
18 декабря 2020 года, ровно за неделю до католического Рождества, в мире Спектрума произошло событие, важность которого сложно переоценить. Спустя 26 лет после выхода последней официальной части приключений Диззи вышло продолжение – Wonderful Dizzy! Да, многие могут возразить, что за прошедшие годы на разных платформах вышел не один десяток приключений любимого героя. Но то были фанатские игры. Любители Диззи не могли смириться с тем, что приключения закончены и пытались своими силами как-то исправить ситуацию. Но здесь не тот случай! Здесь - полноценное продолжение от авторов оригинальной серии.

Эндрю и Филип Оливеры
К сожалению, последнее приключение Dizzy 7 на Спектруме вызывало слишком много нареканий у фанатов. И вот в 2017 году команда русскоязычных программистов и художников решила показать миру, каким на самом деле должно было быть это приключение. За основу была взята версия игры с платформы Amiga, где было больше диалогов и других деталей. Всё бережно заново было перенесено на ZX Spectrum. Полученный результат впечатлил не только многочисленных фанатов Диззи, но и авторов оригинальной серии – близнецов Эндрю и Филипа Оливеров (Andrew & Philip Oliver – the Oliver Twins). Я не знаю кто с кем договаривался, но в какой-то момент между братьями Оливер и командой разработчиков ремейка Dizzy 7 возникла договорённость о создании новой официальной части приключений Диззи. После анонса этой новости радости поклонников не было предела. Ещё бы! Не просто именитые гейм-дизайнеры, а создатели Диззи - Эндрю и Филип напишут сценарий и будут собственноручно контролировать выпуск игры на всех этапах. А команда разработчиков ремейка Dizzy 7 2017 года уже сумела на деле показать, какой результат они смогут предоставить. Впереди было три долгих года напряжённой разработки. Сообществу периодически показывали игровые экраны и анимацию, мелькала даже карта игрового мира. Всё это лишь подогревало интерес к игре. Точных дат сразу не называлось. Но в какой-то момент времени начала вырисовываться дата релиза игры – конец 2020 года. Многие предполагали, что игра выйдет к рождественским праздникам, однако в итоге всех поклонников порадовали аж на целую неделю раньше.
В основу сюжета легла книга Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Русскоязычные читатели знакомы с героями этой истории в переложении Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Братья Оливер очень умело вписали жителей Желточного народа в волшебный мир страны Оз, где вместо Элли и Тотошки выступили сам Диззи и его домашний питомец Поги. Впрочем, и серебряные башмачки тоже перевоплотились в волшебные сапоги для Диззи. Среди героев легко узнаётся соня Дози, который здесь перевоплотился в Страшилу. Дензил стал Железным Дровосеком, а Дилан - Трусливым Львом. В процессе прохождения игры вы встретите также Дору и Дейзи, которые примерили на себя роли добрых волшебниц Юга и Севера, а также дедушку Диззи, который стал часовщиком. Но не только многочисленных родственников Диззи вы повстречаете в игре - игра изобилует и другими персонажами. Играйте и знакомьтесь с ними самостоятельно.


В целом сюжет игры повторяет сюжет книги: домик Диззи в результате урагана приземлился в волшебной стране, придавив злую волшебницу, которую мы знаем как Бастинду. Однако её коллега по цеху, Гингема, забрала с собой Поги и собралась его съесть. В процессе игры, общаясь с персонажами, манипулируя различными предметами и решая головоломки, вам предстоит спасти Поги, дать Железному Дровосеку сердце, Льву - отваги, Страшиле - ума, и благополучно вернуться домой.

"О... Это тааак цветасто, в стиле атрибутной графики низкого разрешения с ограниченной цветовой палитрой!"
Игра вышла только на английском языке. Для некоторых игр понимание смысла написанного не является обязательным условием, однако это не тот случай. Если вы хотите пройти игру, то вам нужно либо знать английский язык, либо обложиться словарями. Игра просто изобилует диалогами. Диалоги остроумные, с изрядной долей юмора. Уже в самом начале игры в тексте обыгрывается специфичная графика Спектрума. А два охранника в Изумрудном городе спорят о том, что лучше: ZX Spectrum или Commodore 64. Есть здесь и загадки, которые задаёт вам персонаж оригинальной книги мистер Тинкер. Некоторые загадки основаны на игре английских слов, поэтому перевод на русский язык может оказаться затруднительным. Также сложность при переводе может вызвать и речь пирата, который говорит с особым пиратским акцентом. А так как пиратов у нас не было, то мы просто не знаем, как должны разговаривать настоящие пираты. Ещё одна сложность при переводе может возникнуть из-за чисто технического момента - нехватки памяти. Во-первых, в русском алфавите больше букв, чем в латинском. А во-вторых, фразы на русском языке в среднем на 35% длиннее английских. То есть потребуется дополнительная память и под недостающие символы, и под сам текст. А, как вы понимаете, вся память компьютера в игре использована до последнего байта и там просто не остаётся места для подобных излишеств. Тем не менее, авторы не исключают выхода игры с русским переводом, правда при этом не называют никаких сроков. Одно понятно, что если такая версия и будет выпущена, то произойдёт это не слишком скоро. Так что, если кто-то собирается ждать выхода русской версии игры, то лучшим вариантом будет всё-таки попытаться поиграть в эту игру со словарём.

Конечно, первое, что бросается в глаза в игре – это графика. Она здесь просто потрясающая, и не идёт ни в какое сравнение с первыми играми серии. Над графикой усердно трудилась команда аж из семи художников. Это Дмитрий Пономарев (moroz1999), Олег Ориджин, Джаррод Бентли (Jarrod Bentley ), Александр Филянов (PheeL), Марко Антонио Дель Кампо (Marco Antonio Del Campo) и Пётр Граткиевич (Piotr ‘PIT’ Gratkiewicz). Каждый рисовал то, что у него получается лучше всего. И результат просто впечатляет! Сообщество хоть и было заранее подготовлено предыдущей игрой и уже опубликованными скриншотами, однако каждый раз попадая на новые локации я, например, не переставал удивляться тому, насколько всё выглядит потрясающе и неожиданно. К сожалению, из-за такой яркой и разнообразной графики я несколько раз не заметил и пропустил нужные предметы – для меня они просто сливались с общим окружением. Это оттянуло мой финал игры на добрых пару часов. Такого в предыдущих играх не наблюдалось. Помимо того, что графика стала значительно разнообразнее и цветастее, претерпел изменения и главный герой – он обзавёлся шляпой и рюкзаком.

Герой на экране движется очень плавно. То же касается и всех стальных движущихся персонажей, и элементов оформления игрового экрана. В этом однозначная заслуга автора игрового движка и единственного программиста данного проекта Евгения Барского (Dr. Bars). Вы только задумайтесь, как Евгению удалось в 128 Кб вместить весь это игровой мир с его персонажами, графикой, текстом и музыкой и при этом сделать это настолько круто. Да сейчас любая самая мелкая картинка в Интернете занимает объём больший, чем вся игра!
Автором музыки в игре выступил известный спектрумовский мелодист Сергей Косов, который многим известен по нику MmcM. Кто знаком с творчеством Сергея, то знает, что у него преобладают спокойные мелодичные темы. Вот и в этой игре узнаётся стиль Сергея. Вместе с тем музыка в игре незримым образом перекликается с мелодиями из предыдущих частей сериала. В силу ограниченной памяти в игре не так много мелодий, как хотелось бы. Я насчитал их только четыре, причём в процессе игры мелодия никак не меняется, то есть всё время вы будете играть под одну и ту же музыку. Тем не менее, за многочасовое прохождение игры у меня ни разу не возникло желания выключить звук – музыка не раздражала и не надоедала, органично влившись в волшебный мир Диззи. Однако, если по какой-то причине, вы не любите играть под музыку, то перед запуском игры в опциях у вас есть возможность выключить звуки и/или музыку.

Говоря об управлении, стоит сказать, что его, как и звук, можно задать в игре только один раз перед началом игры. На выбор предлагается управление от Кемпстон или Синклер джойстика, либо вы сами можете назначить удобные для вас клавиши на клавиатуре. В целом, управление отзывчивое, однако я неоднократно ухитрялся падать в воду, теряя при этом жизнь, из-за того, что мой персонаж вовремя не подпрыгивал. Но я списываю это лишь на собственную неловкость.
Игра получилась довольно продолжительной. Прохождение игры без подсказок может затянуться на 6 часов и даже более, если вы в каких-то местах будете «тупить». И даже если вы знаете куда применять тот или иной предмет, вы вряд ли уложитесь в один час. Поэтому очень жаль, что в игре не предусмотрено какой-либо возможности сохранить игровой процесс. Конечно, в современных условиях, когда в основном играют на эмуляторах, где можно сохраняться в любой момент времени, данная проблема остро не стоит, но если вы будете играть на реальном Спектруме, то вам будет необходимо пройти всю игру за раз – других вариантов нет.

По поводу секретов разработчики хранят молчание, но на текущий момент игроки нашли в игре, как минимум, два. Во-первых, это фирменный авторский чит, дающий бессмертие. А во-вторых, в игре есть тайная комната с дополнительной монетой. Однако найти и попасть в эту комнату будет не так-то просто. И кстати, если вам удастся собрать не 99 монет, как того требует сюжет, а получить ещё одну секретную, то вас ожидает несколько другая концовка.

Не смотря на тщательное тестирование игры перед выпуском, я сам лично столкнулся с двумя багами. Первый совсем незначительный – графический глюк на экране при определённых обстоятельствах. А вот второй оказался более серьёзным и заставил меня перепроходить игру с самого начала. Дело в том, что перед самым финалом выяснилось, что у меня из инвентаря исчезла одна монета и я не могу завершить игру, хотя собрал все доступные монеты. С аналогичной проблемой столкнулись, как минимум ещё два игрока. Также в результате нештатной ситуации, непредусмотренной разработчиками, одному из игроком удалось проникнуть в потайную комнату. Впрочем, авторы осведомлены об этих проблемах и обещали их устранить.

Часто бывает, что когда чего-то долго ждешь, то твои ожидания становятся сильно завышенными. И в итоге получив то, что ждал, ты разочаровываешься. Случилось ли то же самое с новыми приключениями Dizzy? Однозначно нет! Сообщество получило подарок в виде увлекательной игры с прекрасно прописанным сценарием, детально прорисованной и при этом цветной графикой и технически совершенным движком. К сожалению, как сообщили братья Оливер, данное приключение Диззи является заключительным. Но чем чёрт не шутит?
Моя оценка: 10 из 10

Сообщение форума