Автор: Ростислав Февралёв (hobot)
Вступление
Кто помнит, как с упоением играл в любимые игрушки на замечательных 8-ми и 16-ти битных приставках в 90-е годы? Кто-то, возможно, играет в эти игры до сих пор, исполняя некий "ностальгический обряд". Скорее всего, сегодня для игр тех лет гораздо удобнее запустить эмулятор прямо на своём ПК и загрузить образ картриджа с любимой игрой. Но сегодня я предлагаю снова вспомнить то весёлое и беззаботное время и попутно побеседовать с человеком, который занимался розничной продажей игровых приставок, игр и аксессуаров в одном из районов города Москвы. Благодаря ему я в то время (постепенно, конечно) познакомился с огромнейшей библиотекой игр для всех присутствующих на этом рынке платформ: от простейшего Денди, до первой игровой приставки от Sony.
Прошу любить и жаловать: мой сегодняшний собеседник Георгий. Здравствуй дорогой! Беседу ведёт Хобот aka [hobot]. Стартуем!
Интервью с Гошей
В беседе принимают участие: Гоша - продавец-консультант в отделе игровых приставок и видео игр, беседу ведёт Хобот - ретро-компьютерщик, увлечённый.
Хобот: Гоша, давай немного для создания атмосферы раскроем состояние витрины на момент твоего прихода в это русло и до момента, когда твои интересы увлекли тебя в сторону от игровых приставок и прочего.
Гоша: Сразу скажу, что работал я не в самом центровом магазине видеоигр, а потому в ассортименте старались придерживаться самых ходовых позиций. На момент моего появления восьмибитная витрина была самой объёмной и самой продаваемой, что в первую очередь объясняется ценовой доступностью. На втором месте стояла 16-ти битная SEGA. А вот Super Nintendo, в виду малого количества игр и высокой цены, не была популярна среди наших покупателей, хотя и обладала гораздо большим ресурсом - вспомним хотя бы порт первого Doom. Самой мощной на тот момента была приставка Panasonic 3DO - вот это был прорыв в индустрии игровых приставок!
Насколько информированность покупателей о тех или иных товарах изменялась с течением времени?
В геометрической прогрессии
И всё же, какая приставка реально должна была бы быть самой продаваемой, если бы все знали и могли оценить её преимущества и какая была самой продаваемой на самом деле?
На мой взгляд, Super Nintendo была очень мощной 16-ти битной приставкой, её потенциал для отечественного пользователя не был полностью раскрыт. А по продаваемости на первом месте долгое время лидировала Dendy и иже с ней, очень неохотно уступая эту позицию приставке SEGA, набор игр для которой к 95 году был колоссален!
Насколько я знаю, ваш отдел попутно занимался и играми для ПК? Что это были за издания?
По началу это были игры на трёхдюймовках, по 6-10 дисков в боксах с обложками. Это тоже были «пиратки», никакой «лицензии» тогда ещё не было Потом начали появляться CD-ROM'ы. На моей памяти первые русскоязычные издания были от "7 волка"
Интересно, а не было заметно возрастающего интереса именно к ПК играм в ущерб приставок или специализация определяла и контингент покупателей?
В те далёкие времена, компьютеры были преимущественно у тех, кто по-серьёзному за ними работал и в них разбирался. Времена, когда каждый сантехник покупает сыну очередной Pentium для игр, ещё не наступили
Забавные моменты какие-то с клиентами можете вспомнить, рассказать?
Да много было всяких уникальных персонажей. Когда работаешь с людьми, всегда попадаются уникумы Помнится, один клиент поинтересовался скрипучим голосом: "У вас джойстики для SEGA есть?" Отвечаю: "Есть". "А у него длинный шнур? Я люблю длинные шнуры!". Был случай, когда человек пришёл в магазин совершить ритуальную покупку стиральной машинки последней модели для жены, но увидев, как продавцы азартно режутся в MadDog McCree (мощнейшая видеоcтрелялка), купил Panasonic 3DO.
По собственному опыту, всегда есть некая прослойка клиентов - «элита». Это, как правило, люди с отличным знанием предмета, без не обдуманных и не адекватных претензий, с деньгами и не ждущие от товара или продавца «несбыточного». Вот у вас был такой контингент? И какая платформа могла похвастаться особой элитарностью?
Самая элитарная, как, впрочем, и самая дорогая, приставка – это на тот момент, несомненно, Panasonic 3DO. Мой первый покупатель Валерий (как сейчас помню). Человек хорошо знал английский, даже переводил для меня некоторые тексты или непонятные мне фразы в играх. Человек покупал игры исключительно в «боксах», а не в «слимах». Вот такие вот у богатых причуды
Какие-то модели приставок, аксессуары, а может даже игры могли быть привезены в магазин по заказу покупателей, на условиях предоплаты, например?
На первых порах так возили SEGA, но это было в самом начале пути. Потом, конечно, тот же 3DO возился с предоплатой. Когда впервые появилась Sony PlayStation, её тоже возили под заказ, она стоила дороже Panasonic’а, зато игры на неё начали появляться в бешеном количестве. Аксессуары, конечно. Для того же 3DO возился специальный видеоблок, позволяющей приставке стать видеоплеером под ходовой тогда формат VideoCD. Ну и всякие джойстики-штурвалы, рули, как обычно.
Насколько я знаю, ты время от времени продолжаешь играть в игры. Это что-то современное или всё-таки ретро-игрушки, как их принято сейчас называть?
Как правило, это современные игры - в основном FPS.
Как по-твоему, сколько должно пройти времени с момента издания игры или выхода приставки, что бы её можно было считать ретро?
Судя по скачкам игровой индустрии, незаслуженно мало Хотя некоторые вещи никогда не устаревают.
Да, хорошее было время! Наверное, ещё одну особенность отечественного рынка видеоигр того времени надо немного раскрыть. Какой примерно процент от общей (китайской) отечественная продукция именно в ваших магазинах (филиалах) могла составлять? Хотелось бы конкретных примеров.
Смотря что называть нашей продукцией. В Зеленограде, не помню на каком заводе, собирали SEGA, джойстики, переходники для картриджей PAL/NTSC (некоторые "родные" картриджи иногда требовали такую перекодировку).
А был ли шанс у ваших покупателей приобрести что-то настоящее Японское, Американское или Европейское?
Только под заказ и за большие деньги. Практически никто не возил Genesis (американская SEGA) или "японцев". Дорого и конфликт с системой PAL/SECAM/NTSC.
Ну и на сладкое, ты можешь вспомнить назвать парные хиты продаж? Пара - в смысле "приставка - игра".
Трудно выделить к приставке одну игру, но я попробую... Скажем так: Dendy - Chip-and-Dale, SEGA - Mortal Kombat.
И конечно, пользуясь случаем, предоставляю тебе возможность высказать некое послание читателям этого текста.
Играйте с нами! Играйте, как мы! Играйте лучше нас!
(Слышно, как гремят посудой, вдали появляется и уплывают голоса невидимых зрителей, зашкаливающие по громкости шуршание микрофона и звонкий «ЦОК!» там, где запись беседы заканчивается).
Окончание
После этой беседы, я ещё какое-то время размышлял на тему игр и приставок, вспоминал некоторые интересные и забавные случаи. Подумалось мне, что большинство сверстников моих никогда и не увлекались этим так, как я, а из тех, кто увлекался, многие с игр "соскочили". Я и сам, несмотря на свой интерес к ретро-ЭВМ, старые добрые игрушки, да и вообще игры запускаю, играюсь совсем не часто. Это нормально. И ещё я подумал, что, наверное, тема ностальгии по опыту использования старых систем и компьютеров, игрушек, приставок, программ по сути неисчерпаема и мне думается, что эта литературная запись беседы будет началом целой серии статей на схожую тематику.
Спасибо.
Сообщение форума