Просмотр полной версии : Компьютер "Искра-1080 Тарту"
Нет. Скорее всего это параллельный канал данных. Параллельный порт вывода 88 идёт на параллельный порт ввода 98 другой машины (через какое-нибудь согласование). Биты порта 99 используются для контроля обмена, биты регистра DD20 (четыре из которых тоже выводятся на разъём) для управления обменом.
А ВВ51 со словом "сеть" тогда для чего?
Я нашел в прошивке Бейсика команду "asm". Что делает пока не понятно.
Причем, в отличии от других команд, она пишется маленькими буквами.
Еще до кучи, в бейсике команда POKE 51202, 40 включает шрифт 8х8
А ВВ51 со словом "сеть" тогда для чего?
А про сеть на основе ВВ51 в РЭ ничего не сказано. Там сказано (на стр.10), что ИРПС токовая петля позволяет Искре работать в качестве терминала. А также, есть возможность подключения к локальной сети через параллельный адаптер сопряжения.
---------- Post added at 18:04 ---------- Previous post was at 17:31 ----------
В драйвере есть контроль коллизий, перед посылкой он "жужжит" битом порта, затем проверяет другой бит.
Немного не так. Сервер выставляет в порт данных номер машины (увеличивая со временем), как только номер совпал, клиент выдаёт строб "разрешения работы", после чего посылает запрос. По этому стробу сервер переходит из режима ожидания в режим чтения запроса.
D8 = ИЕ7 ?
Линия X на схеме - это +5В
Осталась одна D14. Там к ногам 6,7,14 подходят то ли резисторы, диоды или перемычки.
D14 = К155АГ3
Плата дисководов и клавиатуры. Основные цепи нарисованы.
http://s019.radikal.ru/i614/1204/8d/8b5c19307e15t.jpg (http://radikal.ru/F/s019.radikal.ru/i614/1204/8d/8b5c19307e15.png)
На схеме США11 я написал на обум, там вообще не шина адреса. Скорее всего это один из системных регистров. Завтра узнаю точно и можно будет прикрутить в эмуляторе ВГ93. Неизвестные сигналы, это выбор флопа, выбор стороны и возможно запуск мотора.
Оранжевым отмечены проводники, которые я проверил 10 раз. Они есть, но они работать не будут. Фиолетовым я отметил свой вариант исправления. Будем считать, что это то же ошибка, как и с микросхемой D7 ИЕ5.
А вот еще. На разъеме дисковода нет земли. Вообще.
---------- Post added at 02:54 ---------- Previous post was at 02:46 ----------
А где найти CP/M максимально подходящую для этого компьютера?
На схеме США11 я написал на обум, там вообще не шина адреса. Скорее всего это один из системных регистров.
Если США10,США11 это не шина адреса, то выбор CS ВГ93 вполне мог быть и по "оранжевой" схеме. Тогда единственная ошибка - это выбор ИР22.
Неизвестные сигналы, это выбор флопа, выбор стороны и возможно запуск мотора.
Я думаю F21 (прижим головки) и F13 (готовность дисковода) тоже можно уже обозначить на разъёме.
А вот еще. На разъеме дисковода нет земли.
Общий блок питания? Или может быть дисковод встраивался в корпус Искры?
А где найти CP/M максимально подходящую для этого компьютера?
CP/M везде одинаковая, главное - на какие адреса она "посажена" (т.е. слинкована). Если не найдём готовую, можно будет исходники скомпилировать, они в интернете вроде есть. Ещё, как вариант, взять две копии, слинкованные на разные адреса, сравнить, и скорректировать несовпадающие старшие байты адреса на нужные нам.
---------- Post added at 11:47 ---------- Previous post was at 11:41 ----------
А вот драйвер ВГ93 в BIOS-е CP/M придётся писать самим. Странно, что DRQ ВГ93 не подсоединён, как же тогда ждать прихода данных?
---------- Post added at 12:03 ---------- Previous post was at 11:47 ----------
Сам спросил, сам ответил: в регистре статуса тоже есть DRQ, но обычно драйверы не успевали его опрашивать. Интересно, как тут было сделано? Уложить в 70 тактов и опрос готовности, и чтение/сохранение байта и сам цикл - весьма непросто.
Если США10,США11 это не шина адреса, то выбор CS ВГ93 вполне мог быть и по "оранжевой" схеме. Тогда единственная ошибка - это выбор ИР22.
США10 - это шина адреса 100%
США11 - это непонятно что.
США10 - это шина адреса 100%
США11 - это непонятно что.
Обычно драйвер активно работает с двумя регистрами: статуса/команды (00b) и данных (11b). Т.е. нужно быстро переключаться между ними (т.е. шиной адреса). Ещё важен регистр номера сектора (10b), но обращение к нему не критично по времени, можно и битом конфигурации адрес устанавливать. Из всего этого можно предположить, что США11 = США10 xor [бит конфигурации].
Общий блок питания? Или может быть дисковод встраивался в корпус Искры?
Там места нет. Тем более, что этот разъем выведен наружу.
http://s019.radikal.ru/i639/1204/5a/4c1f9f718ddb.jpg
Странно, что DRQ ВГ93 не подсоединён, как же тогда ждать прихода данных?
Я вчера просмотрел кучу контроллеров дисководов на ВГ93. Что бы разобраться с принципами работы и ошибками (моими и разработчиков). DRQ часто не используется.
(Надо было это сделать сразу, тогда бы никаких вопросов по микросхемам не возникло бы.)
Этот контроллер дисковода очень похож на контроллер от Ориона-128 (http://narod.ru/disk/26711070001/%D0%9D%D0%93%D0%9C%D0%94.djvu.html). В Орионе DRQ так же не используется.
Скорее всего CP/M так же можно взять с Ориона.
Вы монстры.
Повыкладывайте скриншотов системы и игрушек.
Этот контроллер дисковода очень похож на контроллер от Ориона-128
Ага, я тоже по нему микросхемы отгадывал :)
В принципе, у Ориона порты через память, т.е. обращение лишь на 3 такта короче (к тому же и частота чуть выше), так что можно его процедуры взять. Вот, например, чтение сектора:
L1: LDAX B ; читаем статус
RAR
RNC ; если контроллер больше не занят
RAR
JNC L1 ; если данных пока нет
LDAX D ; читаем байт
MOV M,A
INX H
JMP L1
Минимум 59 тактов плюс по 30 тактов, если данных ещё нет. У нас будет 62(+33), думаю, должно успеть.
Я только не понял, если CS ВГ93 рулится через порт, тогда читать можно из любого несуществующего порта. А что произойдёт при записи в порт, когда мы CS выключать будем? Видимо, запись будет в порт данных ВГ93, в принципе, ничего страшного, если контроллер уже ничего не делает. Но это при условии, что выключать будем через порт 0C7h.
---------- Post added at 13:58 ---------- Previous post was at 13:46 ----------
Скорее всего CP/M так же можно взять с Ориона.
Нет. Она слинкована с адреса 9600, а нам нужно с 9С00.
у корвета
DTOM::
....
DTOM1:
LDAX D
RRC
RNC ; If BUSY flag = 0 - exit
RRC
JNC DTOM1 ; Byte is ready
DTOM2:
MOV A,M ; byte
STAX B ; Store it
INX B ; Bump pointer
JMP DTOM1 ; If no DRQ flag - continue to wait
или не про то ?
по cp/m есть ВСЕ доки
в часности CPM-22 Technical Manual (http://www.hartetechnologies.com/manuals/CompuPro/CompuPro%20CPM-22%20Technical%20Manual.pdf)
смотреть
movcpm
(http://www.cpm.z80.de/manuals/archive/cpm22htm/ch1.htm#Section_1.6.9)
sysgen (http://www.cpm.z80.de/manuals/archive/cpm22htm/ch1.htm#Section_1.6.6)
и есть исходники биоса для Корвета (именно исходинки а не дизасм)
там есть такие батники
link.bat
L80 /P:D300,HIN,CCPBASE,/P:DA00,BDOSPC,SETVECT,CBIOS,INIT,INK,DISP,LST,INFO ,IODISK,CPM/N/E
mac.bat
e:m80z e:hin =hin
...
e:m80z e:iodisk =iodisk
а тут есть http://www.cpm.z80.de/ (http://www.seasip.demon.co.uk/Cpm/)
b2m, тебе ПЗУ Кристы 2 нужно?
Давай. Добавлю в эмулятор. :)
Давай. Добавлю в эмулятор.
Значит сегодня я паяю Кристу-2. (После того, как заберу её на почте России. Посылка 10 кг.)
---------- Post added at 13:54 ---------- Previous post was at 13:34 ----------
Я думаю, что без внешнего адаптера сеть работать не будет.
