Как писал Manwe, сообщества владельцев разных ПК сильно отличались - скажем, среди спектрумистов было огромное преобладание "потребителей" - людей, которые только пользовались чужими ворованными играми, а сами ничего для других не создавали (могли, конечно, учиться программировать на бейсике и тд но это незначительные мелочи). Это вполне понятно, примерно так было и на других очень массовых ПК (у нас это только IBM-совместимые). А вот на БК, Векторе, РК, Специалисте и тд. процент творческих людей был гораздо выше (выясняется, что примерно в 10 раз) - тоже по естественным причинам, поскольку в первые годы (вторая половина 80-х, когда спектрумов у нас еще почти не было) компьютер покупали в основном только большие энтузиасты или даже приходилось собирать его самостоятельно (готовых просто не было в продаже или стоили слишком дорого). Покупая в то время БК или Вектор, человек вовсе не надеялся получить вместе с ним тыщи бесплатных игр - он понимал, что программы придётся доставать с трудом и за деньги, и часто вообще собирался писать нужные ему программы сам - да хотя бы просто как-то работать с компом, как-то учиться программированию, экспериментировать с графикой, звуком и тд. Для творческого человека это даже может быть интереснее, чем играть в игры.
Если же человек покупал БК, Вектор и тд. в 1990-е, когда везде продавались одни Спектрумы, то тем более это вряд ли происходило случайным образом (гораздо вероятнее было случайно купить Синклер) - значит, скорее всего, он по какой-то причине хотел купить именно БК, Вектор и тд (может, у него были знакомые с таким ПК, и он хорошо знал его, или, как было у меня, когда покупал Вектор, был сражён его графическими возможностями и тп.).
А вот покупатели синклеров, как правило, конечно, уже хорошо знали, что для него можно найти кучу классных игр, так что о написании собственных программ, наверное, думали уже в последнюю очередь.
Когда сейчас общаюсь с поклонниками спектрума, да еще и такими, которые как бы вообще не признают права на существование других советских ПК, понимаю, что это либо большой любитель игр, которого ничего кроме игр не интересовало, либо всё же человек в чем-то творческий, но просто не имевший возможности познакомиться с другими отечественными ПК, или человек, как раньше говорили, просто конформист - покупаю то же, что все, играю в то же, что и все, люблю то же, что все и тд. (соответственно - всё остальное не люблю
). Есть еще просто люди-фанаты, иррационально зацикленные на чем-то и все остальное отвергающие - но я могу еще это понять для молодых, а для дядек, которым за 40, 50 и тд лет это как-то странно
.
Я очень хорошо знал три советских домашних компьютера (и так получилось, что это как раз тройка самых распространенных стандартов отечественных домашних ПК тех лет) - БК-0010, Ленинград (Спектрум 48К) и Вектор-06Ц. Все три - по своему очень интересные и выдающиеся. Не могу назвать ни один из них абсолютно превосходящим два других - даже у Вектора, самого крутого по железу, были свои специфические недостатки (очень мало игр, полностью использовавших возможности аппаратуры, в ПЗУ нет ничего, кроме загрузчика, проблемы с клавиатурой у значительной части ПК).
Достоинства БК - самый удобный процессор с самой массовой в СССР системой команд (умение программировать на ассемблере БК было явно полезным для дальнейшей учебы и работы), наличие высокого разрешения текста и графики (в начале 80-х, когда он создавался, это редкость у домашних ПК - скажем, у Спектрума не было), наличие цветной графики (у многих ПК начала 80-х графики вообще не было), наличие настоящей цветной графики, с независимым окрашиванием точек (у Спектрума, соответственно, этого не было, а оно весьма полезно, например, для учебных целей), современность технического уровня (16-битная архитектура, применение специализированных контроллеров на БМК - большинство советских синклеров значительно отставали, а это было важно опять же в воспитательных и образовательных целях), наличие в ПЗУ набора основных драйверов и знакогенератора, а также монитора (это сильно упрощало программирование на ассемблере и в кодах), нестандартность программного обеспечения - да, это не только недостаток, но и достоинство, ведь Фокал и вильнюсский бейсик-полукомпилятор, на мой взгляд, прекрасно показывали, что существуют не только общепринятые, повсеместно распространенные и скучные решения типа интерпретаторов Бейсика в ПЗУ домашних ПК (а эти интерпретаторы были очень далеки от идеала в плане скорости), но и другие ЯВУ (например, компактный и довольно быстрый Фокал, чем-то похожий на классический Фортран), и другие виды трансляторов Бейсика - например, очень быстрые, но такие же удобные, с компиляцией в промежуточный код). И на мой взгляд, эти преимущества БК намного важнее, чем "число тактов между интами" и подобные параметры, имеющие значение только в играх и демках
.





.
