Наверно большинство форумчан смотрели фильм MicroMen и помнят, что кульминацией стал тендер (конкурс), который проводила BBC. В частности, многократно упоминалась спецификация компьютера, который хотели получить заказчики. Клайв Синклер (тогда еще не сэр) решил, что его ZX81 пройдет и так, а Кристофер Карри (руководитель) Acorn напряг своих разработчиков и те смогли за неделю создать прототип, более-менее удовлетворяющий требованиям тендера.
Вот та самая спецификация (тут более читаемая версия в виде текста). Здесь можно посмотреть оценочный лист Acorn (то что они успели сделать за неделю).
Но интересна вот какая деталь: первым пунктом спецификации указан язык программирования (BASIC) и далее описаны те команды, которые хочет получить заказчик. Эту спецификацию составлял не чиновник из BBC (напомню, что это гос. СМИ), а специалист от образования Джон Колл. То есть для обучения школьников в Великобритании в тот период считалось важным изучение языка программирования высокого уровня, и был выбран BASIC.
Разумеется, с выходом ZX Spectrum обновился (по сравнению с ZX81) и расширился встроенный язык программирования. Весьма подробные учебники поставлялись вместе с компьютером. То есть - бери, пользуйся, учись.
Но практически все отзывы от бывших владельцев фирменных машин (в основном англичан) упоминают компьютерные игры как некий мотиватор в дальнейшей карьере. Отзывов где бы подобный путь пролегал через изучение BASIC (неважно Sinclair или BBC/Acorn) практически не найти.
Важно сделать поправку на способ освоения и значимость (читай: полезность) для языков высокого уровня и низкоуровневых на ограниченном (8-битном) железе.
Простыми словами: родители увидели по телевизору программу о компьютерной грамотности. Поняли, что это важно для ребенка. А ребенок пообещал, что если ему купят ZX Spectrum, то он обязательно будет на нем программировать. Родители сомневались, но ZX Spectrum оказался наиболее доступным по цене. Ребенок получил заветный подарок и… стал резаться в игры. Иногда, когда родители были дома для вида, что-то шлепал на BASIC. Но быстро понял, что крутую игру или что-то кроме рисования кругов и линий на нем не собрать. И полез дальше. Разумеется не каждый ребенок, но кто-то начал изучать ассемблер. Тем более, что истории о коммерческом успехе школьников, написавших свою игру в то время были у всех на слуху.
То есть в британской школьной программе BASIC был, по телевизору уроки показывали, в наиболее массовых компьютерах он был по умолчанию, но при этом его (как драйвер обучения или карьеры) почти никто не вспоминает. Ибо промежуточный этап или ступенька через которую быстро перешагивают.
Тут важна еще одна поправка: в то время, когда я учился в старших классах информатику еще не преподавали. Потом ее начали преподавать где-как. И чаще всего абстрактно (ибо компьютеры были далеко не во всех школах в начале, да и в конце 90-х).
Поэтому мне стало очень интересно мнение отечественных пользователей ZX Spectrum. У них в руках вне зависимости от школы или института был инструмент со встроенным BASIC. Оказался ли он полезным?




Ответить с цитированием