PDA

Просмотр полной версии : Картридж для слота расширения... в который втыкается второй Спектрум!



PheeL
20.12.2016, 12:50
это не решит проблему акселя
Сейчас пошучу. А что если сделать картридж для слота расширения... в который втыкается второй Спектрум! :) Первый рисует, второй считает. Стерео режим :) Переброской данных занят какая-либо синхронизирующая логика\микросхема\контролл ер. Правда насколько это аппаратно реализуемо и имеет ли смысл, кроме как посмеяться, не берусь судить.

Бука
20.12.2016, 19:34
А что если сделать картридж для слота расширения... в который втыкается второй Спектрум!

Емнип была такая идея в 80х.

На слот расширения цепляется картридж, в котором сидит Z80 и ПЗУ/ОЗУ, 64к суммарно.

Сам спектрум занят игровой логикой и музыкой, карик рисует экран (16 цветов на точку 256*192, 24 кб) и двигает по нему спрайты из своей же памяти. По командам основного Z80.

Хз где читал, вроде начали делать испанцы в 85м но потом Амстрад запретил стороннее производство и тема заглохла.

DenisGrachev
22.12.2016, 08:20
Емнип была такая идея в 80х.
На слот расширения цепляется картридж, в котором сидит Z80 и ПЗУ/ОЗУ, 64к суммарно.


Почему-то вспомнилась история с Bandersnatch.
В 84-ом, перед крахом Imagine, они делали Bandersnatch с прицелом на картридж :)
Даже видео сохранилось, смотреть с 5:13


https://www.youtube.com/watch?v=g1U_xBLPyg8&feature=youtu.be&t=5m13s

Бука
22.12.2016, 10:39
прицелом на картридж

На Спек была минимум одна игра с картриджем и кассетой, кроме этой.

В упор забыл название, но была. Карик вставлялся в слот расширения, Interface II не требовался.

Подменял собой ПЗУ, и дальше игру надо было загружать с кассеты. Но никаких акселераторов в том картридже не было.

- - - Добавлено - - -

Игру не нашел, где-то в компе прячется.

Вот что попалось:

http://www.worldofspectrum.org/pub/sinclair/hardware-adverts/LogotronSpriteBoard.jpg

http://www.worldofspectrum.org/infoseekid.cgi?id=1000234

Ralf
22.12.2016, 12:22
На Спек была минимум одна игра с картриджем и кассетой, кроме этой.

В упор забыл название, но была. Карик вставлялся в слот расширения, Interface II не требовался.

Подменял собой ПЗУ, и дальше игру надо было загружать с кассеты. Но никаких акселераторов в том картридже не было.

Shadow of the Unicorn
http://www.worldofspectrum.org/infoseekid.cgi?id=0004424

PheeL
22.12.2016, 17:12
Емнип была такая идея в 80х.
На слот расширения цепляется картридж, в котором сидит Z80 и ПЗУ/ОЗУ, 64к суммарно.
Сам спектрум занят игровой логикой и музыкой, карик рисует экран (16 цветов на точку 256*192, 24 кб) и двигает по нему спрайты из своей же памяти. По командам основного Z80.
Хз где читал, вроде начали делать испанцы в 85м но потом Амстрад запретил стороннее производство и тема заглохла.
Но это отдельная специализированная плата и скорее всего дорогая. А я имел ввиду, что если у тебя вдруг по каким-то причинам есть две машины (допустим был 48К, а прикупил 128К) со стандартной ZX BUS, то получится ли для игр или другого софта использовать вторую машину в качестве внешнего акселератора с более дешёвым адаптером через шину? Всё же самих компьютеров произведено больше чем таких спец-плат и дело только в сложности адаптера. А для аркадных или 3D игр где требуется производительность, вполне разумный вариант на мой взгляд.

Бука
22.12.2016, 17:18
Shadow of the Unicor

Спасибо!

Она еще и целиком на картридже для Timex-а была выпущена.

http://www.worldofspectrum.org/infoseekid.cgi?id=4000066

Timex вообще оригинальный агрегат. Меня который год мучает вопрос - почему в 128й спек испанцы не прикрутили его фичи?
Лишь вторую экранную область, и AY - всё.

Аппаратный мультиколор и двуцвет 512*192 требовали минимальной доработки, некоторые клоны в ехСовСоюзе спокойно на рассыпухе их имеют.

Но историю взад не засунуть...

- - - Добавлено - - -


то получится ли для игр или другого софта использовать вторую машину в качестве внешнего акселератора с более дешёвым адаптером через шину?

Это какой-то котопес получается. Нет.

Идея была в девайсе наподобие GeneralSound, только не для звука а для графики. И там однозначно будет свой видеовыход.

По идеологии это что-то вроде 3Dfx Voodoо или Sega 32X.

solegstar
23.12.2016, 12:00
Сейчас пошучу. А что если сделать картридж для слота расширения... в который втыкается второй Спектрум! :) Первый рисует, второй считает. Стерео режим :) Переброской данных занят какая-либо синхронизирующая логика\микросхема\контролл ер. Правда насколько это аппаратно реализуемо и имеет ли смысл, кроме как посмеяться, не берусь судить.
никаких шуток, такой вариант есть уже довольно давно, с момента изобретения General Sound. Если я не ошибаюсь, то эту карту можно использовать по не прямому назначению, т.е. для математики/ускорителя, как допустим это делал Alone в одной из демок (http://alonecoder.nedopc.com/zx/TheLink.rar), правда он пользовался NeoGS, но смысл был тот же. С NeoGS возможностей еще больше, даже в той же озвучке игры (цифровые семплы, музыка, даже в мр3). + 20 МГц процессор. + sdcard на борту, + их уже у народа очень много. да, в оригинальном GS только 128кб памяти, но уже есть куча схем расширения и даже до 2мб. Но этим никто не пользуется, Проще изобрести очередную вундервафлю и под неё писать, чем разобраться с тем, что уже получило широкое распространение.

PheeL
23.12.2016, 23:25
Концептуально\визуально я имел ввиду что-то вроде этого:

https://lh3.googleusercontent.com/LajKyrWGlUcK5sbUt2W6w_-w9NcI0boirBwvkPhJz5reDPrkpmXp54ophB-r5yz9i37FuTD1Xw_YNWRM4x6ISWHskn-nisfy58fYaq3JDZaDBReuOxhz3PcXuY7NqZh9SoUfcQFSGYk5Z k3P_qCCp3xVlDQJBDAtIRF1c76IgdyDek6R4XBbWZw62A4tBBP rC-J3nCwfl7d74g68QRdghApeWsuvI1tPhvd49XukO8OqOyVqtkOm fBsKKZNP1ZZanOi_v98to7RK693miTFP7Y5xKiVb9nlgjum7LW ls8UfJUIYF16_oI8lNTYPxLUf87Hn4oE2TvYo61nG2r_nL85cz bgJ9gdfRyuVqH1N3aq97xW8Jm4sbUGOEnAnbz7ThzkRVqzwf_Z cfFugHgiJp74483ZMO-B3Z6TmlD-hI7YMPFog2hOAdxU4dEAWtl5VfcIgKsvrLexmwF3cYgSfHskaD AZ1nJf82jqMdtnjm8mLkmZ2B3XGSUp8FEvMhtcxq2D8-QBCLELItTQemdYgrSG1QlRxDMbEixO_zlcTKrSzKSzrVIP3fhn fjYbj5uCC4oInvYVSaF_LTUH7bXn_-pjdaRenQ6rJ5t4dqRz5I36SDwRynvgQX=w570-h418-no

В самом адаптере можно уже подумать про DMA и другие плюшки.

SaNchez
24.12.2016, 07:22
Вот это монстр! :D

Imho, рецепт оптимального картриджа для ZXBUS - это z80 20Mhz + кэш 24Кб (в нем крутится программа) + ПЗУ. Вот принцип работы:
1) При вставленном картридже отключается внутренний медленный z80 сигналом BUSRQ, он не нужен.
2) Карта памяти картриджа: [#6000..#BFFF] - кэш, [#C000..#FFFF] - ПЗУ организованное страницами по 16кб.
3) Процессор в картридже работает на частоте 20Mhz, кроме случаев, когда обращается к памяти [#4000..#5FFF]. В этом случае, он начинает тактироваться сигналом CLK 3,5Mhz и притормаживаться сигналом WAIT, что нужно для некоторых клонов. Во время обращения [#4000..#5FFF] картридж обращается непосредственно к памяти спектрума.
4) Рисуем в буфер экрана, затем кидаем его в реальный экран спектрума. DMA не нужен, и вот почему. Процессор на картридже работает в 5,7 раз быстрее, поэтому даже обычный LDI (16 тактов) будет отрабатывать за (15 / 5,7) + 1 -> ~ 4 такта. Да, с DMA можно достичь 2 такта на байт, но это уже лишнее усложнение и удорожание картриджа.

Преимущество этого подхода: не нужно экзотических приемов и инструментов для программирования. По сути, программа написанная для такого картриджа может быть запущена на клоне с большим объемом памяти и быстрым процессором, например ZX-EVO.

Бука
24.12.2016, 09:37
рецепт оптимального картриджа

Проверил - на машинах производства Amstrad-а видеосигналы на ZXBUS не выведены.

http://www.salkin.co.uk/~wiki/index.php/Spectrum_%2B2

Это автоматом хоронит идею видеоускорителя... :(

SaNchez
24.12.2016, 10:28
Если ты ссылаешься на меня, то я про сигналы видео ничего не говорил, они не нужны ;)

Бука
24.12.2016, 11:02
Если ты ссылаешься на меня

Нет, я про идею видеоускорителя для Спектрума, которую курили в 1985м.

BlastOff
25.12.2016, 05:28
Это не то же самое, что и аксели для амиги?

drbars
25.12.2016, 08:37
Проще сделать игру строго для PC в стиле спектрума) Были такие попытки) Игры на спек должны с кассеты запускаться без танцев с картриджами, а всякие монстры неподъёмные оригинальным "классическим" железом — не спектрум) Вангую, тема скатится "во второе" убирание клешинга)))

SaNchez
25.12.2016, 14:23
Проще сделать игру строго для PC в стиле спектрума) Были такие попытки) Игры на спек должны с кассеты запускаться без танцев с картриджами, а всякие монстры неподъёмные оригинальным "классическим" железом — не спектрум)
Поздравляю, теперь "Чёрный ворон" и "Звездное наследие" - не спектрум!

Вангую, тема скатится "во второе" убирание клешинга)))
Пока не будет софта под эти железки, согласен, это пустое сотрясение воздуха.

- - - Добавлено - - -


Проще сделать игру строго для PC в стиле спектрума) Были такие попытки)
Их и сейчас дофига, можешь погуглить. Просто кому нужен "закос", если нет оригинала, который можно запустить на "железном" спеке.

Gutten
25.12.2016, 14:57
Игры на спек должны с кассеты запускаться
Вы немного от жизни отстали, лет так на 20. Уже давно вышли разные "монстры" типа дисководов (не говоря уж про что-то более новое), на которых ВНЕЗАПНО! даже выходили игры.

vlad
26.12.2016, 13:47
Как смотрите на DivGMX (http://zx-pk.ru/threads/27225-divgmx.html) в роли картриджа? Подключается через ZX BUS к ZX Spectrum, на борту есть всё необходимое для вывода видео со звуком, SDRAM 32МБайт + FLASH 8МБайт памяти, поддержка SD и USB HID устройств (клавиатура, мышь, gamepad...)
Сейчас на первом этапе есть возможность развернуть акселератор на NextZ80 работающего на тактовой частоте 42МГц, он в 3-4 раза быстрее обычного Z80 на аналогичной частоте, растровую графику 256x192 8bpp (256 цветов), дальше развить до нужного функционала.

Mor-Da
26.12.2016, 14:06
Как смотрите на DivGMX (http://zx-pk.ru/threads/27225-divgmx.html) в роли картриджа?Самый чОткий картридж. Да ж Спек не нужен :)

vlad
26.12.2016, 14:11
Самый чОткий картридж. Да ж Спек не нужен :)
Дает возможность реализовать практически любое классическое устройство для Спектрума или свои хотелки относительно быстро и без паяльника, для экспериментов и обучения самое то :) Дальше после проработки устройства на DivGMX по желанию, можно взяться за его сборку на мелкой логике.

Mor-Da
26.12.2016, 14:24
Дальше после проработки устройства на DivGMX по желанию, можно взяться за его сборку на мелкой логике.Натурально DevBoard для периферии.

kasper
16.06.2017, 09:26
Вот 2 спектрума, которые воткнуты в спектрум)
https://uploads.tapatalk-cdn.com/20170616/1f8d9c0fbab432b73033eb60b7820b28.jpg

- - - Добавлено - - -

DeadMan
22.12.2022, 18:43
если склероз не изменяет, в какомто выпуске ZX-Ревью была схема подключения дендика к спеку для ускорения видеовывода (ускорение спрайтов цвета и т.п.), ну естественно надо было писать прогу с поддержкой этих наворотов, еще и под две разные архитектуры