User Tag List

Страница 4 из 6 ПерваяПервая 123456 ПоследняяПоследняя
Показано с 31 по 40 из 57

Тема: Простой графический компьютер на Z80

  1. #31

    Регистрация
    13.12.2007
    Адрес
    Архангельск
    Сообщений
    2,189
    Записей в дневнике
    1
    Спасибо Благодарностей отдано 
    3
    Спасибо Благодарностей получено 
    13
    Поблагодарили
    13 сообщений
    Mentioned
    1 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    POP HL : LD (NN), HL 13 тактов?
    Ты слыхал как грузится Flyshark ?! нет, совсем не тот, что на дискете...а Flyshark, тот самый блин Flyshark...тот ,что был когда то на кассете...
    zx spectrum 48 issuse 6a, Ленинград-1, zx spectum 128 +2 grey,Пентагон-128, ZXM-Phoenix 5.02 ( assembly)

  2. #31
    С любовью к вам, Yandex.Direct
    Размещение рекламы на форуме способствует его дальнейшему развитию

  3. #32

    Регистрация
    05.10.2016
    Адрес
    г. Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,080
    Спасибо Благодарностей отдано 
    0
    Спасибо Благодарностей получено 
    5
    Поблагодарили
    5 сообщений
    Mentioned
    1 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Totem
    POP HL : LD (NN), HL 13 тактов?
    Не нашёл, где я такое писал. В 3-х блоках кода, что приведены на стр.1 этой темы вроде бы такого нет. В каком посте я допустил эту ошибку?

    Код:
    .
    	POP	HL 		; 10 тактов
    	LD	(nnnn),HL	; 16 тактов
    Даже, если бы я где-то в подсчётах тактов ошибся (а такого пока не увидел), то это не важно. Смысл примеров процедур видеовывода был показать, что времени обратного хода луча по строкам это от 12 МКС до 32 МКСЕК, что при выбранных тактах CPU даёт от 64 до 200 машинных тактов, вполне достаточно, чтобы сделать строб в адрес памяти или порта (что инициирует вывод ССИ на АГ3) и даже хватает на загрузку SP или HL адресом следующей строки и всё-равно ещё несколько десятков тактов приходится добирать NOP-ами. Главное, чтобы полное число тактов в строке умноженное на период машинного такта давало ровно 64 МКСЕК и даже если это не так, то дипазон захвата автоподстройки частоты строк это стерпит.

    Цитата Сообщение от Totem
    это тупик... Еще и на 580-м... Еще и с таким эффективным тактом...
    580-му в ОРИОНЕ/СПЕЦИАЛИСТЕ/ВЕКТОРЕ жутко тяжело с обычным 1bpp, а тут с такой "геморройной" схемой цветокодирования и количеством байт в строке не равным n-ой степени двойки - так тем более ему пыхтеть и пыхтеть...
    Не думаю, что это такая уж трагедия. Смотрите, соотношение объёма экрана к такту в СПЕЦИАЛИСТЕ 12:2=6, а здесь 7.68:1.2=6.4. А для Z80 варианта вдвое больше. Не знаю как в ВЕКТОРЕ, но в СПЕЦИАЛИСТЕ и ОРИОНЕ авторы сдуру применили небайтовый шрифт, отчего у них скорость вывода упала в 3 раза. При такой дурости никаких скоростей КР580 никогда не хватит. Именно поэтому ещё в 1988 я перевёл СПЕЦИАЛИСТ на байтовый шрифт. Здесь же шрифт байтовый, скоростной, цвет вообще не тормозит (никаких ненужных переключений банок), цвет заносится самой графикой. А, если цвет применить не эпловский, а знакоместный (доп. ОЗУ 6514 с автозаписью из регистра цвета), то и Z80 с тактом в 8 МГЦ не сможет выводить цвет быстрее (т.к цвет выводится мгновенно без потерь на это ресурса).

    Но главный довод. Ни СПЕЦИАЛИСТ, ни ОРИОН, ни даже ВЕКТОР не могут сделать аппаратный ролик, а это самая критичная к скорости CPU процедура.

    Что касается графики. Да, при некратности числа пикселов на экранный байт степени двойки - чуть хуже. Но чем это хуже, чем, например, при числе пикселей на экранный байт в 4? Один лишний сдвиг вообще на скорости не отразится. Но главный довод другой. Графика вообще не понадобится.

    Этому компьютеру не грозят красивые графические игры уровня СИНКЛЕРА (и даже уровня ZX80). Максимум из игр, что возможно получит этот компьютер, это адаптации чисто текстовых игр от РК86, оцвеченных под такой цвет. Всё остальное чисто текстовые программы. Поэтому, конечно, 6-ти битовый вывод предпочтительнее, чем 7-ми битовый (большее число сиволов в строке), а 7-ми битовый предпочтительнее 8-ми битового. Мы же не хотим иметь всего 32 символа в строке, как в ZX-Spectrum? Я ещё не решил лучше 6-ти битовый вывод или 7-ми битовый. У 6-ти битового символов больше и цветов тоже больше (есть хоть какой-то цвет для текстов).

    Из программ, всё на что может рассчитывать этот компьютер это мой текстовый редактор для РК86 с блоками (4 кб), мой макроассемблер (увы в мнемонике КР580, т.к писалось давно), бейсик от РК86, несколько ДОС (в т.числе CP/M) работающие с внешним эл.диском в 256К на статике (а возможно и с винтом) и соответственно Нортоны для каждой из этих ДОС. И всё.

    Небольшой проблемой представляется только интерфейс с IBM PC. Т.к из-за специфики, тут ВВ51 не применить. Ничего, протокол передачи по нескольким проводам с опросом готовности сможет качать со скоростью 1 кб в секунду, а при погашенном экране и более. Впрочем, можно и ВВ51 (что даёт аж 4 кб/сек), если гасить экран на время передачи.

    Ещё не решил с чего начать макетирование. С варианта Z80 или КР580 (готовое ядро с КР580 на такте 3.5 МГЦ у меня тоже сохранилось).

    Подумал о переделке РК86 в такой компьютер. К сожалению, есть проблема. Т.к регенерация ОЗУ будет только во время вывода растра, а на время обратного хода кадровой развёртки, что длится (312-192)*20 МСЕК = 7.69 МСЕК регенерация ОЗУ прекращается. РУ5-тые с периодом регенерации в 2 МСЕК и РУ7-мые с периодом регенерации в 4 МСЕК работать не смогут. Только SIMM 1 мб с периодом регенерации в 16 МСЕК смогут работать. Идея оставить в РК ПДП и стартовать его на время обратного хода луча по кадрам при такте 3 МГЦ тормознет прогон на 15% и не кажется мне удачной идеей.
    Последний раз редактировалось barsik; 20.04.2017 в 21:58.

  4. #33

    Регистрация
    13.12.2007
    Адрес
    Архангельск
    Сообщений
    2,189
    Записей в дневнике
    1
    Спасибо Благодарностей отдано 
    3
    Спасибо Благодарностей получено 
    13
    Поблагодарили
    13 сообщений
    Mentioned
    1 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    barsik, дело хозяйское, я просто предлагаю не скатываться до компов-терминалов, их наплодили уже столько, что просто смешно, а соблюсти количество корпусов/цвет / производительность/цена -и главное совместимость, вполне реально.
    ждем реализацию, давно лежат "корпуса" под РК86, он прекрасен для времени, когда один магнитофон и один РК на целый дом.

    - - - Добавлено - - -

    Цитата Сообщение от barsik Посмотреть сообщение
    Подумал о переделке РК86 в такой компьютер. К сожалению, есть проблема. Т.к регенерация ОЗУ будет только во время вывода растра, а на время обратного хода кадровой развёртки, что длится (312-192)*20 МСЕК = 7.69 МСЕК регенерация ОЗУ прекращается. РУ5-тые с периодом регенерации в 2 МСЕК и РУ7-мые с периодом регенерации в 4 МСЕК работать не смогут. Только SIMM 1 мб с периодом регенерации в 16 МСЕК смогут работать. Идея оставить в РК ПДП и стартовать его на время обратного хода луча по кадрам при такте 3 МГЦ тормознет прогон на 15% и не кажется мне удачной идеей.
    но ведь можно просто как предложено по видео и просто использовать ПДП/DMA и статика, "корпуса" не стоят сейчас "ничего", DRAM как RAM диск хоть на 4Mб.
    z80 есть "рефрешь" у большинства DRAM FPM - CAS BEFORE RAS -саморегенерация.
    вообщем если из "железа", что надо обращайтесь.
    Ты слыхал как грузится Flyshark ?! нет, совсем не тот, что на дискете...а Flyshark, тот самый блин Flyshark...тот ,что был когда то на кассете...
    zx spectrum 48 issuse 6a, Ленинград-1, zx spectum 128 +2 grey,Пентагон-128, ZXM-Phoenix 5.02 ( assembly)

  5. #34

    Регистрация
    20.06.2014
    Адрес
    г. Орск, Оренбургская обл.
    Сообщений
    813
    Спасибо Благодарностей отдано 
    33
    Спасибо Благодарностей получено 
    80
    Поблагодарили
    60 сообщений
    Mentioned
    0 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от barsik Посмотреть сообщение
    Но главный довод. Ни СПЕЦИАЛИСТ, ни ОРИОН, ни даже ВЕКТОР не могут сделать аппаратный ролик, а это самая критичная к скорости CPU процедура.
    Дык, Вектор как раз-таки и умеет!


    Цитата Сообщение от barsik Посмотреть сообщение
    Да, при некратности числа пикселов на экранный байт степени двойки - чуть хуже. Но чем это хуже, чем, например, при числе пикселей на экранный байт в 4? Один лишний сдвиг вообще на скорости не отразится.
    Читай внимательнее, я говорил о "количестве байт в строке не равным n-ой степени двойки". Разницу чувствуешь?


    Цитата Сообщение от barsik Посмотреть сообщение
    Но главный довод другой. Графика вообще не понадобится.
    Упс, а как же это соотносится с названием топика?...


    Если нужен чисто текст, да побольше символов в строке, да побольше строк. Ищем на барахолке zx-pk платку от игрового автомата IgroSoft, берем с нее модуль с CPLD EPM3256, проц и ром. В XGA-развертке 1024x768 делаем аппаратный текстовый режим 128x96 при шрифтоматрице 8х8 или 128х48 при 8х16. Четные байты - символ, нечетные - аттрибуты (цвет символа и цвет фона). На ибэях или алиэкспресах берем DPSRAM, сейчас они вполне доступны. В этом случае проц будет абсолютно независим от видеогенератора, и разгоняей его сколько хотелке угодно. Получится система на 5 корпусах (CPU + ROM + DPSRAM + CPLD + FONTROM).
    Да и графрежим можно в такую достаточно жирную CPLD засунуть.
    Хотя может и не прокатить - в CPLD мало внутренних связей. Тогда взять модуль с циклоном первым на 3К - уж точно влезет (а заодно и FONTROM внутрь упрятать).
    Последний раз редактировалось LeoN65816; 20.04.2017 в 23:13.
    Турбо АГАТ-9/16 (ЦП 65C802, 5 Махов, dual-port SRAM).

  6. #35

    Регистрация
    13.12.2007
    Адрес
    Архангельск
    Сообщений
    2,189
    Записей в дневнике
    1
    Спасибо Благодарностей отдано 
    3
    Спасибо Благодарностей получено 
    13
    Поблагодарили
    13 сообщений
    Mentioned
    1 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    да ладно, тут люди в личке шутят так,
    Статика ОЗУ больших объёмов сейчас доступна любая.
    Но в плане расширения неудобно (требуется пайка) , использовать планки динамической памяти DDR ,более практично.
    По экспериментирую , как по быстродействию, SIMM30pin вроде все медленные.
    Буду пробовать
    эвоно как бывает.
    Ты слыхал как грузится Flyshark ?! нет, совсем не тот, что на дискете...а Flyshark, тот самый блин Flyshark...тот ,что был когда то на кассете...
    zx spectrum 48 issuse 6a, Ленинград-1, zx spectum 128 +2 grey,Пентагон-128, ZXM-Phoenix 5.02 ( assembly)

  7. #36

    Регистрация
    05.10.2016
    Адрес
    г. Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,080
    Спасибо Благодарностей отдано 
    0
    Спасибо Благодарностей получено 
    5
    Поблагодарили
    5 сообщений
    Mentioned
    1 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Leon5816
    Цитата Сообщение от barsik
    ни даже ВЕКТОР не могут сделать аппаратный ролик, а это самая критичная к скорости CPU процедура
    Дык, Вектор как раз-таки и умеет!
    А точная ли это информация? Хотя про Вектор, кроме формата экрана, типа ОЗУ, типа CPU, его такта и наличия WAIT ничего не знаю, но не путаете ли Вы Вектор с БК-010? Разве там есть аппаратный ролик? Это же графический компьютер на мелкой логике, не на БИС.

    Цитата Сообщение от Leon5816
    Цитата Сообщение от barsik
    Но главный довод другой. Графика вообще не понадобится
    Упс, а как же это соотносится с названием топика?
    Ну не мог же я назвать это текстовым компьютером? При поставленной задаче вообще без разницы текстовый компьютер или графический. В графическом при такой концепции оказывается меньше деталей (отпадает ПЗУ с фонтом и счётчик линий в знакоместе).

    Цитата Сообщение от Leon5816
    Цитата Сообщение от barsik
    Да, при некратности числа пикселов на экранный байт степени двойки - чуть хуже...
    Читайте внимательнее, я говорил о количестве байт в строке не равным n-ой степени двойки
    Да, не обратил внимание, что Вы о размере строки. Потому что размер строки в байтах вообще никого не волнует. Вы это указали из соображений, что шаг по вертикали не кратный степени двойки тормозит рассчёт позиций - надо использовать сложение, а не сдвиг. Ну а кто Вам мешает использовать табличное умножение. Но в данной концепци это вообще не довод, - экран вообще может быть "размазан" по всему ОЗУ тонким слоем с любым строчным шагом (и даже в любом порядке). Кто нас обязывает делать строчный шаг обязательно в 40 байт? Можно сделать и 64. Только зачем? Ускорение не составит и 0.1 процента...

    Цитата Сообщение от Leon5816
    Если нужен чисто текст, да побольше символов в строке, да побольше строк, то ищем на барахолке платку от игрового автомата...
    Не было в конце 80-тых никаких игровых автоматов на ПЛИС. А вот побольше строк не надо, ни для CP/M, ни для текстообработки, 24/25 строк оптимально.

    Цитата Сообщение от Leon5816
    система на 5-ти корпусах (CPU + ROM + DPSRAM + CPLD + FONTROM)
    Это не та тема. Тут не стоИт задача сделать ЭВМ на современной элементной базе. Ясно, что любую ЭВМ этого сайта можно сделать в одном кристаллле, но это не значит, что это надо делать, - кому это интересно? Ведь это просто аппаратная версия программных эмуляторов, которые, к тому же, в отличие от железных, не требуют работы паяльником.

    Цитата Сообщение от Totem
    У Z80 есть "Refresh" у большинства DRAM FPM - CAS BEFORE RAS -саморегенерация
    Речь же об РК86. Нет там ни Z80, ни DRAM допускающих CAS before RAS, а есть КР580 и есть 565РУ3, которые даже не буферизованы, отчего РК хреново тянет кварц выше 24 МГЦ, да и клок получается делением частоты кварца на 9, что создаёт проблемы для получения частоты сдвига выходного регистра (равной частоте такта умноженной на 7, 8 или 12). Предложите простой вариант, использующий подобную или другую концепцию, превращающую РК86 в графический компьютер, используя только детали 80-тых годов.

    Цитата Сообщение от Totem
    но ведь можно просто, как предложено, для видео и просто использовать ПДП/DMA и статика
    Да, статика это вариант. Статику можно и даже нужно поставить в РК. При этом РУ3-тьи, ПДП и ВГ75 придётся снять, - они не нужны (лишь зря грузят шину), т.к ПДП мешает программному видео выводу.

    Хотя можно решить проблему нерегенерации ОЗУ средствами, что в РК86 уже есть, т.е за счет перезапуска ПДП в конце программного видео вывода и останова ПДП перед началом программного вывода первой строки. Ценно, что это программное решение, без работы паяльником и расхода деталей, т.е решение в нужном стиле.

    Я ранее написал чушь, что ПДП тормознёт на 15%. Это я вспомнил насколько тормозит ПДП при обслуживании ВГ75. А здесь другая задача. За обратный ход луча не надо обcлуживать ВГ75, а надо лишь несколько раз за обратный ход луча считать по 128 байт для регенерации. Это тормознёт на менее 1%.

    При переделке РК на графику работ паяльником и так хватит. Придётся ставить буфер на ОЗУ. Иначе не разогнать КР580 до такта в 3.25 МГЦ. И ГФ24 придётся выкинуть, заменив на схему формирователя от СПЕЦИАЛИСТА с коэффициентом деления 7 или 8. А вот вторую банку ОЗУ лучше действительно ставить статикой.
    Последний раз редактировалось barsik; 21.04.2017 в 01:41.

  8. #37

    Регистрация
    13.12.2007
    Адрес
    Архангельск
    Сообщений
    2,189
    Записей в дневнике
    1
    Спасибо Благодарностей отдано 
    3
    Спасибо Благодарностей получено 
    13
    Поблагодарили
    13 сообщений
    Mentioned
    1 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    barsik,
    Цитата Сообщение от barsik Посмотреть сообщение
    Речь же об РК86 нет там ни Z80, ни DRAM допускающиз CAS before RAS, а есть КР580 и есть 565РУ3, которые даже не буферизованы, отчего РК хреново тянет кварц выше 24 МГЦ, да и клок получается деленем частоты кварца на 9, что создаёт проблемы для получения частоты сдвига выходного регистра (равной чатоте такта умноженной на 7, 8 или 12). Предложите простой вариант, использующий подобную или другую концепцию, превращающую РК86 в графический компьютер, используя только детали 80-тых годов.
    Если смысл только в этом, то делай(те), но учти(те), что это наследие не плохих инженеров, а плохой элементной базы, доступной большинству пользователей/радиолюбителей в года. Есть "масса и тонна" на 580 решений".
    все детали абсолютно доступны, нужен "переходник/панелька/микруха", поможем.
    Предложите простой вариант, использующий подобную или другую концепцию я ее уже предложил, позаимствовав все лучшие идеи для 8 бит, самоделки. -процессор работает на максимальной скорости, на которую способен, пишет в своем и чужом адресном пространстве, видеоконтроллер вообще не знает, команды кроме как, сменить страницу вывода на экран.

    - - - Добавлено - - -

    Цитата Сообщение от barsik Посмотреть сообщение
    ПДП при обслуживании ВГ75
    ребята на 2х 75, уже сделали отличные вещи,
    http://zx-pk.ru/threads/26455-chto-m...nie/page4.html
    Ты слыхал как грузится Flyshark ?! нет, совсем не тот, что на дискете...а Flyshark, тот самый блин Flyshark...тот ,что был когда то на кассете...
    zx spectrum 48 issuse 6a, Ленинград-1, zx spectum 128 +2 grey,Пентагон-128, ZXM-Phoenix 5.02 ( assembly)

  9. #38

    Регистрация
    05.10.2016
    Адрес
    г. Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,080
    Спасибо Благодарностей отдано 
    0
    Спасибо Благодарностей получено 
    5
    Поблагодарили
    5 сообщений
    Mentioned
    1 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Totem
    ребята на двух ВГ75, уже сделали отличные вещи
    http://zx-pk.ru/threads/26455-chto-m...nie/page4.html
    Мне кажется, что Вы немного перепутали темы. Есть промышленный комп, где две ВГ75 (не считая МЦПГ Партнёра), это кажется АРГО. А у freddy только одна ВГ75. Но он изобрёл 2 победительные идеи:

    - как получить в ВГ75 пятый атрибут (он добывается из сигнала LTEN стробированием)
    - как на ВГ75 сделать полностью графический компьютер

    Пятый атрибут очень нужен, т.к для цвета нужны все 4 стандартных атрибута. А для КОИ-8 стандартного атрибута уже не хватает. Ну а графический компьютер на ВГ75, это работает, но слишком громоздко (далеко не минимальный комп) и очень неудобно в программировании.
    Последний раз редактировалось barsik; 22.04.2017 в 10:12.

  10. #39

    Регистрация
    24.05.2005
    Адрес
    г. Запорожье, Украина
    Сообщений
    992
    Спасибо Благодарностей отдано 
    571
    Спасибо Благодарностей получено 
    365
    Поблагодарили
    239 сообщений
    Mentioned
    2 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Totem Посмотреть сообщение
    POP HL : LD (NN), HL 13 тактов?
    имелось ввиду 13 тактов на байт видимо )

  11. #40

    Регистрация
    13.12.2007
    Адрес
    Архангельск
    Сообщений
    2,189
    Записей в дневнике
    1
    Спасибо Благодарностей отдано 
    3
    Спасибо Благодарностей получено 
    13
    Поблагодарили
    13 сообщений
    Mentioned
    1 Post(s)
    Tagged
    0 Thread(s)

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от barsik Посмотреть сообщение
    Мне кажется, что Вы немного перепутали темы. Есть промышленный комп, где две ВГ75 (не считая МЦПГ Партнёра), это кажется АРГО. А у freddy только одна ВГ75. Но он изобрёл 2 победительные идеи:

    - как получить в ВГ75 пятый атрибут (он добывается из сигнала LTEN стрбированием)
    - как на РК86 сделать полностью графический компьютер

    Пятый атрибут очень нужен, т.к для цвета нужны все 4 стандартных атрибута. А для КОИ-8 стандартного атрибута уже не хватает. Ну а графический компьютер на ВГ75, это работает, но слишком громоздко (далеко не минимальный комп) и очень неудобно в программировании.
    нет, просто любая попытка уйти от социума-читай большинства пользователей ,обречена. В рамках "самоделки" позволено все, но моя "самоделка" полностью совместима с ZX 128, "дико например", это значит, что можно взять почти, все наследие музыки ZX и SAM COUPE, любая железка с ZX ,будет работать
    в слотах, все на абсолютно доступных деталях.
    Ты слыхал как грузится Flyshark ?! нет, совсем не тот, что на дискете...а Flyshark, тот самый блин Flyshark...тот ,что был когда то на кассете...
    zx spectrum 48 issuse 6a, Ленинград-1, zx spectum 128 +2 grey,Пентагон-128, ZXM-Phoenix 5.02 ( assembly)

Страница 4 из 6 ПерваяПервая 123456 ПоследняяПоследняя

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Самодельный компьютер на Z80 и не только
    от KeKc в разделе Разработка электроники
    Ответов: 1332
    Последнее: 19.01.2025, 20:45
  2. RC2014 — модульный бейсик-компьютер на Z80
    от foxweb в разделе Зарубежные компьютеры
    Ответов: 6
    Последнее: 27.07.2020, 00:52
  3. графический редактор
    от yur в разделе Вектор
    Ответов: 1
    Последнее: 08.11.2012, 13:01
  4. куплю самый простой спек! 48кб самый простой
    от REMR в разделе Барахолка (архив)
    Ответов: 9
    Последнее: 23.08.2008, 23:42

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •