Важная информация
RSS лента

vinxru

Ассистент 128

Рейтинг: 5.00. Голосов: 2.
Группа: IBM PC совместимый
Процессор: КР1810ВМ86 4,77 Мгц (клон Intel 8086), т.е. 16 битный и X86 совместимый.
ОЗУ: 128Кб
ПЗУ: 48 Кб BIOS, Бейсик
Видео: CGA (графика 640x200 2 цвета, 320x200 4 цвета, текст 40x25 16 цветов, текст 80x25 16 цветов)
Разъемы: магнитофон, 2 джойстика, RGB, НЧ видео, ВЧ видео, принтер, системная шина.
Звук: бипер
Дополнительно: контроллер дисковода с 1024 Кб памяти.
Разработан: <=1987 год

[IMG]http://cs616523.vk.me/v616523349/518c/YCixZqz9EDE.jpg[/IMG]

Фото: [url]http://vk.com/album-41468278_190378118[/url]
Файлы, драйвера и схемы: [url]https://github.com/vinxru/Assistent_128[/url]

Ассистент 128 - это самое крутое, что выпускали в СССР в форм-факторе клавиатуры. Крутое, если установлен мегабайт оперативной памяти и контроллер дисковода.

Ассистент это практически стандартный IBM PC, только маленький, собранный полностью в корпусе от клавиатуры. Выпускался на смоленском производственном объединении «Искра». Очевидцы всопнимают, что стоил он как 4 Спектрума. Не так дорого за такого зверя. Но это без расширения памяти, контроллера дисковода и самого дисковода.

По характеристикам больше всего этот компьютер похож на самый первый IBM PC. Даже не IBM PC/XT, в составе которого были жесткие диски и дисководы. И тем более не IBM PCjr с которым его почему то сравнивают. У IBM PCjr была более крутая графика и звук. 320×200 16 цветов и музыкальный синтезатор уровня NES.

А тут стандартный бипер, который служил нам до эпохи Пентиумов. Стандартный видеоадаптер CGA, который подарил нам текстовый режим 80x25 с 16 цветами, который мы всё еще можем наблюдать в BIOS-е наших компьютеров. Немножко памяти, всего 128 Кб.

Только знакогенератор прошили не альтернативной кодировкой ГОСТ (866 таблицей), а основной кодировкой ГОСТ. А это порождает две проблемы:

1) Русские буквы вместо псевдографики в американских программах (Norton Commander например).
2) Программы для кодировки 866, которых большинство, не читаемы.

[IMG]http://cs616523.vk.me/v616523349/51f6/RtKLPam2Xps.jpg[/IMG]

Программисты это решали с помощью резидентных программ, постоянно перекодирующих экран. А электронщики просто меняли ПЗУ.

Есть изюминка в этом компьютере, в отличии от IBM PC, где стоял процессор 8088, урезанная версия 8086, тут стоит полноценная версия 8086. Точнее советский 8086 совместимый компьютер. Это приятно, хоть и заметного прироста в производительности не дает.

CGA настолько стандартный, что сохранил оригинальный баг. В режимах высокого разрешения (текст 80x25, графика 640x200) на экране видны помехи в виде снега. Это конфликт видеоадаптера и процессора. Его можно программно частично устранить, добавив в функцию опроса клавиатуры команду HLT, останавливающую процессор во время ожидания нажатия. Нажатие клавиши как раз порождает прерывание. Снег с экрана при этом пропадает.

Оказалось, что эта проблема есть не у всех Ассистентов. У моего нет снега. В том числе без внешней памяти. Возможно причина в том, что оригинальный IBM PC был с 8 битной памятью (шиной данных), а Ассистент с 16 битной. То есть, скорость памяти "увеличилась" в два раза и проблему со снегом (конфликтами из за недостаточной скорости памяти) решили.

[SIZE=4]Много цветов на CGA [/SIZE]

Разбираю 240 дискет с играми для Ассистента, там примерно 450 игр. И за одно коробочки отмываю. Вон какая красивая стала:

[IMG]http://cs616523.vk.me/v616523349/5211/7tAzypuNMwU.jpg[/IMG]

Только не на Ассистенте запускаю, а в эмуляторе. Игры обилием цветов не радуют. У видеоадаптера CGA всего 4 фиксированных цвета в графическом режиме. То есть все игры либо голубо-фиолетовые, либо красно-коричневые. Но иногда попадаются игры цветов в которых значительно больше! Я удивился, подумал о нестандартном программировании видеоадаптера. И немедля запустил игру на реальном железе. Меня ждало разочарование.

Эмулятор
[IMG]http://cs616523.vk.me/v616523349/548f/zTRE_d_1P34.jpg[/IMG]

Реальность
[IMG]http://cs616523.vk.me/v616523349/51ff/xZhp7Z9ZcSA.jpg[/IMG]

Эмулятор
[IMG]http://cs616523.vk.me/v616523349/548f/zTRE_d_1P34.jpg[/IMG]

Реальность
[IMG]http://cs616523.vk.me/v616523349/54a0/npyKoZxz04k.jpg[/IMG]

Все дело в системе кодирования цвета. Мой компьютер использует систему PAL, а оригинальный IBM PC использовал NTSC.

Странная частота процессора 4.77 Мгц, а точнее всего компьютера, выбрана не случайно. 4.77 Мгц это частота пикселей 14 318 181 Гц деленная на три. А зачем было такую странную частоту пикселей выбрать?

У систем кодирования цвета NTSC, PAL, SECAM есть глюк (большой недостаток). Они мелкие детали или штриховку воспринимают как цветное изображение. Собственно вся суть этих систем кодирования - представить цвет в виде штриховки, а потом штриховку преобразовать в цвет.

(Правильнее говорить, квадратурная модуляция с подавленной несущей для PAL/NTSC. Либо частотная модуляция для SECAM).

Когда появилось цветное телевидение, появилась проблема, как, а точнее где передавать цвет? Никто дополнительной полосы (места) не выделил для цвета. Единственный выход - передавать внутри черно-белого изображения. И передавать незаметно, что бы обладатели ч/б теликов могли нормально смотреть передачи.

Вот и придумали штриховку. А телевизор воспринимает эту штриховку как цвет.

У этой штриховки определенный шаг (частота). И все детали изображения отдаленно напоминающие её окрашиваются.

Что бы сделать этот глюк более предсказуемым и даже использовать его в собственных целях, инженеры сделали частоту пикселей кратной частоте штриховки.

Поднесущая цвета 14 318 181 Гц / 4 = 3 579 545,25 Гц

Теперь определенные сочетания пикселей будут окрашиваться в заранее известные цвета. Это с учетом того, что пиксели и так цветные. Ну и некоторые программисты поспешили этим воспользоваться.

Я сейчас думаю, что CGA такой убогий в цветовом плане только на экране монитора. А на NTSC телевизоре цветов должно быть больше.

Кстати, такое же решение было использовано в компьютере Apple II. Компьютер был черно-белым, но благодаря глюку NTSC мог похвастаться цветной графикой. Хотя цвета были так себе.

А у меня на системе PAL это не работает, потому что частота поднесущей цвета другая 4.43 Мгц. Глюк с цветом есть, но он носит непредсказуемый характер.

[IMG]http://cs616523.vk.me/v616523349/5487/vTFPzX1b6EA.jpg[/IMG]

Игры найденные на дискетах. Кому нужны игры для 8086, могу выгрузить.

[SPOILER]
3D Pool - Бильярд
4D Sports Boxing - Бокс
4X4 - Автосимулятор
Abrams - Танковый симулятор
Accolade Test Driver - Гонки
Air Ball - Изометрическая бродилка
Airborne Ranger - х.з.
ALIEN - Бродилка, убиваем пришельцев
Altered Beast - Бродика, драка
Amazing Spiderman - Бродилка
Anti Xonix - Аркада
Arcade Volleybal - Волейбол
Arcanoid - Арканойд
Arcanoid2 - Арканойд
Archon - Шахматопободная игра с элементами стралялки
Arctic Fox - Такновый симулятор
Auto Duel - Стреляка
Baby - Аркада, спасаем прыгающих из окон детей
Back To The Furute 2 - х.з.
Bad Street Brawler - Драка
Bar games - 6 простых игр
Barbarian - Бродилка
Battle Zone - Танковый симулятор
Beatles - Множество мелодий Битлз
Bi Tetris - Тетрис
Blades Of Steel - Хоккей
Blockout - 3D тетрис
BOSTON - Логическая игра на 1 экран
Box - Коробочки (Сокобан)
Bricks - Арканойд
Bridge - Карточная игра
BRIDGE2 - Карточная игра
Bruce Lee - Бегалка, NTSC
Budocan - Драка
Bushido - Драка
Cap Blood - Что то про космос
Centerfold Squares - Реверси на раздевание
Centipede - Аркада на 1 экран
Chess Master 2000 - Шахматы
CHEXDER - Стрелялка, бегалка
Colorado - Бродилка
Cool croc twins - Прикольная аркада
Crack Down - Бродилка
Dangerous Dave - Бродилка
Dark Castle - Непроходимая бродилка
Defender of The Crown - стратегия
Die Hard - 3D шутер
Digger - Диггер
Digger2 - Диггер
Dreadnoughts - х.з.
Duck Tales - Множество игр
Electro Body - Бродилка
Elite - Космический и экономический симулятор
Fanta - Редактор анимации
Fire Power - Танк, вид сверху
Fly - Авиасимулятор, NTSC
Forgger - Аркада, лягушка прыгает через дорогу
Future Classic - 5 простеньких игр
Gauntlet - Бродилка похожая на Diablo
Gazza 2 - Футбол
GHL Game Star - Хоккей
GO-MOKU - Крестики нолики
Goblins - Квест
Gold Of The Americas - Пошаговая стратегия
Golden Axe - Драка, бродилка
Goody - Бродилка
Grirls - Картинки
Guerilla War - Стрелялка
GUNBOAT - Стрелялка
Hat Trick - Хоккей
Heavy Metal - Танковый симулятор
Icon Man - Гонки на одном экране
Instructor - Обучающая программа
J Bird - Аркада 1 экран
Karateka - Драка
King Quest 2 - Квест, NTSC
King Quest 3 - Квест, NTSC
KLA_TREN - Английский клавиатурный тренажер
Krest - Текстовые крестики-нолики
Larry - Квест, NTSC
Lemmings
Lone Wolf - Бродилка
Mach 3 - Стрелялка от первого лица
Maniac Mansion - Квест
Marble Madness - Провести шарик через препядствия. Изометрия
Mars - Аркада 1 экран
Master Ninja - Драки
Maxell - Симулятор подводной лодки
Mega Traveller - падает
Metal Mutanat - Бродилка
Moon Blaster - Стрелялка от первого лица
Muzik - Множество мелодий
MYTENN - Понг
Nardy - Нарды
Novatron - Змейка
Oliver and Company - Аркада про котенка
Out run - Автосималятор
Pacman - Пекмен
Pango - Аркада
Panzer Battle - Стратегия
Penthouse - Картинки
Pentix - Тетрис, только с фигурами из 5 квадратов
Pipe - Водопровод
Police Quest - Квест, NTSC
Popcorn - Арканойд
Power Drone - Гонки
Prince Of Persia - Бродилка
RACK'EM - Бильярд
Rambo III - Бродилка
Rick Dangerous 2 - Бродилка
Road - Автосимулятор
RockFord - Болдердаш
Round - Аркада 1 экран
Sim City - Симулятор города
Sky Runner - Стрелялка
Snake - Змейка, текстовый режим
Solitaire - Множество пасьянсов
Space Harrier - Аркада
Space Quest - Квест, NTSC
Space War - Страляем друг в друга на одном экране.
SSA - Бродилка
Star Blade - Космос
Steel Thunder - Танковый симулятор
Striker - Аркада, вертолетик
Strip Poker - Покер на раздевание
Summer Games - Летние олимпиские игры. Несколько глупых игр.
Targhan - Бродилка
Tennis - Тенис
Their Finest Hour - Авиасимулятор
Vegas Gambler - Казино
Weird Dreams - Квест. В CGA ничего не понятно
Word Play - Поле чудес
Yatzy - Казино, кости
Zamok - Брод
[/SPOILER]

Обновлено 24.05.2016 в 09:19 vinxru

Метки: Нет Добавить / редактировать метки
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для CityAceE
    Ошибочно размещён один и тот же скриншот с эмулятора в двух сравнениях Эмлятор-Реальность.