"ХИМЕРА" - реальная концепция в ZX-строении
"ХИМЕРА" - реальная концепция в ZX-строении.
Химера , согласно Гомеру, является чудовищем с головой льва, телом козла и хвостом змеи.
Я не отношу себя к действующимм ZX-строителям, хотя в своё время любил это дело, поэтому изложенные ниже мысли не значат что я чем-то таким буду заниматься, но возможно помогу кому-то из тех кто имеет желание как-то продвинуть ZX-платформу.
Мне когда-то очень нравился ZX и тем обиднее что эта платформа так и не получила своей реинкарнации в новом железе. И произошло это только по одной причине - из-за отсутствия адекватной концепции её развития согласующейся с мировыми тенденциями развития цифровой техники.
Я отслеживаю материалы с описанием попыток реинкарнации и развития этой платформы в том или ином виде и к сожалению должен сказать, что ни одна из них не способна вернуть ZX хоть тысячную часть его былой популярности. Все они либо находятся вне русла развития современной техники - это в основном все хардварные разработки или разработки ОС опирающиеся на старое железо, либо же не отражают духа ZX-платформы - его максимальной приближённости к пользователю по всем параметрам сразу (минимальная цена, возможнось быстро освоить его программирование и возможность легко самостоятельно "прикрутить" к нему какое-нить самопальное оборудование ) - это всевозможные эмуляторы.
Когда то ZX стал очень популярным благодаря четырём критериям:
- доступность цены,
- доступность программирования,
- доступность хардового расширения,
- нахождение в струе технического прогресса.
Ни одна современная разработка или развитие ZX не отвечает совокупности этих критериев - а значит обречена на смерть ещё не родившись (речь не идёт о самодостаточных любительских разработках).
Каким должно быть перспективное развитие ZX-платформы на сегодняшний момент?
Безусловно она должна удовлетворять четытём вышеизложенным критериям. И если с тремя первыми даже в любительских условиях и даже уже имеющиеся разработки как-то справиться могут, то с четвёртым всё сложнее. В чём выражается "струя" современного технического прогресса? Коротко её можно охарактеризовать так - всеобщая мобильность + связь всего со всем. Мобильность предопределяет низкое энергопотребление, а связь - наличие быстрых унифицированных интерфейсов передачи данных.
Проанализируем при каком раскладе и что за конструкция может "вписаться" в эти критерии.
И так, "мобильность"- это значит:
- процессор КМОП;
- минимальная обвязка дискретной логикой (тоже КМОП);
- по возможности использование ПЛИС (тоже КМОП);
- статическое ОЗУ (тоже КМОП);
- TFT или ЖКИ(моно) дисплей;
- работа от аккумулятора;
- базовая конструкция не должна включать никаких расширений (синтезатор, FDD, HDD и прочие энергопотребляющие и громоздкие навороты);
"Связь" - это значит:
- быстрый COM (возможно);
- USB 2.0 (обязательно);
- Ethernet 100Mb (желательно);
Для остальных критериев:
"Хардовая расширяемость"
- интерфейс шины адреса, данных, управления;
"Стоимость"
- всё вместе взятое не должно стоить больше 100-130$;
Варианты реализации:
1. Полнофункциональное устройство:
- наличие клавиатуры, джойстика, дисплея и динамика;
- загрузка софта по USB с флеш-диска;
2. Модульное устройство "ХИМЕРА":
- использование в качестве дисплея, клавиатуры(джойстика), звукового синтезатора, динамика и хранилища софта внешнего компьютера (мобильного телефона,смартфона,КПК,и т.д.), связь с которым осуществляется по USB. При этом внешний компьютер эмулирует все вышеперечисленные устройства и обменивается информацией по USB. Этот вариант может быть существенно дешевле и оптимален при работе с мобильным телефоном, а не компьютером. Отсюда имя "ХИМЕРА"- голова - мобильник или другое устройство, тело - ZX, хвост - периферийнные устройства.
Более подробно идеология концепции "Химера" изложена здесь: http://zx.pk.ru/showpost.php?p=57685&postcount=103 .
Надеюсь кому-то это поможет :smile:
«Доска нежелательных сообщений»
«Доска нежелательных сообщений»
Надеюсь она будет пустой.. Надежды не оправдались, ну чтож - знай страна своих героев:
Ответы на канувший "конструктив".
Ответы на канувший "конструктив" (спасибо хостеру :smile: ).
Возможные проблемы при создании эмуляторной части "Химеры":
1) Недостаточная скорость работы кода J2ME, но отличная переносимость на разные платформы.
2) Отличная скорость работы ассемблерного кода, но очень плохая переносимость на разные платформы.
3) Очень быстрая смена моделей телефонов и отсутствие единого стандарта на их архитектуру.
Обзор смотри здесь http://www.xakep.ru/magazine/xs/064/046/1.asp
4) Мало моделей поддерживающих USB 2.0, в основном поддерживается USB 1.1, а в него втиснуть обмен между CPU и видеопроцессором "в лоб" не получится, надо искать способ сжатия трафика.
ОК., идея начинает нравится, едем дальше
Из Спека в плане удобства хороша фишка с загрузкой. Питание врубил и через 0,5 сек. всё готово.
**добавлено**
всё-таки идея неплоха, я сначала было резко решил наоборот, а теперь чувствую что-то есть. Но это какая-то... химера :)
Рынок сбыта? Кто эти люди, юзера ZX-Spectrum-2 ?
Неясно. Конечно коммерсант из меня неважный, но можт я всё-таки прав? Сие устройство создать можно, но кто его купит, кому оно нужно? Всё давно уже занято (барахольные PC, недорогие PC, старые ноуты, средние лаптопы, Маки хай-энд, КПК, смартфоны )?
**добавлено**
И еще. Вот скажем, был комп Sinclair QL. ЦПУ явно не Z80. А вот как насчет x86 процессора, наподобие VIA C3 для "Химеры"?
Не..... ну если бы Sinclair Research занялось бы "Химерой", то это ясно, получится однозначно "Синклер" :) А как быть, если ею займутся АТМ-щики... ? Какое отношение будет иметь эта машина к ZX? Подобная проблема сейчас у владельцев Pegasos.
Три концепции развития ZX
Цитата:
Сообщение от LD
Но нужен еще расходный носитель.
Не надо подходить к задаче сзади. При правильном подходе не будет самого этого вопроса.
Цитата:
Сообщение от LD
идеология проектирования "сверху-вниз".. в более ли менее нетривиальной задаче.. перестает работать..В большинстве случаев "опускаются до деталей", затем "устремляются ввысь", затем снова детали, детали, детали...
Это может иметь место, но только на этапе проектирования. Концепция либо есть, либо её нет. Исправленная концепция - это уже другая концепция.
За всю историю ZX-строения на территории эксСССР существовало только три концепции развития ZX.
1) Концепция НеДоПиСи - Недоросшие До РС (не путать с NedoPC).
Это архитектурная концепция. Эта концепция у меня ассоциируется с анекдотом советских времён:"Догоним и перегоним капитализЬм, стоящий на краю пропасти!" :smile: . Современные адепты этой концепции с одной стороны всячески поносят РС и отмежёвываются от них, а с другой раболепно лепят из своего спека некоее подобие РС. Зачем? - а кто знает :smile: . На заре компьютерной цивилизации это ещё можно было как-то понять - РС мало кто мог себе позволить, а работать надо было как-то - вот и строили. Зачем нужно разрабатывать этих монстриков сейчас - загадка, разве что в качестве курсовой работы или хобби. Впрочем, спрос на них расставил все исторические точки над i. Как к этой концепции относиться сейчас? - как к заслуженному ветерану и почётному пенсионеру заслуживающему почётного места в музее раритетов и не более.
2)Концепция Nemo.
Это интегральная концепция - уникальная в своём роде. Суть этой концепции - распространение концептуальности на весь жизненный цикл изделия. Но уникальность его в том что при этом предполагалась интеграция такой концепции с социокультурной средой. Т.е. социокультурная встроенность изделия учитывалась ещё на этапе маркетинга рынка, дальше вырабатывалась концепция и идеология изделия, потом шло проектирование архитектуры изделия, следующий шаг - технология производства изделия, дальше - маркетинг обеспечения производства и производство, дальше маркетинг сбыта и продвижения товара, дальше - маркетинг сервиса и технического обслуживания, дальше - утилизация и повторное использование. Основным лейтмотивом этой концепции было - выпускать "КомпьютерДляЧеловека", что в корне отличалось от идеологии "Компьютер для того, что-бы продать и на этом заработать". Но увы, даже такие глобальные титаны как Nemo не были свободны от всеобщего родимого пятна синклеристов - противопоставления спектрума РС - за что собственно и поплатился - РС оказался сильнее :smile: .
3)Концепция - Эмуляция.
Как не странно, но эта концепция может быть исторически старше двух остальных, хотя и не в конкретном применении к ZX. Первый эмулятор, который мне вспоминается был аппаратным - это был клон IBM PC-XT c разведённым на мамке вторым процессором - Z80, который эмулировал сам себя. При этом эмулировался уж не помню кто, но точно не ZX. В работе я этого монстра не видел, но процессоры в нём работали попеременно и использовали общие шины.
Типы эмуляции:
-аппаратная прямая или рекурсивная (all on chip или наоборот chip on all),
-аппаратно-программная (программно эмулируется часть устройства, например CPU или видеосистема),
-программная (на любой аппаратной платформе без какой бы то ни было привязки к аппаратной архитектуре оригинала);
Считать ли эмулятор Спектрумом? Самая простая классификация - это метод чёрного ящика. Т.е. если "это" выглядит как Спектрум и работает как Спектрум - значит это Спектрум и есть :smile: . В чём же тут развитие ZX? Вопрос сродни - есть ли жизнь после смерти? :smile: . Время покажет, но мне сдаётся - что есть :smile: .
КАКОЕ ЭТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ЖЕЛЕЗУ
Цитата:
Сообщение от icebear
КАКОЕ ЭТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ЖЕЛЕЗУ СПЕКТРУМА
Поскольку как не странно подобные вопросы ещё имеют место, очевидно придётся отвечать на них до тех пор пока в сознании народонаселения не изменится "кухонно-любительское" представление о разработке РЭА, по которому разработка начинается с рисования схемы, а заканчивается пайкой "тупым раскалённым предметом", при этом все этапы "до" и "после" полностью игнорируются. Конечно такой "кухонно-любительский" подход тоже имеет право на жизнь для конструкций производимых в количестве 1 шт., но такие конструкции не есть назначение этого форума.
Многих вопросов не возникло бы даже в постановке, если бы всё делалось "по уму", а не "кухонно-любительским" методом, но "К сожалению, идеологический и концептуальный уровень недоступны подавляющей массе пользователей. 99% - это кодеры и радиолюбители. Вопросы организации и управления недоступны их пониманию, - они ищут в "Open letters" либо "кухонные рецепты", либо технические характеристики. Этакие "космические войска", оказавшиеся на 99% укомплектованными космонавтами. Кто будет отправлять их на орбиту, на чём, что они там будут делать, - этими вопросами публика не задаётся. Этакая орбитальная группировка космонавтов". ( http://zx.pk.ru/showthread.php?t=3456 ) об этом уже говорилось в посте "Куда двигаться и как" ( http://zx.pk.ru/showpost.php?p=53266&postcount=18 ). Единственным примером грамотного отношения к проектированию был подход Nemo:" На мой взгляд, необходимо учить не только и не столько программированию, сколько ПОНИМАНИЮ, что такое компьютер вообще, его место в мире, понятие платформы, концепции, идеологии, постановки задач.." "… Это важнее технических характеристик. Это то место, откуда они, т.е. технические характеристики берутся. Это идеология. Пока же я вижу, что идеология Spectrum'a представляет из себя пустое место... Именно поэтому народ ДУРКУЕТ и не знает чего делать. Именно поэтому требуют эскалации технических характеристик."( http://zx.pk.ru/showthread.php?t=3456 ) Именно от непонимания идеологии платформы и возникают многочисленные треды а ля "Компьютер моей мечты" с содержанием - "всего и побольше", больше напоминающие свалку, нежели вразумительную концепцию. При этом у авторов вообще нет представления что "Архитектуры не аддитивны. Это значит, что "лучшее - враг хорошего". Если выразиться более академично, то архитектура, как и любая сложная система необязательно оптимальна, если составлена сплошь из оптимальных узлов. И наоборот - архитектура (структура) может быть оптимальной, даже если составлена частично из неоптимальных по отдельности узлов. Если собрать все мыслимые достоинства различных архитектур в одну, то получится один крупный недостаток. Куча - она и есть куча. Это, кстати, главное, что не поняли разработчики Spectrum'а." ( http://zx.pk.ru/showthread.php?t=3456 ) В то же время то, что уже есть практически не используется, речь "о режиме турбирования ДММЦ, шине, возможностях Multicolora в KAY'е, а не о всяких конъюнктурных архитектурных прибамбасах. Новых компьютеров покупают очень мало, старые пылятся. Дури в головах не стало меньше. Публика по прежнему считает, что все вопросы можно решить аппаратно (расхожее клише: "Spectrum'у не хватает технических характеристик"). Я же вижу, что Spectrum'у не хватает потребительского наполнения, реальной востребованности уже имеющихся (характеристик - прим. В._С.). В такой ситуации делать что-то капитально новое бессмысленно." ( http://zx.pk.ru/showthread.php?t=3456 ) Теме расширения потребительского наполнения посвящены посты: "Изменение спектра задач платформы Spectrum"
( http://zx.pk.ru/showpost.php?p=53829&postcount=31 ), "Игрушки (продолжение темы об "Изменении спектра задач платформы Spectrum")" ( http://zx.pk.ru/showpost.php?p=54533&postcount=50 ), "О новых применениях..." (дополнение)". ( http://zx.pk.ru/showpost.php?p=55487&postcount=55 ). В посте "О новых применениях, пристрастиях домохозяек и интеграции с социокультурной средой"( http://zx.pk.ru/showpost.php?p=55087&postcount=51 ) продолжена тема расширения потребительского наполнения на примере анализа грамотного подхода к этому вопросу в Nintendo. Почему именно Nintendo? Потому, что у NDSL и ZX схожие проблемы с позиционированием на рынке, потому что NDSL приходится играть на рынке против изделий Sony и Microsoft, хотя они "совершенно другая категория"(SMT), потому что "PSP рвёт NDSL по всем статьям"(icebear), но NDSL при этом умудряется держать первое место по продажам, и вышибить с него её не в силах даже если Sony и Microsoft сдуру объединятся вместе. Имхо очень полезный, наглядный и убедительный опыт, который ещё раз доказывает, что "Публике,- если она конечно озабочена развитием Spectrum'a, а не монстростроительством и сладострастной вивисекцией (уродованием) собственных компов,- необходимо думать о том, как сделать более полезным Spectrum в том виде, как он есть, т.е. сделать его более полезным для рядового пользователя. Причём польза должна заключаться в эксплуатации компа, а не в сомнительных удовольствиях от его превращения в навороченное фуфло." ( http://zx.pk.ru/showthread.php?t=3456 ) Это не говоря уже о том, что разработка схемотехники - это всего-лишь малюсенькая (хотя и очень важная) часть технологического процесса проектирования РЭА. Техпроцесс - это не тыканье "тупым раскалённым предметом", и не кодирование, и не проектирование в ...Cad'e - технология производства РЭА учитывает весь жизненный цикл изделия, включая и его рыночную составляющую (коль плановую экономику профукали, а с ней было проще :smile: ). Без учёта этого любое строительство превращается в очередное строительство вавилонской башни, и главное - с тем же успехом. Почему у концепции НеДоПиСи* нет будущего? - потому, что хоцца всего и побольше и ещё сверх того сесть сразу на три креслица, если уж на три диванчика не получается (занял РС :smile: ). И главное никто дальше этого желания "сесть" никакими мыслями не задаётся, как будто вот только удастся это чреслоразмещение, так сразу за ZX выстоятся в очередь по всему миру и будет всем счасте. А кому это счасте нужно, зачем - а кто задумывался? Ситуация с "развитием платформы" аналогична басне "Лебедь, рак и щука" - платформа ZX давно уже никуда не двигается, но чтоб отказаться хоть от одного "тормоза"? - нее, всё же такое ценное, как такое "брильянтовое наследие каменного века" вот так взять и бросить? - нее, только стяжать и неотпущать. А то что платформа не двигается - да и хрен с ней, с платформой, ведь у ZX теперь особое реноме "компьютер-хоообби" - он вне времени и пространства, законы физики на него не действуют - идеальный объект для архивариусов, остаётся только сдувать пыль и приколачивать инвентарные номера к музейным экспонатам - больше ни на что он не годится, разве что раз в год вывести для автопробега таких же ретроэкспонатов на очередной СС', и сразу же обратно, сдувать пыль :confused: . По мне, так чем такое позорное "развитие платформы", лучше уж сразу честно пересесть в эмуль на какую-нидь NDSL в качестве донора, да с писюком в качестве Wi-Fi сервака - и это будет действительное, настоящее, достойное (XXI, а не каменного века) развитие для ZX платформы.
Что делает эта тема в рубрике "железо"? Да, тема "коцепция" не относится к "железу", как не относится курица к яйцу, как не относится закон Ньютона к яблоку, ибо является для него первопричиной (что бы об этом не думал сам сэр Ньютон). Но т.к. в разделе "ZX Spectrum"наличествуют только софтовые и одна хардовая рубрика, при том, что "софт" является производной от "железа", а "железо"- производной от "коцепции", то "железо" получается самое приближённое к истине место где эта тема может размещаться за неимением более точного :smile: . Для очистки совести размещаю в разделе "форум" тему о генерации рубрики " Концепции и концепты" ( http://zx.pk.ru/showthread.php?t=3663 ). Кто считает что её необходимо создать и переместить эту тему туда - голосуйте (хотя критериев принятия решения об открытии рубрики администрацией форума я и не нашёл).
* НеДоПиСи - НедоросшиеДоРС (не путать с NedoPC).
Идеология концепции "Химера"
Идеология концепции "Химера"
Судя по задававшимся вопросам в отношении "Химеры", в вопросе её реализации имеется некоторое непонимание.
О "Химере" сложилось представление как о некой связке процессорный блок - телефон. На самом деле, это всего лишь одна, самая очевидная и довольно интересная реализаця из большого множества возможных. Концепция "Химера" - это концепция модульной масштабируемой архитектуры, которая должна придти на смену устаревшей и давно не удовлетворяющей современным требованиям десктопной концепции "всё в одном" и является творческим развитием самой прогрессивной из существовавших в эксСССР концепций - "Концепции Nemo". Само название "Химера" было выбрано как символ взаимозаменяемости частей при построении конструкций удовлетворяющих текущим решаемым задачам. Такой концептуальный подход позволяет не только дать дальнейшее развитие платформе ZX, но и открывает возможность проникновения в другие, ранее недоступные для платформы сферы использования. Идеологией такого концептуального направления является – универсальность, стандартизация, унификация.
Универсальность – это всеохватность, т.е. возможность объединить единой концепцией все возможные сферы применения а так же все существовавшие до этого концепции развития платформы.
Стандартизация – это выработка стандартов модульной совместимости, включая совместимость по интерфейсам, по адресному пространству, по архитектурному развитию (т.е. по принципам развития архитектуры платформы).
Унификация – всеприменимость и ограниченность набора составных частей для реализации различных конструкций удовлетворяющих текущим поставленным задачам.
Воплощение данной идеологии достигается разделением на функционально законченные блоки, одним из которых и является процессорный блок, состоящий (в предложенном варианте) из набора: CPU, ROM, SRAM, интерфейс расширения, интерфейс связи, и представляющий из себя в данной конкретной реализации урезанный ZX48. Кроме процессорного блока, предполагаются другие – блок согласования, блок видеопроцессора+RAM, блок муз. процессора, блок расширения NemoBus. Все эти блоки могут иметь различное схемотехническое, архитектурное и т.д. исполнение и назначение, но стыковаться по стандартизированному интерфейсу позволяя реализовать конструкцию, соответствующую текущим поставленным задачам. Например:
- процессорный блок сам по себе может использоваться в устройствах автоматики;
- процессорный блок, блок согласования, блок видеопроцессора+RAM, блок муз. процессора – это стандартный бездисковый компьютер с возможностью подключения по интерфейсу связи к серверу;
- то же, но с блоком расширения NemoBus и стандартными дисковыми контроллерами под эту шину, а так же FDD, HDD, CD – это типичный десктопный вариант.
При этом все варианты собираются из унифицированных блоков, стандартизированных по стыку. При таком подходе остаётся поле творчества для модификации самих блоков применением различной элементной базы, различных архитектурных и схемотехнических решений, в том числе и использованием CPU отличной от оригинала архитектуры, например АRМ’ов для эмуляции как самого Z80, так и использования в иных блоках.
P.S. Вы просматриваете тему составленную из материалов новой рубрики "ZX Концепции". Продолжение обсуждения тем рубрики вы можете найти на:
Soviet Union ZX Spectrum Community