User Tag List

Страница 9 из 14 ПерваяПервая ... 5678910111213 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 81 по 90 из 133

Тема: TRHMSX – простой клон FPGA MSX2+. Неторопливая сборка конструктора.

  1. #81

    Регистрация
    18.01.2023
    Адрес
    г. Брест, Беларусь
    Сообщений
    693
    Спасибо Благодарностей отдано 
    345
    Спасибо Благодарностей получено 
    500
    Поблагодарили
    218 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Изготовление простых картриджей.

    Большое количество игр для MSX выпускались на картриджах. Давно хотел получить опыт их использования. Есть в картриджах некая магия. Самые простые в изготовлении - это т.н. простые картриджи объемом до 64 кБ без использования мапперов. В качестве ПЗУ используются микросхемы EEPROM Winbond 27C512.

    Мне понравился проект от испанских любителей ретро https://github.com/capsule5000/MSX-EEPROM-Cartridge-64k



    Плата поддерживает несколько типов микросхем ПЗУ и имеет наибольшее количество вариантов конфигурации:

    27c64 (64Кбит = 8 Кбайт)
    27c128 (16 Кбайт)
    27c256 (32 Кбайт)
    27c512 (64 Кбайт)

    Подробное описание можно прочитать тут https://msxmakers.design.blog/proyec...cartridge-64k/

    На картридж можно разместить одну 64кБ игру, две 32 кБ или 4 16кБ (8 кБ) игры.
    Сначала я сделал картридж одноигровку Kings Valley 1. Это игра объемом 16 кБ. Для ее записи в микросхему 27C512 (64 кБ) можно использовать утилиту SGC_ImageCreator от группы RBSC, которая создаст bin-файл размером 64 кБ. Скачать ее можно тут https://github.com/Wierzbowsky/SGC_ImageCreator



    Открываем файл с игрой и сохраняем преобразованный результат под другим именем.



    Предварительно я проверил полученный ROM при помощи эмулятора. Далее файл прошиваем в микросхему 27С512 с помощью программатора Т48.

    Конфигурация перемычек на картридже P1–A15, RD и P27–A14
    Проверяю - все работает. При включении MSX автоматически загружается игра с картриджа.



    Следующий этап - изготовление картриджа с двумя играми, которые переключаются с помощью перемычек. Задача - разместить две версии Kings Valley 1 - одну оригинальную, а вторую с вечной жизнью.
    Для понимания процесса очень полезный материал https://msxmakers.design.blog/proyec...tucho-msx-64k/

    Предварительно надо подготовить итоговый ROM. Склеиваем ромы двух версий по два раза в порядке 1122, где 1 - это оригинальная версия, а 2 - это версия с вечной жизнью.
    Для склейки я использовал обычный Total Commander и его командную строку:
    Код:
    copy /b rom1+rom1+rom2+rom2 rom64


    Прошиваем итоговый файл в ПЗУ. Для выбора нужного ROM включаем перемычки
    P- P27- RD - нормальная версия
    P+ P27- RD - версия с вечной жизнью
    Т.е. фактически тип игры переключается "перебросом" перемычек P- и P+. Хочу отметить, что нельзя включать их одновременно.



    Проверяю на MSX. Все работает нормально. Игры переключаются как надо.



    Следующий картридж - это игра The Goonies. Она имеет объем 32 кБ. Помещаю на картридж две версии этой игры - оригинальную и с вечной энергией. Итоговый ROM делаю в Total Commander - просто склеиваю два ROM командой
    Код:
    copy /b rom1+rom2 rom64
    Заливаю полученный ROM в микросхему 27С512. Включаю перемычки:
    P- P27->A15 RD - нормальная версия
    P+ P27->A15 RD - версия с вечной жизнью
    Как и в первом варианте, тип игры переключается "перебросом" перемычек P- и P+.
    Вставляю картридж в MSX, включаю. Все загружается и переключается как надо.



    С простыми картриджами можно заканчивать, но я сделаю еще один. Он не игровой, но будет работать в паре с уже изготовленными. Как? Об этом чуть позже.



    P.S.
    Пришлось урезать на 1.6 мм исходные гербера платы, чтобы она вписывалась в льготные размеры 100х100 мм. Кто хочет заказать дешевле - прикрепил исправленный гербер к посту. Проверено - рабочие.

