Андрей Малышкин отвечает на вопросы про ПК8000 (продолжения):

Потом был вопрос-параграф (разбитый на части):

Как адаптировались игры с MSX1?

Игры с MSX-1 не адаптировались, а писались заново. Из кода игры брались картинки. Все остальное было написано с чистого листа.


Что было в основе адаптаций: оригиналы с MSX1 или уже адаптированные версии для "Вектор-06Ц"?

В основе кода BASIC был оригинал с MSX-1. В основе адаптированных игр от Вектора был их шестнадцатеричный код, который вручную по байту дизассемблировался, потом дорабатывался. Некоторые программы с Вектора были адаптированы без полного дизассемблирования: в коде находились процедуры работы с "железом", в кодах же подменялись на процедуры для ПК-8000. Сами адаптированные процедуры по работе по вводу-выводу либо писались сразу в кодах, либо на ассемблере.

Вообще маленькое отступление про Николая Такочакова. Это был уникальный программист, который мог сразу писать в машинных кодах, не пользуясь ассемблером. Вначале разработки он так много чего понаписал: из-за этого НИКОГДА!!! полного исходного авторского текста на ассемблере BASIC-a НЕ СУЩЕСТВОВАЛО! Угнаться за Николаем было очень сложно. За всю мою бытность 11 лет системным программистом такого уровня работы в машинных кодах я не встречал ни у одного из специалистов. На его примере я то же вместо ассемблера мог работать и напрямую в кодах, но Николай это делал намного быстрее.

Дело в том, что код адаптированных игр практически идентичен за исключением процедур работы с "железом"

Это так. На готовый код сверху просто ставились заплатки. Я таким образом много чего переделывал, сейчас уже толком и не вспомнишь... Авторские-то работы свои за 24 года уже позабывал, а уж про адаптацию и тем более забыл. Переделывали уже готовое из-за того, что к компьютеру для его популяризации хронически был нужен софт, а его не откуда было взять. Несколько программистов были не в состоянии сами написать за год-два много игр и программ. Не все умели писать в кодах. Да и наше техническое оснащение было достаточно жалким. Плюс программисты работали с производством, постоянно туда отвлекаясь. Писали тесты оборудования. Первые партии микросхем УФ ПЗУ и ПЛМ в производство прошивали сами разработчики. Я сам сидел и часами вставлял их в программатор на MSWP. Первые компьютеры так же в цехе сидели и помогали по железу отлаживать программисты, хотя это было и не их дело. Это как спорт такой был, сродни рыбалке: сходил в цех, взял спаянный но не работающий комп, лупу, кусанцы, ковырялку, паяльник, поискал непропаи и спаянные не где нужно там контакты, протестировал, запустил... Счастье! В твоих руках кучка железа стала компьютером!


И если в основе лежат все-таки адаптации СчетМаш-а, то интересно было бы узнать, как они были получены: официально или "старым славянским методом"?


СчетМаш у нас нигде не проходил даже боком. Ничего и ни от кого мы не получали, ни строчки авторского кода со стороны получено не было. Возможно в конце производства компьютера что-то и переписывалось на BASIC-е, но я к этому отношение уже не имел. Все если и адаптировалось, то "в рукопашную". Сейчас это кажется нонсенсом, но мы так работали. Главным инструментом была квадратная таблица с кодами процессора 8080 и мнемонической записью команд. Т.е. основные инструменты первых разработок - ручка, много бумаги, таблица с кодами - и все. Одна MSWP, на которой можно было нормально работать, была занята либо под аппаратную отладку, либо на ней работал Такочаков, иногда целыми ночами. После первых в ручную собранных ПК-8000 работали на них. Когда BASIC был еще не отлажен, первое время у нас была технологическая прошивка на ПК-8000, на которой можно было писать в НЕХ-кодах, что и делали. Там был простейший отладчик в машинных кодах. Труд "атомный", но выхода не было.

Тем не менее, один из главных вопросов - могут ли авторы дать прошивки D16 и D17 (556РТ2)?

Прошивки были в производственной документации. У меня не сохранились, как и не сохранилось ничего имеющее отношение к разработке.

Плюс еще некоторые дополнения:

Посмотрел информацию на форуме. Относительно Вадима Ковалева. Дмитрий Беляков совершенно правильно написал, что Вадим является автором адаптации с MSX-1 процедур чтения/записи с магнитной ленты. Первая версия BASICa вышла с его программой. В последствии Такочаков вносил изменения в код для улучшения качества чтения. Еще несколько позже эти коды менялись из-за применения другой элементной базы: помоему, менялись задержки при определении несущего сигнала и еще какие-то мелочи. Фото Ковалева я случайно нашел в Интернете http://www.penza.vt.ru/?id=9119 - там он крайний слева.

Фото Фролова Александра Ивановича - ведущего разработчика железа - можно посмотреть http://www.amrita.ru/index.php?contacts.php?num=2
Правда это довольно старое фото, но там очень похож на себя 24 года назад.

Фото Дмитрия Белякова - разработчика Питона - см http://webby.ru/bo713sr
Там же его послужной список.


Думаем еще вопросы или уточнения.