Или логично, как в Neon-e:
Код:[S0 S1 S2 S3] [ D0 ][ D1 ] [ Q0 ]
Или логично, как в Neon-e:
Код:[S0 S1 S2 S3] [ D0 ][ D1 ] [ Q0 ]
Больше игр нет
С любовью к вам, Yandex.Direct
Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию
Если народ уже добрался до команд длиной по 8 байт, то есть некоторые способы более компактного кодирования. Будем считать, что адрес и данные имеют разрядность по 16 бит и попробуем запихать в них 4 команды (про байты для примера забудем). Первая идея, это сделать 4 перезагружаемых таблицы и по группе в 4 разряда выбирать команду в длинном формате (или сразу микрокод). Но это много ресурсов и мало толка, поэтому попробуем закодировать команды честно. Сделаем 4x2 устройств, каждое выполняет свою операцию и записывает результат в регистр - он же первый операнд для следующей операции, то есть его кодировать не нужно. Для максимальной ортогональности вторым операндом будет любое из устройств и на его кодирование нужно 3 бита. Последний бит будет будет выбирать какое из двух устройств работает в данном такте, а какое отдыхает. Если вторым операндом оказывается это же устройство, то может выполняться какая-то специальная операция, к примеру обнуление регистра для устройства OR или установка в -1 для AND. Список операций выполняемых устройствами может быть к примеру таким:
SUB1/ADD
SUB2/NOR
LD3/ST
LD4/LDI/JMP(условный)
Операции ADD/SUB добавляют/вычитают что-то к своему регистру, при ссылке на себя каких-то особых действий не требуется. NOR просто пример побитовой операции, вместо него и ADD вполне может оказаться более полезным что-то другое. Операции LD в свой регистр загружают данные из памяти, а адрес берут из указанного в команде регистра, особых действий при ссылке на себя для них тоже не требуется, хотя можно что-то и придумать. Для операции ST не хватает второго операнда, поэтому операнд указывает сохраняемые данные, а адрес будем брать к примеру из SUB1. Дополнительно данные копируются в связанный с ST регистр, на случай если кому-то вдруг опять понадобятся.
Для команды JMP ссылка на себя превращает её в команду LDI которая загрузит следующее слово программы просто как константу. Остальные значения могут, либо указывать один из флагов формируемых устройствами, а адресом берём загруженное LDI. Или флагом всегда будет перенос к примеру из SUB2, тогда адрес перехода можно будет брать из регистров.
Ну а если не экономить биты, то можно к примеру поделить 64 бита на 16 групп по 4 бита, и сделать 16 таблиц по 16 ячеек как в первом варианте. Тогда можно будет выполнять по 16 операций за такт, хотя конечно не все из них будут полезны для вычислений.
Последний раз редактировалось blackmirror; 17.01.2020 в 21:47.
Народ экспериментируетЕсть и однобайтные.
Заманчиво. Но всё это упрётся в пропускную способность шины и никакого кэша не хватит.
Не совсем понял что с чем соединить, но по-моему это называется VLIW. У него ещё одна проблема есть, кроме ширины шин: кто это программировать будет? Или человек с особой усидчивостью, или оптимизирующий ассемблер, но кто ж его напишет. Был такой процессор Transmeta Crusoe. Неплохой, но "не взлетел". Нативно программировать его было некому, а в эмуляции x86 он по понятным причинам проигрывал этому самому x86.
- - - Добавлено - - -
Почему инструкция 8 байт? Да она и 20 может быть при таком подходе.
Например, есть массив 32-разрядных значений, и в них надо установить бит с номером, равным номеру элемента.
В цикле выполнить такое:
Или, например, сортировка.Код:bset (IX+BC*4),BC
Сравнить два значения в массиве, номера элементов заданы в BC и DE:
Переход по таблице:Код:cp (IX+BC*2),(IX+DE*2)
Скопировать массив, в цикле:Код:jp (BC*4+label)
Программист пишет так, дальше уже пусть ассемблер и процессор разбираются как это закодировать и как выполнить.Код:ld (IX++),(IY++)
Еще некоторые соображения:
Сейчас возможности плис позволяют многое делать за 1 такт, но оно может может оказаться слишком дорогим по ресурсам, если в систему команд тащить всё подряд.
Первое, что нужно - это счётчик команд и механизм его увеличения. Последним может заниматься и ALU, у него будет достаточно времени, если шины адреса и данных не разделены. Но взглянув на обмен по шине, мы быстро придём к выводу, что так жить нельзя:
Addr Prog
Addr Prog Addr Rdata
Addr Prog Addr Wdata
Addr Prog Addr Rdata Wdata
Поэтому адрес и данные нужно разделить чтобы удвоить скорость. Но мы опять с тоской посмотрим на шину, поскольку половину времени занимает чтение программы.
Далее можно сделать или отдельную память и шину для чтения или кеш для программы. Можно даже прямого отображения, когда младшие разряды адреса однозначно выбирают вполне конкретную ячейку кеша и связанный с ней флаг.
Еще потребуется поделить кеш на части и назначить каждой свой тег, который будет сравниваться со старшими разрядами адреса команды.
Если тег совпадает и стоит флаг, значит инструкция выбирается из кеша, если тег не совпадает, то он перезаписывается, флаги сбрасываются, инструкция выбирается из памяти, записывается в кеш и устанавливается её флаг.
Если хочется самомодифицируемый код, то придётся еще отслеживать запись, и хотя бы сбрасывать флаги записываемых ячеек. Можно и перезаписывать, но вдруг по этим адресам живёт ПЗУ и ничего не получится?!
Наличие небольшого кеша позволит коротким циклам читать программу только на первой итерации, после чего операции с памятью смогут выполняться на 1 такт быстрее, за счёт отсутсвия необходимости читать программу.
Еще одна полезная фича - это регистры LoopStart, LoopEnd, LoopCnt, для организации аппаратных циклов. Смысл в том, что когда счётчик команд совпадает с LoopEnd мы будем заменять его на LoopStart, если LoopCnt>0 уменьшив при этом последний. Таким образом для циклов с фиксированным числом итераций не нужна будет инструкция сравнения и команда условного перехода.
Теперь нужно определиться, сколько внутри будет шин между регистрами и ALU, если две шины чтения операндов и одна записи результата плюс мультиплексор шин памяти, то за 1 такт можно выполнять следующие операции:
Ri=Rj+Rk - шина памяти не используется
Ri=Rj+(Rk) - регистр суммируется со значением из памяти, свободных шин для модификации адреса нет
Ri=(Rj+Rk) - адрес берётся после ALU, данные читаются в регистр
R0=(Ri), Ri+=Rj - все шины ALU используется для модификации адреса, поэтому данные записываются из памяти в фиксированный регистр
(Ri)=Rj, Ri+ - регистр записывается в память, приращение адреса можно взять только из кода команды
(Ri)=R0, Ri+=Rj - все шины ALU используется для модификации адреса, поэтому пишем фиксированный регистр
(Ri)+=Rj, Ri+ - чтение/модификация/запись, два буферных регистра на шину памяти позволят параллельно с записью выполнять следующую команду формата Ri=Rj+Rk
Ri=(Rj), (Rj)+=Rk - аналогично предыдущему, но если адрес не модифицировать, можно сохранить старое значение из ячейки памяти
В общем для трёх шин эффективные форматы на этом исчерпываются, хотя где-то можно брать недостающие цифры из кода команды или фиксированного регистра. Для модификации адреса источника или приёмника параллельно с вычислениями - нужно разделить регистровый файл на банки, убрать форматы порождающие конфликты и добавить дополнительные шины.
К примеру убрать форматы где адрес и результат пришутся оба в чётные или нечётные регистры.
Bolt(19.01.2020)
Счётчик команд считает сам, никаких ALU. Указатель стека тоже. Регистры inc/dec через отдельный блок.
Взглянуть на обмен по шине... У меня SDRAM, процессор с MMU, и видеовыход VGA в той же куче, куда смотреть?
У процессора нет параллельной шины, есть кэш на двухпортовой памяти, с одной стороны с ней работает процессор, с другой - контроллер SDRAM. Внешняя параллельная шина может и будет, но не скоро.
Кэш кода и данных раздельно. Про теги и прочее знаю. Кэш работает, но с ошибками, отладить надо.
Запись будет отслеживаться, самомодифицируемый код должен работать. Про ПЗУ хорошая мысль, надо запомнить.
Я против. Чем djnz не устраивает? Давайте её сделаем для любых регистров.
А с дополнительными регистрами мало того что усложняется процессор, так потом ещё думать что с ними делать во вложенных циклах и в прерываниях. А ещё держим в уме многозадачность.
Список операций скопировал в блокнотик, потом подумаю.
С шинами всё сложно, пока не определился.
Есть как бы шина чтения регистров, и как бы шина записи. Это два глобальных мультиплексора, плюс несколько мелких. Блоки чтения-записи данных и чтения кода каждый отдельно, у них там свои шины и временные регистры.
- - - Добавлено - - -
Основных регистров будет 9: BC, DE, HL, резерв, IX, IY, IZ, I_резерв, и отдельно аккумулятор. Резервным регистрам название пока не придумал, для чего они нужны - тоже. Просто регистры. I_резерв может будет типа BP, с быстрым доступом к локальным переменным.
Система команд практически "всё со всем".
Первый операнд: A, регистр, память.
Второй операнд, если нужен: то же, и ещё константа.
Память: [BC,DE,HL]*[1,2,4]+[IX,IY,IZ]+const. Всё опционально.
Функции: те же, что у Z80.
Что из этого сделать одним байтом, а что с префиксами - пока думаю.
Что получится за один такт тоже пока не знаю, это станет понятно когда до Verilog-а доберусь.
На данный момент однобайтные:
inc/dec A/R
mov A,R
mov R,A
одноместные с аккумулятором (сдвиги, инверсия)
Думаю о push/pop. Можно и их сделать однобайтными, но они вроде не так часто используются.
Djnz тоже тогда однобайтной сделать. А может "dec / jpnz" обойдёмся?
- - - Добавлено - - -
Во, резервный для данных будет MN, а резервный индексный IV - vars. И можно сделать укороченный вариант опкодов для "func A,(IV+offset)".
Последний раз редактировалось Bolt; 19.01.2020 в 00:13.
Попробовал. IV вообще в коде не воспринимается. То ли половинка от X, то ли римская 4. И если бегло просматривать с IX можно спутать.
Может IS? Какие ещё буквы свободны?
add A,(IS+0x34)
Bolt, даже если внешней шины нет, значит есть шина кеша и она для нас и играет роль памяти. Правильно ли я понимаю, что каждый порт этой памяти имеет шину адреса, прочитанных данных и данных для записи, но одновременно прочитать и записать через один порт мы не сможем?
По сравнению с djnz аппаратные циклы хороши тем, что кроме инициализации не имеют других накладных расходов, для снижения которых не требуется делать разворот в случае малого количества команд. К примеру если тело цикла из одной команды, добавление djnz снизит его производительность в 2 раза, а когда мы его развернём, нужен будет дополнительный код, чтобы определить сколько полных блоков и сколько итераций в хвосте.
Во всяких Cortex команды push и pop в качестве аргумента имеют битовую маску какие регистры сохранять/загружать, а какие пропустить. Есть команды загрузки сохранения аналогичные pop и для других регистров. И еще есть команда загружающая/сохраняющая сразу по 2 произвольных регистра то есть: Ri=(Ra) Rj=(Ra+4) Ra+=8.
Дополнительные размышления привели меня к мысли, что для обращения к памяти сложные формы адресации не требуются.
Требуется поделить банк регистров на чётные и нечётные, поставить два ALU, две шины записи и 4 шины чтения, и в коде команды указывать что подать на мультиплексоры для этих шин. Для записи в память несколько бит будут выбирать с какой из шин выдать адрес и данные. Для чтения нужно выбрать с какой шины выдавать адрес, и нужно ли прочитанные данные поместить в фиксированный регистр или выдать на шину записи. В итоге в 32 бита команды можно закодировать две регистровые операции по 12-13 бит и одну пересылку 5-6 бит, в достаточно ортогональном для удобства программирования виде.
Последний раз редактировалось blackmirror; 19.01.2020 в 14:30.
Bolt(19.01.2020)
Да, правильно.
А если выполнять по 2 команды за такт, то цикл из одной команды замедлится в 3 раза
Нет, идея с регистрами мне не нравится. И в любом случае переход сбивает буфер инструкций (конвейер). Потом может для циклов придумаю что-нибудь.
Пусть будут, они не мешают. Load/store архитектура тоже имеет недостатки.
Для такого двойного процессора программист будет писать две команды в строке, или ассемблер соберёт две в одну? Потому что проектировать процессор с блокировками и байпасами меня что-то совсем не прёт.
Разделение регистров позволяет и push сделать по маске, и два ALU с двумя операциями за такт, но я на данный момент вообще не понимаю как эту параллельность воткнуть в то, что есть. При 32-битных командах RISC всё получается просто, но надо сохранить совместимость с Z80, а он совсем не RISC, переменная длина команд всё портит. Предел, на котором по-моему надо остановиться - один байт кода за такт.
По тактам минимум получается примерно так:
mov A,R - 1 такт
mov R,A - 1 такт
mov R,R - 2 такта
func A - 1 такт
func R - 2 такта
func A,R - 3 такта
func R,A - 4 такта
func A,imm32 - 6 байт, 8 тактов
func [reg],imm32 - 7 байт, 17 тактов
Доступ к памяти пока по 1 байту, поэтому так долго. Можно, конечно, и внутреннюю шину сделать 32 бита, и не ждать окончания записи, и что-то распараллелить, всё можно. Но я тогда закопаюсь в этих деталях и до главного - запуска процессора - не доберусь.
Конвейер сбивают непредсказанные переходы, а аппаратные циклы штука вполне предсказуемая.
Можно либо ставить специальный знак, что к данной строке нужно прицепить команду из следующей, но мне больше нравится вариант продолжать команды в той же строке.
С переменной длинной может помочь только двоичная перекомпиляция, но наверно действительно лучше остановиться.
Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)