Западная революция, конечно, сыграла роль (это относится уже к началу 80-х), но бытовой ПК начал у нас создаваться (по инициативе "снизу") ещё в 1979-м, и не абы какой, а на 16-битном К1801ВЕ1 - это я о том, что потом назвали "Электроника НЦ8010". А вообще, отсутствие в мире бытовых ПК мы уж как-нибудь пережили бы, как "переживали" многие поколения до нас.
И отношение к простейшим ПК в начале их появления везде было примерно одинаковым: то же самое говорили Возняку и Джобсу работники банков в Америке, когда они пытались получить кредит на производство первого «Яблока». И это отношение было вполне оправданным: после появления этих ПК долгое время большинство из них использовалось как игрушки или печатные машинки (как, собственно, и сейчас). В лучшем случае – для обучения информатике или в качестве калькуляторов.
Не на «приставках» а в основном на ПК типа Apple II, TRS-80, IBM PC и т.д. Ничего себе приставки – за 2000-3000 долларов (тогдашних!). И потом, то что этих таблиц было продано порядка миллиона вовсе не означает, что все они активно использовались – я бы, к примеру, тоже, вполне возможно, ради интереса купил бы подобные программы, но вот стал бы использовать их в повседневной практике – большой вопрос (скорее нет, поскольку тогда они ещё не были такими привычными и «незаменимыми»). В ещё большей степени эти сомнения относятся к «игровым приставкам» - понятно, что такое ПО для них было, но также абсолютно ясно, что использовал его (да ещё и с реальной пользой) лишь совсем небольшой процент от владельцев таких ПК.
Вот именно, она была как вундеркинд – «выстрелила» раньше всех, но потом её постепенно догнали и другие ПК. А уж к середине 90-х – тем более. Кстати, все эти крутые в описании «фичи» на практике часто мало что давали (и были мало востребованы, кроме демок) в сравнении с гораздо более простыми и традиционными аналогами – например, игры для Амиги и Atаri ST, как правило, выглядят почти одинаково, хотя у Атари всё намного проще… Примерно такие же и на Apple IIGS (все три ПК были близки по цене). И популярность Амига набрала только после появления относительно недорогой модели Амига-500 (1987 год), причём выпуск Амиг вовсе не означал для Коммодора сворачивания производства более простых и дешёвых ПК – С64 вообще выпускался до 94-го. Ну, и ещё раз подчеркну – Амига задумывалась именно как продвинутый игровой компьютер, а вовсе не в качестве универсальной машины для замены всех типов ПК. Да и по сложности, запутанности архитектуры Амига была достойным собратом нашего УКНЦ (а также своих непосредственных предшественников – 8-битных Атари). Впрочем, если бы не стремительное распространение заполонивших всё IBM-совместимых ПК (похоронивших не только Амигу, но и большинство остальных моделей), Амига, возможно, вполне заслуженно заняла бы более достойное место.
Шутки шутками, но кто из нас в своё время не бросил «заниматься ерундой» - кто-то женился (и тогда уже было не до «игрушек»), кто-то заканчивал институт и устраивался на работу, кто-то просто взрослел и находил более соответствующие возрасту занятия, а кто-то даже мог сообразить, что написание игрушек и программок для простеньких ПК – это всё же не самое интересное и важное из возможных занятий даже для подростков или молодёжи. Я, например, после окончания института и устройства на настоящую работу абсолютно забросил заниматься «Вектором» (а играл тогда уже только на приставках), хотя платформа эта была очень даже цветная и весёлая, и очень мной любимая… Причём писать какие-то программы для других ПК у меня не было никакого желания – на РС итак всё было, а другие (ДВК, Вектор и т.д.) уже казались абсолютно бесперспективными. И в зарабатывание денег очень скучным чисто программистским трудом я тогда (в середине 80-х) совершенно не верил…
Здесь главное в том, что ни от Кена, ни от Дениса, скорее всего, ничего не зависело – они пользовались тем, что было в наличии (Кен тем, что купили родители, Денис – скорее всего, тоже). Причём УКНЦ в 95-м году, я думаю, был ещё неплохим ПК и чего-то стоил, а вот TI в 83-м был куплен по совершенно бросовой цене. Не знаю, был ли у него цветной монитор или подключал ли он УКНЦ к цветному ТВ (скорее всего, действительно, был ч/б монитор), но сам УКНЦ тогда ещё представлял собой внушительную «машину», лучше которой реально были разве что хорошие IBM-совместимые (в те годы многие ещё вовсю пользовались «Спектрумами», и в продаже из недорогих ПК тоже были в основном они родимые). Кстати, у Дениса некоторый выбор был (у него же кроме УКНЦ имелись также «Спектрум» и игровая приставка), и выбрал он для программирования не «Спектрум», а УКНЦ (и я бы, конечно, тоже так сделал).
Вполне серьёзно – у нас в классе хороших, талантливых программистов было человек 5 (и это лишь в одном нашем классе!), и ассемблер был для них самым обычным языком (ещё применяли Паскаль, ну и Бейсик, конечно, тоже). При этом в нашей школе даже не было компьютерного класса (мы ходили на информатику в соседнюю), а все навыки программирования брались в основном от домашних или рабочих (у родителей) ПК.
К сожалению, на практике мы видим, скорее обратное – чем сложнее и совершеннее игры и другие программы, тем труднее написать что-то подобное самому, и тем меньше детей пытаются это сделать. Вот сейчас компьютеры есть почти у всех – и что, вы думаете, многие серьёзно увлекаются программированием? Считанные единицы – остальные останавливаются в лучшем случае на уровне продвинутых потребителей игр. Я довольно много сталкиваюсь с разными детьми и взрослыми, и могу отметить, что есть немало детей, хорошо разбирающихся «в компьютерах» (т.е. они даже могут сами установить обычную Windows, программы, чего-то настроить и т.д.), но даже среди них очень мало тех, кто разбирается «в программировании». А раньше (в конце 80-х-начале 90-х) было наоборот! Почти все, кто имел дома ПК, могли сами написать хоть какие-то программы (хотя бы на Бейсике) и гораздо лучше понимали теоретические основы этого дела. Ну это, в общем-то, вполне нормально – мы же не требуем от владельцев телевизоров разбираться в теоретических основах телевидения и самостоятельном ремонте ТВ (хотя раньше и радиолюбителей, мне кажется, было побольше). Я, кстати, периодически сталкиваюсь и с молодыми людьми, которые учатся на компьютерных специальностях, и часто их уровень знаний в этой сфере совершенно удручающий. Ну а чего мы хотим – потребительское общество…
Кстати, старые ПК и старые игры ничуть не хуже привлекали детей к компьютерам, чем нынешние – наоборот, тогда многое было в новинку, и даже элементарные игры (даже на текстовом «Роботроне-1715») казались очень интересными.
Конечно, нет. Это лишь теоретические рассуждения. Я на УКНЦ никогда не программировал.





) казались очень интересными.
Ответить с цитированием