Sega NAOMI на ZX-PK.
Всем привет!
Было мне скучно и прикупил себе на барахолке SEGA NAOMI с некоторым обвесом.
А именно: с кариком DOA, платой ввода JVS от Capcom и главное - NETDIMM модулем!
Попутно докупил Supergun на четырёх игроков и ржавую "малину" с USB WIFI "свистком" для загрузки игор с сотика...
А теперь подробнее об сабже :
N.A.O.M.I. (New Arcade Operation Machine Idea) - это аркадный автомат на базе расширенного Dreamcast, разница между ними в том, что Наоми имеет больше памяти (CPU, VIDEO, SOUND); работает с картриджей, а не с дисков и имеет иные порты ввода-вывода.
Сама :
Вместе с кариком :
Карики огромные сами по себе :
Разъёмы тоже впечатляют :
Плата I/O (JVS стандарта) :
Загрузчик ыгор на "малине" :
Плата переходник на "человеческие джойстики" вместо JAMMA и ПАЛкодер :
И "классический" джопстег :
Как это всё работает :
Наоми крутит игры с катриждей и практически не имеет "длинных" загрузок. Картинка примерно такая-же, что и на дримке, кроме игр с большим скролом и быстрой сменой фонов - у Наоми при таком раскладе изображение лучше. Графику она выдаёт на VGA разъём, но в зависимости от установки джамперов, картинка генерируется на 15 кгц или 31 кгц, тоесть или на телек (RGB), или на любой VGA монитор (640*480). Звук выходит с простых тюльпанов (стерео), а управление (аналоговое и дискретное) поступает с платы IO стандарта JVS - он используется во многих аркадных системах от Намко, Капком, Нинтендо и даже Микрософта. К разъёму на плате интерфейсов можно даже подключить пад от Дримкаста к шине "Maple-bus", но работать он будет только в десятке игр, а не во всех...
Плата JVS подключается кабелем типа USB(A)-USB(B) "от принтера" , но это только разъёмы такого формата, по ним обмен идёт по протоколу RS485 (+5v, 0v, A, B).
Питаеться Сега может от модифицированного простого АТХ питальника - её надо +3,3в (10а), +5в (10а), +12в(5а) , хотя ей хватает гораздо меньших мощностей. Модификация состоит в применённых разъёмах - я такие нашёл только в Англии, под заказ - вот жду уже месяц, а пока подключил на простые подрезанные контакты от АТ питателя (не знаю как лучше их описать - самопал, но контачат надёжно).
Сами "кнопки" подключаются в JVS через классическую JAMMA гребёнку, от него-же она и питается и заодно на Капкомовской версии на борту установлен преобразователь с джамовских +12в на 3,3в (мало точный), которого должно хватить на питание материнки Наоми с простым РОМ-картриджем при подключении питающим спецкабелем к материнке(более крутую переферию она с таким питанием не потянет - нужно использовать отдельный вход питания материнки на плате интерфейсов).
Вот а к JAMMA гребёнке у меня подключен Суперган от Sergi, который позволяет избавиться от ворохи проводов до кнопок и позволяет подключать простой телек с RCA тюльпанами : Видео, Звук левый, Звук правый. На сам суперган подаётся питание от обычного Молекс разъёма 5,25" диска (+12в, +5в), которое кормит JVS и если мамка работает с кариком, то можно и её запитать набортными средствами платы I/O.
Плата интерфейсов :
Разъём питания от JVS :
Теперь значит про саму загрузку :
1) С картриджами всё ясно - воткнул, запустил, играй. Но это дорого, редко и габаритно, причём не все тайтлы выходили на ROM-ах.
2) Другой вариант - DIMM модуль с приводом GDROM (стандарт как в Дримкасте) : тут игры на дисках, которые при поверапе считываются полностью в DIMM модуль. У него внутри реально SDRAM модуль DIMM памяти который, после записи в него образа игры, тестится и "прикидывается" картриджем . Но образ на диске зашифрован, а расшифровывается он при записи в DIMM специальным криптографическим чипом "PIC" чипом, который привязан к конкретному образу и если надо сменить игру, то ПИК тоже надо вставлять от соответствующей игры.
3) Самый интересный вариант это NETDIMM - это тоже модуль с SDRAM на борту, прикидывающийся картриджем, но загружающийся по сети (обычный TCP/IP по Ethernet) с диспетчерского компа (хоста). Данные тоже шифрованные, но к счастью метод шифрования вскрыли, реверснули и все образы есть в расшифрованном виде. Но здесь есть подводный камень : нельзя надолго отключать "раздающий хост" т.к. он опрашивает NETDIMM с некоторой переодичностью и если за минуту связь не наладилась, то Наоми вывалится в бут с ошибкой "шлюз отвалился". Поэтому программа заливающая образы должна постоянно "пинговать" карик. Чтобы не морочиться с "пингом" в NETDIMM ставят так называемый ZEROPIC который избавляет от необходимости постоянного опроса шлюза и после загрузки игры хост можно вообще отлючать, но не отключать сам аппаратный линк, а то всёравно НетДимм ругнётся. Этот самый "ЗероПик" прикидывается родным "пиком" но с "нулевым" шифрованием (тоесть не имеющим его вообще), позволяющим передавать уже расшифрованные образы, ни к чему не привязанные. Этот способ самый "желанный" и удобный, но NETDIMM стоит с саму Наоми и их совсем не просто достать - раз в месяц на ебее по 17 тыр за штуку пробегают + доставка ещё = выходит дороже самой Наоми
4) Экзотика ! Даже в простой Димм можно вместо ГДРОМа вставить переходник на CF карту и с самой последней прошивкой его биоса можно грузиться с карточек вместо дисков! Работает только на определённых типах и видах карточек, записывается образ на карту не как файл, а размазывается прогами типа "w32diskimager" - одна карта = одна игра.
Крупным планом NETDIMM, в панельке установлен ZEROPIC :
У меня NETDIMM , но с ним тоже присутствует "колдунство" !
Загружать игры в сегу можно тремя распостранёнными (и не очень) способами:
1) С обычного ПК через Python скрипт (python loader.py my-game.bin). После того как Наоми прогрелась, потестила свою память, грузанула биос NetDimm-а, то она начинает ожидать загрузку в неё образа игры. С компа запускается этот скрипт, он запускает процедуру загрузку наоми, перезагружает её экран приветствия, доводит загрузку до конца и зацикливается на "вечный пинг" со стороны шлюза. Если установлен ЗероПик, то скрипт можно закрывать после загрузки. Наоми ребутнётся в режим проверки целосности образа а потом ещё раз ребутнётся на экран приветствия и уже запустит саму игру до выключения или до следующей загрузки. К статии не все игры позволяют загрузить следующую без выхода в тестовое меню (хинт). (это самый распостранённый метод)
3) С микрокомпа Raspberry Pi - на карту распаковывается спецобраз, на разде FAT в в папку ROM скидываются обзазы игр, в разъём расширения вставляется шилд с лцд индикатором 2*20 символов + 5 тактовых кнопок (от адафрукт). После загрузки малины на экране вылезет приветствие и появится список игр на карте, нажав "селект" загружаем игру в Сегу. Скрипт "из коробки" расчитан на присутствие в Нет-Диме Зеро-Пика, если его нет, то можно пофиксить скрипт 5-ю строчками *****кода, который зацикливает на опросе нажатия кнопки "селект" и по нажатии - выходит в основное меню загрузчика ... (патч *****кодом - мой). (Это менее распостранённый метод)
3) С микрокомпа Raspberry Pi - на карту распаковывается спецобраз, на разде FAT в в папку ROM скидываются обзазы игр, в ЮСБ втыкается WIFI свисток (работают совсем не все модели - есть списор поддерживаемых, потом объясню), а Езернет подключается кросскабелем в НетДимм. Плюсы невероятные - малина запускает Вайфай точку доступа , одключившись к которой и зайдя с любого устройства (с сотика например) на любую вэб-страницу, попадаем на список найденых образов игр с карты вместе с "иконками" или скриншотами игр. Нажимаем на любую понравившуюсю игру и малина её загружает в Наоми в один клик! Сотик сам в загрузке не учавствует - только запускает программу на самой малине. (Этот метод самы редкий из-за костылей со свистком). Костыли тут какие - сервис для создания точки доступа (HOSTAPD) работает только с нет-гировскими карточками, для других свистков надо искать "драйвер".
Вобщем малину можно просто настроить на загрузку образов с ЮСБ флешки, чтоб не морочиться с SD картой, но на Наоми отнють не во все игры получится поиграть из-за анологового управления и спецприблуд, типа светового пистолета и эти ромы можно не сувать на карту ...
Хотя подключить всю эту переферию можно с помощью паяльника ( ) : световой пистолет подойдёт хоть от денди с небольшой переделкой + нужен ЭЛТ телек. Аналоговый пулемёт состоит из двух потенциометров на 10кОм подключенных между 0 и +5в к аналоговым входам платы IO (JVS) и курка. Всякие вибры также подключаются к JVS. Непонятны только принципы удочки и самурайского меча . Ну а многокабинетные автоматы (на 5 материнок с 5-ю мониторами) были уж слишком экзотичны и в расчёт не берутся, хотя может быть и запустяться даже . Объединяются кстатии автоматы через оптический линк кабель на плате интерфейсов материнки.
Пара слов о ЗероПике : он представляет собой простой pic16f628a, прошитый хексом . Оцените - в сети лежит только асм прошивки, а хекс никто не выкладывает т.к. микруха в магазе стоит 150руб, а прошитый пик "европейцы" продают уже за 50$ + доставка Милота-же! Компилируется прошивка простым MPASMWIN ассемблером, а все "фьюзы" уже в асме указаны и ошибиться невозможно.
Ещё про малину - у меня в ней установлен понижающий стаб на 5 вольт с током 2а. Поставил потому, что у моего БП на выходже по 5 вольтам висит 4,85в всего, а малина очень капризна к питанию. Выяснил про такой завал уже когда все провода заменил, оконцевал и подключил... Менять не стал, т.к. Наоми хватает и такого, ана малину прицепил такой "костыль" , ну ничего - он не греется зато...
Ну вроде всё - что хотел написал, если что - пишите...
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка: