Просмотр полной версии : Еще один клон Специалиста - Eureka
Привет!
Еще один клон Специалиста - Eureka. Номинальная информация здесь (www.8bit.lt/ru/specialist/eureka).
Pyk огромное спасибо, сделал продержку в emu80v4.
Исходники на github, чуть позже сделаю Windows-сборку и подробнее напишу об этом компьютере.
- - - Добавлено - - -
Выложил Windows-сборку в теме эмулятора:
http://zx-pk.ru/threads/27488-emu80-v-4.html?p=953979&viewfull=1#post953979
Отличия Эврики от стандартного Специалиста:
В ПЗУ отсутствует Монитор, вместо этого по адресам F800-F9FF располагается загрузчик, который по сбросу загружает файл с МЛ.
В диапазоне адресов C000-CFFF может располагаться внешнее ПЗУ. В эмуляторе здесь расположен стандартный Монитор Специалиста.
Присутствует ROM-диск объемом до 32 Кб. В эмуляторе в ROM-диске расположен Монитор, который загружается в память по адресам 8100-81FF. ROM-диск подключен по стандартной для Специалиста схеме, но на том же ВВ55, который обслуживает клавиатуру и магнитофон (параллельно). ROM-диск включается битом 7 порта C ВВ55.
В загрузчике работают клавиши: F1 – тест, F2 – вызов программы из ROM-диска (Монитора), F3 – вызов ПЗУ по адресу C000 (Монитора Специалиста), F4 – запуск последней загруженной с МЛ программы.
В загрузчике и в стандартном Мониторе используется формат записи на ленту РК-86 (не Специалиста).
Программы на кассете многоблочные – сначала грузится загрузчик, выводящий на экран имя программы, потом основная часть.
По адресам F803, F806 и т. д. расположены команды перехода на соответствующие ПП Монитора (8103, 8106 и т. д.) для обеспечения некоторой совместимости с РК-86.
Присутствует цветной 4-цветный режим. В этом режиме разрешение по горизонтали снижается вдвое, а каждый байт содержит информацию о 4-х пикселях, кодируемых четырьмя парами бит. Цветной режим включается битом 6 порта C ВВ55.
Для генерации звука наряду со стандартным для Специалиста способом может быть использован способ, применяемый на РК-86 – с помощью выхода INTE процессора.
Для загрузки rke-файлов в эмуляторе удобнее всего использовать Alt-F3 (Win-F3) либо загружать их из командой строки. Можно также отключить подавление запроса файла по сбросу в настройках и загружать по сбросу. WAV-файлы грузятся с помощью Alt-W.
Странный Специалист. Жалко, что нет никакой информации о системном ПО.
Судя по тому, что удалось узнать посмотрев на коды, и не увидев ни ПЗУ, ни ОЗУ на адресе C000, ясно, что это клон Специалиста только по железу, а по стандартным входам в ПЗУ несовместим. Хотя увидев на фото платы, что предусмотрены места для распайки доп.ПЗУ в виде РФ2, полагаю, что не составит труда получить совместимость, уставив хоть одну РФ2 на адрес C000.
Из интереса дизассемблировал ПЗУ 556 РТ5 в 512 байт, которое располагается на F800 и содержит входы в стандарте РК86 - F803, F806, F809... F833 и загрузчик с МГ-ленты, загружающий основной ROM-BIOS, который как всегда глупо назван монитором. Эти стандартные РК-входы здесь содержат лишь голые джампы в область 8100, куда и загружается исполнительная часть этих подпрограмм.
Но посмотрев дамп монитора в файле 'monitor.rke', был озадачен. Заголовок RKE-файла из 4-х байт указывает, что этот блок должен иметь размер от 8000 до 80BA, а этот файл имеет размер более 4-х килобайт. Это значит, что формат какой-то иной.
Проанализировав коды, стало ясно, что использована многоблочная загрузка и длину в BA байтов имеет только блок первичного загрузчика, причём блоки идут в МГ-формате РК86, а не Специалиста. Т.е порядок байтов в заголовке файла соответствует принятому в МГ-записях РК86, а не Специалиста (сначала старший потом младший) и в конце блока контрольная сумма также по принципам МГ записей РК86, а не Специалиста, т.е не сразу стоят два байта КС, а идут два нулевых байта, синхробайт и только затем КС (в порядке байтов, как принятов в РК).
Это наводит на мысль, этот компьютер вовсе не собирается совмещаться со Специалистом, а собирается совмещаться с РК86, т.к стандартные входы - эр-кашные, формат записи на МГ-ленту - эр-кашный, звук в мониторе - эр-кашный по DI/EI и ROM-BIOS грузится на 8000, чтобы оставить РК86 его обычные 8000 байтов ОЗУ.
С кем этот комп рельно собирается совмещаться покажет дизассемблирование исполнительной части ROM-BIOS, которая грузится в область 8100...8FB4 с помощью первичного загрузчика длиной BA, загруженного на адрес 8000. А сам этот первичный загрузчик, кроме того, что загружает второй блок содержащий ROM-BIOS на 8100, ещё предварительно путём прямого копирования экранной графики выводит какую-то короткую строку на экран длиной в 6 букв, возможно слово EUREKA.
Но раз это графический клон РК86, то интереса разбираться в его ROM-BIOS уже нет. Немного попозже дизассемблирую этот ROM-BIOS и из любопытства посмотрю поддерживается ли совместимость по рабочим ячейкам ПЗУ РК86, что необходимо для более полной эмуляции РК86. Кстати, если уж совмещались с РК86, то какого хрена клавиатура применена от Специалиста.
- - - Добавлено - - -
Ну вот, пока я пытался разобраться за счёт дизассемблирования ПЗУ, уже информация появилась. Напрасно не сразу, это сэкономило бы моё время.
Здесь такой же цветной режим, как у Патисоника-КР580. Хотя у Патисоника, был такой же цветной режим, но был ещё и таймер ВИ53 для звуков. Так, что вряд ли эти компы связаны, просто мысль авторов работала в одинаковом направлении.
- - - Добавлено - - -
Да, 4 цвета оказывается маловато. А вот разрешения в 192 точки по горизонтали для игр, похоже, достаточно. Но только лучше сделать режим не 192 на 256, а 192 на 128. Это вдвое уменьшит размер экрана до 6 кб и соответственно увеличит ресурс скорости в играх. Или заменив кварц 8 МГЦ на 9 МГЦ сделать растр 224*256 с экраном в 14 кб.
Для сокращения экрана до высоты в 128 точек недостаточно заземлить соответствующий адресный вес от счётчика видеогенератора, а придётся перекинуть два адреса на адресном мультиплексоре (иначе пропадёт регенерация ОЗУ).
А исправить нехватку числа цветов также просто, если объединить идею цвета этого компьютера и идею цвета А.Волкова, которая даёт путём установки нескольких второэтажных ОЗУ для каждого байта графики ещё дополнительные два бита. Если эти два бита использовать для переключения палитры, то получится в пределах каждых 4-х точек доступны 4 цвета, но зато выбираемых из палитры в 16 цветов. Т.о на экране общее число цветов равно 16, каждые 4 точки имеют свою палитру. Аппаратно получается просто.
А с какого года выпускали этот комп?
В мануале написано 1991. Но зачем тогда применили РУ3, если уже были не только РУ5, но и РУ7. На РУ5 число корпусов сокращается на 16 штук и ROM-BIOS Специалиста можно грузить в ОЗУ на C000. Тогда общее число микросхем падает с 60 до 44.
За прототип монитора использован древний монитор А.Волкова (его доработали, введя возможность редактирования строки). Это отчасти, говорит о том, что разработка была раньше, хотя и не факт, т.к монитор Волкова могли выбрать потому, что он маленький, 900 байт.
А вообще похоже, что совместимость со Специалистом авторов не волновала. Да и раз на заводской машине ПЗУ С000 не было, то это вообще не Специалист, а графический РК86. Кстати и бейсик они поставили эр-кашный, а не специалистовский. Специалист им был точно до лампочки.
Интересно, что игры вообще не используют ROM-BIOS (т.к его в ОЗУ просто нет). Это значит, что нет стандарта на код ПЗУ, а есть стандарт только на входные точки РК86. Надо посмотреть, куда лезут текстовые программы, - на F803... (что грамотно) или на 8103... (что неграмотно).
Вообще по коду видно, что системное ПО писал более опытный программист, чем А.Волков, так что скорее всего стандартными входами считаются входы на F800. Потому исполнительную часть ROM-BIOS можно перенести куда угодно, например на F000. А промежуточные входы 8103...812D понадобились для того, чтобы не приходилось всякий раз перешивать загрузчик F800, при смене версии ROM-BIOS-а по адресу 8100.
Я поместил фотки, документацию и прошивку на свой сайт (http://www.spetsialist-mx.ru/index16.html). Спасибо Protom'у за предоставленную информацию.
P.S. Protom, несколько орфографических ошибок на странице. Это простительно не русскому, я тоже не русский...:D
Ну barsik ты и приписал :)
Eureka 99,99999% процентов Специалист. Памяти 48кб, видео режим черный-белый такой и том же месте как у Специалиста.
Поставь ПЗУ от Специалист и все программы будет работать от Специалиста. Есть игра ZOO из журнала, работает :).
Я думаю што Литве 9х годах было много программ от Радио86РК. И авторы хотели видео режим от Специалиста.
Так взяли Специалист и поставили маленькую ПЗУ на адреса F800H чтобы работала большая часть Радио86РК программ.
Так вот Eureka как бы Специалист + Радио86РК эмуляция + свой цветной графический режим.
Eureka 99,9999 процентов Специалист. Памяти 48кб, видео режим черный-белый такой же, и в том же месте, как у Специалиста.
Ну barsik ты и приписал
Уж извините, я ничего не приписывал, я только изложил факты.
Если в заводской машине нет ПЗУ Специалиста, то программы Специалиста она прогонять не может. А даже, если ПЗУ впаять, то машина всё-равно по сбросу не сможет загрузить программу Специалиста, как делает обычный Специалист. Значит надо выкусывать РТ5, и заменять другой. Или выкусив РТ5 перепаять всю схему начального пуска, но тогда пропадут все оригинальные программы.
Это не набор деталей для радиолюбителей, а готовый промышленный компьютер, который покупают непрофессионалы, отцы семейств, не имеющие в доме паяльника. Разве было такое, чтобы заводские компьютеры кто-то курочил и дорабатывал, по-крайней мере в массовом порядке. Такого в России не было, значит не было и в Литве.
Не знаю игр Специалиста, где не было бы вызовов ПЗУ C000, хотя-бы чтобы выводить счёт в игре. Значит однозначно ни о какой совместимости говорить нельзя. Смотрите, та же самая ситуация с РК86 и Микрошей или с Апогеем. Но никто же не обзывает Микрошу Апогеем или РК86. Да, близость программ есть и конверсия программ от одной машины к другой несложна. Но раз машины несовместимы, то значит это не Специалист, а производное от него.
Вы же не обзываете компьютер Радуга или компьютер Патисоник Специалистом. У них тоже специалистовский экран с 9000 и тоже черно-белый, та же самая схема видеогенератора и даже клавиатура такая же. И если заменить ПЗУ, то можно гонять программы Специалиста. Но всё-равно это не Специалист, потому что несовместим.
Раз программы только от РК86 работают без доработки, то я абсолютно правильно написал, что "этот компьютер скорее является графическим клоном РК86".
Поставь ПЗУ от Специалиста и все программы будут работать.
А разве я это отрицал? Я по первому взгляду на код ПЗУ и фотографию написал, что так и будет. Но это уже доработка.
Кстати, ОРИОН в Специалист переделывается примерно за то же время, что занимает припайка ПЗУ в EUREKA. И это тоже не значит, что ОРИОН это Специалист.
Так вот Eureka как бы Специалист
А точнее - недоделанный Специалист. Я и написал, что это по железу Специалист, а по системному ПО - РК86. Но считать надо не по тому, что можно сделать из компьютера, а по тому что в коробке получает покупатель. А он получает машину, где работают цветные игры для экрана 192*256. И для такого режима возможны игры более лучшие, чем для базового Специалиста.
Думаю, что разработка была выполнена в ранние годы, где-то 1987-88 (иначе бы точно поставили РУ5, если не РУ7) и авторы обнаружив, что программ для РК86 намного больше (т.к для Специалиста их ещё не успели сделать), потому и решили сделать графический клон РК86. Справедливо полагая, что если стОящие игры для Специалиста появятся, то адаптировать их будет легко.
Возможно они получили документацию по переделке Специалиста в такой же РК-совместимый комп от КООП SP-580. И уже просто не знали с чем совмещаться, - с журнальным или с кооперативным вариантом Специалиста. Также возможно совместимость убрали сознательно, чтобы была только одна система в машине. Две это неудобно. Если бы хотели, то с помощью диода могли обеспечить дублирующее чтение ОЗУ 8000 на C000, что сразу решает все проблемы. И посадочные места для припайки ПЗУ скорее всего предусмотрели не для потенциальной совместимости со Специалистом, а для хранения резидентных программ, т.к для совместимости надо одно ПЗУ, а не 6.
Разработчики оригинально решили проблему с именем файла. Это приятнее, чем формат с именем орловского монитора. Только это нужно было сделать лучше. Попробую чуть позднее показать, как можно. Добавив в первичный блочок сотню байт и удлинив загрузку на полсекунды, можно было бы сделать вывод бегущего счётчика, показывающего сколько секунд осталось до конца загрузки. Вообще именно такая загрузка и задумывалась Волковым, что позволяет вывод заставки и другие чудеса.
Проще Специалист превратить в монохромную Эврику, чем наоборот. Т.к в ней весь МГ ввод основан на автостартовости блока по сбросу, то в ПЗУ Специалиста достаточно ввести вектор сброса, т.е две ячейки где будет храниться адрес процедуры сброса. Тогда просто заменив эти два байта на F800 и загрузив в открытое ОЗУ F800 512 байтов загрузчика Эврики, можно без проблем грузить и использовать мнохромные программы от неё. Кстати, имея волковский цвет, можно получить цветной режим Эврики истратив всего две КП11.
Pyk огромное спасибо, сделал продержку в emu80v4
Я тоже уже добавил Эврику в свой эмулятор.
b2m, про звук по INTE забыл...
Посмотрел отладчиком эмулятора текстовые программы и действительно, вызовы CALL 8103... в программах отсутствуют, везде использованы CALL F803... что было вполне ожидаемо, т.к не дибилы писали программы. Это позволяет просто перетранслировать и перенести блок 8100 на другие адреса, сохранив 100% совместимости, причём избавившись от необходимости грузить ROM-BIOS с МГ-ленты.
Выгоднее было бы промежуточные джампы на ROM-BIOS в ОЗУ поставить не в начале блока 8100, а в вершине ОЗУ сразу ниже экрана. Что позволило бы тратить лишь минимум ОЗУ на ROM-BIOS. Это лишний раз говорит о том, что разработчики компьютера, ОЗУ расположенное выше 8000, за ОЗУ не считали, т.к его нет в РК86.
Имея в Специалисте 4-х цветный волковский цвет, можно получить цветной режим Эврики истратив лишь КП11 и КП12. КП11-той в видео регистрах ИР16 запрещается последовательный сдвиг и переключаются входы ИД4 на плате цвета. А КП12 по сигналам от счётчиков видеогенератора выдаёт с выходов ИР16 четыре группы по два байта прямо на входы ИД4 на цветовой платке.
А шахматы из дистрибутива довольно грамотные, т.к этот компьютер меня нагло обыграл. Не знаю, как он играет в эндшпиле (обычно хуже), но хотя, у РК86 я всегда выигрывал, тут я потерял качество (глупо прозевал вилку конём) и компьютер стал вполне грамотно меня добивать, пользуясь перевесом выигрывая пешки и стремясь к размену равноценных фигур. Пришлось сдаться, т.к исход стал ясен. Обидно, что нет отката назад, чтобы тем самым жульничать, устраняя свои ошибки.
Тут или эта программа умнее, или я, 30 лет спустя, стал тупее. Кто-нибудь из слабых шахматистов поиграйте в эти шахматы и скажите своё мнение. Скорее всего, логический блок здесь тот же, взят от РК86, просто я 30 лет не играл в шахматы. Но может быть и доработано. Для сравнения надо провести игру между этой программой и программой от РК86.
Barsik, запусти эмулятор Эврики и когда видишь "ввод?" нажни F3 будет тебе открытие :)
Barsik, запусти эмулятор Эврики и когда видишь "ВВОД?" нажни <F3> будет тебе открытие :)
А неужели я это не видел? Глупо считать других идиотами.
По <F3> в эмуляторе средствами эмулятора делается переход в ПЗУ стоящее по адресу C000 (я кстати, сразу же изменил конфиг и поставил лениградский монитор размером в 14 кб, т.к с орловским проще повеситься, чем пользоваться, даже нет выхода в монитор из программ).
А если впаять ПЗУ Специалиста в реальную Эврику, то как в ней произойдёт переход на C000, если по сбросу стартует загрузчик F800? Придётся переделать схему, сделав из Эврики настоящий Специалист и утратив совместимость с оригинальным ПО. Или выкусить РТ5 и впаять новую, переписав код в ней так, чтобы был выбор типа компьютера.
Разработчики совершенно правильно отказались от совместимости с Специалистом. Не нужны в машине две системы.
Специалист это другой компьютер. Авторы просто использовали готовую схему, чтобы не трахаться с разработкой. Потому и незачем было делать это даже в эмуляторе. В реале этого нет. Какой смыл? Только создаёт путаницу с форматами файлов. Если нужно прогнать программу Специалиста, то грузим эмулятор Специалиста, а Эврику оставим для программ Эврики.
Я постараюсь конвертировать некоторые программы Специалиста для Эврики, благо это просто. И т.к стандарта на ROM-BIOS нет, то, возможно, напишу свой ROM-BIOS. А в эмулятор за 30 секунд путем модификации конфига добавлю дисковод от РК86 и пол-килограмма ОЗУ. Вот тогда это будет симпатичный и более полноценный клон РК86.
HardWareMan
12.03.2018, 10:54
А почему здесь (http://www.8bit.lt/ru/specialist/eureka) Land нагло обозван Lode Runner'ом?
http://emu80.org/shots/land.gif
http://www.8bit.lt/image/lode-runner-2.png
А неужели я это не видел? Глупо считать других идиотами.
По <F3> в эмуляторе средствами эмулятора делается переход в ПЗУ стоящее по адресу C000 (я кстати, сразу же изменил конфиг и поставил лениградский монитор размером в 14 кб, т.к с орловским проще повеситься, чем пользоваться, даже нет выхода в монитор из программ).
F1, F2, F3, F4 клавиши обрабатывает Эврики ПЗУ а не эмулятор. Хватит нести чушь!
А если впаять ПЗУ Специалиста в реальную Эврику, то как в ней произойдёт переход на C000, если по сбросу стартует загрузчик F800?
нажни F3 произойдёт переход на C000
Придётся переделать схему, сделав из Эврики настоящий Специалист и утратив совместимость с оригинальным ПО. Или выкусить РТ5 и впаять новую, переписав код в ней так, чтобы был выбор типа компьютера.
успокойся, ничего переделать не надо. Уже всё сделано. Нужна только ПЗУ от Специалиста.
Точно. Lode Runner Специалиста совсем другой. Видимо, тогда настоящего Lode Runner-а ещё не было, потому в рекламных целях и чтобы не было путаницы и изменили, а т.к им пришлось переделать всю программу и переделать всю графику на вдвое уплющенный экран, они сочли, что потому получили полное право изменить название.
Недостаток такого цвета в том, что монохромные программы от Специалиста практически невозможно оцветить. Приходится фактически написать новую игру, взяв от монохромной версии лишь идею и, возможно, графику. Потому-то и не имело смысла "цепляться" за Специалист, т.е после введения такого цвета, на Специалист нет смысла оглядываться, т.к заимствовать получится только системное ПО и монохромные игры. Разумнее использовать родные игры.
Зато игры от РК86 можно без кардинальных модификаций и оцветить и "ографичить". Также на такую машину будет легко конвертировать цветные игры от Патисоника-580, т.к там такой же цвет, экран и клавиатура, а игры используют графику от Ямахи.
Если заменить РУ3 на РУ5, то микросхем останется не 44, а 43, ещё отпадёт ИД4, что формирует /CAS0, /CAS1, /CAS2.
- - - Добавлено - - -
Хватит нести чушь!
Хватит хамить.
Если кто-то допустил неточность, это повод вежливо сказать "Извините, мне кажется, Вы ошиблись, т.к факты таковы", а не повод грубить.
успокойся, ничего переделать не надо Успокойся сам. Зачем так возбуждаться? Речь же о ерунде, а не о корове.
И обращайтесь, пожалуйста, на Вы. При обращении на Ты один шаг до фамильярности и хамства.
И что Вы пытаетесь доказать? Я сказал, что заводская модель из коробки не может прогонять программы Специалиста, т.к нет ПЗУ. Только полный идиот станет это отрицать. В заводском виде это компьютер совместимый с РК86, а не Специалист. О чём здесь спорить и из-за чего здесь раздражаться?
В Эврике есть внутренний ROM-диск, для чего, по-видимому, и предусмотрены некоторые из 7-ми посадочных мест. Давайте схему и посмотрим для чего предназначены эти посадочные места.
Думаю, что бОльшая часть этих ПЗУ предназначена для ROM-диска читаемого через клавиатурный ППА при бите D7=1. И в первую очередь запаивать разумно именно ROM-диск, т.к грузить ROM-BIOS с ленты утомительно.
Но всё-равно есть по-крайней мере одно ПЗУ включаемое прямо в адресное пространство на C000, т.к в загрузчике есть переход на C000. Кстати, если поставить оригинальное ПЗУ, то при работе программ Специалиста будут проблемы. Если на МГ выводить монитором Специалиста, то при выводе на ленту будет включаться ROM-диск. А при работе цветных программ Специалиста экран будет произвольно переключаться в режим 192*256.
В описании написано, что есть дополнительный ППА с тремя портами доступными пользователю. Но где же этот ППА? На плате виден только один ППА клавиатуры, так что этот пункт в параметрах, видимо, ошибочен.
Интересно, что для считывания ROM-диска используется ППА клавиатуры, перед считыванием ROM-диска нет проверки, что ни <НР> ни другие клавиши не нажаты. Данные ПЗУ считываются по порту B, причем на портах A и C меняются адреса. Потому без дополнительных мер, если нажать любую клавишу в момент чтения ROM-диска, то считается не то.
Этого легко избежать, если в цепь линий матрицы порта B включить последовательные резисторы (тогда сигнал с ПЗУ пересиливает ослабленный сигнал с клавиатуры). Эта идея позволяет получать ROM-диск без дополнительного ППА. Нигде больше такая идея не встречается. Эту идею можно применить на платах Специалиста, где нет второго ППА. Достаточно закрепить только панельку на 28 ног и резисторы.
- - - Добавлено - - -
ROM-диск подключен по стандартной для Специалиста схеме
А где найти информацию по стандартной для Специалиста схеме ROM-диска? До сих пор я считал, что у Специалиста ROM-диска вообще не было.
Потому без дополнительных мер, если нажать любую клавишу в момент чтения ROM-диска, то считается не то.
Именно так. Даже в документации написано, что во время загрузки с ROM-диска нельзя нажимать на клавиши...
В Эврике есть внутренний ROM-диск, для чего, по-видимому, и предусмотрены некоторые из 7-ми посадочных мест. Давайте схему и посмотрим для чего предназначены эти посадочные места.
Извините, мне кажется, Вы ошиблись опять, т.к факты таковы. В руководстве по эксплуатации Эврике на 14 станице написано:
Клавиша "F3" производит запуск программы, начинающейся с адреса C000H. Эта функция позволяет использовать программы компьютера "Специалист", публикуемые в журнале "Моделист-конструктор". Для этого необходимо записать системные программы компьютера "Специалист" в пзу, установить их на плате видеоигротеки и подключить к микропроцессору и дешифратору в соответствии со схемой, опубликованной в журнале "Моделист-конструктор", 1987, N 3, С. 20-21. На печатной плате предусмотрены места для установки 7 микросхем пзу тип КС573РФ2 или КС573РФ5 общим объемом 14 КБайт.
Нету внутреннего ROM-диска. ROM-диск внешний. О нем написано на 13 странице 7.4 пункт. А схема ROM-диска нарисован на 87 странице приложение 9.
И что Вы пытаетесь доказать?
Я питаюсь исправить ошибки. Вы хотите "Специалист" превратить в "Радио86РК".
Я сказал, что заводская модель из коробки не может прогонять программы Специалиста, т.к нет ПЗУ. Только полный идиот станет это отрицать. В заводском виде это компьютер совместимый с РК86, а не Специалист.
Совместимый с РК86 только по системным входам F800H и только если загружен монитор.
Кстати, если поставить оригинальное ПЗУ, то при работе программ Специалиста будут проблемы.
Извините, мне кажется, Вы ошиблись опять, т.к факты таковы. При работе программ Специалиста не будут проблемы. Все монохромные программы будет работать без проблем.
На счет обсуждений - к чему ближе Eureka, к Специалисту или к РК86, скажу - что, разумеется, к Специалисту.
Я сделал в своем эмуляторе Специалиста поддержку файлов в формате .rke и .rk, в которых выложены программы для Эврики на сайте (а отличаются они от .rks лишь тем, что байты в полях стартового адреса программы и конечного адреса поменяны местами). И сразу заработали ВСЕ игры.
После чего добавил поддержку 4-х цветного режима, и заработал еще и цвет в единственных двух цветных играх - Тетрисе/Питоне и Лодерунере
Системные программы не заработали, им, видимо, нужно ПЗУ Эврики.
Кстати, на счет Лодерунера - интересно, что в цветном режиме используются те же спрайты чертиков, что и в черно-белом. Поэтому в цветном виде они напоминают какую-то мешанину из пикселей. Главный же персонаж и тайлы лабиринта для цветного режима свои. Впрочем, чертикам досталось даже в черно-белом режиме. У них убрали анимацию бега, поэтому они бегают в замершем состояние коленкой вперед.
На счет обсуждений - к чему ближе Eureka, к Специалисту или к РК86
Это вопрос тут и не обуждался. Что тут обсуждать? По железу это даже не ближе, а просто стопроцентный Специалист. Сюжет обсуждения был в том, что завод выпускал этот компьютер в виде клона РК86 и с программным обеспечением от РК86. Компьютер из коробки без самостоятельной доработки с помощью паяльника оставался клоном РК86. Конечному пользователю до лампочки какая там внутри схема.
Вот аналогия. Если взять журнальный Специалист и убрав в нём журнальное ПЗУ на C000, поставить ПЗУ от КООП SP-580 на адрес F800. Любому ясно, что до переделки это был журнальный Специалист, а после переделки стал кооперативный. И здесь то же самое. До переделки, это был клон РК86, а после переделки - Специалист.
И сразу заработали ВСЕ игрыЭто и так было ясно. Как могло быть иначе, если экран, клавиатура и процессор точно такие же.
После чего добавил поддержку 4-х цветного режима... и в цвете заработали Тетрис/Питон и Лодерунер
А если (в основном с помощью 2-х диодов) сделать так, чтобы в режиме Специалиста кусок ПЗУ C800...C8FF (где находятся входы) читался вместо загрузчика Эурики на F800, то смогут работать и системные программы от РК86 и без загрузки в ОЗУ на адрес 8100 ROM-BIOS-а совместимого с РК86. Потому на реальной машине, где поставлено ПЗУ Специалиста, разумно убрать ПЗУ 556 РТ5, сделав чтение с адресов F800...F8FF содержимого ПЗУ C800...C8FF, что на практике в реальном Специалисте многие и делали.
Потому по сути, разработчики Эурики, решая задачу совместимости, поступили неоптимально, сделав загрузку РК-совместимого ROM-BIOS на 8100. Разумнее было бы сделать так, чтобы в адресах C000...CFFF читалось ОЗУ с адресов 8000...8FFF. А при запайке реального ПЗУ C000...CFFF это, естественно, бы убиралось. Тогда при всего одном ПЗУ в 512 байт была бы совместимость и с РК86 (загрузив штатный ROM-BIOS) и со Специалистом (когда загружен другой ROM-BIOS).
А оставшиеся 5 пустых посадочных мест, разумнее было бы подключить к ППА по той же самой схеме ROM-диска (что использует ППА клавиатуры в качестве интерфейса). Тогда бы внешний ROM-диск (из которого в основном требуется в первую очередь грузить именно ROM-BIOS) не понадобился бы вообще, и в эти 10 кб удобно было бы прошить резидентный бейсик Специалиста (он как раз такого размера) или бейсик РК86 (а он всего 8 кб).
Скоро допишу текстов драйвер для экрана 192*256. Оказалось, что CGA менее удобен для вывода текста и графики, чем двухплоскостный режим ОРИОНА (когда те же два бита для получения 4-х цветов получают беря по 1 биту из каждой плоскости). Тогда графику не требуется перепаковывать. Альтернативный ROM-BIOS Специалиста у меня уже есть готовый из 1989 года.
Имея в Специалисте 4-х цветный волковский цвет, можно получить цветной режим Эврики истратив лишь КП11 и КП12. КП11-той в видео регистрах ИР16 запрещается последовательный сдвиг и переключаются входы ИД4 на плате цвета. А КП12 по сигналам от счётчиков видеогенератора выдаёт с выходов ИР16 четыре группы по два байта прямо на входы ИД4 на цветовой платке.
дядечко, а нарисуйте плз схемку
Поддержал клон Eureka в своем эмуляторе (http://zx-pk.ru/threads/28891-emulyator-spetsialista-emustudio.html).
схема Eureka
64695
клавиатура еще прикольная, с директивами бэйсик
видеочасть четыре штуки 155ИР1
и вообще мысль дельная, скрестить ежа с ужом
рк86 и специалист
За схему отдельное спасибо. Помещу на свой сайт.
видеочасть четыре штуки 155ИР1Спасибо, что откопали схему.
Две 155 ИР1 заменяют одну 589 ИР12, что разумно ради экономии электроэнергии, т.к ИР12 сильно греется. Для режима цвета вместо запрета сдвига в выходном видеорегистре и коммутации из него по 2 бита с помощью КП12 (как я предполагал) разработчики применили защёлкивание двух битов с выхода видеорегистра в два триггера по такту 4 МГЦ, что избавило от необходимости запрета сдвига в ИР1.
А в схеме формирователя RGB из двух битов вместо ИД4, как в схеме Волкова, применили 9 вентилей логики, что выполняют функцию дешифратора и функцию включения/выключения цвета битом PC6. Число корпусов всё вышеперечисленное не экономит, но микросхемы логики дешевле, чем дешифраторы и мультиплексоры.
Добавлена логика для выборки ПЗУ на F800...F9FF и ППА на FF00...FFFF. Дешифратор ИД4 на область C000...FFFF есть, но его чип-селекты не идут на выборку ПЗУ Специалиста. И доп.панельки для ПЗУ Специалиста тоже не обозначены на схеме. Всё это говорит о том, что ПЗУ Специалиста изначально и не собирались ставить, а скорее всего просто схема не соответствует плате. Возможно схема из более "раньшего" времени, а при разводке платы кто-то умный добавил посадочные места для панелек.
А в остальном это полная схема А.Волкова. Даже два диода в формирователе суммы КСИ+ССИ на логику не удосужились заменить. Интересно велись ли переговоры с А.Волковым на тему права использования его схемы в промышленном изделии или хотя бы вознаграждение за использование его труда ему выплатили.
Все схемы Эврики есть в Руководстве по эксплуатации.
Руководстве по эксплуатации.
оттуда и вытащил
схема Eureka
64695
Руководстве по эксплуатации.
оттуда и вытащил
:v2_dizzy_stop: Не делай ТАК больше! :v2_dizzy_ok:
64760
Вопрос к железячникам. Если посмотреть звуковую часть схемы (http://www.8bit.lt/files/eureka/eureka-manual.djvu) (страница 80 в файле, бумажная страница 79, снизу в середине), то там выходы D40.3 (инверсный звук INTE) и D40.4 (инверсный стандартный звуковой бит ВВ55) просто объединены вместе. Насколько я знаю, по хорошему надо бы еще добавить резисторы на каждый выход, чтобы получился двухканальный бипер. А без резисторов что будет (будет ли двухканальность)?
Вопрос к железячникам. Если посмотреть звуковую часть схемы (страница 80 в файле, бумажная страница 79, снизу в середине), то там выходы D40.3 (инверсный звук INTE) и D40.4 (инверсный стандартный звуковой бит ВВ55) просто объединены вместе. Насколько я знаю, по хорошему надо бы еще добавить резисторы на каждый выход, чтобы получился двухканальный бипер. А без резисторов что будет (будет ли двухканальность)?
По скольку ЛН3 - это выход с открытым коллектором, то эти два сигнала обьединятся по AND с точки зрения программиста (0 на одном из выходов дает 0). Иными словами, двухканальности не будет.
А почему бы тебе не посмотреть еще на выход для записи на магнитофон, обьеденив его с выходом звука? Вот и получишь двухканальность.
HardWareMan
23.05.2020, 09:56
Если соединить звуковые выводы через XOR то двухканальность таки будет, правда не полноценная. Полноценная требует аналогового смешивания.
Значит все же "монтажное И", у меня не было уверенности.
В SP580 и MX упустили возможность сделать двуканальность бипер+ВИ53 (а с магнитофонным выходом было бы аж 3 канала). XOR в этом смысле лучше, но тоже не то. Даже не знаю почему так, вроде 2 резистора это не дорого.
А почему бы тебе не посмотреть еще на выход для записи на магнитофон, обьеденив его с выходом звука? Вот и получишь двухканальность.
Я отказался от этого варианта в связи с:
1. Конфликтом с 4(5)/8 цветом
2. На реалах, насколько я видел, пути этих битов разделены, что с одной стороны хорошо и двухканальность точно будет. Но с другой стороны для того чтобы услышать эту двухканальность на реале надо предпринимать дополнительные усилия, что вряд ли кто-то будет делать.
3. В штатном конфиге emu это не поддерживается, и для 4/8 цвета это даже хорошо.
Хотел поддержать черно-белый выход Эврики в emu80, но затрудняюсь понять по схеме, что именно будет на этом выходе в черно-белом и цветном режимах, переключаемых программно.
Кто-нибудь может подсказать?
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot