Автор: Станислав Коровин (SKcorp.)
Введение. Хоть это и все знают
Электроника БК (Бытовой Компьютер). Серия Советских 16-разрядных бытовых компьютеров, выпускаемых с 1985 года по 1993 год пятью разными заводами.
БК0010 (МС 0510) был первым в этой серии и первым бытовым компьютером в СССР, разработанный в 1983 году в НИИ точной технологии НПО "Научный Центр", г. Зеленоград. Главный конструктор от НИИТТ - Александр Н. Полосин, главный конструктор от завода "Экситон" - С. М. Косенков. Производился серийно на заводе "Экситон", г. Павловский Посад с 1985 года.
Далее производство было налажено на заводах:
"Нуклон" в г. Шяуляй (Литва).
"Элекон", г. Казань
ПО "Изотоп" г. Йошкар-Ола. (ныне ОАО "Завод полупроводниковых приборов")
НПО "Эребуни" Армения.
Также занимался упаковкой БК завод "Мион" г. Тбилиси
Модельный ряд
БК совместим по системе команд с PDP-11 и ДВК (Электроника-60). Было 4 основные модели:
БК0010 - пленочная клавиатура:
БК0010-01 - клавишная клавиатура:
БК0011 - 128 Кб ОЗУ, 16 палитр, две экранных страницы, но не работал звук в программах от БК-0010:
БК0011М - все то же, что и в БК0011, но новая клавиатура и исправленный звук:
Однако вариаций БК было более 20. Отличались они заводами-изготовителями, клавиатурами, цветами корпусов и клавиш. Ниже некоторые из них.
Еще были модификации с буквой Ш. Официально индекс Ш имела только БК0010, в остальных случаях буква Ш "приписывалась" неофициально, чтобы обозначить комплектацию "сетевым блоком" (блок ИРПС или блок КМК) и не путать их с "бытовыми" комплектациями.
За счет розничной продажи и поставок в составе школьных классов, БК стал самым массовым компьютером в СССР. За 8 лет производства выпущено более 150 тысяч БК.
Программное обеспечение
Как и любой Советский бытовой компьютер БК практически не имел программной поддержки изготовителя, а практически все программное обеспечение написано энтузиастами.
Несмотря на программную совместимость с ДВК, на БК не было возможности прямого переноса программ из-за отсутствия общего интерфейса с этими ЭВМ. ДВК не имела магнитофонного выхода, а БК изначально не имела дисковода (правда есть информация о кустарном интерфейсе магнитофона для ДВК). Одним из способов переноса была распечатка листингов на ДВК и ручной ввод их в БК с адаптацией к аппаратному обеспечению (экран) или в случае Бейсика к его версии. Другой способ был перезапись с ДВК через локальную сеть КУВТ-86. Позже с появлением дисководов и RT-11 на БК0011(М) перенос упростился, так же с появлением ANDOS появилась возможность переноса данных с IBM PC.
В комплекте поставки БК0010 была 1 магнитофонная кассета типа МК-60 с игровыми программами на Фокале и в машинных кодах. Что примечательно - туда входил ТЕТРИС Алексея Пажитнова, немного измененный для видеорежима БК, но с оригинальным управлением (клавиши 7,8,9,5) Дело в том, что на Электронике-60 и ДВК-2, на которых и был написан самый первый ТЕТРИС было дополнительное цифровое поле, а на БК0010 - нет, но были клавиши управления курсором на дополнительном поле. На них и было завязано управление, управление клавишами 7,8,9,5 - осталось. На БК0010-01 - доп. поля управления курсором не было, поэтому управлять приходилось клавишами из цифрового ряда.
В комплект поставки БК0010-01 добавилась вторая кассета с играми и одной системной программой на Бейсике.
БК0011 и БК0011М имели в своей комплектации контроллер дисковода и дискету с ОС-БК (RT11SJ). С набором системных программ и ТЕТРИСом (?) и оболочкой InterCommander с интерфейсом подобным Norton Commander для IBM PC. Оболочка поддерживала управление "мышью" (УВК-01).
Школьные классы КУВТ-86 имели в поставке системную дискету для ДВК и набор обучающих программ от сторонних разработчиков (например, Система Рига и НПО "Альтернатива")
Школьные классы на БК0011(М) (классы имели названия КУВТ-86М, КУВТ-87, УКНЦ-01 (не путать с КУВТ УК-НЦ)) имели сетевую ОС-БК.
Позже была разработана (опять же не заводом-изготовителем) программно-аппаратная система Net-RT11, с головной ЭВМ IBM PC/AT.
За почти 15 лет существования БК как настольной машины, а не как предмета коллекционирования (БК использовались в школах и у некоторых пользователей/программистов до 2000 года) создано по разным данным от 2000 до 7000 единиц программного обеспечения.
Распространение программ происходило через кооперативы, которые занимались тиражированием программ. Авторы программ получали с этого деньги лишь в редких случаях. Стоимость кассеты с программами была примерно 10 Советских рублей (1988 год). Также пользователи менялись кассетами и переписывали друг у друга. Некоторые кооперативы торговали кассетами почтой. Один из которых - фирма CHEK - даже устраивал конкурс на лучшую игру призом за которую было 5000 уже российских рублей (1992 год). Цены тогда лавинообразно росли, и кассета стоила уже около 500 рублей. А в 1994 году стоимость кассеты или дискеты (тогда уже дисководы были достаточно распространены) доходила до 5000-6000 рублей.
Была даже известна попытка краудфандинга (коллективного финансирования), но она провалилась, т.е. деньги-то собрали, но автор ничего не смог написать и слился. Деньги естественно не вернул.
В Москве существовал вполне реальный Клуб Пользователей БК. Где примерно раз в месяц проводилась бесплатная раздача бесплатного софта (FREEWARE). Выпускался клубный сборник на дискете и переписывался прямо там или менялся на чистую дискету у организаторов.
Копирование программ
В эпоху использования кассет обычный пользователь имел возможность записать на ленту далеко не все программ, т.к. многие использовали автозапуск и не имели выхода. А другие вообще занимали больше 16 Кб, и лезли в экранную память, тем самым делая невозможным запись на ленту в диалоговом режиме отладочного монитора БК0010. А копирование с кассеты на кассету сильно ухудшало качество, делая загрузку практически невозможной. А иногда даже ставилась защита путем изменения модуляции или поблочной записи т.е. сначала с кассеты загружался загрузчик, а потом сама программа в турбо-формате или по блокам. Обычными средствами ее тоже было не скопировать. Поэтому появился целый раздел программ - копировщики, которые имели нестандартные подпрограммы чтения, разные скорости, и возможность копирования больших файлов. С появлением дискет копировать стало проще, но на дискетах также начали появляться защиты, например, на дискете с ОС-БК.
С появлением дисководов начали разрабатываться операционные системы. Поскольку единственная официальная система была ОС-БК, которая работала только на БК0011(М), энтузиасты начали делать свои системы, работающие на БК0010-01 или на БК0010-01 и БК0011М (БК0011 обычно переделывались в БК0011М самими пользователями для большей совместимости с БК0010).
Кроме ОС-БК было написано более десятка операционных систем:
ANDOS - самая популярная ОС для БК, использовалась файловая система FAT12, совместимая с MS-DOS. Недостаток в том, что в случае работы с жестким диском он разбивался на разделы размером с дискету. Для полной совместимости с БК0010 в БК0011М загружался монитор БК0010. На БК0010-01 нужно было иметь как минимум 8Кб. доп. ОЗУ. Обычно 8-16 Кб. доп. ОЗУ вставлялось вторым этажом в контроллер дисковода от БК0011М, отключая ПЗУ Бейсика на плате БК0010-01. БК0010 пришлось бы дорабатывать, т.к. в ней не поддерживалось отключение встроенного ПЗУ. ПЗУ можно было заменить в колодке в отсеке ПЗУ пользователя, но для подключения ОЗУ в разъем расширения нужно было перерезать одну дорожку на плате БК и впаять резистор. поддерживала свои подкаталоги (не MS-DOS). Формат имени файла 8+3 любых символа, но для переноса на IBM PC - нужно было использовать только латинские буквы и цифры.
MK-DOS - распространенная, как и ANDOS. Имела формат MicroDOS, наследие от одной из первых ОС на БК - MDOS. Система поддерживала разделы на жестком диске до 32 Мб, пакетные файлы, логические диски (имидж диска, хранящийся в виде обычного файла, как в RT11), поддерживала подкаталоги. Формат имени файла составлял 14 символов. Система также загружала Монитор БК0010 и так же требовала доп. ОЗУ.
CSI-DOS - дисковая операционная система только для БК-0011М, сделанная в Самаре. CSI-DOS использовала свою файловую систему и использовала возможности БК0011М (палитры, память). В комплекте были программы проигрывания музыки на муз. сопроцессоре AY-3-8910 (YM2149F) и на COVOX (Цифро-аналоговый преобразователь на подключаемы к порту УП БК).
NORD - первоначально сделана для БК-0010 и БК-0010-01, потом добавилась версия для БК-0011(М), потом вышла специальная, работающая со всеми компьютерами БК и жестким диском. Формат файловой системы - MicroDOS. На БК0010 не требовала доп. ОЗУ (?)
NORTON-БК - Только для БК0010(-01) Использовалась файловая система MicroDOS. На БК0010 не требовала доп. ОЗУ (?)
AO-DOS - Только для БК-0011 и БК-0011М. Использовала файловую систему MicroDOS.
DX-DOS - На БК0010-01 требует доп. ОЗУ 8 Кб. Имеет формат MS-DOS и командный язык схожий с MS-DOS.
HC-DOS - Операционная система для БК0011(М) и использующая аппаратные особенности этого компьютера. Система не работает на БК0010(-01). Система была разработана в Ростове-На-Дону Михаилом Борисенко и Дмитрием Тюревым. Использовалась несовместимая с другими файловая система с фрагментацией файлов. Существовала также Norton Commander-подобная файловая оболочка. Операционная система поставлялась в комплекте со специально разработанными для неё играми, такими как Остров Обезьян и Magician, и являлась операционной средой для этих игр.
PascalDOS - ОС для БК-0010 и БК-0010-01, предназначенная для программирования на языке программирования Паскаль, компилятор которого входил в комплект поставки. Это единственная операционная система для БК-0010, которая позволяла программировать на стандартном Паскале. Файловая система - MicroDOS.
BASIS - Служила специально для создания и работы на всех моделях БК (ДОЗУ?) с табличными базами данных. Для хранения баз данных использовался специальный формат записи. На одной дискете можно было поместить до восьми баз. Для экспорта и импорта данных, а также для запуска исполняемых файлов использовалась файловая система FAT12 в версии ANDOS. По сути, ядро ANDOS входило в BASIS как один из компонентов.
MicroDOS - Одна из первых операционных систем для БК-0010 и БК-0010-01. Поддерживала пакетные файлы. Файловая система MicroDOS стала фактически стандартом для операционных систем для БК. Внешне и по командам напоминала MS-DOS.
DOSB10 - Работает на БК0010-01 с доп. ОЗУ 8 Кб. Файловая система похожа нп RT11, но отличается от нее в частности, с допустимой длиной имени файла до 16 символов.
РАМОН - сокращение от РАсширенный МОНитор - встроенная в ПЗУ операционная система для БК-0010 и БК-0010-01, разработанная Александром Ермаковым из города Шяуляй. Файловая система совместима с файловой системой RT-11.
KMON - Разработана малым предприятием при заводе в г. Павловский Посад. Изначально предназначалась для обслуживания стенда ремонта БК.
Turbo-DOS - Система для БК-0010 и БК-0010-01. По файловой системе ни с чем не совместима. Используемая файловая система поддерживала имена файлов до 16 символов.
OS/A WASP - Система с переключением задач при наличии контроллера АльтПРО HALT. Не имеет собственного загрузчика и загружается из MK-DOS. Разработка так и не доведена до конца.
SK-DOS K и SK-DOS K WINDOS - Системы загрузки программ в КУВТ-86 с диска центральной ЭВМ ДВК по локальной сети. Своей файловой системы не имеют, а используют виртуальные каталоги. Удобны для загрузки кодовых программ из Бейсика БК без их (программ) адаптации. Первая версия имеет меню загрузки, вторая - оконный интерфейс, однако из-за отсутствия в комплектации классов с БК0010-01 "мыши" управление курсором осуществляется с клавиатуры. Работают только на БК0010-01 в составе КУВТ-86, так как. использует подпрограммы ПЗУ Бейсика для обмена по сети.
BKUNIX - операционная система, основанная на ядре LSX (вариант UNIX V6) и распространяется под лицензией GPL. Разрабатывается Сергеем Вакуленко и Леонидом Брухисом. В настоящий момент система успешно загружается и имеет базовую функциональность. Для БК-0010 и БК-0011М требуются разные компиляции ядра. В системе может работать одновременно до трёх процессов и быть смонтировано до двух файловых систем.
ОПТОК-ДОС - ОС зашитая в контроллер ОПТОК.
Большую часть программ для БК представляют игры. От примитивных текстовых игр до многофайловых графических, поддерживающих световой пистолет.
Первые игры были черно-белыми, т.к. в БК0010 не было цветного выхода, но его можно было допаять самому. Дорабатывать пришлось бы и телевизор. Еще одна причина появления черно-белых игр - разрабатывались они изначально на ДВК, где-либо был текстовый монохромный режим, либо черно-белая графика.
На цветном телевизоре или мониторе черно-белые игры и тексты в разрешении 512х256 выглядели "пестро" и совершенно "нечитаемо". Поэтому приходилось переключать штекеры в разъемах ТВ и ЦТВ и на телевизоре делать не только RGB, но и НЧ вход. Либо пускать видеосигнал по одному "зеленому" каналу, в случае, если у Вас был RGB монитор, а не телевизор.
Обратная доработка тоже была – черно-белый сигнал формировался с разъема ЦТВ при помощи резисторов. И их подбором можно было получить на черно-белом мониторе не 3 "цвета" (черный, белый, серый т.к. зеленый и синий были неотличимы), а различимые градации серого для зелёного и синего цветов.
Рассмотрим наиболее "хитовые" игры, причем и с конца тоже.
ТЕТРИС - вне конкуренции, о нем уже было написано выше.
Одними из первых программистов игр были ASP Corp. ASP - Александр-Сергей-Павел. Corp. - было модным словечком, в те времена любой программист-одиночка ставил свои инициалы, приписывал corp. - и вот он уже наравне с софтверными гигантами выпускает софт. Софт получался у многих неплохой.
Известные всем ДВК-шникам и БК-шникам игры от ASP corp.:
Sheriff, Land, Кот Рыболов (адаптация с ДВК 1993 г.)
Игры писались на ДВК, а потом портировались на БК. Так же авторами были написаны база данных ASPBase и текстовый редактор EdASP, ставший стандартом де-факто на БК.
Несколько игр было написано на Т-языке в системе Рига Кузьминым А.Ю. Но в них не хватало динамичности.
ОКЕАН-86
Далее появляются игры от Action, автор Марков A.
RACE
LODE RUNNER
Отличительная черта - два файла. Первый отличная по тем временам заставка, второй - сама игра. Игра шла и без заставки, и многие для экономии места на кассете ее не переписывали.
Потом появляются абсолютные хиты от Владимира Савина - SW corp. Отличавшиеся трассой: РАЛЛИ11, РАЛЛИ21, РАЛЛИ31
И, если раньше были только БК0010 без цветного выхода, и игры были преимущественно черно-белые, то с появлением БК0010-01, где цветной выход был, игры стали "многоцветными".
Абсолютный хит всех времен, "многосерийная" игра ДЕСАНТНИК. Игра состояла из 5 частей и загрузчика. Каждая часть имела свой сюжет.
А также трехмерный настольный Теннис. С клавиатуры играть неудобно, но если подключить джойстик с незапараллелеными кнопками, то играть очень интересно.
КЛАД было несколько версий, даже КЛАД-10.
RDA corp. BLOCK OUT, SKIN DIVING
Курьер - Водениктов А.И. Как выяснилось - игра оказалась "сдиркой" с игры Antarctic Adventure для MSX.
Нельзя не упомянуть текстовые диалоговые экономические игры на Фокале: ПРЕЗИДЕНТ, ХАМУРАППИ, MANAGER (можно было играть впятером). Только ХАМУРАППИ имела псевдографическое оформление.
Далее идет печально известный Бортник Борис BILcorp. Игры-то у него неплохие, но вот то, что он кинул людей на деньги - плохо. Скриншотов недостоин
SMASHcorp. Игры обладали красивой черно-белой графикой. Самая запоминающаяся - STREAP SHOW.
CIRCLER - Перестройка.
FERRARI - на БК0010 подтормаживала.
GREEN NPCsoft. Зажав АР2 можно перемещаться и стрелять одновременно.
DIGGER
СОЛДАТ и KING's VALLEY. В этих играх, в одних из первых, использовалась фоновая музыка.
CAVE OF DEATH - Boulder Dash с переделанной графикой, но лучше смотрится в ч/б.
Игры от АКТcorp., автор Дженгуров. Хиты в обратном смысле. Штук 40 игр наштампованных за пару лет, обладающих иногда неплохой графикой, но совершенно ужасным геймплеем. Практически образцы, как не надо писать игры для БК.
Далее, уже в "дисководную" эпоху:
CHESS CLUB (БК0011М) Caroline soft. (автор CSI-DOS)
Prince of Persia 1994 - 1995 Пашигоров Евгений, Сизых Павел БК0011М - разработка так и не была окончена - так и осталась демо-версией, но это фактически копия PC-шного принца.
Собственно, вот что мне запомнилось, на самом деле игр было в сотню раз больше, а когда на БК-шке научилась драть графику с "Синклера" и с IBM PC количество игр резко возросло, особенно дисковых.
В последние годы эксплуатации БК игры практически не писались, однако были игры типа Duck Hunt с DENDY, которая использовала на БК световой пистолет. Ржущая собака там тоже есть.
Дальше БК-программисты ушли в написание демок. Демка - это не демонстрационная версия какой-либо программы, а программа, демонстрирующая возможности компьютера и программиста. Игр-то хватало и на PC, который был уже у каждого второго. А вот выжать из БК-шки по максимуму было интересно.
Первой демкой я считаю DOMIK - где БК рисует на экране домик и проговаривает каждый элемент голосом в динамик.
Впрочем, существовали и демо-версии программ и игр, причем многие так демо-версиями и остались и не были дописаны до конца. Так же достаточно было рекламных программ. Некоторые демонстрировали проигрывание мелодий на приставку COVOX или на музыкальный сопроцессор AY-3-8910.
В 1996 году проводится "демо-пати", то есть конкурс на котором демки написанные заранее демонстрируются зрителям и по итогам голосования выбирается лучшая.
BK-MANIA'96 собрала около 100 человек посетителей и больше 30 работ, половина из который была музыка для COVOX, 11 четырёхкилобайтных интро, одна из которых была дисквалифицирована за использование БК0011М и на БК0010 не шла. И две "мегадемо", одна из которой была демоверсией игры.
Номинаций, было три:
4k-intro - программа, ограниченная размером в 4 Килобайта и стандартной конфигурацией БК0010.
MegaDemo - программа, ограниченная размером дискеты - 800 Кб, конфигурация для показа: БК0011М, COVOX, AY.
SPC музыка – музыка, написанная в формате Strogino Sound Tracker. Мелодия должна быть оригинальной, а не ремиксом/кавером.
BK-MANIA'97 собрала в два раза больше народу и в 1.5 раза больше работ. Тут организаторы нарушили свои же правила и не дисквалифицировали одну из 4k-intro, которая не шла на БК0010.
Уровень работ заметно поднялся, видно, что программисты, попробовав первый раз - второй поняли, как надо делать конкурсные работы.
БК-Мании'98 так и не случилось, попытка объединить БК-манию с Bytefall-ом в 1999 году, провалилась, как и сам Байтфолл. Причем провалилась уже тогда, когда участники приехали в Москву из разных городов.
В 1999 году демопати, где была представлена БК все-таки провели.
CAFe'99 - собрала народу как обе БК-мании вместе взятые, но там уже было не "чисто БК-шное" демопати, а многоплатформенное - PC, БК, ZX Spectrum и Amiga. Работ на БК было меньше, но качество их было лучшим.
Больше конкурсов по написанию демок на БК не проводилось. Была попытка организовать БК-шные конкурсы на Chaos Constructions'2000, но она провалилась, как и на Байтфалле. Но в этот раз из-за пьянства главного организатора, срыва прогоночного дня и как следствие невозможность показа по времени некоторых конкурсов в том числе и БК-шных. После этого организатором БК-шной части было принято решение никогда не выставлять работы на этой "дерьмопати".
Впрочем, БК присутствовала на выставке ретрокомпьютеров на Chaos Constructions, как нерабочий экспонат и с 2009 года как полностью функциональный, т.к. выставкой обычно занимаются совсем другие, трезвые люди.
Также в БК регулярно присутствует на всяких ретровыставках в разных городах России.
Как всегда не хватило одного выходного, поэтому о железе расскажу в следующих статьях на следующих конкурсах
И напоследок Промо видео будущего виртуального музея:
Сообщение форума