Вход

Просмотр полной версии : Игровая приставка "Кроха"



DJs3000
15.03.2016, 16:57
Всем привет.
Ищу инфу про вот такого невидомого зверя под названием "Кроха". Если у кого такое чудо есть прикупил бы для дтального изучения.
Фото тут (http://junkgamers.info/blog/junk/97.html#!prettyPhoto).
+ скрин с экрана Крохи
http://www.old-games.ru/forum/attachments/tip-kroxa-2-jpg.22827/

MM
15.03.2016, 17:22
http://junkgamers.info/uploads/images/topic/2016/03/14/332628d8b7_1000.jpg
http://junkgamers.info/uploads/images/topic/2016/03/14/5b3a1b25e4_1000.jpg
По-проще КСМ будет.

caro
15.03.2016, 21:03
Был в моей жизни такой период, когда я работал в СКБ "Контур".
Вот тогда я и разработал эту приставочку под названием "Кроха".
Мы тогда сидели на территории завода "Техносвязь", который и должен был
по конверсии собирать эти машинки. Но сделали их порядка 200 штук и
в магазины они не попали - разошлись по работникам завода и СКБ "Контур".
Основная проблема конечно - отсутствие игр.
Схема и то ПО, что было наработано могу выложить, если интересно.

Alex_LG
15.03.2016, 21:43
caro, конечно интересно!

krotan
15.03.2016, 22:39
Круууто! Технические характеристики распиши, пожалуйста...

DJs3000
15.03.2016, 22:58
Камиль, выложите пожалуйста данные все что есть :) очень интересный кусок нашей истории.

rw6hrm
16.03.2016, 08:02
...жду схему с повизгиванием и подпрыгиванием, дабы узреть решение видеовывода ;)

caro
01.04.2016, 13:40
Скан схемы "Крохи": http://www.caro.k66.ru/graf/kroha.png
И образ ПЗУ с играми: http://www.caro.k66.ru/graf/game1.zip
А это знакогенератор "Крохи":
56671

b2m
01.04.2016, 13:44
Ждём ПО, биос и т.д.

DJs3000
02.04.2016, 17:59
b2m, тебе Алексей Морозов просил передать "что все нужные ПЗУ у него есть! В приставке нет BIOS-а. Я не знаю как настроить эмулятор на адресацию видео A = Y + X *32."

http://cs633623.vk.me/v633623349/23054/iT_olET3Ej8.jpg

знакогенератор Крохи (https://vk.com/doc38437349_437408380?hash=9d096b9989a35c6463&dl=e9bf197a23ecb9c34b)

b2m
02.04.2016, 22:41
b2m, тебе Алексей Морозов просил передать "что все нужные ПЗУ у него есть! В приставке нет BIOS-а. Я не знаю как настроить эмулятор на адресацию видео A = Y + X *32."
Спасибо, попробую достать его по другим каналам :)

vinxru
03.04.2016, 12:23
Угу, достал уже :) В общем, адресация видео у Крохи как у Специалиста, сначала Y увеличивается, потом X. Я настроил видео вот так:

vid : Text-Video {
font=font[0000]
mem=mem1[EA00]
mem2=00
font.width=8
font.height=8
height=30
width=20
}

http://cs604530.vk.me/v604530349/dac/Ni1-p7-D1wI.jpg

А вот еще шрифт последний. Прошлая версия не полная.

Titus
03.04.2016, 12:34
А вот еще шрифт последний. Прошлая версия не полная

http://vk.com/doc38437349_437409410

Пишет:

Этот документ был изьят из общего доступа

vinxru
03.04.2016, 12:38
И еще я сегодня начну потихоньку перерисовывать схему в Протеус, а потом разводить печатную плату. Не могу только определиться - пытаться по фотографии сделать максимально похожую на оригинал плату или развести заново под существующий корпус (из магазина) и меньшего размера.

- - - Добавлено - - -

угу, пределал.

HardWareMan
03.04.2016, 14:07
Угу, достал уже :) В общем, адресация видео у Крохи как у Специалиста, сначала Y увеличивается, потом X.
Это очевидно по схеме. Никто не читал, что-ли?
http://savepic.ru/9286044.png

vinxru
03.04.2016, 14:32
Это очевидно по схеме. Никто не читал, что-ли?

Для меня не очевидно, что надо написать в конфигурационом файле эмулятора, что бы картринка прямо показалась. И межстрочный отступ убрать.

(У меня крутится в голове решение, привязать процессор к оперативной памяти побайтно. Будет конфиг мегабайтного размера.)

А лучше пусть это делает автор эмулятора, у него это займет пол часа и получится лучше.

Alex_LG
04.04.2016, 14:36
caro, а по разъемам можно подробнее, а то не все понятно?

b2m
04.04.2016, 23:23
А лучше пусть это делает автор эмулятора, у него это займет пол часа и получится лучше.
Сделал, обновление как всегда на моём сайте.

vinxru
05.04.2016, 01:17
Может быть скорсть процессора 2 Мгц?

b2m
05.04.2016, 22:15
Да, скорее всего.

vinxru
11.04.2016, 00:22
А плата то выходит шириной 30 см...

Я не очень люблю, когда кто то решает делать реплику и начинает менять компьютер, ставить современные микросхемы. И я очень хочу сделать плату идентичную оригинальной.

Но оригинальная плата шириной 30 см. И даже чуть больше. А длинной вместе с платами картриджей 20 см. Разоришься такие платы заказывать или делать.

Может быть уменьшить плату в два раза. Не знаю...

Тогда я и корпус на 3D станке выпилю. Станок у меня не большой.

http://cs633626.vk.me/v633626349/23973/LfOwhu5dUhc.jpg

Ewgeny7
12.04.2016, 09:22
А плата то выходит шириной 30 см...
На такой плате можно в гольф играть :)

b2m
12.04.2016, 09:56
На такой плате можно в гольф играть :)
Нет такой игры для Крохи :)

Alex_LG
12.04.2016, 16:54
Сделал, обновление как всегда на моём сайте.
Чего-то у меня не работает при width=30
http://s18.postimg.org/i2sz4jvut/image.jpg (http://postimg.org/image/i2sz4jvut/)

только когда ставлю width=40 получаю нормальную картинку, да и то справа пустое поле
http://s30.postimg.org/ighrsngsd/image.jpg (http://postimg.org/image/ighrsngsd/)

Что за параметр "pitch" ? Ставлю разные значения или удаляю вообще - ничего не происходит.

caro
12.04.2016, 17:06
Я скачал обновленную версию эмулятора с настройками под Кроху. Всё работает замечательно, как и задумано.

Alex_LG
12.04.2016, 17:19
Разобрался - полностью заменил все файлы :)
До этого заменил EMU.exe, EMU.ext, EMU.ini, SYMGEN.BIN и папку config - был глюк, непонятно...

caro, а можете что-то по разъемам рассказать и про клавиатуру к приставке?

caro
12.04.2016, 18:47
caro, а можете что-то по разъемам рассказать и про клавиатуру к приставке?Чуть позже выложу.

b2m
12.04.2016, 21:23
был глюк, непонятно...
Текстовый экран в плагине Rus8bit.dll, если бы ещё его заменил, то всё было бы пучком.

Titus
12.04.2016, 21:26
Скриншоты из игр кто-нить выложите плиз)

Alex_LG
13.04.2016, 13:51
Скриншоты из игр кто-нить выложите плиз)

Их можно в эмуле посмотреть... ;)

http://s28.postimg.org/9ll3zlpnd/gusen.jpg (http://postimg.org/image/9ll3zlpnd/) http://s28.postimg.org/snzw8sba1/pvo.jpg (http://postimg.org/image/snzw8sba1/) http://s28.postimg.org/4hp8xnp5l/shar.jpg (http://postimg.org/image/4hp8xnp5l/)

http://s28.postimg.org/fnsqq3e3d/stena.jpg (http://postimg.org/image/fnsqq3e3d/) http://s28.postimg.org/lm1yml7o9/tetris.jpg (http://postimg.org/image/lm1yml7o9/)

AlexBel
20.04.2019, 19:17
Если у кого-нибудь есть карта адресов "Крохи", выложите, пожалуйста.

PVV
20.04.2019, 22:39
Если у кого-нибудь есть карта адресов "Крохи", выложите, пожалуйста.
что есть карта адресов?
вот из конфига emu:
mm : MemMap {
map[0][0000-DFFF]=game
map[0][E000-EFFF]=mem1[000]
map[0][F000-F6FF]=00
map[0][F700-F7FF]=sysreg
}

те game - ПЗУ, mem1 - ОЗУ, sysreg - клавиатура(чтение из этой области) и динамик(запись в эту область)
плюс у Крохи RST7 задействовано прерывание.
Здесь (http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?f=90&t=11458) ее еще обсуждали и изучали...

Demige
21.04.2019, 09:25
Ссылки на схему и пзу протухли. может как-то увековечить их?

AlexBel
21.04.2019, 09:52
что есть карта адресов?
вот из конфига emu:
mm : MemMap {
map[0][0000-DFFF]=game
map[0][E000-EFFF]=mem1[000]
map[0][F000-F6FF]=00
map[0][F700-F7FF]=sysreg
}

те game - ПЗУ, mem1 - ОЗУ, sysreg - клавиатура(чтение из этой области) и динамик(запись в эту область)
плюс у Крохи RST7 задействовано прерывание.
Здесь (http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?f=90&t=11458) ее еще обсуждали и изучали...

По схеме у меня получилась другая картина:
0000 - E7FF - ROM GAME
E800 - EFFF - RAM
F000 - F7FF - управление
F800 - FFFF - пока не понял
Используя первые два диапазона адресов, запустил схему (т.е. увидел стартовое меню), правда, пока что без прерываний, с которыми ещё не разобрался (в частности, с INTE).

- - - Добавлено - - -


Ссылки на схему и пзу протухли. может как-то увековечить их?

Да, вроде бы, уже сделано. Насчёт веков не знаю, но сейчас есть: http://alemorf.ru/comps/kroha/index.html

PVV
21.04.2019, 11:05
По схеме у меня получилась другая картина:
0000 - E7FF - ROM GAME
E800 - EFFF - RAM
F000 - F7FF - управление
F800 - FFFF - пока не понял
Используя первые два диапазона адресов, запустил схему (т.е. увидел стартовое меню), правда, пока что без прерываний, с которыми ещё не разобрался (в частности, с INTE).

согласен, так правильнее, ОЗУ на 2КБ у Крохи, те диапазон 000-7FF.
Да и по схеме, на дешифраторе для адресов выше С000 (А14=1 и А15=8) нарезается 8 выборок по 2КБ, те E800 - EFFF - ОЗУ и F000 - F7FF - управление.
Тк схемы картриджа ПЗУ нет(я не встречал), то непонятно как выбирается ПЗУ, но на картридж заводятся 3 выборки, E800 - EFFF, F000 - F7FF и F800 - FFFF. На первых двух выборках ПЗУ должно отключаться, а вот с третьей вопрос.
Схема запущена в реале?

AlexBel
21.04.2019, 11:29
согласен, так правильнее, ОЗУ на 2КБ у Крохи, те диапазон 000-7FF.
Да и по схеме, на дешифраторе для адресов выше С000 (А14=1 и А15=8) нарезается 8 выборок по 2КБ, те E800 - EFFF - ОЗУ и F000 - F7FF - управление.
Тк схемы картриджа ПЗУ нет(я не встречал), то непонятно как выбирается ПЗУ, но на картридж заводятся 3 выборки, E800 - EFFF, F000 - F7FF и F800 - FFFF. На первых двух выборках ПЗУ должно отключаться, а вот с третьей вопрос.
Схема запущена в реале?

