Умел Джон Кармак нагибать системы в 90-е. И свежевыпавший Quake еле-еле ворочался на 486DX2-80. Это было унижение. Мы только что вложили уйму денег и сил в обновление компьютера, и тут выходит какая-то игра, ставящая крест на всех улучшениях. Я в панике стал решать, что делать. Замена процессора на 486DX4-100, покупка радиатора. Не помогло — все равно Quake тормозит. И в том же году, осенью, пришлось снова поменять материнскую плату и процессор. То же сокет под 486. Шина PCI. И процессор AMD 5x86-133. От обычного 486 он отличался лишь вдвое увеличенным кэшем и множителем. Тогда-то я впервые и познал сладостный плод разгона. Шина вместо положенных 33МГц завелась на 40МГц. Так мой процессор заработал на 160МГц. И, надо заметить, весьма недурно. Quake не летал, но работал уже весьма достойно. Остальные игры летали. Windows 95, наконец-то заработал прилично.
Но и эта радость была мимолетной. Поставив плату с шиной PCI, я воткнул в ее дешевую видеокарту Avance Logic. А она была не совместима с Direct X для Windows 95. В 1996 году никакого 3D у Microsoft не было, и библиотека была нужна просто для запуска и работы игр. Более старая WinG, конечно, работала, но под нее было написано буквально несколько приложений. Самый яркий пример, пожалуй, это культовая ролевая игра Wizardry 7.
А новые игры выходили только под Windows и требовали совместимости с Dicrect X. В очередной раз мне пришлось тратить деньги на апгрейд и менять видеокарту. Я купил самую распространенную на тот момент железку — S3 Trio. Игры заработали безупречно.
Сегодня, когда огромную популярность имеют онлайн-игры, трудно даже представить себе как все начиналось. Ведь в начале 90-х не было доступных средств связи между компьютерами. Сетевые карты, коаксиальные кабели, протокол IPX, все это было слишком дорого и сложно. А поиграть друг с другом хотелось. На помощь пришла сопля. Нет, это никак не связано с простудой и носом, просто именно так называлось нуль-модемное соединение. В компьютерах 20-летней давности были коммуникационные порты, к которым народные умельцы припаивали определенным образом провода. В результате между двумя компьютерами организовывалась связь. Скорость — примерно 2-3кб/с. Этого хватало, чтобы организовать сетевую игру. К счастью, в середине 90-х довольно много игр поддерживало нуль-модемное соединение. Но тут возникает вторая проблема. Необходимо собрать два компьютера рядом, а в те годы даже одна x86-машина была огромной роскошью в семье. Мы были студентами, автомобилей у нас не было, а играть хотелось. Как быть? У нас были мотоциклы. Перевозка компьютера производилась в два этапа. Сначала перевозился монитор — огромный 10-15 килограммовый ящик с электронно-лучевой трубкой. Везли его на руках пассажира. От водителя требовалась максимальная плавность хода. Второй заезд — системный блок, клавиатура и мышь. Еще одна проблема - где играть? Нам приходилось играть исключительно по ночам. Два места: либо квартира моих родителей, либо кирпичный гараж друга. Первое удобней в плане перевозок, так как надо тащить лишь один компьютер. Второе удобней тем, что сетевые баталии можно было совместить с применением легких наркотических препаратов. Сегодня, когда в онлайн можно выйти в два клика, все наши приключения кажутся чем-то нереальным.
Примерно в то же время, осенью 1996 года, я подключился к интернету. Здесь стоит отметить, что на тот момент рунет, в сегодняшнем понимании, фактически отсутствовал. Русскоязычных сайтов было очень мало, да и особой ценности они не представляли. 90% информации приходилось черпать на английском языке. Смотрите сами: Яндекс появился в 2000 году, Mail.Ru — в 1998, iXBT — в 1997, Одноклассники — в 2006 году, ВКонтакте — в 2007. В общем, по меркам интернета в 1996 году был еще каменный век. До сети дозванивались dial-up модемы. То есть, во время работы в интернете по телефону нельзя было поговорить. Кроме того, у нас был спаренный номер, так что интернет убивал все телефонное общение не только в нашей семье, но и у соседей. Скорость связи была чаще всего 14.4кбит/с. Я купил USR Sportster, устанавливающийся как плата расширения в системный блок. Мысль о том, что твой компьютер может подключаться к любым компьютерам мира просто будоражила.
В это трудно поверить, но в 1996 году в Windows не было браузера. Его надо было устанавливать как дополнительное приложение. Один из вариантов заключался в инсталляции пакета Microsoft Plus, в который входил Internet Explorer 1.0. Но умные люди посоветовали мне Netscape 3.0. Это и определило мою судьбу на всю последующую жизнь. Я и сегодня использую наследника Netscape, хоть и от третьего брака. Его имя Mozilla Firefox.
А тогда, в 1996 году, еще не существовал Google и вообще с поиском в Сети были некоторые проблемы. Поэтому очень ценными друзьями были те, кто просто тупо знал адреса полезных сайтов. Выход в интернет тогда стоил огромных денег, а пользы от него было немного, поэтому активность была невысокой. Зато я могу похвалиться тем, что спустя год одним из первых зарегистрируюсь в ICQ и получу UIN 1019514. Да, спустя 15 лет будут активно продаваться и шестизначные номера. Но это не то. Гораздо приятней осознавать, что ты все эти годы имел один и тот же UIN, а не просто решил повыпендриваться на закате IM-протокола.
Одним из наиболее популярных занятий в интернете того времени были web-чаты. Это некая страничка, которая обновляется раз в 5-10 секунд. Вы можете написать что-либо и вскоре ваше сообщение появится в ленте. Такой вот первобытный онлайн. Но вскоре мне открыли вершину социальных технологий того времени — IRC. Это тоже чат, но он происходит в реальном времени. Для этого была необходима специальная программа. Я, кроме mIRC, в 1996 году ничего не знал. Мне показали как зайти на канал крупнейшего провайдера в городе, и этого было достаточно для счастья.
Наступила весна 1997 года, и стало понятно, что пора переходить на Pentium. За пол года вышло довольно много требовательных к ресурсам игр на движке Quake, которые работали очень медленно на любом 486 процессоре. Основное преимущество Pentium заключалось в наличии мощного математического сопроцессора, а творение Кармака активно его использовало. Поэтому именно id tech умолял обновить процессор и материнскую плату. Так на нашем столе появился Pentium 133. Память увеличилась до 16МБ, что позволило более-менее прилично работать Microsoft Word 7 и прочим тяжелым приложениям Windows 95.
В те годы набирал популярность особый вид мошенничества. Процессоры разгонялись, после чего весь верхний слой корпуса стачивался и наносились новые надписи, где писалась более высокая тактовая частота. В народе такие процессоры назывались «пилеными». И вот как раз именно такой образец и попал в мои руки. На самом деле это был Pentium 100. Да, на 133МГц он работал,но очень сильно грелся. Мне даже пришлось купить термопасту и намазать ей соединение между микросхемой и подложкой кулера. Беда продолжалась недолго, и вскоре мне все же удалось обменять этот чип на оригинальный Pentium 150. Материнская плата на чипсете TX поддерживала частоту шины 83МГц. По умолчанию, процессор работал на частоте 60х2.5. Я завел его как 83х2. Чем выше частота шины, тем быстрее обмен с памятью и другими внешними устройствами. Поэтому разница в скорости была даже больше, чем банальное соотношение 166 к 150. Однако в то время скорость PCI еще была жестко привязана к частоте шины и поэтому мои винчестеры как бы тоже разгонялись. Долговечность была крайне низкой. Во времена использования Pentium, жесткие диски сыпались у меня каждые пол года. Да, чаще всего устройства были на гарантии, но ведь данные уже не вернуть. А удобных средств резервного копирования тогда не существовало. Максимум — сбрасывать небольшие файлы на дискеты.
Тогда же, весной 1997 года произошло еще одно эпохальное событие, которое сильно повлияет на мою дальнейшую жизнь. Мне показали FIDO. Это некоммерческая сеть, которая работала через модемы, основой которой были конференции, некий аналог современных форумов. Особенность FIDO заключалась в том, что сеть поддерживала только текст, поэтому служила исключительно для общения. Попасть в нее было непросто. Меня привели в здание, где работал очень влиятельный системный администратор, node. Моя задача заключалась в том, чтобы угостить его пивом и как бы невзначай попросить адрес в сети, который назывался point. В результате того визита, меня тащили домой на руках, так как я перестарался в количестве купленного пива, а чтобы ему не пропадать, поглощал напиток литрами. Потом мне рассказали, что адрес я все-таки получил, но у другого системного администратора. Так весной 1997 года я стал фидошником.




Ответить с цитированием