Цитата Сообщение от bigral Посмотреть сообщение
(по сути клепали комп как и СОТНИ других фирм во времена бума домашних компов).
Насколько я знаю, спектрум уделал все остальные компы в первую очередь своей ценой. Что и определило его успех.

Цитата Сообщение от bigral Посмотреть сообщение
Оказалось что для "домашнего компа" важна была пригодность к написанию игр (для которой основным моментом является качественная высокоскоростная графика). Вначале 80-х что считать "качественной графикой" было никому не ведомо. В ZX же по счастливой случайности экран оказался оптимальным и для скорости z80 и для портирования игр с игровых автоматов. Спекки продержался на рынке "домашних компов" аж до момента схлопывания этого рынка (в результате удешевления x86). Этого не ожидал никто (того что будут выпускать версии игр для zx-a во время того как есть nes, sega master, snes, sega genesis, msx2+, atari st, amiga, x86-vga + еще 2 сотни платформ сдохших к этому моменту).
"Счастливая случайность" была закономерным итогом стремления к удешевлению компьютера. А также стремлению, несмотря на дешевизну, сделать комп цветным. Да, во многом спектрум своей популярности обязан финту с атрибутами, который сильно сократил размеры экранной области. Но этот финт не был счастливой случайностью - надо было как-то уложиться в 16кб, чтобы ещё осталось место для бейсик-программ, на которые спектрум первоначально ориентировался. Думаю, даже если был бы сделан выбор в пользу формата байт пикселов - байт атрибутов, с 12 кб экранной области в итоге, популярности спектрума это не навредило бы.

Так что, как ни крути, а счастливой случайностью тут особо не пахнет. Разве что неожиданным приятным бонусом. Спектрум был запрограммирован на популярность своей ценой и цветным экраном (которые Синклер выбрал как определяющие критерии при разработке). Множество игр под него стали выпускаться в первую очередь из-за множества потенциальных их покупателей (а не его пригодностью к написанию игр. Даже программируемый калькулятор пригоден к написанию игр. Для игр основным моментом является играбельность, а не качественная высокоскоростная графика. Не было бы её - игрались бы в пошаговые стратегии, экономические игры и прочие адвентюры и рпг, да и аркады/экшны были бы, какие-никакие. Вот появились в СССР доступные по цене программируемые калькуляторы - появились и игры на них.) Конечно, игры были причиной дальнейшего увеличения популярности. Но и изначально спрос на спектрумы был велик, когда ещё играми на него и не пахло.

- - - Добавлено - - -

Цитата Сообщение от Lethargeek Посмотреть сообщение
даже с клонами спек вряд ли догнал комод (причём с учётом клонов и вариантов второе место внезапно может оказаться за эплом-2)
Я, например, сомневаюсь, но это из области догадок. Американцы жили побогаче, и могли себе позволить компы подороже. А массы в Европе (особенно восточной) довольствовались спектрумом, с его неидеальной, зато дешевой, архитектурой от Синклера.