Да не было никакого "безрыбья" на БК, не тешьте себя иллюзиями. Сотни игр в конце 80-х - это совсем не безрыбье. До массового появления спектрумов (1990 год) проблем с играми у владельцев БК вообще не было. Домашних компов тогда было так мало, что их владельцы радовались любому числу игр, а уж бэкашникам тем более жаловаться грех - это была самая "зарыбленная" система из советских ПК. Я уже приводил свой пример - пользовался дома БК с лета 1988 года по конец 1990-го, и игр у меня было не больше сотни, однако их вполне хватало, причем оставалось время и на изучение программирования, и на написание своих программ.
А вот когда везде появились советские Спектрумы с огромным количеством хороших игр, тогда конечно - владельцы БК стали чувствовать себя несколько обиженными, особенно те, кто сильно подсел на игры (такие как раз достаточно быстро приобрели спектрумы, и проблема для них была исчерпана). Однако более серьезные и продвинутые владельцы БК понимали, что и Спектрум далёк от идеала, и у БК есть свои преимущества, тем более если речь о БК-0011М.
Причём, на практике отличие БК от Спектрума во многом было даже не в количестве или качестве написанных игр (для БК их тоже было очень много, в том числе хороших), а скорее в их доступности - для БК (особенно в первые годы) игры приходилось обычно заказывать по каталогу в кооперативе или покупать у частников-спекулянтов, оплачивая отдельно каждую игру, что обходилось достаточно дорого и ограничивало количество приобретаемого, зато существовало хоть какое-то подобие легального рынка ПО, и авторы хороших программ могли что-то заработать. А для Спектрума в начале 90-х достаточно было пойти в магазин и недорого купить пиратскую кассету с понравившимися играми или переписать у знакомых (для БК вариант с бесплатным получением ПО был гораздо менее вероятен, поскольку сам ПК в 90-е встречался во много раз реже синклеров).
Некоторые владельцы синклеров или зарубежных ПК почему-то свысока смотрят на бэкашечников или даже владельцев Вектора (![]()
), на том основании, что чисто советские компы имели гораздо меньше игр и качество их было в среднем хуже. Это достаточно глупо, поскольку по большому счету, какая разница, какими играми и каким их количеством убивать своё время? По сути, Спектрум оказывал почти такое же отупляющее воздействие , как приставки типа Денди и др. (хорошо знаю по себе
). Чем лучше и привлекательнее игры, чем больше их выбор, тем сильнее они затягивают и тем больше времени воруют - это не пустые слова. Как выясняется, лишь ничтожная часть наших владельцев спека писали для него какие-то игры или другие программы достаточно высокого уровня. А вот хозяева БК, Вектора и тд, не избалованные огромным числом почти бесплатных пиратских игр, как я уже сто раз говорил, были гораздо сильнее мотивированы на написание собственных игр и программ, что вполне подтверждается статистикой. А в 90-е годы, когда возникла конкуренция со спектрумом и затем с денди, эта мотивация даже усилилась - наши программисты хотели сделать что-то не хуже, чем на спеке или приставках.
Разговоры о том, что для БК достаточно было написать любую ерунду, и все с радостью стали бы в нее играть - неправда. Планка бэкашных игр была поднята достаточно высоко еще в первые годы - все игры от ASP (Land, Military Marathon, Pif Paf, Шериф и др), Клад, Курьер, Марс, Форт, Шахматы, Вертолет, BOA, Диверсант, Way, Pentis, Chaser, Дорога и тд. Так что и новым игрописателям, и игрокам было на что ориентироваться. Да и другие ПК служили важным ориентиром (так или иначе, многие тогда видели игры с Атари, MSX, IBM, Агата и тд, а потом, конечно, с Синклера). А сравнивая со спектрумовскими играми, не будем забывать - у БК-0010 ОЗУ пользователя в 2,5 раза меньше, видеопамять в 2 с лишним раза больше, графика хранится в памяти обычно в 2-битном формате (то есть занимает вдвое больше места, чем спековская), прерываний от кадровой развертки нет, процессор чаще всего значительно медленнее и тд. Это совсем другой ПК, сильно отличающийся от Спектрума, и совершенно естественно, что игры на нем тоже другие, и далеко не всегда хуже спектрумовских. Тем более, игровая среда в СССР чрезвычайно сильно отличалась от английской - у нас же до начала 90-х почти не было ни современных аркадных игр, ни игровых приставок, ни игровых компьютеров, ни игровых журналов, ни другой литературы на эту тему. И я даже не могу назвать это плохим - мне лично игр и так хватало с лихвой.
Могу привести опять же свой опыт - до начала 90-х у меня практически не было знакомых, имевших дома БК, да и вообще какие-то домашние компы. Считанные единицы знакомых радиолюбителей имели самодельные РК, Специалист и Орион (ни о каком спектруме до 1989 года речи вообще не шло), затем, в начале 1990-х, пара знакомых собрали какие-то спектрумы, потом сразу их продали и собрали АТМ турбо и Профи (обычные спектрумы тогда среди нас считались совсем уж отсталыми). Затем было немало знакомых, имевших Вектор и Синклеры, причем все вектористы ценили свой ПК, понимая, насколько он круче по графике и лучше для неигрового использования (но, конечно, признавали, что Спектрум намного лучше в плане игр), а также почти все писали какие-то программы для Вектора, занимались обессмерчиванием игр, чего-то рисовали и тд. А вот знакомые владельцы Спектрумов (включая АТМ и тп), в полном соответствии со статистикой, не торопились писать что-то для них - вообще не помню, чтобы хоть раз речь заходила о написании игр, демок и тд. Все компьютерщики понимали, что Спектрум - это простенькая и устаревшая игровая приставка, а если уж писать программы, то для чего-то более современного, интересного и перспективного - то есть, для IBM PC.
Бейсик БК, конечно, ограничивал объем игр, но и 7-8 кбайт позволяли сделать что-то интересное - например Putup занимает на БК именно 8 кб. А вообще, многие игры в BIN-формате почему-то имеют объем 16-17 кбайт. И, как уже говорилось, на Бейсике делались не только какие-то совсем простенькие игры, но и с красивыми заставками, интересной графикой, динамичным игровым процессом и тд. - Aliens, Bobi/Bobi 2, Mad Ghost, Indiana Jones, Moonwalker, Push, Нашествие, Dragon Fly, Wall, Epic, Zoid и др. Именно о них я писал, что они часто не хуже, чем в кодах. А почему они должны быть хуже? Вероятность хорошей графики у них не меньше (опять же, человек мог быть хорошим рисовальщиком, но плохим программистом, и тогда бейсик решал проблему), а скорость неплохо обеспечивалась даже простейшими подпрограммами в кодах из одного-двух десятков команд (грубо говоря, требовалось копирование и стирание фрагментов экрана, или даже просто копирование, а для стирания использовать его же; иногда, может быть, подпрограмма горизонтального или вертикального сдвига - всё это мелочи, занимавшие пару строк из операторов DATA и несколько десятков байт в ОЗУ в виде машинных кодов). Кстати, и подпрограммы в кодах, и саму графику не обязательно хранить в бейсиковской программе в виде DATA, что неоптимально в плане занимаемого объема памяти, - можно же загружать их сразу в готовом компактном виде через BLOAD.






Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию 
Ответ