PDA

Просмотр полной версии : Ремонт дисковода 5313



dimidus
07.01.2016, 08:34
Доброго времени суток!
Предыстория: Привод Электроника МС 5313 всё чаще начал барахлить, а именно, не всегда стартовал двигатель вращения. При этом, сколько помню, всегда был звук трения. Решил исправить. Снял ротор. Внутреннее магнитное кольцо (как я понял, к датчику вращения) было не совсем ровно наклеено. Отодрал его, приклеил по центру ротора. Магнит треснул в одном месте (на что это влияет?). Трение не прекратилось. Мелом пометил внешнее магнитное кольцо, нашёл место трения, слегка сгладил наждаком, трение прекратилось, "дело сделано"... Но не тут то было.

Проблема: привод перестал читать дискеты (не читает 9-й сектор 0-й дорожки. Прочитал на форуме, что это самое первое место, откуда TR DOS начинает работать с дискетой). На слух, привод начал вращаться быстрее обычного, для каждой дискеты со своей скоростью, если поднять голову, то совсем ускоряется.
Прозвонил датчик вращения (отпаяв один контакт) и его контакт с платой, контакт есть. Что делать дальше, не знаю. Прошу помощи уважаемых форумчан.

null_device
07.01.2016, 11:11
Что делать дальше, не знаю.

Купите любой zx-совместимый "буржуйский" флоповерт, и забудьте "армянские", 53хх и иже с ними, как страшный сон.

Tronix
07.01.2016, 11:36
Оторвать провода от мотора и управлять мотором самому, через свой микроконтроллер (attiny/pic), повесить нормальный дтчик холла :)
Но, вообще да - null_device, как мне кажется, близок к истине.

null_device
07.01.2016, 12:43
Можно, конечно, попытаться восстановить дисковерт по методичке от "солон" (http://vtrdos.ru/book/DISKOVOD.ZIP). Но, как мне кажется, без осциллографа - там делать не чего.
Большого смысла в ремонте, не вижу, т.к. эти дисководы - редкостный геморой. Имеет смысл их использовать, разве что, как "считыватель" старых дискет. Т.к. нередко, при записи дискеты на дисководе, даже с чуть-чуть сбитыми настройками, прочитать ее можно было только на том же приводе, на котором она была записана (либо, аналогичном, "расстроенный" до того же состояния).


привод перестал читать дискеты (не читает 9-й сектор 0-й дорожки.

Сообщение об ошибке 9сектор 0 трек, может указывать как на проблему скорости вращения, также - "невыхода" головок на 0 дорожку ("сбит" датчик оптопары), или проблемы узла чтения.

Rindex
07.01.2016, 13:56
Проблема: привод перестал читать дискеты (не читает 9-й сектор 0-й дорожки.

Причём тут дисковод? Это ВГшка сгорела. А если ты стронул двигатель, тем более на нашем дисководе, это не есть хорошо. Проще его выкинуть, и купить другой.

ZXFanat
08.01.2016, 22:56
Не мешайте "пианисту", он "играет", как может. Если ему нравится 5313-й "геморой", пусть забавляется. Приличные люди уже давно заменили "не свежие" дисководы на что-то приличное!

alekskzt
08.01.2016, 23:03
ключевое слово " Магнит треснул в одном месте " ротор можно выкинуть ,- null_device прав на 100% ,если хочется садо-мазо ищи ротор от 53XX серии ,механика у них одинаковая , ВГшка всего лишь дает команду на включение двигателя шпинделя вращения и НЕ регулирует его скорость ,валяется какой-то 53 и запчасти ,просто отдал бы ,вопрос доставки

Quest
08.01.2016, 23:20
ротор можно выкинуть
Зачем ? Если аккуратно снять, магнит можно аккуратно подклеить хорошим клеем и все. Я делал на 5305 вроде, там магнит отклеился, после ремонта было все Ок.

alekskzt
09.01.2016, 00:08
для нормального чтения привод должен стабильно вращаться и иметь 300 об/мин ( 360 об/мин для драйвов HD 1,2Mb ) чтение дорожки начинается по индексному отверстию на диске .
на плате сервопривода стоит 2 датчика холла по 4 ножки ,вариантов плат было несколько ,РЕМОНТ ДИСКОВОДОВ от СОЛОН (http://uknc.narod.ru/MC5311/diskdrives.pdf)

Rindex
09.01.2016, 16:11
для нормального чтения привод должен стабильно вращаться и иметь 300 об/мин ( 360 об/мин для драйвов HD 1,2Mb ) чтение дорожки начинается по индексному отверстию на диске .

Ну 5313 не умеет вроде столько оборотов сделать, чтобы он стал 1.2mb, хотя регулировка скорости оборотов у него есть, в отличии от иностранцев.

dimidus
10.01.2016, 01:26
Купите любой zx-совместимый "буржуйский" флоповерт, и забудьте "армянские", 53хх и иже с ними, как страшный сон.
Этот привод мне как родной, не могу просто так его выбросить, хочу всё же починить.

Оторвать провода от мотора и управлять мотором самому...
Пока не будем торопиться :)

Можно, конечно, попытаться восстановить дисковерт по методичке от "солон" (http://vtrdos.ru/book/DISKOVOD.ZIP). Но, как мне кажется, без осциллографа - там делать не чего.
Большого смысла в ремонте, не вижу, т.к. эти дисководы - редкостный геморой. Имеет смысл их использовать, разве что, как "считыватель" старых дискет. Т.к. нередко, при записи дискеты на дисководе, даже с чуть-чуть сбитыми настройками, прочитать ее можно было только на том же приводе, на котором она была записана (либо, аналогичном, "расстроенный" до того же состояния).
Уже штудирую методичку. Осциллографа нет, есть китайский мультиметр DT-838. Дисковод всегда нормально читал собственные, покупные, и дискеты друзей. Более того. Когда месяц назад я достал свой Пентагон и дискеты с чердака родительского дома, где он пролежал 20 лет, прочитались почти все дискеты. Для меня это был приятный сюрприз.

Сообщение об ошибке 9сектор 0 трек, может указывать как на проблему скорости вращения, также - "невыхода" головок на 0 дорожку ("сбит" датчик оптопары), или проблемы узла чтения.
Ну это в самом общем случае. У меня известна предыстория. Трогал только магнит ротора тахогенератора, который треснул. У меня при попытке прочитать дискету, привод сначала двигает головки вперёд, потом тут же назад до нулевой (при этом на слух не слышно, чтобы он пытался шагать дальше в минус), после чего пытается читать сектора. При вставке новой дискеты, он не перемещает головки (видимо, думает что это всё та же непрочитанная дискета). Что сразу режет слух, так это разная скорость вращения для разных дискет. Плюс, раскручивание до высоких оборотов на холостом ходу. Такое впечатление, что он перестал контролировать скорость вращения шпинделя. Пробовал придерживать ротор руками, иногда сообщение об ошибке чтения 9-го сектора сменялось ошибкой 6-го, а потом 1-го (но первым всегда 9-й). Полностью прочитать дорожку у меня не получалось.

Причём тут дисковод? Это ВГшка сгорела. А если ты стронул двигатель, тем более на нашем дисководе, это не есть хорошо. Проще его выкинуть, и купить другой.
Имеете в виду, что сгорел весь контроллер? Выкинуть и контроллер и дисковод, или ВГшка в дисководе находится и нужно выкидывать только дисковод?

ключевое слово " Магнит треснул в одном месте " ротор можно выкинуть...
Треснул совсем так чуть-чуть :) Но пока кажется что проблема как-раз в магните, т.к. тахогенератор не даёт напряжение при вращении ротора. Правда, тут могут быть проблемы с измерениями. Мой мультиметр меряет милливольты только в постоянном напряжении. Поэтому я замерял через диод. В методичке написано, что тахогенератор должен выдавать 50мВ (0,05), а у меня ноль. Вообще странно, как такой змеевичок вообще что-то выдавать может. Замерял обмотки двигателя, при вращении ротора руками дают порядка одного вольта.

валяется какой-то 53 и запчасти ,просто отдал бы ,вопрос доставки
Вопрос можно решить почтовой посылкой с наложенным платежом, но время ещё не настало.

Зачем ? Если аккуратно снять, магнит можно аккуратно подклеить хорошим клеем и все. Я делал на 5305 вроде, там магнит отклеился, после ремонта было все Ок.
Неужели трещина (которую и не сразу заметишь) убила магнит? Клеил суперклеем (какой был).

на плате сервопривода стоит 2 датчика холла по 4 ножки
Да, вижу их. Но как я понял, эти датчики нужны для управления двумя катушками статора, чтобы двигатель мог их вовремя переключать в зависимости от положения ротора. А скорость вращения определяется по сигналу от тахогенератора. Или не так?

,вариантов плат было несколько ,РЕМОНТ ДИСКОВОДОВ от СОЛОН (http://uknc.narod.ru/MC5311/diskdrives.pdf)
Да, спасибо за методичку, здесь уже многие на неё ссылались. У меня, кажется, плата сервопривода немного отличается от 5313 и остальных. Точно такую же в интернете я не смог найти. На ней большой красный конденсатор в одном ряду с двумя ХА1, там же рядом есть ещё какой-то транзистор. А подстроечных резисторов на плате аж 4 штуки.

Но это всё наверное не принципиально. Проблема остаётся открытой. Буду пытаться "высечь" из змеевика тахогенератора 50мВ, а дальше посмотрим.

null_device
10.01.2016, 09:10
Неужели трещина (которую и не сразу заметишь) убила магнит?

пока кажется что проблема как-раз в магните

Если мне не изменяет склероз: любой зазор в непрерывном магнитопроводе, существенно меняет карту линий напряженности поля.


Что сразу режет слух, так это разная скорость вращения для разных дискет. Плюс, раскручивание до высоких оборотов на холостом ходу.

Не стоит исключать, что в процессе "вмешательства" была внесена дополнительная неисправность в электронику (учитывая. что вал "не держит" скорость).


Осциллографа нет, есть китайский мультиметр DT-838.

мультиметр меряет милливольты только в постоянном напряжении. Поэтому я замерял через диод.

Без осциллографа, будет тяжеловато.
Думаю, дохлый номер. Если на выходе "датчика" - ожидаем 50 мВ (в лучшем случае), этого явно недостаточно для открытия p-n перехода (для кремния - это значение на порядок выше, в районе 0.3-0.5 В).

doorsfan
10.01.2016, 10:48
>На слух, привод начал вращаться быстрее обычного
На советских дисководах на диск наносились полоски стробоскопа. Посветите лампой накаливания (подойдёт и светодиодная) - полоски должны стоять на месте или медленно двигаться.

null_device
10.01.2016, 11:26
На советских дисководах на диск наносились полоски стробоскопа.

Следует читать: "иногда". Ибо - куда чаше, их не было.

http://s020.radikal.ru/i710/1508/2d/a4c862cabe3ct.jpg

dk_spb
10.01.2016, 12:23
Полоски были только если плата двигателя (соответственно и ротор и магнит и т.д.) были болгарского производства (у них обычно плата не зеленого цвета и сразу виден децимал Ц63.xxx.xxx).
"болгар" и клинит из-за распухания магнита заметно реже. Так что найдите болгарскую платку и будет Вам счастие.

ZX1997
07.02.2016, 15:48
Если магнит лопнул, то это уже два разных магнита, и как не склеивай в их стыке будет нарушена симметрия магнитного поля, что скорее всего приведет к колебаниям скорости вращения.

