Я думаю, какие-то ощутимые деньги наши лучшие программисты для БК таки имели, особенно те, кто продавал свои программы сам или был тесно связан с конторами (известный пример - Бортник, другой пример - Дженгуров, под именем которого за 3 года вышло порядка 40 игр!). На Векторе ряд программистов тоже быстро поняли - если хочешь что-то заработать на своих программах, не отдавай их для тиражирования кому попало, а продавай их сам или через свой кооператив. Аналогично было и в других странах, в той же Англии во время популярности Спектрума и др. простых ПК - если отдавал свою игру (даже очень приличную) какому-то издателю, обычно получал максимум несколько сотен фунтов, а если издавал сам или имел тесные отношения с издателями, мог иметь в десятки раз больше. Например, братья Оливер неоднократно рассказывали в интервью, что до знакомства в октябре 1985-го с братьями Дарлинг (которые тоже были талантливыми программистами, но поняли, что разбогатеть можно только на своем издательстве) зарабатывали на своих программах максимум 200 фунтов, а Дарлинги (Code Masters), впечатленные их предыдущими работами (графические редакторы, игры), предложили им за новую игру для Amstrad CPC сразу 10000 фунтов, что было (и есть сейчас) очень приличной суммой не только для 16-летних парней. Правда, потом выяснилось, что Дарлинги все же поменяли своё предложение о выплате 10 тысяч сразу на обычное и более безопасное для издателя роялти (27 пенсов с проданной копии), однако Оливеры рассказывали, что все равно в результате получили от продаж этой игры (Super Robin Hood), написанной всего за месяц, на всех платформах порядка 20000. Затем они долго дружили с Дарлингами и получали за каждую успешную игру суммы такого же порядка (интересно, сколько заработали сами Дарлинги на многочисленных играх своих друзей?).
Кстати, про близнецов Оливер пишут, что они начинали знакомство с ПК на Apple II (он был в семье друга) в 1980-м или 1981-м (братья 1969 года рождения), потом на ZX81 (его купил себе их старший брат), потом, наконец, продавая полгода газеты, они смогли накопить сто фунтов (еще сто дали родители) и приобрести собственный Dragon 32, потом поменяли его на BBC Micro (и их программа на Бейсике для этого ПК победила в общебританском телевизионном конкурсе), а потом, заработав немного денег, купили более крутой Amstrad CPC. Такой вот непростой путь талантливых программистов из английской многодетной семьи (как я понял, у них в семье было как минимум пятеро детей). При этом долгое время ассемблер они не знали (первые годы программировали на Бейсике), потом, наконец, смогли его освоить (не сразу - первую игру на ассемблере для BBC Micro издатель вернул с предложением ускорить работу программы), и в 1985-м дело пошло, да еще как - их игры для простых домашних ПК, а потом для NES/SNES и тд. всегда были одними из самых продвинутых и самых популярных. На БК тоже были порты этих игр - как минимум, Диззи и BMX.
Судя по интервью тех же Оливер, официальные продажи даже лучших игр не превышали нескольких десятков тысяч копий, ну максимум порядка 100 тысяч (при том, что самих компов разных моделей, на которых выходили игры братьев, только английскими фирмами к концу 80-х выпущено минимум 7-8 млн штук). То есть можно предположить, что лицензионные игры покупало в среднем не более 1% владельцев ПК (остальные, видимо, пиратски переписывались у друзей или покупались какие-то нелегальные копии или издатели все же сильно обманывали авторов?). Соответственно, при наших объемах выпуска самых популярных ПК (БК и Вектор - порядка 100-150 тысяч за все годы), вполне можно было рассчитывать на продажи лучших игр и программ примерно до 1000 штук, и это совсем неплохо, особенно если автор, опять же, сам их продавал или работал в конторе-издателе (в советских ценах игры и программы могли стоить примерно от 3 до 10-25 рублей, то есть простая игра в теории могла дать доход в размере среднегодовой зарплаты и более). Впрочем, после распространения Спектрума и особенно игровых приставок (с 1992-93 года) спрос на игры для советских ПК, конечно, уменьшился - к 1994-му он упал очень сильно.
- - - Добавлено - - -
Что за уныние в теме. БК был отличной игровой машиной и главным игровым ПК в СССР до массового появления у нас Спектрум-совместимых (то есть примерно до 1990 года) и вообще главным чисто советским игровым компом, если судить по количеству игр и их качеству. А БК-0011М - один из самых удобных компьютеров для создания игр и демок, поскольку имел отличный 16-битный процессор с относительно простой и эффективной системой команд, очень простую, линейную организацию экрана (гораздо проще, чем у Спека), два кадровых буфера, прерывания по кадровой развертке, аппаратный вертикальный скролл, 16 вариантов 4-цветных палитр, отличный объем ОЗУ (128 кб), набор стандартных драйверов и знакогенератор в ПЗУ. Четырех одновременно выводимых цветов, конечно, было маловато, но, тем не менее, графика у БК-0011М была достаточно впечатляющей и стильной, что мы прекрасно видим в лучших играх и демках. Скорости процессора тоже вполне хватало для самых разных игровых жанров.
Вопрос изначально, конечно, был провокационным - почему нужно именно 100 игр (я активно пользовался бэкашкой 2,5 года и не уверен, что у меня было хотя бы 100 любых игр для неё), почему "не хуже, чем на Спектруме", и вообще причем здесь Спектрум? Если это все для представления БК на выставке, то вполне достаточно 10-20 лучших игр и демок. Устраивать какую-то "битву" между Спектрумом и БК - странная идея, поскольку никогда вопрос таким образом не стоял - превосходство спека в количестве и качестве игр никогда еще не ставилось под сомнение. Однако, на БК-0011М легко найти игры, которые как минимум лучше выглядят, чем их аналоги со спектрума - например, Chronos, Amaurote, Miami Cobra, Prince of Persia, Joe Blade, да и другие, где удачно используется способность отображать 4 цвета для любой точки.
Реальное противоборство могло быть только между примерно равными по распространенности моделями: в Европе, как известно, в середине 80-х было два основных "враждующих лагеря" - поклонников Commodore 64 и поклонников ZX Spectrum (два примерно равных по цене и набору игр ПК, хотя в мире в целом, конечно, С64 был гораздо популярнее). В Европе с ними еще мог соперничать Amstrad CPC, хотя он наверняка был заметно дороже, и поэтому гораздо меньше доступен детям (братья Оливер писали, что Спектрум в основном покупали детям 8-12 лет, а упросить родителей купить более дорогой компьютер было почти невозможно.
А вообще-то домашний комп был нужен не только для игр - и тут, конечно, БК-11М явно покруче. Все же высокое разрешение было очень важно и для редактирования/печати текстов, и для других серьезных программ - таблиц, рисунков и тп. Напомню, у БК был не только цветной режим 256х256, но и монохромный 512х256 (у обычных спектрумов - только 256х192, причём с широченной бесполезной рамкой вокруг рабочей области, заметно уменьшавшей картинку на экране). Для обучения и творчества БК был, конечно, не хуже спектрума - у него (0010-01 и 0011М) нормальный Бейсик типа MSX, причем чрезвычайно быстрый при целочисленных вычислениях, поддерживавший все стандартные графические и другие операторы. И на БК можно было нормально рисовать в цвете, пусть и 4 цветами, зато без ужасных цветных квадратиков.
В 80-е годы, даже в конце десятилетия, советские люди, тем более дети/подростки, еще оставались очень наивными и неискушенными в таких развлечениях. Любые компьютерные игры казались просто чудом, даже самые простые. Когда я купил БК в 1988-м, думал, что наверное для него еще совсем мало программ и игр, но довольно быстро нашел через знакомых класс с БК и переписал там кучу разного ПО - от игр, демок и обучалок на Фокале, до транслятора Форта, озушных вильнюсских бейсиков, разных ассемблеров и отладчиков и, конечно, всяких игр в кодах. И даже самые первые игры для БК были сделаны очень даже прилично: мне очень нравились монохромные от ASP Corp с четкой графикой высокого разрешения (Military Marathon, Land, Pif Paf, Sherif), Марс и Марс-2, Клады, Boa and apples, Форт, Вертолет, Запретная зона, Скалоед, Стена и тд. И это у меня ещё не было самых лучших и красивых игр для БК (часть из которых появилась уже в 90-е, а часть и вовсе для 11М). Чувствовалось, что игры в то время писались с большим энтузиазмом, нередко превосходя ожидания пользователя БК (а вот на другом нашем выдающемся компе, Векторе-06Ц, такое чувство, к сожалению, возникало реже - несмотря на гораздо более крутое железо, именно игры в среднем скорее хуже по качеству, да и разнообразию, чем на БК).
Я много выкладывал в Ютуб роликов с играми БК, и среди них, конечно, есть и шедевры, и очень увлекательные, и просто красивые игры, причем периодически сталкиваюсь с новыми, ранее не виденными мной, которые превосходят ожидания. Здесь уже упоминалось много хороших игр, а я попробую написать более подробный список.
Оригинальные (не портированные с других ПК) игры для БК-0011М с красивой графикой, заставками, меню, музыкой и тд.:
Attack to the Earth (красивый интересный платформер)
Revolt (что-то вроде Марио, классные заставки)
Conan (изометрия)
Chess Club (красивые шахматы)
Overkill (стрелялка с кучей заставок)
Overfly (интересный лабиринт)
Adventure at cemetery (пистолетная стрелялка)
Аналогично для БК-0010 с дисководом и БК-0011М (игра с кучей красивых заставок и текстовых фрагментов, с непростой музыкой для бипера и множеством уровней с несколькими разными игровыми процессами - в общем, шедевр в стиле лучших игр на Денди):
Starship Troopers
Хорошие и отличные переделки для БК-0011М и БК-0010 со Спектрума, Атари, IBM и других ПК:
Miami Cobra (гонка 3d, лучшая на БК)
Inside Outing (изометрия)
Остров обезьян (порт знаменитого квеста с IBM)
Eye of the beholder 2 (известнейшая RPG c IBM)
Dizzy (разные версии)
Silk Worm
Chronos
Exolon (разные версии)
BMX Simulator
Barbarian
Cybernoid
Amaurote
Warlords
Joe Blade
Crazy Street
Knight II (версия популярной King's Bounty c IBM)
Шпионские страсти
King's Valley
Savage
Solomon
Atari (красивый Bolder Dash со скроллингом)
Bolder Dash (куча хороших разновидностей)
Digger
Miss Pacman
Курьер (аналог Antarctic Adventure c MSX)
ATV
Return of Jedi (диагональный скролл на тему гонки в Звездных войнах)
Moon Buggy
Луноход
Planet of Zoom (Buck Rogers, быстрая 3d леталка-стрелялка)
River Raid
Chaser
Robocop
Terminator
Fist
Way of the exploding fist
Duck Hunt
Crime Saloon
Antix (Xonix)
Lode Runner
Baby
Arkanoid
Клад (разные версии)
Blockout (тетрис 3d)
Bomber
Circles (порт Перестройки с IBM)
Color Lines (несколько версий, знаменитая логическая игра с шариками)
Columns (популярная тетрисоподобная)
Demon Stalker
Dynamite Dan
Phantis
Galaxy Hero
Filler
Popcorn (хороший арканоид, порт с IBM)
Star Sheriff
Little Puff
Sopwith (отличная самолетная леталка с гор.скроллом)
Action Race (своеобразная гонка 3d)
Сапёр
Пещера сокровищ
Trantor
Twinz (искать карточки с одинаковыми картинками)
UFO (изометрия)
West Bank
Jetman
Теннис
Pipe dream
Оригинальные интересные игры для БК-0010 или сделанные по мотивам других игр (или я не знаю их прототипа. Большинство из них - платформеры/лабиринты и горизонтальные леталки-стрелялки, которых на БК очень-очень много:
Десантник (легендарный "сериал" из 5 частей с разной игровой механикой)
Monty (быстрый классный платформер)
Running (платформер с постоянным вертик.скроллом)
Crack
Home Adventure (типа Putup)
Room
Africa (шкодная ходилка с дикарем, пальмами, крокодилами и тд.)
Hobbit (классная ходилка-приключение)
Hard Restoration (красивые фоны)
Darklon
Ferrari (гонки 3d)
R-type (леталка с верт.скроллом)
Faster (три части, верт.скр. леталка)
Faraon (3d лабиринт)
Солдат (красивый лабиринт, вид сверху, классная музыка на заставке)
Перевал (классическая стрелялка-ходилка от Бортника)
Армагеддон (3d лабиринт)
Непобедимый (космос, 3d)
Война Зулу
Skin Diving (подводная лодка, гориз.скролл)
The Fugitive
Батискаф
The Land of Demons
Probe (косм. стрелялка 3d)
Fighter
Breaking Ball (хороший арканоид)
Ninja Force (одна из лучших про Ниндзя)
Mars-2
Land
Military Marathon
Pif Paf (эти три игры от ASP corp. были сначала написаны для ДВК, но быстро перенесены авторами и на БК)
Flasse
Superman
Fort (защита базы пушкой)
Flying Plate
Fredy
Gallant
Breach Bowl (хороший арканоид монохром с высоким разрешением)
Goblins Forest
Destroyer
Gold Destr
Bubbler
Acrobat 2
Diday (Bally)
Corpse
Dominoes
Psiho-Deris
Way
Xenon (одна из самых красивых гориз.стрелялок)
Scent
Indiana Jones (3 этапа разного типа, хорошая графика)
Grizzly Shuttle
Spaceship Constructor
Pango
Hard Mission
Assassin
Бомбермен: тест Милены (современная, интересная, красивая, лабиринт с бомбами)
Тарзан
Аборигения
Break House
Super Rally (типа микромашин)
Task (гонка верт.скролл)
Полимино (типа тетриса)
Hell
Эволюция (клет.автомат)
Шахматы
Скалоед
Стакан (тетрис)
Стенка
Приключения кота Леопольда
Ралли (Савин, верт.скролл)
Реверси
Маугли
Мафия (Крестный отец)
Городки
Замок приключений
Вираж
Trip
Travel
Tron (современная, типа битвы питонов)
White Thunder
Starwar
Super Ball
Invasion
Space Shuttle
Академия
Long Raid
Drop Zone
Planet
Horror Show
Mahjong
Polygon
Sirius
Space
True Poker
Vitamin
Из демок, показывающих возможности БК, выделяется бессмертное творение Manwe - Good Apple, позволяющее к тому же сравнивать БК с другими компьютерами. А на других простых ПК ничего сравнимого нет - чтобы и классная анимация высокого разрешения и с высоким фпс, и песня в высоком качестве. А использование цвета - вообще ноу-хау Manwe, до этого почему-то на других платформах не додумались.
Другие отличные демки для БК-0011М (многие используют для музыки не только AY, но и Ковокс):
Insult Gigademo (много всего - скроллинги текста, мультиколор, цифровой звук через ковокс и тд.)
Flash Gigademo
Ray Demo (хорошие эффекты, красивые картинки)
Technological Dreams
Disco Club Covox (танцующая девушка под музыку через ковокс)
Happy
Music Release (хорошая музыка AY, хитрый скроллинг фона)
Top demo (музыка, движущиеся линии)
Assorty
In Your Space (современная, отличная трекерная музыка)
20CSI20 demo (современная)
Bad Apple
Однажды
E-bun (три последних - современные от Excess team)
Классные небольшие демки для БК-0010 и БК-0011М (но в основном 0010), в том числе мелкие (от 256b до 4К):
BKdemo (масштабируемые спрайты, хорошая биперная музыка, шрифты, набор псевдоцветоа)
Demo 3D (лабиринт с рейкастингом, управляемая)
2csi4k
Shock4K
Red Bird 4k
Hearts 4k
Space 4k
Miracle 4k
Mona Lisa
Mandelbrot
Fractal Blur (и еще ряд современных микродемок 256/512 байт)
Последний раз редактировалось IgorR76; 29.04.2021 в 20:01.
Блог : http://collectingrd.kxk.ru/ . В ЛС прошу не писать, все сообщения MMTEMA@MAIL.RU
[QUOTE=hobot;1113823]- пожалуйста уточните первоисточник для БК варианта LODE RUNNER от Маркова и его развитие (NEWLODE, LODE2 и др.)[/QUOTE
игра Lode Runner же.
Хотя если удастся найти Маркова и спросить его, то можно попытаться опровергнуть эту версию.
С уважением,
Jerri / Red Triangle.
но тогда никакой это не передел и игра не в той части списка!!!
Или (что я и просил) показать \ уточнить первоисточник 1 в 1 (уровни + физика объектов),
а у Маркова - всё не так как в классике и даже в более поздних версиях для БК.
Получаем независимый, написанный и разработанный самостоятельно "клон" (но не передел!!!) игры,
до недавнего времени был "БК-эксклюзивом", пока (и это ура!) не вмешался Никита.
Те же уровни от Маркова, но с другими монстрами (и графикой конечно немного другой)
сделали Зеленоградцы "MAPLE" для ДВК+КЦГД.
Я уточню вопрос, где то есть вариант LODE RUNNER, где первый уровень выглядит так
(кроме БК, УК-НЦ и ДВК) ???
![]()
Последний раз редактировалось hobot; 19.04.2021 в 11:58.
проще говоря это не порт и не переделка с другой платформы. ЧТД.
У Маркова там (по мимо уровней) оригинальная физика объектов (причём в других версиях она отличается). А вот продолжение (NEWLODE) было уже цветным и звуком побогаче ;-)
- - - Добавлено - - -
этот форум характеризует именно вот такое явление - тема уже "закрыта", но тут бац и на "не актуальный" уже запрос кто то пишет "развёрнутый ответ" - и понеслось ... ))) плохо это или хорошо (наверное по разному), но характерно для этого форума на 100%
а чем отличается физика обьектов?
ктото прочитал вчера. ктото в новых непроочитанных увидел сегодня.этот форум характеризует именно вот такое явление - тема уже "закрыта", но тут бац и на "не актуальный" уже запрос кто то пишет "развёрнутый ответ" - и понеслось ... ))) плохо это или хорошо (наверное по разному), но характерно для этого форума на 100%
потому и ответ на то что уже все прочитали.
С уважением,
Jerri / Red Triangle.
А зачем доказывать, что бэкашный лодераннер - это какой-то "оригинальный клон"? Если Марков взял идею Lode Runner с какого-то ПК, но уровни скопировать не смог - это же не значит, что он создал оригинальную игру, на что указывает и сохранение Марковым названия прототипа. Это все тот же лодераннер Дуга Смита, только с непонятно зачем измененными уровнями (скорее всего Марков действительно просто не имел возможности содрать игру полностью - увидел ее на каком-то зарубежном компе, запомнил основные фишки и решил сделать такую игру на БК - соответственно, и графика, и уровни, и что-то еще отличаются от оригинального лодераннера). Я думаю, обычному игроку все равно, какие там конкретно уровни, и он вряд ли заметит большую разницу между лодераннерами на БК и других ПК. Кстати, на разных зарубежных ПК и приставках графика у игры могла быть весьма разной, но это же не повод считать их отдельными разными играми - всё это Lode Runner.
Список бэкашных игр я разделил на две части (порты/оригиналы) как раз, чтобы показать - на БК было много хороших игр вполне оригинальных, не имевших явных прототипов на зарубежных ПК, что повышает ценность и уникальность этого компьютера (который и по железу чрезвычайно самобытен). И в то же время, на БК было достаточно много портов популярных игр с других компьютеров, что тоже прекрасно - владельцы БК могли, как и во всем мире, пользоваться многими интересными классическими зарубежными играми. Правда, на БК эти порты часто весьма отличались от прототипов (измененная графика или другие уровни, меньше разнообразие уровней - у БК-0010 просто не хватало оперативной памяти). Например, при переносе со Спека большинство игр с монохромной графикой как-то раскрашивались, а в цветастых играх (типа Эксолона), наоборот, графика упрощалась. Были игры, где графика явно стянута со спектрума и др, но сюжет и уровни отличаются, или наоборот - вроде игра та же, но графика другая. И, конечно, много игр, вроде похожих на какие-то зарубежные, однако все же отличающихся - их я обычно заносил в раздел оригинальных, поскольку внутри жанра часто игры очень похожи, отличаясь в основном графикой (те же бесконечные горизонтальные леталки-стрелялки или платформеры).
Принципы разделения на оригинал или порт, конечно, несколько размыты - скажем, Home Adventure явно очень схожа по игровому процессу с очень знакомой для всех владельцев Вектора игрой Putup, но имеет совсем другую графику и другие уровни. Как назвать такую игру - вроде это не порт Putupa, но и явно не полностью оригинальная игра. Но она гораздо дальше от Путапа, чем Марковский лодераннер от прототипов (хотя лодеруннер тоже отличается от оригиналов и уровнями, и немного графикой, но выглядит именно как Lode Runner), поэтому Home Adventure я отнес к разделу оригинальных, а Lode Runner - к портам. Но всё это не принципиально - для игрока главное, чтобы игра была хорошая, увлекательная, а ее происхождение уже дело десятое...
- - - Добавлено - - -
Не могу назвать Атари, Коммодор и Амстрад какими-то глупыми и недальновидными - все три фирмы в конце 80-х выпускали отличные линейки ПК разного уровня - от самых дешевых (Atari XE, C64, ZX Spectrum) до более продвинутых (Atari ST/STE, Mega ST, Amiga, CPC 6128) и очень интересных недорогих IBM-совместимых (у Амстрада вообще главной серией компьютеров были дешевые офисные PCW - самые массовые английские ПК, за 13 лет продано 8 млн, и они продержались на рынке аж до 1998 года - это рекорд для 8-битных ПК). Но все три, конечно, сильно страдали от быстрой мировой экспансии IBM-совместимых (которые производились уже тогда огромным числом фирм во всех регионах), поэтому было бы логично попытаться хоть как-то поддержать на плаву собственные разработки за счёт продвижения их на нашем весьма ненасыщенном в то время рынке, тем более, что, например, марка Атари была у нас хорошо известна и уважаема (о Коммодорах тоже хорошо знали, а вот Амстрад, конечно, был менее известен).
Могу предположить, что дешевые компы тогда не приносили существенной прибыли и вообще как бы уходили с рынка, поэтому дополнительные затраты на их продвижение в СССР и СНГ были малоперспективны, а продавать у нас в существенном количестве более дорогие модели типа Амиг, ST или IBM-совместимых они, наверное, и не надеялись, или им тогда еще запрещали их продавать в нашу страну.
И еще как-то вспомнилось - а ведь в начале 90-х у нас и другая зарубежная электроника еще была в диковинку (в обычных магазинах, не комиссионках), а привычной она стала только к середине 90-х, когда те же дешевые зарубежные домашние ПК уже сняли с производства. То есть в первые годы рынка еще сохранялись какие-то серьезные ограничения на импорт электроники или были другие препятствия для поставок иностранной техники. Помню, в 90-м году у нас в центральном универмаге вдруг появились китайские кассетные плееры с радио за 250 руб и лежали в продаже какое-то время - это был первый случай открытой и довольно долгой продажи импортной электроники. Все желающие (и мы тоже) купили тогда эти плейеры - да, неплохой и вроде заводской Китай, но по сути, ничем не лучше советской техники (я потом разбирал и смотрел внутри - обычный простенький монтаж из обычных радиодеталей, а в конце 80-х как-то разбирал японский плейер - там был поверхностный монтаж, детали в микрокорпусах и тд, что произвело на нас впечатление (впрочем, в СССР тоже применялись такие технологии монтажа - например, в калькуляторе МК-85)).
- - - Добавлено - - -
Я тоже никогда не видел Атари у кого-то дома. Как и Коммодоры. Компьютеры тогда, в конце 80-х, были у нас настолько редкими и единичными, что вероятность встретить их у каких-то друзей и знакомых была близка к нулю. В учреждениях же стояла более серьезная техника - в конце 80-х это уже в основном IBM-совместимые (иногда какие-то чисто советские типа ДВК или советские клоны типа Э-85), а в начале 90-х уже почти сплошь IBM. Что интересно, даже люди весьма обеспеченные и технически продвинутые далеко не всегда могли позволить себе домашний ПК, тем более иностранный. К примеру, талантливый юный программист Саша Гарнышев, у которого отец был большим начальником на крутом свердловском НПО Автоматики, сначала писал игры для Роботрона-1715 (хороший ПК, но, извините, без графики, цвета и звука!), который, видимо, стоял в каком-то учреждении, потом, в конце 80-х, подсел на Вектор-06Ц (тут я полностью одобряю
) и даже организовал фирму по разработке и продаже программ для него - ну казалось бы, у него были все возможности приобрести какой-то неплохой иностранный ПК (в комиссионках или по знакомству или прямо за границей - имея такого папу, это было вполне реально), но он играл и программировал на тех обычных советских и гэдээровских ПК, которые были ему реально доступны (и большое спасибо ему за это - мы играли в его игры и на Роботроне, и на Векторе, и хорошо знали, кто автор, поскольку хороших и выдающихся игр на этих ПК было не так и много, особенно в первые годы). Я думаю, многие поклонники БК и Вектора тоже имели возможность приобрести те же Атари или Коммодоры, однако пользовались отечественными моделями и писали программы для них, понимая, что как бы ни были хороши в графике или звуке зарубежные (особенно в сравнении с БК), но этих "иномарок" у людей совсем не так много, и писать для них что-то смысла мало (зарубежных игр полно), да и сложно конкурировать с иностранными играми/программами достаточно высокого уровня. Я, к примеру, даже и не думал приобретать какие-то иностранные компьютеры, хотя видел их в комиссионках часто, - во-первых, слишком дорого и глупо (покупать простенький домашний ПК чуть не по цене машины?), во-вторых, а что потом с ними делать - играть в несколько игр, идущих в комплекте, а где брать другие, как русифицировать, где найти литературу, как подключать к телевизору и тд.? Советские ПК хоть и были тоже не дешевыми, но воспринимались как реально доступные (и по цене, и по возможностям достать программы и тд.), да и по параметрам некоторые были очень даже (например, лучше Вектора по графике реально можно было приобрести только дорогие IBM-совместимые, но по ценам во много раз выше).
Интересное замечание насчет похожести графики при использовании черно-белых ТВ и мониторов - я тоже давно заметил, как резко упрощается и выравнивается монохромная картинка, делая все компьютеры похожими. И наоборот - переход на цветное изображение делает всех разными и особенными. Я полтора года работал с БК на черно-белых телевизорах, и когда подключил, наконец, к цветному - как будто купил другой компьютер
. А до этого, когда впервые увидел БК, подключенные к цветным ТВ-мониторам в компьютерном классе, тоже испытал немалое потрясение - настолько круче всё выглядело в цвете. Кстати, на БК-0011М цвета очень и очень неплохие, гораздо лучше 4-цветных палитр CGA (которыми долго была вынуждена пользоваться огромная армия владельцев простых IBM-совместимых во всем мире) и не хуже, чем у Спектрума (учитывая возможность окрашивания любой точки в один из 4-х цветов). Даже на БК-0010 предостаточно ярких и красивых игр, чего поначалу как-то не ожидаешь от 4-цветного компьютера.
О машинках типа MSX-2 мы тогда даже и мечтать не могли - да, знали о них, возможно где-то видели и иногда все же мечтали, но никакой реальной возможности купить что-то подобное не было - такие компы (как и, например, хорошие ИБМ-совместимые, стоившие в комиссионках до 100 тыс.руб и более) воспринимались чисто теоретическими или чисто рабочими/учебными. Цены на мощные ПК, особенно импортные, в советское время были космическими, и они были совершенно недоступны для простых людей. Так что, когда появилась возможность купить домашний комп, я был более чем рад и "обычному" БК-0010, а по большому счету, вполне согласился бы даже на какой-нибудь нормальный РК-совместимый типа Партнера или Апогея - так хотелось иметь свой ПК.
Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)