COM-порт передает сигнал амплитудой 24 Вольта. И при этом, при передаче на расстояние 10 метров максимальная скорость всего 19200 бод (~2 кб/сек). На расстоянии 1.5 метра 115000 бод (~11 Кб/сек). И это используя витую пару или экранированный провод.
А тут сигнал амплитудой всего 5 Вольт. Причем ток нуля и единицы значительно отличаются. Пущен скорее всего по 30 жильному шлейфу.
Значит сегодня я паяю Кристу-2.
Там только загрузчик. Есть метода снятия без выпайки.
Я надеюсь, что ПЗУ в панельке будет.
У Кристы собственный формат записи на магнитофон. Надо еще программу найти. Я так замучался за последнюю неделю, что мне сейчас проще феном единственную микросхему выдернуть и впаять на её место панельку. Потом мало кто отличит, что это сделано не на заводе. Это у Искры 10 микросхем ПЗУ упакованных так плотно, что пинцетом было не подлезть.
Все равно надо будет разбирать компьютер, фотографировать его, целиком мыть (я не люблю чужих микробов), чинить клавиатуру (98% что она не работает), скорее всего перепаивать видеовыход (у Вектора я перепаивал), наверное заменять конденсаторы.
Если будешь выпаивать, сделай тоже дамп ПЗУ палитры. Ну и схему (если есть) отсканировать надо бы. :)
---------- Post added at 16:20 ---------- Previous post was at 15:28 ----------
Что то интересное находится во второй странице по адресу C800.
... и еще там интересные строки: RD, DISKEY, DP, PRINT, SEARCH, ERROR, DET0, DET1, RFNAME, PRFFIL, CNAME-R, NAMEOK, BASRD1, BASRD2, RDEND, ASCRD1, ASCRD2, PARSE, MEMF
Оказывается, это всего лишь таблица меток ассемблера. В этом месте была директива ORG 0CB30h и линковщик не стал инициализировать память, а оставил что было. Случайными данными оказалась таблица меток :)
---------- Post added at 16:41 ---------- Previous post was at 16:20 ----------
Занимательная информация: область ПЗУ C800-CFFF нельзя прочитать, можно только выполнить. Прочитать эту область может только программа из этой области. А там по адресу CFF0 есть полезная п/п копирования памяти с BC до DE в HL. Т.е. записывать эту область на ленту надо было такими командами:
100:01 00 C8 11 FF CF 21 00 10 CD F0 CF C3 00 00
100g
1000w800
Однако, кто-ж знал о наличии этой п/п :)
А там по адресу CFF0 есть полезная п/п копирования памяти с BC до DE в HL. Т.е. записывать эту область на ленту надо было такими командами:
Там три таких идентичных программы
ROM:C88D copy1:
ROM:C88D 79 ld a, c
ROM:C88E BB cp e
ROM:C88F C2 95 C8 jp nz, copy1_1
ROM:C892 78 ld a, b
ROM:C893 BA cp d
ROM:C894 C8 ret z
ROM:C895
ROM:C895 copy1_1:
ROM:C895 0A ld a, (bc)
ROM:C896 77 ld (hl), a
ROM:C897 03 inc bc
ROM:C898 23 inc hl
ROM:C899 C3 8D C8 jp copy1
ROM:C9AC copy2:
ROM:C9AC 79 ld a, c
ROM:C9AD BB cp e
ROM:C9AE C2 B4 C9 jp nz, copy2_1
ROM:C9B1 78 ld a, b
ROM:C9B2 BA cp d
ROM:C9B3 C8 ret z
ROM:C9B4
ROM:C9B4 copy2_1:
ROM:C9B4 0A ld a, (bc)
ROM:C9B5 77 ld (hl), a
ROM:C9B6 03 inc bc
ROM:C9B7 23 inc hl
ROM:C9B8 C3 AC C9 jp copy2
ROM:CFF0 copy3: ; CODE XREF: ROM:CFFCj
ROM:CFF0 79 ld a, c
ROM:CFF1 BB cp e
ROM:CFF2 C2 F8 CF jp nz, copy3_1
ROM:CFF5 78 ld a, b
ROM:CFF6 BA cp d
ROM:CFF7 C8 ret z
ROM:CFF8
ROM:CFF8 copy3_1: ; CODE XREF: ROM:CFF2j
ROM:CFF8 0A ld a, (bc)
ROM:CFF9 77 ld (hl), a
ROM:CFFA 03 inc bc
ROM:CFFB 23 inc hl
ROM:CFFC C3 F0 CF jp copy3
HardWareMan
12.04.2012, 17:24
Вот, например, чтение сектора:
L1: LDAX B ; читаем статус
RAR
RNC ; если контроллер больше не занят
RAR
JNC L1 ; если данных пока нет
LDAX D ; читаем байт
MOV M,A
INX H
JMP L1
Минимум 59 тактов плюс по 30 тактов, если данных ещё нет. У нас будет 62(+33), думаю, должно успеть.
Я на Орионе делал так:
LXI H,BUF
LXI D,0F700H
LXI B,0082H
IN0:LDAX D
ANA C
JZ IN0
LDA 0F703H
MOV M,A
INX H
DCR B
JNZ IN0
LDA 0F700H
И все отлично работало. Если нужно было читать более 256 байт (512 и 1024 байт), то приходилось повторять куски циклов по 256 байт, иначе не успевало уже. Последний LDA брал статус ВГ93, данные процедуры не висли при ошибках ВГ93, но, правда, заполняли область загрузки каким-нибудь байтом (в случае ошибки). Код 82Н - это готовность диска и готовность данных. в случае ошибки прога вываливала при отсутствии готовности диска.
Это если вдруг кому интересно.
Если будешь выпаивать, сделай тоже дамп ПЗУ палитры. Ну и схему (если есть) отсканировать надо бы.
Не буду паять Кристу. Плата с деталями (http://s019.radikal.ru/i626/1204/01/9fd39604e65f.jpg) залита слоем вонючего лака. Схем нет, кассет нет.
Не буду паять Кристу.
Не беда, напишем тест всех палитр, с тебя фотка :)
А БИОС-то хоть на панельке?
vinxru, Сними ПЗУху по методике....
Там вроде только один проводок надо...
Схема, кстати, есть, тут линк уже пробегал: http://zx.pk.ru/showthread.php?t=9961. Там-же есть софт.
---------- Post added at 23:04 ---------- Previous post was at 22:53 ----------
Софта нет (лежал в обменнике на народе). Но у Tim0xA на сайте есть конвертор rom2wav для Кристы, а программы есть в Базисе.
Ладно уж. Выпаяю... Выпаял, даже лак не успел почернеть. Небольшие наплывы на дорожке питания, а так и незаметно.
http://s019.radikal.ru/i601/1204/57/c83e3f798761t.jpg (http://radikal.ru/F/s019.radikal.ru/i601/1204/57/c83e3f798761.jpg)
---------- Post added at 22:32 ---------- Previous post was at 22:31 ----------
У 556РТ5 какой буржуйский аналог?
аналог intel 3604
---------- Post added at 22:48 ---------- Previous post was at 22:45 ----------
Или на 18 и 19 ноги подай единицу и читай как 2716
Я сейчас паяю переходник, где на 18,19,20,21 ногу будет подано +5В
http://www.intuit.ru/department/hardware/basdigtech/12/12_06sm.gif
Не работает
Блин 20, 21 инверсные
Подал на 20,21 землю, на 18,19 питание. Читаю как 2716 и ничего.
Вот-вот-вот. Не успел поправить.
Остаьте 20 и 21 как есть у 2716
---------- Post added at 23:21 ---------- Previous post was at 23:20 ----------
У 2716:
20 - это -OE
21 - "1" при програмировании, 0 при чтении.
на ножки 18,19 подал +5 Вольт. Остальные ноги в программатор. И ничего.
Программатор проверил только что на 573РФ2, программатор работает.
Ладно, на сегодня хватит.
А при попытке читать что приходит на 20 и 21ю ноги?
Должен быть ноль.
---------- Post added at 00:13 ---------- Previous post was at 00:11 ----------
Ой, блин, она же с ОК блин-блин-блин
надо резюками выходы подтягивать :-(
---------- Post added at 00:13 ---------- Previous post was at 00:13 ----------
Посмотри умеет л твой программатор что-нибудь с ОК?
Ой, блин, она же с ОК блин-блин-блин
надо резюками выходы подтягивать :-(
Я так и думал.
Внятно про адресное пространство
0h-8FFFh ОЗУ
9000h-AFFFh ОЗУ. Вторая плоскость видео ОЗУ
B000h-С7FFh ОЗУ. При подключении локальной сети из ПЗУ 2 в ОЗУ копируется BDOS CP/M
С800h-C9BFh ОЗУ. Системные переменные
С9C0h-CFFFh ОЗУ. Текстовый буфер видео ОЗУ
D000h-FFFFh ОЗУ. Первая плоскость видео ОЗУ
0h-FFh ПЗУ 1 (Сброс)
C000h-СFFFh ПЗУ 1 (Знакогенератор и графические функции) или
ПЗУ 2 (Бейсик в C000h-С7FFh и CP/M в C800h-СFFFh)
переключается через порт A8h
D000h-FFFFh ПЗУ 3 (Бейсик и Монитор)
Области ПЗУ и ОЗУ перекрываются. Команды работы со стеком и команды записи в память всегда обращаются к ОЗУ. А откуда читаются данные, зависит от того, в какой области выполняется код.
Код из 0-C7FFh Код из C800h-CFFFh Код из D000h-FFFFh
Чтение C000h-С7FFh ОЗУ ПЗУ ПЗУ
Чтение C800h-СFFFh ОЗУ ПЗУ ОЗУ
Чтение D000h-FFFFh ОЗУ ОЗУ ПЗУ
То есть, программа пользователя может использовать все 64 Кб ОЗУ. Только программа не может содержать исполняемый код выше адреса C7FFh. Переход по адресу выше C7FFh вызывает подключение ПЗУ к адресному пространству.
ZeLiBoBBer
11.02.2014, 13:32
попался вот экземпляр, даже рабочий)
http://cs310516.vk.me/v310516179/7d7e/h6FLYphSYEM.jpg
http://cs310516.vk.me/v310516179/7d87/IqpdG3AV2z0.jpg
https://pp.vk.me/c310516/v310516179/7ff3/g9pBtj2K82w.jpg
Под заглушкой выход модулятора, или переключатель?
ZeLiBoBBer
11.02.2014, 15:21
Под заглушкой выход модулятора, или переключатель?
переключатель
gurfunkel
11.02.2016, 09:22
Я так понял, для этого компьютера, кроме как на бейсике (реверси, морской бой, выложенные в этой теме) игр то нет? Если есть, ткните.
ZX_NOVOSIB
11.02.2016, 10:02
А у меня такой вопрос, у меня с Тарту кассета идёт, есть шанс, что на ней что-то интересное? Или всё уже оцифровано?
(У меня цифровать нечем, увы, но думаю, что после аукциона новый владелец моей Искры справится с этой задачей.)
gurfunkel
11.02.2016, 22:06
Компьютеры марки "Искра", в том числе 1080, упоминаются в обзоре Бачило на ютубе.
https://youtu.be/ebKTmpsoUQM
Большая просьба к имеющим документацию на Искру 1080 Тарту. А подскажите распиновку RGB разъёма этой машинки. Ну, и если есть такая информация, то был бы рад распиновке аналогичного разъёма у Искры 1085.
Я так понял, для этого компьютера, кроме как на бейсике (реверси, морской бой, выложенные в этой теме) игр то нет? Если есть, ткните
Игры для Искры 1080 были в комплекте c компьютером. Я в детстве играл. Была еще красивая демо программа на Бейсике с музыкой и векторными картинками (много LINE и PAINT). Надо искать на кассетах.
Но кассеты осели у коллекционеров и они с них записи делать не будут. Я вот только что понял, что коллкционеры ничем не лучше вандалов. Для окружающих эффект один и тот же. Если они что то покупают, то больше никто никогда это не включит. Даже они сами.
- - - Добавлено - - -
Большая просьба к имеющим документацию на Искру 1080 Тарту. А подскажите распиновку RGB разъёма этой машинки. Ну, и если есть такая информация, то был бы рад распиновке аналогичного разъёма у Искры 1085.
1 - строчные
2 - красный
3 - кадровые
4 - интенсивность
5 - зеленый
6 - синий
7 - композитынй выход
8 - земля
http://vk.com/doc-41468278_286185102
http://vk.com/doc-41468278_286185078
http://vk.com/doc-41468278_286185047
vinxru, спасибо огромное! А не в курсе, у Искры 1085 (Спектрум совместимый) такая же распиновка у аналогичного разъёма?
Если они что то покупают, то больше никто никогда это не включит. Даже они сами.
Ты свою 1080 починил? Или развандалил и так и хранишь?
не знаю. Это обычный Спектрум, подклчюается методом научного тыка. Тестером определяете землю. Потом перебором определяете композитный сигнал. Все что останется - это RGB. Определяется то же методом научного тыка.
- - - Добавлено - - -
Ты свою 1080 починил? Или развандалил и так и хранишь?
Ради создания эмулятора и получения дизассемблирования прошивки, то есть знаний о компьютере моего дества, ПЗУ нужно было выпаять. И не зря, теперь это не просто железяка, а компьютер со встроенным CP/M, локальной сетью, контролелром дисковода под который я могу портировать множество игр. И очень большую роль в этом сыграл b2m. Писать софт под эмулятором в 50 раз проще. Да и просто вспомнить детство. Эмулятор и знания это круто, а комп - железяка.
И тебе спасибо за разъемы. Ты ж это был?
И да, я сразу впял панельки под ПЗУ. А вместо отсутствующей платы блока питания подпаял провода на внешний БП от Апогея. В детстве у меня плата БП сгорела и выжгла весь компьютер. И у других платы БП то же погорели. Поэтому, если бы плата и была, я бы её сразу же отключил.
И как будет настроение, я выточу на станке крепление для кнопки и кнпоку поставлю.
http://cs616920.vk.me/v616920349/6900/iU9cTSXjc1A.jpg
Можно даже и не заметить, что её паяли.
http://cs616920.vk.me/v616920349/6924/ltCWRMOIAOs.jpg
А в корус я вплавил латунные стоечки, что бы плату прикручивать.
http://cs616920.vk.me/v616920349/6909/c9w3CaaJqh0.jpg
И тебе спасибо за разъемы. Ты ж это был?
Я так долго такие подробности не помню. Может и не я.
Так чего ты тогда писал недавно что у тебя 1080 не работает? если ты всё обратно спаял - вполне должно работать. Или надо починить.
Про эмулятор - тут даже спорить не буду. каждый сам выбирает как быть с безалкогольным пивом и резиновыми женщинами ;-)
Так чего ты тогда писал недавно что у тебя 1080 не работает? если ты всё обратно спаял - вполне должно работать. Или надо починить.
Тебе то не все ли равно?
Тебе то не все ли равно?
Ну вот, опять хамишь?
Тебе сложно ответить или стыдно за что-то? Я тебе задал простой вопрос: работает ли у тебя эта машинка. А ты с чего-то ужом вьёшся и огрызаешься...
Тебе сложно ответить или стыдно за что-то? Я тебе задал простой вопрос: работает ли у тебя эта машинка.
Мне кажется, что ты спрашиваешь у меня это всё не с добрыми намерениями. А поддаваться на провокацию сегодня мне лень. Сегодня у меня апатия.
А ты с чего-то ужом вьёшся и огрызаешься...
Да, не. Представь, что я это говорю грустно, медленно и зевая.
Да, не. Представь, что я это говорю грустно, медленно и зевая.
Напомнило анекдот:
Лежит под пальмой укуренный питон Каа . Тут к нему подбегает пантера Багира .
Багира — Слушай, Каа, бандерлоги украли Маугли!
Каа — Да-а-а-а-а-а ?????
Багира — Они называли меня Черной С%кой!
Каа — Да-а-а-а-а-а ?????
Багира- Они называли Балу Старым М%даком!
Каа — Да-а-а-а-а-а ?????
Багира — Они называли тебя Земляным Червяком!
Каа — Б%я-а-а-а-а-а-а !!!!!
Лежит под пальмой укуренный питон Каа . Тут к нему подбегает пантера Багира .
Багира — Слушай, Каа, бандерлоги украли Маугли!
Вы что, влюбились что ли... из всех людей на форуме с вами двоими я общаться меньше всего хочу. А вы наоборот.
Мне кажется, что ты спрашиваешь у меня это всё не с добрыми намерениями.
Так и запишем, боишься.
Обычно еще говорят что честному человеку в таких простых вопросах скрывать нечего. А тебе, похоже, есть что скрывать....
>что я это говорю грустно, медленно и зевая.
Еще добавь "делая вид что скрывать нечего" ;-)
vinxru, попробовал подключить две, имеющихся у меня, Искра-Тарту и столкнулся с проблемами. Эти Тарту немного разные.
У одной плата такая же, как на фото выше. Пытался подключать её к видео-монитору SONY PVM 14N5E по RGB, на экране мельтешение из белых линий на черном фоне, которые изменяются, если что-то пытаешься на клавиатуре набрать. На reset реакция тоже есть. Под крышкой рядом с разъёмом есть два джампера, их разные комбинации тоже к успеху не привели. На сигнал sync пробовал подавать выход 7 (композит). У Тарту вообще RGB аналоговый или цифровой? По ощущениям эта Тарту вроде работает - по крайней мере есть реакция светодиодов на кнопки CAPS и NUM. Пробовал подавать землю и композит на композитный вход монитора - та же фигня.
Другая Тарту явно неисправна, при старте черный экран, который сменяется мусором после нажатия reset. Реакция на CAPS и NUM отсутствует, постоянно горят все три светодиода. У этой Тарту немного другая плата - керамические ПЗУ и зеленые КМ-ки вместо флажков, а в районе разъёма RGB явно собран какой-то RF модулятор. Джамперов рядом с разъёмом RGB нет, но есть обрезок коаксиального кабеля. По RGB эта Тарту тоже не запоказывала, а вот с композита сигнал есть (мусор после reset).
Прошу прощения за некую сумбурность изложения. По второй Тарту мне точно ясно, что она неисправна, а вот по первой прошу совета. Если что, в хозяйстве имеется и EGA монитор.
У одной плата такая же, как на фото выше. Пытался подключать её к видео-монитору SONY PVM 14N5E по RGB, на экране мельтешение из белых линий на черном фоне, которые изменяются, если что-то пытаешься на клавиатуре набрать. На reset реакция тоже есть. Под крышкой рядом с разъёмом есть два джампера, их разные комбинации тоже к успеху не привели. На сигнал sync пробовал подавать выход 7 (композит). У Тарту вообще RGB аналоговый или цифровой? По ощущениям эта Тарту вроде работает - по крайней мере есть реакция светодиодов на кнопки CAPS и NUM. Пробовал подавать землю и композит на композитный вход монитора - та же фигня.
У первой однозначно нет строчной синхры.
У первой однозначно нет строчной синхры.
Значит она тоже неисправна. :( И я правильно понял, что у неё rgb аналоговый, а синхросмесь надо брать с пина 7 (композит)?
По аналогии - посмотрите по схеме как формируется композитная синхра. Явно в синхросмесь строчная не подмешивается, имхо какая-то мелочевка вылетела. Аналоговость или цифровость RGB на это стопроц не влияет :)
Аналоговость или цифровость RGB на это стопроц не влияет :)
Это-то я понял.:) Я это к тому, что правильный ли я монитор для подключения по rgb выбрал вообще.
Почему бы не попробовать сначала подключение к ч/б телевизору по композиту?
Почему бы не попробовать сначала подключение к ч/б телевизору по композиту?
Дык, я ж писал, что подключал к этому монитору и по композиту. У SONY PVM 14N5E есть вход по композитному сигналу, S-Video, и, благодаря переделке, по аналоговому RGBS. Просто платы оказались немного разные, потому и предположил, что раздельная синхра и сигнал интесивности + rgb заточены под ega минитор.
Было два разных варианта 1080 (условно с переключателями снаружи под колпачком и без). Оба у меня подключаются по композиту к ч/б без проблем.
Было два разных варианта 1080 (условно с переключателями снаружи под колпачком и без). Оба у меня подключаются по композиту к ч/б без проблем.
Понял. Значит у первой Тарту косяк с формированием видео-сигнала. Вторая по композиту после ресета мусор на экране кажет. Поди и rgb значит заработает (я вроде при подключении по rgb reset не жмакал, ибо он западает маленько, да и не думал, что он поможет).
Значит у первой Тарту косяк с формированием видео-сигнала.
Или джампера не так выставлены
- - - Добавлено - - -
Вы что, влюбились что ли... из всех людей на форуме с вами двоими я общаться меньше всего хочу. А вы наоборот.
А нам просто забавно. Сейчас вот перечитал часть этой ветки. В 2012 году ты еще что-то делал руками, причем налицо была связь рук и мозга.
А сейчас ты всё больше языком, причем, в отличие от рук никакой связи нет ;-)
Ты же жжешь: то пообещаешь что тебя не форуме не будет пока меня не забанят, то и суток не пройдёт - свои слова сотрешь и никуда не уходишь.
Телевизор включишь - там вечно какой-то мрак и политика, а на форум зайдешь - ты отжигаешь. Забавно ;-)
Или джампера не так выставлены
Увы... джампера выставлял во всех позициях - результат тот же самый. :(
Обидно, с виду практически новая Тарту, а не завелась.
Если есть осцилограф - посмотрите какого сигнала нет .
Как минимум сси отсутствует. Мб и кадровая, то бишь синхра в целом...
Так зачем гадать? Они же вроде не только в композите, они даже на отдельные пины разъема выведены - осцилом ткнуться и гадать не надо.
Теперь Driller Tanks есть и для Искры 1080. Ч/б вариант здесь, цветной там (http://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=957261&viewfull=1#post957261).
Bomber Man (http://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=957236&viewfull=1#post957236) - только цветная версия.
Также обновил Driller Tanks (http://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=946100&viewfull=1#post946100)
Не стал паковать, т.к. на реале вряд ли кто-то будет запускать.
Indian no Bouken (http://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=957261&viewfull=1#post957261) - только цветная версия.
Попробовал в Indian (http://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=946329&viewfull=1#post946329) эмулировать музыку из одного канала AY на бипере. Получилось на удивление неплохо, жаль, что раньше при конверсиях на другие компы не пробовал такой вариант.
Использовал процедуру из ПЗУ, т.к. есть подозрение, что при выполнении программ из ОЗУ в искре проц серьезно тормозится (больше чем в львове пк-01). Процедура далека от совершенства (зато результат на реале предсказуемый), на высоких нотах будет фальшивить, но в игре они не используются. Вариант без музыки не убираю, т.к. он быстрее.
Голосовая вставка есть в обоих версиях.
По директивам монитора. Возможно в руководстве полное описание, но мне его скачать не удалось.
В форумной wiki упомянуты 2 команды монитора без описания. Что удалось понять:
1. T
адресTтекст
Помещает по указанному адресу текст.
2. Q
Насколько я понял - это директива прерывания разбора командной строки. Прервет разбор если встретится на месте директивы. Как это можно использовать - затрудняюсь сказать.
Есть еще 2 директивы не упомянутые в wiki:
3. M
адрес1Mадрес2,адрес3
Пересылка фрагмента с адреса2 по адрес3 в область, начинающуюся с адрес1
4. V
адрес1Vадрес2,адрес3
Сравнение фрагмента с адреса2 по адрес3 с областью, начинающейся с адрес1
Для каждого несовпадения напечатает адрес и содержимое двух областей.
Завершение искромании.
Обновил Indian no Bouken (http://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=946329&viewfull=1#post946329) до 1.2. Ускорено обновление экрана, музыку можно включить/выключить, чуть лучше раскраска.
pehka1985
31.03.2018, 13:48
Здравствуйте!
Вопрос для всех, эмулятор цветовая палитра правильно работает?
мой Искра 1080 Тарту vs. EMU https://www.youtube.com/watch?v=MPlZsdkJTOQ
Похоже в эмуляторе красный и синий надо местами поменять
- - - Добавлено - - -
Переделал палитру игрушек в соответствии с реалом - здесь была ссылка на архив, которую я убрал, последние правильные версии здесь (http://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=957236&viewfull=1#post957236) и здесь (http://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=957261&viewfull=1#post957261)
Старые версии пока не убираю, т.е. цвет в них соответствует emu. Ч/б driller не переделывал, он правильный.
И теперь понятно, что фон в цветном режиме синий, а не красный, что меня очень удивляло.
Где можно скачать этот тест? Как называется (может у меня есть, но я не знаю)?
И руководства у меня нет, где-то можно скачать?
- - - Добавлено - - -
Тест нашёл, цвета поменяю.
pehka1985
31.03.2018, 22:00
Я попробовал играть новые игры. Черно-белая версия "Drilled tank" работает как должно. B цветовых версиях видны черные и белые или только один цвет. Оригинальная игра "Lab" работает как должно. И все старые программы / игры работают хорошо. Tакой проблем с эмулятором нет, там все работает нормально.
"Lab" https://drive.google.com/file/d/17Lr8W7c8p8tvgoZsTGQ9Fzd2v9hkzGSd/view?usp=sharing
"Bommer man" - https://drive.google.com/file/d/1SsXJp5yzxacsYNRwMP697Mcl0napkYNP/view?usp=sharing
"Drilled tank color" https://drive.google.com/file/d/1i9OYWHg7H9a6PV0WAxxaP671g6_pbgAJ/view?usp=sharing
pehka1985, большое спасибо за проверку!
Пожалуйста попробуйте доработанный вариант, надеюсь он будет цветной (черный/красный/белый/синий) и на реале.
pehka1985
01.04.2018, 10:28
Супер! Отлично работает, большое спасибо ivagor!
https://drive.google.com/file/d/1LoF9urq9IzivxW8O6Q5zKWrgUuHQD03J/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1WuOlt_1Vz2avj47a59OQ3DS2C7kOaTVq/view?usp=sharing
pehka1985, еще раз спасибо!
Доработал и две другие игрушки.
Т.е. насколько я понял, режим с 2мя плоскостями нужно программно включать.
Скорее всего верно и обратное (т.е. его можно и нужно программно отключать). Например, в emu в том самом 000_test.lvt после проверки цветности левая половина экрана синяя, правая - белая. Или если запустить цветную программу и ресетнуть, то графика из второй плоскости видна. Сомневаюсь, что на реале оба этих эффекта имеют место.
Вторую плоскость можно отключать и палитрой, но в искре возможно вывод из двух плоскостей сказывается на быстродействии, поэтому нужно принудительно включать/отключать, не ограничиваясь программированием палитры.
pehka1985
01.04.2018, 12:23
Это правильно, этот эффект не видна на реале ("Например, в emu в том самом 000_test.lvt после проверки цветности левая половина экрана синяя, правая - белая. Или если запустить цветную программу и ресетнуть, то графика из второй плоскости видна.")
Т.е. насколько я понял, режим с 2мя плоскостями нужно программно включать.
Что нужно изменить в эмуляторе, чтобы он более соответствовал реалу?
Документация где-то в интернете есть? Или она есть только у pehka1985 в бумажном виде? Я имею ввиду то, что видно на его видео.
pehka1985
01.04.2018, 14:25
Я сканировал много лет назад руководства пользователя https://drive.google.com/file/d/1-sVPS7k96ah0DeLVLgPj8X4ZHTxVaZ5-/view?usp=sharing
Что нужно изменить в эмуляторе, чтобы он более соответствовал реалу?
Пока затрудняюсь точно сказать, при беглом просмотре руководств ответа не нашел. Если pehka1985 попробует на реале следующий тест, то ситуация немного прояснится. Исходник я приложил, т.ч. жду и твоих предложений, что и как проверить.
После старта должен показать 4 полосы: черную, красную, зеленую и синюю.
После нажатия '4' возможно останется 2 цвета.
После нажатия '3' должны снова появиться 4 цвета.
Что будет после нажатия '1','2','5','6' - затрудняюсь сказать.
Также пытаюсь попутно узнать влияние на быстродействие. На фоне будет слышен тональный сигнал. Предполагаю, что при показе 4х цветов он будет ниже (либо даже начнет жужжать), а при показе 2х цветов должен быть выше (и собственно более похож на тональный).
pehka1985
01.04.2018, 16:37
После старта: черную, красную, зеленую и синюю. https://drive.google.com/file/d/1r9io8xGDzWbPyGHKGHbEQypv1YuGDxDZ/view?usp=sharing
После нажатия '4','5' или '6': 2 цвета, черную и зеленую: https://drive.google.com/file/d/1Xzazo3iG_W1XDpz-yx3wLWUVCFtuR1yd/view?usp=sharing
После нажатия '1','2' или '3': черную, красную, зеленую и синюю. https://drive.google.com/file/d/1r9io8xGDzWbPyGHKGHbEQypv1YuGDxDZ/view?usp=sharing
После 'RST' - 2 цвета, синюю и белый: https://drive.google.com/file/d/1Xs9jBll7pDDGE_wkZdMHjRyhI3yPfiiE/view?usp=sharing
pehka1985, спасибо!
b2m, что скажешь, нужно еще проверять?
- - - Добавлено - - -
pehka1985, забыл сразу спросить - а звук после нажатия 1-3 и 4-6 разный или одинаковый?
pehka1985
01.04.2018, 16:51
звук также изменяется, когда цвета.
звук также изменяется, когда цвета.
При 2х цветах более высокий чем при 4х или наоборот? Или можете записать звук и выложить?
Уточню, что я говорю про изменение звука после отпускания клавиши, т.к. при нажатии звук обязательно изменяется, даже в эмуляторе.
pehka1985
01.04.2018, 17:34
При 2х цветах и 4х высокий одинаково (NB! Но, возможно, это не так, к сожалению, зеленый цвет трудно опознаваемый).
1,2,3,4,5,6 6,5,4,3,2,1 звук: https://drive.google.com/file/d/13E4Dw1Ni7Xf1zfDrY4VoPveQ2Sqy2qAB/view?usp=sharing
pehka1985, спасибо!
Все же я угадал! В 4х цветном режиме выборка видеоданных заметно тормозит проц.
pehka1985
01.04.2018, 19:24
На реалу в мой тв такая палитра: https://drive.google.com/file/d/1aWURw1oM5m4dvWzQ-SgG3tn8j_Z3mK4Q/view?usp=sharing
Я думаю, мне нужно настроить немного цвета (интенсивность и RGB).
что скажешь, нужно еще проверять?
Не понятно, какой бит отвечает за включение 4-х-цветного режима (вывод в B8/F8 или B9/F9).
Не понятно, какой бит отвечает за включение 4-х-цветного режима (вывод в B8/F8 или B9/F9).
Складывается впечатление, что бит 0 адреса (не считая Fx/Bx). Есть сомнение, срабатывает на уровень или на фронт/спад. Нужно это (уровень или фронт/спад) попытаться проверить?
Складывается впечатление, что бит 0 адреса
Насколько я понял, младшие три бита адреса выбирают один из однобитных регистров, а А6 используется в качестве значения. Поэтому и спрашиваю.
Насколько я понял, младшие три бита адреса выбирают один из однобитных регистров, а А6 используется в качестве значения.
Это по оригинальной схеме? Тогда получаются комбинации
регистр1=0; регистр0=1 - 4х цветный
регистр1=1; регистр0=0 - 2х цветный
Это по оригинальной схеме? Тогда получаются комбинации
регистр1=0; регистр0=1 - 4х цветный
регистр1=1; регистр0=0 - 2х цветный
А чего будет при других комбинациях? Просто, если, например, это два разных свойства, типа приксельклок и палитра, то результат был бы интересен.
pehka1985, просьба проверить на реале приложенный тест.
При старте рисует 4 цветные полосы. Реагирует на клавиши 0-3.
0 - ?
1 - должен показывать 4 цвета
2 - должен показывать 2 цвета
3 - ?
Там где вопросы может быть, например, пустой экран или какой-нибудь странный видеорежим.
pehka1985
02.04.2018, 21:14
https://drive.google.com/file/d/1YYfVQRRyNO35T9v5NBoClCVXP0IFWMm8/view?usp=sharing
pehka1985, спасибо! Можно ли сместить картинку на ТВ влево, чтобы был виден правый край активной части изображения? Этот вопрос не связан с данным тестом, просто в принципе интересно.
00 - гашение
01 - 4 цвета
10, 11 - 2 цвета
Есть предположение, что цвет бордюра - это инверсный цвет фона.
pehka1985
02.04.2018, 21:42
мой телевизор не позволяет это, к сожалению...
Насколько я понял, младшие три бита адреса выбирают один из однобитных регистров, а А6 используется в качестве значения.
Не вполне понимаю, зачем в программах переключают 2 бита, хотя достаточно одного. Ну разве что при старте включить 0й, а потом трогать только 1й.
- - - Добавлено - - -
Или все же картина еще не полная. Может 10 и 11 различаются по влиянию на другой выход видео.
Так есть же схема. Разве по ней нельзя определить?
Так есть же схема. Разве по ней нельзя определить?
Было бы здорово. Особенно если с проверочными тестами.
pehka1985
02.04.2018, 23:00
Я не уверен, правильная схема или нет. https://drive.google.com/file/d/1vl97373GyfBDIL2A7UIPH8FhhJFQyycf/view?usp=sharing
несколько лучших цветов - https://drive.google.com/open?id=1-mGUqrZP7gtQnZBuCBzOjTIPFZFddwH7
если забрать "интенсивность", на экране остаются только два цвета "левый и правый" (мой первый youtube video)
- - - Updated - - -
Опа! моя схема реальна https://drive.google.com/file/d/1ZGIYcbFu_OK-7w1Oh1cSYb5coxrg6zEr/view?usp=sharing
если поставить R и B «правильно», тест больше не верен (youtube test.lvt)
ошибка в схеме Искра 1080 Тарту? или где?
ошибка в схеме Искра 1080 Тарту? или где?
А есть целиком схема?
pehka1985
02.04.2018, 23:48
https://s019.radikal.ru/i612/1204/a6/016d5f277af4.gif
А в хорошем виде?
Такую я видел, но там много мест, где из-за преобразования в двухцветную картинку, надписи стали нечитаемые.
pehka1985
03.04.2018, 07:15
У меня есть только это..
если поставить R и B «правильно», тест больше не верен
Тест всегда правильный, на то он и тест. Если в тесте буквами сказано "синий" и на экране мы видим синий, то всё правильно подключено.
pehka1985
03.04.2018, 12:25
Тест всегда правильный, на то он и тест. Если в тесте буквами сказано "синий" и на экране мы видим синий, то всё правильно подключено.
Да, я тоже так думаю. Следовательно, существует ошибка в схеме.
Киньте ссылку на полную коллекцию софта от машинки.
Где выкладывали ссылку на архив с программами к сожалению не помню, это надо с начала смотреть.
Хочу обратить внимание, что вопрос по точности указания цветов в руководстве (каталог 2) все же есть. Но он связан не с синим или красным, а с цветами 7 и 8.
1. Рис. 3а на стр. 88 (Picture 042.jpg). Сравним с тем, что показал реал pehka1985 (https://www.youtube.com/watch?v=MPlZsdkJTOQ) примерно на 15й секунде. Обратите внимание, что результаты emu и реала похожи, а вот в руководстве картинка немного другая.
2. Таблица 10 на стр. 79 (Picture 037.jpg). Цвет 8 (как и 0, там написано 0,8) - белый, цвет 7 - серый. Смотрим, что показал реал pehka1985 (https://drive.google.com/file/d/1aWURw1oM5m4dvWzQ-SgG3tn8j_Z3mK4Q/view) по данному поводу. У него цвет 7 черный, как и цвет 15. А цвет 8 отличается от цвета 0.
pehka1985
03.04.2018, 20:53
Где выкладывали ссылку на архив с программами к сожалению не помню, это надо с начала смотреть.
Хочу обратить внимание, что вопрос по точности указания цветов в руководстве (каталог 2) все же есть. Но он связан не с синим или красным, а с цветами 7 и 8.
1. Рис. 3а на стр. 88 (Picture 042.jpg). Сравним с тем, что показал реал pehka1985 (https://www.youtube.com/watch?v=MPlZsdkJTOQ) примерно на 15й секунде. Обратите внимание, что результаты emu и реала похожи, а вот в руководстве картинка немного другая.
2. Таблица 10 на стр. 79 (Picture 037.jpg). Цвет 8 (как и 0, там написано 0,8) - белый, цвет 7 - серый. Смотрим, что показал реал pehka1985 (https://drive.google.com/file/d/1aWURw1oM5m4dvWzQ-SgG3tn8j_Z3mK4Q/view) по данному поводу. У него цвет 7 черный, как и цвет 15. А цвет 8 отличается от цвета 0.
Да, вы правы.
Но где могла быть проблема?
1 - строчные - что с этим делать?
2 - красный
3 - кадровые - и этим?
4 - интенсивность -> если я отрежу проволоку - исчезать темные оттенки (9 ... 15)(й 8 что должно быть белый) заменяющий светлыми оттенками (0...7)
5 - зеленый
6 - синий
7 - композитынй выход
8 - земля
Временно выложил архив софта (https://yadi.sk/d/4l4Y5Fdb3U6Cbf) для Искры.
Временно выложил архив софта для Искры.
Похоже, считано моей читалкой для Львова)
Еще 3 игрушки для Искры (https://yadi.sk/d/F_6MGlDm3U8XgE)
В отличие от более ранних конверсий на другие компы без AY или ВИ53 здесь есть звук (музыка и большая часть эффектов) через бипер.
pehka1985
05.04.2018, 17:32
большое спасибо за игры! :)
игры 1 и 2 одинаковый? (CLRBAL.LVT)
Пардон, перепутал clrbal и canbal, заменил архив на правильный (спасибо за сообщение об ошибке)
pehka1985
07.04.2018, 08:55
в эмулятор 1 минут = только 28 секунд (time.ltv). в эмуляторе все быстрее. в реалье все работает половина скорости (например новыйе игры). в реалье 1 минут = 1 минут.
Можно в Iskra1080.cfg закомментировать первую строку, т.е. поставить в начале строки - (минус) и вставить строку
main.CPUClock=1040000
Насколько я могу судить по звуку из testc 2х цветный режим все же побыстрее 4х цветного, хотя все равно медленнее, чем в эмуляторе. Наверно все же стоило сделать ч/б версии всех игрушек, а не только drillera.
Я смотрю по станице в контакте, vinxru перерисовывает схему в нормальном качестве. Не знаю, когда закончит, и выложит ли:
https://pp.userapi.com/c840424/v840424275/7268c/Yis9uVpcrOY.jpg
pehka1985, пожалуйста попробуйте тестик.
В emu при нажатии клавиш 1-6 он воспроизводит ноту ля первой октавы длительностью примерно 1.3 секунды.
На реале высота и длительность ноты будут отличаться:
1 - гашение экрана, звук - процедура пзу
2 - 2 цвета, звук - процедура пзу
3 - 4 цвета, звук - процедура пзу
4 - гашение экрана, звук - процедура в озу
5 - 2 цвета, звук - процедура в озу
6 - 4 цвета, звук - процедура в озу
Тест имеет смысл запускать, если есть возможность записать звук, т.к. точно определить длительность (и высоту) можно только в звуковом редакторе.
pehka1985
07.04.2018, 11:52
https://drive.google.com/file/d/1HImJpSWM8qArVCpTNTAek2p7XjUvHzX1/view?usp=sharing
"Enter","1","2","3","4","5","6"
pehka1985, спасибо, весьма познавательно.
Варианты 1-4 примерно соответствуют частоте 2.1 МГц
Вариант 5 примерно соответствует частоте 1.8 МГц
Вариант 6 примерно соответствует частоте 0.8 МГц! жуткие тормоза (не зря в игрушках использовал для звука процедуру пзу, но зря не сделал 2х цветные варианты).
Пара замечаний.
1. То ли в вариантах 1-4 все же есть минимальное торможение, то ли частоту проца (2.22) определили не совсем верно.
2. Тест использует небольшое подмножество команд, поэтому указанные "эквивалентные" частоты в МГц достаточно приблизительные.
3. Почему в бейсиковском тесте замедление в 2 с небольшим раза (относительно emu), а в варианте 6 - более чем в 2 с половиной. Очевидно, что сам бейсик работает из пзу, но читает бейсиковскую программу из озу и рисует в озу. Ну и п.2 надо учитывать.
- - - Добавлено - - -
1. То ли в вариантах 1-4 все же есть минимальное торможение, то ли частоту проца (2.22) определили не совсем верно.
Может в искре регенерация озу не выборкой видео, а отдельно и именно регенерация дает такое небольшое торможение в варианте 4. Но почему это торможение есть и в вариантах 1-3 не совсем понятно.
Вобще это тоже можно проверить. Если надолго включить гашение (например в testc или testc2), и регенерации нет, то программа через некоторое время сдохнет. А если не сдохнет - значит регенерация есть даже при отсутствии изображения.
- - - Добавлено - - -
По testc уже было слышно, но еще раз можно отметить по результатам beep1, что в 4х цветном режиме мало того, что сильное торможение, оно еще и неравномерное, поэтому вместо чистого тона жужжание/гудение.
pehka1985, просьба попробовать приложенный тестик.
Это попытка узнать, сколько в линии тактов в режиме гашения.
Выбор варианта 1-5. Выход из варианта 6.
Т.е. нажимаем 1, смотрим, потом нажимаем 6.
Нажимаем 2, смотрим, нажимаем 6 и т.д.
Что примерно будет на экране. Скорее всего в четырех вариантах из 5 будет диагональная линия (еще и движущаяся) между черным и былым с разным наклоном. А один вариант должен дать вертикальную неподвижную линию между черным и белым.
В эмуляторе запускать смысла нет.
pehka1985
08.04.2018, 17:49
https://drive.google.com/file/d/1lJxBhgZFzCchL6cF_iWk6fu0f7s9ciCp/view?usp=sharing
pehka1985, спасибо! Получилось 136 тактов в строке. Но есть вероятность, что еще 8 тактов идет на регенерацию озу.
pehka1985
08.04.2018, 18:05
Не проблема. Надеюсь, это поможет :)
pehka1985, если Вам еще не надоело, можно попробовать определить, сколько строк в кадре. Чтобы было веселее полоски теперь разноцветные (8 цветов).
В идеале картинка должна быть неподвижной и должны быть видны 8 цветных полос (самая верхняя и самая нижняя только частично). Клавиша 1 - 312 строк (так при старте), клавиша 2 - 320 строк. Кроме того, если картинка неподвижная, то удерживая соответствующую клавишу (1 или 2) ее можно сдвинуть, чтобы увидеть крайние полосы.
Но двух вариантов может не хватить, есть например советский компьютер у которого 308 строк в кадре. В этом случае картинка будет плыть и после нажатия 1 и после нажатия 2 (но с разной скоростью).
Ну и еще это вероятно единственный пример мультиколора для Искры.
- - - Добавлено - - -
Забыл написать, что в тесте frame цветные полоски горизонтальные
pehka1985
08.04.2018, 21:20
https://drive.google.com/file/d/1O2-kAOJkCtpgMcKv8j3P1FtWfJXPPsqn/view?usp=sharing
До сих пор Bomber Man и Driller Tanks были без звука, теперь это исправлено. За звуком бомбы в Bomber Man даже залез в спековскую версию.
Игрушки черно-белые (до этого Bomber Man был только цветной), при этом скорость будет близка к специалистовской. А 4х цветный режим по скорости (вернее по медленности) разве что для логических игр годится, может vinxru под него Color Lines сделает.
Архив с игрушками здесь (https://yadi.sk/d/uqrIfPIQ3UFMey)
Сделал ч/б версии остальных игрушек (https://yadi.sk/d/YFwgTlC53UHgQu) (кроме Color Ball). В Indian кроме того, теперь есть не только музыка но и большинство остальных звуков.
Для нормальной конверсии Color Ball в ч/б надо доперерисовать шарики.
pehka1985
18.04.2018, 21:02
новая схема RGB видео (намного лучшие цвета):
https://drive.google.com/file/d/1ZGIYcbFu_OK-7w1Oh1cSYb5coxrg6zEr/view?usp=sharing
pehka1985, можете точнее сказать, что именно улучшилось: увеличилась насыщенность (saturation) цветов, или яркость (brightness) изображения, или контрастность? Или какие-то другие проблемы решились?
pehka1985
21.04.2018, 22:31
цветов, темные цветов более темные.
Интересно, а на цвета 7,8 (http://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=957807&viewfull=1#post957807) доработка повлияла?
pehka1985
22.04.2018, 11:23
Нет, 7 - черный, 8 - серый, как в эмуляторе.
На всякий случай замечу, что у 1080 старого образца, у 1080 нового образца и у 1085 - у всех разные распиновки разъема RGB :-(
pehka1985
05.01.2020, 14:01
pehka1985, можете точнее сказать, что именно улучшилось: увеличилась насыщенность (saturation) цветов, или яркость (brightness) изображения, или контрастность? Или какие-то другие проблемы решились?
Однажды вы адаптировал игру dtank, firesource, indian и color ball к компьютеру искра 1080 тарту. Можно ли адаптировать эти игры к Juku E5101? Как вы сделали эту игру и у вас ассемблерные коды для них? Какое программное обеспечение вы использовали? Большое спасибо!
Можно ли адаптировать эти игры к Juku E5101?
Про 5101 не знаю, в emu (b2m) поддерживается 5104, туда теоретически можно (графика есть, памяти хватает). По конфигу примерно понятно, что там с портами/памятью. Образы диска, как я понял, поддерживаются от Башкирии-2М. Обещать не могу, но может быть когда-нибудь попробую.
Как вы сделали эту игру и у вас ассемблерные коды для них?
Tim0xA (Александр Тимошенко) дизассемблировал msxные игры, а я адаптировал на разные компьютеры. Здесь зеркало (http://www.sensi.org/~retrocomp/games/games.html) игрового раздела моего старого сайта, там есть исходники (sources) игрушек, правда для других компьютеров. Исходники для искры я вроде не выкладывал, не помню почему, наверно собирался что-то доделать.
Какое программное обеспечение вы использовали?
Ассемблер такой (https://www.ticalc.org/archives/files/fileinfo/250/25051.html), отладчик в emu.
pehka1985
05.01.2020, 14:54
Про 5101 не знаю, в emu (b2m) поддерживается 5104, туда теоретически можно (графика есть, памяти хватает). По конфигу примерно понятно, что там с портами/памятью. Образы диска, как я понял, поддерживаются от Башкирии-2М. Обещать не могу, но может быть когда-нибудь попробую.
Tim0xA (Александр Тимошенко) дизассемблировал msxные игры, а я адаптировал на разные компьютеры. Здесь зеркало (http://www.sensi.org/~retrocomp/games/games.html) игрового раздела моего старого сайта, там есть исходники (sources) игрушек, правда для других компьютеров. Исходники для искры я вроде не выкладывал, не помню почему, наверно собирался что-то доделать.
Ассемблер такой (https://www.ticalc.org/archives/files/fileinfo/250/25051.html), отладчик в emu.
Большое спасибо! :)
Небольшое, но важное дополнение - Tim0xA не просто дизассемблировал, он еще и рекомпилировал код z80->i8080
pehka1985
05.01.2020, 17:13
Про 5101 не знаю, в emu (b2m) поддерживается 5104, туда теоретически можно (графика есть, памяти хватает). По конфигу примерно понятно, что там с портами/памятью. Образы диска, как я понял, поддерживаются от Башкирии-2М. Обещать не могу, но может быть когда-нибудь попробую.
Juku E5101 (E5104) образы диска там emu есть: "disk.juk", можно открыть, нужно переименовать "disk.cpm"
черно-белые версии, такие как Искра 1080, может быть адаптированы...
Попробовал - клавиатура опрашивается, графика рисуется, можно портировать игрушки, только звука не будет. Осталось добраться до исходников от искры (они самые "современные", там кое-что оптимизировал), они на другом компьютере.
pehka1985
05.01.2020, 18:19
Попробовал - клавиатура опрашивается, графика рисуется, можно портировать игрушки, только звука не будет. Осталось добраться до исходников от искры (они самые "современные", там кое-что оптимизировал), они на другом компьютере.
звука не работает в эмуляторе, другие игры есть звук в "Juku", в эмуляторе нет. Если у вас есть что-то, вы можете загрузить это? :D
Для звука в эмуляторе надо добавить в Juku.cfg
beep : beep {
input=tim3.out[1]
}
Выкладывать мне пока особо нечего, простейшая программка для проверки опроса клавиатуры и инверсии столбцов на экране.
Выявился один неприятный момент - мешает курсор. Т.к. я все более старый и ленивый, то мне хочется все упростить и использовать опрос клавиатуры из bios. Но тогда надо понять, как выключить курсор, а для этого похоже надо хотя бы частично дизассемблировать bios, что тоже не очень хочется делать.
pehka1985
05.01.2020, 19:17
Для звука в эмуляторе надо добавить в Juku.cfg
beep : beep {
input=tim3.out[1]
}
Большое спасибо! Звук сейчас работает :D
Я не знаю, полезно ли это, или нет, код регистра ESC - ESC 4 (1B34 H) - гашение курсора и запрешение последуюшего вывода
код регистра ESC - ESC 4 (1B34 H) - гашение курсора и запрешение последуюшего вывода
Спасибо, то что надо. Дальше сам увидел, что отключение звука при нажатии клавиш - ESC 0.
Еще вопрос из чистого любопытства - не очень понял насчет режима 384x200, вроде bios поддерживает только режим 320x240
pehka1985
05.01.2020, 20:26
Спасибо, то что надо. Дальше сам увидел, что отключение звука при нажатии клавиш - ESC 0.
Еще вопрос из чистого любопытства - не очень понял насчет режима 384x200, вроде bios поддерживает только режим 320x240
режим 384x200 не работает только в эмуляторе, а работает в компьютере "Juku" хорошо, проверенный.
режим 384x200 не работает только в эмуляторе, а работает в компьютере "Juku" хорошо
Режим 384x200 можно включить с помощью ESC? У меня сложилось впечатление, что процедуры вывода на экран bios поддерживают только 320x240.
На сегодня я все, завтра продолжу.
pehka1985
05.01.2020, 20:58
Режим 384x200 можно включить с помощью ESC? У меня сложилось впечатление, что процедуры вывода на экран bios поддерживают только 320x240.
На сегодня я все, завтра продолжу.
Режим 384x200 можно включить с помощью ESC? Да, но не в эмуляторе.
ESC M 0 - 40x24 символ
ESC M 1 - 53x24 символ, 320x240 точек
ESC M 2 - 64x20 символ, 384x200 точек
руководство, страница 19: https://arti.ee/juku/JUKU%20E5104%20Kasutusjuhend%203%20osa%20(286lk,%2 0vene%20k).pdf
Просто в качестве прикола. В украинской вики (https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%86%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0_(%D0%95%D0%9E%D0%9C )#%D0%86%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0-1080_%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%83) про искру-1080 написано, что это "Клон ZX Spectrum на базе процессора КР580ВМ80".
Sergei Frolov
24.07.2020, 13:04
Ну взяли бы да исправили.
А различие "старой" и "новой" версии уже разбирали?
Это мне показалось что в "старой" версии пользовательские строки слева значком мигающим отмечены, а в "новой" этого уже нет?
"Старая" версия - это которая с коаксиальным разъёмом видео.
- - - Добавлено - - -
И еще вопрос по серийникам:
какой максимальный для "старой" версии Вам попадался?
И для "новой" минимальный и максимальный (у меня макс=11540-06-91)?
Т.е. это (https://cache.osta.ee/iv2/auctions/1_1_5947078.jpg) "старая", а это (https://computer-museum.ru/images/soviet-pk/soviet_pk_2_57_b.jpg) и это (http://alemorf.ru/photo.html?path=comps/iskra_1080&n=1.jpg) "новые"?
Да, вроде так, если я не ошибаюсь
По-крайней мере у "старых" и даты выпуска старее, и распиновка видео-разъема совпадает со схемой.
А вот вопрос с "подсветкой" пользовательских строк не понятен
- - - Добавлено - - -
А дальше есть "абрикос"
На фото у ivagor есть машинка с напечатанным серийником 786-08-90, у меня есть тоже напечатанным 700-08-90.
А есть с давленным 00618-11-90. Все "нового" образца.
Неужели они с переходом на давленные номера обнулили счётчик?
В начале 1991 года они счётчик обнулили (есть серийник 102xx), явно первая единица - это год. За 1990 год, исходя из известных серийников выпущено около 1600 машин за первые полгода. Более поздних серийников я не видел.
И за 1990 вроде по известным мне серийникам приблизительно столько же.
Но известно очень мало серийников....
Ну и уверенно можно сказать что "старых" было выпущено менее 700 штук. Я знаю всего две, у меня и в музее университета Тарту (400-1990).
У кого еще есть "старые"?
pehka1985
01.09.2020, 20:53
У меня есть..
https://cache.osta.ee/iv2/auctions/1_1_7664026.jpg
pehka1985, Спасибо. У меня та самая 352-я, фото которой по интернетам гуляет.
Что интересно первые все из диапазона 350-400 и все в Эстонии.
Может первые партии туда поставлялись.
В поисках платформы с 8080 позволяющей увеличить компактность Моны пришел к искре. Удалось резко сократить программу по сравнению с вектором и специалистом - всего 266 байт (сама программа+данные без заголовка lvt). Пожертвовал очисткой экрана, но если загрузить и запустить сразу после перехода в монитор, то получается нормально. Можно было бы еще немного сократить за счет частичного отказа от программирования палитры в расчете на просмотр только на ч/б мониторе, но этим я не стал жертвовать.
Upd 10.09.2020: Сокращенная до 255 байт версия
В поисках платформы с 8080 позволяющей увеличить компактность Моны пришел к искре. Удалось резко сократить программу по сравнению с вектором и специалистом - всего 266 байт (сама программа+данные без заголовка lvt). Пожертвовал очисткой экрана, но если загрузить и запустить сразу после перехода в монитор, то получается нормально. Можно было бы еще немного сократить за счет частичного отказа от программирования палитры в расчете на просмотр только на ч/б мониторе, но этим я не стал жертвовать.Круто. А сколько времени отрисовывается?
Действительно, куча кода уходит не на сам алгоритм, а на диалог с системой (видеорежим, палитра и т.п.). На Союз-Неоне это заняло больше 200 байт, почти как сама интра: https://www.instagram.com/p/CE36rv7D8m-/
А сколько времени отрисовывается?
Скорость искры, к сожалению, эмулируется не очень точно, особенно в четырехцветном режиме, но на реале (если нормально заработает) нарисует примерно за 50 секунд (в эмуляторе в 2 с лишним раза быстрее).
Точно эмулируются вектор и специалист, для них такие цифры: вектор (333 байта) - 13.23 секунды; специалист (300 байт) - 56.86 секунд. Версию для специалиста можно разогнать в разы, но это будет +3 байта, при наличии быстрой векторовской версии для 8080 не стал это делать.
На Союз-Неоне это заняло больше 200 байт
У вектора похожая проблема (программирование палитры + установка видеорежима и смежных видеовещей), хотя, конечно эта "преамбула" сильно меньше 200 байт.
На БК 0010 тоже примерно 55 секунд, на БК 0011 побыстрее (45 или около того). Можно разогнать раза в 2-3, но это уже будет не 256, в все 400 байт.
А союз-неон за сколько рисует, хотя бы примерно?
ivagor, /*будет +3 байта, при наличии быстрой векторовской версии для 8080 не стал это делать.*/
сделай плз, это ведь теперь не Мона а парметр крутизны-)
Версия для специалиста 303 байта - 15.63 секунды (более чем в 3.5 раза быстрее 300 байтной версии).
Все же удалось преодолеть барьер 256 байт - новая версия (https://zx-pk.ru/threads/12913-kompyuter-quot-iskra-1080-tartu-quot.html?p=1080091&viewfull=1#post1080091) Моны 255 байт.
CityAceE
07.07.2023, 16:39
Вдруг кто-то пропустил видео от Алексея Морозова (vinxru):
https://www.youtube.com/watch?v=w0dv66DqlwI
https://www.youtube.com/watch?v=AvDhOOctW9U
https://www.youtube.com/watch?v=KhKGobAxFg8
https://www.youtube.com/watch?v=R3-kz-Zce0g
https://www.youtube.com/watch?v=dxxShWU6COM
pehka1985
23.01.2024, 20:54
https://www.youtube.com/watch?v=fjs3schLiwg
pehka1985
27.05.2024, 17:56
https://www.youtube.com/watch?v=LTT8ITvppmU
pehka1985
10.06.2024, 21:04
https://youtu.be/OidaeGAYi70?si=N4Xh-WvlDyZKB-kN
pehka1985
16.06.2024, 22:51
warp.wav https://drive.google.com/file/d/1ntRyjyTQp3zjDQIqocmt4xlwNbazZLbI/view?usp=sharing
pehka1985
25.06.2024, 20:34
Warp & Warp AY Sound: https://drive.google.com/file/d/1856rGcTGsyyKqJ3Tbc-Yau6MjxL-EDwu/view?usp=drive_link
Emulator config:
CPU : K580wm80a {
debug=codesel
debug=cas
mem=mm
haltmode=1
port[5B]=AY.data
port[5A]=AY.regno
...
AY : AY-3-8910 {
freq=1773400
}
pehka1985
04.07.2024, 16:43
https://www.youtube.com/watch?v=_6y36y87-nE
Binary Land (.wav) https://drive.google.com/file/d/1KAX7l6Xn3Y8sl5I3o1qw-8yH1j1n6fTY/view?usp=drive_link
ivagor, или ктото другой, пожалуйста, можете выложить архив со всем софтом для "искра 1080" ?
здесь уже практически все ссылки дохлые, тетрис и цветные линии вообще нигде не скачать.
pehka1985
14.10.2024, 20:16
https://alemorf.github.io/retro_computers/computer.html?id=Iskra_1080_Tartu
pehka1985, спасибо за файлы.
а как перевести файлы с расширением i1080 в lvt чтоб эмулятор их понимал ?
pehka1985
16.12.2024, 00:51
самое простое решение — копировать-вставить, вот так:
https://drive.google.com/file/d/1pnDsrHs6wgMZ5CTplSkRwA99mhOI6UB7/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1pnDsrHs6wgMZ5CTplSkRwA99mhOI6UB7/view?usp=sharing
затем скопируйте все содержимое и создайте новый файл, сохраните его .lvt
pehka1985
19.12.2024, 17:23
https://drive.google.com/file/d/1-qpCwL4HMsv6mqRpTFUldI9QSeQV4oWq/view?usp=drive_link
https://drive.google.com/file/d/1DM5mmN7p80dFlV47cPJqEvEYizh9M5TP/view?usp=drive_link
pehka1985, по первой ссылке картинка, по второй пишет у вас нет доступа.
линии и тетрис в lvt - вдруг кому пригодятся.
pehka1985
03.01.2025, 19:20
извинения, ссылка обновлена.
pehka1985
07.01.2025, 13:20
Игра «Put up» для Искра 1080 Тарту
81810
Игра «Put up» для Искра 1080 Тарту
81810
Хорошо бы со скриншотами выкладывать, а еще лучше с видео.
Не у всех есть эмуляторы, но многим может быть интересно, чего новенького на экзотических платформах.
pehka1985
07.01.2025, 16:08
Видео можно посмотреть на YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=fggdWoYKvlw&t=220s), там есть версия для компьютера "JUKU E5101" - только текст и звук немного разные
pehka1985, а можете выложить игры в lvt
tank battalion
scramble egs
warp warp
и binary land ?
pehka1985
07.01.2025, 20:29
pehka1985, а можете выложить игры в lvt
tank battalion
scramble egs
warp warp
и binary land ?
81811
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot