Шел 1994 год. Популярность набирали x86 компьютеры, популярные и по сей день. Собственно, сегодня это единственная архитектура, используемая в настольных и мобильных компьютерах. Даже Apple использует ее же, просто там другая операционная система. Единственная отдушина — смартфоны. Там царствует ARM.
В начале же 90-х все не было так однозначно. Впрочем, уже тогда было ясно — будущее за x86. Стоили компьютеры тогда бешеных денег. При средних зарплатах примерно в $100, за компьютер с монитором необходимо было отдать от $1000 и больше. При этом вы все равно получали безнадежно устаревший по мировым меркам агрегат. Я помню, как над x86-компьютерами тогда все издевались, дескать их надо менять каждый год, в то время как ZX Spectrum или Amiga достаточно было один раз купить и пользоваться в свое удовольствие. Но при этом не учитывалось то, что x86-компьютеры были очень дороги, и в продаже было, по большому счету, железо конца 80-х. Оно являлось устаревшим уже на момент покупки. Архитектура х86, в отличие от конкурентов, быстро развивалась, и 5-6 летний буфер между актуальностью оборудования на западе и тем, что могли позволить себе россияне в 1994 году, был настоящей пропастью. Стоит заметить, что уже к концу 90-х мы нагнали подлых капиталистов, и замена оборудования стала происходить стандартные 4-6 лет как это и принято сегодня.
Так вот, в 1994 году мы купили 386DX-40МГц, 4МБ ОЗУ, 210МБ HDD, видеокарту Trident 8900 c 512КБ. Модель монитора уже не помню, но что-то на трубке Mitsubishi, зерно 0.39мм. Это очень крупное зерно, и картинка не была мыльной только до 640х480. 800х800 уже было тяжело воспринимать глазами.
Эйфория прошла довольно быстро. Выяснилось, что многие игры тормозят, а некоторые и вовсе не идут на таком оборудовании. А ведь родители копили на компьютер больше года. Бегали, срочно меняли рубли на доллары в условиях гиперинфляции. Между тем, весь мир уже в это время, как минимум, сидел на процессорах 486, и уже шел второй год как продавался Pentium. Правда, там одна микросхема процессора стоила почти как весь наш компьютер в сборе.
Звука в играх по сути не было, все ограничивалось бипером в системном блоке. Оптических приводов в массовой продаже также не было. Приложения грузили с дискет. Переписывание и распаковка игры занимали не просто десятки минут, а могли растянуться на час. Впрочем, и сейчас игры скачиваются и инсталлируются ненамного быстрей. Другое дело, что жесткий диск был всего лишь на 210МБ и работал он очень медленно. Все это породило целый класс программ, которые занимались упаковкой данных на лету. При включении компьютера еще перед стартом операционной системы, в память загружался резидентный модуль, отвечающий за компрессию данных. Как следствие, объем винчестера как бы увеличивался в 2-3 раза. Не было нужды архивировать данные, все это делала резидентная программа автоматически. Самый популярный пакет данной категории был Stacker. Регулярно надо было запускать некий аналог дефрагментатора. Так вот, он мог работать и 3 и 5 часов. В общем, регулярно приходилось выделять некий сервисный день, когда компьютер от рассвета до заката что-то молотил на жестком диске. Но зато в конце Stacker гордо хвалился дополнительно освобожденным пространством. Весь день коту под хвост ради виртуальных 9МБ бонуса.
Никто тогда не думал, что это огромная нагрузка на процессор, что и без того медленное звено в системе заставляют трудиться практически непрерывно. Главное — еще немного столь важного жизненного пространства.
А улучшить что-либо не представлялось возможным. Оперативная память тогда стоила огромных денег, от $60 за планку 1МБ. В те годы использовались 8-разрядные разъемы SIMM на 30pin, в которые надо было покупать сразу по 4 планки памяти. Покупка дополнительных 4МБ ОЗУ вставала в намного большую сумму, чем сегодня приобретение последней модели iPhone.
На 4МБ вполне сносно шел первый Doom. Да, 386 процессор давал не более 10 кадров в секунду, но уже за это было спасибо. Doom 2 шел с горем пополам. Еще медленней, еще больше обращений к диску. Warcrart запускался, Warcraft 2 уже нет. Требуется 8МБ. В семействе Mortal Kombat запускались только 1 и 2 части. 3 часть, опять же, требовала 8МБ. Были способы обмануть игры, вручную конфигурируя dos4gw, но толку от этого было мало. Если каким-то чудом игра и запускалась, то играть было невозможно — жесткий диск фактически не выключался.
C другой стороны, на моей машине 1994 года вполне сносно работал Windows 3.1. Word 6 запускался, в нем можно было даже печатать текст. Правда, оконная система того времени была по сути больше ни на что непригодна. Приложений было мало, а игр так вообще кот наплакал. Сапер, Косынка и пара-тройка сторонних безделушек того же уровня.
Даже старые игры, рассчитанные на системы с 640КБ ОЗУ, было очень трудно запустить. Система распределения ресурсов в MS DOS была крайне неудачной, и приходилось вручную запихивать каждую мелкую утилиту из основной памяти наверх, в дополнительное адресное пространство. Штатные средства системы с этим справлялись плохо, требовалось устанавливать стороннее программное обеспечение, например, QEMM386. С его помощью со слезами на глазах удавалось выцарапать в районе 600КБ свободной основной памяти и, о чудо, всякие Wing Commander и ему подобные монстры начала 90-х начинали запускаться.
Жесткие диски были очень медленные, и чтобы хоть как-то ускорить обращения к ним, применялись специальные утилиты, создающие кэш в оперативной памяти. Это сейчас Windows все умеет делать сам. А раньше приходилось вручную запускать программы, наподобие ncache2 решать, сколько килобайт ОЗУ выделить под кэш, сколько под приложения. Опытным путем находились компромиссы, так происходило выживание в суровом цифровом мире.
Жить без звука было скучновато, и мы стали с отцом паять Covox. Это такая штука, состоящая из восьми резисторов кратной емкости, подключающаяся в порт принтера. Она позволяла извергать 8-битный звук, более-менее варимого по тем временам качества. Некоторые игры и, главное, музыкальные редакторы, поддерживали столь экстравагантное устройство. Но в 1995 году начался бум мультимедиа. Новое красивое слово. Никто не знал, что оно означает, но всем хотелось это попробовать. Начали продаваться специальные мультимедиа-комплекты за баснословные деньги, которых у простого россиянина даже близко не было.
Проблема решалась постепенно. Сначала я купил с рук китайскую монофоническую звуковую карту, частично совместимую с Sound Blaster. И колонки, сделанные из двух старых советских радиоприемников. Зато в играх появился звук! Пусть и частота дискретизации была не более 22КГц, пусть музыка midi звучала на уровне первых полифонических мобильных телефонов, но зато мой китайский уродец поддерживался 90% игр и самой Windows 3.1.
Быстро вскрылась и обратная сторона звукового рая. Игры стали требовать больше оперативной памяти, стали работать медленней. И без того дряхлый 386 с 4МБ ОЗУ стал задыхаться даже на тех приложениях, где раньше чувствовал себя более-менее пристойно. Например, в Command & Conquer стало практически невозможно играть.
Но денег даже покупку 4МБ ОЗУ не было, не говоря уже о замене процессора и материнской платы. Зато их хватило на покупку CD ROM. Привод Sony, со скоростью 2х, сильно изменил мою жизнь. Огромные полки дискет довольно быстро стали терять актуальность. Покупка лишь одного сидюка из серии «Лучшие игры IBM-PC» заменяла метровую стопку магнитных носителей. А к 1995 году их вышло, как минимум, четыре.
Первой моей игрой на CD был именно Command & Conquer. Этот диск до сих пор хранится на антресолях. Возможно, он даже читается. В 1995 году игра с живыми актерами, с кинематографическими заставками смотрелась безумно красиво.
Наступал 1996 год, и компьютер, просуществовав всего лишь 1.5 года, уже показывал полную несостоятельность. Половина игр на нем просто не запускалась. Windows 95 теоретически можно было установить, но толку никакого, так как скорость работы была катастрофически низкой.
И вот в феврале мы с отцом пошли покупать новую материнскую плату, процессор и память. В результате в системном блоке красовался 486DX2-80, воткнутый в мать с шиной VLB. Памяти осталось столько же, 4МБ. Но она размещалась на одном 72pin SIMM. Они были 32-разрядные и подключались уже поодиночке. По сути, быстрее стал работать только процессор, вычисления. Кстати, он прекрасно функционировал без радиатора. Видеокарта осталась прежней, под шину ISA. Туда же втыкалась и мультикарта. Раньше ведь нельзя было подключить к материнской плате ни одно устройство. За это отвечал отдельный модуль расширения.
В общем, довольно быстро выяснилось, что надо менять и видеокарту тоже, потому что в играх особого преимущества в скорости не наблюдалось. Тут стоит заметить, что ни о каком 3D в те годы речи вообще не велось. Аппаратного ускорения на персональных компьютерах не было. Все сцены обсчитывал процессор. Но данные передавались через видеокарту. И шина ISA была настолько медленной, что даже не успевала просто обновлять картинку с комфортной для игр частотой. В марте 1996 года Trident 8900 вместе с материнской платой от 386 был обменял на Cirrus Logic 5426 на шине VLB, а памяти в видеокарте был аж 1МБ.
По сути оставалось только нарастить память. Тут, летом 1996 года как раз начался обвал цен на ОЗУ, и за сумму в районе $100 был куплен еще один 72pin SIMM на 4МБ. Наступило счастье. Оно оказалось недолгим.




Ответить с цитированием