Просмотр полной версии : Оцифровка кассет
Кстати в картотеке в розыске игра "Ceilon" у меня она есть на кассете, кассеты вроде в неплохом состоянии, но нет возможности оцифровать.
Привет :) Нет возможности оцифровать - это значит нет магнитофона? Если ты сможешь записать WAV-файл с кассеты, то можно попробовать его вытянуть с помощью эмулятора. У меня тоже куча кассет была, магнитофон взял у коллеги на работе, через эмулятор VV почти все программы оцифровал.
Магнитофона нет, но я пробовал както давно оцифровать таким способом с помощью утилиты wav2rom, ничего не вышло, одно время вынашивал идею сопряжения Вектор=>PC но до рук так ине дошло, небыло описания портов com и LPT, а потом Вектор помер...
Добавлено через 1 минуту
ЗЫ: поищу у когонить магнитофон, попробую
Jons, что с "Цейлоном"? Есть надежда?
Великая вещь прогресс! В наше время найти моно могнитофон серьёзная проблема, пока побую собрать из подручных материалов, но уже не за горами, на этой неделе буду пробовать, если получится отцыфрую все кассеты (которые в нормальном состоянии). Хотелось бы тоже на периферию подписаться но поскольку Вектор дохлый, не знаю куда цеплять буду :smile: если смогет кто создайте подписку на сам комп, возьму не раздумывая.
Jons, я все свои кассеты (моно и стерео) оцифровал на стерео-магнитофоне, потом выбирал-обрабатывал-цифровал тот канал, который лучше записался. Для покупки Вектора нужно объяву дать в местной барахолке, на Железных призраках (http://www.phantom.sannata.ru/forum/) и регулярно ходить на http://molotok.ru
Добавлено через 4 часа 3 минуты
Jons, "на ловца и зверь бежит". Вектор предлагают -> http://zx.pk.ru/showpost.php?p=189131&postcount=1
Jons, я все свои кассеты (моно и стерео) оцифровал на стерео-магнитофоне, потом выбирал-обрабатывал-цифровал тот канал, который лучше записался.
+1, причем потом можно в аудио-редакторе полосовым фильтром обрезать шумы, "подтянуть" амплитуду и АЧХ в диапазоне где-то 800 Гц- 4 КГц. Так удалось оцифровать пару программок на Бейсике, писанных (и записанных на кассету) году в 91м :)
Оцифровал все картинки из серии Art (раньше была только первая картинка из 10)
http://sensi.org/%7Esvo/scalar/ware/666/
Все же неплохая у вектора была графика для своего времени
Спасибо всем за поддержку, поднял всётаки свой, рылся в барахле и обнаружил ПЗУ со стандартным загрузчиком (универсальный приказал долго жить), сечас занят поиском цейлона паралельно составляю опись прог и игр, вроде встретилась парочка которых нет в картотеке (или кажется потом проверю). В общем попробовал с магнитофона (стерео) на PC, ничего не вышло, может нетак делаю, а на Вектор норм грузится, причём все игры. ТимОхА если не сложно опиши какими прогами пользовался и как всё делал, буду весьма признателен.
Добавлено через 2 минуты
зы: попробую ещё с Вектора на PC записывать :smile: может так получится
Методика такова:
Инструменты и принадлежности:
1. Стереокассетофон
2. Sound Forge или любой другой аудиоредактор
3. Куча кассет с новым софтом
4. Отвертка, спирт, молоток и "такая-то мать"
5. Эмулятор VV с загрузчиком BYTE (CPU -> Boot manager -> Boot Byte, F11)
Порядок действий:
1. Сделать запись с кассеты через линейный вход (стерео, 16bit, 44кГц, уровень ~6дб)
2. Выбрать дорожку покрасивше, сохранить в WAV (PCM 22050Гц, 8бит, моно)
3. Запустить эмулятор, выбрать загрузчик BYTE, нажать F11, открыть WAV файл Alt+T, запустить трек ALT+F6.
4. По окончании загрузки после мигания светодиода РУС сохранить состояние эмулятора File -> Save State as
5. Срочно выложить новые файлы на форум
Примечание: Если в процессе загрузки возникли сбои, или загрузчик не захватывает трек, можно остановить проигрывание трека нажав Alt+F6, поиграться настроками "CPU -> Options -> Tape Loader Configuration" и снова запустить трек Alt+F6.
Если манипуляции с опциями не помогают, можно попытаться в аудиоредакторе поправить исходный WAV, обрезать частоты, поднять амплитуду и т.п.
Tim0xA, ты бейсиковские программы и игрушки с прилагаемой к вектору кассеты оцифровывал? Не хочу лишнюю работу делать, а то у меня совсем тяжело с ними идет, пока только ИНФОР-1 четко оцифровал.
Да, с этой кассеты все бейсиковские программы и игры уже есть. Прикладные программы я еще пока никуда не выложил. Думаю, что программы и игры из базовой поставки достойны индивидуальных карточек со скриншотами.
Ок, спасибо, я сразу писал в режиме 22050Гц, 8бит, моно
4. По окончании загрузки после мигания светодиода РУС сохранить состояние эмулятора File -> Save State as
Это несовсем верно, нужно во время мигания РУС выполнить File->Save As... и сохранить в *.rom если прога с 1-го блока, либо в *.r0m если прога с 0-го блока
Наконец то нашел :smile:
Супер! Что с оцифровкой? Получается что-нибудь? Если хочешь, можем распараллелить работу - ты разбираешь свой архив кассет, оцифровываешь записи, высылаешь мне исходные WAVы от новинок (если таковые будут), а я уже буду пытаться вытаскивать из них бинарники.
Sound Forge (5я версия) нехочет сохранять в режиме 22кГ, только 44, пробовал выгрузить с Вектора на PC почемуто команда О неработает(может формат забыл, должно быть О нач.блок,кон.блок,повтор)ес и есть у кого описание команд монитора-отладчика напишите плз.
у кого описание команд монитора-отладчика напишите плз
Кривенькое, но уж какое есть...
Вспомнил, что команда "О" в описании не рассмотрена, а только в Вектор-USER №1:
O>m,n,s
m - начальный блок
n - количество блоков
s - смещение (1й блок - 0, 0й блок - FF)
Добавлено через 2 минуты
Если количество блоков указывается в десятичном виде, то нужно писать #n, например для 23 блоков такая команда: O>1,#23,0
Спасибо огромное за описание :wink:
Jons, Вот дословное описание команды О:
а) -О
б) Ос
с) О>m,n,s
где с-имя файла, m,n, и s-байты, определяющие начальный блок, кол-во блоков ( >0) и смещение в блоках соответственно. длинна блока-256 байт. В формате с) все параметры обязательны.
формат а) выводит имя ранее введенное командой О.
формат б) задает имя файла (11 символов макс.) для записи на МЛ в формате загрузчика.
формат с) выводит на МЛ в формате загрузчика n блоков из ОЗУ, начиная с блока m, со смещением s блоков
Jons, огромное спасибо за новинку! Еще бы описание к игре найти.
Ramiros, спасибо за детальное описание команды O, про "а)" и "б)" я не знал. Откуда такие подробности?
Добавлено через 6 минут
Оцифровал все картинки из серии Art
Добрался до картинок, посмотрел, неплохо. В серии Art остается еще два "белых пятна": дисковый вариант и формат загрузки для кассетных версий (УС - Load next picture).
Ramiros, спасибо за детальное описание команды O, про "а)" и "б)" я не знал. Откуда такие подробности?
Из базового мануала по монитору-отладчику, у меня вообще все книжки от вектора сохранились.
Тоже хочу поучаствовать в викторине "что Вы можете сказать про команду O"
Для выгрузки одинарными блоками вместо > надо использовать %
Где прочитал - не помню
дисковый вариант
Там основной непонятный момент (IMHO) - под какой ДОС это было заточено, некоторые картинки сбоят при отрисовке, а большая часть все же нормально выводится.
Еще бы описание к игре найти.
Игра похожа на Roboteka, правила там теже, ктати в игре глюк, она мне с ним и досталась, у уровней почемуто нет границ(верхней и правой, про нижнюю непомню)
Вот дословное описание команды О:
Спасибо огромное Ramiros :smile:
Отцифровал ещё 4ю версию монитора, её нет в картотеке, я пожалуй не буду по одной проге выкладывать, отцифрую десяток, выложу и т.д., есть 26 уровней для Fatax-а как их перегнать? формат похож на мониторовский.
Из базового мануала по монитору-отладчику, у меня вообще все книжки от вектора сохранились.
