Подскажите пожалуйста. Решил ознакомится со 128 бейсиком. Чем он отличается от 48-го? Я думаю не только вводом комманд. Если есть какая нибудь инфа по 128-му бейсику было - бы интересно.
Вид для печати
Подскажите пожалуйста. Решил ознакомится со 128 бейсиком. Чем он отличается от 48-го? Я думаю не только вводом комманд. Если есть какая нибудь инфа по 128-му бейсику было - бы интересно.
Есть 2 доп команды
Spectrum и Play
есть рамдиск
SAVE! "filename"
LOAD! "filename"
пока все :)
Там еще 'горячие клавиши' есть.
Типа 'на слово вправо', 'в начало строки' и т.д.
В Ревю писалось.
На виртуальном TR-DOS книга "110. Диалекты Бейсика для ZX-Spectrum - Питер'92".
Описан Бейсик 128, меню, экранный редактор, новые операторы, электронный диск и т.д.
Системные переменные и распределение памяти описаны в книжке "79. ZX-Spectrum & TR-DOS для пользователей и программистов - А.Ларченко, Н.Родионов'94."
Поскольку под две новые команды задействованы два токена псевдографики "S" и "Т" при запуске 48 бейсик программ в 128 редакторе, вместо этих символов будут писаться команды.
Для работы с файлами на RAM диске есть еще две команды:
CAT! - вывод каталога
ERASE! "filename" [typefile] - удаление файла
Я вот всегда поражался. ROM для машин 16 и 48к датируется 82 годом. ROM для 128k машин - 86 годом. За 4 года Синклер не смог предложить потребителям ничего большего чем оператор PLAY и нафиг никому не нужный RAM-диск. Даже никакого намека на поддержку верхней памяти нет (а это собственно главная фишка новой модели). Редактор по моему субъективному впечатлению в 128 модели даже хуже чем в 48ом. Короче ничего существенного с момента выпуска 48-ой машины Синклером сделано не было. Допустим действительно сэру Клайву было пофиг на Спектрум и для него это был просто один из способов доминировать на рынке хотя бы в какой то области. Но о чем думали сотрудники Синклера, его исполнительные директора и менеджеры... За четыре года практически нулевое развитие. В таких условиях конечно крах был предрешен.
А причем тут Синклер?
128 модель разрабатывали испанцы
SoftLight, прогресс не всегда синоним развития.. иногда, он ведет к деградации!
Вас ведь не смущает "недоинтерфейс" tr-dos, редактор 128 бейсика для спектрума, тоже доволно спорное "улучшение". На мой взгляд, не более, чем попытка походить на "серьезные" машинки, где работа на языках высокого уровня, была реализована похожим образом.
А разве опереаторы чтения/записи/удаления и дополнительный порт/сист. переменная не является явной поддержкой "расширенной" памяти. Если имеется ввиду дествительно управление памятью сверх 65535, как на РС, то тут МП z80 явно идет лесом.
Вероятно, целью анонсирования 128 модели, являлось, получения профита, как и по сей день, "проталкивание" новых разработок, за счет рекламы и грамотного пиара.
---------- Post added at 18:22 ---------- Previous post was at 18:18 ----------
В те времена обычный пользователь, вероятно, слабо представлял на кой ему 128Кб, но с помощью рекламы ему втолковывали, что это круто, а у кого такого нет - тот чмо и неудачник. ;)
вроде как Инвестроника только локализовывала машину. Conan лучше знает. Но я думаю просто уже сразу после выпуска Спектрума Синклер не планировал развивать эту модель. Ему хотелось создать бизнес-компьютер для малого бизнеса, а не развивать игровой учебный. Ну а TR-DOS, всевозможные мультфейсы - это вообще разработки компаний-прилипал. Это скорее аналогично продаже чипованных приставок нежели похоже на серьезные доработки. Для сэра Клайва наверное было бы парадоксально узнать что именно игровой компьютер с 'хакнутой' dos стал так популярен у нас. А вот QL никто у нас толком и не видел :)
Все программисты работают с 48 бейсиком,он и быстрее по вводу команд,и не использует дополнительные страницы ОЗУ.
А дополнительные операторы типа play хороши только школьникам,потому-что play использует чисто тоновые звуки сопроцессора.
Я пишу всегда на 128 так как долго писать вспоминая расположение команд на клавишах тем более писиш ных!
Да всё нормально вспоминается)
48 бейсик рулит))
Почему же в бейсике указывается играть шум,тон или их смесь буквой m в play
Немного поработал со 128 бейсиком, разница ощущается. Как по мне со 128 бейсиком показалось удобнее работать чем с 48-м.
Электронный диск - хорошо, а может, и нет. А как сохранить набранную программу на физическую дискету? По команде SAVE он мне предлагает включить магнитофон... Нет уж, спасибо, навключался в своё время. Или для этого есть дисковый Бейсик? Или потом выходить в TR-DOS и копировать файл?
Может ли 128-Бейсик сохранять программы в виде простого текста? И, соответственно, грузить их. Это вопрос переноса бейсик-программ с других архитектур на zx и, возможно, обратно.
Возможно вместо 128 бейсика лучше прошивать и использовать BASIC от BBCmicro, переработанный под архитектуру ZXspectrum для зашивки в ПЗУ.
Всё получилось. Оказывается, команды LOAD и SAVE можно вводить в TR-DOS, и они загружают/сохраняют бейсик-программу. То есть, здесь Бейсик и ОС тесно интегрированы. Плохо, что при повторном сохранении программы с тем же именем система пишет File exist и не хочет его перезаписывать.
Существует ли какой-нибудь конвертер из ТХТ в <B> и обратно? Мне надо адаптировать под 128-Бейсик программу, сделанную, например, в Q-Basic. Не хочется набивать её заново. И обратно: например, разместить на форуме листинг программы.
Как в 128-Бейсике писать по-русски?
Не вводится строка типа LINE(0,0)-(100,100),3. Что я делаю не так? Вроде, во всех бейсиках синтаксис данного оператора одинаковый, а тут никак. В инструкциях я что-то ничего не нахожу про оператор LINE.
на машинах с кэшем/отключением ПЗУ можно его просто грузить в нижнее окно.
И, кстати, если писать на PC на бейсике - есть смысл посмотреть на борель бейсик - он компилируется и под него есть библиотечки для работы со спрайтами и т.д.
Какую-нибудь игрулю можно даже запилить.
Arix, если столько вопросов по спектрум-бейсику, может лучше какую-нибудь книжку почитать по нему? Там ответы на многие вопросы. Конвертер может и существует, но, Q-Basic, как мы уже выяснили на примере LINE, может сильно отличаться от zx-бейсика. Есть BASin C , это редактор zx-бейсика под винду, может поможет. Взломай любую русскую бейсик-игрушку и поймёшь как сделать русский шрифт, "искаропки" русского естественно там нет, там вообще никакого нет кроме английского.
На самом деле русский шрифт сделать достаточно легко и есть 2 пути:
1. UDG определить в них те символы, которых нет в английском языке
2. Нарисовать шрифт в какой-нибудь арт-студии заменив маленькие буквы на русские и писать все капсом.
Шрифт грузится, как обычный кодовый блок и переопределяется значение переменной по адресу #5c36(23606) на адрес нового шрифта. Как это сделать - есть во всяких zx ревю и т.д.
nihirash, это слишком муторно, проще вытащить готовый шрифт из любой игрушки. Я свой первый шрифт вытащил из игрушки "император", poke 23607, 249 - и дело в шляпе :)
В программе, пишете, конструкцию типа:
BORDER USR 15619: REM: ERASE "filename"
BORDER USR 15619: REM: SAVE "filename" (LINE n, если нужен автостарт программы).
Вызывая эти две строчки по мере надобности, можно перезаписывать программу на дискете, сколько влезет. Или, пока не протрете дискету насквозь.
- - - Добавлено - - -
ZX_NOVOSIB, неправда ваша. Некоторые спектрум-клоны, таки имели зашитый в них русский переключаемый шрифт. Путем, потери некторой совместимости, конечно.
null_device, правда моя. На кой нам сейчас вспоминать что у кого было зашито? Даже в 90-ые люди старались делать программы максимально универсальными, т.е. рабочими на любом zx-клоне. А уж сейчас и подавно так делается.
Ну да. Был на моем Форуме встроенный. Интересно, был бы я рад, если бы написал программу с его использование, и увидел, как она работает на любом другом клоне? Поэтому такой русский, он как бы вроде бы и есть, но при этом не очень.
ZX_NOVOSIB, речь шла лишь от том, что было такое. Не в фирменных машинах, правда, и тем не менее. ;)
Black Cat / Era CG, я впервые столкнулся с проблемой такой "русификализации", когда мне принес свою самописную программу на бейсике приятель (у него была 48К Дельта-С). У него она отображалась и работала нормально, а у меня все сообщения и листинг превращался в мешанину из латинских букв и токенов команд MOVE, ERASE. :D
В спеке нет как таковой операционки. И это огромный минус.
Если бы проектирование шло на современном уровне - то был бы реализованы системные вызовы (через то же RST10) с возможностью их легального перехвата.
Был бы описан интерфейс расширения бейсика.
И так далее.
IM2 тоже можно было бы легально перехватывать, как и NMI...
Тогда в ПЗУ можно было бы исправлять ошибки и модифицировать функции, не опасаясь, что кто-то обратится неведомо куда и неведомо зачем.
Но жадность Синклера помешала... Увы.
Это зависит от знания клавиатуры ZX Spectrum. В Basic 128 есть свои фишки, например из него удобно уйти в Basic 48 через USR 0 или в TR-DOS через USR 15616. :v2_dizzy_snowball:
Из Basic 48 в TR-DOS через USR не уйдёшь, надо набирать RUN USR. Правда это нажатие 3 кнопок: R, EXT, L
Также, Basic 128 не поддерживает ввод цветного текста, что м.б. ощутимым минусом, а сделать чтобы его "вытошнило" ещё проще чем для Basic 48.
Специально для для пользователей эмуляторов и энтузиастов платформы: Клавиатура ZX Spectrum за 10 минут!
Разумеется. Это ровно те же 3 клавиши: P, EXT, L (если есть клавиша Ext. mode).
Находясь в Basic 128 можно ограничиться ОДНИМ только ключевым словом USR.
Правда только для выхода в TR-DOS или Basic 48.
Для вызова TR-DOS оператор перед USR всё равно придётся вводить.
Типа: LIST USR 15619:REM:LIST
aGGreSSor, нажатие трёх клавиш для набора только оператора USR, сводит на нет всё "удобство", такого способа ввода.
Это констатация факта. При прочих равных, набор программы побуквенно, сомнительное удовольствие. Имел такой опыт с диалектами ЯВУ не только на спектруме.
это вкусовщина и утковщина, а по факту проще выучить расположение букв, что не только на спектруме пригодится, чем учить и те же буквы, и кучу токенов
просто кнопки на первых спеках и предшественниках были дрянью, и набирать медленно по токенам получалось чуть быстрее, чем на тех же кнопках по буквам
Lethargeek, мне это нисколько не мешало набирать программы токенами тогда. Как и набивать тексты слепым методом.
Чистой воды имхо: на спектрум-бейсике, программы удобней набирать именно в 48к режиме. Скорость и максимальное исключение ошибки синтаксиса команд. А 128к режим, в этом плане довольно сырой и тормознутый.