Просмотр полной версии : Как правильно вывести AY, бипер и TAPE со Spectrum +2 Black (ISSUE 4) ?
ZX_NOVOSIB
17.03.2014, 22:43
:v2_dizzy_help: Как известно, в черных +2/3 просто адские косяки со звуком : искажения, хрипы, моно. На данный момент это мой единственный спектрум, и так как я человек "музыкальный", то для меня такое положение вещей особенно трагично. Быстрому и легкому решению проблемы критически мешают 2 обстоятельства:
1. Отсутствие лично у меня глубоких познаний в электронике.
2. Отсутствие схемы ISSUE 4 :v2_dizzy_help:
В этой теме обсуждалось (http://zx-pk.ru/showthread.php?t=12989), в чем именно причина таких косяков +2/+3. Но такому чайнику как я, эта тема ничего не даёт, ведь там нет наглядных инструкций что откуда отпаять, куда и какого номинала припаять, там просто пдф-ка со схемой, в которой я ничего не понимаю. :(
Решил разбираться со звуком поэтапно. Первый пост буду редактировать, в нём всегда будет актуальный на данный момент этап :)
Итак, первый этап, самый легкий, это тупо вывести на аудиогнездо стерео-сигнал напрямую с AY-3-8912! (разборки с бипером и TAPE потом) Морально готов резать дорожки, брать сигнал с 1, 4, 5 ног AY и... что дальше.. какие правильные номиналы резисторов?
Вот что советуется в вышеупомянутой пдф-ке :
http://speccy.mag.su/inegf1.png
Для чего сигнал с каждого из каналов замкнут на массу резистором 1 кОм?? А почему на выход сигнал гасится аж 10-ю кОмами?
Если потом планируется усиливать сигнал маленькими USB-колоночками, то 10 кОм это то что нужно? Или лучше снизить номинал этих резисторов например до 2 кОм? В таком случае "гасящий на массу" резистор какого номинала ставить? Он обязательно должен быть в 10 раз меньше? Или можно 1:1 поставить?
Для чего к 4-ой ноге (CH B), дополнительно к 10 кОм навешан еще и 470 Ом? Какова его роль? Его можно проигнорировать?
На канале B организован делитель напряжения. Напряжение делится пропорционально плечам (резисторам) делителя. К примеру, если на выходе 3 вольта, то между двумя равными резисторами в 470ом будет напряжение 1.5 вольта. Сделано это для того чтобы ослабить сигнал B в два раза, потому как он подается сразу на два канала и если его не ослаблять он будет казаться громче остальных каналов. Делить на самом деле можно не ровно в два раза, а например поставить подстроечник в 1к и со среднего выхода снимать сигнал, можно будет подстроить оптимальную громкость канала B относительно A и C. Теперь по поводу каналов A и C - зачем на них стоят резисторы по 1k? Дело в том что каналы имеют внутреннее сопротивление, а канал B еще и внешний делитель суммарным сопротивлением в 470+470=940 Ом. Получается на канале B есть еще второй делитель напряжения одно плечо которого неизвестное внутреннее сопротивление, а второе внешнее 940 Ом. Чтобы поставить каналы A и C в равное положение с B они тоже шунтируются внешними сопротивлениями в 1k (~ 940 Ом).
Теперь по поводу миксера - он выполнен на четырех резисторах в 10k. Три канала преобразуются в два. На самом деле сопротивление этих резисторов должно зависеть от входного сопротивления усилителя звука и номинального уровня входного сигнала. При большом входном сопротивлении усилителя номиналы резисторов в миксере не имеют большого значения. Можно поставить и 1k и 5k и 10k. Слишком большие номиналы ставить не нужно - будут сильно ограничивать ток. Слишком малые тоже не следует - не будет защиты от короткого замыкания.
