В свое время наиболее любопытным занятием на Спектурме для меня (исключительно из спортивных соображений!) было копирование защищенных от этой процедуры дисков В своё время я разобрал довольно много защит. О тех, что прошли через мои руки я напишу и прошу дополнить теми вариантами, которые я не указал, а также внести свои уточнения:
1. Нестандартный формат диска. В то время, когда не было разработано никаких хитроумных копировщиков, такая защита вполне работала. Пример: первые загрузочные диски IS-DOS.
2. Помещение в межсекторые промежутки какой-то дополнительной информации. В простом случае программа просто ищет эту информацию и если не находит, то отказывается работать. Пример: игра Prince of Persia. В более сложном варианте в межсекторное пространство помещается ключ, с помощью которого происходит расксоривание программы. Пример: журналы Спектрофон. Такие диски легко копируются с помощью программы McDonald Copy.
Курьёз. До появления у меня McDonald Copy я скопировал свой первый Спектрофон, опираясь на статью опубликованную в этом же Спектрофоне
3. Дорожка нестандартной длины. Программа считывает дорожку целиком и проверяет сколько байтов информации физически помещается на дорожке. Если это число больше или меньше, то программа не запускается. Пример: первые номера журнала ZX-Format. Эту защиту повторить я не смог, но предполагаю, что такие дорожки форматировались и записывались на разрегулированных дисководах, где скорость вращения диска отличалась от стандартной. Обходилось заменой одного байта в программе.
4. Сектора с номером #F7. Как известно, когда при форматировании дорожки ВГ93 получает байт #F7, то она не пишет его, а интерпретирует как команду записи контрольной суммы, таким образом получить на Спектруме сектор с номером #F7 (почти) нереально. Пример: журнал ZX-Format. Тем не менее получить сектор с таким номер на Спектруме возможно, если число #F7 само является результатом контрольной суммы Копирование достигалось при помощи McDonald Copy в выходом в теневик Скорпиона.
5. Все сектора на дорожке имеют одинаковый номер и содержимое, кроме одного в середине! При попытке считать содержимое сектора будет читаться первый сектор с таким номером. При работе защищенного диска программа даёт команду ВГ93 на раскрутку диска, потом выжидает определенное количество милисекунд и тут же дает команду считать сектор, если всё нормально, то считывается именно тот сектор, который требуется. Пример: игра Open-It. Повторить удалось только вручную сформировав дорожку со всем её содержимым.
6. Физическое повреждение дорожки. Программа считывает сектор, если в результате считывания заданного сектора происходит возврат с ошибкой, то программа идет в совершенно другое место на диске и считывает нужную информацию, если же сигнала об ошибке не поступает, то происходит считывание последующих секторов, которые содержат мусор. Пример: UFO-2. Повторить удалось поместив нужную информацию вслед за поврежденным (на оригинальном диске) сектором.
Многие диски имели комбинацию защит.
Это всё, что мне вспомнилось. Дополняйте, вносите уточнения.