Rindex
07.02.2016, 17:13
Ой блин, кто там хочет получить дисковод 5313? Приезжай в Химки, он рабочий, ручку только отломал. Вдобавак дам 5311 и армянский 5305. Всё равно пылятся. Но я повторяю, в Химки, а не пересылкой. Приехал, забрал, всё.

dimidus
07.02.2016, 23:10
Посветите лампой накаливания - полоски должны стоять на месте или медленно двигаться.
Мне понравилась идея "бытового стробоскопа". Нарисовал на роторе 20 отметок, попробовал запустить дисковод. Во время работы притормаживал ротор пальцем, пытаясь "удержать" полоски на месте. Удалось прочитать boot :)
Значит, все агрегаты в норме и причина по-прежнему предполагается в тахогенераторе, а точнее, в кольцевом магните.
Буду пробовать заменить кольцо.

dimidus
10.02.2016, 23:22
Решил сделать замену треснувшему кольцевому магниту. С этой целью купил полсотни маленьких неодимовых размером 1 x 1.5 x 5мм.
Чтобы суммарная ЭДС наводимая на всех участках змеевика тахогенератора складывалась, необходимо чтобы все магниты толкали электроны в одном направлении. Собственно, количество магнитов продиктовано конфигурацией проводника: в каждой соседней дорожке ток течёт в противоположном направлении. Значит, и полярность магнитных полей должна чередоваться (N-S-N-S...). Всего дорожек в змеевике 80. Получается 40 магнитов.
Вырезал из картона колечко и по разметке наклеил магниты. Сначала клеил через один, чтоб между собой не слипались. Потом аккуратно по одному между (вспоминал Катющика :)). Использовал суперклей.

https://cloclo9.datacloudmail.ru/weblink/thumb/xw1/KoSN/MpgYRAs7D/WP_20160209_23_35_29_Pro%20-%20с%20эффектами.jpghttps://cloclo3.datacloudmail.ru/weblink/thumb/xw1/K4a4/1DYWgHksH/WP_20160209_23_35_29_Pro_cut%20-%20с%20эффектами.jpg

После полного высыхания, всё собрал, подключил дисковод и "о чудо!", всё заработало. Интересно, что таходатчик выдаёт всего 12мВ (вместо 50-ти как в книжке).
В общем, конечно, не без трудностей, но проблему удалось решить. Было интересно и познавательно. Теперь я знаю как устроен сервопривод дисковода, как использовать обычную лампу в качестве стробоскопа, а также вспомнил основы электромагнитной индукции. К тому же, под это дело обзавёлся нормальным мультиметром :)

Всем спасибо за помощь и дельные советы!

daniel
12.02.2016, 07:38
Не перевелись еще Левши на Руси, то блоху подкуют, а то дисковод сварганят! :)

ZX_NOVOSIB
05.12.2022, 22:28
У меня МС5313, на вид малоюзаный. Тестирвал со спектрумом. При вводе любой команды тр-дос пишет "но диск", перед этим естественно зажигает светодиод и крутит дискету. Головы не двигаются, если их передвинуть прочь от нулевой дороги, то назад они не возвращаются. Протёр фотопару для индексного отверстия, пошевелил разъёмы - толку нет. Джамперы все выставлены как надо. Шо делать? :(

ZXFanat
05.12.2022, 23:04
У меня МС5313, на вид малоюзаный. Тестирвал со спектрумом. При вводе любой команды тр-дос пишет "но диск", перед этим естественно зажигает светодиод и крутит дискету. Головы не двигаются, если их передвинуть прочь от нулевой дороги, то назад они не возвращаются. Протёр фотопару для индексного отверстия, пошевелил разъёмы - толку нет. Джамперы все выставлены как надо. Шо делать? :(
https://zx-pk.ru/threads/26027-remont-diskovoda-5313.html?p=850242&viewfull=1#post850242
https://zx-pk.ru/threads/26027-remont-diskovoda-5313.html?p=850265&viewfull=1#post850265

null_device
07.12.2022, 03:51
ZX_NOVOSIB, надо понимать, до попадания его к вам, состояние его работоспособности можно считать как: неизвестно.
Перво-наперво, смотреть наличие в панельке "терминатора" (резистивной сборки) и положение перемычек.

ZX_NOVOSIB
07.12.2022, 19:06
Перво-наперво, смотреть наличие в панельке "терминатора" (резистивной сборки) и положение перемычек.
С этим всё норм