ZX_NOVOSIB
18.03.2014, 12:34
На канале B организован делитель напряжения. Напряжение делится пропорционально плечам (резисторам) делителя. К примеру, если на выходе 3 вольта, то между двумя равными резисторами в 470ом будет напряжение 1.5 вольта. Сделано это для того чтобы ослабить сигнал B в два раза, потому как он подается сразу на два канала и если его не ослаблять он будет казаться громче остальных каналов.
Спасибо! Многое прояснилось ) А этот делитель напряжения обязательно организовывать на двух 470-омных резисторах? Или не принципиально, и можно организовать например на двух килоомных? Результат тот же будет? :)
Спасибо! Многое прояснилось ) А этот делитель напряжения обязательно организовывать на двух 470-омных резисторах? Или не принципиально, и можно организовать например на двух килоомных? Результат тот же будет?
Можно. Но, тогда, естественно, каналы A и C нужно будет шунтировать через 2k.
ZX_NOVOSIB
18.03.2014, 15:22
Lion17, а провода какие лучше использовать, ведь AY в одном конце платы, а 3.5 мм гнездо - в другом. Чтобы не было помех, наверно нужно искать экранированный провод (наподобие того, каким на магнитофонах соединяли головку и плату) ?
Или обычный мгтф сойдёт?
на магнитофонах соединяли головку и плату
с головки выходят милливольты, там любая помеха нежелательна
ZX_NOVOSIB
18.03.2014, 15:52
goodboy, то есть обычный мгтф сойдёт? :)
сойдёт, по плате ведь идёт обычная дорожка.
ZX_NOVOSIB
22.03.2014, 15:52
Вывел AY на аудиогнездо. Всё по схеме, приведенной выше, токо номиналы другие : делитель "В" не на 470-омных, а на килоомных. Соответственно и каналы "А" / "С" зашунтированы через 2 кОм. Микшер не на 10k, а на 5k. Электролит такой же, а вот кондеры шунтирующие я поставил 10 nF. Не многовато ли? На схеме вродь 33 pF? Чувствуется небольшой завал высоких (звуков типа "пссс", "пшшш", "пщщщ"). Это может быть из-за шунтирующего кондера? Может мне лучше поискать как на схеме, 33 pF?
Ну и как-то тиховато всё-таки играет. Можно как-то громкость поднять? Или AY впринципе не выдает много? ..Я сравнивал с писюком, на котором запущен Unreal, громкость в виндовом микшере на максимум, карточка Audigy2 ZS, штекер с усилителя поперменке втыкал то в писюк, то в спектрум, впринципе громкость почти одинаковая... только на писюке высоких поболее.
А вот EmuZWin Кладова погромче играет.
Чувствуется небольшой завал высоких (звуков типа "пссс", "пшшш", "пщщщ"). Это может быть из-за шунтирующего кондера? Может мне лучше поискать как на схеме, 33 pF?
Чем выше емкость, тем больше высоких режется. Можешь попробовать пока просто убрать кондеры на землю.
Чтобы было погромче, можно резисторы в микшере взять поменьше сопротивлением.
null_device
22.03.2014, 20:39
ZX_NOVOSIB, вот, фактически готовый вариант "микшера" AY+beeper:
http://sblive.narod.ru/ZX-Spectrum/AY-ADAPTERforLUT/AY-ADAPTERSCH.gif
---------- Post added at 00:39 ---------- Previous post was at 00:37 ----------
как-то тиховато всё-таки играет. Можно как-то громкость поднять? Или AY впринципе не выдает много?
По паспорту, максимальный ток на выходе равен 0.002А (следовательно, даже при размахе сигнала в 5В - получить на входе больше 0.01Вт не получится). Этого, в принципе, хватит только на наушники. Для более "серьезной" нагрузки - нужен дополнительный усилитель.
ZX_NOVOSIB
27.03.2014, 21:04
Осуществил ПОЧТИ всё, что хотел. Осталась одна мини-проблемка. Но обо всём по порядку:
Наконец до меня более-менее дошёл смысл схем, на которых изображены доработки звука фирменных +2/+3. Я разобрался откуда на схемах берут бипер и как его примешивают к стерео-AY. Поступают предельно просто!
Итак, изначально есть кривой родной моно-микшер, который делает микс, в этом миксе присутствуют фактически 4 "звука" (АY, бипер, звук с мафона и звук выгрузки на мафон). Этот микс напрямую выводится на аудио-гнездо и этот же сигнал присутствует на 5-ой ноге IC10, и на левой ноге транзистора TR200, на моей плате IC10 нет, а вот TR200 есть, оттуда я сигнал и снял.
http://speccy.mag.su/g5zyla.jpg
Звук же дорабатывают так: от этого миксера просто отрезают AY, далее делают микс "3 канала AY -> 2 стерео-канала", а потом к получившемся 2-ум каналам, через 2 резистора, тупо подключают то, что осталось от первоначального микса. Как говориться, не мудрствуя лукаво!
Прежде чем подключить к моему стерео-выходу "то, что осталось от микшера", я решил отдельно вывести этот микс и послушать как он звучит без AY. Надо сказать полученный выход очень сильно зависит от сопротивления нагрузки! Так, например, если подключить к этому выходу 8-омный динамик, то играет сверхтихо. Скажите, что этого и следовало ожидать? Так то оно так, но не совсем так. Делаем фокус : последовательно с динамиком подключаем резистор 500 Ом - громкость сразу подскакивает! Экспериментально выяснил, что максимум мощности этот аудиовыход (5 нога IC10 с отрезаным AY) выдает, если нагрузить его нагрузкой 300-700 Ом. Причем в этом диапазоне громкость никак не меняется, т.е. и 300 и 700 звучит одинаково громко. Но если меньше 300 Ом или больше 700, то громкость падает. Просто любопытно, почему так?
Но оставим пока любопытство и перейдем к вопросам насущным. В идеале хочу сделать регулируемый микс бипера. Т.е. чтобы можно было самому регулировать "сколько бипера в выходном сигнале". Потому как иногда хочется чтобы играло чисто AY, а иногда хочется, чтобы бипер был значительно громче AY. Например хочется, чтобы в Диззи звук прыжков и потери энергии не терялся на фоне музыки, а выделялся. И в CHASE H.Q. тоже приятней играть когда биперные эффекты на переднем плане, а всякие там сирены и звуки двигателя на заднем. Как это лучше сделать?
Вроде проблема решается добавлением в цепь переменного резистора 10-20 кОм. У меня есть одно на 10 кОм, но оно советское с показательной шкалой - жутко неудобно. Надо что-то типа этого http://www.chipdip.ru/product/24s1-b20k/ . Но в моей деревне нет Chipidip :)
Да и чтобы такой резюк воткнуть нужно корпус сверлить. Посему родилось предположение, а нельзя ли приспособить под эти цели красивый удобный переменный резюк от наушников? Его можно просто сбоку на проводках вывести. Одна беда, он на 1 кОм. Если им гасить выходной сигнал, то он слишком мал, как уже писал выше, чтобы как следует загасить биперный сигнал нужен переменный резюк минимум на 10 кОм.
Но нельзя ли это этот красивый переменный резюк воткнуть куда-нибудь в другое место? :) Ведь сигнал на левой ноге TR200 он же наверняка чем-то усиливается? Или нет? Если да, то может воткнуть килоомник куда-нибудь к транзистору и тогда его диапазона хватит для регулировки громкости бипера в желаемых пределах? Только вот куда его воткнуть можно? Или всё это фигня и мне нужно искать нормальный 10-20 кОмник?..
А имеет смысл делать AY-стерео, если писали под микшер ABC и под АСВ? Может лучше сделать моно и подавать на оба выходных канала одинаковый сигнал?
ZX_NOVOSIB
29.03.2014, 19:57
А имеет смысл делать AY-стерео, если писали под микшер ABC и под АСВ? Может лучше сделать моно и подавать на оба выходных канала одинаковый сигнал?
Меня стерео не смущает )) Если слушать через колонки, то можно их просто поближе поставить, микс получится сам собой, в воздухе :)
Пока ищу решение проблемы с резистором. Неужели придется где-то 20-комный искать..
А если через наушники? Кстати, а имеет ли смысл такое разделение стерео, если слушать в наушниках или в колонках стоящим рядом? Мне приходится слушать в наушниках, потому что жена совем не любитель подобной музыки.
Помню игрался в анриле с микшером, в какой-то игре музыка сильно зависела от АВС или АСВ. В итоге остановился на mono, чтобы не зависеть микшера.
Опять же, к примеру, в скорпионе микшер АСВ, но вместо YM я поставил TSFM, в котором смешение АВС. Т.е. демы и игры, написанные специально под скорпион, могут звучать не правильно. Не знаю, возможна ли такая ситуация по фирменный спектрум.
Splinter
29.03.2014, 22:11
Да фигня все эти ABC ACB. Я когда то писал треки под ACB, только из за того, что машина была ACB. Сейчас слушаю на ABC в анрилах, и художественной разницы как автор не замечаю. Вот разница в звучании между AY и YM есть и нехилая, особенно в НЧ диапазоне. А в микшировании звука - идеальный вариант это всем привычный ABC, но со смещением стереобазы из A в C и обратно, процентов на 20-25. Аппаратно такие вещи делаются либо с нагромождением транзисторов, либо какой то там из микр 157й серии СССР, Уж не помню точно микру...
Нагуглил схему расширения базы на Уд2-й.
http://sxema.ucoz.ua/load/skhemy/audio_i_zvuk/rasshirenie_stereobazy_na_k157ud2/52-1-0-600
ZX_NOVOSIB
30.03.2014, 10:56
Да фигня все эти ABC ACB. Я когда то писал треки под ACB, только из за того, что машина была ACB. Сейчас слушаю на ABC в анрилах, и художественной разницы как автор не замечаю.
Ого, да ты музыкант )) Разреши тогда у тебя поинтересоваться, для чего на фирменном спектруме +2 разъемы MIDI и AUX?
http://speccy.mag.su/xnwlrj.jpg
AUX это вход? Туда можно например воткнуть мидиклавиатуру, загрузить в спектрум какую-нибудь программу и получить в итоге AY-синтезатор? :)
А MIDI, это выход миди? Можно загрузить в спектрум условно говоря драм машину и потом с этого разъема снять поток мидиданных? Или это всё мои мечты? ))
А как на спектрум музыку пишут? Я не сказать, чтобы музыкант, но в кубейсе баловался немного. Нотной грамоты не знаю, но "квадратиками" написать мидюху вполне могу. Можно эту мидюху потом в спектрумовский формат перегнать? Ведь в некоторых эмуляторах существует обратный процесс, когда AY-музыка перегоняется в миди, значит в какой-то степени эти два формата совместимы.
Splinter
30.03.2014, 12:45
Аукс это обычно на аппаратуре вход. Для чего он нужен на спектруме только догадываюсь, поскольку фирменной машины никогда не имел, и соответственно не интересовался вопросом. :)
Миди это синхронизация с другими аппаратными миди прибамбасами, например синхронизация растактовки воспроизведения. Можно "загрузить драм машину" на спектрум (если таковую кто то для нас написал) и управлять её воспроизведением через midi. Либо программами на спектруме управлять какими то внешними музыкальными аппаратами с midi.
На спектруме музыка пишется в трекерах и есть особенно изощренный метод - на ассемблере, но такого я ещё не встречал, только слышал об этом и знаю в теории как это делается.
Сам работаю на pc в Vortex tracker II, на ZX в pro-tracker 3.
Миди можно сконвертить в pt3 формат для спектрума утилитой, которую написал Siril, но трек нужно немного править потом вручную, доводить, так сказать, так же как в случае например, конвертирования графики. Форматы не совместимы никак, имеют разную структуру и совершенно разный принцип формирования звука.
Сдаётся мне, что AUX может для приставной клавиатуры испольоваться
http://www.fruitcake.plus.com/Sinclair/Spectrum128/Keypad/Spectrum128Keypad.htm
AUX это вход?
вход/выход на порт AYшки, кроме цифровой клавиатуры туда можно воткнуть световой пистолет.
скорее всего и AYmouse должна работать
ZX_NOVOSIB
31.03.2014, 07:53
Миди это синхронизация с другими аппаратными миди прибамбасами, например синхронизация растактовки воспроизведения. Можно "загрузить драм машину" на спектрум (если таковую кто то для нас написал) и управлять её воспроизведением через midi. Либо программами на спектруме управлять какими то внешними музыкальными аппаратами с midi.
Интересно, софт соответствующий есть, или как обычно, железо сделали, а софт под него забыли написать..
На спектруме музыка пишется в трекерах.
Сам работаю на pc в Vortex tracker II, на ZX в pro-tracker 3.
Скачал, открыл.. Ну конечно нифига там не понимаю вообще )) Видимо единственный мой шанс сделать что-то для спекка, это писать миди в кубейсе, а потом либо самому их конвертить в pt3, либо просить кого-то.
Кстати в Vortex есть экспорт в TAP и SCL. Но как это всё работает? Вот загружаю я pt3, его можно слушать, но как послушать его на спектруме? При конвертировании и в TAP и в SCL мы получаем 2 файла "в кодах", что с ними делать? Пробовал их загружать и потом делать RANDOMIZE USR по адресу загрузки и первого файла и второго. Ничего не происходит, пишет OK и всё.
---------- Post added at 10:53 ---------- Previous post was at 10:46 ----------
вход/выход на порт AYшки, кроме цифровой клавиатуры туда можно воткнуть световой пистолет.
скорее всего и AYmouse должна работать
А я блин раскатал губу, что можно мидиклавиатуру подцепить и из спекка синтезатор получить.. :(
А клава и пистолет и AYmouse впринципе нафиг не нужны. Вот kempston-mouse - это полезная вещь, она в некоторых хороших играх используется, но как эту мышь прикрутить к моему +2B я пока не понял.
Кстати в Vortex есть экспорт в TAP и SCL. Но как это всё работает? Вот загружаю я pt3, его можно слушать, но как послушать его на спектруме? При конвертировании и в TAP и в SCL мы получаем 2 файла "в кодах", что с ними делать? Пробовал их загружать и потом делать RANDOMIZE USR по адресу загрузки и первого файла и второго. Ничего не происходит, пишет OK и всё.
смотри справа на параметры init/play.
10 RANDOMIZE USR INIT
20 RANDOMIZE USR PLAY
30 PAUSE 1
40 GO TO 20
и лучше стек разместить перед кодовым блоком
CLEAR (init-1)
ZX_NOVOSIB
01.04.2014, 07:02
смотри справа на параметры init/play.
10 RANDOMIZE USR INIT
20 RANDOMIZE USR PLAY
30 PAUSE 1
40 GO TO 20
и лучше стек разместить перед кодовым блоком
CLEAR (init-1)
Взял вот эту мелодию например http://zxtunes.com/downloads.php?id=2714
Vortex Tracker II version 1.0 beta 19
INIT и PLAY не менял, какие вортекс поставил, такие и есть. INIT = 49152 а PLAY = 51310
Загрузчик на бейсике сделал. Пробовал и на реале и на Unreal и на EmuZWin. На реале в 128-ом режиме полный экран вопросов вылазит и всё повисает. В 48-ом режиме возвращается в бейсик и выдает : 5M, 50:1. В эмуляторах тоже во всех режимах выдает 5М, 50:1
ЧЯДНТ? Вот слепил TRD там загрузчик boot назван. И TAP тоже прикладываю, но в нем чисто 2 файла в кодах без загрузчика.
ЧЯДНТ? Вот слепил TRD там загрузчик boot назван.
В редакторах не понимаю, просто слегка поковырялся, увидел 3 точки входа, и у меня заиграло.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot