Я что-то никак не могу найти схему Львовского 48кб весь этот форум перекопал есть токо фотки и монтажки :( выложите кто-нибудь люди добрые схему.
Вид для печати
Я что-то никак не могу найти схему Львовского 48кб весь этот форум перекопал есть токо фотки и монтажки :( выложите кто-нибудь люди добрые схему.
Рас в списке схема есть , то нужно у Conanа попросить чтоб поделился .
Укажите в ЛС (Личном Сообщении) адрес электропочты куда выслать схему.
P.S. Во избежание недоразумений (я мог этого сообщения не заметить) за схемами рекомендую обращаться через ЛС.
Неожиданная удача! Сегодня у одного человека на киевском базаре который торговал всякими книгами и сборниками схем на DVD обнаружил СХЕМУ ЛЬВОВСКОГО варианта датированную 1990г да и сам DEVICE! у него тоже оказался за прилавком!
Теперь уже вспомнил что на этих листиках стояла надпись (Ц) М28
Два ценных манускрипта взял под залог $10. Теперь нужно как-то схему перевести в современный вид удобный для чтения\fpgа разработки. У кого-то есть идеи как это сделать оптимально?
Ну дык для начала закинь кудаданить сканы схемы и платки с двух сторон .
Схема на Львов 48. В разделе Барахолка схема размещения элементов на плате. Позже выложу фотки железа и схемы расширения.
Есть у меня такая плата, собранная и рабочая. Еще есть недособранная плата расширения, как раз под этот Львов, и описание к ней. Смысл там был такой, линейка ру6 заменялась на ру5, какие то дорожки резались и паялись перемычки, в системный разъем Львова вставлялась плата с кучкой логики и АУ, в результате 128к + АУ. Если интересно могу отсканить описание и выложить.
Выкладывай! У меня этот агрегат работал долго 128к+TRDOS. К сожалению даже представить не могу где он теперь и схемы от него.
А пока что за неимением сканера под рукой сделал фотки древнего манускрипта состоящего из 3-х листов разного качества и масштаба. Выложил тут:
http://bigral.freeweb7.com/ - ПОКА ЧТО САЙТ ПРИБИЛИ, если кто не успел скачать - свистите, выложу обратно.
Наконец-то достал себе этот агрегат, работает "кое как". Из проблем могу назвать:
1. Кривой INT сигнал (может что-то с моментом его прихода не знаю, но скорее всего длинна слишком большая т.к. музыка в некоторых играх просто бесится и таймер иногда идет очень быстро); Нужна нормальная программа по которой можно настроить INT и сделать как на оригинальном ZX ну и настраиваемая схема INT-a нужна;
2. Справа от paper вертикальная полоса светится между paper и border особенно видно кода выставить paper 0 border 0; нужна схема как это убрать;
Есть такие моменты на Львовском спеке. Всё лечится. Если найду свои старые схемы - расскажу.
Если проги нет, то момент прихода инта наверное легко установить, если повесить на им2 переключалку бордера (я с этим слегка экспериментировал, но это было лет 15-20 назад). А длительность наверное чем меньше, тем лучше, чтобы проге больше времени оставалось на работу (или нет?).
тест Ковалевского (т.к. его многократно постили удалю через день)
Бумаг не нашел, зато нашел останки своего спека. Значит, лечение проблем:
1. Int. Резик на 1.2К, что возле проца, выкусить. Его правый вывод через кондер 1n на 11ую лапу ПУ4, а так же через 10К на +5В. 12ую лапу ПУ4 на левый вывод остатков резика.
2. Полоска справа. Сигнал на 9ые лапы ИР16 подаем через RC цепь. R=56 Ом, С=47пФ на землю (подобрать)
Парни не добавилось ничего ,интересуют схемы расширения ?
Попалась в руки платка практически со всеми впаянными элементами кроме РУ5,думаю что с ней делать дальше.
Добрый день. Поделитесь, пожалуйста, схемой платы расширения! Я случайно купил на радиобазаре плату Львова, у которого выкушены конденсаторы и все микросхемы памяти, кроме трех. По оставшимся трем РУ5, которые установлены там, где должны были находится РУ6, порезанным дорожкам и по проводам, которые "тянутся" к системному разъему можно определить, что данная плата была доработана, скорее всего, по схеме, о которой Вы говорите. Очень хочется, по- возможности, восстановить и эту плату.
Alex_kapfa, вот тут я выкладывал свои сканы схем http://zx.pk.ru/showpost.php?p=172727&postcount=10
Большое спасибо за схему расширения! Подскажите, пожалуйста, еще какая прошивка должна находиться в ПЗУ 27256, если делать это расширение. Стандартная от "Spectrum-128"?
В описании к схеме расширения также упоминается TR-DOS. Пожалуйста, если можете, подскажите, какой контроллер TR- DOS использовался совместно с этой платой расширения (если можете, поделитесь схемой).
Схему и сканы плат,пожалуйста.
Премного благодарен!
Здравствуйте. Новую тему открывать не стал, пишу здесь. Собрал и запустил компьютер на печатной плате купленной вот здесь.http://zx-pk.com/forum/viewtopic.php?f=7&t=8872 Подскажите пожалуйста каким образом подстроить INT.Вложение 64548
Никаким. Даже если танцами с саблями подстроите в этой игрушке, разьедется в вектроне и акваплане. Чтобы правильно фирменный бордюрный эффект работал нужны правильные фирменные таймигни целиком.
Насколько мне известно не существует СССРовского клона с выборкой как в фирменном "пиксель-атрибут + пиксель-атрибут". И бордюрная защелка должна работать через атрибутную, по ее стробу. Там без порта $ff можно было бы еще теоретическую сову на плавающую шину натянуть. А этого никогда не делали, была только пиксельная защелка буферная, ибо без нее никак. И выборка в два раза чаще. Плюс торможение не так и не там. Поэтому на любом советском клоне натягивание совы на глобус это тришкин кафтан. В одном месте штопаешь в другом обязательно разъезжается. Все атрибутные эффекты будут работать позже чем надо, а все бордюрные будут работать раньше чем надо, при этом будет проблема с выравниванием и первых и вторых, которая еще и зависит от их комбинации и количества.
Кстати сверху надпись venom strikes back должна быть нормально мультиколорная. С четкими цветами по диагонали, без рассыпушек.
Вложение 64565
Поэтому забудьте у фирменных игрух про бордюрные и мультиколорные эффекты. Бордюр даже на арлекине не всегда правильно работает (хотя по атрибутам и плавающей шине у него действительно все точно, но вот бордюр неправильно выравнивается, и иногда это заметно в виде ступеньки в один пиксель). Либо фирменная машина и фирменные эффекты, либо пентагоновские под пентагон. Без вариантов.
А игрушка хорошая. Мне нравится.
ram_scan спасибо за ответ, но мне казалось, что у клонов с раздельными полями памяти таких как Москва 48, Львов, Краснодар 48, Дельта, таких проблем быть не должно, или они легко решаемы, тем более на плату все исправления внесеныhttp://zx.pk.ru/showpost.php?p=129277&postcount=16, а у меня и INT сдвинут и полоска справа между экраном и бордюром присутствуетВложение 64569.
И еще это нормально, что бордюр слева больше почти в два раза чем справа?
Все проблемы останутся на месте, потому-что времянки доступа к нижней памяти все равно отличается от фирменных. Бордюрный эффект более менее можно поставить по вертикали только в программах где параллельно с этим эффектом нет никаких обращений к нижней памяти. Поэтому если вы поставите бордюр на место в акваплане в веноме он у вас уедет, если поставите в веноме - уедет в акваплане. Единственный вариант - сделать точно все времянки. Но это надо выкинуть больше половины компа. Как минимум полностью наново собрать весь видеоконтроллер и еще немножко сверху.
При правильных времянках бордюр слева ровно на одно знакоместо длиннее бордюра справа (в фирменной машине рамка задерживается на 8 пикселей, что необходимо для выборки пары пиксель-атрибут). Правда это можно выправить положением строчного и кадрового синхроимпульса, сдвинув его на 8 пиксельклоков раньше. Никто никогда этим не морочился, логика очень развесистая получается.
Харьков 128 , уже видно ,что ближе ,буквально пару строк, я его пару лет назад восстановил ,но там немного навешали до меня ,надо посмотреть ,что с интом. Вообще на нем очень хорошо шли оригинальные игры.
https://d.radikal.ru/d16/1803/77/54e4619934bet.jpg
- - - Добавлено - - -
Сравнил то что выдает Харьков 128 ,с эмулями оригинальных машин , вроде бы похоже ,плавно идущие в верх диагональные цвета ,сфоткать с LCD нормально не выходит ,надо к ЭЛТ цеплять , но пока к Харьков 128 не распаял кабель под мой ЭЛТ монитор.
- - - Добавлено - - -
PS присмотрелся ,с лева несовпадение на одну строку ,справа на две строки.
Тоже бордюр слева больше и явно не на одно знакоместо. Попробуйте запустить SHOCK MEGADEMO, ту часть где полоски бегут по всему экрану. И в данных случаях что нужно делать с INTом? Задерживать? И какими способами он регулируется?
А есть TAP версия ? у мена Харьков без BDI.
В Харьков 48/128 была какая то примочка , и как видно из моего фото несовпадение в пределах 1,5 строки , это еще можно как то натянуть , у Вас судя по фото строк 5-6 это прерываниями не натянуть ,тут надо уменьшать количество тактов в прерывании , ищите доки по "Львов" может были доработки для этого.
- - - Добавлено - - -
Это иза подключения к LCD , на ЭЛТ телевизоре/мониторе думаю будет иная картина без такого сдвига.
Возножно статейки из ZX Ревю окажутся полезными:
ZX Ревю №3 1995
http://i100.fastpic.ru/thumb/2018/03...3bc1801fd.jpeg http://i100.fastpic.ru/thumb/2018/03...10b753bd6.jpeg
ZX Ревю №4 1995
Форум по вечным вопросам совместимости, и компьютерам, которые мы выбираем
Кирилл Громов © CHUNG Software, г. Москва, 1995.
С самого момента приобретения мною всех подшивок "ZX-РЕВЮ", Я с нескрываемым интересом следил за разделами в которых поднималась эта тема. С некоторого момента я вдруг заметил, что вместо исчерпывающих ответов на уже приевшиеся вопросы, поднимается волна мутной неразберихи. Это побудило меня взять тяжкое бремя первозакрывателя. Все о чем я пишу, проверено мной на практике в трех моделях компьютеров - "PROFI+", "PENTAGON 128", "ДЕЛЬТА-С" (Старая "МОСКВА"). Итак:
1. Порт #FF.
Аксиома: При чтении из ЛЮБОГО незадействованного порта считываются АТРИБУТЫ попеременно с числом 255 (Подробное описание его работы есть в старых выпусках РЕВЮ).
Следует сразу оговорить, что это относится к ZX-SPECTRUM 48k; так как мне сообщали, что в SPECTRUM 128 фирмы SINCLAIR RESEARCH LTD (!) порт #FF тоже имеется, но работа его несколько отлична от того, что видел и излагаю я. Оказывается, поскольку SPECCY выпускала не только S.R.L, но и AMSTRAD то и в схемотехнике у них оказались несколько разные решения. А производства, какой фирмы компьютер, можно прочесть на м/схеме ULA. Эти данные мне сообщил АЛЕКСЕЙ (FFC COMP.), а так как я сам этого не видел, то только могу это повторить. Одно только понятно, что видимо из-за этого и ползут слухи о "хаотических значениях с преимущественно атрибутом текущего знакоместа" читаемом из этого на самом деле и не порта. Я же ставил своей целью добиться того, чтобы у меня хорошо шли программы использующие этот порт для своей синхронизации, плюс чтобы это было наиболее просто в реализации и наиболее похоже на первоисточник ZX-SPECTRUM 48k.
Верное решение: Почти в каждой схеме компьютера, выполненного на дискретной логике, можно найти в узле видеоконтроллера регистр, ведающий за выдачу атрибутов растра на мультиплексоры выходного каскада видеоконтроллера. Это DD56, DD63 в "ДЕЛЬТЕ"; DD37, DD40 в "ПЕНТАГОН 128"; в "ПРОФИ+" DD59 v4.01, DD63 v5.03. В "ДЕЛЬТЕ" достаточно соединить выходы 2,7,10,15 вышеназванных микросхем с шиной данных через резисторы 820 - 1.5k и забыть о всех проблемах. Это несколько точнее, чем сказано на страницах РЕВЮ о реализации порта #FF в компьютерах с раздельными полями памяти. Но чаще регистр (RG ATTR) о котором идет речь, своим входом OE подключен к "земле", тем самым постоянно выдавая информацию на мультиплексоры. В схемах с нормальной временной диаграммой ("ПРОФИ") делаем так: отрезаем OE RG ATTR от "земли", и заводим его на сигнал POLE ATTR (на FLD2 в "ПРОФИ", C5 - в "ПЕНТАГОНЕ 128" ). После чего соединяем его выходы (I1-I8 в "ПРОФИ") с шиной данных через резисторы 820 Ом. Иногда случается так, что после этого на экране могут появиться нежелательные эффекты, как-то: тонкая мигающая полоска слева экрана в "ПЕНТАГОНЕ 128". Тогда лучше поставить в таких схемах дополнительный регистр по вышеназванным правилам, входы которого подсоединяются ко входам RG ATTR, OE к POLE ATTR, а выходы, через резисторы, к шине данных. Как видите, подход достаточно универсальный, и на практике наиболее точно копирующий подход в фирменной машине. Точно так же, как и на фирменном "SPECCY" идут ARKANOID 1, F.I.R.E. и т.д.
Встретившиеся "глючные" реализации:
1. Порт выполнен как порт с дешифрацией адрес #FF + неRD + неIORQ.
а) Во-первых, атрибуты будут читаться не по ЛЮБОМУ незадействованному адресу.
б) Если не будет тактирования от сигнала POLE ATTR то ARKANOID1 вообще не пойдет.
в) Из-за смещенной временной диаграммы, работа программ будет ущербной (дрыганье и щелчки в ARKANOID 1).
2. Атрибуты(-ли?) берутся откуда придется, (например с регистра буфера ОЗУ).
Может быть при соблюдении всех других правил порт будет работать, но самих-то атрибутов уже вроде как и нет, а это уже не как в фирменном "СПЕКТРУМЕ", зато это прям как в книге Родионова - "хаотические значения"… (Откуда он их взял только? Не пойму…)
И еще одно непременное условие: наличие резисторов 10к "подтягивающих" шину данных к +5в и (возможно) правильное положение и длительность INT'а. Это, пожалуй, вообще бы не повредило любому компьютеру, даже без порта #FF.
Вложение 64596
Я думаю, комментарии к схеме не нужны. Отмечу только, что вся "соль" в "выборе" микросхемы сигналом POLE ATTR и соединении её выходов с шиной данных с помощью "монтажного или". Это дает то, что микросхема не "засоряет" шину данных в цикле подтверждения прерывания и не создает конфликтов во время обращения к другим портам компьютера.
СИГНАЛ INT
Аксиома: Сигнал INT вырабатывается по заднему фронту кадрового синхроимпульса и имеет длительность 9 мкс.
Схемные реализации имеют обычно два подхода: формирование импульса с помощью жесткой логики, формирование с помощью дифференцирующей RC-цепочки. Оба подхода достаточно хорошо освещены на страницах РЕВЮ. Только можно добавить, что в первом случае можно использовать микросхему АГ3, хотя почему-то ставят триггер, тактируя его от сигнала "кадровый синхроимпульс" и "обрезая" сигнал через вход R импульсами с периодом 9 мкс, которые берут со счетчиков/делителей в узле тактового генератора. Во втором случае длительность грубо подбирается конденсатором, а точно "доводится" резистором. В обоих случаях сигнал INT можно немного сместить, подключая конденсатор одним выводом к "земле", а другим - ко входу INT процессора.
Важным моментом является тот факт, что почему-то основным показателем "правильности" INT'а считают положение бордюрных полосок в некоторых играх типа: VENOM STRICKES BACK, ACADEMY, MONTECARLO CASINO и т.д. Тут следует заметить, что "идеальное" положение полосок будет наблюдаться только на машинах с раздельными полями памяти, по причинам схемной реализации контроллера дисплея. В моей практике только на компьютере "Дельта-С" с "выправленным" INT'ом идеально шли все вышеперечисленные программы. Подгонка же сигнала INT на других компьютерах с общим полем памяти приводила к результату "нос вытащили - хвост увяз", то есть, если подгоняли по полоскам сверху, полоски снизу смещались, и наоборот. А в "ПРОФИ" создатели последней версии платы пошли по пути максимального увеличения быстродействия, сведя практически к минимуму количество задержек от ULA к процессору. Да что говорить, даже на фирменном 128-м поведение выше названных программ отличается (о чем, кстати, говорилось на страницах РЕВЮ). Поэтому я для себя критерием "правильности" INT'а считаю отсутствие дрожания спрайтов в ARKANOID 2, и отсутствие "пропадания" букв в CHASE H.Q. 1 и SHOCK MEGADEMO, а так-же устойчивая работа клавиатуры компьютера. В этом случае INT "ПРОФИ" следует считать вполне приемлемым.
В компьютерах, где реализован режим "ТУРБО" следует "гасить" INT с помощью сигналов M1 и IORQ, дабы из-за слишком большой длительности исходного INT'а не происходило "повторного" его захвата в турбо-режиме.
К моему огромному сожалению, на сегодняшний день эту тему нельзя считать закрытой, но считать достаточно проясненной можно.
В Ленинград-2012 сделано управление частотой процессора в зависимости от страницы памяти ОЗУ, а также другие необходимые условия для более точной совместимости. Находится узел на 3й странице в правом верхнем углу. Во Львове этот узел тоже есть, но надо разбираться насколько он похож. В Ленинграде-2012 всё отлично. Могу только сказать, что эту схему я внедрил в Карабас-128 для совместимости с фирменным режимом. Получилось неплохо, во всяком случае бордюр по вертикали на месте.
Даже на двухполевой машине нельзя получить точную времянку. А я навскидку не помню вэйтовых двухполевых машин, где бы было торможение клоком. И не помню машин, где бы было две пары регистров, два атрибутных и два пиксельных. Поэтому любой вэйтовый советский клон будет тормозливее оригинала по нижней памяти. Не на всех бордюрных эффектах это будет заметно (это зависит от того сколько бордюрных и сколько экранных), и в каких-то программах возможно это удастся подогнать. Но завтра кто-то выколупает из недр WOSа еще одну игру и на форуме будет ровно тот же плач Ярославны что там бордюр не на месте. С моей точки зрения самый правильный выход в этой ситуации - забить. Двигать бордюрный эффект в фирменных игрушках на советских клонах интом - это все равно что предлагать гильотину от головной боли. Помогает один раз.
С этим реально дофигища тонкостей. CrossWize например не будет правильно работать ни на одном клоне, и я не уверен даже что он будет работать без мельтешения спрайтов на 128к. А Soldier Of Fortune например не работает правильно на даже на фирменной 48 машине (видимо писался под 128 с чуть отличными времянками). А на клонах так половина игрового поля просто пропадает и играть в нее просто нельзя потому-что ходишь на некоторых экранах в полной черноте.
http://www.worldofspectrum.org/infos...cgi?id=0007726
Доработки уже на плате все выполнены (это новодельная плата)ссылку на них я приводил выше. А вот что касается тактов в прерываниеВложение 64604 Это с эмулятора у меня на компьютере точно также.(компьютер просто долго подключать).
- - - Добавлено - - -
Львов, Москва 48 как раз торможение клоком. На счет Харькова не буду утверждать но вполне вероятно.
Как и предполагал ,дело у меня думаю в INT , вот фото с моего Харьков и фото с эмуля emuzwin в режиме фирменного 48к , все один в один до такта и общей скорости , так что надо по свободе открыть схему и потягать чуток int.
Харьков
https://a.radikal.ru/a30/1803/62/6b98a0e95d3at.jpg
Эмуль
https://a.radikal.ru/a31/1803/96/2a83a92748e3.png
- - - Добавлено - - -
А ссылку на тест можно , тоже интересно Харьков проверить.
- - - Добавлено - - -
Вот что Харьков показывает
https://d.radikal.ru/d13/1803/bb/2d0ddda06a8bt.jpg
Выше кинул фото ,отличие в адресах #C000 - #FFFF
Все таки подключил Львов, вот, что у меня Вложение 64606Вложение 64607