Делать ещё один вариант РК с базовой архитектурой - неинтересно, неважно модульной он конструкции или одноплатный. Гораздо интереснее расширить РК, дать ему архитектуру, позволяющую удовлетворить более высокие потребности, можно сделать из РК "хамелеон". Т.е, при сохранении совместимости с базовым железом 1986 года, ввести такие доработки, которые должны были сделать авторы РК-МАКСИ в 1994-95. Меня вообще удивляет желание повторять схемы в оригинале. Вы что их для музея делаете? Или для себя?
Например, несложной схемой программно переключаемой "карты памяти" реализованной на 556РТ4 (по типу ИРИШИ), можно переносить адреса В/У куда угодно, например, освобождая сплошные 60К для ОЗУ на РУ5.
РУ5-е выгодно заменить на РУ7, чтобы получить внутренний эл.диск из лишнего ОЗУ (как в ОРИОНЕ). С ним работать быстрее, чем с внешней массовой памятью (на чём бы она ни была). И когда ты только собрал машину и никаких SD-карточек и винчестеров у тебя ещё нет, то всё-равно можешь полноценно пользоваться РК. Подключил его двумя проводами к IBM PC, закачал в эл.диск 192К десяток программ и пользуйся. РУ7 должен регенерироваться в стандартном режиме 30*78, т.к 9 векторов регенерации при выводе экрана перебираются всего за время вывода (512/78) 7-ми строк, т.е 64*7= 448 МКС, что меньше 4 МС. Одновременно с переключением архитектуры надо переключать и ПЗУ F800 (27256 вместо РФ2), чтобы были ROM-BIOS-ы для всех архитектур и "карт памяти". Наличие прошивки позволяет, например, получить
- цельно банковую коммутацию ОЗУ в окне 0...7FFF или 0...EFFF по типу ОРИОНА
- большое сплошное ОЗУ (0...EFFF) с портами F000...F7FF
- базовую архитектуру с открытым окном ОЗУ 8 кб на месте ППА D14 (A000...BFFF)
- архитектуру, когда в F800...FFFF - ОЗУ, защищённое от записи (загрузка личного ROM-BIOS)
Затем, программно переключаемая скорость тактирования CPU. ГФ24 вообще не нужен - он дефицитен и плохо работает с высокими кварцами. Да и вообще он не нужен при нормальном процессоре, т.е при Z80 или HD64180ZP8 (это Z80 с 8-ми разрядной шиной и адресным пространством в 512К). Если уж надо иметь КР580, то гораздо лучше работает схема формирования Ф1 и Ф2 СПЕЦИАЛИСТА. Можно 3 скорости - ТУРБО (где-то 3 МГЦ, максимум для КР580), номинальная скорость, и жульническая - в 2 раза медленнее номинала (чтобы проходить сложные игры).
Непонятно почему, делая платы РК, никто не поставил ВИ53, ведь он фактически стандарт РК86, т.к стандарты задавали публикации в РАДИО, а ВИ53 опубликован 3 раза. Однако нужны все 3 канала для звуков. ВИ53 может звучать красиво, если иметь регулировку громкости по каналам и генератор вибрато (6-8 ГЦ). Впрочем, AY-8912 обходится в меньшее число деталей, чем формирователи на выходах ВИ53.
Адаптер магнитофона никому и даром не нужен. Также для экономии места, второй ППА лучше вынести на периферию, введя вместо него регистр управления на 1533. На вход МГ подать мендр 5ГЦ, аналогично БК-010, что позволит работать в реальном времени и тем самым выводить музыку на ВИ53 в верном темпе.
Нужен красивый фонт шириной в 8 пикселей, а не 6, как в оригинале (тем более, что это обходится всего в 2 диода и резистор). Необходимо иметь 4 фонта. Для этого РФ2 мало. Нужен базовый фонт в 2К высотой не в 8 линий растра, а в 10 (хотя бы, чтобы рисовать рамки сплошные по вертикали, без необходимости перепрограммивать ВГ75 на высоту символов в 8 точек, что плющит изображение). Нужен альтернативный фонт и фонт для текстообработки (КОИ-8), где есть маленькие (прописные) русские буквы вместо псевдографики (0...1F), и четвертый фонт, где русские буквы на кодах 0...1F, а латинские большие и маленькие по стандарту ASCII (в оригинале РК КОИ7-Н1), чтобы работать в CP/M. Также надо сделать REVERSE VIDEO (это обходится в ТМ2, ЛП5 и два диода). На базовом РК это не очень удобно, но если мы можем менять ROM-BIOS, то можно программно поддержать такую схему.
Возможен фонт для игр, где прошиты фрагменты красивых спрайтов в разных фазах (односимвольные и 2*2, т.е состоящие из 4 символов). Тогда челевечек при беге будет шевелить ножками и ручками, пакмэн будет раскрывать рот, а взрыв будет красивым. Правда, сомневаюсь, что кого-то интересуют игры РК, даже если они станут чуть красивее. Впрочем, кардинальное решение - это программная загрузка фонта (что будет несколько громоздко и фатально удорожит плату). Можно подумать о цветовых схемах, они обходятся в мало деталей. Тут мнения нет, я их не видел в работе.
Процессор. Неудобная и нелогичная мнемоника INTEL всем давно надоела. Любой кто хоть чуть-чуть поработал в мнемонике Z80, уже никогда не возвращается к ней, даже работая для КР580. Для любителей старины можно поставить КР580, но стоит предусмотреть замену его на Z80 (или даже на 8-ми разрядный 68008). Разумно поставить две панельки - для КР580 и Z80. Какой нравится, такой и ставь. Если кто-то скажет, что Z80 несовместим с КР580, то это не довод. Несложно конвертировать те несколько программ РК, что не работают на Z80. Если будет РК на Z80, то я это сделаю. Вообще-то надо отрывать руки тем, кто делает программы для КР580 несовместимыми с Z80.
Разумно где-то разместить контроллеры 'micro-SD', винчестера IDE и КМОП для BIOS с часами (512ВИ1). А также предусмотреть место куда можно "втыкать" внешнюю графическую плату.
В общем, идею модульности можно конвертировать в маленькую основную плату РК с 3-мя слотами-разъёмами и развитыми периферийными платами. Для начала - платой мультикарты с основными контроллерами и платой граф.адаптера 512*256.
Считаю, что перед выпуском плат схему надо хорошенько обсудить в форуме. Тогда результат будет интересен людям и удастся набрать нужное число подписчиков для промышленного изготовления плат.




Ответить с цитированием