Да, точно, это есть в описании, только что проверил. А мне казалось, что в Вектор-USER №1 был эксклюзив. Скорее всего впечатление от детального описания этой команды в ВЮ вытеснило из памяти все остальные упоминания о ней.
Добавлено через 29 минут
есть 26 уровней для Fatax-а как их перегнать? формат похож на мониторовский.
Пришли мне запись одного уровня на timsoft(dog)mail.ru, посмотрю, что можно сделать.
Добавлено через 10 часов 25 минут
"Ceilon" в картотеке http://www.sensi.org/~svo/scalar/ware/460
Подскажите плз в чём проблема? оцифровал у себя турбоассемблер попробвал запустить в VV, не работает, запустил на реале тотже результат, а ведь раньше я с ним работал, это влияние времени? :smile: на эмуле b2m тоже юзал всё один к одному
Может оно для Z80? А вообще, выкладывай - посмотрим.
тут два редактора по нескольку копий (снимал для верности)
Работать должно из под ДОСа, т.к. в начале программ есть настройка векторов системных функций.
Работать должно из под ДОСа
всеравно чегото не то, мдос v3.1 Т72
Добавлено через 2 минуты
для чистоты пробы всё загрузил с ленты на реал (монитор v4.0+турбоасм)
Ерунда какая-то выходит, ДОС тут ни при чём. Editor работает, если запускать с адреса 103h. А в турбоасм нужно нажимать Esc I , тогда хочет файл считывать. А как работать с ним, я не знаю.
Добавлено через 18 минут
Вобщем, в editor занулил первые три байта, и закатал его и turboasm на диск с расширением com. После запуска editor нажимаем Esc N - новый текст, после набора Esc O - записываем на ленту (т.е. включаем запись на "магнитофоне" и только потом жмём Enter). После чего можно выйти и запустить turboasm, а в нём Esc I, и "воспроизвести" записанный wav файл. Появится набранный текст. А как компилировать - не разобрался.
Спасибо b2m, завтра попробую, и описалово по нему выложу, оно в формате асм(т.е. под этот тубоассемблер написано)
Декомпилил турбоасм, адрес выгрузки 0BEFh, адрес загрузки 0C9Dh, пытался загрузить описалово ругается на малое количество памяти, подключение квазидиска непомогло, придётся глубже копать.
Люююди, подскажите как wav file bas-проги загнать в бейсик. Оцифровал кое-что с кассеты и что делать дальше не знаю. Только ответьте поподробнее пожалуйста
Кто нить проснётся и ответит на вопрос?
Viknik, есть идея. В эмуляторе b2m просто выберите тип файла wav и уже потом грузитесь из бейсика по CLOAD. Это догадки, но, возможно, таки будет работать.
Попробую.
---------- Post added at 01:37 ---------- Previous post was at 01:19 ----------
увы пробовал по разному. в итоге токо намертво завис.Жду других решений
увы пробовал по разному. в итоге токо намертво завис.Жду других решений
Если есть возможность, выложите WAV'ник. Попробую поэкспериментировать.
как сюда не знаю могу на mail или yandex
лови ссылку http://narod.ru/disk/8885371001/Inform1.wav.html
---------- Post added at 02:04 ---------- Previous post was at 02:00 ----------
В эмуле прога copytf файлы читает
Программа "Реклама" увидел :) Сейчас грузится....
---------- Post added at 22:17 ---------- Previous post was at 22:12 ----------
Эмуль читает, но в строке 4 ошибка...
---------- Post added at 22:19 ---------- Previous post was at 22:17 ----------
Причём по CLOAD"" пишет ПРОГРАММА: "РЕКЛАМА" и всё..... Вываливается в бейсик только по Ctrl-C. По CLOAD без кавычек надо нажимать Enter только после появления низкого ракорда после загрузки имени. Прога как бы грузится, но в строке 4 ошибка.
---------- Post added at 22:19 ---------- Previous post was at 22:19 ----------
Всё делалось в эмуляторе Virtual Vector.
опиши поподробнее пожалуйста. Но в b2m copytf читал все мои wav без ошибок
---------- Post added at 03:14 ---------- Previous post was at 03:09 ----------
А название проги официальное а информ это уже при оцифровке обозвали
Viknik, качаем отсюда (http://vector06c.narod.ru/) последний эмуль. В нём загружаем наш wav (Tape -> Tape open). Выходим в бейсик. Набираем cload, но enter не жмём. Жмём Alt-F6. Пиликнет высокий ракорд, потом Плик (это имя файла), теперь низкий ракорд. Сейчас жмём Enter и ждём. Должно загрузиться. Был бы у меня реальный вектор - проверил бы на реале. А так - увы :(
---------- Post added at 23:18 ---------- Previous post was at 23:16 ----------
зы. Этот (http://vector06c.narod.ru/emul/VV_635.zip) эмуль.
Спасибо за man, но самое смешное понял вроде сам. Правда как всегда сделал по своему.В VV,он имеется, сделал так: cload"" enter выбрал wav и усё прочиталось,правда другой файл. За помощь огромнейшее спасибище. И Титарю, если увидит
Спасибо за man, но самое смешное понял вроде сам. Правда как всегда сделал по своему.В VV,он имеется, сделал так: cload"" enter выбрал wav и усё прочиталось,правда другой файл. За помощь огромнейшее спасибище. И Титарю, если увидит
CLOAD"" у меня писало ПРОГРАММА: "РЕКЛАМА" и повисала. Не знаю, может быть я чего не то делал :)
Но в b2m copytf читал все мои wav без ошибок
Похоже, в последних версиях не читается. Если откатить одно изменение, которое я делал пару месяцев назад, то выложенный wav-файл читается в бейсике без проблем. Нужно опять заниматья эмуляцией wav-файлов...
---------- Post added at 01:55 ---------- Previous post was at 01:54 ----------
CLOAD"" у меня писало ПРОГРАММА: "РЕКЛАМА" и повисала. Не знаю, может быть я чего не то делал :)
Дык надо писать CLOAD "РЕКЛАМА" :)
---------- Post added at 01:58 ---------- Previous post was at 01:55 ----------
Viknik, общий принцип такой:
1. читаем в эмуляторе из wav-файла CLOAD "РЕКЛАМА"
2. записываем в эмуляторе в cas-файл CSAVE "РЕКЛАМА"
Дык надо писать CLOAD "РЕКЛАМА"
Пробовал - не сработало.
Небольшое пояснение по моему эмулятору:
1. при чтении сначала выбрать wav-файл, потом нажать enter
2. при записи диалог сохранения cas-файла появится сам
BYTEMAN, в последних версиях чтение из wav в Векторе хуже :(
Зря радовался. 2 файла прочитались по моему рецепту и сохранились в cas. И всё, повторно больше не читаются. BYTEMAN, по твоему не выходит. Выбираю файл-tapeopenи и сразу идёт сигнал, что в басике, что в загрузчике. Может комп мощный, поэтому. Короче, тема открытая. Эмули VV635,b2m613. Должны где то и более старые
BYTEMAN, в последних версиях чтение из wav в Векторе хуже
Ну значит не судьба..... Реал бы мне... :(
Нам бы с другом кто бы его отремонтировал бы. Лежит с 2006 кажется у него. Мой то в 95 или 96 накрылся. Проблему примерно знаем, но самим не по силам
---------- Post added at 05:33 ---------- Previous post was at 05:28 ----------
На дискетах, можно сказать полный Омский архив, увы прочитать тоже не можем
Зря радовался. 2 файла прочитались по моему рецепту и сохранились в cas. И всё, повторно больше не читаются. BYTEMAN, по твоему не выходит. Выбираю файл-tapeopenи и сразу идёт сигнал, что в басике, что в загрузчике. Может комп мощный, поэтому. Короче, тема открытая. Эмули VV635,b2m613. Должны где то и более старые
Там есть галки File->Tape->Auto Play, отключи галку, если ненужен автозапуск wav-а при открытии.
Еще зайди в CPU->Options... там есть поле "Tape Loader Configurations" попробуй поиграться с параметрами Point of Zero и Delay, мне часто помогало.
Правда если лента была жеваная, то врят ли прога загрузится, бейсиковский формат очень капризный :(
Кстати, что хоть за проги пытаешся оцифровать? если стандартные с родной кассеты, то их уже давно все оцифровали.
Кстати, что хоть за проги пытаешся оцифровать? если стандартные с родной кассеты, то их уже давно все оцифровали.
Цифрил для собственного опыта.Смотри выше. Хотя на других кассетах есть то чего в базе нет, например demonstration. Во всяком случае такого имени не видел. Bas-proga минут 20 показывает возможности графики. Мы видели это токо в ч\б охота и в цвете поглядеть
dk_spb не выходит отправить личку. Здесь ничерта не понял как делать. Как то оригинально здесь. Пустое вышло случайно,а как не понял.Разжуйте как делать. Кнопку отправить не вижу
Нам бы с другом кто бы его отремонтировал бы. Лежит с 2006 кажется у него. Мой то в 95 или 96 накрылся. Проблему примерно знаем, но самим не по силам
Я железячник, я могу. Мы с одного города. Есть запчасти, приборы и большой опыт по ремонту старых компов.
KALDYH, Как можно связаться?
А я первый был!!!!!!!! У меня тоже опыт есть.
KALDYH, Как можно связаться?
В личку или по аське, номер аськи в профиле.
А я первый был!!!!!!!! У меня тоже опыт есть.
Подтверждаю, есть, и никак не меньше моего. Так что выбор за владельцем.
KALDYH, Авторизацию в аське дай
Конечно немного оффтоп, но никто случаем не желает поделиться недорого каким-нибудь убитым вектором? :v2_rolley
SKCorp продавал недавно на молотке сильно убитый.
SKCorp продавал недавно на молотке сильно убитый.
А за сколько он ушёл?
BYTEMAN, А разве он ушел? Отпиши SKCorp'у
Запустил EMU от 01.10 и загрузил copy tf. Wav почти все прочитались копиром без ошибок. Вопрос: можно ли и как вытащить басик-файл из памяти.Если не ошибаюсь файл лежит с адреса 1100 и дальше. Пробовал такое делать из дебуга по ctrl+s не вышло. Сохранился,но не читался файл. В реале то многое получалось.А сейчас многое и забылось
Если читается без ошибок, то лучше всего сделать как я описывал выше: запустить бейсик, считать из wav и записать в cas.
Viknik, сорри за долгое молчание!
Делай как говорит b2m. Я только что проверил с твоим файлом Inform1.wav
Все загрузилось в эмулятор из wav-а и потом сохранилось в cas без ошибок. У меня версия от 05.08.2010 (размер emu.exe 217088 байт). Могу скинуть на мыло.
А из *.cas потом можно сделать текстовый *.bas специальной утилиткой (я выкладывал) и попялиться в листинг, обливаясь слезами ностальгии. Я так делал ;)
Tim0xA, Привет пробовал на версии 11.09 не вышло.Есть 04.09, 05.10,01.10,02.11 и последняя от 27.03 кидай и свою.Буду пробовать.Я в некоторых случаях упрямый.За Вектором сидел пока не сделаю
пробовал на версии 11.09 не вышло
Может чего не так делаешь? Я пробовал считывать твой Inform1 версиями от 30.08.2010 и 16.09.2010, в обоих считывается. Я делаю так:
1. загружаемся в Бейсик (F3+F11, F12)
2. пишем CLOAD "", но не нажимаем Enter
3. нажимаем на тулбаре треугольничек (play/stop), выбираем .wav файл
4. сразу же нажимаем Enter
Можно во время загрузки держать нажатой F9, эмуляция будет ускорена.
Версия 05.10 прочитала 14 wav'ов bas-file без запинки. Осталось одно, как wav'ы превратить в mon,asm,pas и тому подобное. На кассетах хватает и таких, если сумею оцифровать. Да, всех с днём смеха!
---------- Post added at 23:50 ---------- Previous post was at 23:41 ----------
b2m, Я так и делал. Одно неудобно, нет индикации загрузки. Не видно грузится или повисла. Спасибо за помощь и Tim0xA, тоже
Viknik, попробуй новую версию, только что выложил на сайт. Интересует, считает ли те, которые раньше не читались, а заодно и то, что уже считалось. Насколько хуже/лучше чем 05.10?
1 ФАЙЛ ПРОЧИТАЛ И ЗАПУСТИЛ, ПОЕХАЛ ДАЛЬШЕ. 5 ФАЙЛОВ БЕЗ ЗАПИНКИ. F9- ЗДОРОВО, БЫСТРЕЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ.ЕСЛИ БЕЗ F9 ПОКА РАЗНИЦЫ НЕ ЗАМЕТИЛ. БУДУ ПРОДОЛЖАТЬ. ВЫШЕ Я ОШИБСЯ, НЕ 14 А 13 ФАЙЛОВ.ЗАБЫЛ ПРО MON FILE. ПРОЧИТАЛИСЬ ВСЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ, СЛЁТУ. ЭКСПЕРТ Я НЕ ОЧЕНЬ. МЕНЯ ПОКА УСТРАИВАЕТ.ПОЕХАЛ ЕЩЁ ПАКЕТ ПЕРЕГОНЯТЬ
b2m, Начались проблемы в 04.11. Со 2-го пакета около 15 файлов прочитались 2.Имя то прочитает то нет и виснет.Пример файл "расширение 40" размер 1 блок название читает и всё намертво.Думаю проверить copy tf не тут то было.Копир категорически не грузится. ни rom ни wav. копир моей оцифровки. И другие rom не грузит хоть с 0 хоть с 1. ФАЙЛЫ МОИ. запустил 05.10 копир встал как миленнький и без проблем принял файл нечитаемый в новом. Такие у меня дела
Пример файл "расширение 40" размер 1 блок название читает и всё намертво
Выложи куда-нибудь пример файла, который не читается в новой версии. Или мылом.
Копир категорически не грузится. ни rom ни wav. копир моей оцифровки. И другие rom не грузит хоть с 0 хоть с 1.
Как это rom не грузится? Ты его как загружаешь? Через внешнее ПЗУ (F2+F11), или File/Open?
f2+f11. У меня почему то rom получились большими из 4 блоков вышло почти строка загрузчика. Делал в VV635. Это про тест техпрогона. И другие тоже.Делал как советовали в теме
Rom оказался глючным, исправил. А файлик "расширение" так и не грузится раз 10 пробовал за день. В 05.10 читается, и пишется в cas
Viknik, а прочитанные проги будут выложены в общий доступ?
А нечего выкладывать пока. Цифрил баз. кассету в качестве освоения процесса.В кодах без проблем, басиковые 3 не прочитались: торп атака, урок4 и зачёт из учебника. Если интересно список 2-й кассеты сделаю, но скорее всего это уже есть. Нужна школа работы в Sound Forge. Есть 7-я и 9-я. В 7-ке чехарда какая-то выходит, синусоида почему то выше либо ниже оси. В 9-й норм. Пробовал в Audacity. Понятнее т. к. русский но тоже не совсем. Кто подскажет чего
Cool Edit юзайте. Оно же Adobe Audition. По мне так интерфейс приятнее, чем у SoundForge.
По Cool мануал нужен по русски. Запустил 2.1,а он инглиш, а я по школе плохой немец. Буду искать
Люди, подскажите как работать с cas2bas и наоборот.У меня при запуске ком. строка мелькает и всё на 2-х хрюшах. И в каком редакторе читать bas file или в manager. Пользуюсь тоталом
Люди, подскажите как работать с cas2bas и наоборот.У меня при запуске ком. строка мелькает и всё на 2-х хрюшах. И в каком редакторе читать bas file или в manager. Пользуюсь тоталом
cas2bas.exe filename.cas filename.bas
cas2bas.exe filename.cas
cas2bas.exe *.ext (*.ext only)
cas2bas.exe * (*.cas only)
проще всего набрать cas2bas.exe *
и все что есть в папке cas перекодируется в bas
в тотале по F4 можно открыть файл для редактирования, F3 - для просмотра
Увы,перевёл а толку прочесть файл не могу. Текст проги не выводится в читаемом виде. Делал в 7-ке.Пойду на хрюшу. Не, безполезно.Поохоже не прочту текст бас-проги в текст редакторе. И свежеоцифрованные casfile в b2m глючат. Раз прочитает,запустится, а если надо ещё загрузить после выхода из неё, всё не выйдет. cload выбор файла ввод и зависает с вываливанием окна с повтором выбора файла. Только в эму за прошлый год и за 09г. В последней вроде тьфу-тьфу норм. Приходиться работать с несколькими версиями
Обнаружил у себя на винте .wav файлы пары своих еще школьно-институтских поделок (редактор спрайтов и редактор шрифтов) на Basic 2.5. Выкладывать, кому-то будет интересно?
UPD: Если не изменяет склероз, .wav-файлы уже почищены в аудиоредакторе и проверялись на читаемость в эмуляторе.
Обнаружил у себя на винте .wav файлы пары своих еще школьно-институтских поделок (редактор спрайтов и редактор шрифтов) на Basic 2.5. Выкладывать, кому-то будет интересно?
UPD: Если не изменяет склероз, .wav-файлы уже почищены в аудиоредакторе и проверялись на читаемость в эмуляторе.
Выкладывай, зачем добру пропадать!
Увы,перевёл а толку прочесть файл не могу. Текст проги не выводится в читаемом виде.
Это склероз! Пардон, я совсем забыл, что cas2bas выдает файл в токенизированном формате. Этот *.bas файл можно использовать для запуска в дисковом бейсике, но он совершенно нечитабельный.
Из *.bas можно получить читабельные исходники в кодировке DOS пр помощи утилитки "DeBasic" (см. аттач).
Для запуска:
debasic.exe filename.bas filename.cas
Tim0xA, Почту получил? В базе по скринам этих прог не нашёл
Выкладывай, зачем добру пропадать!
С удовольствием - надеюсь, оно-таки загрузится :v2_dizzy_coder:
Если можно, дайте потом, пожалуйста, ссылочку на получившиеся .bas файлы.
x-code, CIE прочитался и сохранился cas. Работает, управление не понял, какие кнопки давить. fonted не читается "несоотв. данных. ошибка. Несколько раз пробовал.
x-code, CIE прочитался и сохранился cas.
Пытался из этого .cas извлечь исходники DeBasic'ом, ничего не вышло :( Возможно, из-за того, что запускал DeBasic в эмуляторе DosBox - на 64-битной Windows 7 он "в лоб" не запускается.
UPD: Протормозил, наверное, сначала нужно было прогнать CAS2BAS, вот только я не соображу, где ее взять? Гугл ничего, кроме упоминания названия данной утилиты в этой ветке, не находит :(
---------- Post added at 13:13 ---------- Previous post was at 13:05 ----------
управление не понял, какие кнопки давить.
Стрелки - перемещение курсора.
ВК - поставить точку.
Запятая - стереть точку.
C - выбор цвета.
S - запись спрайта на МЛ.
F - заливка всего спрайта выбранным цветом.
сначала нужно было прогнать CAS2BAS, вот только я не соображу, где ее взять?
http://zx.pk.ru/showpost.php?p=182292&postcount=8
x-code, На 7-64 эти утилитки не работают. Они токо на 32-й пашут.
x-code, На 7-64 эти утилитки не работают. Они токо на 32-й пашут.
CAS2BAS, кстати, без проблем сработала. А уже DeBASIC я запустил в эмуляторе MS-DOS. После чего сидел и умилялся листингом практически 20-летней давности :)
x-code, Я токо на хрюше делап в тотале. Вчера уроки бесика прогнал. Любуюсь тоже. На 7-е нини
Ловите, может сюрприз будет.Скрины у
Tim0xA,
Это тоже было на Векторе, ещё на Старте1200. Правда текстовые файлы
Кое-что добавил, смотри пост выше
С дорожки не читается PC GRAF V5.3 и не знаю что делать с .mon файлом в wav. Да, ещё Музыкальный редактор не прочитался.И это из 21-й проги на Basic + .mon файл "HELP BIN", что это не помню.
PC GRAF V5.3 удалось оцифровать!
Оцифрил с 1-й дорожки 17 из 22 bas-прог несколько игрушек и тесты про челов. Выкладывать аль нет.
А то предыдущие смотреть смотрят, но молчат. Вот и думаю, а не зря ли стараюсь.
Вот появится Tim0xA, тогда всё и расскажет :)
Попалась кассета с подписью ВЕКТОР.
Проходил мимо, вижу wav... и никто его не ковыряет. :v2_wink2:
Это считалось без ошибок.
Tetris - запустился в b2m в конфигурации "Vector-1200",
бейсик программы - в "Vector06c" с "Бейсиком-Сигнал" (http://www.sensi.org/~svo/scalar/ware/466/).
На одной из кассет попалась реклама волгоградской компании "Вираж".
Ничего интересного, всего лишь один экран. Но сохраняем для истории
http://www.sensi.org/~svo/scalar/ware/860/
http://sensi.org/~svo/scalar/media/s/r_virazh.png
---------- Post added at 15:02 ---------- Previous post was at 14:52 ----------
Также оцифровал запись 4х схем для программы моделирования "Электронные кубики" (http://www.sensi.org/~svo/scalar/ware/588/) (такой себе а-ля Proteus). Первая схема считывается, третья вроде тоже. Если у кого-то есть желание поиграться с wav-файлом и вытянуть все эти схемы для истории, то вот запись (http://sderni.ru/136601). Буду признателен.
http://sensi.org/~svo/scalar/media/s/elkubiki1.png http://sensi.org/~svo/scalar/media/s/elkubiki2.png
ВНЕЗАПНО на одной из планируемых к утилизации чужих кассет (попавших ко мне с пару лет назад), найдена новая игра "Black Jack" (http://www.sensi.org/~svo/scalar/ware/867/). Надпись на вкладыше странным образом ассоциировалась с Joe Blade и поэтому игра не была замечена сразу и вполне могла улететь в мусорное ведро. Чужие кассеты надо цифровать полностью, несмотря на надписи, мало ли что там есть...
В последнее время попадаются игры, о которых ни в одном каталоге нет ни слова, сплошные раритеты.
http://sensi.org/~svo/scalar/media/s/bj1.png http://sensi.org/~svo/scalar/media/s/bj2.png
Все 4 схемы Электронных кубиков (http://www.sensi.org/~svo/scalar/ware/588/) в картотеке.
http://s019.radikal.ru/i620/1208/86/8d5aafef8060.jpg http://i020.radikal.ru/1208/2e/e23d3d46ff39.jpg
http://s017.radikal.ru/i415/1208/6c/3d9501bd2609.jpg http://s019.radikal.ru/i639/1208/76/39e8b706c5e8.jpg
Каким образом лучше всего цифровать на реальном векторе?
Есть несколько кассет.. думаю оцифровать на всякий случай.. ROM пытаюсь цифровать loadr имя. Но после этого в эмуляторе далеко не все такие ром запускаются. Это ошибки при чтении или я что-то не так делаю?
А как цифровать такие проги: сначала идёт один блок rom. который после запуска грузит что то остальное..??
И bas почему то не получается loadbas цифровать
...
А как цифровать такие проги: сначала идёт один блок rom. который после запуска грузит что то остальное..??
...
Это похоже на защиту от копирования. Была довольно популярна. Грузился один блок собственного загрузчика, а он уже грузил программу. Формат у неё либо свой был, либо очерёдность блоков была хаотичная, поэтому стандартными загрузчиками её скорее всего не скопировать, только делать копию памяти по окончании загрузки её собственным загрузчиком.
ROM пытаюсь цифровать loadr имя
Т.е. прямо на реале с использованием loadr? Мне кажется лучше оцифровать в wav и уже этот wav грузить в эмулятор. Причем можно грузить в копировщик, в монитор с загрузкой romа, под досом в loadrom или нечто подобное. Или просто в загрузчик и при успешной загрузке скинуть в файл из отладчика
1. на реале.. интереснее, что ли :)
2. не надо делать переходник дин 5 - миниджек :) (магнитофон электроника 302-1)
3. да и редактора музыкального нет
Это похоже на защиту от копирования
тогда как его оцифровать? загрузить его как обычно, потом удерживая УС и F4 ввод/блк.. и там монитором.. выгрузить обрптно на ленту, но без защиты? монитор же не умеет на дискету?
Или делать все по стандарту.. записывать wav и играться уже в симуляторе?
Просто хочется средствами самого вектора попробовать
Ну, мы когда-то в 90-ых, парились средствами самого Вектора.
При покупке кассеты с такой игрой, была высока вероятность, что через некоторое время игра перестанет грузиться, из-за дефекта ленты... ну там "зажуёт" или ещё чего... По этому хотелось иметь копию... :)
Первое, это модифицировали загрузчик программы (тот, что первый блок), т.к. он обычно сразу запускал программу, после её загрузки. Ну а дальше, поверх всего этого (с удержанием УС) уже грузились утилиты и выгружалось в читаемом виде.
Особых подробностей не помню. Запомнилась только модификация загрузчика и что как-то выясняли в какие адреса программа загрузилась. Вроде кусками память на экран выводили...
Поскольку это была защита, то они загружали программу в разные места, что-бы "забить" возможные копировщики сидящие в памяти...
Кстати, вроде были "хитрые" загрузчики, у них программа грузилась вперемешку с экранной областью (типа один блок программы, один блок на экран), выглядело прикольно, когда картинка проявлялась... медленно, но прикольно.
еще.. когда на реале.. можно, например, поменять магнитофон.. разные кассеты лучше считаваются разными магнитофонами.. во вторых - можно несколько раз считывать, перематывая плёнку (в loadr, например). А качество кассет весьма уже не очень то.
у меня образовалось штук 30 кассет.. думаю понемногу попробовать их оцифровать на всякий случай.. вдруг что-то попадётся, чего ещё нет в базисе..Хотя это маловероятно
Цифруй все подряд, оптом, разобраться потом можно будет.
Про загрузку в экран в перемешку с основными данными: я видел эксперименты Tim0xa-и, а вот современных Вектору примеров не видел. Найти такое было бы очень интересно.
Поскольку загрузка в перемешку данных и экрана была с кассеты, то при переходе на дискеты, думаю эту "защиту" ломали и эта "фишка" просто пропадала... :(
Записываю на дискету командой loadr ром файл, переименовываю в com. Большинство не запускаются. Хотя, если грузишь с кассеты - работают. Почему? Опять защита? Или просто переименование ром в ком некорректно? Чем запускать BAS с дискеты? Basic25d не запускается ни на реале, ни в эмуляторе. Есть ещё какой-то run как я понимаю. Но где его найти?
1. run.com можно взять, например, здесь (http://zx-pk.ru/showthread.php?t=9532&p=551236&viewfull=1#post551236)
2. Дисковый бейсик (который здесь (http://asdasd.rpg.fi/~svo/scalar/ware/687/)) работал на реале и работает в эмуляторах.
3. Некоторые romы могут некорректно запускаться, если их просто переименовать в com. Особенно если это ломанные версии, которые были с оригинальным загрузчиком. У меня был такой опыт с загрузчиком вектор-аспект - что-то он там настраивал, и при перегонке "защищенных" программ в rom приходилось добавлять это что-то к romу.
Ромы свежеоцифрованные на этом же компе.. никаких загрузчиков не было..
Если там просто нет отключения КД при старте, то поможет запуск из под доса не использующего квазидиск - cp/m 39 или микродос 28
... Большинство не запускаются. Хотя, если грузишь с кассеты - работают. Почему? ...
А когда с кассеты грузятся, то начиная с самого первого квадратика (с адреса 0), или со второго (с адреса 100h) ???
Не обратил внимание.. вечером посмотрю. А loadr не записывает стартовый адрес? Или когда в ком переделываешь - теряется местоположение в памяти?
Не обратил внимание.. вечером посмотрю. А loadr не записывает стартовый адрес? Или когда в ком переделываешь - теряется местоположение в памяти?
В файл не заносится его стартовый адрес. Для определения, с какого адреса запускать, используют разные расширения, а для запуска программы с нулевого адреса есть программка RUN0.
Откопал в кладовой кассеты от вектора, думаю ничего интересного на них нет, чисто из спортивного интереса решил оцифровать...
Столкнулся с проблемой, в наличии только плеер-мыльница, много ошибок, в "реал" не грузится. Записал wav-ы, но морока в аудио-редакторах больших результатов не даёт...
Есть ли программки для анализа wav-а на предмет локализации "проблемных" мест, или непосредственного преобразования wav-а в файл данных?
KTSerg, можно выложить какой-нибудь нечитающийся файлик?
Я уже почти сделал основу для анализатора. Wav созданный утилитой rom2wav, распознаёт, данные вижу, осталось сделать их сохранение, и можно приступать к анализу "битых" wav-файлов...
В файл не заносится его стартовый адрес. Для определения, с какого адреса запускать, используют разные расширения, а для запуска программы с нулевого адреса есть программка RUN0.
А можно подробности?
1. Где найти run0?
2. какое расширение с какого адреса запускается? Напрмер, .com? всегда с 100h? Какие ещё варианты?
- - - Добавлено - - -
И в какое место в память грузится файл. Вот я сейчас для примера посмотрел один ром. с кассеты он начинает грузиться с первого прямоугольника. То есть, получается, он грузится с 0 адреса. и запускается, вероятно, с него же? А когда я его записываю loadr - в получившемся файле сохраняется информация, что он должен быть с 0? Я так понимаю - нет? и единственная возможность его запустить - использовать программу run0? Которая, как я понимаю, загрузит его именно с 0 адреса и запустит с 0?
А можно подробности?
1. Где найти run0?
2. какое расширение с какого адреса запускается? Напрмер, .com? всегда с 100h? Какие ещё варианты?
1. RUN0 - должен быть где-то среди МикроДос-овских утилит. Выложу, то, что нашел у себя (сейчас не проверял).
2. Да, СОМ - стандартное расширение файла для МикроДос у Вектора (я так понимаю). С адреса 100h ещё ROM.
Если файл нужно грузить с нулевого адреса, ему присваивали расширения С00 (Ц ноль ноль), R0M (эр ноль эм), или c00, r0m.
Может ещё что-то есть, не помню.
И в какое место в память грузится файл. Вот я сейчас для примера посмотрел один ром. с кассеты он начинает грузиться с первого прямоугольника. То есть, получается, он грузится с 0 адреса. и запускается, вероятно, с него же? А когда я его записываю loadr - в получившемся файле сохраняется информация, что он должен быть с 0? Я так понимаю - нет? и единственная возможность его запустить - использовать программу run0? Которая, как я понимаю, загрузит его именно с 0 адреса и запустит с 0?
Да, если с кассеты грузится с самого первого прямоугольника, значит его нужно запускать с адреса 0.
В самом файле адрес загрузки/запуска не хранится. Уже не помню, возможно загрузчик, типа loader, при чтении файла с кассеты, должен предупреждать, с какого адреса грузится читаемый файл.
В Вектор-овском МикроДос-е упрощённая система запуска файлов. С какого адреса программу загрузил, с такого и запустил. Для МикроДос-а стандартным адресом запуска файлов является 100h.
Кстати недавно вроде видел в описании какого-то Вектор-овского МикроДос-а, что в него добавлена команда, для запуска файла с адреса 0 (что за МикроДос - подробностей не помню).
Сейчас попробовал run0 - работает!. Спасибо. Теперь хоть, когда оцифровываешь - можно смотреть результаты работы :)
Натравил "Wav-анализатор" на не загружаемую оцифровку, он указал место где в блоке не совпадает контрольная сумма.
Посмотрел редактором, там падение амплитуды (громкости) практически до "тишины" и уход графика под "нулевой" уровень (в отрицательные значения). Продолжительность "искаженного" участка около 3-ёх байт.
Попробовал разными фильтрами, и прочим "восстановить громкость", но в результате ни анализатором ни "вручную" (самостоятельно с графика на экране) получить корректные данные не получилось, так контрольная сумма и не совпадает... :(
Вернулся к не исправленному wav-у, с него из графика (в ручную) легко получилось получить корректные данные...
Дело за малым - обучить этому (понимать искажения графика) анализатор... :)
По поводу "красивых" загрузок. https://yadi.sk/d/Y2x4vYokqhtYH вот такая игрушка.. я записал с кассеты АСПИД. Как её цифрануть на реальном векторе - не знаю. грузиться красиво.. но не загружается.. точнее, как то частично загружается. Как запустить в эмуляторе - пока тоже не пойму.. то ли плохо записал.. то ли ещё что
- - - Добавлено - - -
Хотя нет.. в VV он грузиться, вроде, с delay/speed 8 и point of zero 2
- - - Добавлено - - -
Нет.. всё таки - вроде загружается.. как я понял - загрузчик догружает то, что недогрузил, со второго прохода. Но играется она как то странно
По поводу "красивых" загрузок. https://yadi.sk/d/Y2x4vYokqhtYH вот такая игрушка.. я записал с кассеты АСПИД. Как её цифрануть на реальном векторе - не знаю. грузиться красиво.. но не загружается.. точнее, как то частично загружается. Как запустить в эмуляторе - пока тоже не пойму.. то ли плохо записал.. то ли ещё что
- - - Добавлено - - -
Хотя нет.. в VV он грузиться, вроде, с delay/speed 8 и point of zero 2
- - - Добавлено - - -
Нет.. всё таки - вроде загружается.. как я понял - загрузчик догружает то, что недогрузил, со второго прохода. Но играется она как то странно
Если после того как загрузчик загрузится, на лету поменять point of zero =1, то все грузит без ошибок )).
Вот готовый rom
По поводу "красивых" загрузок. ... вот такая игрушка.. я записал с кассеты АСПИД. Как её цифрануть на реальном векторе - не знаю. грузиться красиво..
...
Нет.. всё таки - вроде загружается.. как я понял - загрузчик догружает то, что недогрузил, со второго прохода. Но играется она как то странно
С какого адреса (строки/кубика) она грузится, и сколько всего "кубиков"?
"Странно играется" - это как?
странно - мне показалось - проблемы с управлением.
Кубиков как таковых не наблюдается :) Там загрузчик.. он, как я понял, грузиться куда-то вверх памяти, а потом грузит остальную часть
странно - мне показалось - проблемы с управлением.
Кубиков как таковых не наблюдается :) Там загрузчик.. он, как я понял, грузиться куда-то вверх памяти, а потом грузит остальную часть
Что это загрузчик я уже понял, хотел уточнить, просто мой анализатор показал, что файл называется bura и грузится он (этот загрузчик) куда-то в предпоследнюю строку, всего несколько кубиков (подробности не запомнил, смотрел утром перед выходом на работу).
Он чуть ли не в экранную грузиться.. может быть такое? По крайней мере - картинка начального загрузчика нарушается
- - - Добавлено - - -
и да.. кубиков штук 6 у загрузчика примерно.. остальное - во внутреннем формате загрузчика
Он чуть ли не в экранную грузиться.. может быть такое? По крайней мере - картинка начального загрузчика нарушается
и да.. кубиков штук 6 у загрузчика примерно.. остальное - во внутреннем формате загрузчика
Судя по данным из служебного блока, начальный адрес D900h это экранная область, в которой нарисована загрузочная сетка. Интересно да, грузится и на себе-же квадратики рисует :)
А блоков данных в загрузчике вроде только 4.
Фишка в том, что этот хитрый загрузчик располагается в экранной области ОЗУ, при этом для его запуска использует трюк с затиранием стека, тем самым подменяется адрес возврата из подпрограммы на стартовый адрес загрузчика. Можно считать это уязвимостью стандартного загрузчика как сейчас модно говорить путем переполнением стека )). Ну а дальше (когда доходит до команды RET) управление передается уже этому хитрому загрузчику который и грузит основную программу уже в своем формате с адреса 0100h.
Да, я так и понял, почитав соседнюю ветку ROM-формат: автозапуск, защита, секреты
Вот вопрос - чисто теоретически - можно без участия писи цифрануть такую игру? Загружаем её до мигания рус/лат. Потом УС-F4-ввод-блк
и в мониторе-отладчике сохраняем ее на кассету (кстати, а монитор отладчик умеет сохранять только в своём формате? в РОМ не умеет?). потом грузим микродос и считываем как обычно.. Так может получиться? Как то можно будет после старта монитора-отладчика выяснить адреса где наша загруженная программа есть? И адрес её старта соответственно?
Можно. Отладчик умеет сохранять в РОМ формате если не ошибаюсь команда "О". Стартовый адрес и так понятно 100h а вот конечный выяснить сложнее, надо полистать память и посмотреть где данный заканчиваются.
- - - Добавлено - - -
Хотя нет, наверное не получится, надо же сначала загрузить в верхние адреса монитор-отладчик, потом УС+F2+ВВОД+БЛК, а потом уже саму игру, и тут уже может не проканать, если монитор-отладчик потрется. хотя... надо пробовать.
я запаял загрузчик со встроенным бейсиком и отладчиком
Только что попробовал, не получилось... Отладчик портится.
Пробовал на другой игрушке с таким же загрузчиком:
поэтому и пишу - Ус+F4+ввод+блк - должен запуститься отладчик без затирания памяти
поэтому и пишу - Ус+F4+ввод+блк - должен запуститься отладчик без затирания памяти
дык он из ПЗУ в ОЗУ как попадет? естественно при нажатии УС+F4+ВВОД+БЛК хоть ОЗУ и не будут очищено, но поверх игры которая лежит с адреса 0100h будет записан отладчик... ну и все, отладчик то запустится, но сохранять уже будет нечего ))
мда.действительно.. значит - такие только через эмуль?
- - - Добавлено - - -
или взламывать загрузчик..Так, чтобы запустить этот загрузчик из под монитора, чтобы он загрузил прогу и вышел опять в отладчик?
- - - Добавлено - - -
или написать прогу.. которая грузиться сразу куда-нибудь вверх.. как этот загрузчик, например, и которая умеет сохранять содержимое памяти в ром сама.. загружаешь игру, перезапускаешь комп без очистки памяти, грузишь нашу прогу - она сохраняет игру
Если только спец копировщик написать, который будет понимать нестандартный формат, и выгружать в этом формате добавляя в начало еще и этот хитрый загрузчик в РОМ формате. Я думаю что такой копировщик по крайней мере существовал, жаль что не сохранился для истории ((
сделал loadr этого начального загрузчика.. начало d900 длина 400h.. теперь надо IDA и поковырять.. Но я в асме вектора не силён :) в принципе теоретически мне представляется несложным дописать к этому копировщику в конце не запуск готовой программы, а запись её на носитель в готовом к употреблению виде :)
сделал loadr этого начального загрузчика.. начало d900 длина 400h.. теперь надо IDA и поковырять.. Но я в асме вектора не силён :) в принципе теоретически мне представляется несложным дописать к этому копировщику в конце не запуск готовой программы, а запись её на носитель в готовом к употреблению виде :)
Как уже отмечалось, запуск этой программы-загрузчика происходит во время его загрузки, через стек, который изменяется загружаемой инфой. Соответственно, стартовый адрес этого загрузчика совсем не очевиден... я бы например сделал его совсем даже не D900h...
хмм. Да. действительно.. об этом я не подумал.. найти стартовый адрес не очень то и просто будет видимо..
Как уже известно, стандартный РОМ загрузчик вектора умеет грузить по любым адресам, поэтому есть способ - нужно подготовить три wav файла:
1. нулевой блок (чтоб востановить переход на отладчик);
2. монитор часть 1 по адресам 9400h-9FFFh;
3. монитор часть 2 по адресам E000h-FFFFh.
Далее после загрузки игры по очереди грузим наши блоки и запускаем отладчик ))
Должно сработать ))
Проще в ПЗУ вкладку сделать, возможность копировать всю ОЗУ на квазидиск, потом преобразовывать в файл, и изучай сколько душе угодно. Думаю такие варианты уже готовые были. Ну, это естественно для реала, для эмулятора достаточно одну кнопку нажать, и получить образ ОЗУ для "изучения" :)
- - - Добавлено - - -
хмм. Да. действительно.. об этом я не подумал.. найти стартовый адрес не очень то и просто будет видимо..
Достаточно немного анализа, грузит ведь его стандартный загрузчик, который давно уже "разложен по полочкам", можно достаточно точно "предсказать" положение стека в момент когда его заполнит загружаемый блок. А зная содержимое этого загружаемого блока можно узнать - куда произойдёт "выход из подпрограммы".
- - - Добавлено - - -
Небольшой намёк, надо помнить, что штатный загрузчик, переносит полученный блок (32 байта) в память (в место назначения) не во время приёма его с магнитофона, а после анализа этого блока (проверка КС, проверка его номера). Сначала блок принимается прямо на экран (правее стека), а уже потом переносится в память, и в этот момент происходит подмена адресов возврата из подпрограммы (в нашем случае).
Небольшой намёк, надо помнить, что штатный загрузчик, переносит полученный блок (32 байта) в память (в место назначения) не во время приёма его с магнитофона, а после анализа этого блока (проверка КС, проверка его номера). Сначала блок принимается прямо на экран (правее стека), а уже потом переносится в память, и в этот момент происходит подмена адресов возврата из подпрограммы (в нашем случае).
Последний блок скорее всего фиктивный и кроме адреса возврата не несет в себе ничего полезного.
Последний блок скорее всего фиктивный и кроме адреса возврата не несет в себе ничего полезного.
Вполне возможно.
...
Что-бы этот загрузчик "штатно" запустился, нужно что-бы он был расположен начиная с адреса D900h, но адресу 0038h - должен стоять "ret" (C9h), по адресу DEF4h - должно быть "FFh", стек нужно установить на DCEEh. И далее можно выполнить команду "RET" - и загрузчик от "VLADIMIR TRUSHKIN" вроде как начинает работать. Стартовый адрес у него получается DBE6h.
crackintosh
09.11.2020, 23:32
Всем привет!
Подскажите какой загрущик использовался? на TURBO COPY не похож вроде-бы. Хочу оцифровать на ПК пару кассет. VV не схавал...
https://drive.google.com/file/d/1kmc-IYRe9Bj012RZOlnBHcXZBFmvD0m5/view?usp=sharing
Improver
10.11.2020, 13:34
crackintosh, а использовать тапир (https://zx-pk.ru/threads/27958-tapir-analizator-wav-fajlov-dlya-vektora-kristy-86rk.html?p=922557&viewfull=1#post922557) не пробовал? Закрузчик можно распознать через rom-формат, остальное как raw, может что-то получится... Только файл надо предварительно побить на части.
crackintosh
10.11.2020, 21:11
Пробовал. не помогло.
Пробовал. не помогло.
А что не так?
Вырезал первый блок из файла (так как это явно загрузчик), вставил его в тапир, потыкал настройки, и получил Векторовский ROM.
В нём в самом начале есть текст:
KMOON BUGS. V.1.1
(s)filippow e.w.
minakow b.a.1990
Дальше идёт программа в формате этого загрузчика.
Дальше запись не смотрел.
crackintosh
12.11.2020, 03:01
Спасибо! Мой профук. Теперь вижу.
Фильтры: КИХ A
Перекос: Предпочитать короткий интервал
Гистерезис: Мал
Но почему-то анализ прерывается на начале (процентов 15-20 от всего файла) и полность в ROM его не вытащить.
Спасибо! Мой профук. Теперь вижу.
...
Но почему-то анализ прерывается на начале (процентов 15-20 от всего файла) и полность в ROM его не вытащить.
В ROM-формате там только 256 байт, это загрузчик программы. Он превосходно вытаскивается.
Остальное сама программа, и она не в ROM-формате, а в собственном формате данного загрузчика.
Вот такая защита от копирования.
В записи, судя по всему 3 копии игрушки. идёт загрузчик, потом два блока данных.
У 3-ей копии почему-то только один блок данных.
Судя по всему у wav-ки действительно есть "перекос", который исправляется настройкой "КИХ А". Интересно, как вылечить от перекоса всю wav-ку, и сохранить её обратно в файл?
crackintosh
12.11.2020, 08:10
А что такое "КИХ А" и где про это "почитать"? У меня 90% кассет в такой записи?
Как их оцифровать без железного Вектора?
А что такое "КИХ А" и где про это "почитать"? У меня 90% кассет в такой записи?
Как их оцифровать без железного Вектора?
Делал так:
1. Вырезал из wav-ки модуль загрузчика.
2. Закинул вырезанный кусок в тапир (спасибище за него, ещё раз).
3. сохранил полученный ROM, переименовал полученный файл, указал расширение r0m.
4. Вырезал из wav-ки программу (блоки данных следующие за загрузчиком).
5. Запустил в эмуляторе ROM-загрузчик программы.
6. Нашел в эмуляторе воспроизведение wav, выбрал вырезанный кусок с программой.
7. смотрел как моргает бордюр во время загрузки программы.
Но из-за искажений инфа битая, программа грузится не корректно.
Узнать-бы что за коррекция "КИХ А" и "вылечить" wav-ки.
Либо подключить по другому и снова оцифровать, может получится без искажений.
crackintosh
12.11.2020, 08:45
2 KTSerg: какой эмуль использовал?
Что "подключить по другому"? Я сделаю. Кассеты записанны в моно.
Читал на Hi-End плэйере Panasonic RQ-X21. Головка была отмыта. Питание от аккумулятора чтоб небыло помех.
Из минусов только то что там головку "не отрегулировать" - кассета суётся в крышку.
Сейчас заканчиваю рекапить ПРОТОН М414. Может на нем крутя головку получиться получить "советский звуковой стандарт качества".
ПыСы: про "КИХ А" и "КИХ В" тоже ничего не нарыл. Ждем коммент автора софта.
2 KTSerg: какой эмуль использовал?
Эмулятор EMU.
И VV вроде тоже пробовал.
Что "подключить по другому"? Я сделаю. Кассеты записанны в моно.
...
По внешнему виду сигнала в wav-ке, создаётся впечатление, что переходная ёмкость очень большая. При появлении импульсов большей длительности, резко меняется уровень сигнала, потом медленно приходит в норму.
Что делать, не могу сказать, не силён в таких вопросах. Может тембром поиграть, или уровнем записи...
КИХ А и КИХ Б — это просто разные фильтры, через которые пропускается вав перед анализом, помогают избавиться от влияния постоянной составляющей. Параметры такие:
А: fir1(32, 0.08, 'high')
Б: fir1(32, 0.04, 'high')
То же самое можно сделать фильтром верхних частот в Audacity, например. Но постоянную составляющую лучше убирать с помощью detrend. В Тапире этого нет, а в Audacity по-моему есть фильтр DC Offset Removal.
Из опыта и отзывов благодарных пользователей я знаю, что Тапир иногда не справляется с вавами, с которыми VV например справляется. А в случае хитрого загрузчика и защиты от копирования вообще трудно что-то конкретное порекомендовать.
КИХ А и КИХ Б — это просто разные фильтры, через которые пропускается вав перед анализом, помогают избавиться от влияния постоянной составляющей. Параметры такие:
А: fir1(32, 0.08, 'high')
Б: fir1(32, 0.04, 'high')
То же самое можно сделать фильтром верхних частот в Audacity, например. Но постоянную составляющую лучше убирать с помощью detrend. В Тапире этого нет, а в Audacity по-моему есть фильтр DC Offset Removal.
...
Ставил два редактора аудио. Ни в одном не нашел нормализации постоянной составляющей :(
Есть просто смешение линии DC вверх или вниз.
Экспериментами с фильтрами добился, что даже читает, иногда даже весь файл. Но контрольная сумма в результате не идёт, и загрузчик перезапускается.
Код в начале загруженной программы выглядит адекватно, но при принудительном запуске, крашится и на экране мусор.
Опыта использования аудио-фильтров у меня явно маловато (мягко говоря).
Ставил два редактора аудио. Ни в одном не нашел нормализации постоянной составляющей
Audacity бесплатный и сравнительно неплохой
crackintosh
12.11.2020, 19:48
Audacity: Effect -> Normalize -> Remove DC offset
Audacity: Effect -> Normalize -> Remove DC offset
Судя по всему это не то.
Этот пункт выравнивает глобальное положение сигнала, но не исправляет локальные всплески и провалы постоянной составляющей.
У постоянной составляющей нет провалов и всплесков на том интервале, на котором она рассматривается
- - - Добавлено - - -
Предполагаю, что речь скорее идет об удалении не только DC, но и рядом в НЧ области. Тут может помочь ФВЧ (High Pass Filter)
Подозреваю, что я ошибался по поводу содержания выложенной wav-ки.
Она действительно содержит почему-то 3 одинаковых загрузчика, в которых есть строка "MOON BUGS. V.1.1", я думал, что это название загружаемой программы.
Но записи идущие после загрузчиков явно отличаются друг от друга.
Что тоже странно. Когда в 90-ых покупал игры с такой защитой, записи обычно дублировались.
crackintosh
13.11.2020, 08:50
Чуть позже загружу WAV-ы обеих сторон и фото вкладыша
https://drive.google.com/drive/folders/1YegDO5ERKVakHIbs-VasnMYtD8Jaysou?usp=sharing
Загрузил туда-же фото вкладыша.
Попытка загрузить чз VV провалилась. Загрузчик запускается и эмулирует далее загрузку как у ZX - цветомузыка бордюра.
Improver
13.11.2020, 14:04
crackintosh, а если оцифровывать в wav не на 16, а на 8 бит, может тогда распознается лучше? Не пробовали?
crackintosh
13.11.2020, 16:56
Залил туда-же вариант 8бит unsigned.
Если этот загрузчик имитирует Спектрум, может быть попробовать порыть программы для реставрации спектрумовских лент? Наверняка там что-нибудь написано.
crackintosh
13.11.2020, 19:17
http://sensi.org/scalar/ware/140/
и
https://zx-pk.ru/threads/8394-kartoteka-po-dlya-vektora-06ts.html?p=520805&viewfull=1#post520805
Изначально эта игра распространялась "Центром Компьютер" в особом формате для защиты от копирования. Сначала загружался загрузчик, потом заставка (первый скриншот), а потом сама игра. Большинство взломанных версий этой игры были без заставки.
Интересно. Как они защищались от копирования?!?! Кассету ведь переписать может любой.
Со стороны "В" вторая игрушка "Алибаба" загрузилась вообще без проблем, и без обработки, в эмулятор EMU.
Сначала грузится заставка, потом сама программа.
...
Интересно. Как они защищались от копирования?!?! Кассету ведь переписать может любой.
При перезаписи с магнитофона на магнитофон вносятся достаточные искажения, что-бы запись стплп не "читабельна" - перестала грузиться в Вектор.
Мы тоже тогда думали, "что переписать не сможем"... ага... и на бабинник с максимальной скоростью (лучшее качество) писали, и даже цифровой (со слов владельца) магнитофон кто-то притаскивал.
Даже пробовали через сам Вектор транслировать, т.е. написали программку, которая со входа на выход в бесконечном цикле передавала. Ко входу подключили магнитофон с оригинальной записью, к выходу магнитофон на запись... ни какого результата.
Так-что не обычный (не стандартный) формат записи, лучшая защита от копирования (в то время).
crackintosh
13.11.2020, 21:14
А как загружал? опиши процес и конверсию.
Improver
13.11.2020, 21:34
Так-что не обычный (не стандартный) формат записи, лучшая защита от копирования (в то время).Не совсем. Такая защита тоже взламывалась, как я понимаю, методом снятия содержимого памяти Вектора сразу после загрузки второй части. У меня была игра "Планета птиц", взломанная таким образом -- если после загрузки первых 10-15 блоков, не дожидаясь окончания, нажать БЛК-СБРОС, то показывался такой загрузчик.
А как загружал? опиши процес и конверсию.
Как загружал Алибабу?
1. Вырезал загрузчик в один файл (ROM-часть).
2. вырезал две следующие части во второй файл.
3. запустил эмулятор, перезапустил, для выхода "Вектора" на загрузку с магнитофона.
4. запустил воспроизведение первого файла (ROM-части).
5. когда загрузился, нажал F12 - запустил на выполнение.
6. запустил выполнение второго файла.
Бордюр заморгал, когда первая часть загрузилась, появилась картинка, и начала загружаться сама программа.
У "Планеты птиц" картинка тоже грузится без проблем, а в записи программы есть фатальные повреждения, которые только вручную восстанавливать нужно.
- - - Добавлено - - -
Не совсем. Такая защита тоже взламывалась, ...
У такой защиты есть уязвимость, это сам загрузчик в формате ROM, и принцип его загрузки в Вектор.
При загрузке ROM, блоки по 32 байта грузятся в ЭКРАННУЮ ОБЛАСТЬ, и только потом переносятся в память.
Соответственно весь код загрузчика "визуализировался", а это всего 256 байт машинного кода... ;)
crackintosh
14.11.2020, 07:48
Как поступить прально?
Цифровать только то чего нет в базе? Остальное нафиг не надо... Так?
Improver
14.11.2020, 08:41
Цифровать только то чего нет в базе? Остальное нафиг не надо... Так?Вполне возможно, если там те же версии, что и в базисе, то смысла нет... Но меня, например, ещё заинтересовало, что за "поля для life" на кассете записаны, хотелось бы глянуть.:)
Глянул бегло загрузчик алибабы и wav и рискну сказать, что там не спековский формат, а довольно обычный для вектора MFM
- - - Добавлено - - -
Формат заставки алибабы
Первый байт (с поиском синхробайта 93h или 6Сh) - старший байт "предлины"
Второй байт - младший байт "предлины"
Длина="предлина"-255
Дальше собственно данные (длина байт)
И последний байт контрольная сумма (без переноса)
Константа чтения 4Bh
- - - Добавлено - - -
У второго (если начинать считать с заставки) блока формат аналогичный
- - - Добавлено - - -
Начальный адрес загрузки 100h задается в загрузчике и корректнее назвать "предлину" конечным адресом загрузки.
Фактически это модификация формата MON без имени, без адреса начала и с другим синхробайтом
Друзья, вижу пару объяв с кассетами на авито. Посмотрите пожалуйста, есть ли что ни будь стоящее. https://www.avito.ru/kazan/audio_i_video/vektor_06ts_kassety_2078834461 https://www.avito.ru/moskva/kollektsionirovanie/kassety_dlya_kompyutera_vektor_06ts_2007367295
crackintosh
03.03.2021, 06:11
Колэги.... тут такое продают! Не пухайтесь цены... она от балды. Жаль что я так далеко... Может кто приютит, оцифрует и отсканирует.
https://www.avito.ru/kazan/audio_i_video/vektor_06ts_kassety_2078834461?slocation=621540
https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTC9pMLt6M0d2V8yxu_43-TTdQLZjfNK9YIeQ&usqp=CAU
За сколько в итоге он их продаёт?
- - - Добавлено - - -
И вобще они того стоят? Может всё от туда давно оцифровано.
crackintosh
03.03.2021, 08:56
Я не могу писать сообщения на авито т.к. не могу пройти проверку по тлф. номеру чз СМС. Система работает только по РФ.
Напишите ему, с предложением своей цены.
А стоит того или нет, увы, пока не оцифруешь/отсканируешь - не узнаешь.
Написал и жду ответа.
- - - Добавлено - - -
https://prnt.sc/10bwbgv давайте не будем сами цену поднимать, я думаю больше 2500 этот набор не должен стоить.
crackintosh
05.04.2021, 20:10
Руслан, пришли кассеты? Есть чтонить интересное?
Да, нет. Их перекупили. Надеюсь что кто то из наших. Может и проявится здесь.
На спектрумовских кассетах нашлись программы для Вектора. (https://zx-pk.ru/threads/11422-versii-igr-i-softa-najdennye-na-kassetakh.html?p=1113725&viewfull=1#post1113725)
https://zx-pk.ru/attachment.php?attachmentid=75240&d=1618672511
crackintosh
17.04.2021, 18:45
У меня еще с десяток кассет ждут оцифровки :v2_dizzy_punk:
Отсюда (https://zx-pk.ru/threads/17872-neizvestnye-kassety-opoznanie-otsifrovka-i-t-d.html?p=1197635&viewfull=1#post1197635).
DDp, что-то ценное? или еще не переводил?
Немного не мой профиль, но вот -> ссылка (https://disk.yandex.ru/d/DtFoY41DmW2IcA).
Пусть вектористы придут и проверят по картотеке. :v2_dizzy_vodka3:
Файл Старт ID и дата Имя Бит/с Блоков ВсеСубблокиOK ВсеДублиOK
01.r0m 0000 NODISC00260987 COPY C00 1422 9 да да
02.rom 0100 NODISC00260987 DESANT COM 1764 74 да да
03.rom 0100 NODISC00260987 KOTRYB COM 1764 71 да да
04.rom 0100 NODISC00260987 KOTPRYG COM 1764 72 да да
05.rom 0100 NODISC00260987 POPCORN COM 1764 85 да да
06.rom 0100 NODISC00260987 RUNNER COM 1764 76 да да
07.rom 0100 NODISC00260987 SOCOBUN COM 1764 77 да да
08.rom 0100 NODISC00260987 SPACEKOMCOM 1764 69 да да
09.rom 0100 NODISC00260987 TENNIS COM 1764 74 да да
10.rom 0100 NODISC00260987 TRUTNI COM 1764 77 да да
11.rom 0100 NODISC00260987 UDAV COM 1764 89 да да
12.rom 0100 NODISC00260987 FILER COM 1633 19 да да
13.rom 0100 NODISC00260987 VOLEYBOLCOM 1764 66 да да
14.rom 0100 NODISC00260987 PAPER COM 1470 49 да да
15.rom 0100 NODISC00260987 PREDAT2 COM 1764 29 да да
16.rom 0100 NODISC00260987 SLAND COM 1764 114 да да
17.rom 0100 NODISC00260987 GOLKIPERCOM 1633 53 да да
18.rom 0100 NODISC00260987 COLUMN2 COM 1633 42 да да
19.rom 0100 NODISC00260987 SEXOR COM 1633 65 да да
20.rom 0100 NODISC00260987 BUSTER COM 1633 126 да да
21.rom 0100 NODISC00100788 OTL2V5TSSYS 1696 82 да да
22.rom 0100 NODISC00260987 FIRE COM 1764 53 да да
23.rom 0100 NODISC00260987 RISE COM 1764 80 да да
А, вот, ещё поставочная кассета --> ссылка (https://disk.yandex.ru/d/QF9i8SNPdRwwZA) (наверняка, она то уже есть во всех ипостасях)
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot