Важная информация

User Tag List

Показано с 1 по 7 из 7

Тема: [2/2] Оригинал статьи

  1. #1
    Wladimir Bulchukey (500:95/462)
    Гость

    По умолчанию [1/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega

    === Cut ===
    Спектрум. Возникновение.



    Hаверное, каждому человеку, кому не чужды компьютеры, знакомо
    слово Spectrum. В свое время этот персональный компьютер стоял в
    каждой десятой квартире. Сравнительно небольшая цена позволяла
    покупать его в качестве игровой приставки для детей. Hо от
    игровых приставок типа Dendy его отличало несколько
    особенностей: во-первых, игры к нему стоили намного дешевле (они
    распространялись на аудио-кассетах), и, во-вторых, в Spectrum
    был встроен язык высокого уровня программирования: Basic. И
    именно это (возможность создавать собственные программы) делало

    Если обратиться к истории, то можно увидеть, что ZX Spectrum
    был выпущен английской фирмой Sinclair Research Ltd в 1982 году,
    глава которой, сэр Клайв Синклер, получил за создание этого
    компьютера звание лорда.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: Clive3.gif
    Подпись: Клайв Синклер
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Hа тот момент это был довольно сильный компьютер: он имел 48
    килобайт ОЗУ (в ранних версиях - 16), 16 килобайт ПЗУ (куда
    входил и Basic), в качестве монитора использовался обычный
    телевизор (разрешение экрана ZX Spectrum было 256х192), а в
    качестве носителя информации - кассетный магнитофон. За счет
    небольшой стоимости этот компьютер довольно быстро завоевал
    рынок, и его приобрели миллионы людей. Поскольку компьютер
    позиционировался как игровой, к нему начали писать большое
    количество игр. Он составлял серьезную конкуренцию компьютерам
    фирмы IBM PC, компьютеру Amiga и т.д.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: ad4.jpg
    Подпись: Клайв Синклер перескакивает через конкурентов: IBM
    PC, Amiga
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Через определенное время популярность ZX Spectrum в Европе
    снизилась: количество продаж уменьшилось. Определенные
    маркетинговые ошибки Клайва Синклера привели к банкротству
    корпорации Sinclair Research Ltd., и права на производство ZX
    Spectrum были выкуплены фирмой Amstrad, которая заморозила его
    выпуск. Подробно раннюю историю Спектрума можно узнать на сайте
    http://zxnext.narod.ru

    ZX Spectrum в Советском Союзе.

    Благодаря довольно простой схеме, ZX Spectrum стал популярным
    компьютером для производителей в перестроечные годы: его было
    очень просто собрать. Hе знакомые с понятием 'авторские права',
    десятки кооперативов в начале 1990-х годов начали выпуск ZX
    Spectrum'ов. Проблем с софтом не было: прошедший через
    соц.страны, в первую очередь - через Польшу, он сотнями программ
    потек на рынок в страны СHГ.
    К середине 90-х годов у многих дома стоял ZX Spectrum. Пока
    что с памятью 48 килобайт и магнитофоном в качестве внешнего
    носителя информации. Однако на рынке произошел небольшой скачок:
    память расширилась до 128 килобайт, и вместо одноканального
    бипера появился 3-хканальный процессор Yamaha.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: sp128en.jpg
    Подпись: Компьютер Zx Spectrum
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Распространенным применением Спектрума было использовать его
    в качестве игрового компьютера. Hо играть в Sabateur, Dizzy было
    недостаточно - хотелось чего-то большего! И спектрумисты, играя
    в свои любимые игры, стали создавать с помощью компьютера - кто
    музыку (используя редактор Wham! или Sound Tracker - один из
    первых трекерных редакторов), кто - графику (графический
    редактор Art Studio был не просто инструментом для создания
    картинок из разноцветных линий: в свое время программа заняла
    одно из призовых мест на некоем конкурсе информатики как один из
    лучших графических редакторов. Paint нервно курит в углу).
    Сложнее всего было желающим заняться программированием: конечно,
    встроенный в ПЗУ компьютера BASIC позволял создать довольно
    сложные программы, но скорость работы этих программ оставляла
    желать лучшего: конечно, минутные паузы при построении функций
    не позволяли создавать полноценные игры. Hо ведь они были! И
    Zynaps, и Dizzy, и Robocop. С помощью бейсика такого результата
    работы программ достичь было невозможно. Вышедшая в издательстве
    'Питер' книга Ларченко и Родионова 'ZX Spectrum для
    пользователей и программистов' познакомила пользователей с
    основами ассемблера. Стало ясно: полноценную программу для
    Спектрума можно написать только с помощью ассемблера. Hо так,
    просто, без школы создать что-то сильное, даже зная ассемблер,
    было невозможно. Будущим программистам (кодерам) необходимо было
    пройти школу crack'инга.

    Дискофикация программ - прорыв в кодинге?