    Gerber_New-Project_CARTRIDGE-EPROM-DIP-SWITCH-copy-copy-copy_2025-04-19 (1).zip

    Продолжение будет.
    Последний раз редактировалось Froggy; 17.05.2025 в 12:35.

    Эти 7 пользователя(ей) поблагодарили Froggy за это полезное сообщение:

    breeze(17.05.2025), Cooper(31.05.2025), GreyWolf(17.05.2025), SoftLight(17.05.2025), tnt23(17.05.2025), valerium(17.05.2025), Wierzbowsky(16.05.2025)

  2. #82

    Регистрация
    18.01.2023
    Адрес
    г. Брест, Беларусь
    Сообщений
    693
    Спасибо Благодарностей отдано 
    345
    Спасибо Благодарностей получено 
    500
    Поблагодарили
    218 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Продолжим изучать картриджи.

    Надо отдать должное компании Konami. Они не просто выпускали игры для MSX, но и пытались создать некую игровую "экосистему". Каждый выпущенный картридж имел трехзначный номер, который начинался с цифры 7. Например, номер 701 - это Antartic Adventure. Всего я нашел 68 катриджей, хотя может их и больше. По этому номеру картриджи легко искать в каталоге.

    Кроме этого, Konami занимались поддержкой своих продуктов. Хочу рассказать про два специальных картриджа:

    - Konami Game Master 1 (RC-735)
    - Konami Game Master 2 (RC-755)


    Эти картриджи позволяют вносить некоторые изменения в игры, например, добавлять количество жизней, выбирать стартовый уровень. Т.е. фактически - это легальный способ читерства.
    Как это работает?
    Вставляем картридж Konami Game Master в первый слот. Во второй слот вставляем игровой картридж с игрой от Konami:



    Включаем MSX и попадаем в главное меню Konami Game Master:



    Для запуска игры без модификации выбираем пункт GAME.
    Для внесения изменений в игру выбираем пункт MODIFY. В этом месте MSX проверяет какой картридж установлен во втором слоте, если он в списке Konami, то откроется меню модификации. Сверху будет прописан номер картриджа:



    Для пробы изменил стартовый уровень на второй, и количество жизней (пункт Modify Player Number) до 99:



    Нажимаем пункт START GAME, загружается игра, установленная во второй слот. Уровень второй, количество жизней - 99. Работает!



    Но, как говорят в телемагазинах - "Это еще не всё!!!".
    Есть опции, которые работают во время запущенной игры.

    Режим ПАУЗА. Для входа в этот режим нажимаем кнопку STOP. Игра "замирает".
    В этом режиме можно пойти покурить или выпить кофе, но есть более интересные и полезные опции в этом режиме:

    - ONE FRAME. Нажимаем : (двоеточие) - игра проигрывает один кадр.

    - SLOW MOTION. Нажимаем ESC - включается режим замедленного воспроизведения. Скорость игры можно регулировать кнопками DEL и INS. Полезно в некоторых сложных моментах.

    - SAVE / LOAD. Нажимаем левый CTRL и попадаем в меню Сохранения/Загрузки:



    Доступны опции Сохранения и Загрузки с использованием диска или ленты. Для сохранения доступны - скриншот, данные рейтинга и GAME DATA:



    GAME DATA - это и есть сохранение игры. Для ленты у меня нет пишущего магнитофона, а в меню диска MSX не выходит. SD-карту я пока не использую, а флоппик подключить не могу - заняты оба слота. Но на эмуляторе функция сохранения игры на диск работает. Как по мне - это мегафича.

    Подробнее про катридж Konami Game Master можно почитать тут http://www.msxblue.com/manual/gamemaster1_c.htm
    Там есть описание всех функций и список картриджей, которые поддерживает Konami Game Master.

    Существует вторая версия Konami Game Master 2 (RC-755). В этом картридже расширен список поддерживаемых игр (в основном для MSX2). Кроме этого добавлена функция SRAM Disk Utility, которая позволяет сохранить данные до 10 игр в памяти SRAM. Параметр SRAM работает только для некоторых игр. Способ использования SRAM может отличаться для каждой игры.

    SRAM на эмуляторе я не изучал, в идеале хотелось бы сделать такой картридж. Но схем я нигде не встречал.
    Подробнее про Konami Game Master 2 можно почитать тут http://www.msxblue.com/manual/gamemaster2_c.htm

    С простыми картриджами пока вопрос закрываю, но в дальнейшем планирую изготовление и изучение т.н. MEGA-ROM картриджа. Это картриджи с объемом более 64 кБ, которые используют мапперы. Мне понравился проект от Oyanami на чипах SST39SF040 EEPROM и двух микросхемах логики:



    К сожалению, на Али эти микросхемы для РБ недоступны, поэтому буду доставать их обходными путями.

    Продолжение следует...

    Эти 5 пользователя(ей) поблагодарили Froggy за это полезное сообщение:

    breeze(17.05.2025), Cooper(31.05.2025), Oleg N. Cher(18.05.2025), tnt23(18.05.2025), Wierzbowsky(18.05.2025)

  3. #83

    Регистрация
    11.02.2005
    Адрес
    【RB】
    Сообщений
    3,877
    Спасибо Благодарностей отдано 
    128
    Спасибо Благодарностей получено 
    130
    Поблагодарили
    81 сообщений
    Mentioned
    4 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    Talking

    Цитата Сообщение от Froggy Посмотреть сообщение

    а я думаю, откуда у MSX пингвин на логотипе

    Я когда делал папки для разных эмулей, долго думал, что воткнуть для MSX


    Этот пользователь поблагодарил breeze за это полезное сообщение:

    Froggy(17.05.2025)

  4. #84

    Регистрация
    18.01.2023
    Адрес
    г. Брест, Беларусь
    Сообщений
    693
    Спасибо Благодарностей отдано 
    345
    Спасибо Благодарностей получено 
    500
    Поблагодарили
    218 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от breeze Посмотреть сообщение
    а я думаю, откуда у MSX пингвин на логотипе
    Я не уверен, что пингвин был маскотом MSX. Наверно, пингвин взят из популярной игры Antartic Adventure от Конами.
    Впрочем, мне эта игра не очень нравится.

  5. #85

    Регистрация
    18.01.2023
    Адрес
    г. Брест, Беларусь
    Сообщений
    693
    Спасибо Благодарностей отдано 
    345
    Спасибо Благодарностей получено 
    500
    Поблагодарили
    218 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию









    Пытаюсь делать картриджи в едином стиле. Пленку пока не снимал, поэтому все синее и мутное. Без пленки будет веселее.
    В планах еще два картриджа MEGA ROM, Картридж-эквалайзер, Карнивор, Магнитофон.

    Вместо W27C512 хочу попробовать впаять (или установить в панельку) старую аутентичную керамическую ПЗУ с "окошком". У меня они есть в наличии и лежат без дела.
    Последний раз редактировалось Froggy; 23.05.2025 в 18:27.

    Этот пользователь поблагодарил Froggy за это полезное сообщение:

    Cooper(31.05.2025)

  6. #86

    Регистрация
    18.01.2023
    Адрес
    г. Брест, Беларусь
    Сообщений
    693
    Спасибо Благодарностей отдано 
    345
    Спасибо Благодарностей получено 
    500
    Поблагодарили
    218 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Настало время сделать корпус для TrhMSX.

    Сначала смакетировал корпус с помощью пенопластовой подложки толщиной 5 мм. На основе макета начертил в CorelDraw проект корпуса для лазерной резки. Материал - прозрачный акрил толщиной 5 мм.

    Итак, получил заготовки для корпуса:



    Для крепления платы использую нейлоновые стойки высотой 5 мм. Чтобы их вкрутить, сверлю в нижней стенке четыре отверстия 2.5 мм и нарезаю резьбу метчиком M3:







    Для крепления верхней крышки использую четыре закладных, с помощью которых крышка прикручивается винтиками М3. Закладные приклеиваю к верхней крышке, в боковых стенках высверливаю отверстия 3 мм:







    Приклеиваю боковые стенки к основанию. Клею цианкрилатом (секундный клей). Корпус практически готов:



    Прикручиваю к плате направляющие для картриджей, которые мне напечатали на 3Д принтере. Использую нейлоновые стойки высотой 5 мм. На эти стойки плата опирается, когда мы вставляем картридж. Таким образом плата не прогибается.





    Установил выключатель. Купил на али маленькие кнопочки. Выключатель подключается с плате помощью разъема:





    Завершающий штрих - установка ножек. Использовал силиконовые ножки высотой около 5 мм. Мне они нравятся - легко и надежно клеятся, не скользят и высота оптимальная:



    Вот что получилось:











    Для проверки собранного устройства решил использовать картридж. Корпус для картриджа у меня уже был. Осталось только его собрать.
    Соединительные втулки сделал из двух нейлоновых стоек - 5 мм + 8 мм = 13 мм. Внутри этих стоек уже есть резьба М2.5. Для скручивания корпуса, предварительно купил винтики М2.5х6.







    Подключаем к MSX монитор, вставляем картридж:



    Включаем MSX. Все, можно играть:



    Буду продолжать изготовление "прозрачных" девайсов к MSX. Мне такой "концепт" нравится.

    Продолжение будет...

    Эти 4 пользователя(ей) поблагодарили Froggy за это полезное сообщение:

    Cooper(31.05.2025), GreyWolf(03.06.2025), tnt23(02.06.2025), Wierzbowsky(01.06.2025)

  7. #87

    Регистрация
    18.01.2023
    Адрес
    г. Брест, Беларусь
    Сообщений
    693
    Спасибо Благодарностей отдано 
    345
    Спасибо Благодарностей получено 
    500
    Поблагодарили
    218 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Еще пару слов про мультиконтроллер.

    Купил на Али CF-карту на 4 Гб специально для мультконтроллера. Выбрал синего цвета



    Проверил скорость копирования на ноутбуке - получлось около 4800 кБайт/сек. Это нормально.



    Запустил утилиту fdisk (из Basic набрать команду call fdisk), карта определилась как TS4GCF133. Это неплохая карта от Transcend.



    При разбивке начались непонятные глюки. Записал на карту систему и тестовую игру. MSX загружался в систему, но при работе в ней, например, при выполнении команды DIR просто зависал. Запустить игру тоже не удавалось - она вываливалась в Бейсик. Начал перебор карт и пляски с бубном:



    В конечном итоге, карта заработала без глюков при отключении перемычки F+H. Не знаю с чем это связано. Может из-за того что не подключен FDD? Надо будет проверить в дальнейшем.



    Проверяю на игре BOMBAMAN. Это единственная HDD игра, которая у меня запускается с CF-карты без всяких дополнительных утилит вроде SofaRun.



    Продолжение следует...
    Последний раз редактировалось Froggy; 20.06.2025 в 19:39.

  8. #88

    Регистрация
    18.01.2023
    Адрес
    г. Брест, Беларусь
    Сообщений
    693
    Спасибо Благодарностей отдано 
    345
    Спасибо Благодарностей получено 
    500
    Поблагодарили
    218 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Монитор для MSX.

    Недавно купил на Алиэкспрессе интересный монитор для ретро железяк.
    https://aliexpress.ru/item/100500168...582.1685302950



    Он собран на базе 9.8" IPS-матрицы от iPad2 с разрешением 2048x1536 и соотношением сторон 4:3. Сначала хотел сделать его самостоятельно, но прикинул стоимость матрицы с контроллером и решил брать сразу готовый. Обошелся в 75$ (с доставкой и НДС).

    "Фишка" монитора - поддержка телевизионного режима 15 кГц RGBHV. Т.е. к нему можно напрямую подключать разнообразные ретро-компьютеры и консоли: MSX, ZX-Spectrum, NES, SEGA. RGB подключается к VGA-разъему.
    Для цифрового подключения есть VGA и HDMI разъем. Монитор очень хвалят счастливые владельцы MISTer FPGA.

    Корпус сделан качественно и аккуратно. Скорее всего он алюминиевый (покрашен черной краской) - сам монитор очень легкий.
    Есть крепление под VESA 75 мм, снизу сделана резьба "под фотоштатив". Можно использовать разные подставки.

    Для настройки используется "качелька" и две кнопки. Удобно для "слепого" управления в меню:



    В комплект вложили защитную пленку для экрана.
    Матрица мне попалась хорошая. Засветов, дефектов, битых пикселей нет. Подсветка равномерная. Цвета яркие и насыщенные. Углы обзора хорошие - матрица IPS.



    Что очень важно - в меню есть регулировка Backlight, т.е. можно независимо регулировать яркость светодиодной подсветки и общую яркость. Полезная штука, можно сделать черный цвет максимально темным. Модуль подсветки собран на микросхеме GAS:



    Модель матрицы:



    В меню есть настройка цветовой температуры с тремя пресетами.
    Контроллер собран на популярном чипе RTD2556:





    Подключил монитор к TrhMSX через VGA-разъем. Использовал VGA-режим и RGB-режим. Кстати, в TrhMSX видеорежимы можно быстро переключать с помощью кнопки Print Screen.
    VGA-режим монитор определяет как 720х480:



    RGB-режим монитор определяет как 1440х240:



    В RGB-режиме изображение немного теряет в резкости, но не критично. Кстати, в RGB-режиме линейность пикселей гораздо лучше, чем в VGA-режиме.

    В моем случае не обошлось без ремонта.
    Не работала кнопка ON/OFF. Пришлось самому открывать корпус и разбираться. Ну какая же покупка с Али без "допиливания" напильником? Все, как мы любим. Оказалось, что был обрыв в шлейфе. Разобрал контакт, спаял - кнопка заработала.

    Ну раз монитор был разобран решил поменять кнопки + и - местами. Странно, продавец продает мониторы уже три года и все жалуются на "реверс" кнопок в меню. Решение очень простое - перекрутить "пины" в разъеме и все стало нормально. Низ - это низ или меньше, верх - это верх и больше.

    Монитором доволен. Устраивает и размер экрана и качество картинки и интерфейсы подключения.

    Разумеется, проверял монитор и с ZX-Spectrum. Картинка на ZS Scorpion 256 по VGA с адаптером от AlexEkb (при разрешении 1280х1024) просто идеальная. ZS Scorpion 256 работает и по RGB. Картинка чуть менее резкая и есть небольшие вертикальные теневые полоски. Кстати, Pentagon-128 со своими 48 Гц у меня с этим монитором не заработал.

    VGA-подключение к ZX-Spectrum с масштабированием на весь экран. Игра Кастельвания:



    RGB-подключение:



    Эти 6 пользователя(ей) поблагодарили Froggy за это полезное сообщение:

    breeze(23.06.2025), GreyWolf(21.06.2025), Hunta(07.07.2025), SoftLight(21.06.2025), valerium(22.06.2025), Wierzbowsky(21.06.2025)

  9. #89

    Регистрация
    08.11.2021
    Адрес
    г. Санкт-Петербург
    Сообщений
    58
    Спасибо Благодарностей отдано 
    38
    Спасибо Благодарностей получено 
    44
    Поблагодарили
    20 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Я старую ревизию (где вместо качельки сбоку кнопки сзади корпуса) использую где-то пару лет уже как тестовый моник для всякого ретро.

    Удивительно всеядный скаллер: работает с ZX Evo, Sprinter, uMSX и т.п.

    Из минусов - все-таки мелковат. Был бы он дюймов 15-17 хотя бы - ничего другого в качестве основного моника для ретро и не нужно было бы.

    https://www.youtube.com/shorts/reI-uQyTwuY

  10. #90

    Регистрация
    18.01.2023
    Адрес
    г. Брест, Беларусь
    Сообщений
    693
    Спасибо Благодарностей отдано 
    345
    Спасибо Благодарностей получено 
    500
    Поблагодарили
    218 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от yarodin Посмотреть сообщение
    Из минусов - все-таки мелковат. Был бы он дюймов 15-17 хотя бы - ничего другого в качестве основного моника для ретро и не нужно было бы.
    Я искал именно небольшой диагонали. На 17" мониторе пикселы слишком большие. На мелком экране картинка более приятная - пикселизация не так заметна. Но это все очень субъективно. Черно-зеленые мониторы CRT-12GRN имели реальную диагональ изображения как раз около 8-9".
    Кстати, этот монитор не идеален. Разрешение текстового режима в DOS (320x200, 720x400 @ 70hz) не поддерживаются.

Страница 9 из 14 ПерваяПервая ... 5678910111213 ... ПоследняяПоследняя

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Ответов: 46
    Последнее: 19.12.2025, 18:27
  2. Ответов: 501
    Последнее: 28.10.2025, 23:13
  3. Ответов: 124
    Последнее: 17.09.2025, 14:19
  4. Ответов: 28
    Последнее: 07.07.2025, 09:43
  5. Ответов: 6
    Последнее: 05.01.2025, 13:55

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •