PDA

Просмотр полной версии : Р86РК - доработка до цветности



Tronix
29.05.2023, 17:40
Имеется стародельная доска:
https://i.ibb.co/bHQPWhm/P1140129.jpg (https://ibb.co/bHQPWhm) https://i.ibb.co/QQKfnfK/P1140131.jpg (https://ibb.co/QQKfnfK)

Хотелось бы доработать до цвета. Стандарта на сколько я вкурил два - Толкалина (ж.Радиолюбитель 04.1992) и чуть позже переосмысленная схема от Акименко (ж.Радиолюбитель 10.1992). Между собой отличаются перепутанными цветами RGB и инверсией.

Собрал схему Акименко:
https://habrastorage.org/webt/nt/xh/s2/ntxhs2cuzhd3592cbypfw8jczyy.png

Всё работает, всё хорошо, кроме одного - не смог найти ни одной живой программы под эту схему, не говоря уже об играх.

Поэтому собрал вроде-бы схему Толкалина:
https://habrastorage.org/webt/eq/ll/6_/eqll6_76wglihybkoemsvw1pioo.png

Тоже работает, но по сравнению со схемой от Акименко не происходит вывод изображения, когда РКшка находится в мониторе. Оно и понятно - на выходах 32,33 и 34 ВГ75 нули, и после операции "И" с цветом на выходе нуль.
То, что в статье говорится про какой-то переключатель SA1, мол надо его включать/отключать когда цветная игра или работа в мониторе - так он влияет только на композитный видеовыход, а на RGB никак не влияет, судя по схеме. Или я чего то не вкуриваю.

Поэтому подскажите, как сделать RGB видеовыход что бы изображение на RGB было и в режиме монитора, и когда игра запущена (по Толкалину). Желательно при этом не сломать композитный ЧБ видеовыход. Желательно без тумблеров.

b2m
29.05.2023, 18:19
Поэтому подскажите, как сделать RGB видеовыход что бы изображение на RGB было и в режиме монитора, и когда игра запущена
У меня в эмуляторе есть какая-то схема, по цветам похожа на Толкалина, но чёрного там нет, т.к. чёрные буквы на чёрном фоне бесполезны. Вместо чёрного там серый. Видимо ч/б как-то хитро подмешивается к RGB. То есть ч/б используется как сигнал яркости.

- - - Добавлено - - -

А на ЛА3 у Толкалина XOR что-ли сделан? Хотя, в принципе без разницы, всё равно ещё 1 корпус, а ЛА3 была более доставаема.

Pyk
29.05.2023, 22:30
У меня в эмуляторе тоже вместо черного на черном - серый. Но затрудняюсь сказать, повтор это какой-то реально описанной схемы или сделано просто для удобства, чтобы не эмулировать дополнительный переключатель...

gdv2002
30.05.2023, 07:08
В версии РК86 СРАМ цвет сделан по Апогею, как и звук. Под эту схему цветной Диззик есть и FDOS тоже цветная. Так что наверное можно эту схему считать типа каноном.

https://pic.maxiol.com/thumbs2/1685419826.1441366178.01.jpg (https://pic.maxiol.com/?v=1685419826.1441366178.01.jpg&dp=2)

Tronix
30.05.2023, 08:07
В версии РК86 СРАМ цвет сделан по Апогею. Так что наверное можно эту схему считать типа каноном.

Не, при всем уважении, но Апогей - это Апогей, и вряд-ли Апогеевский цвет канон для РК86 (ибо Апогей позже появился). Да и защелка еще эта в самой схеме - вот что хотели сказать ей авторы Апогея, кто-нибудь вообще вкуривает? Пробел хотели убрать, когда код-цветности на экране рисуется, но не асилили, или что?

Склоняюсь что все-таки Толкалин канон цвета для РК86, к сожалению, потому что тоже схема плохая. Но работаем с тем что есть.

Видимо я нашел ответ на свой вопрос, а вопрос был, напомню : как сделать RGB по Толкалину без переключателя, что бы на RGB присутствовали сигналы как в обычных ч/б программах (монитор, чб игры р86рк), так и в цветных программах и играх (dizzy, rise, boulder dush, паника и тд).
А ответ кроется в журнале Радиолюбитель №4 за 93 год, Б.ФРОЛКИН. "Схема формирования сигналов цвета, исключающая необходимость в,переключателе цвет - монохром".

Пока правда не собрал в железе, сейчас надо демонтировать все то, что напаял до этого, и сделаю с чистого листа так сказать дороботку в точности по этой схеме.

gdv2002
30.05.2023, 08:11
Tronix, я не настаиваю, но под Апогеевскую схему и чутка софта есть, и можно с Апогея что-то цветное портировать. Впрочем все это проходили несколько лет назад в теме по сборке Радио-86РК СРАМ, и пришли к выводу что Апогеевская схема лучше.
Впрочем почему и нет, будет новая разработка.

Vital72
30.05.2023, 09:25
Не, при всем уважении, но Апогей - это Апогей, и вряд-ли Апогеевский цвет канон для РК86 (ибо Апогей позже появился). Да и защелка еще эта в самой схеме - вот что хотели сказать ей авторы Апогея, кто-нибудь вообще вкуривает?


Вычерти временнЫе диаграммы работы ВГ75 и вопросов, зачем там защёлка не останется. Апогей -- наверно единственный грамотный простой клон РК.
Схемы Толкалина и Акименко -- фуфло.

Tronix
30.05.2023, 09:34
Схемы Толкалина и Акименко -- фуфло.

С этим трудно поспорить. Более того, если так подумать хорошенечко, то и вся Радио86РК целиком, в сборе, так сказать - оно же.
Но как получилось. А Апогей != р86рк, поэтому у Апогея апогеевский цвет - канон. А у р86рк - Толкалинский. Так уж получилось исторически.


Вычерти временнЫе диаграммы работы ВГ75
Да ну еще чертить диаграммы, ага, щаз бегу, волосы назад.

b2m
30.05.2023, 10:08
А ответ кроется в журнале Радиолюбитель №4 за 93 год
Раз уж выложил тут схемы Толкалина и Акименко, выкладывай уж и схему Фролкина для комплекта.

Tronix
30.05.2023, 19:20
выкладывай уж и схему Фролкина для комплекта.
Не выложу, потому что работает она не так как Толкалина - цвета фона у толкалина черный а на этих схемах получается цвет фона символа.

В общем, устал я впаивать-выпаивать туда-сюда всякие ЛЛ1, ЛИ1, ЛП5 и поставил одну GAL16V8 на которой и сделал все что хотел, а именно:
цвет по оригинальному Толкалину, без всяких переключателей, не ломая существующий композитный выход, сигналы на RGB присутствуют как в мониторе/оригинальном софте РК, так и в цветных играх. Схема подключения GAL:


P16V8

+-------\ /-------+
| \ / |
| ----- |
(к D9 выв.6) SYNC | 1 20 | Vcc
| |
(к D8 выв.32) HLGT | 2 19 |
| |
(к D8 выв.33) GPA0 | 3 18 |
| |
(к D8 выв.34) GPA1 | 4 17 |
| |
(к D8 выв.36) RVV | 5 16 |
| |
(к D9 выв.10) COLOR | 6 15 | BUF_SYNC (вых. синхро-смесь)
| |
| 7 14 | !B_OUT (вых. синий)
| |
| 8 13 | !G_OUT (вых. зеленый)
| |
| 9 12 | !R_OUT (вых. красный)
| |
GND | 10 11 |
| |
| |
`-----------------------'



https://i.ibb.co/vPRQP5W/photo-2023-05-30-19-14-40.jpg (https://ibb.co/vPRQP5W)

RGB видеовыходы в моем случае подключил через резисторы 300ом на SCART телевизора. Синхро-смесь напрямую на SCART.
Но, это с моим телевизором. С другими устройствами могут быть варианты...

https://i.ibb.co/34PqzZQ/photo-2023-05-30-19-17-11.jpg (https://ibb.co/34PqzZQ) https://i.ibb.co/N1m4JNv/photo-2023-05-30-19-17-17.jpg (https://ibb.co/N1m4JNv) https://i.ibb.co/0Ys8317/photo-2023-05-30-19-17-18.jpg (https://ibb.co/0Ys8317)

На странный голубовато-синеватый фон не обращайте внимания, это у меня телек такой Супра мелкий с самой дешевой матрицей, она еще и знатное послесвечение оставляет, а так же шарашит УФ подсветкой прям в обьектив - сфотать нормально экран не реально.

Всем спасибо за участие -)

Pyk
30.05.2023, 23:32
Да и защелка еще эта в самой схеме - вот что хотели сказать ей авторы Апогея, кто-нибудь вообще вкуривает?
Да хотя бы для того, чтобы цвет не опережал символ в режиме прозрачных атрибутов.


выкладывай уж и схему Фролкина для комплекта
Что-то не помню такой, что за схема, где была опубликована?

gdv2002
31.05.2023, 07:48
Что-то не помню такой, что за схема, где была опубликована?

https://pic.maxiol.com/thumbs2/1685508468.1441366178.8610.jpg (https://pic.maxiol.com/?v=1685508468.1441366178.8610.jpg&dp=2)

b2m
31.05.2023, 12:44
gdv2002, спасибо. Однако цвета тут просто инвертированы. На какую палитру рассчитывают цветные программы - вопрос.

Pyk
01.06.2023, 10:34
gdv2002, спасибо!
Еще бы понять, из какого номера какого журнала эта страница...

gdv2002
01.06.2023, 12:30
gdv2002, спасибо!
Еще бы понять, из какого номера какого журнала эта страница...

Ну как-то странно, вторая строчка в поисковике!
Радиолюбитель 4/93

Shaos
21.01.2024, 04:10
А кто знает откуда вот эта схема взялась?

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80141

и чем она принципиально отличается от Толкалина, Фролкина, Акименко и Апогея?
я вижу тут кроме HGLT, GPA0 и GPA1 задействованы экзотические LA0, LA1 и LTEN

Vital72
21.01.2024, 04:30
судя по логике, тут кроме цвета чернил ещё можно задавать цвет фона, но оба цвета нельзя задавать одним атрибутом, надо два байта в видеопамять класть, а это будет как два пробела.

Shaos
21.01.2024, 04:37
Понятно

А кто-то такое себе делал? Этой схеме в обед сто лет - не помню откуда я её взял, но я её точно видел где-то в печати в 90х

P.S. Или я путаю со схемой вывода псевдографики, которая есть в книжке "Домашний компьютер" про РК86 - там тоже LA0 и LA1 задействованы

P.P.S. Вот, нашёл откуда я эту схему взял - теперь надо спросить у коллеги Rokl-а откуда он её взял ;)
https://zx-pk.ru/threads/13148-radio-rk-86-kompyuter-s-protsessorom-1821vm85.html?p=375381&viewfull=1#post375381

Vital72
21.01.2024, 04:41
от Апогея отличается тем, что отсутствует регистр, синхронизирующий атрибуты с выводом символа, и сами атрибуты привязаны к другим каналам цвета.
у Апогея это выглядит так:
HLGT -- RED
GPA1 -- GREEN
GPA0 -- BLUE

- - - Добавлено - - -

я не делал, вижу первый раз.
такая куча логики на рассыпухе займёт дохрена места, но легко поместится в один корпус PLD, если кому интересно, могу прошивку состряпать.

Shaos
21.01.2024, 05:00
Кстати а в чём проблема атрибутов и выводом символа? Как это визуально выглядит когда синхронизации нет (как на РК)?

Vital72
21.01.2024, 05:12
тут где-то была тема, где сравнивались два подхода, сходу я её не нашёл.
а проблема в том, что без регистра цвет будет выводиться раньше символа, т.е, то знакоместо, куда пишется атрибут будет тут же окрашиваться, причем сигналы цвета никак не синхронизированы с пиксельклоком и могут быть сдвинуты на пол или один пиксель, в зависимости от задержки распространения сигнала в ВГ75 и логики далее. но это будет заметно, если использовать инверсию символов.
как по мне, регистр надо всегда ставить, чтобы синхронизировать сигналы, приходящие из разных источников, поэтому схема Апогея правильнее, именно её я использую, чтобы сделать цвет в РК. это также позволяет легко адаптировать игры с Апогея на РК.

Shaos
21.01.2024, 05:58
Короче сам поэкспериментировал в Emu80

Первым делом в мониторе по адресу 0FADCH заменил 93H на D3H, чтобы атрибуты занимали знакоместо и не надо было мудрить с ПДП чтобы синхронизация не сбивалась

Далее вручную пописал в строчку выше первой:

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80144

Это в режиме Акименко (Самоцвет-М):

81H(жёлтый) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 82H(белый мигающий) 1 2 3 85H(зелёный) 1 2 3 89H(красный)

Получается без синхронизации атрибут распространяется на предыдущий символ? Ну как минимум в эмуляторе :)

Vital72
21.01.2024, 06:33
вообще такого не должно быть, похоже на глюк. я не знаю как на реальном железе, я всегда делаю по схеме Апогея.

Zidane
21.01.2024, 07:40
В схеме Толкалина прям приписка есть, уже по моему ближе к концу статьи, что атрибуты цвета ".. дают эхо..". То есть цветовой атрибут распространяется на предыдущее знакоместо. С чем связано не знаю, особо не вникал. А Акименко просто переосмыслил схему Толкалина, как по мне. Ну и там все осталось как было.

Vital72
21.01.2024, 07:54
кстати, вспомнилось. в 90-х, когда я дорабатывал свой РК -- добавлял инверсию (RVV) и повышенную яркость (HLGT) символов, пришлось эти сигналы задерживать триггером ТМ2, иначе срабатывали раньше. видимо таки да, атрибут будет действовать на предыдущий символ.

Shaos
21.01.2024, 08:41
RGB видеовыходы в моем случае подключил через резисторы 300ом на SCART телевизора. Синхро-смесь напрямую на SCART.
Но, это с моим телевизором. С другими устройствами могут быть варианты...

https://i.ibb.co/34PqzZQ/photo-2023-05-30-19-17-11.jpg (https://ibb.co/34PqzZQ) https://i.ibb.co/N1m4JNv/photo-2023-05-30-19-17-17.jpg (https://ibb.co/N1m4JNv) https://i.ibb.co/0Ys8317/photo-2023-05-30-19-17-18.jpg (https://ibb.co/0Ys8317)

На странный голубовато-синеватый фон не обращайте внимания, это у меня телек такой Супра мелкий с самой дешевой матрицей, она еще и знатное послесвечение оставляет, а так же шарашит УФ подсветкой прям в обьектив - сфотать нормально экран не реально.

Всем спасибо за участие -)
А где эти игры можно взять-погонять?
Они на обычном мониторе РК86 работают или требует изменения по адресу FADC (D3 вместо 93)? Это вроде было требованием для Акименко (Самоцвет-М), но не для Толкалина/Фролкина?
Или эти игры сами ВГ75 настраивают, чтобы на всём работать?...

P.S. Игры нашлись тут (https://zx-pk.ru/threads/26099-radio-86rk-plyus-sozdanie-i-obsuzhdenie-versii-2016g.html?p=877943&viewfull=1#post877943)

P.P.S. Да - Boulder Dash настраивает ВГ75 под себя - неужели на реальном PAL/SECAM-телеке 53.83Hz воспринимается как должное?

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80145

Pyk
21.01.2024, 20:50
Получается без синхронизации атрибут распространяется на предыдущий символ? Ну как минимум в эмуляторе
Так и есть :(

- - - Добавлено - - -


неужели на реальном PAL/SECAM-телеке 53.83Hz воспринимается как должное?
Старым ЭЛТ-телевизорам и 60 Гц было нипочем ;)

- - - Добавлено - - -

P. S. На реале кажется атрибут действует на предыдущий символ кроме его самый левых пикселей, которые сохраняют предыдущий цвет.
Но я не стал просто заморачиваться этим нюансом в эмуляторе.

Shaos
21.01.2024, 22:45
P. S. На реале кажется атрибут действует на предыдущий символ кроме его самый левых пикселей, которые сохраняют предыдущий цвет.
Но я не стал просто заморачиваться этим нюансом в эмуляторе.
Понятно, спасибо!

NEO SPECTRUMAN
21.01.2024, 22:56
P. S. На реале кажется атрибут действует на предыдущий символ кроме его самый левых пикселей, которые сохраняют предыдущий цвет.
не помню такого на фотках апогеев :)

- - - Добавлено - - -

хотя неп
вот тут такое есть
https://i.postimg.cc/bwm1KTtx/13366424.jpg

Pyk
22.01.2024, 00:52
не помню такого на фотках апогеев
Я как раз не про Апогей, это на РК.

NEO SPECTRUMAN
22.01.2024, 01:31
Я как раз не про Апогей, это на РК.
на сколько я помню схема апогея вообще очень похоже на РК даже визуально

или РК-шный цвет из журнала
не по типу апогейного?
(или на оборот)

Shaos
22.01.2024, 01:59
В цветном апогее же регистр, который до следующего знакоместа атрибуты держит:

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80167

Поэтому там таких приколов с раскрашиванием назад нету...

SegaBoy
22.01.2024, 01:59
на сколько я помню схема апогея вообще очень похоже на РК даже визуально

или РК-шный цвет из журнала
не по типу апогейного?
(или на оборот)
Оригинальный Апогей не цветной был. Он изначально такой-же «голый» как и РК был. Там тоже как на РК экран улетал в космос если атрибутом в экран кинуть.
Это потом уже цветной появился со своей схемой цветности.

Shaos
22.01.2024, 02:08
или РК-шный цвет из журнала
не по типу апогейного?
(или на оборот)

"РК-шный цвет из журнала" это на самом деле 3 разных схемы с разными цветами и все были напечатаны в журнале Радиолюбитель в разное время:

1) Толкалин (Радиолюбитель №4/92);
2) Акименко (Радиолюбитель №10/92) aka "Самоцвет-М" (доработка требовала исправления РК-монитора);
3) Фролкин (Радиолюбитель №4/93) - как вариант исправления Толкалина, но с другими цветами.

Толкалин похоже более распространён, НО классическая схема Толкалина показывала черный экран в нецветных РК-программах (включая монитор), поэтому там предусматривался тумблер включения-выключения цвета и чтобы исключить тумблер существуют 2 варианта:

1.1 Толкалин + серый цвет для нулевых атрибутов (как я понял эмуляторы именно так работают)
1.2 Толкалин + белый цвет для нулевых атрибутов (см. первую страницу этого треда - решение на галке)

т.е получается 5 вариантов РК-цветов плюс цветной Апогей (у которого не только регистр есть, но и свой порядок цветов) т.е. всего ШЕСТЬ вариантов :v2_dizzy_vodka2:

P.S. Вот думаю систематизировать всю эту инфу и доработать свой Radio-86RK SRAM 128K так, чтобы иметь ВСЕ вариации цвета, которые можно вручную переключать кнопочкой ;)

NEO SPECTRUMAN
22.01.2024, 02:14
Там тоже как на РК экран улетал в космос если атрибутом в экран кинуть.
а чего он должен улетать в космос когда там 4 этих вывода тупо не разведены?
елетит если размер рамы не подкоректировать
и если конец строки не юзать

или еще какая то глюка есть?

Shaos
22.01.2024, 02:40
Ну простой юзер не будет "размер рамы" корректировать или "конец строки" юзать - он хочет просто поставить цветной атрибут и наслаждаться цветным текстом далее :)
Для таких был Акименко, который сказал по адресу FADC написать D3 вместо 93 и будет вам счастье ;)
Счастье в виде манипулирования цветом прямо из Бейсика без танцев с бубном вокруг ПДП :)
Да даже прям из монитора ;)

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80144

SegaBoy
22.01.2024, 03:08
а чего он должен улетать в космос когда там 4 этих вывода тупо не разведены?
елетит если размер рамы не подкоректировать
и если конец строки не юзать

или еще какая то глюка есть?
Ну вот сидишь и по директиве М вводишь байты в экранную область, смотришь стало быть какие символы появляются на экране. Ну и введя значение больше 7F начинает всё куда-то плыть.
Ну а чем ещё было заниматься, когда к свежекупленому Апогею все мануалы есть, а магнитофона нет )))

Vital72
22.01.2024, 04:02
плыть оно начинает, потому что создатели монитора зачем то настраивают ВГ75 на скрытые атрибуты. какая то задумка у них была или так левая пятка захотела -- эту тайну нам не узнать.

Shaos
22.01.2024, 04:57
А кто знает откуда вот эта схема взялась?

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80141

и чем она принципиально отличается от Толкалина, Фролкина, Акименко и Апогея?
я вижу тут кроме HGLT, GPA0 и GPA1 задействованы экзотические LA0, LA1 и LTEN


судя по логике, тут кроме цвета чернил ещё можно задавать цвет фона, но оба цвета нельзя задавать одним атрибутом, надо два байта в видеопамять класть, а это будет как два пробела.
Ок, поразбирался по доке ВГ75 (и нашей, и интеловской) - сброс триггеров понятно т.к. можно выбрать такой символ псевдографики где LA0=1 во всю высоту (с HLG это может быть скажем #E5), а вот установка красного и зелёного триггера похоже возможна только на уровне курсора - значит оно работает не вправо, а вниз т.к. включается в последней строчке знакоместа! Значит это для раскраски фонов с левого края до правого края экрана пока не отключат сбросом где-то внизу.

А вот установка синего триггера работать по этой схеме НЕ будет т.к. одновременно LA0 и LTEN в единице быть не могут при любом раскладе (ну разве что если курсор поставят на знакоместо, где сидит псевдографика с LA0=1) - чтобы оно заработало по-видимому вместо текущего LA0 тут надо использовать предыдущее значение, защёлкнутое на дополнительном триггере (т.е. LA0 из предыдущего знакоместа) - тогда если поставить рядом #E4 и скажем #E0, то оно сработает как надо (и не сбросит триггеры в предыдущем знакоместе т.к. там хоть и было LA0=1 LA1=0, но с HLG=0).

И наверное по кадровому синхроимпульсу все эти триггеры надо сбрасывать в ноль, чтобы фоновый цвет не переливался в начало следующего кадра... уже :)

Vital72
22.01.2024, 05:10
да, судя по табличке, LA0 и LTEN никогда одновременно не выставляются в "1". вероятно, это какой то концепт, а не законченная схема. а сброс по кадровому СИ тут предусмотрели.

Shaos
22.01.2024, 05:26
а сброс по кадровому СИ тут предусмотрели.
А - точно, не заметил :)

Судя по разделённым вертикальной и горизонтальной синхропоследовательностям возможно это концепт RK86-VGA от самого Rokl-а, кто собственно эту картинку и разместил в апреле 2011: https://zx-pk.ru/threads/13148-radio-rk-86-kompyuter-s-protsessorom-1821vm85.html?p=375381&viewfull=1#post375381

Shaos
22.01.2024, 08:26
да, судя по табличке, LA0 и LTEN никогда одновременно не выставляются в "1". вероятно, это какой то концепт, а не законченная схема.
Кстати! LTEN то ведь можно атрибутом U включить и далее вставить символ псевдографики с LA0=1 :v2_dizzy_botan:
т.е. по идее схема то - рабочая :v2_dizzy_tired2:

если конечно отсутствие подчёркивания в псевдографике не перебъёт глобальный атрибут подчёркивания...

Pyk
22.01.2024, 09:28
Он изначально такой-же «голый» как и РК был. Там тоже как на РК экран улетал в космос если атрибутом в экран кинуть.
Не совсем. Атрибуты на ч/б-Апогее действовали на предыдущее знакоместо (доп.триггеров не было), но ВГ75 в Мониторе изначально программировался на непрозрачные атрибуты, так что ничего не улатало. Более того, даже приветствие с названием компа выводилось красиво с инверсией с учетом сдвига атрибутов, а в цветной версии оно же стало уже некрасиво, так как Монитор остался прежним :)

- - - Добавлено - - -

Насчет использования LA0 и LA1 я уже думал. Идея такая: LA0 можно устанавливать кодом E4 и защелкивать на триггере. Сбрасывать триггер можно по сигналу VSP. Тогда атрибут, включаемый этим кодом, будет действовать до следующего обычного атрибута (коды 80-BF) или до конца строки.
С LA1 так просто не получится, мне он кажется малопригодным для подобного применения...

Shaos
22.01.2024, 10:01
Вот собрал всю инфу по цветам РК в одну табличку:



Attr.| Apogey | Akimenko | Tolkalin | Frolkin |
--------------------------------------------------
0x80 | white | white | gray* | white |
0x81 | cyan | yellow | red | cyan |
0x84 | yellow | cyan | green | magenta |
0x85 | green | green | yellow | blue |
0x88 | magenta | magenta | blue | yellow |
0x89 | blue | red | magenta | green |
0x8C | red | blue | cyan | red |
0x8D | black | black | white | black |
--------------------------------------------------
Backg| black | black | black | inverted |
--------------------------------------------------
Blinking +0x02
Inversion +0x10
Underline +0x20
* 0x80 for Tolkalin could be Black, Gray or White
Фролкин со своим инвертированным фоном наверное по большей части бесполезен, а так из оставшегося можно наверное всё сразу поддержать с 3-позиционным тумблером ;)
и ещё 2 тумблера добавить - на включение/отключение регистра (который как в Апогее задерживает атрибуты) и на включение серого цвета по чёрному фону вместо чёрного по чёрному...

(и ещё я проверил - схема с фоновыми цветами по LA0 и LA1 это тот же Самоцвет, при условии, что VIDEO там снимается со сдвигового регистра т.е. инвертированное)

- - - Добавлено - - -


Насчет использования LA0 и LA1 я уже думал. Идея такая: LA0 можно устанавливать кодом E4 и защелкивать на триггере. Сбрасывать триггер можно по сигналу VSP. Тогда атрибут, включаемый этим кодом, будет действовать до следующего обычного атрибута (коды 80-BF) или до конца строки.
С LA1 так просто не получится, мне он кажется малопригодным для подобного применения...
Да - интересно :)

Тут (https://zx-pk.ru/threads/26455-chto-maksimum-mozhno-vyzhat-iz-kr580vg75-intel-8275-obsuzhdenie.html?p=1186570#post1186570) Alikberov предлагает по E4 и E5 шрифты переключать в пределах одной строки :)
Он хочет аж 3 шрифта переключать, но 3 наверное много - можно двумя ограничиться - по E4 включать основной шрифт 0 (LA0=1 HGLT=0) и по E5 включать альтернативный шрифт 1 (LA0=1 HGLT=1).
Идея скорее полезная, чем бесполезная - в SRAM-версии РК-шки уже 2-килобайтный знакогенератор с переключающимися половинками - надо просто триггер приделать ;)
Возможность переключать знакогенератор символами псевдографики хотя бы хороша тем, что будет работать в обоих вариантах настройки ВГ75 - и с видимыми атрибутами, и с невидимыми, т.к. псевдографика показывается в любом случае и ограничений на количество переключений нет и совместима с любыми схемами добавления цвета в РК т.к. не использует выводы GPA0 и GPA1 (HGLT хоть и использует, но кратковременно).

Zidane
22.01.2024, 12:37
Короче сам поэкспериментировал в Emu80

Первым делом в мониторе по адресу 0FADCH заменил 93H на D3H, чтобы атрибуты занимали знакоместо и не надо было мудрить с ПДП чтобы синхронизация не сбивалась


А это как? Я сколь не пытаюсь - значение не меняется. Или сразу в rom-е поправить?

Shaos
22.01.2024, 13:57
ПЗУ ага - с помощью программатора ;)

В случае мулятора в файле Рома хекс-редактором…

Zidane
22.01.2024, 14:29
В общем, в топку править монитор... Сделал как в журнале. Но при первом запуске программа очень долго думает... в BASIC и то быстрее ))) Ну да не суть. А суть в том что забиваем в память с адреса 7530h следующую последовательность (в 16-ричном формате все значения): 21,01,С0,36,00,2В,36,4D,36,1D,36,99,36,D3,23,36, 27,7E,7E,E6,20,CA,E1,FA,C3,6C,F8. Запускаем командой G7530. Секунд 20 (по ощущениям) РК это дело обдумывает, а потом с цветом можно работать... Мне так проще )

Shaos
23.01.2024, 11:41
Не совсем. Атрибуты на ч/б-Апогее действовали на предыдущее знакоместо (доп.триггеров не было), но ВГ75 в Мониторе изначально программировался на непрозрачные атрибуты, так что ничего не улатало. Более того, даже приветствие с названием компа выводилось красиво с инверсией с учетом сдвига атрибутов, а в цветной версии оно же стало уже некрасиво, так как Монитор остался прежним :)
Есть мнение, что в режиме с видимыми атрибутами цвет без регистра НЕ ДОЛЖЕН отрабатывать назад - типа он отрабатывает назад лишь в режиме с невидимыми атрибутами.
Если это так, то в Emu80 ошибка т.к. цвет отрабатывает на одно знакоместо назад и с видимыми атрибутами - кто-то может проверить на реале? Например, Zidane ты мог бы вот эти шаги у себя в мониторе проделать (хотя бы первые несколько, начиная с 38 39), если у тебя реал конечно, и заслать сюда фоточку экрана? ;)

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80144

Pyk
23.01.2024, 11:53
Есть мнение, что в режиме с видимыми атрибутами цвет без регистра НЕ ДОЛЖЕН отрабатывать назад - типа он отрабатывает назад лишь в режиме с невидимыми атрибутами.

Нет, от режима атрибутов не зависит, в Emu80 должно быть все правильно. Если никто не опередит, вечером (по Москве) продемонстрирую на Пальмире.

Shaos
23.01.2024, 11:59
Нет, от режима атрибутов не зависит, в Emu80 должно быть все правильно. Если никто не опередит, вечером (по Москве) продемонстрирую на Пальмире.
А там цвет без регистра?

Zidane
23.01.2024, 13:18
Есть мнение, что в режиме с видимыми атрибутами цвет без регистра НЕ ДОЛЖЕН отрабатывать назад - типа он отрабатывает назад лишь в режиме с невидимыми атрибутами.
Если это так, то в Emu80 ошибка т.к. цвет отрабатывает на одно знакоместо назад и с видимыми атрибутами - кто-то может проверить на реале? Например, Zidane ты мог бы вот эти шаги у себя в мониторе проделать (хотя бы первые несколько, начиная с 38 39), если у тебя реал конечно, и заслать сюда фоточку экрана? ;)

Та где бы тот реал рабочий достать? Тоже в эмуляторе... Хотя железный РК правда есть. Его только собрать надо. Но как вссегда, то одно нет, то другого, то желания... Я вот Апогей купил и до сих пор даже не проверил еще... Мне надо сразу чтобы работало )

Pyk
23.01.2024, 19:56
А там цвет без регистра?
Да, без. Как и на РК, схема Толкалина, но без ручного переключателя, с автоматическим серым.

https://pic.maxiol.com/thumbs2/1706028871.1560140271.rkcolor.jpg (https://pic.maxiol.com/?v=1706028871.1560140271.rkcolor.jpg&dp=2)

Shaos
23.01.2024, 20:59
Понятно, спасибо - значит Барсик опять гнал пургу :v2_dizzy_facepalm:

На твоей фотке вижу цвета Толкалина, однако та схема Пальмиры, что я на шёл у себя в архивах (датирована августом 2021 года), вроде как содержит схему Акименко на ИЛИ-НЕ:

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80177

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80176

Хотя не - там ещё какая-то замутка с инверсиями:

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80179

Или с тех пор были новые ревизии?

Меня интересует как аппаратно сделан серый цвет (я хочу попробовать нагородить универсальную схему, которая поддерживала бы все 3 варианта цвета причём с подключением-отключением регистра и возможностью опционально подменять чёрный по чёрному на серый по чёрному (как тут) или на белый по чёрному (как у Троникса на первой страничке этого топика)).

Ведущий_специалист
23.01.2024, 23:14
Или с тех пор были новые ревизии?

https://github.com/maxadler1979/palmira/tree/main
Здесь актуальная и схема и плата. У Вас старые наброски.
В пальмире вся эта путань с инверсией связана с выходами на монитор, долго боролся на макетке, пока достиг нормальных неинверсных цветов в результате появились допом лн1 и лр3. В результате первая плата была с ошибками, уже то что на гитхабе - проверено и исправлено.

Pyk
23.01.2024, 23:23
Или с тех пор были новые ревизии?
Меня интересует как аппаратно сделан серый цвет
На самом деле он там белый, это в эмуляторе у меня серый. :v2_dizzy_facepalm:

Вообще, актуальная информация по железу Пальмиры здесь (https://github.com/maxadler1979/palmira), но схема там, похоже, только в pcad.
На всякий случай актуальная схема в pdf (https://emu80.org/temp/ram_FONT_RK86_SCH.pdf). В принципе, там понятно - смотреть D2, D12, D20.
Софт для Пальмиры - у меня (https://github.com/vpyk/palmira-stuff).

Надеюсь, автор компьютера подробнее ответит, если останутся вопросы.

Shaos
24.01.2024, 00:58
На самом деле он там белый, это в эмуляторе у меня серый. :v2_dizzy_facepalm:
А есть реальные РК-шки где есть серый? :)

Ведь наверное какой-то софт под Толкалина использует различие между 80h и 8Dh, а то обидно терять восьмую комбинацию цветов ;)

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80180

А то напишут под эмулятор, а на реале потом и то, и другое будет показано как ярко-белый :)

За линки на проект и схему - спасибо, погляжу ... поглядел - да, теперь похоже на Толкалина:

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80181

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80182

Вместо И стоит НЕ-ИЛИ-НЕ, что выполняет туже самую функцию, плюс специальный случай, когда все нули превращается во все единицы (т.е. 000 и 111 даёт один и тот же результат - белый).

Интересно, что тут уже есть ИЛИ-НЕ как у Акименко или Апогея - можно приделать вокруг несколько мультиплексоров (плюс опциональный регистр для защёлкивания атрибутов до конца знакоместа) и вуаля - универсальная схема Толкалин-Акименко-Апогей с 3-позиционным тумблером готова :)

Можно ещё второй 3-позиционный тумблер добавить - замена 000 на белый, серый или оставить чёрным, и третий тумблер - включающий или отключающий регистр аля Апогей (ну или считать наличие в цепи регистра сугубо атрибутом апогеевской раскраски)...

P.S. Кстати вот та же самая проверка 80h vs 8Dh для Апогеев (через эмулятор Emu80) - оригинальный чёрно-белый (без регистра):

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80184

и цветной (с регистром):

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80185

как можно видеть тут честный режим чёрным-по-чёрному имеется ( вот было бы прикольно сделать из него серым-по-чёрному ; )

Shaos
26.01.2024, 12:05
Вот собрал всю инфу по цветам РК в одну табличку:



Attr.| Apogey | Akimenko | Tolkalin | Frolkin |
--------------------------------------------------
0x80 | white | white | gray* | white |
0x81 | cyan | yellow | red | cyan |
0x84 | yellow | cyan | green | magenta |
0x85 | green | green | yellow | blue |
0x88 | magenta | magenta | blue | yellow |
0x89 | blue | red | magenta | green |
0x8C | red | blue | cyan | red |
0x8D | black | black | white | black |
--------------------------------------------------
Backg| black | black | black | inverted |
--------------------------------------------------
Blinking +0x02
Inversion +0x10
Underline +0x20
* 0x80 for Tolkalin could be Black, Gray or White
Фролкин со своим инвертированным фоном наверное по большей части бесполезен, а так из оставшегося можно наверное всё сразу поддержать с 3-позиционным тумблером ;)


Северная Пальмира дала мне идею как совместить несовместимое:


Интересно, что тут уже есть ИЛИ-НЕ как у Акименко или Апогея - можно приделать вокруг несколько мультиплексоров (плюс опциональный регистр для защёлкивания атрибутов до конца знакоместа) и вуаля - универсальная схема Толкалин-Акименко-Апогей с 3-позиционным тумблером готова :)
И собственно вот:

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80206

Универсальный контроллер цвета для РК Толкалин-Акименко-Апогей с 3-позиционным тумблером весит 10 корпусов мелкой логики.
Регистр врезается в RVV,HLGT,GPA0,GPA1 только при выборе Апогея.
Цвета перепутываются с помощью мультиплексора в соответствии с выбранным режимом.
В случае Толкалина идёт инверсия цветов через XOR-ы (чтобы ИЛИ-НЕ превратились в И - как в Пальмире).

На выход идут не только R,G,B, но и I (интенсивность) - оно собственно нужно лишь для того, чтобы делать серый цвет (I=0 R=1 G=1 B=1) - во всех остальных случаях I=1 (ну кроме чёрного - там I=0 R=0 G=0 B=0). Серый цвет сделан для атрибута 80H Толкалина (чтобы было как в эмуляторе) и для атрибута 8DH Апогея ( это я чисто для себя - не хочу терять восьмую комбинацию : ) а для Акименко серого цвета нет - там 8DH обычный чёрный-по-чёрному.

Игловые файлы пока не выкладываю - надо самому сначала заказать прототип, собрать и погонять, но симуляция вроде бы показывает, что всё верно...

Vital72
26.01.2024, 12:20
соревнования в монструозности!
даёшь схему видеовывода вдесятеро сложнее самой РКшки!

Shaos
26.01.2024, 12:23
соревнования в монструозности!
даёшь схему видеовывода вдесятеро сложнее самой РКшки!
Ну так то можно на одной галке сделать ;)

Ведущий_специалист
26.01.2024, 12:57
...с 3-позиционным тумблером весит 10 корпусов мелкой логики.
...
Тумблер меняем еще на корпус тм9, выделяем ей порт и управляем цветом машины программно.

- - - Добавлено - - -


даёшь схему видеовывода вдесятеро сложнее самой РКшки!

Это раньше тряслись над использовании каждого вентиля. Но сейчас то, какая разница сколько микросхем применили, главное удобство в использовании. Не угодить в любом случае... много микросхем плохо, галку - не по ретроканону...

Shaos
26.01.2024, 19:29
Тумблер меняем еще на корпус тм9, выделяем ей порт и управляем цветом машины программно.
Кстати да :)

Можно взять ТМ2 и кнопки на землю добавить по входам /S и /R, обычно подтянутых к +5В, чтобы можно было и программно, и вручную состояние этих самых триггеров менять :)

Vital72
27.01.2024, 01:36
Долой унылые решения!
Даёшь полноцветную РКшку!
Идея взята из телеги, переосмыслена и доработана мной.
Идея заключается в хранении цвета вместе с графическим изображением символа, используется схема загружаемого шрифта, параллельно ОЗУ шрифта дополнительно устанавливается ОЗУ для цвета, таким образом получается раскрашивать каждую линию шрифта.
Пояснение схемы: память DD1 хранит графическое изображение символов (знакогенератор), память DD2 хранит индексы цветов для чернил и фона по 4 бита -- итого 16 цветов на чернила и 16 на фон, мультиплексор DD7 переключается между индексами цветов чернил и фона, сами значения цветов хранятся в 4-битном ОЗУ DD9 для красного канала, DD10 для зеленого канала, DD11 для синего канала, итого получается палитра из 4096 цветов, которую можно менять по ходу пьесы, формирование уровней напряжения для цветовых каналов производится ЦАПом на резисторных сборках RN2, RN4, RN6, далее через эмиттерные повторители подаются на монитор. DD14 и DD15 надо использовать КМОП, т.к. у них выход лог. "1" близок по уровню к питающему напряжению, также DD14 и DD15 надо питать отфильтрованным питанием.
Схема идеально подойдёт для тайловой графики использовать её для раскрашивания текста будет крайне проблематично.

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80214
80211

Shaos
27.01.2024, 01:58
Я с тайлов попроще начну ;)

2 незадействованных бита для каждой плашки символов в знакогенераторе будут задавать один из 4-х цветов - с 2 палитрами цена вопроса 3 корпуса мелкой логики, а если ещё и ОЗУ вместо ПЗУ знакогенератора поставить (см. Северная Пальмира), то будет вообще песня :)

Vital72
27.01.2024, 02:33
Я с тайлов попроще начну ;)


т.е. уныло

Shaos
27.01.2024, 03:22
т.е. уныло
угу - унылые 4 цвета плюс чёрный :)
причём каждая плашка может иметь свой цвет!
но я придумал как относительно малой кровью учитывать полутоновые "акценты" ;)
в итоге получилось 23 цвета - подробности у меня на форуме...

Vital72
27.01.2024, 07:17
немного переработал свою схему -- добавил возможность выставлять цвет атрибутами, как в старину.
по этой схеме отпадает необходимость в хреноверти атрибутами, чтобы иметь все реализации цвета, которых понаделали кто во что горазд -- цвет определяется палитрой, которую надо прежде залить в ОЗУ.

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80217

Alikberov
27.01.2024, 10:41
т.е. унылоПочему уныло?

http://www.youtube.com/watch?v=-dkCKGkPiSY

Shaos
27.01.2024, 12:21
немного переработал свою схему -- добавил возможность выставлять цвет атрибутами, как в старину.
по этой схеме отпадает необходимость в хреноверти атрибутами, чтобы иметь все реализации цвета, которых понаделали кто во что горазд -- цвет определяется палитрой, которую надо прежде залить в ОЗУ.
А как залить? Как это с точки зрения программиста выглядит?

- - - Добавлено - - -


Почему уныло?
тут с полутонами или без?

Vital72
27.01.2024, 12:34
с точки зрения программиста -- только нужно залить память, тут три памяти: память шрифтов (4к) память цветов (4к) и память палитры (три ОЗУ по 16 4-разрядных слов), а вот как они подключаются к процессору -- это уже зависит от реализации. в моей реализации загружаемых шрифтов память не сидит в едином адресном пространстве процессора, т.е. запись в память производится как запись в порты В/В, таким образом требуется всего три адреса, чтобы заполнить память (вся память работает только на запись, чтение не предусмотрено) -- два адреса на выставление адреса памяти и один адрес для данных, при этом, при последовательной записи не требуется каждый раз выставлять новый адрес, адрес инкрементируется автоматически, чем достигается высокая скорость заполнения памяти, даже выше, чем если бы память была подключена непосредственно к процессору. аналогично можно реализовать и запись в память цветов и палитры. для наглядности приведу две моих схемы загружаемых шрифтов, логически они идентичны и взаимозаменяемы, требуют всего три адреса в адресном пространстве.

на IDT71682:
https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80231

на IDT7134:
https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80232

Alikberov
27.01.2024, 13:03
тут с полутонами или без?На сколько я помню - полутона должны присутствовать (Ксоникс тайлами раскрашивал, когда уже отладил скрипт эмуляции.)
Вот скриншот редактора фонтов, где "яблочко" в полутонах:
80235
Для игры Lode Runner:
80236
И Maze:
80237

Shaos
27.01.2024, 13:47
На сколько я помню - полутона должны присутствовать (Ксоникс тайлами раскрашивал, когда уже отладил скрипт эмуляции.)
Вот скриншот редактора фонтов, где "яблочко" в полутонах:
...
Для игры Lode Runner...
Хм, да - выглядит неплохо:

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80235

Таки поддержал у себя в модуле тайлов твои полутона тоже (причём без "залипания")
Я вижу теперь, что они как часть тайла вполне могут существовать

Shaos
02.02.2024, 12:49
Северная Пальмира дала мне идею как совместить несовместимое:


И собственно вот:

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80206

Универсальный контроллер цвета для РК Толкалин-Акименко-Апогей с 3-позиционным тумблером весит 10 корпусов мелкой логики.
Регистр врезается в RVV,HLGT,GPA0,GPA1 только при выборе Апогея.
Цвета перепутываются с помощью мультиплексора в соответствии с выбранным режимом.
В случае Толкалина идёт инверсия цветов через XOR-ы (чтобы ИЛИ-НЕ превратились в И - как в Пальмире).

На выход идут не только R,G,B, но и I (интенсивность) - оно собственно нужно лишь для того, чтобы делать серый цвет (I=0 R=1 G=1 B=1) - во всех остальных случаях I=1 (ну кроме чёрного - там I=0 R=0 G=0 B=0). Серый цвет сделан для атрибута 80H Толкалина (чтобы было как в эмуляторе) и для атрибута 8DH Апогея ( это я чисто для себя - не хочу терять восьмую комбинацию : ) а для Акименко серого цвета нет - там 8DH обычный чёрный-по-чёрному.

Игловые файлы пока не выкладываю - надо самому сначала заказать прототип, собрать и погонять, но симуляция вроде бы показывает, что всё верно...
Заказал 3 платки универсальной доработки до цвета Толкалин-Акименко-Апогей размером 89 x 100 мм (в плате, как я и писал ранее, 10 корпусов, но я справа ещё сделал 3 запасных посадочных места на всякий пожарный под DIP14, DIP16 и DIP20):

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80271

Shaos
24.02.2024, 09:28
Получил платки:

https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=80424

vyachik
16.01.2025, 11:52
Собрали? заработало? а то пауза затянулась.....

Shaos
18.01.2025, 10:21
Да чото закрутился...