Важная информация
RSS лента

Valentinus

Дом Техники (Пенза)

Рейтинг: 5.00. Голосов: 5.
Осенью 1988 года (кажется) мы с друзьями-одноклассниками впервые пришли в Дом Техники. Находился он в здании общежития, за ПТУ№17. Четвертый этаж общежития был поделен пополам, с разными входами; в одной половине был Дом Техники, во второй - Институт усовершенствования учителей (там был класс КУВТ, с Yamaha MSX, в котором иногда проводились олимпиады по информатике среди школьников); кстати на пятом этаже была туристическо-альпинистская база.
В Доме Техники были кружки нескольких направлений: радиолюбительского дела, программирования, и даже была музыкальная студия. На стенде в коридоре висел стих: "Не сотвори себе кумира, Его лишь одного любя, На благо всех, на дело мира, Ты переделывай себя!" - из-за его несуразности помню его до сих пор.
Что было на первом посещении толком не помню - помню только что нас завели в класс, где стояло несколько БК-0010, объединенных в сетку с ДВК; что-то рассказывали, а потом дали поиграть - запомнилась игра про защиту планеты клингонов от "дубиноголовых кусак" и легендарный "Клад" Баранова (долго думали что "Николаев-Баранов" это два автора, лишь потом поняли что Николаев - это город). Сейчас нашел фотку БКшки, увидел надпись "БЕЙСИК. ВИЛЬНЮС..." и растрогался.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	bk-0010.jpg 
Просмотров:	62 
Размер:	45.8 Кб 
ID:	59071Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	dvk.jpg 
Просмотров:	62 
Размер:	50.5 Кб 
ID:	59072Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	klad.jpg 
Просмотров:	63 
Размер:	85.7 Кб 
ID:	59070
Я сразу понял что программирование - это "мое". Нас разбили на группы, к разным преподавателям. Занятия были два или три раза в неделю, по два часа - нам это был катастрофически мало, хотелось больше, и мы придумали записаться еще раз - к другому преподавателю. Правда, через несколько посещений нас "вычислили", и порушили нашу хитрость.
Первым преподавателем была Ирина Юрьевна (фамилию не помню). Вторым - Наталья Петровна Маршавина. Муж ее, Маршавин Алексей (Алексеевич?) был директором Дома Техники - он был из породы людей , которых позже назовут "крепкий хозяйственник". Радиокружок вел кажется Виктор Кузменок, из остальных преподавателей помню еще двух молодых: Ирина (Литвинова? высокая красивая девушка) и Коровкин Станислав Олимпиевич (отчество запомнил из-за необычности).
Один компьютерный класс был с БК-0010 (с ч/б дисплеями), другой - с КУВТ Yamaha MSX (штук восемь машин с черно-зелено-белыми дисплеями, и одна с цветным дисплеем и дисководом); и в отдельной комнатке стояла пара компов типа IBMPC (но понял я это только года через три, а кто на нем работал и что делал- не знаю).
Вот там мы и занимались. Единственная книжка по программированию, которую мне удалось найти в школьной библиотеке - про приключения "мышки-программышки" - и я очень быстро освоил Бейсик.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	myska_prog.jpg 
Просмотров:	99 
Размер:	58.8 Кб 
ID:	59068
В журнале "Пионер" в то время очень удачно начался цикл рассказов "Игры с Чипом", где детей знакомили с различными алгоритмами (циклы, рекурсии, сортировка, выход из лабиринта, и т.п.).
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	igry_s_chipom.jpg 
Просмотров:	66 
Размер:	19.6 Кб 
ID:	59069
Постепенно в кружок перестали ходить те, кого интересовало только игровое время (в конце каждого занятия давали полчаса поиграть), остались только несколько человек, которым было действительно интересно программировать. Кстати, называлось не программировать, а составлять программы. В комментариях так и писали: "Составил имярек".
Из Бейсика БК-0010 мы довольно скоро "выросли" и перешли на Ямахи. Там было конечно интереснее - спрайты, звуковой процессор. Но при этом практически не было информации! Сакральные знания кочевали из тетерадки в тетрадку, передавались и обменивались. Цикл создания спрайта до конца не понимали, просто использовали как мантру, которую знали наизусть. Когда дорвались до экспериментов со звуком в комнате две недели стоял жуткий шум из грохота, завываний, мяукания - всего что удавалось извлечь из SOUND, не зная формата ее вызова.
Что писали? Конечно, в первую очередь - игры. Пытались на Бейсике писать подобия игр от Konami, часто заимствовали графику, перерисовывая на миллиметровку оригинальную графику и спрайты персонажей; музыканты из студии на слух подбирали для нас ноты музыки из игр. Конечно, на бейсике не получалось написать что-либо стоящее, сравнимое с японскими играми, но все равно было интересно.
Во вторую очередь писали "обучающие" программы (на экране изображалась какая-нибудь "драматическая" ситуация, для преодоления которой игроку нужно было быстро нажать нужную клавишу или вставить пропущенную букву в слова, типа "ключ_к/замоч_к"). Почему-то преподавателям "обучающие" нравились больше, чем наши игры - может они их где-то показывали для отчетности.
Программы записывали и загружали на магнитофонных кассетах. Дискет 3,5" тогда было не достать (предлагали по спекулятивной цене - рублей десять, но откуда такие деньги у школьника). У каждого было по две кассеты: на одной хранились игры (которые тоже переписывали друг у друга; в игровое время каждый с магнитофона загружал что хотел), на второй хранили свои программы. К игровой кассете каждый вел табличку: название файла/игры, начальный адрес, конечный адрес, точка входа (для копирования). Кстати, об играх: из-за того того что привык что клавиши управления (курсорные) справа, а "огонь" (пробел) слева - я до сих пор не могу играть на игровых приставках (причем к WASD я потом приучился, а вот управлять на джойстике большим пальцем левой руки - неудобно). Даже когда купил домой Spectrum - сделал к нему "джойстик" - коробку с кнопками как на ПК.
Писать на Бейсике становилось скучно, а Ассемблер был нечто вроде языка племени "навахо" - вроде бы слышали что есть такая крутая штука, но как к ней подступиться было совершенно непонятно. В городской библиотеке была одна книга про ассемблер, и та - выдавалась под очередь, не больше чем на 2-3 недели (однажды я ее видел, мельком, из чужих рук - с зеленой обложкой). Помню, кто-то принес для ПК8000 ассемблерную программку, которая могла проигрывать ноту - эти двадцать два байта просто заучили наизусть и использовали "втемную" (из-за того что ее не понимали - не догадывались корректировать длительность в зависимости от частоты, поэтому любая мелодия звучала халтурно - но это было круче чем BEEP).
Да, однажды БК`шки с ДВК куда-то делись, и вместо них появились ПК8000 Сура. С десяток персоналок объединенных сетью, и одна - с дисководом и цветным монитором; и, кстати, была даже пара принтеров - легендарные неубиваемые матричные Epson (FX80, кажется).
По мощности ПК8000 Сура оказалась чем-то средним между БК и Yamaha. Безусловно, она была шустрее БК`шки, но с более унылым бейсиком чем у Yamaha (не было звукового процессора и спрайтов, хотя в первых версиях документации они описывались - представьте наше разочарование). Да и дисплеи были ч/б.
Но тем не менее, мы дружно переползли на нее. Анализируя сейчас этот момент, я понимаю, что хотя Ямаха и была роскошней, но она для нас была как Мерседес - мы могли только ездить, доступ был только к рулю, педалям и кнопкам. А ПК8000 Сура для нас были как Жигули - да, менее комфортные, менее быстрые, но зато можно было заглянуть под капот и посмотреть как все устроено, что-то попробовать поменять, покрутить... Тем более что скоро появилось уже несколько машин с дисководами и цветными дисплеями, так что нам, "ветеранам", стало их хватать.
Дискеты 5,25 можно было купить уже по доступной цене, имелось описание дисковой ОС МДОС, которую мы быстро освоили (из ОС ДВК мы знали лишь две команды - для сохранения и загрузки программ; ямаховская CP/M вообще была непонятна), благодаря чему мы все обзавелись дискетами, вместо кассет. С кассетами у ПК8000 было намного хуже чем у Ямахи - зачастую даже сохранив две копии программы, на другой день не читалась ни одна. У нас было в пользовании несколько магнитофонов Электроника, каждый носил с собой кроме кассеты еще и отверточку для подкручивания головки.
В общем, процесс освоения ПК8000 Сура шел полным ходом - когда в 1990 году, на первом уроке информатики в школе я увидел ПК8000, они для меня уже не были чем-то новым. Кстати, мне даже родители купили ПК8000 домой! В школе и институте он меня очень здорово выручал с лабами по физике, где нужно было делать множество однотипных сложных расчетов, с разными входными параметрами - мне проще было написать программу, чем считать на калькуляторе.
Написав очередную игрушку, "Батискаф", я снова уперся в низкую производительность Бейсика, LOCATE/PRINT не давал нужного быстродействия- персонажи на экране двигались волнами. И попробовал часть процедур отображения переписать на Ассемблере. Благо с Сурой в книжках были и таблицы ассемблерных кодов, и описание памяти, да и по крохам в журналах, удалось набрать знаний. Однажды кто-то принес в Дом Техники двухметровую распечатку с адресами служебных ячеек и подпрограмм (вот это был хит!). В общем, мне удалось это сделать, персонажи на экране перестали двигаться волнами - и это был прорыв!
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	batisk1.jpg 
Просмотров:	86 
Размер:	30.7 Кб 
ID:	59064
Следующую игру я написал уже полностью на Ассемблере. Космическая стрелялка "Space Wings" - в ней даже сделал защиту от копирования (при запуске с не моей дискеты, игра вылетала на втором этапе; при запуске не с дискеты - на первом; и похоже, до сих пор ее не сломали). Написал почти полностью вручную - в тетрадке. Сперва писал в мнемонике, потом переводил в коды, потом рассчитывал адреса для команд перехода, потом расставлял их в коде - и наконец набивал дамп в память. Турбодебаггер я увидел намного позже. Помню, что было два тестовых редактора: один тормозной, другой периодически зависал. Это был 1992-й год, мы программировали как могли.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	s_wings.jpg 
Просмотров:	79 
Размер:	21.3 Кб 
ID:	59065
Как-то раз пошли с другом в игровой клуб (т.е. там где на компьютерах играли за деньги) - и продали несколько своих игр. Выручили что-то около 25 рублей, поделили пополам. Было приятно заработать деньги своим творчеством. Но до продажи программ по почте, через газетные объявления, почему-то не додумались. Наверное, только благодаря этой сделке наши игры и сохранились в истории (да и то - не все: sokoban, ski, perehvatchik - не встречал, да ну и ладно, подобных и без моих было много).
Однажды Дом Техники подвязался сделать компьютерную программу для ГАИ, для экзамена по ПДД. Работа была грамотно распараллелена. Одни рисовали в графическом редакторе картинки с дорожными ситуациями (С.О.Коровкин сделал программу упаковщика/распаковщика для картинок), другие набивали текстовые вопросы. Я делал основную оболочку: ввод данных экзаменуемого, случайный выбор билета, загрузка, прием ответов, запись результатов. Не удержался и сделал "закладочку" - при нажатии секретной комбинации программа считала все ответы верными (правда, воспользоваться не довелось - сам на права сдавал через много лет, и уже на другой программе). За ту работу все получили небольшие, но приятные деньги.
Еще как-то раз делали рекламную заставку для фирмы Джиза (Giza), кажется, кондиционерами торговала (вот тоже можно было на этом деньги зарабатывать - сделал заставку с вылетающими надписями, записал на видеомагнитофон - готово, но не додумались).
Помню как-то раз в Дом Техники заехал какой-то мужик с другого города, за играми к ПК8000, и оказалось, что многих из нас он знал по фамилиям, наши игры расползлись по стране. Минута славы!
Из тех, кого помню:
Алексей Котов - мой друг, одноклассник, дружим до сих пор. Вершиной его детского творчества стала клон SuperCobra. Писал еще и Arkanoid, игра была готова процентов на 80, но бросил ходить в Дом Техники. Сейчас работает ГИПом в НИКИРЭТ.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	sucobra.jpg 
Просмотров:	86 
Размер:	15.3 Кб 
ID:	59066
Тургенев Сергей - крупных проектов не писал, в основном какие-то небольшие программки и демки. Попутно он увлекся культуризмом (так раньше назывался бодибилдинг), в армии кажется служил в ВДВ, сейчас в Москве, работает админом в сети аптек.
Руслан Ягудин. Сделал клон дендевских Танчиков. Попутно занимался чем-то типа у-шу (он жил в цыганском поселке, там без этого никак). Потом ушел в армию. Сейчас, не поверите, тоже кодирует - людей, от алкогольной зависимости, он психолог-гипнолог.
Сергей Абрамов - учился в моей школе, только младше на пару лет. Тоже слыл хулиганом, но хорошо программировал. Написал "Клад" (клон LodeRunner) на Бейсике, тоже уперся в недостаток быстродействия - и переписал его на Ассемблере! Отчаянный был товарищ. Додумался ходить в пединститут между сменами в компьютерный класс (там стояли тоже Ямахи) - документов там не спрашивали и можно было посидеть за компом под видом студента.
Диман Митрофанов - писал игру-клон Plamber; сделал хороший редактор знакогенератора, утилиту DimanDiskDoctor (что-то типа NortonDiskDoctor), пытался клонировать на ПК8000 еще какие-то нортоновские утилиты. Сейчас работает в ГБУЗ "Клиническая больница №5", системный администратор.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	plamb1.jpg 
Просмотров:	62 
Размер:	28.4 Кб 
ID:	59082
Синягин Влад - написал игрушку Hell. потом, в 90-е как-то раз встретил его, кажется в компьютерном магазине, да и сейчас вероятно он работает в магазине РКЦ.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	hell2.jpg 
Просмотров:	61 
Размер:	45.2 Кб 
ID:	59083
Про преподавателей знаю только что Коровкин Станислав в 90-е занялся торговлей компьютерами и комплектующими (у него небольшой магазин на ул.Володарского), а Ирина Литвинова вышла замуж за иностранца. Маршавины, кажется, в Санкт-Петербурге.
Вообще преподаватели довольно быстро отстали от нас, в плане опыта и умений (кроме Коровкина, конечно), и в основном следили чтоб мы не шибко хулиганили (мы, в силу юношеской глупости порой их выводили из себя; слава богу, Наталья Петровна всегда была невозмутимая, видимо прибалтские корни). А мы, бывало, обидимся на них из-за какой-нибудь ерунды - напечатаем на принтере объявлений типа "продается персидский ковер, дешево" с припиской телефона Дома Техники - и расклеим по всем остановкам. Или голую бабу напечатаем и в стенд воткнем. Вот дураки-то были. Сейчас бы сказал этим преподавателям большое спасибо.
После Space Wings я начал писать аля Vampire Killer - передрал через миллиметровку спрайты главного героя с оригинала, придумал монстров, карту замка и проч. В общем, многое уже сделал, персонаж уже ходил и прыгал по локации, надо было программировать монстров, но...
В 1993 году в Доме Техники появилось две IBMPC-совместимые машины (ЕС-1841 и Сура-8086; у первой был CGA дисплей, у второй - EGA), а потом еще три 286-х (с VGA). Так я постепенно перешел на программирование на платформу IBM. Вместе с этими компьютерами появился и новый преподаватель- Зельманова Алла Ильинична. На IBM я ничего серьезного сделать не успел - освоил TurboPascal, пробовал делать несложные игры, начал делать библиотеку для 3D-графики, но до конца довести не успел.
Осенью 1994 года я решил оставить Дом Техники (все-таки возраст был уже не тот для кружков, я учился уже на 3-м курсе ПГТУ). А еще через два месяца Зельманова пригласила меня на работу программистом в НПК КРОНА, где я долго работал и работаю, но это уже совсем другая история.
Дальнейшая судьба Дома Техники мне неизвестна. Как мне сказала старенькая вахтерша общежития, лет двадцать назад четвертый этаж куда-то перехал, видимо в администрации или министерстве образования провели очередную "оптимизацию".
Через несколько лет, разбирая гараж, я выбросил все записи, листинги, распечатки, все что было связано с старыми ПК. Конечно, зря, но в двадцать пять лет сложно представить что в сорок придет ностальгия и захочется перелистать детские тетрадки.
PS нашел немного фоток в "одноклассниках":
Маршавин Алексей Алексеевич (почти не изменился) Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	marshavin.jpg 
Просмотров:	71 
Размер:	28.1 Кб 
ID:	59061
Маршавина Наталья Петровна (тоже почти не изменилась) Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	marshavina.jpg 
Просмотров:	83 
Размер:	36.2 Кб 
ID:	59060
Коровкин Станислав Олимпиевич (на первом фото в конце 80-х, он крайний справа; на втором сейчас) Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	korovkin.jpg 
Просмотров:	90 
Размер:	60.7 Кб 
ID:	59059 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	korovkin2.jpg 
Просмотров:	59 
Размер:	29.1 Кб 
ID:	59093
Ирина Литвинова (спустя много лет) Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	litvinova.jpg 
Просмотров:	71 
Размер:	13.9 Кб 
ID:	59063
Алексей Котов Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	kotov.jpg 
Просмотров:	41 
Размер:	28.5 Кб 
ID:	59079
Руслан Ягудин Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	yagudin.jpg 
Просмотров:	61 
Размер:	54.9 Кб 
ID:	59062
Дмитрий Митрофанов Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	mitrofanov.jpg 
Просмотров:	49 
Размер:	8.2 Кб 
ID:	59080
Влад Синягин Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	sinyagin.jpg 
Просмотров:	46 
Размер:	33.5 Кб 
ID:	59086
Я, Валентин Ханбеков Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	me.jpg 
Просмотров:	58 
Размер:	31.3 Кб 
ID:	59078

Обновлено 06.02.2017 в 12:46 Valentinus (добавил инфу)

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для seventh
    Чиатал и поглядывал на скролл, не хотелось чтобы тест заканчивался. Было очень интересно прочесть, спасибо.
  2. Аватар для CityAceE
    Спасибо! Довольно интересные воспоминания!

Трекбэков