он удобный для paint & pset & point
но имхо не очень для заполнения тайлов/спрайтов

имеем 48к, 3 битплана по 16к, в адресном пространстве 16к
дальше есть регистр цветности (NCREG) в котором задается режим работы

1) color mode
запись
в NCREG записывается код цвета
а далее при записи в видеопамять для тех битов что стоят в 1 записывается "ЦВЕТ"
там где "0" остается то что было
(супер для ставить точки нужным цветом)
при чтении записываем цвет для сравнения в другие биты NCREG)
далее при чтении байта - 1 стоят в тех битах у которых цвет совпал с заданным

PAINT в дисковом бейсике ну ОЧЕНЬ быстрый
в том что в ПЗУ - редкий тормоз

2) послойный режим
запись
в NCREG выбираем плоскости с которыми работаем
и значение которое будет записано (0 или 1)
при записи байта в выбранные битплоскости там где стоят 1 пишем выбранное значение

при чтении
в NCREG выбираем плоскости с которыми работаем (другие биты чем при записи)
т.е. можно читать одно а писать другое
ну и читаем значение из выбранных плоскостей


и еще есть отдельный регистр в котором выбираем страницу которая отображается на экране
и с которой работаем
(но эт если стоят РУ5 а не РУ6)

-----
сложно описывать словами
вот ссылка на код моего эмулятора
GZU_Write/GZU_Read
там все просто

а вот ссылка на руководство программиста
-----
c послойным режимом проблемма в том что пишется не байт а устанавливаются биты в значение
т.е. чтобы записать нужное значение нужно сначала "стереть" байт (правда можно одной записью стереть все 3 плоскости)
а только после этого записывть нужное значение