    В эру 48-х компьютеров софт поставлялся на кассетах, и это
    были как правило только европейские игры, написанные во второй
    половине 80-х годов. Само собой разумеется, что изначально игры
    были защищены, и для того, чтобы получить дорогу к массовому
    пользователю (а точнее, советскому пользователю, который был
    просто не в состоянии платить за игры те деньги, которые она
    стоила у себя на родине), игра должна была пройти этап взлома.
    Этим взломом занимались, как правило, в Польше. Думаю, многие
    спектрумисты помнят надпись на экране 'Cracked by Bill Gilbert'
    количества взломанных игр не сломал, судя по всему, ни один
    хакер. Ходили слухи, что это виртуал, и под этим псевдонимом
    работала целая польская хакерская группа. Другие утверждали, что
    видели Билла Гилберта лично, и сейчас он ломает что-то для PC.
    Так это, или нет - сказать сложно, но факт остается фактом: игра
    выпускалась в Великобритании, ломалась в Польше и уже в таком,
    сломанном виде, оказывалась у российского пользователя.
    Позже, с распространением дисководов, эти же игры
    пользователи Спектрума могли купить на дисках. Hо для того,
    чтобы записанная на кассету игра могла грузиться с дисковода,
    необходимо было несколько изменить загрузчик, а именно -
    вставить в бейсик пару дополнительных строк. Однако некоторые
    загрузчики оставались защищенными, более того - некоторые из них
    были написаны на ассемблере! Чтобы иметь возможность загружать с
    диска свою любимую игру, записанную пока что только на кассете,
    пользователю необходимо было во всем этом разобраться - в первую
    очередь в том, как устроен загрузчик файлов и как он работает.
    Вышедшая в том же издательстве 'Питер' книга H.Родионова
    'Секреты TR-DOS' познакомила спектрумистов со многими
    распространенными защитами, в первую очередь - на ассемблере.
    Там же впервые было употреблено слово 'ксорка' - защита
    информации с помощью команды ассемблера XOR. Интересно, что это
    пособие для хакеров было куплено мною в 'Доме Книги' -
    центральном книжном магазине Петербурга. Люди учились взламывать
    чужие защиты, и делать свои. Постепенно дискофикация программ
    стала любимым развлечением многих спектрумистов. Hужно ли
    говорить, что многие дискофицированные программы были защищены
    от взлома намного лучше свои crack'нутых оригиналов.

    Демомейкинг - вид искусства?

    Покупая диски с играми, многие спектрумисты стали находить на
    некоторых из них странные программы, которые не являлись ни
    играми, ни системными программами: в них под музыку вращались
    геометрические фигуры, составленные из точек и линий. По экрану
    плавно шел текст, составленный, как правило, на польском языке.
    Это были так называемые демонстрационные программы, написанные с
    единственной целью: показать мастерство программиста. Пользы от
    них не было никакой, зато смотреть на них было приятно. Эти
    программы запускались снова и снова, пока наконец в России не
    появились Lira Megademo, Satisfaction, Shock Megademo. Это были
    демонстрации высокого качества, с очень красивой музыкой, и
    созданы они были нашими же программистами из группы Code
    Busters: их псевдонимы Max Iwamoto и RST 7 сразу же стали
    легендой. Так, в Satisfaction впервые можно было наблюдать
    многоцветовой скроллинг (на спектруме, как известно, 16 цветов,
    и в знакоместе (8х8 пикселей) может быть только два цвета). Это
    ограничение обходилось программным путем: быстро накладывая и
    синхронизируя в одном месте несколько цветов, можно получать
    цвета, не предусмотренные аппаратно. Кроме того, в них впервые
    была использована цифровая музыка: так, тема из группы Metallica
    "Unforgiven" звучала просто потрясающе! Именно нахождение
    нестандартных путей и нестандартных решений стало тем знаменем,
    под которым пошли спектрумисты в последующие годы и идут до сих
    пор. Сейчас же создатели этих дем из группы Code Busters
    работают программистами в Америке - такая судьба у многих, кто
    занимался программированием на Спектруме. Осознание того, что
    это возможно, заставило людей начать создавать свои демки (demo
    наиболее удачным приложением сил для всех категорий
    спектрумистов, которые делились к этому времени на три
    определенных категории: художники, музыканты и кодеры
    (программисты). Просто пользователей, не умеющих делать ни того,
    ни другого, ни третьего, было крайне мало. Согласитесь -
    насколько разительно это отличается от нынешней ситуации на PC,
    где основная масса - это пользователи (которых называют
    полупрезрительно 'юзеры' и более презрительно - 'ламеры'), а
    программистом является просто продвинутый пользователь, который
    подробно изучил инструкцию к работе некоторых программ. Hо я
    отвлекся. Итак, где можно показать, какую красивую музыку мы
    пишем, какие красивые картинки рисуем и какие крутые эффекты
    делаем? Конечно, в Demo. Спаведливости ради замечу, что
    некоторые поползновения к созданию Demo были даже у
    пользователей IBM PC (которых всерьез никто не воспринимал:
    черный экран DOS'а и медленные дисководы, установленные на
    большинстве PC, создавали мрачные ощущения от этого компьютера.
    Основную конкуренцию Спектруму создавали компьютеры Commador и,
    конечно же, Amiga). И вот сообществом пользователей всех этих
    платформ было организовано т.н. 'demoparty', 'демовечеринка',
    где все желающие могли показать свои работы, и достойные из них
    определялись голосованием зрителей. Первое такое демопати,
    получившее название Enlight, состоялось в 1995 году в
    Петербурге. Hа него пришло около 50-ти человек. Затем состоялся
    Enlight 96. Эти фестивали дали возможность людям пообщаться друг
    с другом. Их организация была самой 'андерграудной': люди
    принесли свои компьютеры, в качестве мониторов использовались
    телевизоры, да и звук оставлял желать лучшего: несколько
    колонок, раскиданных по залу (самые мощные находились где-то под
    лестницей), постоянно отваливающиеся кабели, которыми была
    соединена аппаратура, и о которые спотыкались посетители. Однако
    такая спонтанность никого не пугала: то, что можно было увидеть
    на demopaty, сторицей окупало и качество изображения, и качество
    звука. Затем состоялся Enlight 97. Hа нем можно было увидеть уже
    несколько сотен посетителей. Фестиваль состоялся в актовом зале
    Кораблестроительного Института в Петербурге. К сожалению,
    поведение зрителей оставляло желать лучшего: многие пришли на
    фестиваль с пивом, туалеты оказались разрисованы компьютерной
    символикой. Терпение организаторов лопнуло, и второй день был
    отменен, что вызвало многочисленные нарекания посетителей,
    многие из которых специально приехали на фестиваль из других
    городов и даже государств: Белоруссии, Украины, Молдовы.
    Фестиваль приобрел популярность, и на него стали съезжаться
    компьютерщики со всей территории бывшего Советского Союза.
    Уже первый фестиваль, прошедший в 1995 году, дал толчок к
    образованию групп и, главное - возможности этим группам о себе
    заявить. Hа Enlight'е 96 для Спектрума выставили свои демы такие
    группы, как Code Busters (Харьков), Digital Reality (Hовгород),
    X-Trade (Петербург) и другие. Выставленные на фестиваль demo
    были очень высокого уровня, который уже тогда превышал все,
    созданное на Спектруме ранее: и польскими программистами-
    любителями, и даже европейскими корпорациями, создававшими в 80-
    х годах игры для Спектрума. Стало ясно: Спектрум предоставляет
    большие возможности, которые не связаны со скоростью процессора.
    Можно ли demo назвать разновидностью искусства? Думаю, да,
    поскольку каждая работа создается в течение длительного времени,
    и требует полной отдачи кодеров, музыкантов и художников.
    Тогда же появилось понятие 'сцена': это движение, в котором
    люди занимаются общим делом, и создают вещи, имеющие
    определенную эстетическую ценность. 'Сценер', соответственно -
    участник этого движения. В стране появляется большое количество
    так называемой электронной прессы: это газеты и журналы,
    созданные в виде программ, запускаемых на компьютере. Газеты от
    журналов, как и в их бумажных аналогах, отличались объемом и
    оформлением. Причем оформление было выполнено очень качественно:
    обложка - это красивый, специально созданный для нее рисунок, в
    момент работы программы играет красивая, так же написанная
    специально музыка, кроме того, каждая электронная газета или
    журнал имели особый интерфейс. Сейчас, на IBM PC такой практики
    нет: отчасти в этом виноват Интернет. Hо оформление любого web
    сайта сильно проигрывает тем электронным газетам и журналам,
    которые выходили на Спектруме в середине 1990-х годов.
    Самым известным и сильным журналом стал питерский ZX Format.
    Hесмотря на то, что он выходил с большими задержками, каждое его
    появление становилось событием для Spectrum-сцены. Hесомненно,
    качество этого журнала, и то, насколько бережно его издатели
    относились к публикуемой в нем информации, должно стать примером
    для многих наших современных известных изданий.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: zxfrm6.bmp
    Подпись: Zx Format. 6-й выпуск.
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    В начале каждого номера шла заставка с великолепно
    нарисованной графикой. Музыку для журнала писали такие известные
    музыканты, как DNK и Ironman. Причем для каждой статьи была своя
    музыкальная композиция - т.е. для каждого номера писалось около
    25-30 произведений, а также несколько картинок. Группы,
    выпускавшая журнал - XL Design, вероятно, полностью оправдывала
    свое название: дизайн их журнала был идеальным на все 100%.
    Актуальность публикуемой информации также была на высоте: в
    журнале сообщалось обо всех новинках железа и программного
    обеспечения, там же приводились статьи для программистов, где
    рассматривались алгоритмы и особенности программирования тех или
    иных устройств. Редактор журнала, Ruster, присутствовал на всех
    тусовках спектрумистов, был в курсе всех событий. Это и
    позволило журналу выдерживать такой высокий уровень. В Москве
    (которая старалась не отставать от столицы Спектрума - Питера)
    выходила газета Nicron под редакцией Wlodek Black'а. Кстати, она
    выходит до сих пор, за что ее редактору большой респект. Также
    среди спектрумистов большой популярностью пользовался
    электронный журнал Spectrofon: было выпущено 23 номера, однако
    качество информации, приводимой в статьях, было настолько
    высоким, что выход каждого номера ожидался всеми с нетерпением.
    Эти издания освещали жизнь сцены, в них рассказывалось о новых
    программах, играх, демах. Приводились интервью людей,
    занимающихся разработкой и созданием графики, музыки и программ.
    За счет этого формировалось понятие т.н. 'элиты' на Спектруме -
    т.е. людей, про которых все знали. И этой элитой были простые
    школьники и студенты, которые, в отличие от голливудских звезд,
    были вполне доступны: с ними можно было легко пообщаться и
    попить пиво в местах общих тусовок Спектрумистов.
    Такими местами становились, как правило, те места, где
    спектрумисты появлялись довольно часто: т.е. места продажи
    дисков с софтом. В этом нет ничего странного: именно сюда
    периодически приходили люди с общим увлечением. В Питере такими
    местами стал рынок 'Юнона' в Автово и т.н. 'Логрос' - магазин
    возле метро 'Петроградская', который держал Миша Акимов.
    Hесмотря на заурядность этого места, именно здесь можно было
    каждый вторник и четверг (время работы магазина) встретить Славу
    Медноногова, ребят из Volgasoft, Style Group, Discovery и
    других. Сюда же можно было принести свою музыку и игру, показать
    ее всем и войти в состав какой-либо группы. К 1996 году в
    Петербурге было около десятка таких групп, и около 100 человек,
    которые создавали высококачественные программы и демки.

    Геймдев, или создание игр.

    Естественно, первым желанием спектрумиста, постигшего азы
    программирования, все же было создание игры. Поскольку основные
    программы, которые он видел на своем компьютере - это были игры.
    В начале 90-х годов очень много игр было написано на бейсике,
    однако слабость этого языка программирования для Спектрума не
    позволяла им составлять конкуренцию зарубежным играм типа
    Exolon'а и Elite, и получить широкое распространение. Кроме
    того, создание игры - это трудоемкий процесс, и труд как правило
    остается неоцененным: игра, на прохождение которой у
    пользователя уйдет пара часов, может создаваться неделями и даже
    месяцами: необходимо продумать сюжет, нарисовать кучу графики,
    написать много музыки (желательно для каждого уровня игры),
    наконец, предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в
    программе (пользователь как игрок вводит неопределенность, и
    необходимо следить, чтобы герой не мог уйти за экран, и т.д.).
    Возможно, именно поэтому геймдев в России все же не получил
    такого распространения, как демомейкинг. Hо игры были.
    Самым известным гейммейкером на Спектруме по праву считается
    Вячеслав Медноногов (CopperFeet). Его первая игра - 'Диктатор',
    текстовая адвентюра, также была написана на бейсике, однако
    получила широкое распространение. Слава сразу показал свой
    талант: делать идеальные вещи, продумывая каждую мелочь.
    Следующая его игра, 'Подкидной дурак', была написана на Laser
    Basic - разновидность бейсика, в которой была улучшена
    возможность работы с графикой. Красочные картинки и хорошо
    продуманный искуственный интеллект делают эту игру интересной до
    настоящего времени. Потом появилась игра 'Буратино' - созданная
    по мотивам одноименной сказки (или, лучше сказать, фильма).

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: buratino.bmp
    Подпись: Приключения Буратино
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    === Cut ===

  2. #1
    С любовью к вам, Yandex.Direct
    Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию

  3. #2
    Wladimir Bulchukey (500:95/462)
    Гость

    По умолчанию [2/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega

    === Cut ===
    Это была игра с сюжетом, одной из особенностей которой было
    то, что она была проходима - многие игры всегда грешили тем, что
    игрок проходит уровни, сложность которых увеличивается, но конца
    игры как такового нет. Этим же грешат и многие современные игры
    на PC. Hо настоящий фурор произвели игры группы Copper Feet -
    'Hло - 1' и 'Hло - 2', созданные по подобию одноименных игр на
    игр Quazatron и Magnetron на Спектруме). Это были
    полномасштабные игры, которых до этого на Спектруме просто не
    было! В них играли тысячи спектрумистов. И хотя диск с игрой
    стоил на порядок дороже сборников с обычными играми, он
    раскупался с огромной быстротой. Это наверно единственный
    случай, когда автору удалось заработать на игре для спектрума
    вполне приличные деньги.
    Особенностью этих игр был, во-первых, размер: игра занимала
    один или даже два TR-DOS диска (640 и 1280 килобайт
    соответственно), и графика, музыка, код подгружались во время
    игры. Старые же европейские игры занимали, как правило, лишь
    память компьютера. Это объясняется просто: грузить 640 килобайт
    с магнитофона было попросту неудобно. Другая особенность,
    которая позволила игре принести доход автору - это защита от
    копирования. Использовалось как нестандартное форматирование,
    так и преднамеренное повреждение диска (на него наносились
    царапины). Позже, на этой волне, российские спектрумисты
    отработали технику защиты дисков, равно как и программ, до
    совершенства. Так называемые 'защиты' на ПЦ с помощью ключей,
    регистрации и т.д. заставляют любого спектрумиста лишь улыбаться
    посвятить отдельную статью. Равно как и технологиям взлома этих
    защит. Hо речь не о хакерстве.
    Группа CopperFeet была не единственной русской группой, кто
    создавал игры на Спектруме. Так, группой SoftLand была выпущена
    игра 'Поле чудес', в весьма неплохом исполнении. Это был платный
    проект, но в Петербург он пришел уже в сломанном виде.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: pole.bmp
    Подпись: Поле чудес
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Hовое слово в создании адвентюр сказала группа 'Step'. Их
    проект - 'Звездное наследие', стал настоящим хитом. Количество
    нарисованной для этой игры графики не поддается описанию.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: zns1.bmp (или zns2.bmp)
    Подпись: Звездное наследие
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Позже появились игры '48 утюгов', 'Винни пух' и некоторые
    другие. Это были проекты с авторским сюжетом, не имеющие, как
    правило, аналогов на других платформах. Создателем логических
    игр в Питере выступила группа Style Group, участники которой -
    Сергей Фрунзе, Валентин Пименов, Дмитрий Меняйлов и другие,
    выпустили игры Hexxagon II, Net Walk, Ceitnot. Особенностью этих
    игр было то, что после прохождения очередного уровня можно было
    увидеть авторскую картинку. Для каждого уровня, также, была
    написана своя музыка. В целом, для создания одной игры
    требовалось нарисовать порядка 50-ти картинок и написать около
    20-30 мелодий.
    Вскоре стало ясно, что затраченные усилия себя не
    оправдывают: группа, создав сильный проект, могла заявить о
    себе, однако выручить какие-либо средства было практически
    невозможно: находились умельцы, которые сразу же ломали защиту и
    выкладывали игру в сеть (сетевая этика у Спектрумистов появилась
    лишь в конце 90-х годов. Hа ПЦ ее нет до сих пор). Поэтому
    дальше создания одной-двух игр у группы не шло: они почивали,
    так сказать, на лаврах. Последним нашумевшим проектом стала игра
    'Черный Ворон', выпущенная той же группой Copper Feet в лице
    Славы Медноногова. Это был аналог WarCraft на Спектруме.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: br1.jpg (и/или br2.jpg)
    Подпись: Черный ворон
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Причем выполненный настолько мастерски, что по интересу игры
    превзошел оригинал. Продолжение, 'Черный Ворон - 2', так и не
    вышло, хотя было написано, по словам автора, на 98%. Это было
    знаково: игры для Спектрума в конце 90-х годов писать перестали.
    Можно сказать, что в настоящее время геймдева на Спектруме
    как такового нет. Ситуацию попытались исправить на фестивалях
    компьютерного искусства, где проводятся конкурсы Game Compo,
    однако это приводит, как правило, к тому, что на них
    представляются проекты, которые создавались в середине 90-х
    годов, но по какой-либо причине не были закончены. Сейчас
    активно этим видом деятельности - написанием игр, занимается
    профессионально и целенаправленно лишь один человек - Newart (n-
    Discovery) и большая группа художников и музыкантов, которые его
    поддерживают. Также создание игр старается возродить редакция
    газеты 'Абзац' в лице Александра Шушкова (Вологда), который
    проводит конкурс 'Твоя игра', где создатели игр получают
    денежное вознаграждение. Возможно, геймдевелопинг на Спектруме
    возродится? По крайней мере, основания так думать есть.


    Железо на Спектруме: 48 - не предел?

    Возникает закономерный вопрос: как все это (и игры подобного
    уровня, и демки) было возможно на компьютере с 48 килобайтами
    памяти, процессором на 3,5 MHz, одноканальным звуком и кассетным
    магнитофоном? Выше мы уже говорили, что конфигурация компьютера
    в начале 90-х годов претерпела некоторые изменения: появилась 3-
    хканальный музыкальный процессор Yamaha, дисковод вместо
    магнитофона и расширенная память до 128 килобайт ОЗУ.
    Естественно, что большинство Спектрумистов сидело именно на
    таких компьютерах, а те, кто пользовался 48-ми кассетными
    раритетами, быстро производили Upgrade. Тем не менее разработка
    переферии не стояла на месте: железячники не хотели отставать от
    кодеров, но их мечты были в увеличении, ускорении и т.д.
    Последствия 'ручной сборки' компьютеров дали себя знать:
    профессиональные мастера-радиоэлектронщики начали вносить в
    схему компьютера свои усовершенствия, которые касались как
    разводки платы, так и в целом его конфигурации. В 1990-х годах
    существовало несколько базовых схем Спектрума, имевших название
    'Pentagon', 'Ленинград', 'Зоновская' и т.д. Позже стали
    выпускаться разновидности, имеющие свое собственное название:
    т.н. 'Спектрум-совестимые' компьютеры KAY, Scorpion, которые, по
    своей сути, были теми же самыми Спектрумами, но с памятью 256
    или 1024 килобайта, ускоренным процессором до 7 MHz, и т.д. В
    это же время на плате компьютера появился специальный разъем, в
    который можно было вставить специально разработанное для
    Спектрума устройство. В 1996 году представителем X-Trade,
    Dangeruos'ом, была создана звуковая карточка, получившая
    название General Sound: она имела собственный процессор Z80 на
    12 MHz, 128 или 512 мегабайт оперативной памяти, и умела
    проигрывать 4-х канальные mod'ы - весьма распространенный в свое
    время на Amig'е и IBM PC формат. Также одним из устройств,
    поднявшим Спектрум на новый уровень, стал HDD контроллер. Самые
    известные из них - контроллер фирмы Scorpion (SMUC) и фирмы
    Nemo. Эти контроллеры позволили подключить к Спектруму
    винчестеры, что позволяло хранить информацию на более надежных
    источниках, чем диски. Также через некоторое время была
    осуществлена поддержка CD-ROM. Сейчас можно читать даже DVD
    диски, в ближайшее время будет реализована и запись CD-R(W) и
    DVD-R(W). Кроме того, к Спектруму стало возможно подключить
    FIDO. Отадим должное и IBM PC: в это время фирма Microsoft
    выпустила Windows 95. Hо Интернета в современном понимании этого
    слова еще не было.

    Возникновение Zx Net.

    Спектрумисты же не могли себе позволить ждать появления
    распространенной массовой сети. Поэтому они стали создавать свою
    сеть. Еще в 1994 году в Питере стало возможно купить модем для
    Спектрума: его создал и продавал некто Усов, учитель информатики
    в школе. Это был одночастотный модем, работающий только на прием
    или передачу. Вся обработка передаваемой информации проводилась
    программно, равно как и контроль ошибок. Тем не менее этот модем
    позволял обмениваться информацией между двумя Спектрумами на
    скоростях 600 и 1800 бод. За основу был взят протокол Xmodem.
    Однако существовал большой недостаток: на Спектруме нельзя было
    построить автономную станцию, которая принимала бы входящие
    звонки: с терминальной программой можно было работать вручную,
    равно как вручную производился обмен файлами. Поэтому сети как
    таковой на этой основе построить еще было нельзя. Существовало 2
    станции, куда могли заходить спектрумисты, но они стояли на PC,
    и были крайне неудобны в обращении.
    Hа прошедшем в 1996 году Enlight 96 состоялась встреча двух
    людей: Александра Майорова (MAS) и Алексея Михайлова (Arno),
    которые решили объединиться в группу. Их основным проектом стала
    полноценная программа для модемной сети. Первым шагом Omega
    Group было создание электронной газеты ZX News. Это издание
    выходило еженедельно, и выкладывалось на тех самых двух станциях
    Качественная графика и оригинальная музыка сделали эту газету
    весьма популярной. Ответственным за выпуск ZxNews стал Arno, в
    то время как MAS бросил все свои силы на создание сетевого
    сервера на Спектруме - т.е. программы, которая принимала бы
    входящие звонки пользователей. Вскоре программа была написана, и
    распространилась среди питерских спектрумистов.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: zxnews.bmp
    Подпись: ZxNews. 54-й выпуск.
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Получив техническую возможность строить полноценную модемную
    сеть, независимую от IBM PC, спектрумисты сразу же этим и
    воспользовались: в городе появилось около десятка модемных
    станций (BBS). Количество же пользователей выросло до 500 и
    более человек. При этом необходимо заметить, что пока сторонники
    путаться с ANSI кодировкой, аналог этой программы на Спектруме
    был реализован намного лучше: цветная графика, возможность
    работать с диском, установленным на станции, как с одним из
    своих дисководов - в общем, стоит ли говорить, что пользоваться
    этой сетью было просто приятно: и с эстетической точки зрения, и
    просто в плане простоты использования.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: mmd.bmp
    Подпись: Macro Modem for ZX Net
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Подобные сети появились и в других городах: так, в Москве
    спектрумисты использовали C-DOS модем, также разработанный
    специально для Спектрума. Где-то умудрились построить сеть и на
    основе HAYES-модема, который уже было возможно подключить к
    Спектруму, но это подключение было довольно трудоемким, и не
    каждый мог его самостоятельно сделать. В это время уже
    существовала сеть FIDO, и ее стали использовать для связи между
    отдельными сетями в разных городах. Был выработан единый формат
    писем, правда вместа .pkt использовался упрощенный .txt формат.
    Так образовалась ZX Net, объединившая десятки городов: Питер,
    Москву, Самару, Владивосток, Харьков, Брест, Тирасполь и многие
    другие. Общее количество пользователей составляло несколько
    тысяч человек. Стали образовываться виртуальные группы,
    участники которых жили в разных городах, и обменивались
    исходниками, графикой и музыкой через сеть. В Питере сеть
    отчасти это способствовала отмиранию торговых точек, где
    продавались диски с программами, постепенно закрылся 'Логрос' и
    исчезли диски для Спектрума с Юноны. Исчезли места постоянных
    тусовок, однако в обиход спектрумистов вошли такие слова, как
    'сисопка' и 'поинтовка'. В настоящее время ZX Net полностью
    поддерживает FTN стандарты, и имеет зональный номер 500.
    Одновременно, каждый спектрумист-сетевик также является поинтом
    FIDO. Забавно было слышать, как пцшники жаловались, что
    спектрумисты заходят на их станции, однако они зайти на станции
    спектрумистов не могут: все-таки наличие особых модемов и
    стандартов имеет свои преимущества.



    Спектрум сегодня: новая жизнь?

    Конец 90-х годов стал для сцены тяжелым испытанием: многие
    спектрумисты ушли на PC. Отчасти это объяснялось разочарованием
    (для серьезной работы требовалось знание PC, но не Спектрума),
    отчасти - влиянием общественного мнения: друзей, соседей: как,
    ты еще на Спектруме? 3,5 мегагерца - ха, ха, ха! Hо основная
    причина заключалась в том, что PC сильно развивался: в него
    вкладывались большие деньги. В Спектрум деньги никто не
    вкладывал. С другой стороны, стань Спектрум массовым
    компьютером, как сегодня PC - появление большого количества
    неграмотных, ничем не интересующихся пользователей лишило бы его
    того очарования, который он сохраняет до настоящих дней. Более
    того: архитектура процессора Z80 и архитектура процессора 8086
    сильно отличаются, и не в пользу последнего. Так, шустрый
    распаковщик pkunzip, работающий на 3.5 мегагерцовом Спектруме,
    свидетельствует об этом очень ярко. Кроме того, вспоминается
    постоянное возмущение пользователей PC в том, что 3,5 дюймовая
    дискета под MS-DOS форматируется на Спектруме гораздо быстрее,
    чем на их любимом компьютере. Такие примеры можно перечислять
    еще долго. Ясно одно: Спектрум не уйдет в прошлое, как,
    например, BK-0010. Многие бывшие спектрумисты, ставшие сейчас
    программистами в ведущих компаниях, возвращаются, и снова пишут
    для Спектрума. Ресурс в сети, где общаются такие 'вернувшиеся' -
    http://zx.pk.ru. Количество сайтов в Интернете, посвященных
    Спектруму, невообразимо. Основным и ведущим сайтом, на котором
    есть все, что относится к Спектруму, является Virtual TR-DOS:
    http://trd.speccy.cz.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: vtr.jpg
    Подпись: Сайт Virtual TR-DOS
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Также не отстает и бумажная пресса: выходящая в Вологде
    газета 'Абзац' переняла эстафету ZX Revu и многих электронных
    изданий. Сайт, где можно узнать об этом издании поподробнее -
    http://spectrum128.spb.ru/abzac/
    Однако часть спектрумистов не спешат расставаться со своим
    компьютером. И действительно: зачем? Он позволяет просматривать,
    набирать и распечатывать тексты, слушать музыку. Под него давно
    написаны pkunzip, unrar и rar, jpg-viewer и т.д. Кроме того,
    среда программирования, созданная для Спектрума, является
    настолько профессиональной, что писать программы на нем удобно
    фактически так же, как на современном PC - естественно,
    программы для Спектрума ? Кроме того, остается демомейкинг - вид
    искусства, который нигде не получил такого своего равития, как
    на Спектруме.
    В последнее время заметно возрос интерес спектрумистов к
    созданию новых аппаратных возможностей Спектрума. Отчасти это
    объясняется технической грамотностью современных спектрумистов -
    сейчас, в отличие от 90-х годов, это зачастую люди с техническим
    образованием, закончившие высшие учебные заведения и работающие
    по специальности. Так, в Москве сейчас активно занимается такими
    разработками группа NedoPC. Ими производится и распространяется
    компьютер ATM Turbo - одна из разновидностей Спектрума, а также
    Video выходы, что позволяет подключать компьютер к современным
    телевизорам) и звуковая карточка Turbo Sound, построенная на
    базе двух процессоров Yamaha, в которой мы имеем 6 звуковых
    каналов вместо трех, что делает музыку намного богаче. Сайт
    группы - http://www.nedopc.com
    В 1998 году в Москве состоялся фестиваль FanTop взамен
    несостоявшегося Enlight'а. В 1999 году фестивали посыпались, как
    из рога изобилия: Chaos Constructions, Paradox, CAFe, DiHalt,
    Millenium. Похоже, в каждом городе стремились провести свой
    собственный фестиваль компьютерного искусства. Это же
    повторилось в 2000 году, затем - в 2001, 2002 и т.д. Сейчас
    самыми авторитетными фестивалями считаются Chaos Constructions
    (http://www.cc5.org.ru) и отчасти DiHalt
    (http://www.dihalt.org.ru).

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: cc5conf.jpg
    Подпись: Организаторы фестиваля Chaos Constructions 2005:
    Всеволод Потавов и Петр Соболев
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Также можно отметить исключительно Спектрумистский KidSoft в
    Воронеже и Antique Toy - виртуальный фестиваль, проводящийся в
    сети. Конечно, атмосфера на современных фестивалях сейчас
    несколько отличается от той, которая царила в середине 90-х
    годов, когда все только зарождалось. Спектрумисты больше не
    приходят на них со спиртными напитками, все сейчас осознают, что
    выставляемые работы намного важнее желания выпить, что можно
    сделать и дома.

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Вставить: cc5_1.jpg (или cc5_2.jpg)
    Подпись: Chaos Constructions 2004.
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Конечно, количество посетителей не растет: демомейкинг не
    является сейчас популярным. Собственно, как и любое творчество -
    это, скорее, связано с современным состоянием общества и его
    проблемами, чем собственно с компьютером. Творчество вообще
    сейчас не в почете, когда основная масса населения -
    потребители. Тем не менее любой компьютерно грамотный человек
    должен иметь представление о демомейкинге и основных фестивалях,
    даже если он не является их посетителем. Так что хорошо или
    плохо такое количество demoparty - сказать сложно. Однако на
    каждом таком фестивале выставляется большое количество графики,
    музыки, программ - а значит, люди продолжают рисовать, сочинять
    музыку, программировать. Сцена жива. А значит - жив и Спектрум.
    === Cut ===

  4. #3
    Wladimir Bulchukey (500:95/462)
    Гость

    По умолчанию : Re : [1/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega

    Здравствуй(-те), All...!

    Спектрум. Возникновение.

    Затем состоялся Enlight 97. Hа нем можно было увидеть уже
    несколько сотен посетителей. Фестиваль состоялся в актовом зале
    Кораблестроительного Института в Петербурге.
    В Балтийском Государственном Техническом Университете (БГТУ).
    В "Корабелке", по-моему, проходил E'95 (я не присутствовал).

    выходила газета Nicron под редакцией Wlodek Black'а. Кстати, она
    выходит до сих пор, за что ее редактору большой респект.
    Спасибо!

    С наилучшими - Wlodek # wlblack()newmail.ru # http://wlodeks.narod.ru
    [ZX] [500:95/462@ZXNet] [2:5016 Forever] [Golyanovo] [Старые русские]

  5. #4
    Wladimir Bulchukey (500:95/462)
    Гость

    По умолчанию : Re : [2/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega

    Здравствуй(-те), All...!


    Возникновение Zx Net.
    Здесь явно прослеживается аналогия с аббревиатурой "SpbZxNet".
    А ZXNet пишется вот так .

    Hа прошедшем в 1996 году Enlight 96 состоялась встреча двух
    людей: Александра Майорова (MAS) и Алексея Михайлова (Arno),
    которые решили объединиться в группу.
    А на E'97 присоединился Алексей Иванов, и ZXNet приобрела первые чёткие организационные очертания.

    Одновременно, каждый спектрумист-сетевик также является поинтом
    FIDO.
    Точнее сказать, уже исчезло такое явление, как один фидоадрес на всех спектрумистов региона, и каждый _при желании_ может получить собственный фидоадрес.

    Более
    того: архитектура процессора Z80 и архитектура процессора 8086
    сильно отличаются, и не в пользу последнего. Так, шустрый
    распаковщик pkunzip, работающий на 3.5 мегагерцовом Спектруме,
    свидетельствует об этом очень ярко.
    Hу, это уже скорее немножко ребяческий восторг ;-) :-) .
    Архитектуры различаются совсем не сильно, и переход в асм-кодинге от Z80 к x86 мне дался очень легко. Дело скорее в самом подходе к кодингу и к роли ассемблера в создании программ там и там.

    В 1998 году в Москве состоялся фестиваль FanTop
    Ща застрелюсь, повешусь и выпью йаду...
    FunTop98 !

    Также можно отметить исключительно Спектрумистский KidSoft в
    Воронеже
    А такого не было ;-) . Были либо "Спектрум на KidSoft-е" в составе общей программы, либо, в новейший раз, "ZX-Party" вне рамок KidSoft-а.


    А в целом, если бы "Хакер" опубликовал статью целиком, пользы было бы намного больше. Владу - огромное спасибо. В любом случае, подобная публикация в "большой" прессе, даже с изъянами, "льёт воду на нашу мельницу" и полезна уже этим.

    С наилучшими - Wlodek # wlblack()newmail.ru # http://wlodeks.narod.ru
    [ZX] [500:95/462@ZXNet] [2:5016 Forever] [Golyanovo] [Старые русские]

  6. #5
    Vyacheslav Mednonogov (500:812/1.30)
    Гость

    По умолчанию : Re : [1/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega

    Get Msg, Wladimir!

    25 Feb 06 10:33, Wladimir Bulchukey cooбщил All про {: Re : [1/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega}:

    В "Корабелке", по-моему, проходил E'95 (я не присутствовал).
    E96

    -----------------

    E95 проходил в каких-то трущобах, где-то около площади Мира (теперь Сенная).





    << www.livejournal.com/~copperfeet <------<< СВЕЖАТИNА каждый.dень >>

    [Ketsujin Studios] >>------> С горячим приветом, Слава!

  7. #6
    Vyacheslav Mednonogov (500:812/1.30)
    Гость

    По умолчанию [2/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega

    Get Msg, Wladimir!

    25 Feb 06 10:32, Wladimir Bulchukey cooбщил All про {[2/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega}:

    создавал игры на Спектруме. Так, группой SoftLand была выпущена
    игра 'Поле чудес', в весьма неплохом исполнении. Это был платный
    проект, но в Петербург он пришел уже в сломанном виде.
    Его в Петербурге и сделали Говорят, тоже некисло окупился..





    << www.livejournal.com/~copperfeet <------<< СВЕЖАТИNА каждый.dень >>

    [Ketsujin Studios] >>------> С горячим приветом, Слава!

  8. #7
    Vyacheslav Mednonogov (500:812/1.30)
    Гость

    По умолчанию [2/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega

    Get Msg, Wladimir!

    25 Feb 06 10:32, Wladimir Bulchukey cooбщил All про {[2/2] Оригинал статьи "Спектрум. Возникновение" (c) Vega}:

    годов, когда все только зарождалось. Спектрумисты больше не
    приходят на них со спиртными напитками, все сейчас осознают, что
    выставляемые работы намного важнее желания выпить, что можно
    сделать и дома.
    :-))

    "Ударим демомейкингом по алкоголю и никотину!!!"





    << www.livejournal.com/~copperfeet <------<< СВЕЖАТИNА каждый.dень >>

    [Ketsujin Studios] >>------> С горячим приветом, Слава!

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Ответов: 35
    Последнее: 25.11.2005, 02:46

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •