Важная информация

User Tag List

Страница 1 из 6 12345 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 52

Тема: Сказка о Texas Instruments и её компьютере.

  1. #1
    Banned
    Регистрация
    01.12.2010
    Адрес
    г. Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,657
    Благодарностей: 1250
    Записей в дневнике
    21
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию Сказка о Texas Instruments и её компьютере.

    TI99/4

    Процессор: Texas Instruments TMS 9900 3,3 МГц
    ОЗУ: 16 Кб (возможно расширение)
    Видео ОЗУ: 16 Кб (максимум)
    Графика: 256x192 16 цветов (текстовый режим с произвольным знакогенератором + спрайты)
    Звук: Полифония + внешний голосовой синтезатор
    Выпускался: 1979-1984 годы.
    Цена: В 1979 компьютер TI99/4 с монитором строил 1150$
    В 1981 компьютер TI99/4A без монитора строил 595$



    В 1979 году фирма Texas Instruments, одна из крупнейших фирм выпускающих электронику, решила выпустить собственный домашний компьютер.

    В этот компьютер они поставили процессор TMS9900 собственной разработки. Процессор был выпущен 3-мя годами ранее (1976 год), но не пользовался спросом. Это был первый 16-битный процессор (с 16-битной шиной данных), что должно было быть гигантским плюсом. Но из-за использования 8-битного ОЗУ, убогого видеопроцессора и двойной интерпретации, увеличения производительности по сравнению с 8-битными процессорами не произошло. То есть, это были впустую потраченные деньги.

    Шина адреса у этого процессора так же была 16-бит, что позволяло адресовать лишь 64 Килобайта памяти. 16-битный процессор Intel 8086, который уже был на рынке, имел шину адреса 20-бит и соответственно позволял адресовать 1 Мб памяти.

    Интересной особенностью процессора было отсутствие регистров. Все команды работали с памятью, что тоже не добавляло скорости.

    Компьютер TI99/4 не выдерживал никакой конкуренции, и фирме Texas Instruments пришлось снизить цену компьютера ниже себестоимости. И в 1984 году из-за колоссальных убытков они отказалась от дальнейшего производства и развития этого компьютера.

    Голосовой синтезатор

    Особой изюминкой игр для TI99/4, которые часто не дотягивали по графике даже до Atari 2600, был голосовой синтезатор. Игру сопровождали фразы на английском языке, и это завораживало.

    Видео процессор

    Особого внимания заслуживает видеопроцессор этого компьютера. Видеопроцессор имеет собственные 16 Кбайт ОЗУ, доступ к которым возможен только через регистры видеопроцессора. И было это очень медленно.

    Видеопроцессор умеет отображать только текстовые режимы 32x24 и 40x24 символа. Размер символа 8x8 пикселей для 32x24, и 6x8 пикселей для 40x24. Знакогенератор содержит 256 символов. При этом цвет определяется для символа, а не знакоместа. То есть, символ с кодом 33 в любом месте экрана будет иметь идентичный цвет фона и цвет текста.

    Ради справедливости стоит сказать, что полноценный графический режим тоже поддерживался. 64x48 пикселей 16 цветов. Но даже в 1979 году это было смешно.

    Видеопроцессор позволял отображать в произвольных местах экрана 32 картинки 8x8 (или 16x16) пикселей одного цвета (второй цвет прозрачный). Эти картинки назывались спрайтами. Видео процессор мог отображать не более 4х спрайтов на одной линии. (Кстати, наложением спрайтов друг на друга можно было получить двух цветные спрайты.)

    Аппаратного скроллинга не было.

    Обобщая написанное. Разработчик определял 256 картинок 8x8 пикселей, формировал из них изображение. Объекты, плавно перемещающиеся по экрану, могли быть только одноцветные, и их могло быть не более 4-х на горизонтальной линии.

    Если требовалось отображать множество плавно движущихся объектов, то в знакогенераторе определялись несколько сдвинутых изображений. Вот пример типичной игры того времени:



    Для реализации более серьезной графики требовалось постоянное изменение знакогенератора, но из за медленного доступа к видео памяти, это было не всегда возможно.

    Похожий видеопроцессор использовался в приставке NES (Dendy). Но там был аппаратный скроллинг и 4-х цветные символы, что в корне меняет дело. Если бы разработчики TI99/4 пораскинули мозгами, то история могла бы сложится по другому.

    В 1981 году TI выпустили доработанную версию компьютера TI99/4A, в которой появился новый видео режим. В нем используется 3 знакогенератора (каждый для своей области экрана. 768 символов как раз покроют весь экран). А цвет задается для каждой строки символа. В теории, этот режим позволил бы писать полноценные графические программы с одним лишь ограничением, в области (x*8,y)-(x*8+7,y) может быть использовано лишь 2 цвета. Но из медленного обращения к видеопамяти в играх эта возможность не использовалась. А для серьезных программ (САПР) ограничение 2-х цветов было фатальным.

    Так же, в новом компьютере появилась полноценная клавиатура вместо резиновых кнопок. Печатать на ней даже сейчас одно удовольствие, но к сожалению, разработчики не догадались добавить отдельную клавишу для Backspace. Удалить символ можно было только комбинацией клавиш. Интересной особенностью этой клавиатуры была кнопка Caps Lock с механической фиксацией.

    В том же 1981 году, фирма IBM представила видеоплату MDA, которая отображала текстовый режим 80x25 символов. Этого было достаточно для комфортной работы в офисных приложениях. И этот режим на 15 лет стал стандартом для офисных программ.

    Компьютер ZX Spectrum, у которого нет видеопроцессора вообще, обеспечивает несравненно красивую и динамичную графику. Получается, что видеопроцессор и навороченная архитектура TI99/4 попросту мешала работать компьютеру.

    Программы

    Программы для этого компьютера распространялись на магнитофонных кассетах, картриджах с ПЗУ и дискетах.

    Крупные фирмы распространяли свои программы на картриджах с ПЗУ. То есть объем программы мог быть произвольным, и при этом всегда оставалось 16 Кбайт ОЗУ (не считая неиспользуемой видео памяти) для собственных нужд. Некоторые картриджи содержали расширение ОЗУ. (Хотя, 16 Кб ОЗУ должно хватить для многого. Для сравнения, Dendy хватало 2 Кбайт ОЗУ.)

    GROM

    Как в других компьютерах того времени, сразу после включения компьютера, пользователю был доступен язык программирования Бэйсик. Но ПЗУ компьютера содержало не Бэйсик, как следовало ожидать. Оно содержало интерпретатор байт кода, который назывался GPL. Программы для этого интерпретатора были записаны в специализированные ПЗУ, которые назывались GROM (Graphics ROM).

    Чтение данных из GROM осуществлялось через 8-битные порты ввода-вывода. Установка адреса чтения происходила за 2 команды процессора, сначала записывались старшие 8 бит адреса, затем младшие. При каждом чтении данных, адрес чтения автоматически увеличивался. При этом, GROM работал намного медленнее процессора.
    Если кому надо, то я написал эмулятор GROM на ATMega.

    Производительность программ записанных в GROM была крайне низкая. И никаких активных игр с использованием GROM написано не было. Почти для всех игр программисты использовали стандартное ПЗУ и машинный код. А GROM использовался лишь там, где производительность была не нужна. Например стартовое меню игр.

    Интересной особенностью GROM было то, что последние 2 Кб каждых 8 Кб данных не использовались. Таким образом, адресное пространство GROM составляло 48 Кбайт.

    Дак вот. Бэйсик, использовавшийся в этом компьютере, был написан на языке GPL и записан в микросхему GROM, установленную внутри компьютера. То есть, интерпретатор Бэйсика сам написан на интерпретаторе! Двойная интерпретация.

    Программа, написанная на Бэйсике, хранится в видео памяти. Доступ к ней возможен только через медленные порты ввода вывода.

    И получаются страшные тормоза...

    Из-за сложности и медленности растровой графики, встроенный Бэйсик и "Extended BASIC" на картридже не имели команд рисования точек, линий, кругов, закраски.

    Интересной особенностью встроенного Бэйсика был знакогенератор, где 160 символов были пустыми, а строчные буквы выглядели как заглавные.



    Периферия

    Фирма Texas Instruments выпустила железный корпус для установки дисководов и различных плат расширения. Мне кажется очень странным, когда под монитором стоит большая железная коробка с дисководами, набитая различными устройствами, а центральный процессор при этом установлен в клавиатуру.



    Игры

    Alpiner
    Лезем вверх. Экран двигается рывками и страшно мерцает.


    Invaders
    Классика. Игра реализована без нареканий,
    содержимое знакогенератора приведено выше.


    Munchman
    Это Pacman. Только герой не кушает точки, а
    наоборот откладывает их.


    Parsec
    Самая динамичная игра на TI. Экран движется влево,
    а мы стреляем по врагам. Знакогенератор содержит множество
    идентичных изображений, сдвинутых на один пиксель.


    Фото

    Разобранный компьютер

    (кликни меня)


    (кликни меня)

    Картридж с программой


    Разобранный картридж


    Голосовой синтезатор


    Корпус для дисководов и периферии
    (Peripheral Expansion System или PEB)


    Контроллер дисковода (для PEB)


    Контроллер дисковода (для PEB)


    Ссылки

    Эмулятор, игры, программы (англ)
    Очень много информации (англ)
    Страница на народе (рус)

    (c)vinxru
    Последний раз редактировалось vinxru; 06.05.2011 в 23:18.

  2. Эти 17 пользователя(ей) поблагодарили vinxru за это полезное сообщение:
    7c00h (07.05.2011), alone (20.12.2013), Atari (08.05.2011), bolini (13.05.2011), BYTEMAN (07.05.2011), dead8088 (07.05.2011), Djoni (07.05.2011), easy_john (07.05.2011), Mad Killer/PG (08.05.2011), osa (08.05.2011), rajdee (08.05.2011), RST 0 (07.05.2011), rw6hrm (08.05.2011), SpecialistMK87 (08.05.2011), Titus (07.05.2011), weiv (09.05.2011), Случайность (31.10.2011)

  3. #1
    С любовью к вам, Yandex.Direct
    Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию

  4. #2
    Moderator
    Регистрация
    23.01.2011
    Адрес
    Донецк
    Сообщений
    788
    Благодарностей: 902
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    ИМХО, для 1979-1981 года машинка очень адекватная и по характеристикам, и по цене. И убили ее не низкое быстродействие, а несовместимость с мейнстримом (8080 / х86)
    Поиск-1, Поиск-2, Парус ВИ-201, Олимпик-С, Электроника МК61

  5. #3
    Master Аватар для falanger
    Регистрация
    21.04.2006
    Адрес
    город Черняховск
    Сообщений
    880
    Благодарностей: 23
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    С vinxru в оценке полностью согласен... Настолько убого сделать комп я думал что просто невозможно!

  6. #4
    Guru
    Регистрация
    08.10.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    9,938
    Благодарностей: 3437
    Mentioned
    2 Post(s)
    Tagged
    1 Thread(s)

    По умолчанию

    Очевидно, те, кто его разрабатывали не очень понимали, что нужно от персонального компьютера. А ориентироваться было особо не на что, т.к. в этой нише было практически пусто.

  7. #5
    Veteran Аватар для bigral
    Регистрация
    12.07.2006
    Адрес
    Kiev/Ukraine
    Сообщений
    1,462
    Благодарностей: 265
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    видеопроц вполне нормальный у него (его много кто использовал, и на его базе японцы творили свои MSX и NES), у него сам процессор убогий изза малого прямоадрессуемого пространства, ему всего-лишь нехватало 32 или хотябы 24 бит адресса

  8. #6
    Master Аватар для falanger
    Регистрация
    21.04.2006
    Адрес
    город Черняховск
    Сообщений
    880
    Благодарностей: 23
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    bigral, не путайте теплое с мягким, в MSX и Famicom были нормальные спрайтовые видеопроцессоры причем полностью разные, а тут вообще не пойми что. В первых MSX например стоял TMS9918, по сравнению с TI-шным просто чудо как хорош был.

  9. #7
    Guru
    Регистрация
    08.10.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    9,938
    Благодарностей: 3437
    Mentioned
    2 Post(s)
    Tagged
    1 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от bigral Посмотреть сообщение
    видеопроц вполне нормальный у него (его много кто использовал, и на его базе японцы творили свои MSX и NES), у него сам процессор убогий изза малого прямоадрессуемого пространства, ему всего-лишь нехватало 32 или хотябы 24 бит адресса
    Для персоналок и игровых консолей того времени 16-битное адресное пространство вовсе не приговор, а совершенно нормальная практика. Взять ту же самую NES. А вот тормознутость видео и его кривизна - это ахтунг. Кстати, у NES видеопроцессор ничего общего не имеет с вышеописанным, кроме, разве что тайловой структуры видеопамяти. Если уж кто общее и имеет, так это, например ПК8000, у которого есть похожий режим, где для каждой трети экрана свой знакогенератор. Хотя доступ к его видеопамяти в разы быстрее, т.к. она находится в общем адресном пространстве процессора.

  10. #8
    Guru Аватар для Дмитрий
    Регистрация
    01.01.2009
    Адрес
    Донецк, Украина
    Сообщений
    3,234
    Благодарностей: 715
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от falanger Посмотреть сообщение
    В первых MSX например стоял TMS9918,
    грхм... а что там на картинке в первом посте, на плате компа-то? не TI TMS9918 ли или то мне мерещится?

  11. #9
    Guru
    Регистрация
    15.09.2009
    Адрес
    SPb
    Сообщений
    4,925
    Благодарностей: 1042
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Дмитрий, Ну зачем же Вы так жестко людей приземляете ;-)
    "стоял TMS9918, по сравнению с TI-шным"
    Тут ведь в одной фразе столько всего...
    TMS по сравнению с TI-шным, как будто этот самый TMS не был TI-ный (в смысле TI его и делала).

  12. #10
    Master Аватар для falanger
    Регистрация
    21.04.2006
    Адрес
    город Черняховск
    Сообщений
    880
    Благодарностей: 23
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Просто так-же самая MSX 1 по сравнению с TI99/4 ну прямо небо и земля. Как там можно испоганить видеосистему используя TMS9918 я даже не представляю, поэтому и усомнился что он стоят в "чудище от TI".

Страница 1 из 6 12345 ... ПоследняяПоследняя

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Моя первая сказка !
    от AAA в разделе Творчество
    Ответов: 17
    Последнее: 09.01.2011, 22:13

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •