В каждой отрасли есть легендарные личности. В сфере цифровых технологий (которая, на мой взгляд, объединяет компьютерное оборудование и программное обеспечение) таковым несомненно является
Никлаус Вирт. Несмотря на то, что сегодня в быстро меняющемся мире мало кто помнит этого швейцарского учёного, который скончался 1 января, незадолго до своего 90-летия. И всё же, какой путь, какой вклад, какая мудрость и, что ещё более редко встречается в этих профессиях, удивительное смирение.
Жизнь профессора Никлауса Вирта невозможно описать в нескольких словах: он родился в Швейцарии в 1934 году, учился в ETH Цюриха, а затем получил докторскую степень по информатике в Беркли. Именно там он познакомился с компьютерными языками и компиляторами. Он получил премию Тьюринга ACM (Нобелевскую премию в области информатики) в 1984 году. Он изобрёл множество языков, в том числе знаменитый язык
Паскаль, а также
Модула-2.
Но сводить карьеру Никлауса Вирта только к компьютерным языкам было бы неправильно. Он изобретал компьютерные системы, включая ОС с человеко-машинным интерфейсом, среды разработки с языками и компиляторами.
Он проработал два года в
исследовательском центре Xerox PARC в Пало-Альто, вдохновившись цитатой Алана Кея, который там работал:
«Люди, серьёзно занимающиеся разработкой программного обеспечения, должны создавать своё собственное оборудование». Таким образом, в 1980 году, за четыре года до появления Mac, Никлаус Вирт начал разрабатывать Lilith, одну из первых рабочих станций с мышью и графическим дисплеем высокого разрешения, но так и не достигшую коммерческого успеха американских решений.
В 1992 году в «
Руководстве по системе Оберон» он объяснил, что, несмотря на закон Мура, который гласит, что мощность полупроводников удваивается каждые два года, программное обеспечение становится больше и менее оптимизированным с той же скоростью. Это было названо законом Вирта:
несмотря на многочисленные достижения, аппаратное обеспечение ускоряется медленнее, чем замедляется программное обеспечение. Система «Оберон», состоявшая из операционной системы, языка и компьютера, имела целью противоречить закону Вирта. В 2013 году (ему на тот момент было 79 лет!) вышла новая версия Оберона, где Вирт зашёл так далеко, что спроектировал собственный микропроцессор на основе
ПЛИС (FPGA).
Вирт также опубликовал в 1995 году
призыв к экономичному программному обеспечению, где он объясняет истоки закона Вирта тем фактом, что авторы программного обеспечения добавляют ненужные функции, чтобы побудить своих клиентов покупать новые версии, что делает программное обеспечение более жирным, медленным и делает бизнес производителей оборудования, предыдущее поколение которого де-факто устарело, более прибыльным. Поэтому клиенты покупают оборудование взамен старого, работавшего, тем не менее, очень хорошо. Сегодня, почти 30 лет спустя, понятие запланированного устаревания известно каждому, и мы понимаем, что прошло 50 лет с тех пор, как отрасли аппаратного и программного обеспечения официально закрепили его.
Исходя из необходимости уменьшить воздействие человеческой деятельности на окружающую среду, чтобы справиться с сокращением биоразнообразия и глобальным потеплением, а цифровые технологии загрязняют окружающую среду даже больше, чем воздушный транспорт, призыв Никлауса Вирта к большей простоте, оптимальности и бережливости, а значит элегантности, актуален как никогда.
Спасибо за Ваш вклад, профессор Вирт, пусть цифровые сообщества воздадут вам должное, следуя вашим принципам!
Тристан Нито, Окто