Авторы не указали названия. Назовём его "Минск-64". Использован процессор КР580 на такте 2 МГЦ. ОЗУ - одна или две банки РУ5, причём доступны все 64К. ПЗУ на РФ2 с адреса 0, отключаемое. ROM-BIOS при старте копируется в ОЗУ, но в книжном варианте там только загрузчик с МГ-ленты, как в "Векторе-06Ц". Потенциально, т.е это указано в описании, есть диспетчер ОЗУ с двумя окнами по 32К. В каждом окне по 32К можно включить 32К из основного ОЗУ или из дополнительного. Но в книге нет схемы включения второй банки РУ5-тых и диспетчера ОЗУ, т.е реально описан вариант с 64К. Клавиатура - традиционная матрица 8*8, читаемая через ППА, так что можно использовать клавиатуру от
РК86.
Экран графический, линейный по вертикали, образует растр 256*256 пикселей. Частота сдвига точек 18 МГЦ : 12 = 1.6 МГЦ, отчего растр на весь экран телевизора. Экран занимает два экранных буфера по 8 кб в адресах 8000...BFFF. В одном экранном буфере хранится графика, в другом - цвет точек. Организация цвета такая-же как в 16-ти цветном режиме
ОРИОНА (2 цвета в пределах 8-ми точек). Но есть палитры. Выходной логический цвет с помощью ПЗУ 556РТ5 преобразуется в физический цвет, отчего общее число цветов до 256. Но одномоментно доступно только 16 цветов данной палитры. Также есть бордюр в 16 цветов. Экраннный режим только один, т.е ни монохрома, ни экрана в 512 точек нет. Т.е этот компьютер - что-то типа "Львова", но с синклеровским разрешение экрана по горизонтали.
Синхронизация обращений к ОЗУ процессора и видеочасти достигается с помощью WAIT. Однако в отличие от
ОРИОНА и цвет и графика, как и в
СИНКЛЕРЕ, берутся из одной банки ОЗУ. Период сдвига 8-ми точек делится на две равные части. В одной части обращается процессор, в другом считываются байт графики и байт цвета. Но не одновременно, как в
ОРИОНЕ, а как в
СИНКЛЕРЕ, поочереди. Используется грамотный режим работы РУ5-тых, когда при неизменном нулевом /RAS выдается два фронта /CAS, что возможно, т.к адреса экрана графики и цвета отличаются лишь одним битом, отчего /RAS второй раз защёлкивать излишне. Это даёт то же торможение, как при монохроме, хотя читаются два экранных байта. Торможение из-за WAIT такое же как в СИНКЛЕРЕ и ВЕКТОРЕ, а именно - скорость падает на 20% и реальный (эффективный) такт составляет 1.6 МГЦ.
Общее число корпусов - всего 38 штук (при ОЗУ 64К). Но, к сожалению, формирователь всех основных сигналов сделан на двух корпусах ПЛМ 556РТ1, что фатально затрудняет повтор конструкции радиолюбителем. Лучше бы применили на 20 корпусов 155 серии больше, вместо ПЛМ с плавкими перемычками.
Я с детства мечтал собрать этот компьютер, но всё погубила проблема прошивки ПЛМ 556РТ1. Даже разработал совместимый вариант, со схемой видеогенератора без РТ1, где за период вывода экранного байта делалось три равных обращения - одно для CPU и два для экрана, хотя это тормознуло бы КР580 на треть от его клока. Позднее, в конце 90-х, когда занимался эмуляторами собирался написать эмулятор этого компьютера, но хватило возни и с эмуляторами
ОРИОНА и
РК86. В реале этот компьютер можно было бы перевести на двойной такт и избавиться от WAIT. И КР580 это потянул бы. Тогда и быстродействие было бы быстрее
СИНКЛЕРА.
[свернуть]