Важная информация

User Tag List

Страница 1 из 7 12345 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 68

Тема: По просьбам трудящихся о ЛУТ.....

  1. #1
    Member Аватар для do_se
    Регистрация
    19.09.2005
    Адрес
    Perm
    Сообщений
    131
    Благодарностей: 0
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию По просьбам трудящихся о ЛУТ.....

    Писано было мной, моему другу, кстати, тоже бывшему спектрумисту...

    Привет Олег,

    Прежде всего открой вложение, внимательно посмотри на плату и ответь на вопрос: "По какой технологии сделана плата?".

    Если ты подумал, что я купил эту плату или заказал на заводе, то ты ошибаешься!

    Девайс изготовлен мной с использованием лазерного принтера, утюга и "...матери". Заняло это дело у меня часа 4 общего времени. Ну обо всем по порядку.

    Технология имеет название "Лазерно-утюжная" или ЛУТ. Разработана неизвестным мастером радиолюбительских дел из села Урюпинска Иваном Петровичем Сидоровым. (Я тебе уже по-моему про нее рассказывал) В радиолюбительских кругах уже витает идея установки памятника на родине героя за разработку технологии, даже начат "сбор денежных средств". Я всерьез подумываю: "А не послать ли мне рублей сто для этой цели" (Шутка).

    Как все происходило:
    1. За неделю до часа "Х" я перекопал все радиолюбительские форумы в Инете и нашел для себя несколько рекомендаций по изготовлению плат этим способом.
    2. Вчера примчался на работу на полчаса пораньше, стащил со стола начальства журнал "Технологии и средства связи". Выдрал страницу, где был только текст. Вернул журнал на место. Заняло 5 минут времени. (Пояснения к технологии: В качестве основы для переноса должна использоваться гладкая тонкая мелованная бумага, как в журналах. Некоторые используют термобумагу для факса, с ней я даже экспериментировать не буду. Во-первых её специально надо покупать, а во-вторых и так хорошо получилось!).
    3. Подождал пока народ рассосется от лазерного принтера на обед. Наклеил, выдранную варварским способом, страницу журнала на обычную бумагу, чтобы не мялась в принтере и два раза пропустил её через принтер, чтобы прогереть. Напечатал отзеркалированную разводку платы. Заняло 5 минут.
    4. Примчался вечером домой, подождал пока ребенка начнут укаладывать спать. Отпилил заготовку, зачистил шкуркой "нулевкой", помчался в ванну, вымыл плату народным средством для выведения пятен и микробов из унитазов под названием "Комет", вытер плату об махровый халат жены, положил сушить. 15 минут времени.
    5. Достал утюг, гладильную доску, чистый лист бумаги, вырезал точно по контуру распечатку разводки из многостадальной страницы. Положил плату, сверху распечатку, сверху бумагу.. Попытался пригладить... Что за хрень!? Разводка с заготовки съезжает!! ??? Ну Семен Семеныч!!! Чудак вы на букву "М" ходячий!!! Надо же распечатку к плате приклеить скотчем!!! Зачем вы запасы на заготовке оставляли??!!! Еще раз сматерился, помчался за скотчем. Вот теперь зашибись!!! Приглаживаем до того состояния пока через бумагу рапечатки ни будет видно рисунок тонера.... О! уже сейчас видно, что на некоторых проводниках есть непропечатки.. Ну и бог с ними! Потом подправлю перменентным маркером. Готово. Прошло 15.. ну может 20 минут.
    6. Обжигая пальцы и мысленно матерясь мучусь в ванну, наливаю теплой воды, кидаю плату отмокать. Пока можно сериал про Есенина посмотреть.... Ага! Реклама! Посмотрим чего получилось. Верхний слой бумаги снимается на ура, а вот нижний приходится скатывать пальцем под водой. Блииин! где были буквы (наверно жирные) в журнале, смывается плохо, нада будет поискать потом чистую мелованную бумагу. Ладна, с этим закончили, недочеты уберем иглой. Не забываем просушить плату об халат жены.... Нада сказать неплохо получилось! Уже сейчас видно. Лишь бы тонкие дороги не ставило. Переходим к этапу ретуширования. Прошло 20 минут.
    7. Слушаем сериал Есенин и попутно иглой с использованием лупы ребёнка (а класную вешчь он с мамы вытряс!) убираем мелкие остатки бумаги, в том числе чистим места будущих отверстий. (Пояснения к технологии: На исходнике обязательно должны быть внутри контактных площадок белые кругляшки диаметром примерно 0,5 мм, после оплавления утюгом диаметр будущих отверстий сужается примерно до 0,2 мм. После травления это будут своеобразные кренения для позиционирования сверла. Отверстия получаются "на своем месте" и нет проблемы с разметкой платы). Этой работы хватило почти до конца сериала, то есть минут 30-40.
    8. Дальше тебе технология известна, разводим хлорное железо.... ..... ..... Блин! уже полчаса прошло, а реакции почти не видно, надо будет железо брать посвежее..... Ну вот после часа колдования над ванночкой с "хлоркой" вроде вытравилось. Результат впечатляет!!!!
    9. Идем смывать тонер с платы.... Ё....!!! я ж сегодня ацетон забыл купить, придется мчаться на улицу, оттирать уайт-спиртом.... Полчаса мучений на свежем воздухе, хорошо что все спят и не видят, как я этим делом рядом с подъездом занимаюсь... Вроде оттерлось.. Дальше так не пойдет, надо будет таблетки от склероза купить, как они называются? забыл.... ладно таблетки отменяются, но ацетон надо будет обязательно купить!
    10. Ладно, время позднее идем спать. Плату просверлим с утра.
    11. Проснулся в шесть утра. Быстрее сверлить! Еще на работу надо успеть!..... Хм... прошло всего 40 минут, а дырки уже готовы.

    Ну вот и все. Получилось вроде неплохо. Эх, Олег, если бы были эти лазерные принтеры да в мои 15 лет!

    Кстати, это программатор (будущий).

    PS пробовал делать двусторонюю плату, но с совмещением слоев проблемы. Погрешность в 0,5 мм на таких контактных площадках очень серьезная проблема! Хотя спаять можно будет. Хочу попробовать для этих целей технологию на фоторезисте. И печатать можно будет на струйнике, а он у меня есть.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	DSC01158_resize.JPG 
Просмотров:	920 
Размер:	90.1 Кб 
ID:	2579  
    Лучше переспать, чем недоесть

  2. #1
    С любовью к вам, Yandex.Direct
    Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию

  3. #2
    Member Аватар для CheburatoR
    Регистрация
    03.03.2005
    Адрес
    Latvia
    Сообщений
    71
    Благодарностей: 0
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от do_se
    Я так понимаю плату разводишь в EDA - на лазере печатаешь - травишь - сверлишь - паяешь..
    1. Какого размера контактная площадка в EDA ( у тебя они круглые)?
    2. Какого размера отверстие в EDA?
    3. Отверстия не металлизируешь?
    4. Какой ширины дорожки в EDA?
    5. Покрытие дорожек сплав Розе?
    6. Как совмещаешь верхний и нижний рисунок при прогреве утюгом?

    У меня тоже получалось не плохо. Правда односторонние платы и с готового BMP файла. Двустороннюю пробовал делать, но получилось смещение верхней и нижней стороны со всеми вытекающими.....
    эта плата http://zx.pk.ru/attachment.php?attachmentid=2570 сделана полностю в Сadsoft Eagle, но сейчас иcпользую автотрассировщик ELECTRA

    1. pads круглые только под коннекторы и пзу, под DIP немножко разтянутые
    2. vias диаметр 40mil, сверление 20mil
    3. неметаллизирую, там где трудно подпаивать с верху - запрешаю разводку, vias делаю заклепками из проволоки потом наждачка и лужение всей платы
    4. ширина дорожки 8 mil, для питания 16 mil (по периметру 50 mil)
    5. лужение обычным сплавом, до лужения покрываю флусом ЗИЛ2
    6. сначало я делаю один слой, травление , потом сверление , потом на просвет прикладываю бумагу для второй стороны, приклеиваю скотчем все углы, но вообшето это самая раздражительная часть, особенно если принтер крыво печатает кстати принтер HP 1020
    Последний раз редактировалось CheburatoR; 10.02.2006 в 16:09.

  4. #3
    Guru Аватар для rasmer
    Регистрация
    20.01.2005
    Адрес
    Саранск
    Сообщений
    2,172
    Благодарностей: 140
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от do_se
    1/ Некоторые используют термобумагу для факса, с ней я даже экспериментировать не буду. Во-первых её специально надо покупать, а во-вторых и так хорошо получилось!).
    2/ Проснулся в шесть утра. Быстрее сверлить! Еще на работу надо успеть!..... Хм... прошло всего 40 минут, а дырки уже готовы.
    1) Ну её можно утянуть у секретарши "Танечки" проходя через приёмную, попутно поинтересовавшись как у неё дела, и на месте ли руководитель и когда нарисуется после коллегии...
    2)Ну.... дарки в одном известном месте, а это были отверстия
    Мои интры: [Kukarachess][Super boot rmx][tRUSHE MOSAIc][BLAZE]
    Мои игры: [Overload][Removal]

    Список игр для ZX-Spectrum: [2015] [2014]

  5. #4
    Member Аватар для do_se
    Регистрация
    19.09.2005
    Адрес
    Perm
    Сообщений
    131
    Благодарностей: 0
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от CheburatoR
    1. pads круглые только под коннекторы и пзу, под DIP немножко разтянутые
    размеры скажи, я методом проб дошел, что pad под DIP овал 56mil поперек, сверление 20 mil

    Цитата Сообщение от CheburatoR
    2. vias диаметр 40mil, сверление 20mil
    А не мало получится? после сверления по краям остается по 0,25 мм...

    Цитата Сообщение от CheburatoR
    3. неметаллизирую, там где трудно подпаивать с верху - запрешаю разводку, vias делаю заклепками из проволоки потом наждачка и лужение всей платы
    С keepout хорошее замечание, нада попоробовать....

    Цитата Сообщение от CheburatoR
    4. ширина дорожки 8 mil, для питания 16 mil (по периметру 50 mil)
    8mil = 0,2032 мм круто!!! Я боялся, что такое ЛУТ не держит....

    Цитата Сообщение от CheburatoR
    5. лужение обычным сплавом, до лужения покрываю флусом ЗИЛ2
    6. сначало я делаю один слой, травление , потом сверление , потом на просвет прикладываю бумагу для второй стороны, приклеиваю скотчем все углы, но вообшето это самая раздражительная часть, особенно если принтер крыво печатает кстати принтер HP 1020
    А чем сверлишь? сверла твердосплавные? Как перпендикулярность сверла выдерживаешь?
    Лучше переспать, чем недоесть

  6. #5
    Member Аватар для CheburatoR
    Регистрация
    03.03.2005
    Адрес
    Latvia
    Сообщений
    71
    Благодарностей: 0
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от do_se
    размеры скажи, я методом проб дошел, что pad под DIP овал 56mil поперек, сверление 20 mil

    А не мало получится? после сверления по краям остается по 0,25 мм...

    С keepout хорошее замечание, нада попоробовать....

    8mil = 0,2032 мм круто!!! Я боялся, что такое ЛУТ не держит....

    А чем сверлишь? сверла твердосплавные? Как перпендикулярность сверла выдерживаешь?
    Размер pad конкретно на этой плате 90mil ширина дорожек 8 mil, сейчас сделал примерно pad 75 mil, дорожки 10mil,
    VIA сверление 0,5mm, нормально , как раз для провода от UTP,
    по краям 10mil маловато, cейчас 15 mil, диаметр 50mil,
    cверлю ручной дрелью, но без акуммулятора чтобы вес меньше, пробовал на высоких оборотах них ...ничего неполучилось.
    8mil мало для стабильного (100%) результата но пробовать можно, сверла 0,5mm простые дешевые (20 штук ~ 3,50 $)
    Последний раз редактировалось CheburatoR; 13.02.2006 в 12:01.

  7. #6
    Member Аватар для CheburatoR
    Регистрация
    03.03.2005
    Адрес
    Latvia
    Сообщений
    71
    Благодарностей: 0
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    попробовал еще раз сверлить на высоких оборотах (дремелом) отверстия 0,8 получилось очень быстро даже тупым сверлом - можно даже одним сверлом всю плату сделать (примерно 600 отверстий). но 0,5 както не получается, центровка плохая .
    также изменил способ переноса изображения - перед приглаживанием плату покрываю тонким слоем раствора канифоля в спирте, после высыхания приглаживаю как обычно, после отдирания бумаги протираю спиртом, ретуширую и травлю. Рисунок таким образом переносится как минимум на 99% местамм с буквами от текста, даже наждачкой трудно отодрать.
    Еще обнаружил что на толстой бумаге и прозрачной пленке изображение искривляется больше чем на тонкой (глянцевой) бумаге.
    Последний раз редактировалось CheburatoR; 22.02.2006 в 13:05.

  8. #7
    Member Аватар для do_se
    Регистрация
    19.09.2005
    Адрес
    Perm
    Сообщений
    131
    Благодарностей: 0
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от CheburatoR
    попробовал еще раз сверлить на высоких оборотах (дремелом) отверстия 0,8 получилось очень быстро даже тупым сверлом - можно даже одним сверлом всю плату сделать (примерно 600 отверстий). но 0,5 както не получается, центровка плохая .
    также изменил способ переноса изображения - перед приглаживанием плату покрываю тонким слоем раствора канифоля в спирте, после высыхания приглаживаю как обычно, после отдирания бумаги протираю спиртом, ретуширую и травлю. Рисунок таким образом переносится как минимум на 99% местамм с буквами от текста, даже наждачкой трудно отодрать.
    Еще обнаружил что на толстой бумаге и прозрачной пленке изображение искривляется больше чем на тонкой (глянцевой) бумаге.
    У меня центровка получается за счет "пятачков" (тонких "протравов" в контактных площадках, я думаю 20 mil с учетом растекания тонера после утюга подойдет) после переноса тонера получается нормально на односторонке. По-крайней мере DB25 вставляется, как в "родную" плату.
    У меня була проблема с "сооснотью" площадок на двухсторонке. Первая проблема, неровное совмещение при переносе тонера, но я думаю это решится при помощи твоей технологии. А вторая проблема это неперпендикулярность сверления, решать её можно, IMXO, только при помощи станка для дрели.

    Смещение сверления на 0,5 мм между слоями, вносит губительные последствия для платы. Паять конечно можно, но "красивость" изделия оставляет желать лучшего.
    Я думаю, что если использовать фоторезист результат не поменяется
    Лучше переспать, чем недоесть

  9. #8
    Member Аватар для do_se
    Регистрация
    19.09.2005
    Адрес
    Perm
    Сообщений
    131
    Благодарностей: 0
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от CheburatoR
    Еще обнаружил что на толстой бумаге и прозрачной пленке изображение искривляется больше чем на тонкой (глянцевой) бумаге.
    С толстой бумагой..... сей опыт меня поверг в смятение примерно года на два....
    Лучше переспать, чем недоесть

  10. #9
    Member Аватар для CheburatoR
    Регистрация
    03.03.2005
    Адрес
    Latvia
    Сообщений
    71
    Благодарностей: 0
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от do_se
    У меня центровка получается за счет "пятачков" (тонких "протравов" в контактных площадках)
    "пяточки" у меня тоже конечно есть, просто когда сверло 0,5 mm вибрирует на большых оборотах трудно попасть там где надо

    Цитата Сообщение от do_se
    я думаю 20 mil с учетом растекания тонера после утюга подойдет
    Если тонер растекает значит температура слишком большая или давление слишком высокое

    Цитата Сообщение от do_se
    вторая проблема это неперпендикулярность сверления, решать её можно, IMXO, только при помощи станка для дрели.
    я плату закрепляю в тисках и дрель держу перпендикулярно на глаз, я не думаю что маленький уклон так губителен, если текстолит 1,5 mm и уклон допустим 5 градусов , получается погрешность 0,13 mm
    Последний раз редактировалось CheburatoR; 22.02.2006 в 15:09.

  11. #10

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от CheburatoR
    я плату закрепляю в тисках и дрель держу перпендикулярно на глаз, я не думаю что маленький уклон так губителен, если текстолит 1,5 mm и уклон допустим 5 градусов , получается погрешность 0,13 mm
    Дырке конечно пох - а вот тонкому (0.5мм) сверлу может быть и не пох - оно сломается просто!... Чтобы хоть как-то сверлить тонкие дырки, приходится обломок кое-как заточить и кое-как им потом сверлить...
    --- Кто съел всю уху?

Страница 1 из 7 12345 ... ПоследняяПоследняя

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •