Автор: Алексей Тутов (roko)
Любая аппаратная платформа, будь то ПК или игровая приставка, по своему уникальна. Зачастую множество игр создается кросс-платформенно. Причем, однозначно утверждать для какой платформы игра самая лучшая невозможно - все зависит от мастерства разработчиков. Таким образом, и на более мощном железе запросто можно увидеть много некачественных портов одинаковой игры. Или же наоборот, на самом раритетном и древнем железе можно встретить всеми забытые игровые самородки.
Большая часть программного наследия кропотливо собирается и сохраняется усилием большинства энтузиастов по всему миру. За это всем им (в том числе и создателям zx-pk.ru) огромнейшее и человеческое СПАСИБО! Создаются описания к уже давно забытым программам и играм. Один из таких примеров крупнейший и регулярно пополняющийся многими геймерами каталог GameFAQs.com. Не вдаваясь полностью в технические подробности, на основе GameFAQs я сделаю анализ и попробую определить, в чем же наш любимый ZX Spectrum является САМЫМ-САМЫМ.
На текущий момент общее количество ссылок на игры - 3008, но некоторые из них, а точнее 26, имеют дубли. Например, игра Flunky для европейского региона имеет название Mad Flunky. Такое именование более присуще рынку игровых консолей, а не ПК. Так что общее число ZX-игр, описанных на GameFAQs, равно 2980.
Теперь интересно сравнить сколько из этих игр существует и на других платформах, то есть мультиплатформенны. Всего с пунктом "Also on" найдена 921 игра. Вот списочек игр которые присутствуют более чем на 10 платформах одновременно:
Altered Beast
Bubble Bobble
Double Dragon
Golden Axe
Lemmings
Pac Mania
Paperboy
Prince of Persia
Space Harrier
Из таких игр особенно любопытны серии с отметкой "Franchise". Всего их найдено аж 173, и большинство из них имеют свои продолжения на самых разных платформах. Вот небольшой списочек таких франшиз: Impossible Mission, Superman the Game, Gauntlet, Predator, Lode Runner, Final Fight, Ghosts-n-Goblins, Operation Wolf и многие другие.
Еще интересно узнать динамику количества выхода игр по годам:
1981 - 5
1982 - 82
1983 - 352
1984 - 455
1985 - 321
1986 - 309
1987 - 328
1988 - 258
1989 - 224
1990 - 184
1991 - 162
1992 - 101
1993 - 49
1994 - 31
1995 - 23
1996 - 20
Как видим, самый пик игровой индустрии пришелся на 1984 год, а пик популярности Cпекки, как игровой платформы, у разработчиков игр продержался в течении аж 10 лет, и после 1992 года пошел на спад. Хотя благодаря некоторым энтузиастам и до сих пор продолжают выходить игры, хоть и в ограниченном количестве
Для меня, как и для многих, ZX-игры игры ассоциируются с такой классикой как Jet Set Willy, Exolon и подобными. Большинство из них относятся к жанру аркадных платформеров. Вот 20 самых популярных платформеров по оценкам пользователей GameFAQs:
BCS Quest for Tires
Vampires Empire
Ruff and Reddy in the Space Adventure
Magicland Dizzy
Back to School
Exolon
Garfield Big Fat Hairy Deal
Switchblade
Trantor the Last Stormtrooper
Mad Nurse
Turrican
Bionic Commando
Rex
Bubble Bobble
The New Zealand Story
Jet Set Willy
Teenage Mutant Hero Turtles
Abu Simbel Profanation
Rick Dangerous 2
Rainbow Islands
Но ведь одними платформерами, пусть даже их несколько сотен, нельзя охарактеризовать все игровые возможности ZX Spectrum'а, как игровой платформы. Тут желателен анализ сразу всех игровых жанров. Вот полный перечень жанров до второго уровня вложения с количеством вышедших игр:
Action->Arcade - 12
Action->Beat-'Em-Up - 39
Action->Fighting - 20
Action->General - 523
Action->Platformer - 211
Action->Shooter - 243
Action->Adventure - 17
Adventure->3D - 6
Adventure->General - 167
Adventure->Point-and-Click - 2
Adventure->Text - 1063
Miscellaneous->Board/Card Game - 84
Miscellaneous->Compilation - 17
Miscellaneous->Edutainment - 11
Miscellaneous->Gambling - 19
Miscellaneous->General - 18
Miscellaneous->Trivia/Game Show - 21
Puzzle->Action - 8
Puzzle->General - 69
Puzzle->Matching - 1
Puzzle->Stacking - 2
Racing->Arcade - 50
Racing->General - 2
Racing->Simulation - 12
Role-Playing->Action RPG - 2
Role-Playing->General - 10
Role-Playing->Western-Style - 2
Simulation->Flight - 34
Simulation->General - 14
Simulation->Marine - 4
Simulation->Space - 5
Simulation->Vehicle - 10
Simulation->Virtual - 1
Sports->General - 32
Sports->Individual - 78
Sports->Team - 78
Strategy->General - 70
Strategy->Management - 1
Strategy->Real-Time - 3
Strategy->Turn-Based - 30
Первое, что сразу бросается в глаза - это, конечно же, количество игр раздела Text Adventure. Кажется невероятным, но их число аж 1063. Это почти 1/3 вообще всех игр, которые вообще есть для Спекки. Первая игра для ZX Spectrum этого жанра вышла 1981 году и называлась "Adventure a Planet of Death". Последняя игра "Hedda Strikes Again" датированна 2003 годом. К тому же, только 86 из этих текстовых приключенческих игрушек замечено и на других платформах - значит большинство эксклюзивны. Всего отмечено 13 игр, которые можно встретить и на обычном ПК: Acheton, Countdown to Doom, Gnome Ranger, The Guild of Thieves, Jinxter, Myth, Philosophers Quest, The Pawn, Kingdom of Hamil, Kobyashi Naru, Mindshadow, Return to Doom, Scapeghost. Есть даже одна переизданная под iOS - Wizard Quest, что говорит о популярности текстовых адвентюрок даже сегодня Любопытно, но по количеству текстовых адвентюрок среди всех платформ вообще, спекки АБСОЛЮТНЫЙ лидер. Вот как, например, обстоят дела с количеством текстовых адвентюрок на других главных платформах-конкурентов:
Commodore 64 - 184
PC - 173
BBC Micro - 133
Amstrad CPC - 110
Apple II - 106
Чем же занятны "Текстовые Адвентюры" и как они смогли набрать такое количество игр? Из самого их названия видно, что главный элемент этих игр - чистый текст, а не так привычная теперь всем графика. На ум сразу же приходит девиз лидера в этой области компании Inforcom: "Лучший творец графики — это ваше воображение, а оно всегда с вами!" Никакая графика никогда не сравнится с воображением. Именно из-за этого даже самый лучший фильм, созданный по любому книжному произведению, никогда не сможет сравниться со своим бумажным вариантом. Хороший автор текстом может передать не только общую визуальную картинку произведения, но и многое такое, чего не отобразишь, но воспринимаешь как единую целостную картину: мысли главных героев, их чувства и т.п. Отличное произведение заставит тебя забыть обо всем, погрузив тебя в иную реальность, глубокую и образную. При этом ты надолго запомнишь сопереживания главного героя, так как будто пережил их сам.
Следующий этап развития обычной литературы - это Интерактивная Литература. Interactive fiction, она же IF, позволила уйти от обычной линейности книг, привнеся возможность выбора сюжетной линии. Это создает ощущение полного управления персонажами. Появился элемент некой случайности и азарт, вносящий некую схожесть с реальной жизнью. Отличным примером для ознакомления с такой литературой я бы посоветовал начать с прочтения книг-игр, например, "Тайна капитана Шелтона" Дмитрия Браславского. С приходом компьютеров, появилась возможность переноса IF в компьютерный вариант. А микрокомпьютеры сделали их доступными для большинства. Отпала необходимость в ручную листать страницы, кидать кубики, генерировать характеристики персонажей. Появилась возможность усложнения степени взаимодействия между различными объектами, введение учета времени, скриптов взаимодействий персонажей и т.п.
Создавалось много различных игровых движков которые соревновались между собой в понимании обычных речевых фраз введенных игроком. Естественно, что большая часть всех существующих текстовых адвентюр или квестов написаны на языке Шекспира. Так что изучающим английский язык такие игры просто настоятельно рекомендованы к изучению! Всем начинающим адвентурщикам можно порекомендовать к прочтению книгу Луговой В.В. "Adventure. Игровые приключенческие программы".
Для тех, кто не испугается и все-таки решится сыграть вот список 10 самых популярных (по мнению игроков GameFAQs) текстовых адвентюр:
The Crown
Valley of the Kings
Adventure Quest
Myth
Destiny
Realm of Darkness
One of Our Wombats Is Missing
Mutant
Matchmaker
The Lost Ruby
Кроме того, для русскоязычных желающих поиграть в схожие игры можно посоветовать следующие популярные движки URQ (Universal RipSoft Quest), QSP (Quest Soft Player), RTADS, RInform и INSTEAD.
Все остальные игровые жанры описывать, я думаю, нет особого смысла. Большинство из них относятся к классу экшн, хотя есть головоломки, копии настольных игр, спортивные и даже стратегии.
Еще интересно глянуть на выставляемые пользователями рейтинги игр. На GameFAQs они представлены 5 бальной системой с дробными частями. Конечно, любые рейтинги - вещь довольно относительные, но какую-то общую картину о популярных и хороших играх они дают. На момент написания данной статьи всего игр имеющих данную оценку было 579. Следовательно, каждая пятая выложенная игра была кем-то оценена. Это свидетельствует об их популярности.
Интересной особенностью для некоторых старых игр можно отметить режим поочередной игры нескольких игроков за одним ПК. В те времена это не было диковинкой, так как в стандартную комплектацию обычного Cпекки порты для джойстиков не включены. Это появилось позже: у ZX Spectrum 128 добавили один порт, а ZX Spectrum +2/+3 выпускался уже с двумя портами (ну и у разных ZX-клонов). Чтобы подключить к обычному ZX Spectrum'у джойстик, требовались, как минимум, Kempston Joystick Interface, ZX Interface 2 или нечто вроде дискового интерфейса DISCiPLE или Opus Discovery с портами для джойстиков. Причем, Kempston Interface, являющийся стандартом, позволял подключать одновременно только один джойстик. Так что, большинство игр разрабатывалось преимущественно для клавиатуры, и только во втором случае - для джойстика, и совсем уже редко - для двух. Хотя пользователей тех времен не пугало обходиться вообще всего лишь одной клавиатурой, умудряясь при этом на ней играть одновременно даже вдвоем
И последнее. Интерес к эмуляции ZX Spectrum'а не угасает на протяжении многих лет. Достаточно взглянуть на внушительный список устройств, под которые портированы его эмуляторы. Тут тебе и всяческие карманные гаджеты, вроде телефонов (Java, Simbian, iOS, Android), PDA (Palm OS, Windows Mobile), портативок PSP, Nindendo DS, GBA, Dingoo A320, GP2X... Есть эмули для самых разных операционок: DOS, Windows, Linux, AmigaOS. Есть даже браузерные варианты игр, не требующие эмуляторов. Ну, а апофеозом тут конечно же является порты на современных игровых консолях. Казалось бы, зачем современному обладателю той же PlayStation запускать на ней столь древнюю платформу, когда на этих консолях и так достаточно отличных и современных игр? Ответ тут кроется не только в ностальгии. Просто игры, создававшиеся в те времена, делались с душой, иногда даже одиночками-энтузиастами, а не целыми компаниями. Эти игры бросали вызов игроку своей сложностью. В них ты мог рассчитывать только на себя, свой ум и/или реакцию (особенно если учитывать, что в те времена не было всяческих YouTube'ов, кишащих готовыми прохождениями и летсплеем). Они подчеркивали статус избранности тех единиц, которые смогут пройти такую игру. Современные же игры учитывают мнением всяческих отделов маркетинговых продаж и прочей ерунды, которые в угоду большинства идут наоборот к облегчению и упрощению игр. Весь геймплей современных игр часто сводится чуть ли нажатию всего одной клавиши мыши, не требует от игрока большой реакции или включения мозгов. Так что для истинных "хардкорных" геймеров ZX-игротека - это настоящая сокровищница.
В общем, об ZX-играх можно говорить бесконечно долго. На этом свой анализ хочу закончить, так как сравнивать и изучать все это можно много и очень долго. Выводы для себя может сделать каждый. Достаточно только запустить под эмулятором любую игру, которой скорее всего исполнилось уже третий десяток лет, но которая по-прежнему продолжает удивлять, радовать и доставлять удовольствие!
Сообщение форума