Просмотр полной версии : Монитор SP-580 (г. Барнаул)
CityAceE
26.04.2020, 11:05
Минутка саморекламы
И не зря! :) Обе раскраски посмотрел только сейчас. Помнится, в своё время восхищался переносом и масштабом игры, когда заказал пакет игр для монитора SP-580 у авторов из Барнаула. Но играть в Jest-Set не смог из-за дебильного управления. Игру-то перенесли, но с управлением ничего делать не стали. На моей Ликовской (https://zx-pk.ru/threads/31670-podklyuchenie-klviatury-ot-pk-spetsialist.html?p=1059483&viewfull=1#post1059483)клавиатуре играть было невозможно, а ни один из подключенных мной джойстиков (курсор + пробел и ITXB@) игра не поддерживала.
В конверсии на ПК8000/8002 я упраление в jet set переделывал на курсор, а насчет управления в специалистовской версии думал, что неудобно только на современной qwerty клавиатуре, а на классике возможно было удобно или хотя бы приемлемо. На удивление примерно такая же ситуация с некоторыми играми для ориона-про, казалось бы тратили много сил на конверсию со спека, а такую мелочь (но очень важную) как управление оставляли в малопригодном состоянии, что сильно портило впечатление от игры.
- - - Добавлено - - -
пакет игр для монитора SP-580 у авторов из Барнаула
Т.е. jet set с большой вероятностью конверснули в Барнауле, а не портировщики down to earth и lode runner (ADD, А. Щербина)? В Tutankhamunе есть надпись SP580, а в jet set, насколько помню, нет упоминания ни ADD ни SP580.
- - - Добавлено - - -
А если ZX-экран прижать к краю, чтобы появились непрерывные 4 КБ после #9000?
Для супербюджетного ленивого варианта это прокатило бы, только скорость была бы еще меньше, чем в MXной версии.
- - - Добавлено - - -
в jet set, насколько помню, нет упоминания ни ADD ни SP580
Нашел в файле SP 580
- - - Добавлено - - -
После некоторого размышления для стандартного специалиста предпочтительным представляется другой вариант расцвечивания. Оставляем маленький буфер атрибутов. Экран (2 Кб с любой стороны) отдаем под расширенный буфер хранения сдвинутого спрайта. В него можно отдельно положить спрайт при сдвиге и отдельно "отрендерить" атрибуты из маленького буфера. И выводить на экран так быстрее и удобнее. Скорее всего при этом получилось бы и сделать спрайты цветными.
CityAceE
26.04.2020, 12:24
Т.е. jet set с большой вероятностью конверснули в Барнауле, а не портировщики down to earth и lode runner (ADD, А. Щербина)? В Tutankhamunе есть надпись SP580, а в jet set, насколько помню, нет упоминания ни ADD ни SP580.
Под Барнаульсикй монитор у меня были Jet-Set, Barbarian, Tutankhamun, Blob The Cop, The Last Word и, наверное, что-то ещё. А Щербина писал под Орловский монитор.
А про А.Щербину что-то нибудь известно? Какова его судьба?
После некоторого размышления для стандартного специалиста предпочтительным представляется другой вариант расцвечивания. Оставляем маленький буфер атрибутов. Экран (2 Кб с любой стороны) отдаем под расширенный буфер хранения сдвинутого спрайта. В него можно отдельно положить спрайт при сдвиге и отдельно "отрендерить" атрибуты из маленького буфера. И выводить на экран так быстрее и удобнее. Скорее всего при этом получилось бы и сделать спрайты цветными.
Даже боюсь спрашивать, возьмёшься ли? :)
Barbarian
Для стандартного специалиста? Я видел только для MX, правда внутрь не смотрел, может там стандарта хватало.
Blob The Cop, The Last Word
Сейчас их можно где-то скачать?
А про А.Щербину что-то нибудь известно?
Боюсь ошибиться, но вроде он или кто-то другой из ADD (?) появлялся на форуме nedopc. Название темы не помню, может меня глючит.
Насчет эксолона лучше ничего обещать не буду.
- - - Добавлено - - -
Насчет ADD и nedopc меня все же не глючило, вот ссылка (http://www.nedopc.org/forum/viewtopic.php?f=90&t=9672&start=75#p140183)
CityAceE
26.04.2020, 13:41
Для стандартного специалиста?
Да, но с учётом другой адресации ПЗУ и клавиатуры. Всё шло одним комплектом на кассете в формате сигнала MSX.
Сейчас их можно где-то скачать?
Вот этого я, к сожалению не знаю. Думал, что всё уже давно оцифровано. Сейчас у себя посмотрел, думал, что может кассеты остались, но нет... Почему-то не одной кассеты от Специалиста не нашёл.
Насчет ADD и nedopc меня все же не глючило, вот ссылка
Спасибо за ссылку! До этого этой информации не видел.
Blob Cop тоже нашелся в игрушках MX. Не знал, что изначально это были игры для ЛИКа. Осталась игрушка The Last Word, скорее всего она тоже есть и я ее просмотрел.
CityAceE
26.04.2020, 14:28
Не знал, что изначально это были игры для ЛИКа.
Не совсем для Лика - для обычного Специалиста, но с переделками под SP-580. Я тогда себе в Лик тумблер поставил и переключался между стандартным режимом и SP-580.
Осталась игрушка The Last Word,
Это не игрушка, а текстовый редактор - адаптация со Спектрума. Очень продвинутая вещь на тот момент! Я в процессе учёбы писал на нём истории болезни. Потому что раньше студенты писали всё от руки на развёрнутых тетрадных листах. И когда преподаватель при проверке делал пометки, что нужно что-то исправить (а количество таких итераций спрогнозировать было невозможно), то потом приходилось переписывать всё начиная с этого листа и до конца. А я же просто исправлял текст в редакторе и перепечатывал заново на принтере MC6312, подключенном к моему Лику. И всё благодаря The Last Word и монитору SP-580 :)
Это не игрушка, а текстовый редактор
Понятно, а я еще удивлялся, что название совпадает с редактором.
Насчет последней идеи с большим буфером в экране - вспомнил, почему я ее отбросил и не озвучил раньше и перешел к идее с теневым экраном, все же там есть неудобный момент. От теневого экрана не отрекаюсь, для MX вполне приемлемый вариант.
еще чтото - sp580 есть в https://zx-pk.ru/threads/27488-emu80-v-4.html
а случайно доработка sp580 не раздвигала память до полных 48 (64)
там же дешифратором чтото
В emu80 sp580 не увидел, но на сайте fifana есть конфиг sp580 для emu. Правда он не совсем полный, как минимум там не хватает звука от таймера. А в целом я в sp580 дополнительного озу не увидел, там дополнительная ВВ55, таймер и новая прошивка пзу.
CityAceE
30.04.2020, 09:22
Правда он не совсем полный, как минимум там не хватает звука от таймера.
Когда я делал на своём Специалисте доработки до совместимости с SP-580, я не ставил таймер. И я не помню, чтобы у меня что-то не работало из комплекта программ SP-580. Скорее всего таймер - это опциональное дополнение. А вот вторую ВВ55А бутербродом, кажись, ставил, и подключал к ней принтер, чтобы из The Last Word печатать.
И ещё я вспомнил, что программы для SP-580 шли с заставками (со Спектрума). И графика на экран грузилась познакоместно. Например, в Barbarian вначале рисовались змеи по бокам экрана, а потом сам Варавар. В некоторых играх был счётчик загрузки на экране. Очень обидно потерять всё это, так как эмуляторы всего этого не поддерживают.
С таймером вопрос в том, были ли для SP580 программы, которые звучали через него. Если их не было, то и заметить отсутствие звука не было шанса.
Очень обидно потерять всё это, так как эмуляторы всего этого не поддерживают.
Почему не поддерживают, загрузка из wav есть. Проблема в том, что нет тех wavов.
HardWareMan
30.04.2020, 09:57
И ещё я вспомнил, что программы для SP-580 шли с заставками (со Спектрума). И графика на экран грузилась познакоместно. Например, в Barbarian вначале рисовались змеи по бокам экрана, а потом сам Варавар. В некоторых играх был счётчик загрузки на экране. Очень обидно потерять всё это, так как эмуляторы всего этого не поддерживают.
Многие игры при загрузке из тайлов будущей картинки писали в процессе загрузки что-то типа "Z80 SUPER PROGRAM" Почему-то запомнился именно Z80, хотя может это меня манделла укусил и там были SP580. Но вот SUPER PROGRAM помню точно.
В версии barbarian для mx при старте заставка рисуется познакоместно в хитром порядке (сначала змеи по краям и т.д.), вероятно именно так она рисовалась при загрузке с ленты в SP580, т.е. не все пропало, адаптаторы сохранили фишку. И last word нашелся.
- - - Добавлено - - -
У blob cop буквы названия на заставке рисуются познакоместно.
- - - Добавлено - - -
Если вдруг кого-то заинтересует, где это все, то это все в несколько неожиданном месте (http://www.spetsialist-mx.ru/Soft/SPMX_java.rar)
С таймером вопрос в том, были ли для SP580 программы, которые звучали через него. Если их не было, то и заметить отсутствие звука не было шанса.
Почему не поддерживают, загрузка из wav есть. Проблема в том, что нет тех wavов.
http://pk-info.ru/specialist/files/sp580/SP580_ROM.RAR
ПЗУ SP580, схема модификации и файл конфигурации для подключения в эмуляторе EMU. Размер файла 112 KB
http://pk-info.ru/specialist/files/sp580/SP580_Tape_SIDE1.7z
Кассета с играми для SP580. Сторона 1. Формат WAV. 200 MB
01 АЛЬБОМ СХЕМ (by SP580)
02 JET SET WILLY (by SP580)
03 SEX ALBOM Part-I (SP580)
04 SEX ALBOM Part-II (SP580)
05 TETRIS (by SP580)
06 LAND (by SP580)
07 KAIS (by SP580)
http://pk-info.ru/specialist/files/sp580/SP580_Tape_SIDE2.7z
Кассета с играми для SP580. Сторона 2. Формат WAV. 200 MB
01 BASIC (by SP580)
02 AIR WAR (by SP580)
03 TUTANKHAMUN (by SP580)
04 TOMAHAWK (VERTOL) она же STRIKER (by SP580)
05 EDIT_RAM (by SP580)
06 DEBUG (DEBUG SP580) (by SP580)
07 DISASM (C800) (by SP580)
08 PING-PONG (TENIS) (by SP580)
09 BASIC SP580 (Basic Micron)
10 ЛАМПОЧКА
11 TIP_TOP
12 ШАШКИ
13 TEST (ТЕСТ-ШУТКА)
14 САМАГОН он же Перехват он же Box и т.п.
15 НАРДЫ
16 SPACEKING (AFGAN)
17 PITON
18 ДУШМАН
19 УДАВЧИК он же Удав
20 СКАЧКИ
21 ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ
22 УДАВ
23 XONIX
24 СОКРОВИЩА
CityAceE
03.05.2020, 05:19
Alex_B, спасибо за файлы! Но, к сожалению, это не всё, что было. Как минимум, из того, что помню, не вижу Barabarian, Blob the Cop, The Last Word,
Когда-то я уже группировал эти схемы на один лист (http://www.spetsialist-mx.ru/schemes/SP580.png). Тут (http://www.spetsialist-mx.ru/Soft/SP580.rar) ещё несколько программ.
Посмотрел "неофициальный" конфиг SP580 (речь здесь и далее про emu) и сравнил с вышеприведенной схемой - выходы ВИ53 в этом конфиге сконфигурированы неправильно. Но это можно легко исправить, если скопировать разделы tim : K580wi53 {} и beep : beep {} из конфига MX.
Что немного забавно, в конфиге MX в свою очередь выводы сконфигурированы не совсем как должно быть в MX (зато почти полностью соответствуют SP580). Различие в том, что у MX судя по схемам (1 (http://www.spetsialist-mx.ru/index8.html), 2 (http://www.spetsialist-mx.ru/schemes/SpetsialistMX2CPLD_1.png), 3 (http://www.spetsialist-mx.ru/schemes/SpetsialistMX2CPLD_2.png)) звук могут издавать два канала (нулевой и второй), а не только нулевой и любой из этих каналов может запретить другой, а не только второй запрещает/разрешает нулевой. Инверсный выход второго в emu заведен на гейт первого - это соответствует SP580, а в конфиге MX вероятно просто позволяет эмулировать элемент ИЛИ-НЕ, который есть в MX. Ну и взаимовлияние биперного и таймерных выходов для MX и SP580 не эмулируется.
- - - Добавлено - - -
Забыл еще один момент про MX - в emu не учитывается влияние младшего бита порта A дополнительной ВВ55 (ее совсем не в конфиге) на выход канала 2 ВИ53.
- - - Добавлено - - -
В emu80 возможно аналогичные неточности, но по конфигу это не поймешь, надо исходник смотреть.
ivagor, а таймер по включению лучше всего у Апогея?
sp580 этож доработка, может сразу по схеме апогея)
паяльником не сложно да и в эмулятопе
а , еще офф , - про SWEET16 читали?
http://hype.retroscene.org/blog/992.html?utm_source=zxbn&utm_medium=banner&utm_campaign=zxbn
такую фигню для бейсиков 580 процов ?
идея потрясающая от возняка)
ivagor, а более развёрнуто можно написать про изменения в конфигурациях SP50 и MX для правильной работы касательно эмулятора emu.
Если речь про аналоговую звуковую часть, то я не возьмусь оценивать, помолчу - за умного сойду.
А если про количество каналов, то тут две крайности - или один канал для звука (башкирия-2м, корвет, микроша и т.д.) или 3 (апогей, вектор, пк8002). Если выбирать из этих вариантов, то я за 3 канала для звука. Но когда есть незвуковые каналы, то это расширяет другие возможности. Если один канал задает частоту другого, то это позволяет отмерять довольно длительные временные интервалы и даже при отсутствии прерываний можно поддерживать постоянную скорость работы программы (в последней версии эксолона для MX сделал такую тормозилку). Или задавать частоту для последовательного порта, тоже полезная штука. В идеале хорошо бы иметь возможность программно управлять коммутацией каналов таймера, но время ушло, в свое время не сделали, а теперь поздно, надо пользоваться тем, что есть.
SWEET16 - это особенно хорошо именно для 6502, у 8080 проблема с 16 битными операциями не настолько острая.
- - - Добавлено - - -
ivagor, а более развёрнуто можно написать про изменения в конфигурациях SP50 и MX для правильной работы касательно эмулятора emu.
Приложил доработанный копипастой конфиг SP580 для emu. Проверить можно в шахматах KAIS (https://zx-pk.ru/threads/31727-monitor-sp-580-(g-barnaul).html?p=1060967&viewfull=1#post1060967). При перемещении курсора игроком и при ходе компьютера в доработанном конфиге будут слышны звуковые эффекты через таймер.
А конфиг MX доработать простым изменением вряд ли можно, это надо эмулятор доделывать. Могу предположить, почему b2m не стал заморачиваться - нет программ для MX, которые, например, пытаются играть звук через второй канал таймера. А нет программ, значит можно сделать хаку в духе SP580. Предполагаю, что коммутация каналов ВИ53 в MX сделана под влиянием варианта SP580, очень уж похоже. Но в MX сделали чуть более гибко, только вот программ под эту "гибкость" скорее всего не написали.
Upd 18.05.2020: Обновил конфиг emu
1. Добавил загрузку rks без имени. Для этого нужно сначала набрать директиву @ , потом директиву I и откроется диалог выбора файла
2. Скорректировал распределение адресного пространства
HardWareMan
17.05.2020, 15:26
Народ, вопрос такой назрел. А SP580 поддерживал цвет? Если да, то какой вариант из опубликованных?
Остальные игрушки с таймерным звуком: 05_TETRIS (только звук по окончанию уровня), 02_AIR_WAR (много), 03_TUTANKHAMUN (и таймерный звук и биперный вперемешку), 04_TOMAHAWK (сравнительно много), 08_PING-PONG. Не поручусь, что это исчерпывающий список, но в этих игрушках таймерный звук точно есть.
В схемах цвета не видно и в программах вроде про цвет тоже ничего нет.
- - - Добавлено - - -
У меня перепроверять игрушки нет моральных сил, но если есть желающие, то можно в конфиг SP580 добавить восьмицвет (МК 1990/8)
В разделе sys : K580ww55 {
добавить строку portC[4-7]=vid.pindex
И в разделе vid : Specialist-Video {
строку palette="70607060504050403020302010001000"
Проверил игрушки, цветных игр от SP580 нет
Проверил игрушки, цветных игр от SP580 нет
Проверяли с добавлением вышеприведенных строчек (для восьмицвета) в конфиг?
Проверяли с добавлением вышеприведенных строчек (для восьмицвета) в конфиг?
Да
HardWareMan
17.05.2020, 20:51
Проверил игрушки, цветных игр от SP580 нет
Это же всё меняет!
HardWareMan, да ничего это не меняет. Просто проверил по настройке от ivagor игры в архиве. Вопрос по сути остался открытым.
Здесь (http://www.spetsialist-mx.ru/schemes/SP580.png) доработок связанных с цветом нет, значит своего уникального варианта на эту тему у SP580 скорее всего не было. Теоретически они могли использовать вариант Волкова (4(5) цвет)), но тогда восьмицвет бы тоже показал изменения изображения. По крайней мере можно сказать, что они не использовали задание цвета через свободные биты порта C системной ВВ55.
Вариант, что у них был свой контроллер цвета, про который никто сейчас не знает, возможен, и без полного дизассемблирования всех программ его нельзя исключить, но я бы сказал, что это очень-очень маловероятно.
Все же еще один момент в конфиге стоит поправить.
Строку
map[0][C000-F7FF].ro=bios
заменить на
map[0][C000-DFFF].ro=bios
Дополнил конфиг SP580 для emu (https://zx-pk.ru/threads/31727-monitor-sp-580-(g-barnaul).html?p=1063708&viewfull=1#post1063708) (опять копипаста из основного конфига), теперь можно грузить rks без имени. Для примера перевел пару бейсиков выложенных Alex_B в rks. Странное сообщение у BASIC *SP580" (крякозябры) было и в оригинальном wav, это не только в rks варианте.
Еще глянул папку Progs в архиве SP580.rar (https://zx-pk.ru/threads/31727-monitor-sp-580-(g-barnaul).html?p=1061004&viewfull=1#post1061004) fifana. Там достаточно универсальные (не привязанные к SP580) программы на бейсике и бейсик, который на SP580 работает хуже (со странностями) чем на стандартном специалисте. Вполне возможно эти программы были у кого-то из владельцев SP580, но на первый взгляд они не заточены специально под него.
был бейсик с музыкой, ну с поддержкой ви53
только не помню, в sp580 или в лик гдет
В BASIC *SP580" (basic.rks, который с кракозябрами) есть таймерные операторы PLAY и SOUND. Если с PLAY все понятно, то с SOUND (в порядке убывания вероятности):
1. или я не разобрался
2. или в бейсике ошибка
3. или в emu недоработка эмуляции
HardWareMan
19.05.2020, 10:02
Похоже, что цвета реально не было, т.к. есть светодиод рус/лат.
Если отвлеченно пофантазировать, то светодиод не является непреодолимым препятствием на пути использования этого же бита для цвета. В цветных программах он бы просто мерцал. Это я не к тому, что цвет в SP580 был, нет никаких фактов подтверждающих наличие цвета и сам я думаю, что "цвета SP580" не было.
Насчет SOUND в бейсике я сменил мнение. У разработчиков/модификаторов бейсика была простая идея:
1. PLAY играет сразу независимо ни от чего;
2. SOUND ждет окончания предыдущего звука и тогда начинает играть.
Получается в emu недоработка и счетчик продолжает считать в то время, когда GATE должен был его тормознуть.
может и кракозябры от эмулятора
Проблема со странным приглашением в бейсике оказалась связана не с эмулятором, а с пзу. Если сравнить шрифт РК86 и шрифт в SP580.BIN, то видно, что нужно исправить символ с кодом 04 - по смещению 0427hex заменить байт 7C на 07. Само по себе это ерунда, но если есть другие варианты пзу SP580, то желательно сравнить, вдруг в выложенном варианте есть еще ошибки.
Успеваю сам дополнить и прояснить насчет шрифта SP580. Я не сразу сообразил - в этих адресах авторы SP580 оставили суперпопулярную специалистовскую процедуру и именно поэтому испортили РКшный шрифт (т.е. испортили несколько символов ради процедуры). Так себе решение, можно было сделать получше. Там еще есть несовпадающие символы, но я с ними не разбирался.
Ну и получается по хорошему стоит в бейсике изменить текст сообщения с учетом имеющегося шрифта.
CityAceE
27.03.2024, 22:28
Наконец-то получил доступ к своим старым кассетам. Магнитофон для их оцифровки был куплен заранее. Но возникает вопрос, чем переводить WAV в бинарник из формата MSX, в котором писались программы SP-580?
https://pic.maxiol.com/thumbs2/1711567511.780858384.photo20240327222226.jpg (https://pic.maxiol.com/?v=1711567511.780858384.photo20240327222226.jpg&dp=2)
HardWareMan
28.03.2024, 08:04
CityAceE, А скинь мне WAVки, пожалуйста. Я бы хотел посмотреть оригиналы.
CityAceE
31.03.2024, 10:57
Что-то не очень получается.
Вот программа XTREE.COM (https://disk.yandex.ru/d/5xVRDYULps1IPA), которая полноценно может загрузиться и запуститься:
https://youtu.be/qai9RSUDXoA
А вот, например, текстовый редактор The Last Word (https://disk.yandex.ru/d/TLSdelnYIUNL5Q) загружается с ошибкой. Но он хотя бы вручную запускается и пытается работать.
https://youtu.be/gOVy4PwrTd4
CityAceE
01.08.2024, 11:54
Забавный факт, что вторая часть Монитора SP580, которая хранится по адресам F800-FFFF имеет контрольную сумму 0000 :) Причём авторы, видимо, специально зачем-то подгоняли под это число последними незначащими байтами прошивки. А вот в первой части, по всей видимости, места уже не было на подобные фокусы. А то я уже грешил на программу подсчёта контрольной суммы :)
CityAceE
11.11.2024, 08:25
Нашёл свои кассеты. Что-то оцифровал. A Pyk вытащил из оцифровки некоторые полезные вещи. Например, полное описание Монитора и руководство пользователя для The Last Word. Виктор вытащил и перевёл в стандартный текст. К сожалению, в описании TLW несколько слов побились, но 99% информации уцелело!
@Pyk вытащил из оцифровки некоторые полезные вещи
Спасибо DDp за содействие, кстати!
в описании TLW несколько слов побились
Похоже, что так было записано на кассете. К сожалению, текстовые файлы не защищены контрольной суммой :(
Надо будет подумать, к каком виде хранить записи SP580. На низком уровне там MSX, но содержимое заголовков и блоков данных совсем другое. В обычном CAS MSX навскидку не получилось, похоже, что из-за выравнивания блоков по границе 8 байт, но пока не было времени детально разобраться, в чем дело.
CityAceE
17.11.2024, 22:43
К сожалению, в описании TLW несколько слов побились, но 99% информации уцелело!
Побитый кусок взял с другой побитой копии описания. Собрал всё воедино. Потом всё вместе выложу, как только с Pyk придём к консенсусу, как хранить программы для SP580 вне WAV. В настоящий момент Виктор уже добавил пару кассетных форматов, но пока я вижу в них некоторые неудобства.
А сегодня поделюсь парой программ, в привычном формате WAV. Это уже не оцифровка, а программно сгенерированные файлы, то есть без лишних шумов и прочих артефактов. Они без проблем загружаются в Emu80. Думаю, что и в настоящий Специалист в конфигурации SP580 они тоже загрузятся. В этих программах, я пофиксил заставки.
В "Альбоме схем" (https://disk.yandex.ru/d/aJMPhlac3amemw) был авторский косяк - они просто забыли про одно знакоместо (8х8 пикселей), когда кодировали заставку и вместо него зияла дыра (белая или чёрная, в зависимости от изначального цвета фона). В архиве HardWareMan'а находится такая же программа, но с белым фоном. И там тоже отсутствует это знакоместо + ещё два знакоместа в процессе загрузки рисуются на других местах, и в итоге затираются. Благо, это был участок фона, который можно было скопировать из другого места.
https://pic.maxiol.com/thumbs2/1731872065.780858384.krot1.png (https://pic.maxiol.com/?v=1731872065.780858384.krot1.png&dp=2)
Во второй программе "Layout 90" (https://disk.yandex.ru/d/0hAZlXBbGxabuA) не повезло двум знакоместам на морде крота. Данные об этих знакоместах были последними в файле, и, видимо, в какой-то момент при очередной перезаписи просто потерялись. У верхнего знакоместа сохранился только первый байт, остальное дополнено нулями, поэтому на картинке это выглядит, как чёрное знакоместо и сильно не бросается в глаза. А нижнее знакоместо полностью отсутствовало и из-за этого просвечивался мусор, которым перед загрузкой заставки заполняется экран. До меня программа дошла уже в таком виде. Я воспользовался изображением Крота из соседней программы и добавил отсутствующий нос.
https://pic.maxiol.com/thumbs2/1731872088.780858384.krot2.png (https://pic.maxiol.com/?v=1731872088.780858384.krot2.png&dp=2)
P.S. Сгенерированные WAV'ы отлично сжимаются!
CityAceE
18.11.2024, 17:56
А вот, например, текстовый редактор The Last Word загружается с ошибкой.
Совместными усилиями (в основном благодаря DDp, конечно) удалось вытянуть этот редактор без ошибок.
Вообще, это одна из самых полезных программ, которая была на моём Специалисте. Я ею активно пользовался и распечатывал тексты, но я об этом уже писал вначале темы. Меня до сих пор удивляет её функционал.
Желающие могут скачать (https://disk.yandex.ru/d/MyX_OsEG3p_aAQ) и ознакомиться с этим ПО. В комплекте я приложил Инструкцию пользователя.
Сразу после запуска редактора начинает играть музыка из игры Savage с ZX Spectrum. Весьма спорное решение, конечно, так как каждый раз приходилось загружать дополнительные килобайты с кассеты, а пользовался я этим редактором довольно часто.
Чтобы загрузить инструкцию в редактор необходимо переключиться на латиницу РУС/ЛАТ (клавиша INSERT в Emu80), далее перейти в командный режим клавишей ESC (F1 в Emu80) и начать I. На запрос ввести имя TLW.HLP и нажать Ввод.
Листать страницы - ESC (F1 в Emu80) и далее курсор вниз или курсор вверх.
HardWareMan
18.11.2024, 19:27
Вообще, это одна из самых полезных программ, которая была на моём Специалисте. Я ею активно пользовался и распечатывал тексты, но я об этом уже писал вначале темы. Меня до сих пор удивляет её функционал.
А я так ED^7000 юзал. Даже потом на Орион в ED^A000 перекрашивал его.
CityAceE
19.11.2024, 22:23
Во второй программе "Layout 90" не повезло двум знакоместам на морде крота.
Представляю вашему вниманию "Руководство пользователя LAYOUT-90" SP_580, Барнаул 1990. Это описание комплекта программ автоматизированного проектирования печатных плат (с оболочкой и озвучкой). Сразу после запуска играет биперная музыка с ZX-Spectrum по звучанию похожая на Sound FX.
Скачать (https://disk.yandex.ru/d/XwqJoBzhtNbv8A)
Layout наверно по-мотивам ZXверсии (там она на немецком)
https://pic.maxiol.com/thumbs2/1732044545.3645248023.layout1.png (https://pic.maxiol.com/?v=1732044545.3645248023.layout1.png&dp=2)https://pic.maxiol.com/thumbs2/1732044601.3645248023.layout2.png (https://pic.maxiol.com/?v=1732044601.3645248023.layout2.png&dp=2)
А нельзя ли все программы представить в запускаемом, а не загружаемом виде? Например, *.rks.
CityAceE
20.11.2024, 11:28
Layout наверно по-мотивам ZXверсии (там она на немецком)
Да, скорее всего. SP580 известна тем, что перенесла на Специалист немало софта со Спектрума.
А нельзя ли все программы представить в запускаемом, а не загружаемом виде? Например, *.rks.
Многие программы для SP580 (во всяком случае те, которыми я поделился) идут в виде нескольких автозапускаемых блоков, с заставками, загружающимися по знакоместам по некоторому сценарию, со счётчикам во время загрузки и т.д. В настоящий момент нет эмулятора, который мог бы загружать непосредственно бинарники, а не WAV. Вернее тестовая версия Emu80 уже может, но формат бинарников пока не устаканился. И уж точно RKS для этого не подходит никак.
А каким образом загружать эти wav? Как-то не совместимый всё таки формат. Как быть пользователям не SP580 загружать программы? Магнитофон не предлагать, мы ж не в 20 веке, да и SD интефейс старанием Алексея Морозова уже де факто стал стандартным интерфейсом Специалиста.
CityAceE
20.11.2024, 14:56
А каким образом загружать эти wav?
В эмулятор Emu80 напрямую WAV. Emu80 поддерживает данный формат. В настоящий компьютер через плеер/смартфон, или через магнитофон после записи WAV на кассету.
Как-то не совместимый всё таки формат.
Получается, что он как раз самый совместимый. Но один их самых не удобных, это да...
Как быть пользователям не SP580 загружать программы?
Для пользователей не SP580 эти программы вообще бесполезны, так как в SP580 не только ПЗУ другое, но и адресация периферии. К тому же ещё и совсем другое кодирование на плёнку. Так что эти программы гвоздями прибиты именно к SP580 и к магнитофону.
Магнитофон не предлагать, мы ж не в 20 веке, да и SD интефейс старанием Алексея Морозова уже де факто стал стандартным интерфейсом Специалиста.
Для того, чтобы эти программы загружались и работали с SD-карты, их в первую очередь нужно заставить работать на стандартной конфигурации. А уже во вторую очередь вносить изменения, чтобы последующие блоки загружались с SD. Думаю, что сегодня этим уже никто заниматься не будет... А я выкладываю программы именно в том виде, в котором они у меня сохранились.
Раз уж SP580 умеет читать в формате обычного Специалиста, может быть, действительно стоит сделать версии программ в виде обычных rks-файлов? Без красивых загрузчиков и заставок, только последний блок с основной программой - для тех программ, для которых это вообще возможно.
А насчет прикручивания SD-интерфейса Морозова к SP580 наверное стоит подумать. Хотя бы в эмуляторе и хотя бы режиме rks.
версии программ в виде обычных rks-файлов? Без красивых загрузчиков и заставок, только последний блок с основной программой - для тех программ, для которых это вообще возможно.
С эксолоном так и сделал, благо обращения к пзу не используются.
Упомянутый редактор печатных плат давно уже портирован на Специалист МХ и прекрасно работает. SP580 прежде всего клон Специалиста, а не наоборот. Значит " не стандартные" программы, которые запускаются на клоне не являются "стандартными" для всех нормальных Специалистов. Никто сейчас не будет переделывать свои Специалисты под SP580 чтоб запустить пару программ. Можно попробовать сделать маппер SP580 в Сябре, если это возможно. Хотя это вопрос к автору Сябра.
CityAceE
20.11.2024, 19:55
Раз уж SP580 умеет читать в формате обычного Специалиста, может быть, действительно стоит сделать версии программ в виде обычных rks-файлов? Без красивых загрузчиков и заставок, только последний блок с основной программой - для тех программ, для которых это вообще возможно.
А что это даст, кроме кастрации программ, в некоторых из которых основная ценность - это как раз загрузчик и заставка (Tetris, например)?
А насчет прикручивания SD-интерфейса Морозова к SP580 наверное стоит подумать. Хотя бы в эмуляторе и хотя бы режиме rks.
Я пока что не пользовался этим интерфейсом, но надеюсь, что после того, как соберу Сябр поиграюсь с ним.
С эксолоном так и сделал, благо обращения к пзу не используются.
Так Exolon же ты изначально делал сразу для стандартного Специалиста.
Упомянутый редактор печатных плат давно уже портирован на Специалист МХ и прекрасно работает.
Как и многие другие программы (Jet-Set, Barbarian, Blob the Cop, Tutankamun и т.д.) производства SP580. Но что это меняет? Их изначально делали люди под свою собственную конфигурацию.
SP580 прежде всего клон Специалиста, а не наоборот. Значит " не стандартные" программы, которые запускаются на клоне не являются "стандартными" для всех нормальных Специалистов.
Так никто и не утверждал обратного!
Никто сейчас не будет переделывать свои Специалисты под SP580 чтоб запустить пару программ.
Сейчас точно никто не будет, тем более многое уже перетащено в стандартную конфигурацию. А вот "тогда" я лично и мой друг свои Лики переделывали в SP580, чтобы иметь возможность пользоваться этим пакетом замечательных программ. И их было довольно много. Позже я поставил переключатель П2К и одним нажатием переключался между конфигурациями.
Можно попробовать сделать маппер SP580 в Сябре, если это возможно. Хотя это вопрос к автору Сябра.
Вот это было бы замечательно! Если есть возможность с помощью мапера менять адресацию, то такой мапер не будет из себя представлять что-то сложное. Там всего-то нужно вторую ПЗУ воткнуть по адресу F800, а ВВ55 с этого адреса сдвинуть на F000. Но у Сябра другая проблема, как я понял, оттуда начисто выкинута поддержка магнитофона, а для SP580 она крайне важна. Давайте попробуем спросить у автора SYR-ALEX, но он, к сожалению, давно уже не появлялся на форуме.
Так Exolon же ты изначально делал сразу для стандартного Специалиста.
Я про то, что версия для ч/б Cпециалиста и SP580 единая, в формате rks. В readme написал, как загружать в специалист или SP580. При старте пытается детектировать, где запустили и соответственно самомодифицируется.
А можно вынести за скобки способность запускаться на стандартном специалисте и тогда это как раз пример реализации подхода, про который написал Pyk.
А что это даст, кроме кастрации программ, в некоторых из которых основная ценность - это как раз загрузчик и заставка (Tetris, например)?
Я не говорю, что RKS должен быть основным форматом. Просто формат SP580, каким бы он ни был, будет "вещью в себе", даже он будет основан на cas. То есть даже вытащить оттуда основную программу будет проблемой, нужно будет писать специальные утилиты для этого, как минимум. А в rks можно будет просто сохранить основную программу в устоявшемся формате для целей изучения, дизассемблирования, портирования на другие конфигурации и платформы и чего угодно другого.
- - - Добавлено - - -
Кроме того, Монитор SP580 поддерживает чтение (не запись) в формате RKS, эта поддержка уже сейчас есть и в эмуляторе.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot