ИМХО, в наше время для ускорения и облегчения процесса разработки игр необходим компилятор C, Pascal или Basic на PC, который компилирует в машинные коды Спектрума. Возможно даже не в коды, а в текст ассемблера для дальнейшей ручной доводки. И этот компилятор должен содержать встроенные команды/библиотеки для работы с графикой, звуком, клавиатурой и т.д. Реализация команды/библиотек изначально должна быть написана и оптимизирована на ассемблере разработчиком компилятора. Я сейчас продумываю концепцию такого компилятора для Pascal.
Помнится, игры, которые я писал по полгода и так и не дописал на ассемблере Spectrum, на Delphi в PC я создавал за пару-тройку дней.
А программировать на голом ассемблере на голом Спектруме на голом энтузиазме сейчас очень мало желающих.