Изготовление простых картриджей.
Большое количество игр для MSX выпускались на картриджах. Давно хотел получить опыт их использования. Есть в картриджах некая магия. Самые простые в изготовлении - это т.н. простые картриджи объемом до 64 кБ без использования мапперов. В качестве ПЗУ используются микросхемы EEPROM Winbond 27C512.
Мне понравился проект от испанских любителей ретро https://github.com/capsule5000/MSX-EEPROM-Cartridge-64k
Плата поддерживает несколько типов микросхем ПЗУ и имеет наибольшее количество вариантов конфигурации:
27c64 (64Кбит = 8 Кбайт)
27c128 (16 Кбайт)
27c256 (32 Кбайт)
27c512 (64 Кбайт)
Подробное описание можно прочитать тут https://msxmakers.design.blog/proyec...cartridge-64k/
На картридж можно разместить одну 64кБ игру, две 32 кБ или 4 16кБ (8 кБ) игры.
Сначала я сделал картридж одноигровку Kings Valley 1. Это игра объемом 16 кБ. Для ее записи в микросхему 27C512 (64 кБ) можно использовать утилиту SGC_ImageCreator от группы RBSC, которая создаст bin-файл размером 64 кБ. Скачать ее можно тут https://github.com/Wierzbowsky/SGC_ImageCreator
Открываем файл с игрой и сохраняем преобразованный результат под другим именем.
Предварительно я проверил полученный ROM при помощи эмулятора. Далее файл прошиваем в микросхему 27С512 с помощью программатора Т48.
Конфигурация перемычек на картридже P1–A15, RD и P27–A14
Проверяю - все работает. При включении MSX автоматически загружается игра с картриджа.
Следующий этап - изготовление картриджа с двумя играми, которые переключаются с помощью перемычек. Задача - разместить две версии Kings Valley 1 - одну оригинальную, а вторую с вечной жизнью.
Для понимания процесса очень полезный материал https://msxmakers.design.blog/proyec...tucho-msx-64k/
Предварительно надо подготовить итоговый ROM. Склеиваем ромы двух версий по два раза в порядке 1122, где 1 - это оригинальная версия, а 2 - это версия с вечной жизнью.
Для склейки я использовал обычный Total Commander и его командную строку:
Код:copy /b rom1+rom1+rom2+rom2 rom64
Прошиваем итоговый файл в ПЗУ. Для выбора нужного ROM включаем перемычки
P- P27- RD - нормальная версия
P+ P27- RD - версия с вечной жизнью
Т.е. фактически тип игры переключается "перебросом" перемычек P- и P+. Хочу отметить, что нельзя включать их одновременно.
Проверяю на MSX. Все работает нормально. Игры переключаются как надо.
Следующий картридж - это игра The Goonies. Она имеет объем 32 кБ. Помещаю на картридж две версии этой игры - оригинальную и с вечной энергией. Итоговый ROM делаю в Total Commander - просто склеиваю два ROM командой
Заливаю полученный ROM в микросхему 27С512. Включаю перемычки:Код:copy /b rom1+rom2 rom64
P- P27->A15 RD - нормальная версия
P+ P27->A15 RD - версия с вечной жизнью
Как и в первом варианте, тип игры переключается "перебросом" перемычек P- и P+.
Вставляю картридж в MSX, включаю. Все загружается и переключается как надо.
С простыми картриджами можно заканчивать, но я сделаю еще один. Он не игровой, но будет работать в паре с уже изготовленными. Как? Об этом чуть позже.
P.S.
Пришлось урезать на 1.6 мм исходные гербера платы, чтобы она вписывалась в льготные размеры 100х100 мм. Кто хочет заказать дешевле - прикрепил исправленный гербер к посту. Проверено - рабочие.
Gerber_New-Project_CARTRIDGE-EPROM-DIP-SWITCH-copy-copy-copy_2025-04-19 (1).zip
Продолжение будет.











Ответить с цитированием

























































