С любовью к вам, Yandex.Direct
Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию
Это психоакустический эффект. Для слушателя громкость вырастает. Если мы выгоним каналы в которых используется унисон в wav, бросим в daw и будем смотреть на анализатор, то громкость будет одной и той же независимо от того, сколько треков звучит: один, два или три.
Кстати, вот трек который звучал в ZX Fake!: адаптированный для Vector. Там как раз каналы A и C разнесены на октаву, а в B идёт соло. Чистый тон, без орнаментов, огибающей и шума. Для слушателя: да, звучит громче, богаче, выразительней. Можно повыключать каналы в Vortex Tracker и последить за ощущениями. С унисоном та же фигня. Делаем Ctrl+A, Transpose+12 и слушаем)
У меня есть свободное время сегодня:
Последний раз редактировалось aGGreSSor; 08.09.2025 в 13:17.
Громкость и уровень громкости связаны с субъективными ощущениями, а объективной физической величиной является например звуковое давление. Что и как измеряет DAW это вопрос совершенно отдельный.
Правильно. Можно взять три канала и смикшировать в Mono, выставить ручку громкости на усилителе и получить тот же эффект. Потому что дело не в физическом увеличении громкости (по вертикали графика АЧХ), а в насыщении (по горизонтали). Музыка ручку громкости на усилителе не двигала, но субъективно звучит громче. DAW измеряет ессно громкость в dB, можно специально измерить SPL.
Да, мы можем воспринимать музыку занимающую более широкий диапазон АЧХ, как более громкую. Демосценерный звук AY во многом построен на психоакустике, что связано с ограничениями AY. Mmcm, например, всегда, в любом своём треке, использует слуховую маскировку, эффект предшествования и фантомные тоны. Ноты нет, а мы её слышим. Он даже читал лекцию где рассказывал, как опытным путём дошёл до такой жизни: вкратце, трёх каналов - мало. Отсюда же и Turbo Sound.
IMHO, на психоакустике нельзя строить проигрыватели: что-то будет получаться, но это - субъективная история. Звук AY таким каким мы его знаем сделали музыканты и годы приседаний с трекером, а не сам AY такой замечательный. Мелизмы можно создать и без огибающей с шумом. Можно даже больше мелизмов придумать и запрограммировать, чем используется в AY-музыке. Просто этого никто не делал.
Звук ВИ53 неплох, он просто другой. Его околофатальный недостаток - отсутствие управления громкостью каналов, который надо решать аппаратно, доработкой которую объявить стандартной, затем поддержать в эмуляторах и ПО. Например, в одном из проектов реинкарнаций реализовать такую схему. Громче/тише - второй по значимости инструмент музыкальной выразительности после паузы. Он отвечает за динамику композиции. Без него очень грустно, но потеря качества звучания не вариант. Поэтому, imho, в этом вопросе остаётся только железо (хотя бы и виртуальное) с программной поддержкой.
Если не погружаться во всякие технические моменты и просто спросить любого человека как он чувствует где громче, то его ответ и будет решающим. И это не зависит от измерений звука приборами и программами - это просто факт того что для человека громче или тише. Я так думаю
Вот набросал тестик на Бейсике - играет одна и таже нотная строка - сначала через один канал - потом через два, потом через три.
На втором круге прослушивания становится очевидно где громче.
Вектор-06Ц reboothttp://metamorpho-games.blogspot.com/p/blog-page.html
Неа.Тогда можно было бы делать демки и игрушки на фи-феномене. А кого мы обманываем?
Оно стоит на месте:
Поехали:
Ехать можно в любую сторону:
Любой человек скажет, что он видит движение.
Мне почему-то кажется, что добавление управления громкостью каналов - это не очень сложная доработка. Могу быть не прав. Если говорить за воспроизведение, то к Вектору прикручивали AY потому что ко всему прикручивали AY: все побежали и я побежал. Если уж на то пошло, то сегодня можно прикрутить более серьёзные чипы и они более доступны. И играть не только AY, но и более сложные 8-битные штуки. Оно кому-то надо, если честно? Для использования Вектористами, мне кажется, более актуальна конвертация AY-треков для проигрывания на ВИ53 с какой-то не 100% степенью приближенности. Чтобы что-то узнаваемо звучало и немного хлопало изображая ритм-секцию, даже на уровне Wham: два прихлопа. Чтобы это можно было засунуть куда угодно и оно не ело сильно больше памяти чем занимают ноты, потому что память у Вектора - драгоценная, её мало.
Можно ли равноценно сравнивать слух (силу звука) и зрение (иллюзию движения) - это тоже самое что сравнивать обоняние и осязание - они несопоставимы по своей сути т.к. имеют разные цели и средства. Но в чём они все одинаковы - так это в том чтобы донести человеку (в мозг) информацию и создать реальность благодаря полученному впечатлению.
А если говорить про зрительный эффект "фи-феномен" то конечно же можно сделать игру на этом эффекте, где у человека будет рождаться впечатление что оно движется. И даже если он будет знать например что движуться только автомобили, а всё остальное (деревья и полоски трассы) стоит на месте, то впечатление движения трассы и деревьев у человека будет присутствовать, и именно впечатление играет роль в созданной таким образом реальности.
Поэтому, даже если предположить что "звук через один канал" и "звук через два канала" это лищь создаётся такое впечатление что один громче другого, то для человека это и есть то что он воспринял как реальность созданную этим впечатлением.
Кстати это интересная идея - надо попробовать сделать игру на эффекте иллюзии движения![]()
Вектор-06Ц reboothttp://metamorpho-games.blogspot.com/p/blog-page.html
Учебники по акустике
Если так получилось, что кто-то не изучал акустику/электроакустику, но хочет почитать хотя бы про громкость и уровень громкости, то пара субъективных слов про учебники:
1) Электроакустика и звуковое вещание: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Ю.А. Ковалгина. - М.: Горячая линия-Телеком, Радио и связь, 2007.
В принципе нормально, но ошибок больше чем в 2) и в 2) все же в целом подробнее именно про акустику.
2) Акустика: Учебник для вузов / Под ред. професора Ю.А. Ковалгина. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009.
Рекомендую, довольно подробно.
3) Мишенков С.Л., Попов О.Б. Электроакустика и звуковое вещание: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2011.
Не рекомендую, там слишком кратко про акустику.
Насчет ошибок. Если видите числовой пример, то учитывайте, что в книжках 1) и 2) его скорее всего считали не авторы, а аспиранты или даже студенты со всеми вытекающими.
Показательный случай с вычислением уровня громкости сложного сигнала с дискретным спектром ( стр. 54 в 1) и стр. 134 в 2) )
В 1) правильная аппроксимация (3.6), но рис.3.18 ей не соответствует, а приведенные цифры не соответствуют ни рисунку ни аппроксимации.
В 2) в основном исправили, график соответствует формуле, но цифры в тексте все равно маленько уехали, хотя можно проверить по таблице прямо рядом с графиком.
Возможно есть более поздние издания, я их не читал. Читал более ранние учебники, еще советские, но это было слишком давно.[свернуть]
Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)