Важная информация
  • Обзор Wonderful Dizzy (2020)


    18 декабря 2020 года, ровно за неделю до католического Рождества, в мире Спектрума произошло событие, важность которого сложно переоценить. Спустя 26 лет после выхода последней официальной части приключений Диззи вышло продолжение – Wonderful Dizzy! Да, многие могут возразить, что за прошедшие годы на разных платформах вышел не один десяток приключений любимого героя. Но то были фанатские игры. Любители Диззи не могли смириться с тем, что приключения закончены и пытались своими силами как-то исправить ситуацию. Но здесь не тот случай! Здесь - полноценное продолжение от авторов оригинальной серии.


    Эндрю и Филип Оливеры

    К сожалению, последнее приключение Dizzy 7 на Спектруме вызывало слишком много нареканий у фанатов. И вот в 2017 году команда русскоязычных программистов и художников решила показать миру, каким на самом деле должно было быть это приключение. За основу была взята версия игры с платформы Amiga, где было больше диалогов и других деталей. Всё бережно заново было перенесено на ZX Spectrum. Полученный результат впечатлил не только многочисленных фанатов Диззи, но и авторов оригинальной серии – близнецов Эндрю и Филипа Оливеров (Andrew & Philip Oliver – the Oliver Twins). Я не знаю кто с кем договаривался, но в какой-то момент между братьями Оливер и командой разработчиков ремейка Dizzy 7 возникла договорённость о создании новой официальной части приключений Диззи. После анонса этой новости радости поклонников не было предела. Ещё бы! Не просто именитые гейм-дизайнеры, а создатели Диззи - Эндрю и Филип напишут сценарий и будут собственноручно контролировать выпуск игры на всех этапах. А команда разработчиков ремейка Dizzy 7 2017 года уже сумела на деле показать, какой результат они смогут предоставить. Впереди было три долгих года напряжённой разработки. Сообществу периодически показывали игровые экраны и анимацию, мелькала даже карта игрового мира. Всё это лишь подогревало интерес к игре. Точных дат сразу не называлось. Но в какой-то момент времени начала вырисовываться дата релиза игры – конец 2020 года. Многие предполагали, что игра выйдет к рождественским праздникам, однако в итоге всех поклонников порадовали аж на целую неделю раньше.


    Иллюстрация с сайта Yolkfolk

    В основу сюжета легла книга Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Русскоязычные читатели знакомы с героями этой истории в переложении Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Братья Оливер очень умело вписали жителей Желточного народа в волшебный мир страны Оз, где вместо Элли и Тотошки выступили сам Диззи и его домашний питомец Поги. Впрочем, и серебряные башмачки тоже перевоплотились в волшебные сапоги для Диззи. Среди героев легко узнаётся соня Дози, который здесь перевоплотился в Страшилу. Дензил стал Железным Дровосеком, а Дилан - Трусливым Львом. В процессе прохождения игры вы встретите также Дору и Дейзи, которые примерили на себя роли добрых волшебниц Юга и Севера, а также дедушку Диззи, который стал часовщиком. Но не только многочисленных родственников Диззи вы повстречаете в игре - игра изобилует и другими персонажами. Играйте и знакомьтесь с ними самостоятельно.


    В целом сюжет игры повторяет сюжет книги: домик Диззи в результате урагана приземлился в волшебной стране, придавив злую волшебницу, которую мы знаем как Бастинду. Однако её коллега по цеху, Гингема, забрала с собой Поги и собралась его съесть. В процессе игры, общаясь с персонажами, манипулируя различными предметами и решая головоломки, вам предстоит спасти Поги, дать Железному Дровосеку сердце, Льву - отваги, Страшиле - ума, и благополучно вернуться домой.


    "О... Это тааак цветасто, в стиле атрибутной графики низкого разрешения с ограниченной цветовой палитрой!"

    Игра вышла только на английском языке. Для некоторых игр понимание смысла написанного не является обязательным условием, однако это не тот случай. Если вы хотите пройти игру, то вам нужно либо знать английский язык, либо обложиться словарями. Игра просто изобилует диалогами. Диалоги остроумные, с изрядной долей юмора. Уже в самом начале игры в тексте обыгрывается специфичная графика Спектрума. А два охранника в Изумрудном городе спорят о том, что лучше: ZX Spectrum или Commodore 64. Есть здесь и загадки, которые задаёт вам персонаж оригинальной книги мистер Тинкер. Некоторые загадки основаны на игре английских слов, поэтому перевод на русский язык может оказаться затруднительным. Также сложность при переводе может вызвать и речь пирата, который говорит с особым пиратским акцентом. А так как пиратов у нас не было, то мы просто не знаем, как должны разговаривать настоящие пираты. Ещё одна сложность при переводе может возникнуть из-за чисто технического момента - нехватки памяти. Во-первых, в русском алфавите больше букв, чем в латинском. А во-вторых, фразы на русском языке в среднем на 35% длиннее английских. То есть потребуется дополнительная память и под недостающие символы, и под сам текст. А, как вы понимаете, вся память компьютера в игре использована до последнего байта и там просто не остаётся места для подобных излишеств. Тем не менее, авторы не исключают выхода игры с русским переводом, правда при этом не называют никаких сроков. Одно понятно, что если такая версия и будет выпущена, то произойдёт это не слишком скоро. Так что, если кто-то собирается ждать выхода русской версии игры, то лучшим вариантом будет всё-таки попытаться поиграть в эту игру со словарём.


    Конечно, первое, что бросается в глаза в игре – это графика. Она здесь просто потрясающая, и не идёт ни в какое сравнение с первыми играми серии. Над графикой усердно трудилась команда аж из семи художников. Это Дмитрий Пономарев (moroz1999), Олег Ориджин, Джаррод Бентли (Jarrod Bentley ), Александр Филянов (PheeL), Марко Антонио Дель Кампо (Marco Antonio Del Campo) и Пётр Граткиевич (Piotr ‘PIT’ Gratkiewicz). Каждый рисовал то, что у него получается лучше всего. И результат просто впечатляет! Сообщество хоть и было заранее подготовлено предыдущей игрой и уже опубликованными скриншотами, однако каждый раз попадая на новые локации я, например, не переставал удивляться тому, насколько всё выглядит потрясающе и неожиданно. К сожалению, из-за такой яркой и разнообразной графики я несколько раз не заметил и пропустил нужные предметы – для меня они просто сливались с общим окружением. Это оттянуло мой финал игры на добрых пару часов. Такого в предыдущих играх не наблюдалось. Помимо того, что графика стала значительно разнообразнее и цветастее, претерпел изменения и главный герой – он обзавёлся шляпой и рюкзаком.


    Герой на экране движется очень плавно. То же касается и всех стальных движущихся персонажей, и элементов оформления игрового экрана. В этом однозначная заслуга автора игрового движка и единственного программиста данного проекта Евгения Барского (Dr. Bars). Вы только задумайтесь, как Евгению удалось в 128 Кб вместить весь это игровой мир с его персонажами, графикой, текстом и музыкой и при этом сделать это настолько круто. Да сейчас любая самая мелкая картинка в Интернете занимает объём больший, чем вся игра!

    Автором музыки в игре выступил известный спектрумовский мелодист Сергей Косов, который многим известен по нику MmcM. Кто знаком с творчеством Сергея, то знает, что у него преобладают спокойные мелодичные темы. Вот и в этой игре узнаётся стиль Сергея. Вместе с тем музыка в игре незримым образом перекликается с мелодиями из предыдущих частей сериала. В силу ограниченной памяти в игре не так много мелодий, как хотелось бы. Я насчитал их только четыре, причём в процессе игры мелодия никак не меняется, то есть всё время вы будете играть под одну и ту же музыку. Тем не менее, за многочасовое прохождение игры у меня ни разу не возникло желания выключить звук – музыка не раздражала и не надоедала, органично влившись в волшебный мир Диззи. Однако, если по какой-то причине, вы не любите играть под музыку, то перед запуском игры в опциях у вас есть возможность выключить звуки и/или музыку.


    Говоря об управлении, стоит сказать, что его, как и звук, можно задать в игре только один раз перед началом игры. На выбор предлагается управление от Кемпстон или Синклер джойстика, либо вы сами можете назначить удобные для вас клавиши на клавиатуре. В целом, управление отзывчивое, однако я неоднократно ухитрялся падать в воду, теряя при этом жизнь, из-за того, что мой персонаж вовремя не подпрыгивал. Но я списываю это лишь на собственную неловкость.

    Игра получилась довольно продолжительной. Прохождение игры без подсказок может затянуться на 6 часов и даже более, если вы в каких-то местах будете «тупить». И даже если вы знаете куда применять тот или иной предмет, вы вряд ли уложитесь в один час. Поэтому очень жаль, что в игре не предусмотрено какой-либо возможности сохранить игровой процесс. Конечно, в современных условиях, когда в основном играют на эмуляторах, где можно сохраняться в любой момент времени, данная проблема остро не стоит, но если вы будете играть на реальном Спектруме, то вам будет необходимо пройти всю игру за раз – других вариантов нет.


    По поводу секретов разработчики хранят молчание, но на текущий момент игроки нашли в игре, как минимум, два. Во-первых, это фирменный авторский чит, дающий бессмертие. А во-вторых, в игре есть тайная комната с дополнительной монетой. Однако найти и попасть в эту комнату будет не так-то просто. И кстати, если вам удастся собрать не 99 монет, как того требует сюжет, а получить ещё одну секретную, то вас ожидает несколько другая концовка.



    Не смотря на тщательное тестирование игры перед выпуском, я сам лично столкнулся с двумя багами. Первый совсем незначительный – графический глюк на экране при определённых обстоятельствах. А вот второй оказался более серьёзным и заставил меня перепроходить игру с самого начала. Дело в том, что перед самым финалом выяснилось, что у меня из инвентаря исчезла одна монета и я не могу завершить игру, хотя собрал все доступные монеты. С аналогичной проблемой столкнулись, как минимум ещё два игрока. Также в результате нештатной ситуации, непредусмотренной разработчиками, одному из игроком удалось проникнуть в потайную комнату. Впрочем, авторы осведомлены об этих проблемах и обещали их устранить.


    Часто бывает, что когда чего-то долго ждешь, то твои ожидания становятся сильно завышенными. И в итоге получив то, что ждал, ты разочаровываешься. Случилось ли то же самое с новыми приключениями Dizzy? Однозначно нет! Сообщество получило подарок в виде увлекательной игры с прекрасно прописанным сценарием, детально прорисованной и при этом цветной графикой и технически совершенным движком. К сожалению, как сообщили братья Оливер, данное приключение Диззи является заключительным. Но чем чёрт не шутит?

    Моя оценка: 10 из 10



    Комментарии 36 Комментарии
    1. Аватар для Titus
      Titus -
      Конечно, первое, что бросается в глаза в игре – это графика. Она здесь просто потрясающая, и не идёт ни в какое сравнение с первыми играми серии.
      Я бы не сказал, что прям ни в какое сравнение не идет.
      В классических играх тоже очень хорошая графика, но этой игре безусловно уступает.

      По графике я бы отметил пару замечаний:
      1. Плохо смотрится стена пристани с цепями. Сплошная шахматная штриховка, да еще и с плохой стыковкой из-за зеркального отображения панелей - на фоне всей остальной графики смотрится не очень. Тоже самое касается шкафов в магазине на пристани.
      2. Тень на деревьях в лесу сделана так, что какие-то двери кажутся парящими в воздухе.



      На счет музыки - приятная, качественная, хотя и маловыразительная.
      И еще, в музыке встречается инструмент похожий по звуку на звук убавление энергии, что иногда может сбить с толку.
    1. Аватар для CityAceE
      CityAceE -
      Цитата Сообщение от Titus Посмотреть сообщение
      И еще, в музыке встречается инструмент похожий по звуку на звук убавление энергии, что иногда может сбить с толку.
      Да, я это тоже заменил. И меня это не раз напрягало
    1. Аватар для ^m00h^
      ^m00h^ -
      Музыка вообще никакая. В ранних Dizzy есть какой то свой шарм - в 4,5,6 частях музыка фентезийная, создающая атмосферу игры. А тут просто какая-то сценерическая попса (интересно как вообще Оливеры согласились с такой озвучкой ?) пока не поздно нужно переозвучить как подобает, иначе это просто провал.
    1. Аватар для newart
      newart -
      Про музыку соглашусь, самое слабое место в игре.

      И тут вина не Сережи конечно, будучи scene музыкантом, он сделал все что мог.

      Но игре нужен композитор, и на эту роль я вижу Kulor - современное воплощение Tim Follin, специализируется на саундтреках, умеет все чипы, может писать как "в стиле", так и выдавать собственные запоминающиеся мелодии. На спектруме он отметился в игре Carlos Michelis например.

      https://kulor.bandcamp.com/album/soundchip-salad
    1. Аватар для CityAceE
      CityAceE -
      Ну видите, сколько людей, столько и мнений. Всё очень субъективно. Кому-то нравится, кому-то нет. Я описал собственные ощущения.
    1. Аватар для mmcm
      mmcm -
    1. Аватар для goodboy
      goodboy -
      картинка кстати чуток отличается от показанных ранее вариантов, например слева от правого замка было солнце и жизней 5штук

    1. Аватар для drbars
      drbars -
      Смотрит издали дурак
      И бормочет: — Всё не так!

      И не так селедок ловят,
      И не так борщи готовят,

      И не так мосты мостят,
      И не так детей растят!

      Видят люди, слышат люди,
      Как дурак дела их судит,

      И подумывают так:
      «Что за умница дурак!»
    1. Аватар для Titus
      Titus -
      Цитата Сообщение от drbars Посмотреть сообщение
      Смотрит издали дурак
      И бормочет: — Всё не так!
      Вообще-то большинство замечаний в теме по существу. Зачем на них обижаться, и видеть происки неумелых дураков)
    1. Аватар для Lethargeek
      Lethargeek -
      впечатление, что игру несколько порезали по сравнению с первоначальными планами, оттого и замечания возникают
    1. Аватар для polikarpov76
      polikarpov76 -
      ой ну разумеется все дураки. И авторы оригинальных дизей дураки раз у них не было бесполезной разноцветной панели на треть экрана до провальной диззи 7.
      А если уж и делать панель, то авторы массы игр видимо дураки что сделали панель с предметами яркой и хорошо читаемой:
      Barbarian:

      Saboteur

      Sceptre of Bagdad

      2112 AD

      Equinox

      Ninja Spirit
    1. Аватар для goodboy
      goodboy -
      а так ли важно показывать несомые предметы на панели внизу и куда пропал важнейший этап оформления - рамка вокруг экрана ?
    1. Аватар для Titus
      Titus -
      Цитата Сообщение от goodboy Посмотреть сообщение
      важнейший этап оформления - рамка вокруг экрана ?
      А по мне, так рамка вокруг экрана вообще необязательна.
    1. Аватар для BCage
      BCage -
      I went crazy while playing for a couple of hours. This music gets boring very soon. Is it possible to add some key to switch music off/on in the game directly?
    1. Аватар для CityAceE
      CityAceE -
      Цитата Сообщение от goodboy Посмотреть сообщение
      куда пропал важнейший этап оформления - рамка вокруг экрана ?
      Цитата Сообщение от Titus Посмотреть сообщение
      рамка вокруг экрана вообще необязательна.
      Вот и получается, что как бы не поменять игру, то обязательно найдутся и те, кому изменения придутся по вкусу, и те, кому нет. Игра получилась такой, какой видели её авторы. Такая она есть и другой не будет. Это мы и оцениваем. По совокупности всех отзывов результат получится превосходным по всем параметрам. А придраться можно к чему угодно - было бы желание И уж, конечно, авторам гораздо приятнее читать позитивные отзывы, чем непрерывный поток того, что тут не так, и здесь не эдак. Ну а если уж так хочется покритиковать, то хотя бы начините со слов благодарности за то, что люди БЕСПЛАТНО трудились над игрой три года и ПОДАРИЛИ нам всем эту игровую жемчужину. А так, конечно, из-за постоянного критикантсва отсюда с форума поуходили практически все, кто что-то делает.
    1. Аватар для Titus
      Titus -
      Цитата Сообщение от CityAceE Посмотреть сообщение
      А так, конечно, из-за постоянного критикантсва отсюда с форума поуходили практически все, кто что-то делает.
      По моим наблюдениям, в основном поуходили те, кому критика или обсуждение каких-либо противоречий задело самомнение.

      - - - Добавлено - - -

      Цитата Сообщение от CityAceE Посмотреть сообщение
      А придраться можно к чему угодно
      Есть придирки, есть разница во вкусах (этому рамка нужна, а этому не обязательна), а есть некоторые замечания, с которыми солидарны почти все.

      - - - Добавлено - - -

      Цитата Сообщение от CityAceE Посмотреть сообщение
      благодарности за то, что люди БЕСПЛАТНО трудились над игрой три года и ПОДАРИЛИ нам всем эту игровую жемчужину
      За это все благодарят. Игра шикарная.
    1. Аватар для Enigmatic
      Enigmatic -
      Напишу свои впечатления.
      Сюжет
      Отличается от предыдущих спектрумовских -там была мешанина по английскому фольклору,здесь тематика целиком посвящена одной сказке (хотя любимый дракон тоже на месте).Подобное можно встретить в Wonderlаnd Dizzy для NES,посвященной Алисе в стране чудес.Не скажу,что "Страна ОЗ" у многих любимая сказка.Но ради шуток и речевых оборотов от братьев стоит того,чтобы выучить английский.
      ГраФОН
      Графон шикарен и сделан с любовью.Одинокий красный домик хоть сейчас в рамку и на стену.Белые домики похожи на украинские хатки,а тени в лесу имитируют задний план,прям как Fantastic Dizzy.Рамка диалогов приобрела свой прозрачный фон,видов облаков теперь два и все перерисованы.Лихо закрученные деревья придают атмосферу сказки.
      Камни,пол Вижу многим не нравится-слишком цветастый и местами неоднозначный.Мне он напоминает интерьеры игры Towdie.Что тут сказать? По мне - так слишком мало того самого заднего фона.Вот на скрине например,композиция с замком и тенями закончена и радует глаз,а на следующей локации те же деревья,но на черной пустоте,композиция выглядит незавершенной и неполной.

      Скрин

      [свернуть]

      Скрытый текст

      [свернуть]


      Спрайты С момента когда братья завершили свою последнюю 7ю часть на спектруме в 90-х,никто так и не научился делать нормальные спрайты героев и интерьера а-ля Диззи.Воровали из других игр,занимались гигантизмом как в "48 утюгов",рисовали кривых зверушек как в "Винни Пух",более близки к оригиналу я видел только пожалуй в Dizzy Age от наших авторов.
      Поэтому видеть новые спрайты,те самые, вызывает скупую слезу олдскульщика.
      Гемплей
      Значительный прогресс после прямолинейных похождений из прошлых частей.Хотя двери я начал ненавидеть после второй части Сеймоура,здесь разберется даже ребенок.Возможность хоть не зайти,но подергать за ручку дверь создает чувство открытого мира и более тесного взаимодействия с игрой.Предметы теперь видны снизу и не надо кликать постоянно меню (однако и перемещение курсора в меню теперь не циклично,что неудобно).В игре реализован фирменный "прыжок веры" через речку,придающий немножко адреналина,можно было отодвинуть берега чуть дальше
      Анимация думаю многие хотели бы увидеть шастающего Погги,как fantastic dizzy,здесь анимации полно,хотя на эмуляторе немного притормаживает из-за неё.
      Музыка
      Музыка - как все треки MmcM впечатляют,однако соглашусь с предыдущим мнением,по сравнению с 4,5,6 частями она не запоминается.Может если бы я услышал её в детстве я бы имел иное мнение?
      Заставка Не буду врать,главная заставка (где они все скопом стоят) мне не нравится и ИМХО уступает заставке 7-й (новой) части.
      А вот где Диззик стоит на фоне Изумрудного города - очень даже классная,напомнило первую часть.Никакие ассоциации с кактусами и мочеиспусканиями у меня не возникло,как у некоторых
    1. Аватар для Titus
      Titus -
      Цитата Сообщение от Enigmatic Посмотреть сообщение
      Погги,как fantastic dizzy,здесь анимации полно,хотя на эмуляторе немного притормаживает из-за неё.
      При чем тут эмулятор?
      Во всех нормальных эмуляторах на нормальных машинах ничего не притормаживает.
    1. Аватар для CityAceE
      CityAceE -
      Цитата Сообщение от goodboy Посмотреть сообщение
      слева от правого замка было солнце и жизней 5штук
      Любопытно, что даже в трейлере игры всё ещё фигурирует 5 жизней, хотя солнца уже нет. Видимо, количество жизней сократили в самый последний момент.
    1. Аватар для Lethargeek
      Lethargeek -
      Цитата Сообщение от goodboy Посмотреть сообщение
      а так ли важно показывать несомые предметы на панели внизу
      можно на панели вверху показывать)) кстати, видно их нормально, не надо грязи

      Цитата Сообщение от goodboy Посмотреть сообщение
      куда пропал важнейший этап оформления - рамка вокруг экрана ?
      видать, пала жертвой оптимизации, проще графику прокачивать без неё

      - - - Добавлено - - -

      Цитата Сообщение от Enigmatic Посмотреть сообщение
      Графон шикарен и сделан с любовью.Одинокий красный домик хоть сейчас в рамку и на стену.Белые домики похожи на украинские хатки,а тени в лесу имитируют задний план,прям как Fantastic Dizzy.Рамка диалогов приобрела свой прозрачный фон,видов облаков теперь два и все перерисованы.Лихо закрученные деревья придают атмосферу сказки.
      мне корявые деревья тоже понравились, а еще шикарная земля и мелкая растительность в тёмнолесье

      - - - Добавлено - - -

      музыка не сказать чтобы прям плохая, но в седьмом ремейке была получше, и разная
  • Yandex.Direct

  • ZX Banner Ring

  • ВКонтакте