В реале, FPGA.
https://i110.fastpic.ru/thumb/2019/0421/97/_b4ac0320acee20792aa1d70f067d0c97.jpeg (https://fastpic.ru/view/110/2019/0421/_b4ac0320acee20792aa1d70f067d0c97.jpg.html)

AlexBel
21.04.2019, 13:55
Не могу понять, как работает прерывание, что за сигнал /BLK, где он формируется?

caro
21.04.2019, 15:29
Не могу понять, как работает прерывание,На вход INT(14) процессора сигнал прерывания подается с выхода элемента D15.3 на котором суммируются сигналы прерывания от КСИ (Кадровый Cинхро Импульс) и внешнего сигнала прерывания /INT, подаваемый с разьема расширения (7 вывод разьема X4).


что за сигнал /BLK, где он формируется?Сигнал /BLK является выходным сигналом с разьема расширения X4 (16 вывод).
Низким уровнем /BLK отключает дешифратор D17, что позволяет с внешнего модуля блокировать выборку внутренних модулей памяти и портов, для исключения конфликта на системной шине.

AlexBel
21.04.2019, 16:57
На софтядре Т80 (режим 8080) не могу завести прерывание. Без прерывания компьютер запускается нормально, но часы не идут и нет реакции на управление (хотя, возможно, с управлением я что-то не так сделал). Делаю схему прерывания по принципиальной схеме - компьютер запускается, но старт такой, будто в РС случайный адрес - может запуститься игра (с порченным изображением), может появиться надпись "конец игры"... Я даже схему тактирования нарисовал в схемном вводе, проверил частотомером - все частоты правильные. Буду ещё пробовать другое ядро, может, с Т80 что-то не так в плане прерывания...

PVV
22.04.2019, 00:38
а в этом софтядре как обстоит дело с словом состояния STATUS и, соответственно, ножкой SYNC, которая в Крохе задействуется, чтобы из слова состояния вытащить подтверждение прерывания?
Кнопки в прерывании опрашиваются, насколько я помню из схемы в протеусе.

AlexBel
22.04.2019, 07:06
а в этом софтядре как обстоит дело с словом состояния STATUS и, соответственно, ножкой SYNC, которая в Крохе задействуется, чтобы из слова состояния вытащить подтверждение прерывания?
Кнопки в прерывании опрашиваются, насколько я помню из схемы в протеусе.

Пока ещё не знаю, буду выяснять. Скорее всего, на выходных. Предполагаю, что дело не в софтядре, а в каком-то моём упущении, но проверить нужно всё. Посмотрю другие проекты, где у Т80 в режиме 8080 используется прерывание.

shattered
24.04.2019, 10:27
По схеме у меня получилась другая картина:
0000 - E7FF - ROM GAME
E800 - EFFF - RAM
F000 - F7FF - управление
F800 - FFFF - пока не понял

E000-E7FF - тоже RAM, зеркало E800-EFFF.

AlexBel
24.04.2019, 18:02
E000-E7FF - тоже RAM, зеркало E800-EFFF.

Спасибо, учту. Хотя, там можно сделать расширенную память, возможно, она будет использована. Я так думаю, что если для "Крохи" есть клавиатура, то есть и прошивка ПЗУ, которая с этой клавиатурой работает. А это уже не консоль, а компьютер и, возможно, при этом поддерживается расширенная память. Но это только предположение, если Камиль найдёт что-нибудь ещё по "Крохе", то информация пополнится :)

shattered
28.04.2019, 00:12
Я так понимаю, что второй джойстик прошивкой не используется?

shattered
22.07.2019, 09:56
https://www.youtube.com/watch?v=TApB1w1hExg

kuber
12.06.2022, 16:26
Доброго времени суток.
Поделитесь схемой у кого есть, ссылка на 1 странице не работает.
Заранее благодарен.

Radon17
12.06.2022, 20:28
kuber, На nedopc есть
http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?p=138165#p138165

kuber
12.06.2022, 22:27
Спасибо Radon17.

- - - Добавлено - - -

Интересно есть ли повторившие "кроха" в железе.

AlexBel
13.06.2022, 13:27
kuber, На nedopc есть
http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?p=138165#p138165

У схем по этой ссылке есть отличие в сигналах на D13.1. На скане оригинальной схемы на вход данных D триггера подаётся D0. На второй схеме вход D сидит на земле, т.е. на него постоянно подаётся "0". Имеет ли это какое-то влияние на работу схемы? Я в работе 8080 ещё не очень разбираюсь, нужно смотреть документацию.


В проекте "Крохи" для борды DE1 заменил модель процессора T80 на верилоговскую vm80a (https://github.com/1801BM1/vm80a), но прерывания, пока что, запустить не смог, поэтому всё останавливается после вывода списка игр. Планирую собрать "Кроху" на рассыпухе, но сперва хочу полноценно запустить на FPGA, чтобы иметь работающий образец. К сожалению, я так и не понял, опубликована ли где-нибудь схема, которую можно повторить в железе, которая была бы на 100% рабочая. Есть ли схема, которую можно использовать для сборки приставки?

kuber
13.06.2022, 15:16
Повторить на рассыпухе "кроху" было бы очень интересно.
Схемотехника игровой приставки "кроха" сообществом не заслужено обделено своим вниманием.

AlexBel
14.06.2022, 16:00
В проекте на DE1 починил прерывания и часики пошли. Теперь нужно прикрутить управление и можно поиграть :)
https://i.ibb.co/5vChvgw/Kroha-DE1-clock.jpg (https://ibb.co/VDbYDc5)
Правда, в проекте я несколько сжульничал, видеоконтроллер и процессор работают асинхронно - для вывода изображения на VGA-дисплей использовал двупортовую память. Теперь можно сделать и оригинальную схему, сперва на DE1, а потом и на рассыпухе.

P.S. Управление прикрутил, игры работают. Можно заниматься оригинальной схемой...
https://i.ibb.co/5Wh3Hp7/Kroha-DE1-game.jpg (https://ibb.co/jvkYX0p)

P.P.S. Маленькое видео. К сожалению, получилось плохо, резкость постоянно сбивается. Но раз уж снял, то выложу :)
https://disk.yandex.ru/i/ejrz_kZipHCnnQ

Начал паять на макетке синхрогенератор. Как будут первые результаты - расскажу :)

AlexBel
15.06.2022, 18:32
По ссылке схема "Крохи" с подписанными названиями сигналов и обозначением компонентов и экселевский файл со списком компонентов (BOM). Просьба к тем, кто изучал схему "Крохи" - пожалуйста, просмотрите схему и список. Если где-то что-то неправильно или чего-то не хватает - отметьте или, хотя бы, напишите здесь об этом. Думаю, не помешает нормальная, читабельная, схема, по которой можно будет собрать приставку, не ломая глаза и не исправляя ошибки...

https://disk.yandex.ru/d/OChH3gcHg0-TWw

zebest
15.06.2022, 23:02
В проекте на DE1
Спрошу на всякий случай. Исходники планируется опубликовать?? Ну или, на худой конец, .rbf
Спасибо.

AlexBel
16.06.2022, 07:45
Спрошу на всякий случай. Исходники планируется опубликовать?? Ну или, на худой конец, .rbf
Спасибо.

Не очень понимаю, для чего .rbf - ведь не расшифровывать же его :) С сообщением .sof, если есть борда DE1, можно запустить. Джойстик1 - стрелки+пробел. Джойстик2 не стал подключать, всё равно не используется. При запуске может не быть реакции на клавиатуру, в этом случае нужно немного понажимать кнопки курсора, можно все одновременно. Как только указатель меню сдвинется - дальше будет работать нормально. В причине этой проблемы я не разбирался. Сброс - KEY3. Что касается исходников, то они сейчас в безобразном состоянии и публиковать их мне в таком виде не хочется. Тем более, что там процессорная часть не совсем точно сделана, арбитра памяти нет, а видеоконтроллер так вообще сделан совсем по-другому, под VGA. Начал делать оригинальную схему в Квартусе, но не знаю, доделаю ли - не уверен, что это нужно.
77452

zebest
16.06.2022, 08:04
.sof пойдет тоже. Посмотрим, что там за ксоникс.
Спасибо.

kuber
16.06.2022, 10:37
Доброго времени суток.
Если можно схему в "PDF"

AlexBel
16.06.2022, 13:09
Обновил обозначения на схеме и файл BOM в сообщении https://zx-pk.ru/threads/26306-igrovaya-pristavka-quot-krokha-quot.html?p=1155692&viewfull=1#post1155692
Надеюсь на содействие.


.sof пойдет тоже. Посмотрим, что там за ксоникс.
Спасибо.
Получилось?

zebest
16.06.2022, 14:30
Получилось?
Да, получилось. С пятого раза.
Квартус 9.1 отказался этот файл считывать. 4 раза.
Квартус 13.1 (прогаммер) нормально загрузил.
Ксоникс да, немного другие правила, ну уровней 5 поиграл. Довольно живенько, графика приятная.
С клавой подтверждаю, проблемка какая то есть)

AlexBel
16.06.2022, 14:53
Квартус 13.1 (прогаммер) нормально загрузил.
С клавой подтверждаю, проблемка какая то есть)

Да, я забыл сказать, что проект собран в Квартусе 13.1.

С клавиатурой интересно, например, в игре "Гусеница" управление не всегда срабатывает сразу, часто приходится удерживать нажатую кнопку, короткого нажатия недостаточно. Хотя, иногда срабатывает и от короткого нажатия. Проверил в эмуляторе emu - то же самое. Видимо, это особенность программы опроса джойстиков.

AlexBel
22.01.2023, 13:02
Реплика "Крохи" на макетной плате, небольшое видео с демонстрацией:
https://rutube.ru/video/64358f7ffea4ce2c461e2995b50c80a8/?r=wd

zebest
22.01.2023, 13:36
Так что насчет исходников?? Желание опубликовать "as is" - не появилось?? Надо как раз с VGA, DE1 гораздо меньше существует, чем MiSTer-ов и ZX Uno-в всяких-разных...

AlexBel
22.01.2023, 17:23
Так что насчет исходников?? Желание опубликовать "as is" - не появилось?? Надо как раз с VGA, DE1 гораздо меньше существует, чем MiSTer-ов и ZX Uno-в всяких-разных...
Ответил в личку

caro
01.11.2023, 10:32
Про Кроху
https://youtu.be/p3aNKzoGmNA?si=M3_0Tt1CFzuD57r3

AlexBel
26.11.2024, 09:26
Скачал последнюю версию emu с сайта http://bashkiria-2m.narod.ru/ , запускаю "Кроху" - весь экран разъезжается. Не могу понять, в чём дело - то ли настройки неправильные, то ли у меня что-то не так. "Кроха" нормально работает?
В конфиге пишу width=40, вроде бы, нормально, но между строк появляются пропуски.

b2m
26.11.2024, 20:58
Скачал последнюю версию emu
Мой косяк, потерялись изменения для Крохи. Восстановил.

fifan
13.03.2025, 21:37
Заинтересовался данным девайсом. Нарисовал схему, развёл печатную плату (http://www.xn----7sbombne2agmgm0c.xn--p1ai/for_out/Krokha.pdf). Кто занимался схемой - проверьте ошибки.
Особенности/вопросы:
1. применение разъёмов ОНКЦ-КГ-4-5/7 для джойстиков, питания и видеовыхода;
2. применение К573РУ10 (на схеме она) наверное не оправдано, смысл её использовать без резервного питания;
3. поставил тактовую кнопку сброса, системный разъём "ОЗУ" исключён;
4. не совсем понятно подключение К155ЛН3 (DD23, DD24), некоторые сигналы на микросхему я не нашёл применения на схеме;
5. не пойму использование К555КП14, если у автора на схеме К555КП11, или инверсия выходов не на что не влияет?

Serg6845
13.03.2025, 23:00
2. применение К573РУ10 (на схеме она) наверное не оправдано, смысл её использовать без резервного питания;

возможно что под рукой было то и поставили


3. поставил тактовую кнопку сброса, системный разъём "ОЗУ" исключён;
4. не совсем понятно подключение К155ЛН3 (DD23, DD24), некоторые сигналы на микросхему я не нашёл применения на схеме;

возможно ответ на п.4 - в п.3? системный разъем ОЗУ?


5. не пойму использование К555КП14, если у автора на схеме К555КП11, или инверсия выходов не на что не влияет?

не влияет, кроме 12 ноги DD12, но это лечится исключением элемента DD23.1. текущая схема на беглый взгляд заточена под КП11.

AlexBel
14.03.2025, 04:53
Заинтересовался данным девайсом. Нарисовал схему, развёл печатную плату (http://www.xn----7sbombne2agmgm0c.xn--p1ai/for_out/Krokha.pdf). Кто занимался схемой - проверьте ошибки.
Особенности/вопросы:
1. применение разъёмов ОНКЦ-КГ-4-5/7 для джойстиков, питания и видеовыхода;
2. применение К573РУ10 (на схеме она) наверное не оправдано, смысл её использовать без резервного питания;
3. поставил тактовую кнопку сброса, системный разъём "ОЗУ" исключён;
4. не совсем понятно подключение К155ЛН3 (DD23, DD24), некоторые сигналы на микросхему я не нашёл применения на схеме;
5. не пойму использование К555КП14, если у автора на схеме К555КП11, или инверсия выходов не на что не влияет?

В сообщении https://zx-pk.ru/threads/26306-igrovaya-pristavka-quot-krokha-quot.html?p=1155692&viewfull=1#post1155692 я положил ссылку на скан оригинальной схемы с подписанными номиналами и позиционными обозначениями. Может быть, поможет. Вечером посмотрю дома, если есть вариант более свежий - пришлю.
2. Я использовал HM6116.
4. К555ЛН2. Откуда ЛН3? Уже не очень помню, вечером посмотрю, но, возможно, просто не задействованы.
5. Там и стоит К555КП11. Откуда КП14?

Четыре раза начинал разводить плату для "Крохи", каждый раз что-то не устраивало и - всё по новой. Сейчас на макетке несколько микросхем перенёс в PLD, схема упростилась. Надо, всё же, доделать.

fifan
14.03.2025, 06:12
1. Я просмотрел видео про Кроху и там расположение микросхем в том числе и их наименование я себе заметил.
2. Там стоят именно К555КП14 все три, причём первая серии 1533.
3. AlexBel, я использовал Вашу схему с позиционными элементами. ЛН2/3/5 - я запутался. На схеме один тип, на плате другой. Вот и непонятки с ними.

P.S. поэтому я и написал пост для сбора мнений и корректировки уже нарисованной схемы.

AlexBel
14.03.2025, 06:52
1. Я просмотрел видео про Кроху и там расположение микросхем в том числе и их наименование я себе заметил.
2. Там стоят именно К555КП14 все три, причём первая серии 1533.
3. AlexBel, я использовал Вашу схему с позиционными элементами. ЛН2/3/5 - я запутался. На схеме один тип, на плате другой. Вот и непонятки с ними.

P.S. поэтому я и написал пост для сбора мнений и корректировки уже нарисованной схемы.

Ответил в личку.

fifan
14.03.2025, 20:25
Очередное исправление схемы (http://www.xn----7sbombne2agmgm0c.xn--p1ai/for_out/Krokha.pdf). Спасибо AlexBel'у за замечания по схеме.

Заменил КП14 на КП11, ЛН3 на ЛН5, убрал одну из микросхем (DD24) буфера клавиатуры (разъёма клавиатуры не решил ставить). Осталось поставить распиновку разъёмов джойстиков. У меня был когда-то джойстик, сейчас отсутствует. Кто-нибудь подскажет распиновку?

fifan
15.03.2025, 20:45
Очередное обновление схемы и печатной платы. Нашёл распиновку джойстиков из схемы Балтика. Поставил системный разъём. Через него можно будет подключать клавиатуру, если конечно появится соответствующее ПО. Разъём я назвал "системный", я вывел на него сигналы чтения/записи, работы с клавиатурой, шину данных и адреса, а также питание 5 вольт. Несколько микросхем нужно будет поставить вне платы (если будет поддержана клавиатура). Далее координально дорабатываться схема не будет. Можно уже и на производство. Ссылка на схему из предыдущего поста.

AlexBel
15.03.2025, 21:24
Я бОльшую часть микросхем перетащил в CPLD. Завтра, если успею, буду заниматься платой...

PVV
18.03.2025, 08:45
Ошибка в чипселекте ПЗУ, DS2-22. Сейчас ПЗУ выбирается когда НЕ /SV, те не видео, а что будет при выборке
клавиатуры и звука? - конфликт на шине. По оригинальной схеме как именно выбирается ПЗУ не понятно, но можно
просто задействовать А15, как я это моделировал. ПЗУ будет выбираться для всей нижней половины адресного
пространства, заодно завести А13 на 26ю и А14 на 1ю ножки ПЗУ, можно через ноль-перемычки. При гипотетическом
написании нового ПО, это лишним не будет.
Далее чисто практический вопрос, кто то реально будет использовать К537РУ10? Может предусмотреть возможность
установки 6264(62256), те корпус на 28ног? (Это же актуально и для знакогенератора на РФ2, предусмотреть корпус
на 28 ног). Из 6264 вытекает следующий момент, есть доп память, и можно ли её задействовать, заведя
дополнительные адресные линии и коммутируя чипселекты на DD17( так же, новое ПО...).
Цепь /SM никуда не идет, может на XP3.12 вывести? хоть и не понятно для чего.

andrews
18.03.2025, 11:19
Сюда (https://habr.com/ru/articles/847434/) не получится почти всё запихнуть?

AlexBel
19.03.2025, 05:13
Ошибка в чипселекте ПЗУ, DS2-22. Сейчас ПЗУ выбирается когда НЕ /SV, те не видео, а что будет при выборке клавиатуры и звука? - конфликт на шине. По оригинальной схеме как именно выбирается ПЗУ не понятно, но можно просто задействовать А15, как я это моделировал. ПЗУ будет выбираться для всей нижней половины адресного пространства, заодно завести А13 на 26ю и А14 на 1ю ножки ПЗУ, можно через ноль-перемычки. При гипотетическом написании нового ПО, это лишним не будет.
Далее чисто практический вопрос, кто то реально будет использовать К537РУ10? Может предусмотреть возможность установки 6264(62256), те корпус на 28ног? (Это же актуально и для знакогенератора на РФ2, предусмотреть корпус на 28 ног). Из 6264 вытекает следующий момент, есть доп память, и можно ли её задействовать, заведя дополнительные адресные линии и коммутируя чипселекты на DD17( так же, новое ПО...).
Цепь /SM никуда не идет, может на XP3.12 вывести? хоть и не понятно для чего.

Да, может быть конфликт на шине при чтении клавиатуры. При записи в регистр звука конфликта не будет, так как на ПЗУ заведён сигнал RDn и ПЗУ не включится. Было бы правильнее включать ПЗУ программ адресными линиями. Я, пожалуй, так и сделаю, будет отдельный дешифратор. Расширить ОЗУ можно, только нужно будет добавить управление линиями адресов, чтобы при переключении на чтение видеопамяти видеопространство становилось на своё место. У меня такая мысль была, но я решил оставить структуру "Крохи" такой же, как в оригинале, а ПЗУ знакогенератора, ПЗУ программ и допОЗУ (если будет) вынести в картриджи. Это даст больше гибкости при распределении пространства. Как вариант - на плате "Крохи" установить уже имеющиеся ПЗУ, чтобы работала без картриджей, а при установке картриджей встроенное ПЗУ отключаются. Кроме того, неплохо бы предусмотреть порт, через который можно будет управлять частью адресов ПЗУ знакогенератора - таким образом, можно будет оперативно менять наборы псевдографики. Сигнал SMn выбирает область адресов 0xF800-0xFFFF, там можно расположить и ПЗУ МОНИТОР и какие-нибудь порты. Для себя я ещё окончательно не определился. И у меня на схеме перепутаны названия сигналов управления ОЗУ. На работу это не влияет, но читать схему мешает.

- - - Добавлено - - -


Сюда (https://habr.com/ru/articles/847434/) не получится почти всё запихнуть?

Зависит от характеристик чипа.

fifan
23.03.2025, 17:52
Нашлись некоторые недоработки схемы. Вот письмо мне от Виталия Попова:

Ошибка в чипселекте ПЗУ, DS2-22. Сейчас ПЗУ выбирается когда НЕ /SV, те не видео, а что будет при выборке клавиатуры и звука? - конфликт на шине.
По оригинальной схеме как именно выбирается ПЗУ не понятно, но можно просто задействовать А15, как я это моделировал. ПЗУ будет выбираться для всей
нижней половины адресного пространства, заодно завести А13 на 26ю и А14 на 1ю ножки ПЗУ, можно через ноль-перемычки. При гипотетическом
написании нового ПО, это лишним не будет.
Далее чисто практический вопрос, кто то реально будет использовать К537РУ10? Может предусмотреть возможность установки 6264(62256), те корпус на 28ног?
(Это же актуально и для знакогенератора на РФ2, предусмотреть корпус на 28 ног). Из 6264 вытекает следующий момент, есть доп память, и можно ли её
задействовать, заведя дополнительные адресные линии и коммутируя чипселекты на DD17( так же, новое ПО...).
Цепь /SM никуда не идет, может на XP3.12 вывести? хоть и не понятно для чего.

fifan
20.05.2025, 05:50
Всё же надо попробовать доработать схему по лишению ошибок, указанных выше. Может предусмотреть вставки картриджа на плату как в приставке Альф? Посмотрел я плату - слишком большая. Клон называется "Кроха" - должна плата быть соответствующих названию размерами. Вижу выход из положения в применении ПЛИС.

fifan
20.05.2025, 09:04
Запихал в ПЛМ типа EPM7128SLC84 12 из 26 микросхем Крохи. Конкретно туда "спрячутся": весь синхрогенератор, мультиплексоры адреса ОЗУ, DD14 и DD17, исходник - схема (http://www.xn----7sbombne2agmgm0c.xn--p1ai/for_out/Krokha.pdf). Осталось ещё 18 пинов для хотелок. Перехожу к выбору разъёма для картриджа. Наверное в нём будет размещаться ОЗУ типа UT62256CSC и две ПЗУ 2764 (знакогенератор и система).

http://www.xn----7sbombne2agmgm0c.xn--p1ai/for_out/EPM7128SLC84_KROKHA.png

- - - Добавлено - - -

Хорошо бы использовать вот такой разъём, где бы его ещё найти, мне нужны его габаритные данные.

https://zxbyte.ru/pic/alf/alf91.jpg

caro
20.05.2025, 10:32
СНП14, СНП15, СНП37
https://izoteh.perm.ru/GoodsRes/89860_17308.pdf

CodeMaster
20.05.2025, 12:02
Основная проблема конечно - отсутствие игр.
А кто писал софт?

fifan
20.05.2025, 17:10
СНП14, СНП15, СНП37
https://izoteh.perm.ru/GoodsRes/89860_17308.pdf

Точно такой даташит я тоже нашёл. Жаль, что не все размеры. Барыги все таки разъёмы скупили на золото. Где потом для Крохи их доставать?

fifan
23.05.2025, 18:40
После трёх дней намётки печатной платы готовы. Напомню, что почти всю логику я запихал в ПЛИС (EPM7128SLC84). Пустые пины у неё ещё остались. Постарался вписаться в размеры 10 на 10 см. Картридж размерами 10 на 5 см. В него я впихнул ПЗУ, ОЗУ и сдвиговый видео регистр. Схему представлю, когда нарисую внутренности плисины (Quartus нужно ставить...).

fifan
24.05.2025, 19:16
Т.к. в ПЛИС я могу сделать любой маппер давайте разберёмся с распределение памяти консоли.
Как написал AlexBek и уточнил shattered мы имеем:


0000 - E7FF - ROM GAME
E800 - EFFF - RAM
F000 - F7FF - управление
F800 - FFFF - пока не понял
E000-E7FF - зеркало RAM E800-EFFF
Но ПЗУ по схеме выбирается, как заметил PVV, по сигналу SV. Там же ОЗУ находится?! Как будет правильнее?

P.S.
1. В картридж я поставил ПЗУ одну 2764. Знакогенератор можно будет выбирать DIP переключателями 4 по 2 кБайта.
2. Системное ПЗУ у нас 58 кБайт, округляем до 64. В 27512 можно засунуть только один набор игр с системой. Может поставить что-нибудь больше?
3. ОЗУ я поставил 62256 с 32 кБайтами, но А11...А14 я заземлил. Может предусмотреть какой-то переключатель страниц? 16 страниц ОЗУ по 2 кБайта как задействовать?

CodeMaster
25.05.2025, 11:19
Может поставить что-нибудь больше?
Проще микросхему ПЗУ в панельку.

fifan
25.05.2025, 13:33
Нет схем картриджей вставляемых в оригинальную консоль. Но схему можно срисовать с реальных фото, взятых с видео о Крохе с ютуба. Я так и сделал. Здесь кто-то упоминал что выборку (/CE) нужно брать с адреса А15. Так в реальном картридже и сделано. /OE идет на /RD схемы. Остальное всё как полагается адреса A0...A12 и данные D0...D7 на соответствующие сигналы с процессора. Я предполагал, что ПЗУ должно быть 64 кБайта, но реально в картридж впаяно 8 кБайтная РФ6А. Адреса A13 и A14 микросхемы (если это не 8 кБайт) просто весят в воздухе. Вот лицезрейте фото.

http://www.xn----7sbombne2agmgm0c.xn--p1ai/for_out/KrokhaCartridjes.png

fifan
29.05.2025, 20:27
Вроде всё доделал. Схема новой консоли здесь (http://www.xn----7sbombne2agmgm0c.xn--p1ai/for_out/Krokha.pdf). Из новшеств:
1. убраны две микросхемы в плисину;
2. добавлен кварцевый генератор;
3. в качестве дополнения можно установить разъёмы для клавиатуры (если конечно есть поддержка ПО для неё).

http://www.xn----7sbombne2agmgm0c.xn--p1ai/for_out/Krokha3D.png

fifan
30.05.2025, 06:08
Было фото Vinxru игры в приставку с выходом цвета. Как он это сделал? Жаль что с ним невозможно связаться и спросить о доработке.

Serg6845
30.05.2025, 09:09
Вроде всё доделал. Схема новой консоли здесь (http://www.xn----7sbombne2agmgm0c.xn--p1ai/for_out/Krokha.pdf).

а зачем перемычка между 1 и 20 ногой 27512? сразу половина объема теряется.

fifan
30.05.2025, 10:58
а зачем перемычка между 1 и 20 ногой 27512? сразу половина объема теряется.
Просмотрите картридж снятый со скриншота видео 3 поста назад. Там провод с ножки 20 РФ6А идёт на 17 ножку разъёма, куда подключен адрес А15 на плате консоли.
Схема (https://disk.yandex.ru/d/OChH3gcHg0-TWw), где можно посмотреть разъём МРН22-2 Х4.
Я спрашивал у писавших в этом топике почему в маппере приставки ПЗУ выделено (0000 - E7FF) - 58 кБайт, а реальное ПЗУ всего 8 кБайт? Мне никто не ответил. Применяемое 27512 хоть как-то можно будет расширить до 8*4 кБайт перемычками, которые я установил с обратной стороны платы. Если конечно количество набора игр с системным ПЗУ увеличится до 4...

Serg6845
30.05.2025, 12:45
Просмотрите картридж снятый со скриншота видео 3 поста назад. Там провод с ножки 20 РФ6А идёт на 17 ножку разъёма, куда подключен адрес А15 на плате консоли.


это понятно, там 1 ножка вообще в воздухе висит (что кстати не есть правильно, возможны очень неочевидные глюки)
я имел в виду например добавить переключатель чтобы вешать 1 ножку на 0 или на 1. хотя если в ПЗУ все равно писать нечего...

fifan
30.05.2025, 14:30
В даташите на РФ4А (https://eandc.ru/pdf/mikroskhema/k573rf4.pdf) ничего не сказано об выводе 1, хотя в зарубежном аналоге 2764 должно подаваться напряжения программирования. У меня данная нога подтянута к А15.

Serg6845
30.05.2025, 15:03
В даташите на РФ4А (https://eandc.ru/pdf/mikroskhema/k573rf4.pdf) ничего не сказано об выводе 1

вообще-то сказано, напряжение программирования. верхняя строчка в таблице.


хотя в зарубежном аналоге 2764 должно подаваться напряжения программирования.


в даташите на 2764 сказано что в режиме чтения туда надо подавать Vcc
https://www.alldatasheet.com/datasheet-pdf/pdf/88144/STMICROELECTRONICS/2764A.html
стр. 3 табл. 3


У меня данная нога подтянута к А15.

и одновременно А15 идет на /CE той же ПЗУ, так что когда там 1 - пзу не выбрано. в случае 27512 это означает что верхняя подовина пзу работать не будет никогда.

fifan
30.05.2025, 20:03
Не с чем там работать. Напомню, что всё ПЗУ приставки объёмом всего 8 кБайт.

fifan
03.07.2025, 17:16
Послал письмо автору приставки. Он обещал найти исходники прошивки. Жду. По результатам буду решать о начале производства печатной платы.

andrews
04.07.2025, 12:14
Попробовал на эмуляторе b2m. Что-то непонятное на экране.
Версия 08.05.2025г. работает!

andrews
04.07.2025, 23:49
Сорри за оффтоп. Теперь хорошо бы пример разработки на sjasmplus для эмулятора. Ну, хотя бы Hello,world! Или своего ничего нельзя добавить?

fifan
05.07.2025, 07:16
Или своего ничего нельзя добавить?
Для работы с внутреннем ПЗУ Крохи нужно знать входы и назначения подпрограмм. Автор пока этого не предоставил.

andrews
05.07.2025, 11:14
Для работы с внутреннем ПЗУ Крохи нужно знать входы и назначения подпрограмм. Автор пока этого не предоставил.
то есть сейчас это "вещь в себе"?
А что писали про "катриджи" к ней? Как их ППЗУ программировали, не зная возможности добавить программу для запуска в меню, работу с экраном и кнопками?

fifan
09.07.2025, 17:20
Так и есть. "Картридж" состоявший из ПЗУ существует в одном экземпляре и занимает всего 8 кБайт.

andrews
09.07.2025, 18:53
Ну, это дело автора. Кто делится с миром - тот дает своему детищу шанс жить в веках ;) А кто не хочет делиться - тот хоронит его вместе с собой.
Live with me. Live after me.

Авторы КРАМ - КРАМ(советский клон Intellec MDS Series II на 8080 Multibus) похоронили. МСУВТ В7(8080), МСУВТ В9(8086), МСУВТ В10(8051) тоже. А вместе с ними и ISIS-II,RMX80,RMX86,RMX51 и туеву хучу библиотек для PL/M-80, PL/M-86 и PL/M-51 например.

Oleg N. Cher
09.07.2025, 23:36
И отличный на своё время компилятор языка BLISS для PDP-11, который нам никто не даст - он глубоко похоронен в DEC.

BLISS был для PDP-11 в DEC чем-то подобным PL/M для 8080 в Intel. По сути они были самыми крутыми языками/компиляторами (не пишу "ЯВУ", ибо языки системные) для разработки под эти процы. В инете, кстати, доступна книга The Design of an Optimizing Compiler (https://libcats.org/book/1173514) про внутреннее устройство очень качественного оптимизирующего компилятора BLISS. И ещё попадаются компиляторы без исходников под какие-то аццкие древние архитектуры типа VAX.

https://true-grue.github.io/PLComp/bliss.htmlhttps://en.wikipedia.org/wiki/BLISShttps://www.cs.tufts.edu/~nr/cs257/archive/ronald-brender/bliss.pdfhttps://www2.cs.arizona.edu/classes/cs520/spring06/bliss.pdfhttps://docs.vmssoftware.com/docs/bliss-language-reference-manual.pdf
Есть современные попытки реконструировать компилятор BLISS (https://github.com/madisongh/blissc), но это конечно имеет бледный вид...

Кстати, также похоронили системный язык LIL, в своё время разработанный в Bell labs Ф.Дж.Плоджером, LIL конкурировал на ранних этапах с Си, в итоге Си победил, потому что LIL был машинно-зависимый. Признайтесь, вы не слышали о LIL? Я вот тоже недавно узнал.

https://en.wikipedia.org/wiki/Little_Implementation_Languagehttps://www.ultimate.com/phil/lil/https://dl.acm.org/doi/pdf/10.1145/872740.807107
Ещё есть интересный Terse (https://www.terse.com), но тут автор его походу уже своей жадностью похоронит... Коммерческий типа язык, но на самом деле просто другое представление для ассемблера x86. По нему есть довольно интересный сайт, где предлагают купить компилятор. И есть статья про Terse (https://www.terse.com/ddj.pdf) в Dr.Dobbs Journal.

Сорян что влез, я как обычно про своё) Просто мне такое интересно - альтернативные средства ретро-разработки для замены асма.

fifan
16.07.2025, 07:58
Автор приставки Caro. Я отправил ему просьбу по исходникаи пзу. Жду. Наверное забыл про просьбу, может и ничего не сохранилось. В последнем случае смысла повторять девайс не вижу.

AlexBel
24.07.2025, 13:00
Написал маленький тест для "Крохи", выводит знакогенератор на экран. Скриншот с эмулятора EMU. Может, пригодится..
82542

82543

andrews
24.07.2025, 14:08
Вот как бы его запустить кто объяснил. И на чем такое пишется? Встроенный софт приставки как использовать?

AlexBel
24.07.2025, 14:13
Вот как бы его запустить кто объяснил. И на чем такое пишется? Встроенный софт приставки как использовать?

Тест прошивается в ПЗУ программ и устанавливается на место штатной. А что касается софта - джойстиком выбираешь нужную игру из меню и - вперёд!
https://rutube.ru/video/64358f7ffea4ce2c461e2995b50c80a8/?r=wd