Важная информация

User Tag List

Показано с 1 по 10 из 10

Тема: Что же предложил изобретатель

  1. #1
    Activist
    Регистрация
    22.04.2010
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    492
    Благодарностей: 72
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию Что же предложил изобретатель

    Л. Афанасьев?
    Пакет ПО -"Специалист МХ-RAMFOS", избавляющий пользователей от проблем с совместимостью различных Мониторов.

    и сейчас читать о несовместимости МХ и стандартного спеца -? неправильно
    гдето закралась ошибка)

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	mk1991_03.jpg 
Просмотров:	454 
Размер:	80.9 Кб 
ID:	48153


    М-К, 1991, номер 3, страница 42

    PS тоесть, судя по этой единственной журнальной публикации, Специалист МХ является расширенным вариантом ПК Специалист, совместимым со всеми существующими вариантами стандартных спецов и Мониторов, плюс некая совместимость с Орион-128
    Последний раз редактировалось zx_; 29.05.2014 в 11:08.

  2. #1
    С любовью к вам, Yandex.Direct
    Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию

  3. #2
    Guru Аватар для HardWareMan
    Регистрация
    26.02.2011
    Адрес
    Павлодар
    Сообщений
    2,748
    Благодарностей: 1372
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию


  4. #3
    Activist
    Регистрация
    22.04.2010
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    492
    Благодарностей: 72
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    исходники рамфос есть ведь?

    или можно попросить fifan обратиться к Афанасьеву , с просьбой продать, выложить исходники

  5. #4
    Пользователь Специалиста Аватар для fifan
    Регистрация
    30.05.2007
    Адрес
    г. Лянтор, Сургутского р-на, ХМАО
    Сообщений
    2,964
    Благодарностей: 644
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от zx_ Посмотреть сообщение
    исходники рамфос есть ведь?

    или можно попросить fifan обратиться к Афанасьеву , с просьбой продать, выложить исходники
    Есть на сайте.
    http://nick-name.ru/forum/Fifan.gif
    Сайт про ПК "Специалист" и его клоны http://www.spetsialist-mx.ru/
    Web site about computer Spetsialist and its clones http://www.spetsialist-mx.ru/ (yet only in Russian)

  6. #5
    Guru Аватар для HardWareMan
    Регистрация
    26.02.2011
    Адрес
    Павлодар
    Сообщений
    2,748
    Благодарностей: 1372
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Ну, это же не оригинал а реверс. От Винксру он хотя-бы с объяснением кусков кода.

  7. Этот пользователь поблагодарил HardWareMan за это полезное сообщение:
    fifan (13.06.2014)

  8. #6
    Activist
    Регистрация
    22.04.2010
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    492
    Благодарностей: 72
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    HardWareMan, реверс понятно, а от автора уже ничего нет?

    только один способ есть все это проверить, да

    а слабо эмулятор спектрума 48 спецу сделать, как у вектора? софтово- железный

  9. #7
    Master Аватар для barsik
    Регистрация
    05.10.2016
    Адрес
    г. Санкт-Петербург
    Сообщений
    782
    Благодарностей: 268
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию возможен ли эмулятор ZX на СПЕЦИАЛИСТЕ

    Цитата Сообщение от zx_
    а можно эмулятор спектрума 48 спецу сделать, как у вектора? софтово- железный
    Теоретически сделать эмулятор на NMI вполне возможно. Это реально и даже не так уж сложно.

    Но получится довольно громоздко и в цвете, из-за особенности организации цвета в СПЕЦИАЛИСТЕ, - очень медленно. Гораздо проще и качественнее это делается для ОРИОНА на Z80 с окном в 16 кб.

    Эмулятор делается только на доработанный СПЕЦИАЛИСТ. Доработка делается для того чтобы

    - поставить Z80 вместо КР580, причём с портами (желательно на такте 4-5 МГЦ без WAIT)
    - получить сплошное ОЗУ 64 кб (FULL RAM)
    - получить 16 полноценных цветов как у ОРИОНА
    - поставить ПЗУ содержащее ZX-ROM 16 кб с адрес 0
    - ввести аппаратные порты ZX-клавиатуры и джойстика
    - подключить любую клавиатуру с матрицей 5*8

    Z80 без Турбо ставится без проблем за час труда. Сплошное ОЗУ 64К без проблем получается при введении второй банки РУ5-тых. Основной проблемой, как ни странно, является цвет.

    Потому что цвет СПЕЦИАЛИСТА с программно недоступным ОЗУ цвета, неудобен для такой задачи. Даже не потому, что имеет не по 16 цветов для INK и PAPER. А из-за принципа его организации.

    Цвет ОРИОНА подходит для этого гораздо лучше. При записи всего 1 байта в ОЗУ атрибутов в ZX раскрашивается целое знакоместо 8*8 точек. На ОРИОНЕ это эмулируется записью 8-ми байтов в плоскость цвета. А вот на СПЕЦИАЛИСТЕ придётся не только писать 8 байтов, но и предварительно читать их. Т.к СПЕЦИАЛИСТ не имеет программно доступного отдельного ОЗУ цвета. Цвет переписывается из регистра цвета автоматически при записи экранного байта в ОЗУ экранной графики. Т.е мы можем записывать цвет только одновременно с графикой. Для чего байт графики придётся сначала считать, затем занести нужный цвет в регистр цвета и снова записать байт графики в экранное ОЗУ. В итоге, там где ZX делает всего 1 команду Z80, на эмулирующем СПЕЦИАЛИСТЕ придётся сделать более полусотни команд.

    А при записи байта графики в экранное ОЗУ ZX возникает та же проблема. Сначала придётся считать цветовой атрибут соответствующий позиции экранного байта ZX (для чего адрес атрибута придётся сначала рассчитать), затем занести его в регистр цвета СПЕЦИАЛИСТА и только затем записать байт графики в экран СПЕЦИАЛИСТА.

    Ещё одной причиной для тормоза станет отсутствие диспетчера ОЗУ, как в Z80CARD-II, который позволяет в одном адресном пространстве находиться и экрану ZX и экрану ОРИОНА и программе визуализации. А на СПЕЦИАЛИСТЕ, не имеющем диспетчера ОЗУ, экран ZX находится в одной банке, экран СПЕЦИАЛИСТА в другой. Для визуализации каждого экранного байта из экрана ZX придётся переключать банки, что также существенно тормознёт. Из-за этого требования к быстродействию Z80 к эмулятору на СПЕЦИАЛИСТЕ будут вдвое выше, чем к эмулятору на ОРИОНЕ. И программа визуализации на СПЕЦИАЛИСТЕ будет намного сложнее.

    Ставить ПЗУ Синклера требуется потому, что без ПЗУ не существует способа перенести программу в другую банку где вся память ОЗУ. Если есть способ иметь отключаемое ПЗУ в других адресах, то можно перегружать ZX-ROM в банку 1 на адрес 0, и тогда необходимости иметь ZX-ROM в ПЗУ нет.

    Эмуляция без цвета делается намного проще и для неё хватит скорости Z80 всего в 4 МГЦ. Если в СПЕЦИАЛИСТЕ уже есть режим FULL RAM в банке 0, то чтобы гонять ROM-бейсик ZX и игры от ZX-16К, можно сделать доработку всего за пару часов. Тогда в системный разъём втыкается простая платка содержащая порт ZX-клавиатуры, ZX-порт магнитофона и элементы обеспечивающие прерывания INT и NMI. В такой системе можно использовать программы ZX, которые не портят ОЗУ выше 9000, т.е только игры для 16-ти килобайтовой версии.

    Но, даже такой эмулятор на 16К имеет смысл, т.к даже 16-ти килобайтовых ZX-игр больше, чем имеется качественных игр СПЕЦИАЛИСТА. Чтобы сделать эмулятор на 48 кб, в СПЕЦИАЛИСТ надо поставить вторую банку ОЗУ, что тоже несложно делается (особенно, если это делать заменой РУ5 на РУ7).

    Пост написан специально для разъяснения цвета СПЕЦИАЛИСТА
    Последний раз редактировалось barsik; 07.12.2017 в 11:52.

  10. #8
    Moderator Аватар для Error404
    Регистрация
    14.08.2006
    Адрес
    Владимир
    Сообщений
    3,748
    Благодарностей: 1014
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    А если так:
    - Z80 (понятно, без него никак)

    - от цветного режима отказываемся (да, это печальное упущение, но кардинально упрощает - см. ниже, особенно учитывая что цвет "большими квадратиками" не совсем то, за что следует бороться "до последнего инженера" ИМХО, вон на Орионе были же ч/б адптации от Спека типа Jet-Set, Moonfox - и нормально выглядело, особенно в сравнении с примитивными играми, источником которых был оригинальный Специалист)

    - добавляем ПЗУ 16кб с SOS спектрума в странице 0 (будем делить адресное пространство 16к-шными страницами), дополненой неким кодом (добавляется несколько Специалисто-специфических подпрограмм обработки NMI), диспетчер 16к в окне 8000..BFFF и full-RAM. Получаем 2 режима:
    * стандартный Специалист, в котором имеем доступ сразу и к Спектрумовскому экрану (он "удачно" лежит в 16к-шной странице 1 и ничем не перекрыт) и к Специалистовскому (с 9000 в 16к-шной странице 2), т.е. основной NMI-процедуре (ее разместить в области 8000..8FFF, в режиме "Спек" спрятанной как и родной экран), перекодирующей экраны и клавиатуру, не надо щелкать страницами в процессе конвертации,
    * режим 16кб ПЗУ + 64к ОЗУ когда по адресу 0..3FFF включено дополнительное ПЗУ, включен режим FullRAM (доступ к ОЗУ с С000), а подПЗУшечное ОЗУ коммутируем с 0000 на 8000 (чтобы накрыть им экран Спеца, так некстати размещенный автором в середине адресного пространства) - имеем ПЗУ + 48к сплошного ОЗУ в верхних адресах как и надо для Спека

    - таки еще нужно ОЗУ не менее 256 байт, выбирающееся IN/OUT по A8..A15 порта FE (по NMI заполнять его аналогом актуального состояния матрицы клавиатуры Спека, чтобы ПО Спека читало из "клавиатуры" без правок Спековского кода)

    Всё поместилось в штатные 64кб ОЗУ Спеца. Из доп оборудования - одна ПЗУ неменее 16кб объемом, одна статическая ОЗУ 256х8 или более, одна КП11 для диспетчера ОЗУ 16кб в окне 8000, и какой-то минимум логики для обвязки этих доработок. А вот если планировать какую-то нормальную ОС, а не огрызок живущий в 32кб, то тут уже нужна доп. страница ОЗУ, других путей получить 64к ОЗУ для ОС, сохранив штатный экран, я не вижу.

    Кстати, поскольку доп. ПЗУ будет как минимум W27С512 (других сейчас не достать, да и смысла нет искать 27128), то в нем можно сделать переключаемые страницы (выбирать их тем же портом диспетчера что и страницы ОЗУ), и как результат - конфигурацию режима 2 (ПЗУ+64кб ОЗУ) можно использовать для разработки чего-то более интересного чем эмулятор Спектрума48 - всяко пользовательскому процессу тут отдается ОЗУ_48к+ОЗУ_4к+Экран_12к что куда как интереснее чем в оригинальном Специалисте с его ОЗУ_36к+Экран_12к. Да, ПЗУ в этом варианте оказывается на неудобном для CP/M адресе 0000, но на CP/M же свет клином не сошелся. Или можно ввести бит порта диспетчера, отключающий ПЗУ с 0000. Тогда экран 9000 можно закрывать 16к страницей 3 (которая под портами) и поиметь 48к сплошного ОЗУ начиная с 0000 (на Орионе столько хватало для версий CP/M 48к, работавших в странице 0 ниже экрана С000, а тут у нас есть же еще 4кб "ниже экрана 9000", куда можно вынести почти весь BDOS и получить TPA в 44кб)


    Ну или уже обсуждавшийся вариант с двумя 64к-шными страницами ОЗУ. В этом случае SOS Спектрума будет в ОЗУ, а не ПЗУ (весь "эмулятор в дополнительной странице"), и на выходе мы имеем почти Орион-128. Делать ли в этом варианте диспетчер по 16кб - тут надо подумать, возможно для ч/б можно и обойтись. Этот вариант хорош тем, что кроме эмуляции Спектрума, во второй 64к странице еще можно и CP/M запускать с полноценного объема TPA.
    Последний раз редактировалось Error404; 07.12.2017 в 13:09.
    Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.

    Некоторые из моих поделок тут: https://github.com/serge-404

  11. #9
    Activist
    Регистрация
    22.04.2010
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    492
    Благодарностей: 72
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Error404 Посмотреть сообщение
    Всё поместилось в штатные 64кб ОЗУ Спеца. Из доп оборудования - одна ПЗУ неменее 16кб объемом, одна статическая ОЗУ 256х8 или более, одна КП11 для диспетчера ОЗУ 16кб в окне 8000, и какой-то минимум логики для обвязки этих доработок. А вот если планировать какую-то нормальную ОС, а не огрызок живущий в 32кб,
    нене! минимум миниморе, всякие ОС это не к эму
    как можно меньше деталей , все в духе того времени.

    - - - Добавлено - - -

    Цитата Сообщение от barsik Посмотреть сообщение
    цвета в СПЕЦИАЛИСТЕ, - очень медленно
    цвет в Специалисте как раз быстр, со скоростью чб

  12. #10
    Master Аватар для barsik
    Регистрация
    05.10.2016
    Адрес
    г. Санкт-Петербург
    Сообщений
    782
    Благодарностей: 268
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от zx_
    цвет в Специалисте как раз быстр, со скоростью ч/белого
    Да, когда надо выводить много-чего в одном цвете, например, одноцветные символы, то скорость из-за цвета не страдает.

    Но когда выводится многоцветная картинка, то приходится часто перезагружать регистр цвета и скорость упадёт (в зависимости от картинки) возможно на 20-50%. Но все-равно будет быстрее, чем полноценный цвет ОРИОНА.

    Впрочем, у СПЕЦИАЛИСТА журнальный цвет такой убогий, что всё одноцветное, - например, по синему лабиринту на чёрном фоне бегают зеленые ксониксы и красные жорики. А одноцветные спрайты действительно тормозят очень мало.

    Но в случае апп.эмулятора концепция А.Волкова неудачна. По отношению к ОРИОНУ, - видимо вдвое, а то и втрое тормознее.

    Цитата Сообщение от error404
    таки еще нужно ОЗУ не менее 256 байт, выбирающееся IN/OUT по A8..A15 порта FE (по NMI заполнять его аналогом актуального состояния матрицы клавиатуры Спека, чтобы ПО Спека читало из "клавиатуры" без правок Спековского кода)
    Ну да, идея эмулировать и ZX-клавиатуру, чтоб не ставить родную, - хороша для конечного пользователя, но слишком утомляет разработчика. По мне, если есть ZX-клавиатура, проще припаять две КП11 для неё и джойстика и не трахаться. Схема станет громоздкой если эмулировать.

    Вы хотите вводить полноценный диспетчер с окном 16К в адресах 8000...BFFF, с целью закрыть экран СПЕЦИАЛИСТА. Вы не в курсе насколько ретроградный контингент на СПЕЦИАЛИСТЕ. У "старичков" уже руки трясутся, да и энергии нет, а у молодёжи у некоторых "руки крюки", а у остальных просто другое хобби (собирать только официальное, т.е журнальное).

    Поэтому годится всё только самое простое, самый возможный минимум. По этой же причине клавиатура и джойстик д.быть реальные. Диспетчер не пойдет (это разрезы на плате).

    Зато пойдёт замена ОЗУ 8000...FFFF другую банку (можно 62256 с ИР23 для защёлка адресов по /RAS). Это одновременно решает проблему FULL RAM, т.к при этом из адр.пространства убирается ПЗУ C000 и В/У F800...FFFF. Для эмулятора такой вариант избавляет ZX-ROM в ПЗУ.

    Потому что

    Цитата Сообщение от error404
    добавляем ПЗУ 16кб с SOS спектрума в странице 0 (будем делить адресное пространство 16к-шными страницами), дополненой неким кодом (добавляется несколько Специалисто-специфических подпрограмм обработки NMI), диспетчер 16к в окне 8000..BFFF и full-RAM.
    ПЗУ с ZX-ROM не нужно, раз уж дело происходит в банке 0, какая проблема, находясь ещё в стандартной конфигурации загрузить его в ОЗУ? А программа визуализации прекрасно умещается в ZX-ROM. Оказывается в конце ZX-ROM до хрена свободного места, спасибо дяденьке сэру Клайву.

    Цитата Сообщение от error404
    если планировать какую-то нормальную ОС
    Это уже не по теме. Для эмуляции игры DOS не нужна.

    Но надо быть реалистом. Реально, т.е не очень утомительно, сделать эмулятор на 16 кб. Только интересно можно ли в наши дни достать такие игры на 16К и желательно чёрно-белые? У меня как раз одна плата СПЕЦИАЛИСТА на Z80. Собирался заменить назад на КР580 (т.к Z80 на СПЕЦИАЛИСТЕ не приветствуется). Но возможно, из чисто спортивного интереса (попозже, когда закончу с RK-DOS для СПЕЦИАЛИСТА) сделаю эмулятор ZX-16К, чтобы погонять ZX-бейсик. Если скорости хватит и других проблем не будет, то возможно сделаю закрытие области 8000...FFFF памятью из второй банки, что даст ZX-48К.

    Диспетчер сделать нельзя, а вот подменять половинки по 32К кусками из второй банки можно.

    Цитата Сообщение от error404
    были же ч/б адптации от Спека типа "Moonfox"
    Не, MOONFOX не конверсия от ZX, а написано с нуля А.Новгородовым для КР580. Об этом легко догадаться потому что там два экрана (в ZX всего 1 экран). Оттого панорамирование всего экрана без мельканий, - один экран отображается, на втором картинка модифицируется, потом меняются местами. Цвет планировался, но для панорамирования в цвете просто не хватило скорости. Мне кажется и у Синклера подобные игры чёрно-белые.
    Последний раз редактировалось barsik; 07.12.2017 в 15:53.

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •