Вы можете просмотреть страницу http://zx-pk.ru/content.php?r=136-Ve...tcveta-i-zvuka
Вид для печати
Вы можете просмотреть страницу http://zx-pk.ru/content.php?r=136-Ve...tcveta-i-zvuka
Так retropc.org - Ваш сайт?
Отличная статья. На мой взгляд, лучшая из представленных.
Мощно!
Вопросы:
как с демосценой на векторе?
сколько игр было выпущено?
есть ли коллекция музыки, плееры и трекеры для ВИ3 на ПЦ?
p.s. В статье напрягло форматирование, слишком большие обзацы.
Очень много уделено внимания быстродействию и графике, но на деле оно так и не показано.
Скажем в виде гифок или ютуба 50fps.
И нет ни одного perfeсt pixel скриншота, все плывут по размеру и сжатию.
- - - Добавлено - - -
Были ли клоны вектора? (в другом корпусе, выпускавшиеся какими-нибудь кооперативами)
Сколько примерно было выпущено Векторов?
Сколько он стоил по сравнению со Cпектрумом и БК?
Спасибо, прикольная статья. Про комп я понял что вектор опупеть какой мощный, как амига или даже больше, только болел в детстве, и писали для него одни идиоты, которые в отличие от автора не умели стеком. Ну а коли бы не эти недоразумения то уж точно сейчас сидели бы все на вектор-совместимых, вместо IBM-PC :) Сори за сарказм, но подобные проблемы были у всех без исключения платформ, тут сам вектор не при чем. Если выкинуть измышления по коду будет отличная обзорная статья, в качестве которой она и воспринимается. Еще раз спасибо!
- - - Добавлено - - -
Это на каком языке, простите?Цитата:
Сообщение от CityAceE
Как-то не люблю отечественные компьютеры (так уж повелось), но статья сильная и очень интересная.
Спасибо.
Демки есть, но относительно "Спектрума" — очень простые и в ничтожном количестве. См. https://www.youtube.com/playlist?lis...YUfwc4W9i4cGss.
Игр в кодах сейчас известно порядка 400 + естественно, большая куча на Бейсике (и неплохих по меркам Бейсика). Уровень игр очень разный, самые лучшие — порты с MSX, "Спектрума" и IBM PC, а также подражания им. Сложных по графике и сюжету почти нет.
Коллекции музыки, плейеры и т.д. для ВИ53, а также другие программы и материалы по "Вектору" можно найти в картотеке ПО для него: http://asdasd.rpg.fi/~svo/scalar/categories/. Если под ПЦ подразумевается IBM PC, то я не в курсе.
Про быстродействие в статье написано немало (и даже есть кое-какие сравнения с другими ПК), но более подробные сравнения хотелось бы написать в следующей части (правда, мне пока не очень ясно, как сравнивать, например с тем же "Спектрумом", для которого даже трудно найти инфу о реальном торможении и эффективной тактовой частоте). И вообще это тема вполне отдельная и большая.
Примеров игр в ютубе полно (но не 50 fps, конечно): см., к примеру, https://www.youtube.com/playlist?lis...BvhAKlph4cdk9v
Скриншоты по возможности делались классическим эмулятором Virtual Vector, и они вполне адекватно передают реальную графику "Вектора" (сильно искажён только Death Fight, взятый из видеоролика). А насчёт точной передачи пикселей здесь всё не так просто — это же не "Спектрум", у "Вектора" пикселы не квадратные (разрешение-то 256х256, пропорции точки порядка 1,2-1.3 к 1), и при пересчёте в квадратные точки ПК с сохранением пропорций картинки точность в любом случае немного нарушается.
Про клоны я пока подробно не написал, были известные аналоги, упомянутые в статье — "Вектор Старт 1200" (практически точная копия первого варианта "Вектора" – с выбором фиксированных палитр через специальное ПЗУ вместо программирования палитры в статическом ОЗУ), «Криста-2» (непонятно зачем, но у него и частота меньше, и палитра вообще одна), ну и очень крутой ПК-6128Ц (о нём есть абзац в статье). Кустарных (кооперативных) и самодельных «Векторов» я никогда не видел – это была сфера для более простых или раскрученных в прессе ПК: РК, «Специалиста», «Спектрума» и т.д.
Количество выпущенных «Векторов» — очень приблизительно порядка 100 тысяч (никаких точных объёмов выпуска я не встречал; здесь сложность ещё и в том, что делались разными заводами).
Цена есть в таблице параметров: 750 руб. (промышленные спектрумы были заметно дороже — от 900 до 1500 рублей (часто 1000-1200), БК-0010 и 0010-01 были подешевле 600-650 (некоторые БК-0010-01 стоили 750).
Честно говоря удивлен. Таки теперь есть в конкурсе хорошая статья.
есть, правда, некоторые вопросы к структуре статьи (я, например, не понял чем раздел "Графика" отличается от раздела про мифы).
Ну и явное ощущение что это только первая часть статьи немного портит картину, так как многие вопросы (периферия, софт и т.д.) совсем не раскрыты. Наверное, в этом случае имело бы смысл опубликовать пока только часть, например, "Особенности графики Вектора" или еще что-то в таком ключе. Всё-таки в статье хочется видеть законченность мысли, видеть введение и заключение, а продолжение в следующих сериях (типа автор пока больше не осилил) больше соотвестует сценарию сериала ;-)
я гляжу, у vladtru новый фаворит - самый "многоплановый" домашний компьютер в мире!! :D
грамотный термин для такой структуры видеопамяти - "планарная"
и не стоит допускать уродливых мутантов вроде "[битовых] планов"
тут уж или коротко "битпланов", или по-русски "[битовых] плоскостей"
- - - Добавлено - - -
да ну?Цитата:
Сообщение от vladtru
но с торможением всё очень неоднозначноКод:ld sp,hl
push de
inc h
ld sp,hl
push bc
inc h
...
PROFIT!
Вопрос не понял, но на всякий случай извинюсь: на "Спектруме" не программировал 25 лет, тонкости уже плохо помню (поэтому, например, и не стал пока углубляться в копирование стеком на Z80 и т.п.). Однако при написании статьи не раз смотрел на таблицу команд Z80 и читал какие-то материалы по этому процессору.
Сарказм по поводу советских ПК, к сожалению, для многих привычен, но в данном случае тоже не очень-то понятен: ничем "Вектор" в детстве не болел (или вы о том, что он не сразу попал в серию? Так он и ждал-то не так уж долго по советским меркам)), программы для него писали, естественно, разные люди (и многие из них, безусловно, не хуже нас знали про стек :)), как и на всех остальных ПК; выпускался он в немалом (опять же по нашим тогдашним меркам) количестве и не один год прочно занимал свою почётную нишу самого крутого советского домашнего ПК, причём был одним из самых массовых. Так что никакой трагедии (или комедии) я тут не вижу: просто отличный компьютер с очень даже удачной судьбой. Схожесть проблем у программистов на разных ПК, безусловно, присутствовала, но я достаточно подробно рассказал как раз о том, чем же «Вектор» отличался от многих других популярных ПК.
- - - Добавлено - - -
Спасибо за похвалу. И я раньше относился к нашим ПК несколько пренебрежительно (так уж нас приучили ещё в советские годы — всё западное считалось крутым и современным, а всё своё — отсталым и вторичным; хотя, причём здесь советские годы — так было, наверное, ещё со времён Петра I-го :)). Однако и у нас были в 80-х вполне приличные и интересные ПК — просто мы о них очень плохо знаем. Да и главные западные «хиты» оказались вовсе не такими крутыми: недостатков у них полно.
Очень классная и проработанная статья!
Статья, (откровенно), удивила. Много технических подробностей, достаточно и популярно рассказано о Векторе. Неплохо и подробно, (для любого обывателя), изложена архитектура этого компьютера. Можно только позавидовать и очень бы хотелось, если статьи такого рода появились об основных клонах ZX Spectrum - совместимых, или иных платформах, о которых есть темы и разделы на форуме. Статье уверенно Отлично!
Спасибо за положительный отзыв. Это действительно не всё, что я хотел написать о «Векторе» — сначала планировал охватить и остальные важные моменты, но, во-первых, элементарно не хватило времени, а во-вторых — статья итак получилась огромная (с картинками и таблицами больше 40 страниц в Ворде), так что я посчитал благоразумным остановиться пока на особенностях графики и звука (что как раз соответствует и названию статьи).
- - - Добавлено - - -
Рад, что вы озаботились чистотой русского языка и единством терминологии. Поскольку термин этот используется нечасто и не так чтобы уж совсем общепринят, то я позволил себе применить всё же более значимое и менее «технарское» слово «многоплановая» (или «4-плановая») вместо мало о чём говорящего «планарная» (т.е. плоскостная). Хотя, в принципе, можно иногда использовать и «планарная», почему бы и нет. По поводу остальных ваших мелких терминологических замечаний скажу аналогично: я стараюсь использовать либо обычные отечественные термины (если они есть), либо какие-то достаточно понятные и значимые слова, а не просто кальки с английских терминов. Кроме того, при написании длинных и подробных текстов приходится нередко использовать и синонимы (планы, плоскости, можно даже «слои»).
А я вам, в свою очередь, могу посоветовать не использовать в подобных случаях междометия типа «да ну», «ну да» и т.д. — вместо этого есть более вежливые и точные русские слова: например, «здесь я с вами не согласен, я думаю так-то и так-то».
И к чему этот пример с PUSH — вместо 11 тактов на байт 10,5?
- - - Добавлено - - -
Спасибо! Сам не ожидал, но получилась прямо ода "Вектору" :). Причём абсолютно заслуженная. Наверняка есть и другие интересные ПК, о которых их поклонники или разработчики программ могут написать что-то подобное (ПК8000, "Львов", "Орион", "Корвет", ДВК, IBM-совместимые и т.д.). Вот была хорошая статья о БК - тоже один из самых уникальных наших ПК. Аналоги "Спектрума" также были чрезвычайно интересными — ATM, Profi, Pentagon, Scorpion и т.д. (да и более простые, но с поддержкой СР/М, дополнительных графических режимов и т.д. тоже очень любопытны).
сплошь и рядом применялся в литературе, в отличие от "многоплановой" отсебятины
"план" вместо "плоскости" и есть бессмысленная калька с английского, создающая еще и путаницу с другим словом
не вежливость, а пресный и унылый канцелярит, а "да ну" - живая русская речь :p
к тому, что в статье неверное утверждение
вообще не стоило настолько вдаваться мелочи, получилось как-то сумбурно
просто указать на выгоду от инкремента по вертикали для восьмиразрядных процессоров
(включая автоинкременты стековых операций) по сравнению с универсальным сложением
и как можно было тут забыть о ВЕКТОРНОЙ графике? ;)
так-то неплохая статья...
Спасибо за очень познавательную статью! Единственный для меня минус - чуть суховато написано, но все равно очень качественно.
Лучшая статья, ИМХО.
Интересно, но чуть суховато, да.
Спасибо!
Вот интересная статья, прочел не сильно вдаваясь в технические детали, буду перечитывать потом вдумчиво. И кстати заинтересовала настолько, что появилось желание заиметь сам аппарат (хотя сам пробитый MSX-овик и пока все что есть только по этой платформе, благо зарубежная тусовка достаточно большая и активная).
http://zx-pk.ru/showthread.php?t=908...l=1#post668663
это мой самодельный вектор на заводской плате и краткое описание.
Благодарю всех за хорошие отзывы. Старался написать так, чтобы было интересно не только поклонникам "Вектора", но и любителям других ретро-ПК.
- - - Добавлено - - -
Поздравляю, у вас редкий ПК, я вживую таких не видел (хотя, конечно, на основе заводских плат наверное собирали и другие). Опять же вы оказались в месте, где эти ПК выпускали, а в городах-непроизводителях попробуй достать такие платы...
Попробовал прочитать еще раз, и захотелось задать несколько вопросов:
Все кто так восторгаются статьей действительно прочитали всю? От начала до конца, каждое слово? Просто интересно сравнить :)
В статье по несколько раз повторяется одно и тоже, но не слова о том какая была клавиатура, насколько удобна механически , как была работа с ней из софта? Для меня удобство клавы один из основных моментов в реалах.
Автор сам много работал на реальной машине?
Я так понял что было написано прилично кода, уж не знаю степени законченности, но хоть что то должно быть рабочим, где то можно его глянуть, если автор не против конечно?
Из плюсов хочу отметить много интересных исторических фактов.
Из минусов - кошмарное количество вранья и передёргивания, а так же подгонки цифр в технической части. Мне эту ересь читать было неприятно.
Так вы до конца-то дочитали? В последнем абзаце написано — о клавиатуре и т.д. надеюсь написать во второй части. А в этой речь идёт в основном о графике и звуке (плюс история, немного о конструкции, о процессоре и т.д.). Мне кажется, объём статьи итак получился на грани разумного — дальше уже было бы похоже на книжку :).
Повторы, наверное, есть (в основном по графике), но структура здесь такая: вначале написано довольно кратко, затем, в "Мифах", значительно подробнее. И я не думаю, что эти повторы занимают много места и кому-то сильно мешают. Впрочем, тут читателям виднее.
На "Векторе" я, конечно, работал много, и знаю его очень хорошо, иначе не стал бы писать такую статью. Из программ сейчас доступна только одна — TURBO-COPY, её вы можете найти в картотеке ПО для "Вектора".
- - - Добавлено - - -
Про враньё и передёргивание хотелось бы подробнее, про подгонку цифр тоже (можете даже не стесняясь писать прямо мне в личку :)). Однако прошу учесть, что данных в статье довольно много, и где-то я, конечно, мог в чём-то ошибиться (хотя обычно стараюсь писать только от том, что хорошо знаю). Естественно, никакой цели чего-то кому-то соврать и передёрнуть у меня не было, как и подогнать куда-то какие-то цифры :)). "Вектор" достаточно крут и без этого :). Если вы о каких-то технических нюансах типа скоростей или способов копирования, сдвига и т.п. на "Спектруме", то я привёл только самые простые и основные примеры, а подробнее хотел бы сравнить скорости уже отдельно, в другой статье. И для этого, кстати, как раз не помешала бы помощь знатоков "Спектрума", "Коммодора" и т.д. (только помощь благожелательная, без "вранья" и "передёргивания").
В печать. Пряма книга готовая. Придется отдать голос за эту статью, хотя и не спектрум. Ах да и демы надо глянуть...
- - - Добавлено - - -
А где сейчас автор Вектора? Чем занимается? Прям как Пожитнов 2 для СССР.
К сожалению, серьёзных демок очень мало – по большому счёту, только Sky Net. Причём в дошедших до нас демках как раз преимущества Вектора почему-то задействованы достаточно скромно — особенно многоплановое изображение и вертикальный скроллинг; оцифрованный звук через ВИ53 тоже практически не встречается.
А вот на меня в начале 90-х произвела большое впечатление обычная реклама Вектора на Бейсике – по ней уже сразу было видно, насколько у него крутая графика (да и звук неплох, учитывая, что звучал параллельно с выводом изображения на Бейсике).
Про Темиразова и Соколова ничего сейчас не знаю – видимо, люди они очень скромные, с начала 90-х никакой информации о них нет (может быть, другие поклонники Вектора что-то о них слышали?). Конечно, никакой общенародной славы (даже в узких, околокомпьютерных, кругах) у большинства наших разработчиков ПК и ПО не было. Хорошо известны были только авторы ПК, представленных в журналах, авторы книг да тот же Пажитнов - поскольку его разработка стала знаменитой за границей. Замечательно, что журнал "Радио" хоть как-то упомянул о Темиразове и Соколове в связи с выставкой (благодаря чему у нас хотя бы есть фото Темиразова), но очень плохо, что ни "Радио", ни другие массовые журналы в советское время так и не напечатали никаких обзоров "Вектора" (да хотя бы просто хоть что-то о нём — первые статьи, насколько я знаю, появились в 1992 году в "Радиолюбителе").
- - - Добавлено - - -
Может быть, телефон и дату рождения выкладывать не стоит? По крайней мере, без согласия их "владельца", мне кажется, точно не нужно. Да и вообще, приводить какую-то информацию о нынешней жизни героев тех лет надо осторожно и лучше после контактов с самими людьми, так как у них своя жизнь и, возможно, совсем нет желания "ворошить прошлое". Вот если бы найти и взять интервью (вместе с согласием на его публикацию) – это другое дело.
Вы знаете, не хотелось бы как-то обидеть наших гениев — а они ведь тоже люди, а не какие-то полумифические полубоги, которые обязаны терпеть любое обращение с собой со стороны своих почитателей. К тому же, если авторы "Вектора", как и многих других наших ПК (например, на форуме было большое обсуждение по поводу "Специалиста" и его автора Волкова) много лет держатся в тени (не выходят на связь, не дают интервью, не участвуют на форумах...), значит, для этого есть причины. Так что, я думаю, телефон и ДР лучше убрать (а для поиска вполне достаточно ФИО) – как-то не слишком вежливо это по отношению к столь уважаемому человеку. Да и не надо, мне кажется, сильно переживать за самооценку авторов "Вектора" – их ПК был вполне признанным, достаточно массово производился (порядка 7-8 заводов), совсем не забыт он и в наше время. А то, что не было подобающего внимания прессы, мы пытаемся хотя бы частично исправить сейчас :).
Соколов, к сожалению, умер несколько лет назад. Была статья про него, ссылку на которую приводил Tim0xA в своем жж (когда он у него был).
- - - Добавлено - - -
Фото Соколова с вектором тоже было в Радио, ссылку на него я или Tim0xA приводили несколько лет назад на форуме.
Спасибо, я тоже что-то такое припоминаю, но, в отличие от обложки с Темиразовым, как-то очень смутно...
Да, и правда, совсем забыл о смерти Александра Соколова... Статья, где упоминается Соколов, судя по всему, всё та же — из молдавской "Комсомолки" (я тоже давал на неё ссылку в начале статьи). Вот ссылка на этот текст с предисловием о приходе отца Соколова к автору той статьи: http://andrey.prestige.md/luchshiy-k...-moldavii.html.
Да, эта статья. Ссылка на архив жж Tim0xи, запись от 16 октября 2008. Там еще процитировано письмо Соколова Александру.
- - - Добавлено - - -
Насколько помню там Соколов стоит с вектором под мышкой, это фрагмент одной из обложечных страниц (но не первой)
Да, нашел ссылку
совершенно уникальное явление Вектор)
еще про адаптер Фролова и эмулятор Спектрума не написали
-) совершенно потрясная фигня (с)
а операционные системы? Т75 , Т34
Прощай спектрум.:v2_dizzy_bye:
Все!! Я ухожу на вектор!! Нафсегда!!!:v2_tong2:
Спасибо! Действительно "Радио" №8 за 1989 год, 2-я страница обложки: Соколов с явно серийным "Вектором" под мышкой, там же заставка 34-й радиовыставки в знакомом стиле векторовского Бейсика, там же — детишки в компьютерном игровом классе на выставке за теми же серийными "Векторами". Я, правда, скачал djvu-файл только с чёрно-белым сканом журнала, цветного так и не нашёл (а в других сканах второй страницы обложки вообще нет). В этом же журнале статья о выставке – достаточно подробно рассказывается о каком-то усовершенствованном варианте "Радио-86РК", представленном на выставке, но о "Векторе" и его разработчиках опять ничего.
- - - Добавлено - - -
Согласен, оснащение "Вектора" более мощным процессором Z80 было интересным вариантом развития ПК (поскольку графика и в середине 90-х была ещё вполне современной для дешёвого компьютера). Но это уже, так сказать, любительское творчество, которое не было поддержано производителями – в 90-е годы они просто переходили на выпуск "Спектрум"-совместимых или вообще прекращали производство ПК.
Слухи о каких-то супер-эмуляторах "Синклера" для "Вектора" (или "конверторах", позволяющих преобразовывать игры для "Спектрума" для запуска на "Векторе" :)) упорно ходили с начала 90-х, и они тоже были бы достаточно востребованными, если бы появились вовремя и массово. Тогда у владельцев "Векторов" были двоякие чувства: они понимали, что их ПК намного лучше "Спектрума" (и многих других ПК) по графике, что, безусловно, было очень ценно и служило предметом неподдельной гордости "вектористов". Но многие (у кого был только "Вектор") переживали, что выбор игр для "Вектора" не идёт ни в какое сравнение с их выбором для "Спектрума" (причём нельзя сказать, что игр для "Вектора" было совсем мало или они были какие-то совсем "отстойные" – просто для "Спектрума" их было невероятно много и среди них множество очень качественных, да и приобрести их было гораздо проще, чем для "Вектора"). А, например, у меня был и "Вектор", и "Спектрум", что меня вполне устраивало: "Спектрум" служил для игр и демок, а "Вектор" – для творчества (программирование, в том числе графики и звука) и отчасти для учёбы/работы (набор и распечатка текстов и графики), ну и для игр, естественно, тоже.