User Tag List

Показано с 1 по 10 из 287

Тема: Орион-128: Перспективы развития

Комбинированный просмотр

Предыдущее сообщение Предыдущее сообщение   Следующее сообщение Следующее сообщение
  1. #1

    Регистрация
    05.03.2011
    Адрес
    Мелитополь
    Сообщений
    68
    Спасибо Благодарностей отдано 
    5
    Спасибо Благодарностей получено 
    0
    Поблагодарили
    0 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Denn Посмотреть сообщение
    VituZz, со многим соглашусь.
    Но! 2 МГц (а точнее 2,5 в базовом) такта - это мало. Реально мало. Для машинки с аппаратным текстовым экраном (а-ля РК86) достаточно, а вот с графикой мало. А с графическим выводом текста мало вообще! В Орионе-ПРО 10 МГц и это очень хорошо, но всё равно не идеал. Мерило - весь символьный экран должен распечатываться почти мгновенно, тогда работу можно назвать комфортной. Имхо.
    Прерывания. Не знаю зачем они. Лично мне с 91-го по сей день они ни разу не нужны были. Разве что кадровые для синхры видеовывода, но это скорее только для игрушек, а Орион для них плохо подходит.
    Ну и ОЗУ. Его чем больше, тем лучше! Идеалом вижу 1024 Кб. Без быстрого RAM-диска работа на 8-битке весьма тосклива. Но это возможно я избалованный
    Мне больше нравится идея, что ЦП не должен уделять внимания ни тексту, ни графике. Это должен делать отдельный контроллер, которому ЦП должен лишь пересылать текст и команды. А вот 2МГц позволит иметь от 580-го комплекта 100% надёжную работу.

    Прерывания же очень нужны, чтобы максимально освободить процессор от непроизводительных опросов периферии. Потребители линий - часы, клавиатура, порты. Я так делаю на своём макете.

    По ОЗУ я озвучил своё видение. Если оно используется в качестве быстрого диска - никаких возражений, пусть будет как отдельное устройство, которое подключается на шину. Для расширения ОЗУ окнами, как мне кажется, нет никакой необходимости, монструозных программ лично я не использую.
    Последний раз редактировалось VituZz; 06.04.2017 в 12:48.

  2. #1
    С любовью к вам, Yandex.Direct
    Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию

  3. #2

    Регистрация
    04.05.2006
    Адрес
    St.-Petersburg
    Сообщений
    2,234
    Спасибо Благодарностей отдано 
    490
    Спасибо Благодарностей получено 
    989
    Поблагодарили
    641 сообщений
    Mentioned
    6 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от VituZz Посмотреть сообщение
    Мне больше нравится идея, что ЦП не должен уделять внимания ни тексту, ни графике. Это должен делать отдельный контроллер, которому ЦП должен лишь пересылать текст и команды.
    По тексту - согласен. Это и сделано в РК и его клонах.
    По графике в 8-битках никакого толку от отдельного видеопроца не будет, т.к. пересыл данных всё равно делает проц из своего ОЗУ, а это и есть слабое место. Тут только ПДП-блиттер может помочь.


    Цитата Сообщение от VituZz Посмотреть сообщение
    А вот 2МГц позволит иметь от 580-го комплекта 100% надёжную работу.
    Я долго стеснялся, но потом решил вдуть аж целых 3,6 МГц в КР580ВВ51А... и ничего, работает как миленькая, не глючит, и даже еле тёпленькая.
    Возможно, первые версии 580-ой серии имели какие-то трудности с быстродействием, но мне такие не попадались.


    Цитата Сообщение от VituZz Посмотреть сообщение
    Прерывания же очень нужны, чтобы максимально освободить процессор от непроизводительных опросов периферии. Потребители линий - часы, клавиатура, порты.
    Родная клавиатура от РК - просто матрица, ей прерывания никак не помогут.
    Прерывания от портов? Возможно я просто не знаю каких-то спец задач...
    Часы - пожалуй. Но тоже, не особо и нужно, их вполне можно опрашивать в холостых циклах ожидания нажатий на клавишу.


    Цитата Сообщение от VituZz Посмотреть сообщение
    По ОЗУ я озвучил своё видение. Если оно используется в качестве быстрого диска - никаких возражений, пусть будет как отдельное устройство, которое подключается на шину.
    Имхо, хорошо его иметь штатно. Хотя раньше это было много и дорого (( Это сейчас есть удобные 512к чипы СОЗУ.
    Критиковать - значит объяснять автору, что он делает не так, как делал бы я, если бы умел

  4. #3

    Регистрация
    05.03.2011
    Адрес
    Мелитополь
    Сообщений
    68
    Спасибо Благодарностей отдано 
    5
    Спасибо Благодарностей получено 
    0
    Поблагодарили
    0 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Denn Посмотреть сообщение
    Я долго стеснялся, но потом решил вдуть аж целых 3,6 МГц в КР580ВВ51А... и ничего, работает как миленькая, не глючит, и даже еле тёпленькая.
    Возможно, первые версии 580-ой серии имели какие-то трудности с быстродействием, но мне такие не попадались.
    Некоторые ВИ53 не хотят работать на 2,5МГц, у меня есть таких несколько. На кое-какие микросхемы комплекта и справочник даёт только 2МГц тактовую (по памяти - вроде ВВ79). Я понимаю, что это, быть может, перестраховщики писали, но не люблю и не использую в своих конструкциях режимы за пределами и даже на границе справочных. Надёжную работу я ценю больше быстродействия.

    К слову, ради интереса я на своём макете гонял все ВМ80, какие у меня есть. Для +12 и -5 у меня был собран преобразователь от "Ориона". Так вот оказалось, что старый К580ИК80 он не тянет, через 30-40 минут перестаёт генерить, хотя все более поздние ВМ80А работали от него надёжно часами. Не в этом ли кроется частично нелюбовь к этому узлу в "Орионе"?
    Цитата Сообщение от Denn Посмотреть сообщение
    Родная клавиатура от РК - просто матрица, ей прерывания никак не помогут.
    Прерывания от портов? Возможно я просто не знаю каких-то спец задач...
    Часы - пожалуй. Но тоже, не особо и нужно, их вполне можно опрашивать в холостых циклах ожидания нажатий на клавишу.
    Клавиатура тоже должна работать через свой контроллер, возможно, даже со своим отдельным буфером. Меня не смущает количество микросхем, я никогда не экономлю лишний инвертор - лишь бы схема оставалась красивой и надёжной.

    С клавиатурой вообще интересно. Даже современные компы, бывает, тормозят с открытием окошка ввода на пару-тройку секунд, а существующий буфер клавиатуры позволяет мне как человеку, владеющему быстрым набором текста, за это время ввести несколько слов. Окошко открывается, и вуаля - в нём уже мой текст. Мне такое нравится!
    Последний раз редактировалось VituZz; 06.04.2017 в 13:32.

  5. #4

    Регистрация
    14.08.2006
    Адрес
    Владимир
    Сообщений
    4,581
    Спасибо Благодарностей отдано 
    64
    Спасибо Благодарностей получено 
    112
    Поблагодарили
    97 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от VituZz Посмотреть сообщение
    Прерывания же очень нужны, чтобы максимально освободить процессор от непроизводительных опросов периферии. Потребители линий - часы, клавиатура, порты. Я так делаю на своём макете.
    на счет портов где бы висели устройства с непредсказуемым непериодическим срабатыванием, преимущественно нечастым - то да, прерывания можно приспособить. Что же касается регулярно либо часто опрашиваемых событий - как раз таки часов, клавиатуры и порта RS-232, то тут прерывания не только не дают выигрыша, но лишь добавляют накладные расходы (на лишние обработки стека, на лишний обсчет кольцевого буфера и т.п.) в сравнении с периодическим поллингом (опросом) инициируемым процессором где тупо флаг наличия данных считывается с регистра устройства. Я не теоретизирую, в СP/M у меня реализованы оба режима работы с RS-232, и по прерыванию куда как больше кода надо для обработки всех ситуаций. И время процессора не экономится что самое смешное, ведь большую часть времени система все равно проводит в ожидании устройств, а тут Z80 пофиг как ожидать - в поллинге или в хальте до прерывания.

    - - - Добавлено - - -

    Цитата Сообщение от Denn Посмотреть сообщение
    По тексту - согласен. Это и сделано в РК и его клонах.
    По графике в 8-битках никакого толку от отдельного видеопроца не будет, т.к. пересыл данных всё равно делает проц из своего ОЗУ, а это и есть слабое место. Тут только ПДП-блиттер может помочь.
    Плюс узкое место всех подобных решений - требование двухпортовости ОЗУ (либо суровые извращения чтобы двухпортовости избежать).
    Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.

    Некоторые из моих поделок тут: https://github.com/serge-404

  6. #5

    Регистрация
    05.03.2011
    Адрес
    Мелитополь
    Сообщений
    68
    Спасибо Благодарностей отдано 
    5
    Спасибо Благодарностей получено 
    0
    Поблагодарили
    0 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Error404 Посмотреть сообщение
    на счет портов где бы висели устройства с непредсказуемым непериодическим срабатыванием, преимущественно нечастым - то да, прерывания можно приспособить. Что же касается регулярно либо часто опрашиваемых событий - как раз таки часов, клавиатуры и порта RS-232, то тут прерывания не только не дают выигрыша, но лишь добавляют накладные расходы (на лишние обработки стека, на лишний обсчет кольцевого буфера и т.п.) в сравнении с периодическим поллингом (опросом) инициируемым процессором где тупо флаг наличия данных считывается с регистра устройства. Я не теоретизирую, в СP/M у меня реализованы оба режима работы с RS-232, и по прерыванию куда как больше кода надо для обработки всех ситуаций. И время процессора не экономится что самое смешное, ведь большую часть времени система все равно проводит в ожидании устройств, а тут Z80 пофиг как ожидать - в поллинге или в хальте до прерывания.
    Не могу спорить с человеком, который лучше меня разбирается в программировании, но и согласиться не могу. Так что остаётся вариант попробовать самому и убедиться :-).

    Цитата Сообщение от Error404 Посмотреть сообщение
    Плюс узкое место всех подобных решений - требование двухпортовости ОЗУ (либо суровые извращения чтобы двухпортовости избежать).
    Двухпортовые ОЗУ всё ещё доступны с некоторых старых видеокарт (по крайней мере, у меня они есть), к тому же ВМ80 оставляет время для обращения к ОЗУ со стороны контроллера. Есть и ещё варианты.

  7. #6

    Регистрация
    20.06.2014
    Адрес
    г. Орск, Оренбургская обл.
    Сообщений
    813
    Спасибо Благодарностей отдано 
    33
    Спасибо Благодарностей получено 
    80
    Поблагодарили
    60 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от VituZz Посмотреть сообщение
    Двухпортовые ОЗУ всё ещё доступны с некоторых старых видеокарт (по крайней мере, у меня они есть)
    Двухпортовки нынче вполне доступны на ибее и али. Недавно брал DPSRAM 64Кх16 и 256Кх16.
    Турбо АГАТ-9/16 (ЦП 65C802, 5 Махов, dual-port SRAM).

  8. #7

    Регистрация
    05.10.2016
    Адрес
    г. Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,080
    Спасибо Благодарностей отдано 
    0
    Спасибо Благодарностей получено 
    5
    Поблагодарили
    5 сообщений
    Mentioned
    1 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от VituZz
    вот ИМС преобразователя +5 -> -5 на наших просторах мне найти не удалось
    Для этого микросхемы не нужны.

    В платах СПЕЦИАЛИСТ ЭКСПРЕСС напряжение -5 вольт получается "тупым лобовым" выпрямителем на двух диодах КД522, емкости и стабилитроне. От счётчика видеогенератора через ключ на +12 В (ЛН2, ЛА8 или транзистор) и ёмкость на этот выпрямитель подаётся частота 31.5 КГЦ. От этого питается КР580 и операционник 140УД6. Что очень надёжно и удобно, т.к освобождает БП от -5 вольт и экономит провода.

    А +12 В для КР580 удобно получать по схеме преобразователя для ВГ93 от NEMO из 1994. Она состоит из ключа на 531ЛН2, дросселя (на ферр.кольце), 2-х диодов, стабилитрона и ёмкости. Этого хватает для питания ВГ93 и/или КР580. Эту схему я применил на своих платах КНГМД в 1995 (с двумя кварцами).

    Вывод: Не нужны сложные активные преобразователи, достаточно простейших схем из пассивных элементов.
    Последний раз редактировалось barsik; 14.06.2017 в 20:21.

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Ответов: 48
    Последнее: 03.01.2017, 14:10
  2. Перспективы игростроения.
    от moroz1999 в разделе Игры
    Ответов: 71
    Последнее: 21.09.2015, 14:36

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •