User Tag List

Страница 2 из 8 ПерваяПервая 123456 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 11 по 20 из 73

Тема: Реверс инжиниринг БМК Электроники МС-1502

  1. #11

    Регистрация
    15.09.2009
    Адрес
    SPb
    Сообщений
    7,301
    Спасибо Благодарностей отдано 
    260
    Спасибо Благодарностей получено 
    293
    Поблагодарили
    211 сообщений
    Mentioned
    5 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от SoftCat Посмотреть сообщение
    Каштан-02 с объёмом ОЗУ 2 Мб
    Это уже сборка писюка из китайских плат.

    >Да, действительно, шрифт CGA-шный.
    Вроде и 32К маловато для EGA

  2. #12

    Регистрация
    29.05.2010
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    218
    Спасибо Благодарностей отдано 
    77
    Спасибо Благодарностей получено 
    13
    Поблагодарили
    12 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от dk_spb Посмотреть сообщение
    Вроде и 32К маловато для EGA
    Да, я в курсе, что на EGA минимум 64 Кб. Я же написал выше, что видеоадаптер аналогичный МС1502, судя по размерам искусственного бордюра.

  3. #13

    Регистрация
    29.05.2010
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    218
    Спасибо Благодарностей отдано 
    77
    Спасибо Благодарностей получено 
    13
    Поблагодарили
    12 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от dk_spb Посмотреть сообщение
    Это уже сборка писюка из китайских плат.
    Вообще интересно, производились ли у нас IBM-совместимые компы с видеоадаптером отличным от CGA? Где-то видел, что производились ЕС-ки с MDA и с EGA. Или это тоже из китайских (или других не наших) плат?

  4. #14

    Регистрация
    08.01.2012
    Адрес
    г.Винница, Украина
    Сообщений
    94
    Спасибо Благодарностей отдано 
    1
    Спасибо Благодарностей получено 
    21
    Поблагодарили
    16 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от SoftCat Посмотреть сообщение
    1) На материнской плате МС1502 стоит один единственный кварц на 16 МГц и нет никаких PLL. То есть возможны только две пиксельные частоты: 16 МГц и 8 МГц (другие пиксельные частоты будут слишком далеки от стандартов CGA).
    Да, похоже на то. У Спеки пиксельклок 7МГц, и 320 в него б не влезло видимую часть экрана, несмотря на широкий бордюр. На 8Мг уже появляется бордюр при 320, хотя не такой огромный как у Спеки.


    Цитата Сообщение от SoftCat Посмотреть сообщение
    3) На МС1502 корректно работал невзломанный Digger, в котором все параметры развертки программируются через порты, а не через BIOS.
    Я немного погуглил, нашел такое:
    As with vertical retrace, it is possible to work around the mode change by hacking. In DIGGER.COM search for the byte pattern BA D8 03 B0 02 EE and change it to B8 04 00 CD 10 90; in the program file I have here the pattern starts at offset 38F. The hack changes the mode register write to a call to INT 10h to set mode 4. It seems to work OK in my tests in DOSBox, but please reply with how you fare on your real system.
    Проблема здесь не в том, что он хитро программирует регистры, проблема в то, что переключив режим в графический через запись в порт, он ничего не меняет в регистрах EGA/VGA/Hercules, о которых он ничего не знает. И получается недоCGA графика, в которой часть регистров содержит настройки для режимов этих карт. Обычнй вызов INT10H это решает.
    Так что я считаю, что все делители у МС жестко зашиты в схему. На самом деле у КР1545ХМ1 не так много вентилей что б реализовывать дополнительные тригеры и логику. В 1515ХМ1 УКНЦ их втрое больше, но и там разработчики крутились как могли, реализуя нестандартные ячейки для тригеров с целью экономии ресурсов.

    Цитата Сообщение от SoftCat Посмотреть сообщение
    5) В руководстве написано и я сам проверял, что во всех текстовых и графических режимах в 2 раза больше видеостраниц, чем у стандартного CGA.
    Жаль что они не реализовали режимы Plantronics Colorplus 640х200х4 и 320х200х16, с 32К это было не сложно, а некоторые игры и бизнес программы использовали их.

    Если у Вас сейчас есть МС, то не могли б Вы попробывать на нем запустить игры с 160x100x16, те же Pacman и Moon Bugs, работают ли они?

  5. #15

    Регистрация
    07.08.2008
    Адрес
    г. Уфа
    Сообщений
    8,391
    Спасибо Благодарностей отдано 
    763
    Спасибо Благодарностей получено 
    2,367
    Поблагодарили
    1,317 сообщений
    Mentioned
    38 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от SoftCat Посмотреть сообщение
    производились ли у нас IBM-совместимые компы с видеоадаптером отличным от CGA?
    Почти "у нас" EC1849, видеоадаптер EGA на Интеграловских микросхемах.
    Цитата Сообщение от predatoralpha Посмотреть сообщение
    У Спеки пиксельклок 7МГц, и 320 в него б не влезло видимую часть экрана
    У современных ТВ ширина видимой области 47-49 мкс, в нее 45.7 мкс влезает с запасом. Раньше были ТВ, у которых ширина видимой области меньше или на грани, но были и ч/б ТВ с регулировками положения и размера изображения, в них и больше влезало (и это без залезания внутрь телевизора, что позволяет показать сколько нужно, но это другая история). Сейчас есть клоны спека с >=320 точек в строке.

    Этот пользователь поблагодарил ivagor за это полезное сообщение:

    SoftCat(19.03.2025)

  6. #16

    Регистрация
    29.05.2010
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    218
    Спасибо Благодарностей отдано 
    77
    Спасибо Благодарностей получено 
    13
    Поблагодарили
    12 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от predatoralpha Посмотреть сообщение
    Да, похоже на то. У Спеки пиксельклок 7МГц, и 320 в него б не влезло видимую часть экрана, несмотря на широкий бордюр. На 8Мг уже появляется бордюр при 320, хотя не такой огромный как у Спеки.
    В стандартах PAL/SECAM гарантированная (на всех телевизорах и мониторах) максимальная длительность видимой части строки -- 48 мкс. Поэтому для 320-ти столбцов достаточно будет пиксельной частоты 320/48 = 6,6666... МГц.
    Если нужен убедительный бордюр, то тогда достаточно будет пиксельной частоты 7,5 МГц. Длительность видимой части строки при этом будет 320/7,5 = 42,6666... мкс.
    Другое дело, что без PLL из 16-ти МГц невозможно получить ни 7 МГц, ни 7,5 МГц, ни 6,6666... МГц. Без PLL можно только делить частоту на целые и "полуцелые" большие 1 (то есть 3/2, 5/2, 7/2 и т. д.) делители.

    Цитата Сообщение от predatoralpha Посмотреть сообщение
    Я немного погуглил, нашел такое:

    Проблема здесь не в том, что он хитро программирует регистры, проблема в то, что переключив режим в графический через запись в порт, он ничего не меняет в регистрах EGA/VGA/Hercules, о которых он ничего не знает. И получается недоCGA графика, в которой часть регистров содержит настройки для режимов этих карт. Обычнй вызов INT10H это решает.
    Так что я считаю, что все делители у МС жестко зашиты в схему. На самом деле у КР1545ХМ1 не так много вентилей что б реализовывать дополнительные тригеры и логику. В 1515ХМ1 УКНЦ их втрое больше, но и там разработчики крутились как могли, реализуя нестандартные ячейки для тригеров с целью экономии ресурсов.
    На самом деле в Digger'е можно заменить это программирование через порты простыми вызовами функций int 10h и я это делал. Всё прекрасно будет работать на CGA, EGA и VGA. В остальном насчёт КР1545ХМ1 похоже, что Вы правы. Но я точно помню, что на МС1502 можно было через регистры (полностью аналогично с CGA): уменьшать высоту символов в текстовых режимах, менять начальную и конечную линии для курсора, изменять начальный адрес в видео ОЗУ (то есть делать скроллинг) и менять положение курсора.

    Цитата Сообщение от predatoralpha Посмотреть сообщение
    Жаль что они не реализовали режимы Plantronics Colorplus 640х200х4 и 320х200х16, с 32К это было не сложно, а некоторые игры и бизнес программы использовали их.
    Эти режимы ещё реализованы на PCjr и Tandy.

    Цитата Сообщение от predatoralpha Посмотреть сообщение
    Если у Вас сейчас есть МС, то не могли б Вы попробывать на нем запустить игры с 160x100x16, те же Pacman и Moon Bugs, работают ли они?
    К сожалению моя МС1502 сломалась и сейчас нет времени её чинить. Pacman и Moon Bugs я на ней не проверял. Но, как я писал выше, на МС1502 можно уменьшать высоту символов в текстовых режимах. С учётом того, что там видео ОЗУ 32 Кб, я думаю, что возможно установить даже псевдографический режим 160x200x16. А в режиме 160x100x16 будет даже две видеостраницы.

    - - - Добавлено - - -

    Цитата Сообщение от ivagor Посмотреть сообщение
    Почти "у нас" EC1849, видеоадаптер EGA на Интеграловских микросхемах.
    Понятно, спасибо!
    Последний раз редактировалось SoftCat; 19.03.2025 в 15:48.

  7. #16
    С любовью к вам, Yandex.Direct
    Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию

  8. #17

    Регистрация
    01.12.2017
    Адрес
    г. Воронеж
    Сообщений
    1,129
    Спасибо Благодарностей отдано 
    625
    Спасибо Благодарностей получено 
    742
    Поблагодарили
    312 сообщений
    Mentioned
    12 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от ivagor Посмотреть сообщение
    Почти "у нас" EC1849, видеоадаптер EGA на Интеграловских микросхемах.
    В ЕС-1842 и Искре-3104 ещё на таком же "чипсете" - 1843й серии.

    И даже ЭТО



    Плюс ещё разрабатывался чипсет под VGA, но неизвестно до какого этапа его доделали. Но названия уже были, это факт.
    фактически выпускались только на Циррус Лоджике

    Последний раз редактировалось Radon17; 19.03.2025 в 19:30.

    Этот пользователь поблагодарил Radon17 за это полезное сообщение:

    SoftCat(19.03.2025)

  9. #18

    Регистрация
    08.01.2012
    Адрес
    г.Винница, Украина
    Сообщений
    94
    Спасибо Благодарностей отдано 
    1
    Спасибо Благодарностей получено 
    21
    Поблагодарили
    16 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Заказал себе КР1545ХМ10015, приедет, попробую вскрыть, если получится (с кислотой не буду заморачиваться, подручными средствами попробую) то хоть на структуру ячеек и кристалла посмотрю.
    Надеюсь, что они лака поверх кристалла не пожалели, и не поврежу алюминий.
    Очень надеюсь, что ячейки будут похожи на 1515, где только слой метализации, но ж0па чует что там что-то похожее на 1801ВП1, где еще и переходные отверстия индивидуальны, а металл идет поверх возможных переходных отверстий:
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	2.jpg 
Просмотров:	74 
Размер:	29.7 Кб 
ID:	82106
    Информации - чуть меньше нуля, а та что есть - это только шпионам голову ломать.

    Этот пользователь поблагодарил predatoralpha за это полезное сообщение:

    SoftCat(25.03.2025)

  10. #19

    Регистрация
    08.01.2012
    Адрес
    г.Винница, Украина
    Сообщений
    94
    Спасибо Благодарностей отдано 
    1
    Спасибо Благодарностей получено 
    21
    Поблагодарили
    16 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    В некоторых источниках пишется, что 1545ХМ1 содержит 166 ячеек.
    Поскольку структура БМК есть прямоугольник МхН, а число 166 делится только на 4, то я недоумевал, как так оно.
    А потом понял - разработчики БМК очень любят представлять транзисторы которые обслуживают каждую ножку чипа как "переферийную ячейку"
    В 40-ножечном 1545ХМ1 38 таких ячеек (40 минус земля и питание)
    Получается 166-38=128.
    А это уже матрица 16х8
    Если каждая ячейка содержит 12 транзисторов (6 вентилей) то получается 1536 транзисторов (768 вентилей)
    В некоторых источниках встречается цифра 1536 вентилей для 1545ХМ1, но я что-то сомневаюсь - 1515ХМ1 производился в Зеленограде по более современному техпроцессу, имел большой кристалл и содержал 3200 вентилей. Хочется ошибиться и что б у 1545ХМ1 было 1536 вентилей (если в ячейке 24 транзистора), но 768 более похоже на правду. Хотя это ооочень мало, для хранения двух байт регистра нужно 16 ячеек, а это уже 1/8 от всех ячеек (при 768 вентилях). Плюс логика работы с регистром, плюс схемы чтения/записи, и все вообще бедно получается.

    Так же встречается цифра 1248 вентилей. Возможно, если ячейки неоднородные, например черверть ячеек содержат больше вентилей, чем 6. Как то так.

    Также возможно, что на кристалле комбинируется CMOS c nMOS и pMOS логикой. Т.е. например чтоб реализовать 2И-не либо 2ИЛИ-не элемент, в CMOS используется 4 транзистора. В nMOS и pMOS для этого надо 2 транзистора и резистор (на роль которого можно задействовать поликремний). Хоть и значительно поднимает потребление тока, но можно вдвое увеличить количество логических элементов.
    Такой трюк возможен если сигнал подается не на два комлиментарных транзистора сразу, как в 1515хм2, а затворы n и p транзисторов разделены. Реверс таких блоков будет ооочень сомнительным удовольствием.

    Этот пользователь поблагодарил predatoralpha за это полезное сообщение:

    SoftCat(25.03.2025)

  11. #20

    Регистрация
    29.05.2010
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    218
    Спасибо Благодарностей отдано 
    77
    Спасибо Благодарностей получено 
    13
    Поблагодарили
    12 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от predatoralpha Посмотреть сообщение
    Заказал себе КР1545ХМ10015, приедет, попробую вскрыть, если получится (с кислотой не буду заморачиваться, подручными средствами попробую) то хоть на структуру ячеек и кристалла посмотрю.
    Надеюсь, что они лака поверх кристалла не пожалели, и не поврежу алюминий.
    Очень надеюсь, что ячейки будут похожи на 1515, где только слой метализации, но ж0па чует что там что-то похожее на 1801ВП1, где еще и переходные отверстия индивидуальны, а металл идет поверх возможных переходных отверстий:
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	2.jpg 
Просмотров:	74 
Размер:	29.7 Кб 
ID:	82106
    Информации - чуть меньше нуля, а та что есть - это только шпионам голову ломать.
    Это здорово, что Вы в этом разбираетесь! Но было бы интереснее вскрыть формирователь видеосигнала КР1545ХМ1-0012.

Страница 2 из 8 ПерваяПервая 123456 ... ПоследняяПоследняя

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Реверс-инжиниринг Z80
    от Titus в разделе Программирование
    Ответов: 802
    Последнее: 22.05.2025, 13:19
  2. Ответов: 1739
    Последнее: 09.01.2025, 10:55
  3. Ответов: 32
    Последнее: 18.12.2024, 18:19
  4. Реверс-инжиниринг игры Boovie
    от Oleg N. Cher в разделе Программирование
    Ответов: 41
    Последнее: 09.01.2022, 23:07
  5. Реверс инжиниринг печатной платы
    от Filin в разделе Несортированное железо
    Ответов: 36
    Последнее: 11.03.2018, 22:46

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •