывает финансовые затруднения в связи со спадом продаж Amstrad CPC. Журнал призывал помочь фирме покупками «Great Paint Caper». Но свидетелей её существования не нашлось.

    В поисках перьев

    В мае 1993-го в журнале «Commodore Force» №5 (он же «Zzap! 64 №95») была опубликована заметка «Игра, которой не было» (That Was the Game That Wasn't). Её прочёл Фрэнк Гаскин и так вдохновился, что написал серию из восьми статей под общим заглавием «Игры, которых не было» (Games That Weren't) для фанзина «Commodore Zone». Позже он основал одноимённый сайт GTW. С 2003 года ресурс стал заниматься поиском и выкладыванием в сеть не выпущенных игр для C64 (а также Amiga и изредка других платформ).



    «Great Paint Caper» стала одной из первых, с которой сайт начал свои поиски. Вскоре интерес к ней возрос настолько, что для поклонников платформы она стала чем-то вроде святого Грааля. В интернете ходил слух, что 250 копий игры были доставлены в сеть магазинов «WHSmith» и успешно распроданы. Ресурсу удалось связаться с Дэвидом Палмером и развенчать этот миф, заодно разжившись прототипом «Bugs Bunny — Private Eye», не содержащим музыкального сопровождения.

    В то же время стало известно, что над игрой работали три человека. Дуэт программиста Дэйва Сондерса и художника Эшли Раутледж («Robin Hood: Legend Quest», «Scooby & Scrappy Doo»), а также композитор Джерард Гурли («Dj Puff's Volcantic Capers» и «Crystal Kingdom Dizzy»). Но ни у кого из них не оказалось материалов, каким либо образом связанных с игрой.

    Сайт списался с бывшими сотрудниками журналов «Zzap! 64» и «Commodore Format» (несмотря на то, что тот не опубликовал ни одной заметки о Даффи). Первые сообщили, что все материалы, присланные в редакцию, были распроданы, вторые же их и вовсе сожгли. Затем сайт связался с бывшими сотрудниками «Хай-тек софтвер», но не узнал ничего нового. Попытка разжиться информацией от победителей конкурса-викторины также не принесла успеха. Подтверждений существования игры не нашлось. Поиски зашли в тупик.



    В 2014-м на сайте планировалось разместить обширную статью об игре, для этого сообщество вновь связалось со всеми ранее опрошенными. К всеобщей неожиданности, на этот раз Эшли Раутледж обмолвился, что все его дискеты для C64 хранятся на чердаке в целости и сохранности. В августе 2015-го Фрэнк навестил его, чтобы лично познакомиться со знаменитым дуэтом. Будучи в гостях, Гаскин осмотрел чердачную коробку и обнаружил там порядка восьми дискет с исходным кодом «Great Paint Caper». Среди файлов не было готовой игры, но имелись карты, спрайты, звуки, музыка и даже тестовая сборка канализационного уровня. На основе всего этого не без труда удалось собрать рабочий прототип и поделиться им со всем миром. В итоге игра увидела свет не в 1992-м, но 3 сентября 2015-го.

    Даффи Дак - на все руки мастер

    «Great Paint Caper» представляет собой пазл-платформер (ранее этот жанр было принято называть arcade adventure). Игроку отводится роль Даффи, который должен помогать своим приятелям справляться с различными неприятностями. Игровой процесс напоминает небезызвестную серию Dizzy. Мы исследуем разные локации, общаемся с персонажами, собираем предметы и находим им применение. Продвижению мешают враги, которые меняются от уровня к уровню.



    У Даффи всего одна жизнь и за раз он может таскать с собой не более одного предмета. Конечно, это значительно усложняет игру, но при осторожном прохождении данные ограничения не должны доставлять хлопот. Тем более что для душевного спокойствия существует версия с трейнерами. Честным игрокам следует знать, что предметов, восстанавливающих здоровье, в игре очень и очень мало. Компенсируется это тем, что в падение в пропасть или в воду не приводит к потере жизни.

    Отчасти «Great Paint Caper» копирует «Bugs Bunny — Private Eye». Но не буквально, а с переосмыслением. Поголовье врагов значительно меньше и стремление убить героя не является смыслом их существования. А ещё на них можно прыгать, набивая очки. Побродить по уровням туда-сюда, конечно, придётся. Но не для прочёсывания локаций в поисках изменений, а для того, чтобы использовать предмет в нужном месте.



    Игра состоит из семи уровней. Вы начинаете на киностудии, затем спускаетесь в канализацию, перемещаетесь в пустыню, посещаете ферму, заходите в город, исследуете джунгли и завершаете своё приключение уже на Марсе.

    Путешествие Даффи сопровождается встречами с другими героями «Весёлых мелодий», такими как: пёс Марк Энтони, поросёнок Порки, Дорожный бегун, Хитрый койот, мышонок Спиди Гонзалес, петух Фоггорн Леггорн, Элмер Фадд, Йосемитский Сэм, канарейка Твити, кот Сильвестр и его сын Сильвестр-младший, Багз Банни. С большинством из них можно поговорить. Во время диалога Даффи может выбрать одну из предложенных реплик и получить на неё заготовленный ответ. Одни герои готовы тратить время на болтовню, сообщая между делом скудные подсказки, другие сразу же требуют от селезня каких-то предметов. Надо заметить, что диалоги хоть и не несут особой смысловой нагрузки, но достаточно точно воссоздают характеры любимых героев. Порки заикается, Элмер картавит, Твити ищет, где спрятаться от Сильвестра. Особняком стоят оскорбления. Даффи может прямо сказать персонажу, что тот отвратительный. Обычно за этим следует ответные оскорбления, но есть и исключения. Койот грустно соглашается, Фадд напоминает, что не следует доставать человека с ружьём, а Порки на Марсе воспринимает любое слово своего командира как утверждение.



    Для прохождения каждого уровня требуется выполнить определённую цель. Например, взорвать заваленный вход в пещеру в пустыне или починить в городе пожарный гидрант. Встречаются и более простые задания, как то сбор яиц на ферме. Некоторые поручения портят впечатление от игры, так как заставляют бегать по уровню туда-сюда. Возьми часть ракеты в самом начале, отнеси в конец, сгоняй за следующей. Но, в отличие от Багза, тут это не сильно утомляет.

    Головоломок как таковых нет. Но для выполнения цели зачастую нужно выявить правильную цепочку последовательности применения предметов. Как и в диззи-играх, тут встречаются бесполезные вещи. Например, вторая коробка для завтраков на киностудии или лучевой пистолет на Марсе. Так как игра никогда не выходила, сложно сказать, было ли это сделано нарочно или для них планировалось какое-то применение.



    Согласно надписи на финальном экране, цель игры — вернуть городу мультяшек утраченный цвет. Из диалогов последнего уровня можно предположить, что во всём виноват марсианин, но для чего он это сделал остаётся загадкой. Странно ещё и то, что на превью спектрумовской версии локации представлены чёрно-белыми, тогда как на коммодоре всё раскрашено и ничто не напоминает о похищенных красках.





    В целом, «Great Paint Caper» не плохая, но и не хорошая игра. Она привлекает разнообразием локаций, мультяшными персонажами, славной графикой и приятной мелодией (которая, кстати, отлично подошла бы очередному приключению Диззи, так как с «Весёлыми мелодиями» она не имеет ничего общего). Но страдает от некоторого однообразия действий, туманных целей и отсутствия связанности (как в использовании предметов, так и между уровнями). Выйди игра в 1992-м, она могла бы стать милым ностальгическим воспоминанием, но вряд ли хитом, оправдывающим повышение цены. Сейчас же это просто скромный подарок всем поклонникам C64. Звёзд с неба не хватающий, но способный скрасить вам пару часов.

    Комментарии 8 Комментарии
    1. Аватар для SKcorp.
      SKcorp. -
      Как я понял - это перевод?
    1. Аватар для hobot
      hobot -
      Воздержусь от критики явной, поскольку сам автор и очень иногда реагирую на
      замечания некоторых товарищей, которые сначала говорят "дай попить умираю", а
      потом начинают капризничать по поводу качества воды или отсутствия в ней пузырьков.

      Мне всегда фраза Гоголя об авторах и выборе тем. Сложно. Я обещал не комментировать это.

      видео строго по теме (копайте кому не лень сами)

    1. Аватар для SKcorp.
      SKcorp. -
      Цитата Сообщение от hobot Посмотреть сообщение
      Мне всегда фраза Гоголя об авторах и выборе тем. Сложно. Я обещал не комментировать это.
      http://blog.stiff.ru/2009/07/javlenie-shizofazii.html
    1. Аватар для hobot
      hobot -
      SKcorp.,
      Написано в стиле, что бы фразу не приводить.
      Смысл порою и не нужен как предмет. Стремление - вот главный смысл всего.
      Спираль. Какой в ней смысл?

      Цитата Сообщение от Гоголь "НОС Посмотреть сообщение
      нет, этого я никак не понимаю, решительно не понимаю! Но что страннее, что не понятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это...
      Обсуждать тут, что то кроме авторской статьи,
      это уж слишком неуважительно к автору.
      Предлагаю не продолжать (ПКМ тут).
    1. Аватар для newart
      newart -
      Браво!
      Первая интересная статья.
      И первая статья уровня бумажных/профессиональных изданий.

      Есть интрига, общий стиль и прохождение всех этапов повествования.

      Большинство предыдущих статей были похожи на поток сознания.

      p.s. Меня как читателя мало интересует, что это перевод.
    1. Аватар для rajdee
      rajdee -
      Даже если это и перевод, то не стоит переводить названия компаний и игр. Не знаю как у кого, но у меня это вызывает стойкий диссонанс.
    1. Аватар для ZXFanat
      ZXFanat -
      Статья, если следовать стилю изложения, не собственная, но можно сделать исключение, что автор довел до общественности то, что до этой статьи многие могли бы и не знать! Статью предлагаю считать личной статьей автора статьи. Но, не Отлично, но Хорошо!
    1. Аватар для dizzykei
      dizzykei -
      Статья - не перевод. Но всё, что связано с поиском игры, - пересказ заметок с сайта GTW и некоторых других форумов, а также новостей и статей из журналов. Потому и указал точные номера выпусков, так как сумел их разыскать.

      Две последние картинки должны были идти бонусом. Если кому интересно, вот полноразмерные версии: превью и ревью.