Потребительные качества Вашего ZX-ОРИОНА можно существенно улучшить, если ввести 2 простейшие доработки базовой архитектуры ОРИОНА. Т.к всё делается на базе ПЛИС, предлагаемые изменения почти не требуют расхода ресурсов. При добавлении железа в новодел ОРИОНА следует добавлять только такие доработки, которые дают реальную пользу, по возможности уже поддержаны программами и главное, - реализуются на реальном базовом ОРИОНЕ любым человеком имеющим электропаяльник за 1 час труда.
Реализация режима базового ОРИОНА в клоне ZX очень мало улучшает потребительные качества, ибо играми ОРИОН пользователей не потрясёт, а текстообработка в базовом ОРИОНЕ с маленьким и плющенным экраном с некачественным шрифтом не добавит пользователю много удобств. В то же время ОРИОН при простейших доработках в состоянии стать приемлемым компьютером для текстообработки, дополнив тем самым возможности ZX.
1. Желательно расширить растр на весь экран, чтобы исправить "плющенность" экрана ОРИОНА. В базовом ОРИОНЕ это было невозможно, т.к НГМД работает только при CPU с тактом 2.5 МГЦ и выше (уже 2.4 МГЦ не работает). Поэтому такое улучшение растра делали только имея в ОРИОНЕ Z80 на двойном такте. Остальным, увы, приходилось мучиться с плющеным экраном и уменьшенным размером букв. Расширение растра достигается изменением частоты сдвига в выходном видео регистре с 10 МГЦ на 8 МГЦ или 9 МГЦ.
2. Расширение экрана с 12К до 16К (ширина в пикселях 512 вместо 384), что даёт качественный шрифт 8*10 вместо некрасивого и медленного 6*10. Это имеет смысл потому, что решает проблему текстообработки. Несмотря на больший размер экранного ОЗУ, байтовый драйвер работает в 2-3 раза быстрее, чем небайтовый. Я имею 6 драйверов использующих такой режим. Да и переделка любых текстовых драйверов, рассчитанных на экран 384 на расширенный экран выполняется за 5 минут и заключается в замене 1-2 байт. Такая доработка используется с 1993 года, поддержана программами и хорошо себя зарекомендовала. Включение режима 512 происходит при записи 1 по биту D7 в порт FA. Т.к при установке обычных режимов, в этом бите записывается 0, то совместимость никак не нарушается.
Можно подумать и о режиме 448 точек (экран 14К), что даёт 64 символа в строке более качественным фонтом 7*10, что удобно для текстообработки. Драйвер такой же не быстрый, но шрифт намного красивее. Такой режим у меня был много лет при кварце 9 МГЦ, растр растянут на весь экран. Такой режим был поддержан в моём эмуляторе ОРИОНА до 1999 (затем нет, т.к исходник погиб, а последующие версии продолжились из исходника более ранней версии, только с экраном 384) и зарекомендовал себя очень хорошо. Более часто я использовал в этом режиме шрифт 8*8 с 56 символами в строке, т.к шрифт здесь крупнее и красивее, что для меня важно (а в текстовом адаптере в начале 90-х я использовал растр 53*21, т.к более качественный и крупный шрифт мне важнее числа символов в строке).
3. Введение быстрого режима цвета. Предлагается заимствовать идею цвета СПЕЦИАЛИСТА. Такой цвет в первую очередь удобен для текстовых программ и идеально сочетается с экраном в 512 точек (не 384 или 448). Доработка заключается в добавлении 8-ми разрядного регистра цвета, подключенного на входы РУ5-тых банки 1 (где хранится цвет). В реальном ОРИОНЕ это "выливается" в 4-ре корпуса 1533. ИР22 - регистр цвета, две КП11 переключают входы ОЗУ, чтобы сохранить совместимость и ТМ2 (или ЛА3) для формирования старта в ПЗУ F800. Для управления режимом используется бит D3 порта F8. В базовой схеме этот бит в порту F8 физически уже есть, но занят на сброс. Для того, чтобы этот бит освободить, надо ввести RS-триггер. Он сбрасывается по /RESET, а взводится по /MEMR (или /WR КР580). Тогда по сбросу с адреса 0 читается ПЗУ, но при первой же команде записи (куда угодно) ПЗУ отключается. В качестве адреса регистра цвета когда-то предполагался адрес F7E0 (хотя базовый ОРИОН имеет один свободный адрес регистра по 'STA FB00', но обычно этот порт занимают на программное переключение ТУРБО-НЕТУРБО).
Быстрый режим цвета позволяет выводить текст в цвете с той же самой скоростью, как и в монохроме. Достаточно записать цвет в регистр цвета и все последующие выводы графики на экран будут раскрашивать экран в нужный цвет. Кроме того, такой цвет позволяет очень легко раскрашивать старые монохромные текстовые программы. Использование такого режима на СПЕЦИАЛИСТЕ показало его высочайшую эффективность. Для тормозной 8-ми разрядки именно такой цвет - это то, что надо. Короче, - это гениальная идея Волкова, как и всё остальное в СПЕЦИАЛИСТЕ. Если бы эту идею вовремя заметили и использовали авторы других бытовых ЭВМ, то качество их системных программ существенно улучшилось бы. К сожалению, журнал МК в 1987 читали только судо- и авиа-моделисты, а не продвинутые разработчики бытовых ЭВМ.




Ответить с цитированием